Научная статья на тему 'Реформы пенсионной системы фрг на рубеже XX-XXI вв. Как элемент выравнивания "Восток - запад"'

Реформы пенсионной системы фрг на рубеже XX-XXI вв. Как элемент выравнивания "Восток - запад" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННЫЕ РЕФОРМЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / GERMANY / PENSION SYSTEM / PENSION REFORMS / REGIONAL DISPROPORTION / POVERTY LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хришкевич Татьяна Георгиевна, Васильева Дарья Сергеевна

В статье представлен анализ пенсионной системы ФРГ в 19902010-х гг. в контексте региональной диспропорции государства. Статья обращается к пенсионным реформам, совершенствованию законодательства и институциональной структуры. Статья анализирует пенсионное обеспечение в Западной и Восточной Германии, уделяя особое внимание проблеме уровня бедности пенсионеров, ее причинам, содержанию, а также гендерному разрыву в пенсиях в новых и старых землях ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF THE PENSION SYSTEM IN GERMANY AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES AS PART OF THE “EAST - WEST” ALIGNMENT

Modern Germany has faced a number of problems, which in the long term can cause a serious blow to the country's economy. Reducing the birth rate, the able-bodied population and the number of skilled work force the federal government comes up with the solutions that, as a rule, are unpopular but objective, for example, retirement-age increase. The situation with pensioners is different in the East and West Germany. This was the result of the merger and transfer to the east of the western social insurance rules. One of the most serious problems was the merger of the two pension systems and the redistribution of pension funds in East Germany within the framework of the pension legislation of the single state. The results of pension reforms brought the expected benefts. Simultaneously with the process of socio-economic equalization of the land, the reforms led to signifcant positive shifts, including changes for pensioners. From 1992 to 2017, the amount of pensions in the country increased, but the regional imbalance persisted. The regional gap is explained by the state of the economy of western and eastern Germany, by large places for employment in the old lands, by higher salaries. The reasons for the gender gap in pensions are more diverse. They are rooted in the choice of education and social role. Pensioners in Germany continue to be one of the most vulnerable segments of society. The poverty level of pensioners differs depending on their age. The overall economic situation in the elderly also depends on whether they have in addition to the pension any additional income. An effective economy allows one to keep pension provision in the country at about 48 % of the average earnings. At the same time, the fnancial provision of pension insurance continues to be considered “unreliable” in Germany. Every year the state spends more and more on the social needs of the population, while creating conditions for people to provide themselves with a decent life.

Текст научной работы на тему «Реформы пенсионной системы фрг на рубеже XX-XXI вв. Как элемент выравнивания "Восток - запад"»

УДК 94 (430).087

Хришкевич Т. Г., Васильева Д. С.

реформы пенсионной системы

фрг на рубеже xx-xxi вв. как элемент выравнивания «восток - запад»1

В статье представлен анализ пенсионной системы ФРГ в 19902010-х гг. в контексте региональной диспропорции государства. Статья обращается к пенсионным реформам, совершенствованию законодательства и институциональной структуры. Статья анализирует пенсионное обеспечение в Западной и Восточной Германии, уделяя особое внимание проблеме уровня бедности пенсионеров, ее причинам, содержанию, а также тендерному разрыву в пенсиях в новых и старых землях ФРГ.

Ключевые слова: ФРГ, пенсионная система, пенсионные реформы, региональная диспропорция, уровень бедности.

Летом 2018 г. в ФРГ произошли два события, которые были связаны одной из самых актуальных для современной Германии проблем — влияние демографического развития на рынок труда. В июне начала работу пенсионная комиссия федерального правительства, а в августе Институт рынка труда и профессиональных исследований (Instituts für Arbeitsmarkt-und Berufsforschung, IAB) в Нюрнберге опубликовал статистический отчет о количестве вакантных рабочих мест. Согласно нему, в Германии не заняты более 1 млн рабочих мест, из них 940 тыс. — в Западной Германии и 270 тыс. — в Восточной2. Причины подобной статистики накапливались в стране 25 лет после объединения. Для старых земель ими стали низкое число претендентов на трудоустройство и невысокая квалифика-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, исследовательский проект № 17-01-00190-0ГН «Региональная диспропорция современной Германии: сравнительный анализ социальных индикаторов».

