Научная статья на тему 'Региональная диснронорция современной Германии в результатах реформы 2003 г. "Agenda 2010"'

Региональная диснронорция современной Германии в результатах реформы 2003 г. "Agenda 2010" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
334
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / "AGENDA 2010" / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РЕФОРМА РЫНКА ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / GERMANY / REGIONAL DISPROPORTION / EMPLOYMENT OF THE POPULATION / LABOR MARKET REFORM / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хришкевич Татьяна Георгиевна

В статье представлен анализ регионального диспаритета федеральных земель ФРГ в социально-экономической сфере. В 2003 г. правительство Г. Шредера предприняло реформу "Agenda 2010" для совершенствования социальной системы Германии, в том числе в целях выравнивания западных и восточных земель. Статья обраш;а-ется к последствиям реформы, попыткам сглаживания региональной диспропорции по таким показателям, как занятость, уровень безработицы, средний уровень доходов населения и уровень бедности. В статье рассмотрены как положительные, так и отрицательные последствия реализации социальной программы в контексте региональных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DISPROPORTION IN CONTEMPORARY GERMANY AS A RESULT OF "AGENDA 2010" REFORM OF 2003

"Agenda 2010" Reform of 2003 The article presents the analysis of regional disparity of the federal states of Germany in the social and economic sphere. In 2003, the government of G. Schroeder undertook the reform of "Agenda 2010" to improve the social system of Germany, including the purpose of equalizing the western and eastern lands. The article refers to the consequences of the reform for East Germany. The research is based on the analysis of such social indicators as employment, the unemployment rate, the number of people receiving unemployment benefits, the share of part-time workers, the average income level of the population and the level of poverty. The proposed social indicators give us an opportunity to analyze the results of the reform to smooth out the regional disproportion. The article addresses both positive and negative consequences of the implementation of the social program "Agenda 2010" in the context of regional differences. Within the framework of solving the problem of regional disproportion for ten years of implementation, the reform has yielded positive results: it revived the labor market, reduced the unemployment rate. But at the same time, it was not possible to achieve equalization for such indicators as the level of incomes and the number of part-time workers. With the positive dynamics of wage growth, the poverty level of the population still differs markedly in the western and eastern lands. The reform did not bring, as expected, significant savings in budgetary funds. The reasons for the persisting gap include both the industrial disparity of West and East Germany and the outdated criteria for calculating social benefits.

Текст научной работы на тему «Региональная диснронорция современной Германии в результатах реформы 2003 г. "Agenda 2010"»

УДК 94 (430)

Хришкевич Т. Г.

региональная диспропорция современной германии в результатах реформы 2003 г. "agenda 2010"1

В статье представлен анализ регионального диспаритета федеральных земель ФРГ в социально-экономической сфере. В 2003 г. правительство Г. Шрёдера предприняло реформу "Agenda 2010" для совершенствования социальной системы Германии, в том числе в целях выравнивания западных и восточных земель. Статья обращается к последствиям реформы, попыткам сглаживания региональной диспропорции по таким показателям, как занятость, уровень безработицы, средний уровень доходов населения и уровень бедности. В статье рассмотрены как положительные, так и отрицательные последствия реализации социальной программы в контексте региональных различий.

Ключевые слова: ФРГ, региональная диспропорция, "Agenda 2010", занятость населения, реформа рынка труда, безработица.

Региональные диспропорции являются характерной чертой многих государств мира. Причинами этого могут быть природные условия, недостаток ресурсов, особенности рынка рабочей силы и многие другие. Диспаритет земель современной Федеративной Республики Германии обусловлен собственной спецификой. Во-первых, в результате объединения ФРГ и ГДР в 1990 г. на новые земли были перенесены западные правила рыночной экономики, что привело к разорению промышленности на востоке, оттоку населения на запад, сокращению рождаемости. Во-вторых, в 1990-х гг. важнейшей задачей, вставшей перед ФРГ, стала не только внутренняя интеграция, но и включённость в интеграцию европейскую. Правительство Г. Коля сосредоточилось на политических мероприятиях, а обещанные экономические реформы так и не были реализованы. В-третьих, свою роль сыграли затраты на объединение,

1 Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 17-01-00190 «Региональная диспропорция современной Германии: сравнительный анализ социальных индикаторов».

294

которое обошлось Германии в полтора триллиона марок2. Таким образом, начинается экономическая стагнации, происходит закрепление экономического разрыва, проблема которого встала перед следующей, «красно-зелёной» коалицией. По прошествии 25 лет после объединения восточные земли так и не смогли преодолеть разрыва по таким показателям, как численность населения, уровень доходов, промышленные предприятия и проч.

Несмотря на то, что современной экономической и политической системе Германии посвящено значительное число исследований3, состояние региональной диспропорции ФРГ не нашло полномасштабного отражения в научно-исследовательском поле. В то же время нельзя не отметить работы, посвящённые социально-политическому пространству4, актуальному анализу рынка труда ФРГ и перспективам его развития5, а так же адаптации Восточной Германии к рынку6.

В течение 15 лет после объединения правительства Германии предпринимали неоднократные попытки выравнивания западных и восточных земель. В совокупности на это был нацелен целый ряд мероприятий, как политических, так и экономических. В их ряду следует назвать комплексную

2 Шенаев В. Н. Экономика Германии // Германия. Вызовы XXI века / Под ред. В. Б. Белова. М., 2009. С. 402.

3 Современная Германия. Экономика и политика / Под ред. В. Б. Белова. М., 2015; Германия. Вызовы XXI века / Под ред. В. Б. Белова. М., 2009; Павлов Н. В. История современной Германии. 1945-2005. М., 2006.

4 Белов В. Б. Хозяйственно-политическое и социально-экономическое пространство Германии // Современная Германия. Экономика и политика / Под ред. В. Б. Белова. М., 2015. С. 54-78; Синдеев А. А. Перспективы партийно-политического развития ФРГ // Доклады Института Европы РАН. № 328. Германия. 2015. Ч. II / Под ред. В. Б. Белова. М., 2016. С. 7-24; Романова Е. В. Смена миграционной парадигмы в Германии в XXI веке // Доклады Института Европы РАН. № 315. Миграционные проблемы и пути их решения / Под ред. Н. Б. Кондратьевой. М., 2016. С. 38-45.

5 Камкин А. К. Актуальное состояние рынка труда ФРГ и перспективы его развития //Современная Германия. Экономика и политика / Под ред. В. Б. Белова. М., 2015. С. 142-159; Камкин А. К. Рынок труда в Германии: актуальное состояние и векторы развития // Доклады Института Европы РАН. № 267. Германия. 2010 / Под ред. В. Б. Белова. М., 2011. С. 101-111.

6 Тоганова Н. В. Адаптация Восточной Германии к рынку в 19902010 гг. М., 2013.

широкомасштабную социальную программу "Agenda 2010", а так же конституционную реформу 2006 г., внёсшую коррективы в разграничение компетенций между федеральным центром и землями. На протяжении 2000-х гг. были инициированы инвестиционные программы как для восточных, так и для западных земель. Например, в соответствии с «Законом об осуществлении инвестиций в будущее общин и земель» (Zukunftsinvestitionsgesetz, ZuInvG) и «Административным соглашением для реализации Закона по осуществлению инвестиций в будущее общин и земель»7 программы предполагали повышение инвестиций в общественную инфраструктуру государственных и местных органов власти.

