Научная статья на тему 'Организационно-правовые механизмы обеспечения антитеррористической безопасности в ФРГ в начале XXI в'

Организационно-правовые механизмы обеспечения антитеррористической безопасности в ФРГ в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
TERRORISM / GERMANY / ANTI-TERRORIST LEGISLATION / TERRORIST THREAT / FEDERAL POLICE / FEDERAL CRIMINAL POLICE OFFCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хришкевич Татьяна Георгиевна

The article presents the analysis of the organizational and legal mechanisms for German anti-terrorism security. The article examines changes in anti-terrorism legislation: the qualifcation methods of committing acts of terrorism and penalties. It refers to the peculiarities of budget formation for the implementation of anti-terrorism measures (in particular, the increase of assignments for the modernization of science and technology, improvement of forensic investigations and communication, as well as personal protective equipment). The article explores the structure of the institutional bodies of struggle against terror threat in Germany, such as the Federal Ministry of the Interior, Federal Police, Federal Offce of Criminal Police and Special Forces (GSG 9). Particular attention is paid to information security. Early in the 21st century German legislation has considerably expanded the power of the Federal Criminal Offce for the fght against terrorism. It has got the right to ask for personal data of certain groups of people or to search personal computers of people without their consent. In addition, the paper examines the experience of struggle against Islamic extremism in the Federal Republic of Germany from 2001 to 2015, as well as its causes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISMS FOR ENSURING ANTI-TERRORISM SECURITY IN THE FRG AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

The article presents the analysis of the organizational and legal mechanisms for German anti-terrorism security. The article examines changes in anti-terrorism legislation: the qualifcation methods of committing acts of terrorism and penalties. It refers to the peculiarities of budget formation for the implementation of anti-terrorism measures (in particular, the increase of assignments for the modernization of science and technology, improvement of forensic investigations and communication, as well as personal protective equipment). The article explores the structure of the institutional bodies of struggle against terror threat in Germany, such as the Federal Ministry of the Interior, Federal Police, Federal Offce of Criminal Police and Special Forces (GSG 9). Particular attention is paid to information security. Early in the 21st century German legislation has considerably expanded the power of the Federal Criminal Offce for the fght against terrorism. It has got the right to ask for personal data of certain groups of people or to search personal computers of people without their consent. In addition, the paper examines the experience of struggle against Islamic extremism in the Federal Republic of Germany from 2001 to 2015, as well as its causes.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые механизмы обеспечения антитеррористической безопасности в ФРГ в начале XXI в»

УДК 94 (4)

Т. Г. Хришкевич

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ФРГ В НАЧАЛЕ XXI в.*

В статье представлен анализ организационно-правовых механизмов обеспечения антитеррористической безопасности в ФРГ, рассмотрены изменения в антитеррористическом законодательстве (в частности, квалификация способов совершения актов терроризма и виды наказаний). Автор обращается к особенностям формирования бюджета на осуществление антитеррористических мероприятий (увеличение ассигнований на модернизацию научно-технической области, совершенствование судебно-медицинских исследований и средств коммуникации, а также средств индивидуальной защиты). Исследована структура органов борьбы с террористической угрозой в ФРГ: Федерального министерства внутренних дел, Федеральной полиции, Федерального ведомства уголовной полиции и специальных подразделений (СБС 9). Особое место уделено информационной безопасности. Сделан вывод о том, что в начале XXI в. законодательство Германии значительно расширило полномочия Федерального криминального ведомства по борьбе с терроризмом. Кроме того, рассмотрен опыт практической борьбы с исламским экстремизмом в ФРГ с 2001 по 2015 гг.

Ключевые слова: терроризм, Германия, антитеррористическое законодательство, террористическая угроза, Федеральная полиция, Федеральное ведомство уголовной полиции.

В 2014-2015 гг. Европа столкнулась с новым для неё вызовом — миграционным кризисом. Сотни тысяч беженцев из Сирии, Ирана, Ливана и других стран хлынули на просторы Евросоюза. Обеспокоенные назревающим ценностно-идеологическим кризисом европейцы развернули дискуссию об угрозе терроризма, экспорт которого стал пугающе близким после терактов в Брюсселе и Париже в 2015 г. Наиболее притягательной для беженцев стала Федеративная Республика

* Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 17-01-00190 «Региональная диспропорция современной Германии: сравнительный анализ социальных индикаторов».

Германия — стабильная, экономически успешная, манящая пособиями и рабочими местами. На начало декабря 2015 г. число попросивших убежище в ФРГ составило 441 899 человек1 (по данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев — Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). При этом председатель профсоюза германской полиции (GdP) Райнер Вендт заявил, что им удаётся регистрировать на границах только около 10 % прибывающих в страну беженцев. Т. е. полиция не может назвать точное число зарегистрированных2. Нельзя уверенно заявлять, что все мигранты несут террористическую идею, но продолжающиеся теракты (такие, как, например, в театре «Батаклан» в Париже) подпитывают истерию средств массовой информации.