2 Neuer Rekordstand mit 1,21 Millionen offenen Stellen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iab.de/de/informationsservice/presse/ presseinformationen/os1802.aspx (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

164

ция заявителей, для новых — многолетний отток молодежи на запад и неконкурентные с ним зарплаты. Данные IAB стали очередным сигналом, демонстрирующим целый комплекс взаимосвязанных явлений, которые согласно прогнозам станут все более явными в 2020-х гг., а к 2030 г. превратятся в серьезную угрозу экономике страны. Снижение рождаемости, рост продолжительности жизни, сокращение трудоспособного населения, уменьшение количества квалифицированных работников заставляют федеральное правительство искать непопулярное, но объективно необходимое решение — повышение пенсионного возраста.

ФРГ является государством с одной из самых успешных рыночных экономик в мире, флагманом науки и индустрии. Однако до настоящего времени сохраняется социально-экономическая диспропорция между «старыми» и «новыми» землями. В начале 1990-х гг. была запущена программа Aufbau Ost, цель которой — выравнивание востока ("Ost-West-Vergleich") — понималась как выравнивание благосостояния населения до уровня западной Германии. Она включала в себя все социально-экономические сферы — политику на рынке труда, образования, здравоохранения и социального страхования. Процесс выравнивания, сопровождавшийся кризисом во второй половине 1990-х гг., привел к заметным положительным сдвигам, отмеченным, в том числе, на региональном уровне. Одновременно в общественно-политическом дискурсе разгорелись дебаты о растущей бедности населения. Этот факт признал в 2015 г. министр финансов Вольфганг Шойбле, предложив повысить ставки налога для наиболее состоятельных граждан с целью сокращения экономического неравенства и сглаживания рисков будущих кризисов.

Одним из самых уязвимых слоев общества оказались пожилые люди. Несмотря на то, что в ФРГ действует целостная система социальной защиты, охватывающая широкие слои населения, а социальные расходы занимают основное место в доле ВВП, в Германии сохраняется региональная диспропорция по такому показателю как пенсионное обеспечение, существенно различающееся на Востоке и Западе страны. Показательны в этом отношении публикации в немецкой прессе и специальные разделы в СМИ, посвященные «возрастной

бедности» (Altersarmut), например, в Der Spiegel3, Die Zeit4, Stuttgarter Nachrichten5 и др.

Объединение потребовало выравнивания социальной системы по образцу Западной Германии, в том числе пенсионного страхования, заметно отличающегося в ГДР и ФРГ. К объединению пенсионная система ФРГ подошла в варианте 1972 г., когда были внесены изменения в реформу 1957 г., проведенную правительством К. Аденауэра. Оно ввело в действие «договор солидарности» между поколениями, узаконив перераспределение доходов в пользу пожилых людей посредством отчислений (взносов) работников и предпринимателей6. Пенсии назначались персонально, исходя из стажа работы и размера предыдущей заработной платы, а также текущей зарплаты. Реформа предполагала не индексацию пенсий в зависимости от инфляции, а систематическое повышение пенсионных выплат вследствие общеэкономического развития страны. Для выхода на пенсию нужно было соответствовать двум условиям: достигнуть возраста 65 лет и не менее 15 лет платить страховые взносы. Размер средней пенсии человека со страховым стажем 40 лет был около 60 % от средней чистой зарплаты работника по найму7. Взносы производились как самим работодателем, так и работником в одинаковых частях. В результате была сформирована система перераспределения, в рамках которой страховые взносы от работающего населения направлялись на пенсии. Важным результатом реформы стало уравнение, как размера пенсий, так и порядка их расчета

3 Preker A. Altersarmut nimmt in Deutschland drastisch zu. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/alters-armut-nimmt-in-deutschland-drastisch-zu-a-1153561.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

4 Immer mehr Rentner in Deutschland arbeiten. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.zeit.de/gesellschaft/zeitgeschehen/2018-04/ erwerbstaetigkeit-alter-rentner-bundesinstitut-bevoelkerungsforschung (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

5 Altersarmut in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: https:// www. stuttgarter-nachrichten. de / inhalt.altersarmut-in-deutschland-fast-je-der-zweite-rentner-bezieht-weniger-als-800-euro.27e9d783-b0ce-4800-b4a1-72a369c0ee40.html (Behandlungsdatum; 26.08.2018).