Наиболее ощутимой региональная диспропорция Германии стала в социально-экономической сфере. Социальные индикаторы, т. е. показатели, позволяющие измерить благосостояние общества в целом, такие, как среднемесячный доход, занятость, уровень безработицы, число получающих пособия по безработице, демографические показатели, дают нам наиболее полную картину диспаритета так называемых старых и новых земель. Источниками для анализа выступают отчёты Федерального агентства по труду8 (Bundesagentur für Arbeit), Федерального министерства финансов9 (Bundesministerium der Finanzen), материалы первой переписи населения объединённой ФРГ "Zensus 2011"10, данные Федерального ведомства статистики11 (Statistisches Bundesamt) и др.

Значительный разрыв между западными и восточными землями поставил насущный вопрос о реформировании социальной сферы. В её основу в ходе объединения была поло-

7 Gesetz zur Umsetzung von Zukunftsinvestitionen der Kommunen und Länder (Zukunftsinvestitionsgesetz — ZuInvG). [Elektronische Ressource]: URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/zuinvg/gesamt.pdf (Behandlungsdatum: 13.04.2017).

8 Bundesagentur für Arbeit. [Elektronische Ressource]: URL: https:// statistik.arbeitsagentur.de/ (Behandlungsdatum: 13.04.2017).

9 Bundesministerum der Finanzen. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Home/home.html (Behandlungsdatum: 13.04.2017).

10 Zеnsus 2011. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.zen-sus2011.de/DE/Home/home_node.html (Behandlungsdatum; 13.04.2017).

11 Statistisсhеs Bundesamt. [Elektronische Ressource]: URL: https:// www.destatis.de/DE/Startseite.html (Behandlungsdatum: 13.04.2017).

жена федеративная социально-экономическая модель, ключевым понятием которой являлась «социальность» в том виде, в каком она быта закреплена в Основном законе ФРГ 1949 г. Восток не мог в полной мере соответствовать западной модели, что поставило закономерный вопрос о реформе. В марте 2003 г. коалицией СДПГ и Союз-90/Зелёные быта инициирована программа "Agenda 2010". Федеральным канцлер Гер-хард Шрёдер назвал Германию «больным человеком Европы» и объявил о наиболее всеобъемлющей реформе немецкого социального и экономического порядка. Государство находилось в то время в структурном кризисе, которыый характеризовался высоким уровнем безработицы, низким экономическим ростом и финансово перегруженной социальной системой. Таким образом, "Agenda 2010" с одной стороны быта ответом на актуальные проблемы социально-экономической жизни страны, а с другой — на общие для всей Европы вызовы глобализации. Программа сокращала социальные расходы и требовала большей ответственности от человека на рыш-ке труда. В своём выступлении 14 марта 2003 г. в Бундестаге Г. Шрёдер сказал: «Наша "Повестка дня 2010" содержит в себе далеко идущие структурные реформы. К концу десятилетия это приведёт Германию к процветанию и снова поднимет на вершину. Это обеспечит справедливость между поколениями и укрепит основы нашего общества»12.

Цели реформы охватили широкий круг вопросов, стоящих перед Германией, в первую очередь на рышке труда. Для начала, Г. Шрёдер призвал изменить законы о труде, которые быпли слишком негибки, что приводило к непосильной стоимости рабочих рук для производителей. Инициированная социал-демократами реформа имела явный консервативный оттенок, так как предполагала отказ от одной из самых дорогостоящих программ социальной поддержки населения в Европе.

Для реализации программы быта создана специальная комиссия, в задачу которой входил анализ предложений по обновлению политики на рышке рабочей силы. Она получила название «Комиссия по современным услугам на рышке тру-

12 Schröder G. Mut zum Frieden — Mut zur Veränderung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundestag.de/dokumente/ textarchiv/2013/43257637_kw11_ka!enderblatt_agenda2010/211202 (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

да» (так называемая «Комиссия Хартца»). Её председателем стал член правления концерна «Фольксваген» Петер Хартц, чьё имя дало название последующим законам13. «Комиссия Хартца» на протяжении нескольких месяцев занималась подготовкой реформ, озвученных Г. Шрёдером. В результате на рассмотрение бундестага был представлен общий пакет законопроектов, носящий преимущественно социальный характер. Он получил общее название «Повестка дня 2010» ("Agenda 2010"), состоял из 13 модулей и включил законы от Hartz I до Hartz IV, реализованные с 2003 по 2005 гг. (Hartz I — Hartz III в 2003-2004 гг., Hartz IV с 2005 г.)14. Hartz I был ориентирован на поддержку дополнительного образования, Hartz II — на создание новых типов занятости, Hartz III — на реформирование Федерального ведомства по трудовым вопросам, которое получило новое название — Федеральное агентство по труду, Hartz IV — на изменение системы пособий15. Правительство поставило задачу сделать немецкую экономику «самой конкурентоспособной и динамичной наукоёмкой экономикой в мире»16. Закон Hartz IV вступил в силу 1 января 2005 г. и стал завершающим этапом осуществления предложенных мер.

Для понимания роли программы "Agenda 2010" в сглаживании регионального диспаритета ФРГ следует обратиться к её содержанию. Значительная часть «Повестки дня» реформировала систему социального страхования на случай безработицы, т.е. коснулась наиболее заметного показателя сложившейся диспропорции между западом и востоком. Улучшенный закон должен был содействовать мотивации к

13 Peter Hartz im Interview. Zehn Jahre Hartz-Reform. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.welt.de/wirtschaft/article135524723/ Hartz-findet-Grundsicherung-bis-heute-viel-zu-niedrig.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

14 Reformagenda 2010 — Strukturreformen für Wachstum und Beschäftigung. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.diw.de/docu-ments/publikationen/73/diw_01.c.79926.de/08-11-1.pdf (Behandlungsdatum: 07.12.2017).

15 Bundesаgеntur fuer Arbeit. [Elektronische Ressource]: URL: http:// www.arbeitsagentur.de/nn_27908/Navigation/Startseite/Startseite. html (Behandlungsdatum: 02.03.2017).

16 Die Agenda 2010: Eine wirtschaftspolitische Bilanz. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bpb.de/apuz/28920/die-agenda-2010-ei-ne-wirtschaftspolitische-bilanz?p=all (Behandlungsdatum: 14.04.2017).

трудоустройству, а так же ограничивал тенденцию к досрочному выходу на пенсию. Реформа требовала, чтобы компании немедленно информировали работника о планируемом увольнении и высвобождали его для поиска новой работы, прежде чем он станет безработным. Безработные отныне могли укорачивать для себя срок безработицы и вместе с тем зависимость от государственного трансферта. Одновременно с этим планировалось поднять минимальную зарплату с 400 до 800 евро. За счёт повышения верхнего предельного минимума увеличивалось число получающих пособие. До 12 месяцев снижался срок, в течение которого безработный мог получать пособие после потери работы, а работодателю облегчался наём и увольнение работников. Старые сотрудники могли получать пособие по безработице в срок до 18 месяцев. Жалобу на увольнение можно подавать в течение трёх недель17.