В борьбе с терроризмом важным вопросом является формирование соответствующих организационно-правовых механизмов, эффективной системы противодействия ему на национальном и международном уровнях. В ФРГ проблема терроризма имеет почти полувековую историю. В Германии борьба с терроризмом началась не после 2001 г., а в 1968 г., когда немецкая леворадикальная организация «Фракция Красной Армии» (Rote Armee Fraktion, RAF) осуществила первый поджог, перейдя затем к актам насилия. Череда преступлений привела к тому, что были приняты первые законы, ограничивающие права граждан (например, «запрет на профессию»). Однако первый собственно антитеррористический закон появился в ФРГ 19 декабря 1986 г.3 Он является законом о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс ФРГ и в Закон о судоустройстве ФРГ с тем, чтобы приспособить их нормы к нуждам борьбы с терроризмом.

1 Aktuelle Zahlen zu Asyl. [Elektronische ressource]: URL: https:/ / www.bamf.de/SharedDocs/ Anlagen/DE/Downloads/Infothek/

Statistik/ Asyl / statistik-anlage-teil-4-aktuelle-zahlen-zu-asyl. pdf ?__

blob=publicationFile (behandlungsdatum: 03.03.2016).

2 Chef der Polizeigewerkschaft: „Polizisten an der Grenze fühlen sich auf den Arm genommen". [Elektronische ressource]: URL: http://www. huffingtonpost.de/2016/01/24/rainer-wendt-grenze-kontr_n_9063884. html?utm_hp_ref=germany (behandlungsdatum: 08.03.2016).

3 Gesetz zur Bekämpfung des Terrorismus, 19.12.1986. [Elektronische ressource]: URL: http://www.bgbl.de/banzxaver/bgbl/text. xav?SID=&tf=xaver.component.Text_0&tocf=&qmf=&hlf=xaver.compo-nent (behandlungsdatum: 19.10.2016).

Согласно закону о борьбе с терроризмом 1986 г., к террористической деятельности в ФРГ относят: нанесение ущерба целостности, а также внешней или внутренней безопасности; прекращение действия или подрыв конституционных основ; нанесение ущерба безопасности размещённым на территории ФРГ войскам иностранных государств — участников Североатлангического договора и пр. В качестве способов совершения актов терроризма перечисляются: преднамеренное убийство, убийство простого вида, взятие заложников, квалифицированный поджог, производство взрыва (в том числе с применением ядерной энергии), производство опасного для жизни затопления, нападение на водный, воздушный или железнодорожный транспорт, угрожающее общественной безопасности отравление и др.4

В Уголовном Кодексе 1871 г. (в редакции от 13 ноября 1998 г.) определяющей в плане борьбы с терроризмом нормой является статья 129а «Создание террористических объединений». Она предусматривает следующие виды наказаний: «Если лицо относится к главарям или тайным покровителям сообщества, то оно наказывается лишением свободы на срок не менее трёх лет», «Кто оказывает поддержку обозначенному сообществу или вербует в него, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до пяти лет». Кроме того, Закон о борьбе с терроризмом включил в Уголовный кодекс ФРГ статью 130а «Подведение к совершению преступлений». Статья предусматривает ответственность в случае, если лицо распространяет, публично выставляет, рекламирует или иным образом делает доступным сочинение, которое по своему содержанию предназначено для создания у другого человека готовности совершить то или иное из преступлений, нарушающих общественное спокойствие. К этой категории, помимо уже перечисленных в ст. 129а, относятся: массовые беспорядки, причинение тяжких телесных повреждений (включая отравление), похищение людей для вывоза за Гранину или обращения в рабство, разбой, создание угрозы безопасности дорожного транспорта, разрушение телекоммуникационных сооружений и т. п.

4 Gesetz zur Bekämpfung des Terrorismus, 19.12.1986. [Elektronische ressource]: URL: http://www.bgbl.de/banzxaver/bgbl/text. xav?SID=&tf=xaver. component. Text_0&t ocf=&qmf=&hlf=xaver.compo-nent (behandlungsdatum: 19.10.2016).

Статья 1296 регулирует возможность обмена информацией о предполагаемых террористах на территории ФРГ между немецкими национальными спецслужбами и их коллегами из стран ЕС. Ведомство по охране конституции (Bundesamt fur Verfassungsschutz, BfV), Федеральная разведывательная служба (Bundesnachrichtendienst, BND), а также Военная контрразведка (Militärischer Abschirmdienst, MAD) получили право запрашивать информацию у телефонных компаний и интернет-провайдеров о контактах и данных пользователей5.