Реформа упрощала модель помощи по безработице (социальную помощь, помощь по безработице и пособие по безработице), вводя только два вида пособия: пособие по безработице (Arbeitslosengeld, ALG) и пособие по безработице II (Arbeitslosengeld II, ALG II). Объединение социальной помощи и помощи безработным закончило длящееся десятки лет неэффективное одновременное существование двух налоговых систем. Кроме того, реформа включала в себя гарантии защиты от увольнения (Kündigungsschutz) и медицинское страхование. Г. Шрёдер говорил о Hartz-Reformen: «Наша система занятости, очевидно, имеет слабые стороны. Времена полной занятости кончились. Не корректируя ошибки, впереди мы будем иметь только двадцать лет дискуссий... Реформа особенно необходима на рынке труда Восточной Германии, но это справедливо не только для Восточной Германии, но и для других особо неблагополучных регионов. Мы также должны думать о системе нашей помощи и спросить себя: являются ли социальные пособия реальной помощью тем, кто в них нуждается?»18.

17 Die Agenda 2010: Eine wirtschaftspolitische Bilanz. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bpb.de/apuz/28920/die-agenda-2010-ei-ne-wirtschaftspolitische-bilanz?p=all (Behandlungsdatum: 12.03.2017).

18 Schröder G. Mut zum Frieden — Mut zur Veränderung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundestag.de/dokumente/ textarchiv/2013/43257637_kw11_kalenderblatt_agenda2010/211202 (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Таким образом, региональную диспропорцию ФРГ в контексте реформы "Agenda 2010" можно оценивать на примере изменения состояния рынка труда в сфере занятости с помощью таких индикаторов, как занятость, уровень безработицы, число получающих пособия по безработице, уровень заработной платы. Реформа сыграла важную роль в отношении выравнивания регионов. Будучи направлена на стимулирование работодателей и работников, она побуждала одних создавать новые рабочие места, а других искать работу, тем самым в первые годы реализации содействуя росту занятости.

Изменение на рынке труда необходимо рассматривать в сочетании с таким индикатором, как общая численность населения. В 2011 г. в ФРГ была проведена первая после объединения перепись населения — Zensus 2011. По показателю «Домохозяйства и семьи» общая численность проживающих в Германии составила 80 219 695 человек. Перепись вскрыла наиболее прозрачную характеристику диспропорции — неравномерное расселение жителей страны (см. табл. 1), выявив наиболее привлекательные регионы для учёбы и карьеры.

Таблица 1

Численность населения восточных и западных земель Германии (чел.)19

Западная Германия Восточная Германия

Северный Рейн-Вестфалия 17 538 251 Мекленбург-Передняя Померания 1 609 982

Бавария 12 397 614 Берлин 3 292 365

Баден-Вюртемберг 10 486 660 Бранденбург 2 455 780

Нижняя Саксония 7 777 992 Саксония-Анхальт 2 287 040

Гессен 5 971 816 Тюрингия 2 188 589

Рейнланд-Пфальц 3 989 808 Саксония 4 056 799

Шлезвиг-Гольштейн 2 800 119 Всего: 15 890 555

Гамбург 1 706 696

Саар 999 623

Бремен 650 863

Всего: 64 319 442

19 Bevölkerung auf Grundlage des Zensus 2011. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GeseU-schaftStaat/Bevoelkerung/Bevoelkerangsstand/Tabellen/Zensus_Ge-schlecht_Staatsangehoerigkeit.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Таким образом, население восточной части более чем в четыре раза меньше, чем западной. Следует отметить, что сокращение численности населения восточных земель (ГДР) наметилось ещё в 1960-х гг. В 1950-х гг. население ФРГ составляло 50,8 млн человек, ГДР — 18,4 млн В 1970-1971 гг. эти цифры были уже, соответственно, 61 млн и 17 млн20. К моменту объединения в Восточной Германии проживало немногим более 16 млн человек.

Группы занятости по переписи разделяются на четыре категории: работающие по найму, чиновники, частные предприниматели с сотрудниками и частные предприниматели без наёмных работников (см. табл. 2). Рассматривая изменения на рынке труда в начале XXI в., мы обращаемся к анализу всех этих групп.

Таблица 2

Группы занятости в ФРГ (чел.)21

Работающие по найму Чиновники Частные предприниматели с сотрудниками Частные предприниматели без наёмных работников

34 241 630 2 085 380 1 873 770 2 446 560

Одна из существенных проблем в рамках сложившейся диспропорции — диспропорция занятости в землях. В первые годы после объединения она была обусловлена ликвидацией тысяч государственных предприятий на востоке. Усугубила ситуацию приватизация, проведённая скоротечно и нередко с нарушениями. В первые годы после объединения были подвергнуты реструктуризации или закрыты многие промышленные предприятия. В 1991 г. были закрыты Айзенахский автомобильный завод (VEB — Automobilenwerk Eisenach), производитель микроавтобусов VEB Barkas-Werke. В 1990 г. упразднён Kombinat Robotron, который был крупнейшим производителем электронной техники в Восточной Германии и СЭВ. Накануне закрытия на этом предприятии было занято 68 тыс. рабочих и служащих. Из 48 государственных предприятий кампании

20 Geschichte der Volkszählungen in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.zensus2011.de/DE/Zensus2011/Geschich-te/Geschichte_node.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

21 Bevölkarung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.de-statis.de/DE/Methoden/Zensus_/Zensus.html (Behandlungsdatum: 26.02.2017).

ТАКРАФ (TAKRAF) (Tagebergbau-Ausrüstungen, Krane und Förderanlagen), специализирующейся на выпуске грузоподъёмных кранов и горнорудного оборудования, в 1990 г. осталось 20. Пострадали текстильные, швейные и обувные предприятия. Большие трудности стало испытывать полиграфическое производство. Были уволены многие чиновники.

В начале третьего тысячелетия центральные офисы большинства крупнейших кампаний и предприятий располагаются в западной части ФРГ. Рейтинг ведущих предприятий включает в себя такие как «Фольксваген» — лидер производства в стране с объёмом продаж в 2013 г. в 197 млрд 7 млн евро. Его штаб-квартира находится в Вольфсбурге (Нижняя Саксония), а заводы — в Ганновере (Нижняя Саксония), Дрездене (Саксония). Дрезденский завод был построен в 2011 г. «Даймлер АГ» — объём продаж 117 млн 982 тыс. евро. Штаб-квартира находится в Штутгарте (Баден-Вюртемберг). «БМВ Групп» (76 млн 58 тыс. евро), «Сименс АГ» (75 млн 882 тыс. евро) — штаб-квартиры в Мюнхене (Бавария). «БАСФ-Группе» (73 млн 973 тыс. евро)

— в Людвигсхафене (Рейнланд-Пфальц). «ТиссенКрупп АГ» (38 млн 559 тыс. евро) — в Эссене (Северный Рейн-Вестфалия).

В то же время в рейтинг наиболее прибыльных входят компании, которые обеспечивают рабочие места во всех землях, но в большинстве случаев их штаб-квартиры так же располагаются на западе. Это крупнейшая энергетическая кампания E.ON (объём продаж 122 млн 450 тыс. евро) — руководство находится в Дюссельдорфе (Северный Рейн-Вестфалия). Торговая сеть «Альди-Группе» (60 млн 297 тыс.) — в Эссене (Северный Рейн-Вестфалия). Телекоммуникационная кампания «Дойче Телеком АГ» (60 млн 132 тыс.) и почтовая кампания «Дойче Пост АГ» (55 млн 085 тыс.) — в Бонне (Северный Рейн-Вестфалия). Немецкие железные дороги «Дойче Бан АГ» (39 млн 107 тыс.) — в Берлине22.

Один из самых прозрачных социальных индикаторов

— уровень безработицы. Восточные земли по-прежнему лидируют по этому признаку. Отсутствие широкомасштабного производства, развитие преимущественно сферы услуг и сохранение в основном бюджетных учреждений привели к

22 Rangliste der 500 groessten Unternehmen Deutschlands. [Elektronische Ressource]: URL: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/12917/ umfrage/rangliste-der-500-groessten-unternehmen-deutschlands/ (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

тому, что за последние годы диспропорция по данному показателю сохраняется. До начала реализации "Agenda 2010" после объединения средний уровень безработицы в 2003 г. составлял 4 млн 377 тыс. человек. В 2005 г. он достиг пика с момента объединения государства. С началом своего осуществления реформа привела к изменениям в чрезвычайно широком круге вопросов, но наиболее заметны её результаты оказались на рынке труда. Несмотря на то, что с началом мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. рыночная конъюнктура в целом ухудшилась, уровень безработицы в Германии начал падать по сравнению с максимумом 2005 г. По данным Федерального агентства по труду, динамика безработицы за весь период истории объединённой Германии выглядит следующим образом (по декабрьским показателям):

Таблица 3

Динамика численности безработных в федеральных землях ФРГ (чел.)23

Год Западная Германия Восточная Германия

1991 1 689 365 912 838

1992 1 808 310 1 170 261

1993 2 270 349 1 148 792

1994 2 555 967 1 142 090

1995 2 564 906 1 047 015

1996 2 796 243 1 168 821

1997 3 020 900 1 363 556

1998 2 904 339 1 529 095

1999 2 755 527 1 496 779

2000 2 529 374 1 508 707

2001 2 477 955 1 532 064

2002 2 498 392 1 562 953

2003 2 753 181 1 623 614

2004 2 782 759 1 598 522

2005 3 246 755 1 614 154

2006 3 007 158 1 480 146

2007 2 475 528 1 285 058

2008 2 138 778 1 120 175

2009 2 314 215 1 100 777

2010 2 227 473 1 011 492

2011 2 026 545 949 943

2012 1 999 918 897 209

2013 2 080 342 869 995

2014 2 074 553 823 835

2015 2 020 503 774 162

23 Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt 2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, 2016. S. 93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, с 2005 г. можно отметить стабильное снижение уровня безработицы как на западе, так и на востоке. В то же время, реальные тенденции динамики уровня безработицы следует соотносить с численностью населения. Кроме того, при анализе необходимо учитывать и тот факт, что уровень безработицы в значительной степени зависит от сезонных влияний. Поэтому действительная картина может варьироваться под воздействием и этого фактора. Обратившись к данным по состоянию уровня безработицы в федеральных землях, мы увидим, что более высокий уровень занятости сохраняется именно на западе.

Таблица 4

Уровень безработицы по федеральным землям ФРГ

(% от общей численности населения)24

Западная Германия 2011 2013 2015 Восточная Германия 2011 2013 2015

Северный Рейн-Вестфалия 8,6 8,3 8,0 Мекленбург-Передняя Померания 14,8 11,7 10,4

Бавария 4,8 3,8 3,6 Берлин 13,9 11,7 10,7

Баден-Вюртемберг 4,7 4,1 3,8 Бранденбург 12,2 9,9 8,7

Нижняя Саксония 7,8 6,6 6,1 Саксония-Анхальт 13,0 11,2 10,2

Гессен 6,5 5,8 5,5 Тюрингия 10,5 8,2 7,4

Рейнланд-Пфальц 6,1 5,5 5,2 Саксония 12,3 9,4 8,2

Гамбург 8,3 7,4 7,4

Саар 7,7 7,3 7,2

Бремен 12,1 11,1 10,9

В целом падение безработицы свидетельствует об улучшении уровня занятости населения и отражает состояние экономики в целом, но эти позитивные сдвиги имеют обратную сторону: сокращение численности безработных идёт преимущественно за счёт их трудоустройства в низкооплачиваемых сферах, а так же на производство с почасовой оплатой. Например, число временных работников возросло за последние шесть лет с 200 000 до 800 000 человек, и их заработная плата

24 Bundesrepublik Deutschland (Ost / West). [Elektronische Ressource]: URL: https://statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/ Statistik-nach-Regionen/Politische-Gebietsstruktur/Ost-West-Nav.html (Behandlungsdatum: 14.04.2017).

значительно меньше, чем у штатных сотрудников25, что, по мнению Немецкой федерации профсоюзов, указывает на отрицательные результаты реформы в этой области.

Сохраняется доля занятых на неполный рабочий день (Kurzarbeiter). Сокращение числа занятых неполный рабочий день стабильно наблюдалось на протяжении 1990-х — начало 2000-х гг. В 1990-е гг. это стало результатом закрытия предприятий на востоке и оттока рабочих на запад. Резкий взлёт на востоке был отмечен дважды — в первый год объединения, а затем в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. В западной части рост востребованности подобного трудоустройства наблюдался только в условиях кризиса в 2009 г.

Таблица 5

Количество временных работников,

занятых неполный день (чел.)26

Год Западная Германия Восточная Германия

1991 141 547 1 579 685

1992 276 437 376 579

1993 756 827 191 536

1994 271 964 100 324

1995 125 192 73 388

1996 202 611 74 683

1997 130 687 52 166

1998 78 788 36 416

1999 89 669 28 978

2000 59 318 26 734

2001 93 933 29 009

2002 162 123 44 645

2003 160 496 34 876

2004 121 610 28 984

2005 100 809 24 696

2006 54 090 12 890

2007 51 902 16 414

2008 80 168 21 373

2009 992 601 151 807

2010 412 692 90 003

2011 110 645 36 962

2012 83 116 28 393

2013 93 264 30 713

2014 74 037 20 124

2015 72 142 20 015

25 Der Arbeitsmarkt in Deutschland. Arbeitsmarktberichterstattung — Januar 2013. [Elektronische Ressource]: URL: http://statistik.arbeitsagen-tur.de/Navigation/Statistik/Arbeitsmarktberichte/Berichte-Broschue-ren/Arbeitsmarkt-Nav.html (Behandlungsdatum: 14.04.2017).

26 Kurzarbeiter. Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt 2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, 2016. S. 101.