Существенные изменения в антитеррористическом законодательстве ФРГ произошли после терактов в США 11 сентября 2001 г. В течение ноября — декабря 2001 г. были приняты так называемые «антитеррористические пакеты» Отто Шили (по имени министра внутренних дел ФРГ в 1998-2005 it.). «Первый антитеррористический пакет» был принят 9 ноября 2001 г., «второй антитеррористический пакет» — 14 декабря 2001 г.6 Они произвели изменения во множестве областей: от уголовного права до правовых норм, касающихся иностранцев. Нововведения были подчинены двум основным задачам: террористическая сеть может быть побеждена только путём создания мощной единой сети служб безопасности; успех в борьбе с терроризмом предполагает, в первую очередь, принятие адекватных превентивных мер. В частности, предусматривалось внесение изменений в 14 законодательных и подзаконных актов.

Срок действия чрезвычайных антитеррористических законов был рассчитан на пять лет. Вопрос о его продлении встал перед правительством Ангелы Меркель. 5 января 2007 г. был принят закон о продлении Закона о борьбе с терроризмом

5 Gesetz zur Bekämpfung des internationalen Terrorismus 09.01.2002(Terrorismusbekämpfungsgesetz). [Elektronische ressource]: URL: http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/

DE/Gesetze st exte/Terrorismusb ekaempfungsgesetz_pdf.pdf?__

blob=publicationFile (behandlungsdatum: 19.12.2016).

6 Gesetzbeschluss des Deutschen Bundestages: Gesetz zur Bekämpfung des internationalen Terrorismus (Terrorismusbekämpfungsgesetz), Bundesrats-Drucksache 1059/01 vom 14/12/2001; Gesetz zur Bekämpfung des internationalen Terrorismus (Terrorismusbekämpfungsgesetz) vom 9. Januar 2002, Bundesgesetzblatt Teil 1, Nr.3 vom 11.1.2002. [Elektronische ressource]: URL: http: //www.cilip.de/terror/gesetze.htm (behandlungsdatum: 20.10.2016).

сроком на пять лет (Terrorismusbekämpfungsgesetzes7), предусматривавший также некоторые изменения и уточнения антитеррорисгического законодательства. В 2011 и 2016 гг. он дважды продлевался на 5 лет — до 2015, а затем до 2021 it.8

Борьба с терроризмом требует существенных расходов государства. На протяжении ноября 2001 г. в бундестаге шла дискуссия вокруг проекта бюджета на 2002 г. и выделения 4,3 млрд марок на меры безопасности в целом, а также дополнительных средств в 3 млрд марок на так называемый «антитеррористический пакет». Деньги предполагалось разделить следующим образом: для Федеральной пограничной охраны — 100 млн марок; Федерального криминального ведомства — 85,3 млн марок (на модернизацию научно-технической области, совершенствование судебно-медицинских исследований и средств коммуникации, а так же средств индивидуальной защиты); Ведомству по охране конституции — 251,9 млн марок и дополнительно 18,972 млн марок для усиления наблюдения за террористической деятельностью; Федеральному ведомству по вопросам информационной безопасности — 70,61 млн марок и дополнительно 31,149 млн марок для совершенствования оперативных возможностей в области информационных технологий и разработки защитных мер. Кроме того, ангитеррористический пакет включал в себя расходы на расширение персонала и увеличение вклада ФРГ в бюджет Европола (Германия вносит 25 %)9.10 декабря 2001 г. был принят закон «О финансировании борьбы с терроризмом», предусматривавший направление денежных средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога, на борьбу с терроризмом.

7 Gesetz zur Ergänzung des Terrorismusbekämpfungsgesetz vom 5 Januar 2007. [Elektronische ressource]: URL: http: http://www.bmi.bund. de/SharedDocs/Gesetzestexte/DE/Terrorismusbekaempfungsergaen-zungsgesetz.pdf;jsessionid=FD22FAE0CF73E69752A42C0EE5F5CB19.2_ cid364?_blob=publicationFile (behandlungsdatum: 21.10.2016).

8 Anti-Terror-Gesetze bis 2015 verlängert. [Elektronische ressource]: URL: http: / / www.zeit.de/politik/ deutschland/2011-10/anti-terror-ge-setz-verlaengerung (дата обращения: 12.12.2016).

9 Mehr Geld und Personal für die innere Sicherheit im Jahr 2002. [Elektronische ressource]: URL: Docs/Downloads/DE/Broschueren/2004/

Nach_dem_ll_September_2001_Massnahmen_Id_95066_de.pdf?__

blob=publicationFile (behandlungsdatum: 12.12.2016).

11 декабря 2001 г. был принят закон «О гармонизации защиты свидетелей, которым грозит опасность». Он указывал, что лицо, без чьих показаний в производстве по уголовному делу было бы невозможно либо серьёзно затруднено исследование обстоятельств дела или установление местонахождения обвиняемого, может быть с его согласия защищено мерами данного закона, если данное лицо по причине своей готовности дать показания попадает в опасное для его жизни, здоровья, свободы или для существенной части его имущества положение и если это лицо в состоянии подвергнуть себя мерам по защите свидетелей. Аналогичные меры могут быть применены также к родственникам и близким свидетеля. Защита свидетеля длится до тех пор, пока существует опасность для его интересов10. В целом, в начале XXI в. германское антитеррористическое законодательство развивается в соответствии с общемировыми тенденциями.

В мае 2004 г. Министерство внутренних дел выпустило сборник с названием «После 11 сентября 2001 г. Меры по борьбе с терроризмом»11. В нём О. Шили обозначил следующие цели по борьбе с терроризмом, которые преследует Федеральное правительство: предоставить органам безопасности необходимые полномочия для эффективной борьбы с новыми формами терроризма; улучшить обмен данными между соответствующими органами для предотвращения проникновения террористов в Германию; усилить меры безопасности; усилить правовую основу для использования биометрических данных в паспортах с целью установления иностранцев, занимающихся экстремистской деятельностью в Германии.

Совершенствование организационно-правовых механизмов требовало создания единого координационного цен-

10 Законодательство ФРГ по борьбе с терроризмом / / Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт. [Электронный ресурс]: URL: http:// iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14159 (дата обращения: 11.12.2016).

11 Nach dem 11. September 2001. Maßnahmen gegen den Terror. Dokumentation aus dem Bundesministerium des Innern. [Elektronische ressource]: URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/ DE/Broschueren/2004/Nach_dem_ll_September_2001_Massnahmen_ Id_95066_de.pdf?_blob=publicationFile (behandlungsdatum: 11.12.2016).

тра. В декабре 2004 г. в Берлине на базе штаб-квартиры Федерального ведомства криминальной полиции и Федерального ведомства по защите конституции был создан Антитеррористический ситуационный центр (Anti-Terror-Lagezentrum). Он осуществляет анализ сведений, связанных с террористическими угрозами, обеспечивает оперативный обмен информацией между всеми немецкими полицейскими и разведывательными ведомствами, участвующими в борьбе с терроризмом. Как сообщил на его открытии О. Шили, этим должно быть «достигнуто существенное повышение уровня безопасности нашей страны». «Сети террора мы должны противопоставить информационные сети» — заявил шеф немецкого уголовного ведомства Йорг Цирке12.

Особое место в борьбе с терроризмом заняла информационная безопасность. С1 января 2009 г. в ФРГ вступил в силу закон о Федеральном криминальном ведомстве. Новый закон значительно расширил и без того широкие полномочия Федерального криминального ведомства по борьбе с терроризмом и права федеральных полицейских по трём основным направлениям: они получили право запрашивать персональные данные на отдельные группы лиц для их сверки с другими данными, если у них возникают определённые подозрения в возможной причастности этих лиц к подготовке террористических актов; они могут исследовать личные компьютеры людей без их согласия. Совершенствование информационной безопасности привело к созданию Базы данных по борьбе с терроризмом (Anti-Terror-Datei, ATD). Предполагалось, что целый ряд ведомств сможет получить доступ к конфиденциальной информации. В их ряду стояли Федеральная криминальная полиция, Федеральное ведомство по охране конституции, Федеральная разведывательная служба, таможня. В то же время информационная прозрачность вызвала неоднозначную реакцию. База данных была воспринята как способ тотального контроля над гражданами. В защиту ATD перед Федеральным конституционным судом выступил министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих: «ATD — это

12 Anti-Terror-Zentrum. [Elektronische ressource]: URL: http:/ / www. bz-berlin.de/artikel-archiv/ anti-terror-zentrum (behandlungsdatum: 11.12.2016).

инструмент, который имеет большое значение в борьбе с международным терроризмом»13.

Реализация принятых законов предполагала наличие разветвлённой структуры органов борьбы с террористической угрозой в ФРГ. Ответственность за обеспечение внутренней безопасности и защиту гражданского населения от терроризма несёт Федеральное министерство внутренних дел Германии (Bundesmimsterium des Innern, BMI). Борьбу с терроризмом в BMI координирует отдел «Р» — отделение полиции министерства. Осуществление ангитеррорисгических мероприятий возложено на Федеральную полицию (Bundespolizei, BPOL), а также на Федеральное ведомство уголовной полиции (Bundeskriminalamt, ВКА). На региональном уровне поддержку им оказывают органы полиции, находящиеся в юрисдикции соответствующей земли.