"Agenda 2010", реализуемая более десяти лет, поставила вопросы о том, насколько эффективны её меры в социальной сфере. Сначала эта тема стала предметом дискуссии политиков и экономистов, а затем к ней присоединились представители Немецкой федерации профсоюзов. Федерация подняла проблему замалчиваемой официальными властями динамики: с одной стороны, на волне восстановления экономики после кризиса количество безработных сокращается, но одновременно с этим увеличивается число получающих пособие27. Данные Федерального агентства по труду частично подтверждают эти заявления и указывают на стабильное сокращение числа получающих социальное пособие на востоке, тогда как в промышленных западных землях число получающих пособие растёт.

Таблица 6

Получатели ALG II в федеральных землях (% от общего числа получателей пособий)28

Западная 2011 2013 2015 Восточная 2011 2013 2015

Германия Германия

Северный Рейн-Вестфалия 10,0 11,2 11,6 Мекленбург-Передняя Померания 15,0 15,0 13,9

Бавария 4,8 4,0 4,1 Берлин 18,4 20,7 20,0

Баден-Вюртемберг 4,7 4,9 5,0 Бранденбург 12,8 13,2 12,0

Нижняя 8,7 9,2 9,2 Саксония- 15,7 16,4 15,2

Саксония Анхальт

Гессен 7,4 8,4 8,6 Тюрингия 10,9 10,8 10,0

Рейнланд-Пфальц 6,4 6,7 6,9 Саксония 13,3 13,0 11,7

Гамбург 13,9 12,8 12,7

Саар 8,8 9,6 10,2

Бремен 15,6 17,7 18,4

27 Arm trotz Arbeit: Aufstocker sind wesentlicher Teil des Hartz IV-Sy-stems. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.dgb.de/themen/cob-c07bd9e-2f2c-11e2-a3ae-00188b4dc422 (Behandlungsdatum: 06.04.2017).

28 Hartz IV: Leistungsempfänger von Arbeitslosengeld II und Sozialgeld im Jahresdurchschnitt von 2009 bis 2017. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/242062/umfrage/ leistungsempfaenger-von-arbeitslosengeld-ii-und-sozialgeld/ (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Изменение численности получающих пособие объясняется целым рядом причин. С одной стороны, реформа достигла определённого эффекта в стимулировании занятости, но с другой — размер пособия по безработице не позволяет прожить только на него. Пособие по безработице Arbeitslosengeld II (сегодня нередко можно встретить «популярное» название ALG II по наименованию реформы — Hartz IV), иначе «Базисное обеспечение для ищущих работу», было запланировано как пособие, предназначенное для покрытия базовых потребностей. В результате это привело к существенному урезанию доходов. С 2005 по 2015 гг. оно неоднократно менялось. Реформа Hartz IV изменила расчёт пособия по безработице, который отныне осуществлялся по итогам «Исследования доходов и потребления» Федеральной статистической службы, которое проводится с периодичностью в пять лет. Закон ввёл практику, согласно которой эксперты, проанализировав положение около 60 тыс. домохозяйств, использовали эти данные для расчёта оптимальной суммы социальной помощи. К примеру, опираясь на него, правительство определило размер ALG II на одинокого взрослого безработного в начале 2010 г. 359 евро в месяц. Для супружеских пар — 323 евро на человека. Начиная с 2011 г. оно увеличивалось на 5 евро в месяц, в итоге составив 364 евро. Большего, по словам представителей правящей коалиции, «государство себе позволить не может». Столь малое повышение вызвало жаркую дискуссию в Бундестаге и прессе. Наибольшую активность проявила оппозиция в лице социал-демократов и «зелёных», которые и начали реформу. Их предложение состояло в увеличении пособия на 40 евро — до 400 в месяц, но в результате пособие было даже урезано: из ALG II была вычтена сумма на пиво и сигареты (около 14 евро, или 12 л. пива в месяц). Вместо надбавки на пиво власти включили в расчётную сумму 2,99 евро на минеральную воду. Министр труда Урсула фон дер Ляйен мотивировала данный шаг тем, что пиво и сигареты не являются предметами первой необходимости.

На протяжении следующих лет пособие стабильно повышалось, однако не смогло превысить озвученные социал-демократами 400 евро. В 2013 г. пособие составляло уже 382 евро (из них 128,46 евро выделяются на еду и безалкогольные напитки; 30,4 — на одежду, 30,24 — на квартиру (без учёта

арендной платы и отопления); 15,55 — на медицинское обслуживание; 22,78 — на транспорт; 39,96 — на культурный досуг и развлечения; 1,39 — на образование и т. д.)29. В 2015 г. его сумма составляла 399 евро. Начисление ведётся следующим образом: расходы на питание и безалкогольные напитки — 141, 65, одежду и обувь — 33,52, поездки — 25,14, товары и услуги — 29,21, здравоохранение — 17,16, жильё и оплата электроэнергии — 33,36, досуг и культура — 44,05, связь — 53,23, оборудование, бытовую технику и другие предметы — 30,2430. Всего пособие в Германии получают около 6,5 млн человек, а различные виды социальной помощи — более 40 % взрослых граждан ФРГ. На социальные расходы государство расходовало 1/3 ВВП. Остроту в обсуждение размера пособия вносила очевидная региональная диспропорция в распределении получателей пособия по федеральным землям. Исполнение реформы было возложено на них и основными носителями бремени выплат стали коммуны. В самом невыгодном положении оказались восточные земли, в которых экономическая ситуация была и так критическая, вследствие чего уровень безработицы выше.

Таким образом, положительные сдвиги в динамике снижения безработицы в действительности имеют место. Однако, данные по количеству получающих пособие отражают только фактическую занятость. Реформа не повлияла на причины сохранения высокой безработицы на востоке и не решила проблему занятости в долгосрочной перспективе. Результаты "Agenda 2010" ощутимы, но пока её достижения ослабляет то, что основными потребителями услуг современного немецкого социального государства являются не безработные, а средний класс. Учитывать результаты реформы следует в соотношении не только с размером заработной платы, ростом занятости, но и с изменением методики расчёта пособия. За последние годы в Германии существенно выросла стоимость жизни из-за введения доплат на лечение, повышения цен на электроэнергию, транспорт и на продукты питания, а это при-

29 Fünf Euro mehr für Hartz-IV-Empfänger. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.tagesschau.de/inland/hartz184.html (Behandlungsdatum: 12.03.2017).

30 Übersicht der Hartz IV Regelsätze ab 01.01.2015. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.hartziv.org/news/20140923-uebersicht-der-hartz-iv-regelsaetze-ab-01-01-2015.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

вело к тому, что пособия больше не компенсируют реальный рост стоимости жизни. Денежные суммы, предусмотренные в пособиях на еду и напитки, оказываются при растущих ценах слишком малыми. Таким образом, снижается покупательная способность живущих на Arbeitslosengeld. Нередко можно услышать слова: «Arbeitslosengeld посылает на работу за один евро». Невозможность прожить на пособие гонит людей в сферу низкооплачиваемого, не престижного труда, способствует тому, что безработные соглашаются на любую работу, в том числе на неполную занятость, чем нередко пользуются недобросовестные работодатели, занижая ставку оплаты.