Помимо этого, в ФРГ существуют и специальные подразделения, такие, как, например, спецподразделение Федеральной полиции GSG 9 (Группа охраны границ — Grenzschutzgruppe 9 BPOL). Группа GSG 9 была создана в апреле 1973 г. после мюнхенской трагедии во время Олимпиады. Сегодня она не только борется с террористами, но и осуществляет спасение людей в чрезвычайных ситуациях, оказывает помощь Министерству иностранных дел, Федеральной таможенной администрагщи, Федеральному криминальному ведомству. Сотрудники GSG 9 принимают участие в полицейских миссиях как внутри Германии, так и за её пределами. В частности, они обеспечивают поддержку обучения для специальных подразделений в стране и за рубежом, а также консультативную или экспертную оценку при запросах из других государств. GSG 9 используется при решении особо сложных или особо опасных задач, когда преступники оказывают сопротивление с применением оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, опасных веществ или других опасных материалов. Решение об использовании GSG 9 принимается Федеральным министерством внутренних дел14.

13 Karlsruhe sieht „rechtliche Problème". [Elektronische ressource]: URL: http://www.focus.de/politik/deutschland/tid-28016/anti-terror-datei-vor-dem-bundesverfassungsgericht-karlsruhe-sieht-rechtliche-pro-bleme_aid_854472.html (behandlungsdatum: 21.10.2016).

14 GSG 9 der Bundespolizei. [Elektronische ressource]: URL: http:// www.bundespolizei.de/Web/DE/05Die-Bundespolizei/04Einsatzkraef

Современный терроризм в ФРГ роднит с мировыми аналогами общность характеристик: количественный рост террористических актов и жестокость их исполнения; принятие в свои арсеналы новых средств воздействия, в частности — информационных (в первую очередь кибернетических), экологических и психических; профессионализм и подготовленность террористов вследствие их участия в различных конфликтах; возросшая техническая оснащённость террористических группировок; высокий уровень финансового обеспечения террористической деятельности; взаимодействие с международными террористическими организациями; интернациональный характер террористических группировок; размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом15.

В начале XXI в. ФРГ накоптила достаточный опыт практической борьбы с террористической угрозой. Не все акции террористов удалось предотвратить, но Федеральное ведомство отмечает высокую степень предупреждения терактов. Меры борьбы с терроризмом в ФРГ можно разделить на следующие группы: уголовно-процессуальные меры; административно-правовые (меры охраны и обеспечения безопасности учреждений и лиц); агентурно-оперативньге (получение информации о планах террористов); «мирные инициативы» (политические решения проблем).

Значительная часть угрозы связывается в начале XXI в. с ростом исламского экстремизма. Одной из первых таких террористических атак стала пресечённая полицией попытка нападения сторонников «Аль-Каидьг» (из числа террористической группировки «Аль-Таухид») на Еврейский общинный центр в Берлине и еврейские рестораны в Дюссельдорфе в начале 2002 г. В конце 2004 г. члены курдско-иракской исламистской группировки «Ансар алъ-Ислам» планировали убить премьер-министра Ирака Аяда Алауи во время его визита в Германию. В 2008 г. организатор планировавшегося теракта был приговорён к десяти годам лишения свободы. Одной из крупномасштабных акций, пресечённых немецкими спецслужбами, стала подготовка взрывов в аэропорту на

03_СБС9/GSG9_node.html (ЬеЬапсИигщвс^ит: 11.12.2016).

15 Супертерроризм. Новый вызов нового века / Под ред. А. В. Федорова. М., 2002. С. 14-15.

американской базе в Рамштайне и в дискотеках земли Северный Рейн-Вестфалия в 2006 г. Среди задержанных оказались двое немцев, обращенных в ислам, а руководителем группы был коренной баварец. Все трое входили в «Исламский союз джихада»16. 2008-2012 it. так же ознаменовались в ФРГ рядом террористических актов или угроз. В марте 2011 г. косовский албанец стрелял в аэропорту Франкфурта-на-Майне по военнослужащим США (было убито два и ранено два человека). В апреле 2011 г. следователи земли Северный Рейн-Вестфалия дали санкцию на арест трёх подозреваемых в деятельности «Аль-Каиды», которые планировали взрыв в Германии. В сентябре 2011 г. берлинская полиция задержала 24-летнего выходца из Ливана и его 28-летнего сообщника — палестинца родом из сектора Газа, подозреваемых в подготовке теракта. По данным правоохранительных органов, они приобрели химикаты, пригодные для производства бомбы.

Попытка выявить подлинное число террористов в ФРГ пока не увенчалась успехом. В апреле 2010 г. И. Цирке указывал, что число потенциально опасных исламских террористов в ФРГ составляет 1100 человек. По его замечанию, примерно треть вызвавших подозрения радикальных исламистов из Ба-ден-Вюртемберга, остальные из Бремена, Берлина и Северного Рейна-Вестфалии. Объясняется подобное утверждение прежде всего тем, что в этих землях проживает самое большое количество мусульманского населения Германии, в том числе мигрантов. Например, в Берлине (суммарно во всех районах — Панков, Шарлоттенбург, Лихтенберг, Шпандау и др.) находится самая большая диаспора турок: от общего числа населения в 3 млн 502 тыс. — 98 тыс. 945 человек17. Район Кройцберг называют «немецким Стамбулом» (хотя численность Берлин-Митте и Нойкёльн больше, чем в Кройцберге — соответственно, 22271 и 21023 против 16722). Бремен, занимающий первое место в ФРГ по доле мигрантов в общей численности населения (28,7 %), будучи последней из шестнадцати земель ФРГ по численности мигрантов, стал первой землёй в ФРГ, где ислам

16 Безопасность Европы /Под ред. В. В. Журкина. М., 2011. С. 377.

17 Ausländerinnen und Ausländer am Ort der Hauptwohnung in Berlin am 30.06.2014 nach Bezirken und Staatsanhörigkeiten. [Elektronische ressource]: URL: https://www.statistik-berlin-brandenburg. de/Publikationen/OTab/2014/OT_A08-07-00_192_201401_BE.pdf (behandlungsdatum: 20.10.2016).

признали официальной религией (это произошло в декабре 2012 г.)18.

Общая численность мусульманского населения среди иммигрантов и переселенцев, имеющих гражданство ФРГ, никогда не подсчигывалась (статистика учитывает понятия «немец» и «не немец»). По приблизительным данным, опубликованным Федеральным ведомством по делам миграции и беженцев, численность мусульман в Германии в 2009 г. составляла от 3,8 до 4,3 млн человек19, т. е. чуть менее 1/3 от общего числа иммигрантов и 5% от общего числа населения. По данным переписи 2011 г. население Германии составило 80 млн 219 тыс. 695 человек, из них 6,2 млн (7,7 %) — мигранты.

Экономически благоприятная конъюнктура как Германии в целом, так и её западных земель в частности, на фоне кризиса, рецессии, «арабской весны» делает страну привлекательной для мигрантов из Северной Африки, Ближнего Востока и даже стран Европейского Союза. В первую очередь, привлекают промышленно развитые земли (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг), а также крупные города — такие, как Берлин, Гамбург, Кёльн и Мюнхен. Но и там добиться высокого уровня жизни удаётся далеко не всем. Отсюда значительная угроза исходит от с оциально неустроенных мигрантов, численность которых в ФРГ за последние годы заметно выросла.

С развитием мира развивается и терроризм. Террористы вырабатывают и принимают на вооружение новые подходы к решению своих стратегических задач. Религиозные террористы нового поколения исходят из того, что желаемые результаты могут быть с уверенностью достигнуты только при использовании современных средств массового поражения: химического, биологического или ядерного оружия и новых, в первую очередь информационных, технологий. Заметным фактором международной жизни становится в последние годы информационный терроризм. В начале XXI в. немецкие

18 Ислам становится официальной религией в Германии. [Электронный ресурс]: URL: http://www.islarrtnews.ru/news-143846. html (дата обращения: 20.10.2016).

19 Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. [Elektronische ressource]: URL: http://www.bamf.de/SharedDocs/Projekte/DE/DasBAMF/ Forschung/Integration/ muslimisches-leben.html (behandlungsdatum: 20.10.2016).

правоохранительные органы столкнулись с новыми вызовами, которые потребовали изменения законодательной базы, организационно-правового оформления механизмов обеспечения ангитеррорисгической безопасности государства; совершенствования функционирования силовых ведомств и спецслужб. Открытым остаётся вопрос об эффективности этой борьбы: многие несостоявшиеся теракты были предотвращены во многом случайно, зачастую террористы были арестованы не сразу и могли осуществить задуманное, спецслужбы практически никак не могут воздействовать на потенциальных экстремистов — тех, кто пока ещё не совершил ничего противозаконного, но так или иначе поддерживает их взгляды, в некоторых случаях прослеживается связь террористических организации с должностными лицами. Всё это свидетельствует о возрастающем понимании немецкой общественностью реальности угрозы терроризма.

Источники

Aktuelle Zahlen zu Asyl. [Elektronische ressource]: URL: https:// www.bamf.de / SharedDocs / Anlagen / DE / Downloads / Inf o-thek/ Statistik/ Asyl/ statistik-anlage-teil-4-aktuelle-zahlen-zu-asyl.pdf?_blob=publicationFile (behandlungsdatum: 03.03.2016). Anti-Terror-Gesetze bis 2015 verlängert. [Elektronische ressource]: URL: http://www.zeit.de/poHtik/deutschland/2011-10/anti-terror-gesetz-verlaengerung (дата обращения: 21.10.2016). Ausländerinnen und Ausländer am Ort der Hauptwohnung in Berlin am 30.06.2014 nach Bezirken und Staatsanhörigkeiten. [Elektronische ressource]: URL: https://www.statistik-ber-lin-brandenburg.de/Publikationen/ OTab/ 2014/ OT_A08-07-00_192_201401_BE.pdf (behandlungsdatum: 20.10.2016). Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. [Elektronische ressource]: URL: http://www.bamf.de/SharedDocs/Projekte/ DE / DasB AMF / Forschung/ Integration / muslimisches-leben. html (behandlungsdatum: 20.10.2016). Chef der Polizeigewerkschaft: „Polizisten an der Grenze fühlen sich auf den Arm genommen". [Elektronische ressource]: URL: http : / / www.huffingtonpost. de /2016/01/24/rainer-wendt-grenze-kontr_n_9063884.html?utm_hp_ref=germany (behandlungsdatum: 08.03.2016).