Снижение покупательной способности является так же следствием того, что Arbeitslosengeld рассчитывались по данным 2003 г., которые устарели. На этот разрыв указывают вступающие в полемику с отчётами Федеральных ведомств немецкие профсоюзы. DGB требует применить ежегодную индексацию по стране, как это делается в отношении пенсий по старости. Таким образом, при очевидной ориентации "Agenda 2010" на средний класс, усугубилось социальное неравенство. Отсюда одно из наиболее часто встречающихся предложений для преодоления негативных последствий реформы — введение фиксированной минимальной заработной платы, что и было закреплено коалиционным договором ХДС/ХСС — СДПГ в 2013 г.

Следующим существенным социальным индикатором, иллюстрирующим региональную диспропорцию в контексте "Agenda 2010" можно считать уровень ВВП на душу населения и уровень заработной платы. Перенос на восток западных правил тарифной политики привёл к тому, что уровень заработной платы оказался оторван от уровня производительности труда. Реальные издержки на оплату труда оказались значительно выше западногерманских. В 1991 г. они составили 140 % и затем ещё долго превышали их31. В начале XXI в. уровень заработной платы начал выравниваться. Средний уровень зарплаты в Германии вырос за последнее десятилетие с 26 тыс. 214 евро в год (2003 г.) до 31 тыс. 089 евро в год. (2013 г.)32. Обратившись к данным валового внутреннего про-

31 Максимычев И. Ф. ФРГ в современном мире // Германия. Вызовы XXI века / Под ред. В. Б. Белова. М., 2009. С. 81.

32 Jahresarbeitslohn in Deutschland seit 1960 [Elektronische Ressource]: URL: http://de.statista.com/statistik/daten/studie/164047/

дукта на душу населения по данным переписи 2011 г., мы получим следующую картину:

Таблица 7

ВВП на душу населения в ФРГ (евро в год)33

Западная Германия 2011 2015 Восточная Германия 2011 2015

Северный Рейн-Вестфалия 33 558 36 544 Мекленбург-Передняя Померания 22 512 25 025

Бавария 38 706 42 950 Берлин 32 749 35 428

Баден-Вюртемберг 38 679 42 623 Бранденбург 23 498 26 848

Нижняя Саксония 30 333 32 591 Саксония-Анхальт 22 755 25 828

Гессен 39 384 42 732 Тюрингия 23 291 27 172

Рейнланд-Пфальц 29 961 33 589 Саксония 24 509 27 899

Шлезвиг-Гольштейн 27 344 30 482

Гамбург 56 002 60 912

Саар 32 037 34 893

Бремен 42 442 46 755

На рубеже XX-XXI вв. Германия демонстрировала постепенный рост средней заработной платы34. В 1990 г. — 21 тыс. 279 евро, в 1995 г. — 24 тыс. 031 евро, в 2000 г. — 25 тыс. 478 евро, в 2003 г. — 26 тыс. 214 евро, в 2008 г. — 27 тыс. 87 евро. В 2015 г. она составила 32 тыс. 643 евро. Наиболее благополучными стабильно являются промышленно развитие западные земли — Бавария, Гессен, Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия. Например, по итогам 2011 г., средняя заработная плата составила в Баварии около 52 тыс. евро в год, в Гессене

umfrage/jahresarbeitslohn-in-deutschland-seit-1960 (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

33 Bruttoinlandsprodukt — in jeweiligen Preisen — je Einwohner in Deutschend nach Bundesländern. [Elektronische Ressource]: URL: http:// www.vgrdl.de/VGRdL/tbls/tab.jsp?rev=RV2014&tbl=tab01&lang=de-DE#tab08 (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

34 Durchschnittseinkommen je Arbeitnehmer in Deutschland von 1960 bis 2015. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/statistik/ daten/studie/164047/umfrage/jahresarbeitslohn-in-deutschland-seit-1960/ (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

— 51 тыс. евро, в Баден-Вюртемберге — 50 тыс. евро, в Северной Рейн-Вестфалии — 48 тыс. евро. В тоже же время восток заметно отстаёт по этому показателю. На последнем месте в рейтинге ФРГ находится восточная Мекленбург-Передняя Померания. В 2014 г. средний уровень заработной платы вырос и в Восточной Германии, составив 32 тыс. 803 евро в год. В Западной Германии (за исключением Берлина) он составил 39 тыс. 941 евро35. Стабильная положительная динамика продолжилась в 2015 и 2016 гг., но не изменила сложившегося регионального диспаритета.

Таблица 8

Средняя заработная плата в землях ФРГ (евро в год)36

Западная Германия 2015 Восточная Германия 2015

Гессен 55 509 Берлин 43 353

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северный Рейн-Вестфалия 52 342 Тюрингия 40 213

Рейнланд-Пфальц 51 065 Бранденбург 40 022

Гамбург 49 810 Саксония 39 410

Саар 49 668 Мекленбург-Передняя Померания 39 377

Шлезвиг-Гольштейн 47 126 Саксония-Анхальт 38 309

Бавария 54 590

Баден-Вюртемберг 54 456

Нижняя Саксония 48 411

Бремен 47 176

В то же время, некоторые различия компенсируются более высокой стоимостью жизни на Западе. Например, арендная плата за жильё в Мюнхене, Франкфурте и Гамбурге значительно дороже, чем в таких, как Лейпциг или Дрезден.

Безусловный рост заработной платы не ликвидировал региональный разрыв, который сохранялся и в почасовой оплате. До полной реализации коалиционного договора 2013 г. на за-

35 Die Ausgangslage in Ost und West. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bpb.de/geschichte/deutsche-einheit/zahlen-und-fakten-zur-deutschen-einheit/211356/die-ausgangslage-in-ost-und-west (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

36 Durchschnittsgehalt nach Region. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.absolventa.de/karriereguide/arbeitsentgelt/durch-schnittsgehalt (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

паде она составляла 9,54 евро, тогда как на востоке — 7,04 евро37. Коалиционный договор ХДС/ХСС-СДПГ 2013 г. «Создадим будущее Германии» (Deutschlands Zukunft gestalten)38 внёс коррективы в этот вопрос. Речь идёт о достигнутом соглашении между партиями о введении с января 2015 г. минимального размера оплаты труда в час на территории всей Германии в размере 8,50 евро. В переходный период до 2017 г. профсоюзы и работодатели получали право заключать тарифные договоры со ставками менее 8,50 евро. Введение в законодательном порядке минимальной почасовой оплаты труда было главным требованием и предвыборным обещанием Социал-демократической партии39.

В целом, стоимость рабочей силы в Германии с 2005 г. выросла на 11,6 %. Однако рассматривать повышение заработной платы только как результат социальной реформы неверно. Правительство А. Меркель поощряет повышение заработной платы с целью повышения стоимости немецкого импорта, что является одним из средств получения денег для помощи партнёрам по еврозоне. Кроме того, повышение цен на энергоносители привело к росту стоимости жизни.

При положительной динамике роста заработной платы в западных и восточных землях по-прежнему заметно отличается уровень бедности населения. Понятие было введено для расчёта количества людей находящихся в группе социального риска, т.е. получающих менее 60 % от среднего дохода по стране. Согласно данным Института германской экономики в Кёльне, по этому показателю «лидируют» Берлин, Саксония-Анхальт, Саксония, Мекленбург-Передняя Померания. В то же время первое место принадлежит Бремену с 24,3 %.