GSG 9 der Bundespolizei. URL: http://www.bundespolizei.de/ Web/DE/05Die-Bundespolizei/04Einsatzkraefte/03_GSG9/ GSG9_node .html (behandlungsdatum: 11.12.2016).

Gesetz zur Bekämpfung des Terrorismus vom 19. Dezember 1986. [Elektronische ressource]: URL: http://www. bgbl.de/banzxaver/bgbl/text. xav?SID=&tf=xaver. component. Te xt_0&t о cf=&qmf=&hlf=xa ver. component, (behandlungsdatum: 19.10.2016).

Gesetz zur Bekämpfung des internationalen Terrorismus (Terro-rismusbekämpfungsgesetz) vom 9. Januar 2002/ [Elektronische ressource] : URL: http://www.bmi.bund.de / SharedDocs / Downloads / DE / Gesetzestexte / Terrorismusbekaempfungs-gesetz_pdf.pdf?_blob=publicationFile (behandlungsdatum: 19.12.2016).

Gesetz zur Ergänzung des Terrorismusbekämpfungsgesetz vom 5. Januar 2007. [Elektronische ressource]: URL: http://www. bmi.bund.de/SharedDocs/Gesetzestexte/DE/Terrorismusbe kaempfungsergaenzungsgtsetz.pdf;jsessionid=FD22FAE0CF

73E69752A42C0EE5F5CB19.2_cid364?_blob=publicationFile

(behandlungsdatum: 21.10.2016).

Mehr Geld und Personal für die innere Sicherheit im Jahr 2002. [Elektronische ressource]: URL: Docs/Downloads/DE/Broschue-ren / 2004/ Nach_dem_ll_September_2001_Massnahmen_

Id_95066_de.pdf?_blob=publicationFile (behandlungsdatum:

12.12.2016).

Nach dem 11. September 2001. Maßnahmen gegen den Terror. Dokumentation aus dem Bundesministerium des Innern. [Elektronische ressource]: URL: https://www.bmi.bund. de / SharedDocs / Downloads / DE / Broschueren / 2004/ Nach_ dem_ll_September_2001_Massnahmen_Id_95066_de.pdf?_ blob=publicationFile (behandlungsdatum: 11.12.2016).

Литература

Anti-Terror-Zentrum. [Elektronische ressource]: URL: http:// www.bz-berlin.de/artikel-archiv/anti-terror-zen-trum (behandlungsdatum: 11.12.2016).

Безопасность Европы / Под ред. В. В. Журкина. М., 2011.

Законодательство ФРГ по борьбе с терроризмом / / Актуальные проблемы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом: российский и зарубежный опыт.

[Электронный ресурс]: URL: http://iam.duma.gov.ru/ node/8/4397/14159 (дата обращения: 11.12.2016). Ислам становится официальной религией в Германии. [Электронный ресурс]: URL: http://www.islamnews.ru/ news-143846.html (дата обращения: 20.10.2016). Супертерроризм. Новый вызов нового века / Под ред. А. В. Фёдорова. М., 2002.

Хришкевич Татьяна Георгиевна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет; Псков, Россия); эл. почта: [email protected]

The Organizational and Legal Mechanisms for Ensuring Anti-terrorism Security in the ERG at the Beginning of the 21st Century

The article presents the analysis of the organizational and legal mechanisms for German anti-terrorism security. The article examines changes in anti-terrorism legislation: the qualification methods of committing acts of terrorism and penalties. It refers to the peculiarities of budget formation for the implementation of anti-terrorism measures (in particular, the increase of assignments for the modernization of science and technology, improvement of forensic investigations and communication, as well as personal protective equipment). The article explores the structure of the institutional bodies of struggle against terror threat in Germany, such as the Federal Ministry of the Interior, Federal Police, Federal Office of Criminal Police and Special Forces (GSG 9). Particular attention is paid to information security. Early in the 21st century German legislation has considerably expanded the power of the Federal Criminal Office for the fight against terrorism. It has got the right to ask for personal data of certain groups of people or to search personal computers of people without their consent. In addition, the paper examines the experience of struggle against Islamic extremism in the Federal Republic of Germany from 2001 to 2015, as well as its causes.