37 Arm trotz Arbeit: Aufstocker sind wesentlicher Teil des Hartz IV-Sy-stems. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.dgb.de/themen/cob-c07bd9e-2f2c-11e2-a3ae-00188b4dc422 (Behandlungsdatum: 06.04.2017).

38 Deutschlands Zukunft gestalten. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 18. Legislaturperiode. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.cdu.de/sites/default/files/media/ dokumente/koalitionsver-trag.pdf (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

39 Ibid.

Таблица 9

Уровень бедности (% от численности населения)40

Западная Германия 2014 2015 Восточная Германия 2014 2015

Бремен 24,3 24,8 Берлин 20,0 22,4

Северный Рейн-Вестфалия 17,4 17,5 Мекленбург-Передняя Померания 21,2 21,7

Саар 17,3 17,2 Саксония-Анхальт 21,3 20,1

Нижняя Саксония 15,7 16,5 Тюрингия 17,8 18,9

Гамбург 15,6 15,7 Саксония 18,5 18,6

Рейнланд-Пфальц 15,6 15,2 Бранденбург 16,9 16,8

Шлезвиг-Гольштейн 13,7 14,6

Баден-Вюртемберг 11,4 11,8

Бавария 11,5 11,6

Гессен 13,7 11,4

Средний показатель на западе заметно ниже, чем на востоке, что объясняется большими возможностями для трудоустройства и более высоким уровнем зарплат. Специфика Бремена обусловлена тем, что, являясь экономически благополучным, он привлекает значительное число мигрантов (Бремен — регион ФРГ с самой высокой долей (28,7 %) лиц с миграционным фоном), которые, в свою очередь, чаще пополняют ряды безработных, чем коренные жители.

В среднесрочной перспективе результаты реформы как в целом для Германии, так и для отдельных земель, носят неоднозначный и противоречивый характер. На первый взгляд, «Повестка дня 2010» достигла намеченных целей. В то время как значительная часть Европы страдает от высокого уровня безработицы и низких темпов экономического роста, Германия находится в относительно хорошем состоянии, что дало основание для оптимистичных заявлений многим лидерам страны. Например, в 2013 г. глава парламентской фракции СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер отметил в своём интервью: «Без реформ мы бы сейчас были наравне с Италией, Франци-

40 Armer Osten, arme Großstädte. [Elektronische Ressource]: URL: ht-tps://de.statista.com/infografik/8305/armut-in-deutschland/ (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

ей и Испанией»41. В рамках решения проблемы региональной диспропорции реформа дала в целом положительные результаты: она оживила рынок труда, снизила уровень безработицы. В то же время она не смогла обеспечить выравнивания по таким индикаторам, как уровень доходов и число занятых на неполный рабочий день.

Реформа не принесла существенной экономии бюджетных средств. В частности, изменение формата выплат пособия по безработице должно было дать общую экономию федерального бюджета от 3 до 5 млрд в евро в год. Дополнительный медицинский полис для страхования от несчастных случаев должен был принести до 10 млрд евро. К 2014 г. была поставлена планка экономии в 80 млрд, из них за счёт урезания социальных пособий — 30 млрд, то есть более трети той суммы, на которую предлагается облегчить расходную часть бюджета. Только на пособия безработным и мероприятия по их переобучению ФРГ тратит около 100 млрд евро в год. Тем не менее, положительная динамика наметилась. Реформы правительства Г. Шрёдера приносят свои плоды и по сей день, обеспечивая экономическую стабильность Германии в условиях последствий кризиса еврозоны.

Источники

Agenda 2010 ist der umstrittene Retter Deutschlands. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.focus.de/finanzen/ news/arbeitsmarkt/tid-30056/schroeders-prestigeprojekt-fei-ert-jubilaeum-agenda-2010-ist-der-umstrittene-retter-deutsch-lands_aid_939111.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017). Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt

2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, 2016. Arbeitsmärkte im Wandel. Statistische Ämter des Bundes und der

Länder. Statistisches Bundesamt. Wiesbaden, 2012 Arm trotz Arbeit: Aufstocker sind wesentlicher Teil des Hartz IV-Systems. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. dgb.de/themen/cobc07bd9e-2f2c-11e2-a3ae-00188b4dc422 (Behandlungsdatum: 06.04.2017).

41 Agenda 2010 ist der umstrittene Retter Deutschlands. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.focus.de/finanzen/news/ arbeitsmarkt/tid-30056/schroeders-prestigeprojekt-feiert-jubilaeum-agenda-2010-ist-der-umstrittene-retter-deutschlands_aid_939111.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Armer Osten, arme Großstädte. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/infografik/8305/armut-in-deutsch-land (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Bevölkerung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. destatis.de/DE/Methoden/Zensus_/Zensus.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Bevölkerung auf Grundlage des Zensus 2011. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/ GesellschaftStaat/Bevoelkerung/Bevoelkerungsstand/Tabel-len/Zensus_Geschlecht_Staatsangehoerigkeit.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Bruttoinlandsprodukt (BIP) pro Kopf von 1991 bis 2016. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/statistik/ daten/studie/1252/umfrage/entwicklung-des-bruttoin-landsprodukts-je-einwohner-seit-1991 (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Bundesrepublik Deutschland (Ost/West). [Elektronische Ressource]: URL: https://statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/ Statistik/Statistik-nach-Regionen/Politische-Gebietsstruktur/ Ost-West-Nav.html (Behandlungsdatum: 14.04.2017).

Bundesagentur für Arbeit. [Elektronische Ressource]: URL: http:// www.arbeitsagentur.de/nn_27908/Navigation/Startseite/ Startseite.html (Behandlungsdatum: 02.03.2017).

Bundesministerium der Finanzen. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Home/ home.html (Behandlungsdatum: 02.03.2017).

Der Arbeitsmarkt in Deutschland. Arbeitsmarktberichterstattung — Januar 2013. [Elektronische Ressource]: URL: http://sta-tistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/Arbeitsmarkt-berichte/Berichte-Broschueren/Arbeitsmarkt-Nav.html (Behandlungsdatum: 14.04.2017).

Deutschlands Zukunft gestalten. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 18. Legislaturperiode. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.cdu.de/sites/default/files/media/doku-mente/koalitionsvertrag.pdf (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Die Agenda 2010: Eine wirtschaftspolitische Bilanz. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bpb.de/apuz/28920/die-agen-da-2010-eine-wirtschaftspolitische-bilanz?p=all (Behandlungsdatum: 14.04.2017).

Die Ausgangslage in Ost und West. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bpb.de/geschichte/deutsche-einheit/zah-len-und-fakten-zur-deutschen-einheit/211356/die-ausgangs-lage-in-ost-und-west (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Durchschnittseinkommen je Arbeitnehmer in Deutschland von 1960 bis 2015. [Elektronische Ressource]: URL: https:// de.statista.com/statistik/daten/studie/164047/umfrage/jah-resarbeitslohn-in-deutschland-seit 1960 (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Durchschnittsgehalt nach Region. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.absolventa.de/karriereguide/arbeitsentgelt/ durchschnittsgehalt (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Fünf Euro mehr für Hartz-IV-Empfänger. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.tagesschau.de/inland/hartz184. html (Behandlungsdatum: 12.03.2017).

Geschichte der Volkszählungen in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.zensus2011.de/DE/Zen-sus2011/Geschichte/Geschichte_node.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Gesetz zur Umsetzung von Zukunftsinvestitionen der Kommunen und Länder (Zukunftsinvestitionsgesetz — ZuInvG). [Elektronische Ressource]: URL: http://www.gesetze-im-internet. de/bundesrecht/zuinvg/gesamt.pdf (Behandlungsdatum: 13.04.2017).

Hartz IV: Leistungsempfänger von Arbeitslosengeld II und Sozialgeld im Jahresdurchschnitt von 2009 bis 2017. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/statistik/daten/ studie/242062/umfrage/leistungsempfaenger-von-arbeitsl-se-geld-ii-und-sozialgeld (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Kurzarbeiter. Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt 2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, 2016.

Jahresarbeitslohn in Deutschland seit 1960. [Elektronische Ressource]: URL: http://de.statista.com/statistik/daten/stu-die/164047/umfrage/jahresarbeitslohn-in-deutschland-seit-1960 (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Peter Hartz im Interview. Zehn Jahre Hartz-Reform. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.welt.de/wirtschaft/ article135524723/Hartz-findet-Grundsicherung-bis-heute-viel-zu-niedrig.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Rangliste der 500 groessten Unternehmen Deutschlands. [Elektronische Ressource]: URL: http://de.statista.com/statistik/

daten/studie/12917/umfrage/rangliste-der-500-groessten-unternehmen-deutschlands (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Reformagenda 2010 — Strukturreformen für Wachstum und Beschäftigung. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. diw.de/documents/publikationen/73/diw_01.c.79926.de/08-11-1.pdf (Behandlungsdatum: 07.12.2017).

Schröder G. Mut zum Frieden — Mut zur Veränderung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundestag.de/doku-mente/textarchiv/2013/43257637_kw11_kalenderblatt_agen-da2010/211202 (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Übersicht der Hartz IV Regelsätze ab 01.01.2015. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.hartziv.org/news/20140923-ueber-sicht-der-hartz-iv-regelsaetze-ab-01-01-2015.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Zensus 2011. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.zen-sus2011.de/DE/Home/home_node.html (Behandlungsdatum: 16.04.2017).

Литература

Белов В. Б. Хозяйственно-политическое и социально-экономическое пространство Германии // Современная Германия. Экономика и политика / Под ред. В. Б. Белова. М., 2015. С. 54-77.

Камкин А. К. Актуальное состояние рынка труда ФРГ и перспективы его развития // Современная Германия. Экономика и политика / Под ред. В. Б. Белова. М., 2015. С. 142-159.

Камкин А. К. Рынок труда в Германии: актуальное состояние и векторы развития // Доклады Института Европы РАН. № 267. Германия. 2010 / Под ред. В. Б. Белова. М., 2011. С. 101-111.

Максимычев И. Ф. ФРГ в современном мире // Германия. Вызовы XXI века / Под ред. В. Б. Белова. М., 2009. С. 13-102.

Романова Е. В. Смена миграционной парадигмы в Германии в XXI веке // Доклады Института Европы РАН. № 315. Миграционные проблемы и пути их решения / Под ред. Н. Б. Кондратьевой. М., 2016. С. 38-45.

Синдеев А. А. Перспективы партийно-политического развития ФРГ // Доклады Института Европы РАН. № 328. Германия. 2015. Ч. II / Под ред. В. Б. Белова. М., 2016. С. 7-24.

Тоганова Н. В. Адаптация Восточной Германии к рынку в 19902010 гг. М., 2013. Шенаев В. Н. Экономика Германии // Германия. Вызовы XXI века / Под ред. В. Б. Белова. М., 2009. С. 381-417.

Хришкевич Татьяна Георгиевна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: faschoda@mail.ru.

Regional Disproportion in Contemporary Germany as a Result of "Agenda 2010" Reform of 2003

The article presents the analysis of regional disparity of the federal states of Germany in the social and economic sphere. In 2003, the government of G. Schroeder undertook the reform of "Agenda 2010" to improve the social system of Germany, including the purpose of equalizing the western and eastern lands. The article refers to the consequences of the reform for East Germany. The research is based on the analysis of such social indicators as employment, the unemployment rate, the number of people receiving unemployment benefits, the share of part-time workers, the average income level of the population and the level of poverty. The proposed social indicators give us an opportunity to analyze the results of the reform to smooth out the regional disproportion. The article addresses both positive and negative consequences of the implementation of the social program "Agenda 2010" in the context of regional differences. Within the framework of solving the problem of regional disproportion for ten years of implementation, the reform has yielded positive results: it revived the labor market, reduced the unemployment rate. But at the same time, it was not possible to achieve equalization for such indicators as the level of incomes and the number of part-time workers. With the positive dynamics of wage growth, the poverty level of the population still differs markedly in the western and eastern lands. The reform did not bring, as expected, significant savings in budgetary funds. The reasons for the persisting gap include both the industrial disparity of West and East Germany and the outdated criteria for calculating social benefits.

Key words: Germany, regional disproportion, "Agenda 2010", employment of the population, labor market reform, unemployment.

Tatiana Khrishkevich, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: faschoda@mail.ru.

References

Belov V. B. Hozjajstvenno-politicheskoe i social'no-jekonomicheskoe pros-transtvo Germanii // Sovremennaja Germanija. Jekonomika i politika / Pod red. V. B. Belova. M., 2015. S. 54-77.

Kamkin A. K. Aktual'noe sostojanie rynka truda FRG i perspektivy ego razvitija // Sovremennaja Germanija. Jekonomika i politika / Pod red. V. B. Belova. M., 2015. S. 142-159.

Kamkin A. K. Rynok truda v Germanii: aktual'noe sostojanie i vektory raz-vitija // Doklady Instituta Evropy RAN. № 267. Germanija. 2010 / Pod red. V. B. Belova. M., 2011. S. 101-111.

Maksimychev I. F. FRG v sovremennom mire // Germanija. Vyzovy XXI veka / Pod red. V. B. Belova. M., 2009. S. 13-102.

Romanova E. V. Smena migracionnoj paradigmy v Germanii v XXI veke // Doklady Instituta Evropy RAN. № 315. Migracionnye problemy i puti ih reshenija / Pod red. N. B. Kondrat'evoj. M., 2016. S. 38-45.

Sindeev A. A. Perspektivy partijno-politicheskogo razvitija FRG // Doklady Instituta Evropy RAN. № 328. Germanija. 2015. Ch. II / Pod red. V. B. Belova. M., 2016. S. 7-24.

Toganova N. V. Adaptacija Vostochnoj Germanii k rynku v 1990-2010 gg. M., 2013.

Shenaev V. N. Jekonomika Germanii // Germanija. Vyzovy XXI veka / Pod red. V. B. Belova. M., 2009. S. 381-417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.