Keywords: terrorism, Germany, anti-terrorist legislation, terrorist threat, the Federal Police, Federal Criminal Police Office.

Tatiana Khrishkevich, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University; Pskov, Russia); e-mail: [email protected].

Référencés

Aktuelle Zahlen zu Asyl. [Elektronische ressource]: URL: https://www. bamf.de/SharedDocs/ Anlagen/DE/Downloads/Infothek/ Statistik/ Asyl/statistik-anlage-teil-4-aktuelle-zahlen-zu-asyl.pdf?_blob=public ationFile (behandlungsdatum: 03.03.2016).

Anti Terror Gesetze bis 2015 verlängert. [Elektronische ressource]: URL: http://www.zeit.de/politik/ deutschland/2011-10/anti-terror-ge-setz-verlaengerung (behandlungsdatum: 21.10.2016).

Ausländerinnen und Ausländer am Ort der Hauptwohnung in Berlin am 30.06.2014 nach Bezirken und Staatsanhörigkeiten. [Elektronische ressource]: URL: https://www.statistik-berlin-brandenburg.de/ Publikationen/OTab/2014/OT_A08-07-00_192_201401_BE.pdf (behandlungsdatum: 20.10.2016).

Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. [Elektronische ressource] : URL: http://www.bamf.de/SharedDocs/Projekte/DE/DasBAMF/Forsc-hung/Integration/muslimisches-leben.html (behandlungsdatum: 20.10.2016).

Chef der Polizeigewerkschaft: „Polizisten an der Grenze fühlen sich auf den Arm genommen". [Elektronische ressource]: URL: http://www.huff-ingtonpost.de/2016/01 /24/rainer-wendt-grenze-kontr_n_9063884. html?utm_hp_ref=germany (behandlungsdatum: 08.03.2016).

GSG 9 der Bundespolizei. [Elektronische ressource]: URL: http://www. bundespolizei.de/Web/DE/05Die-Bundespolizei/04Einsatzkraef te/03_GSG9/GSG9_node.html (behandlungsdatum: 11.12.2016).

Gesetz zur Bekämpfung des Terrorismus vom 19. Dezember 1986. [Elektronische ressource]: URL: http://www.bgbl.de/banzxaver/bgbl/ text.xav?SID=&tf=xaver.component.Text_0&tocf=&qmf=&hlf=xaver. component (behandlungsdatum: 19.10.2016).

Gesetz zur Bekämpfung des internationalen Terrorismus (Terroris-musbekämpfungsgesetz) vom 9. Januar 2002. [Elektronische ressource]: URL: http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/ DE/Gesetzestexte/Terrorismusbekaempfungsgesetz_pdf.pdf?_ blob=publicationFile (behandlungsdatum: 19.12.2016).

Gesetz zur Ergänzung des Terrorismusbekämpfungsgesetz vom 5. Januar 2007. [Elektronische ressource]: URL: http://www.bmi.bund. de/SharedDocs/Gesetzestexte/DE/Terrorismusbekaempfungser-gaenzungsgtsetz.pdf;jsessionid=FD22FAE0CF73E69752A42C0EE5F5 CB19.2_cid364?_blob=publicationFile (behandlungsdatum 21.10.2016).

Mehr Geld und Personal für die innere Sicherheit im Jahr 2002. [Elektronische ressource]: URL: Docs/Downloads/DE/Broschueren/2004/

Nach_dem_ll_September_2001_Massnahmen_Id_95066_de.pdf?_

blob=publicationFile (behandlungsdatum: 12.12.2016).

Nach dem 11. September 2001. Maßnahmen gegen den Terror. Dokumentation aus dem Bundesministerium des Innern. [Elektronische ressource]: URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/ DE / Broschueren/ 2004/ Nach_dem_ll_September_2001_Massnah-

men_Id_95066_de.pdf?_blob=publicationFile (behandlungsdatum:

11.12.2016).

Anti Terror Zentrum [Elektronische ressource]: URL: http://www.bz-berlin. de/artikel-archiv/ anti-terror-zentrum (behandlungsdatum 11.12.2016).

Bezopasnost' Evropy / Pod red. V. V. Zhurkina. M., 2011.

Zakonodatel'stvo FRG po bor'be s terrorizmom / / Aktual'nye problemy zakonodatel'nogo obespecheniya bor'by s terrorizmom: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt. [Elektronische ressource]: URL: http://iamduma. gov.ru/node/8/4397/14159 (behandlungsdatum: 11.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Islam stanovitsya ofitsial'noy religiey v Germanii. [Elektronische ressource]: URL: http://www.islamnews.ru/news-143846.html (behandlungsdatum: 20.10.2016).

Superterrorizm. Novyy vyzov novogo veka / Pod red. A. V. Fyedorova. M., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.