6 Зимаков А. В. Пенсионная система ФРГ: эволюция или революция? // Современная Европа. 2016. № 4. С. 95.

7 Гутник В.П., Зимаков А.В. Пенсионная реформа в Германии // Современная Европа. 2001. № 2. С. 50.

у государственных служащих и работников других сфер экономики. Люди творческих профессий, фермеры и предприниматели освобождались от обязательных страховых взносов. Пенсия перестала быть просто субсидией, она фактически заменяла заработную плату.

В 1972 г. в пенсионную систему были внесены незначительные изменения. Было предоставлено право выхода на пенсию в 63 года при наличии страхового стажа не менее 35 лет. Представители профессий, освобожденных от обязательного страхования, теперь наделялись правом самостоятельно перечислять страховые взносы.

18 мая 1990 г. был подписан Государственный договор о валютном, экономическом и социальном союзе между Западной и Восточной Германией, который в п. 20 Главы IV гласил: «Германская Демократическая Республика должна предоставить все необходимые меры по адаптации пенсионных прав на основе заработной платы и взносов, связанных с пенсионным законодательством Федеративной Республики Германии»8. Страхование включало в себя обязательства по «реабилитации, инвалидности, старости и смерти». Учитывая разницу в пенсионной системе двух немецких государств, первоочередной задачей стало создание структуры для сбора денег и выплаты пенсий. Так как в ГДР все социальные отчисления поступали в госбюджет, а западногерманская модель предполагала начисления в раздельные фонды, это вызвало недостаток средств, который должен был покрываться за счет дополнительных расходов из государственного бюджета. В августе 1990 г. из федерального центра для выплаты пенсий в восточногерманских землях было выделено 2,4 млрд марок9.

25 июля 1991 г. появляется федеральное германское пенсионное законодательство, которое становится частью VI главы Социального кодекса. По состоянию на 1 января 1992 г. почти 4 млн пенсионеров из ГДР стали частью западногерманской пенсионной системы. Одной из самых серьез-

8 Vertragüber die SchaffungeinerWährungs-, Wirtschafts- und Sozial-unionzwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 1990. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.de/wf/de/71.4517/ (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

9 Тоганова Н. В. Адаптация Восточной Германии к рынку 1990-2010. М., 2013. С. 29.

ных проблем стало перераспределение пенсионных фондов Восточной Германии в рамках пенсионного законодательства единого государства. В соответствии с Законом о пересчете пенсий произошел перерасчет существующих выплат. Было учтено количество страховых лет и средний доход за последние двадцать лет. Из-за значительных различий в доходах на Востоке и Западе, трудовые доходы на востоке пришлось впоследствии оценить выше, поэтому первый год объединения показал заметный рост финансовой нагрузки в этой сфере10.

В 1992 г. пенсионная реформа продолжилась. Ее цель заключалась в поддержании жизненных стандартов объединенной Германии. Реформа изменила систему индексации пенсии в зависимости от возможного роста средней заработной платы по стране, а также расчет пенсии в зависимости от размера и длительности вклада в фонды пенсионного страхо-вания11. Закон о пересчете пенсий регулировал плату тем, кто выходил на пенсию в первые годы после объединения. Меры в отношении государственных чиновников и партийных функционеров ГДР носили компромиссный характер: надбавки были сохранены, но количество их получателей сократилось12.

В 1996 г. пенсионный возраст был повышен до 65 лет, а в 1997 г. была предпринята попытка усовершенствования системы в сторону сокращения расходов на пенсионное обеспечение. Финансирование должно было обеспечиваться за счет расширения обязательного страхования самих граждан. В этом вопросе существенную роль сыграли пенсионные правила ГДР и институциональные особенности западногерманской федеративной модели, в результате чего размеры пенсий сохранили заметную разницу в западных и восточных землях. В то же время, их размер зависел не только от методики расчетов, но и от продолжительности трудовой деятельности и страховых биографий. В частности, для ГДР обычным явлением была более высокая степень трудового участия, непрерывная полная занятость между окончанием школы и пенсией, как мужчин,

10 Rasner A. Geschlechtsspezifische Rentenlücke in Ost und West. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.diw.de/documents/publikatio-nen/73/diw_01.c.483780.de/14-40-6.pdf (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

11 Социальная политика и социальное государство в Германии / Отв. ред. Л. Н. Корнева. Кемерово, 2014. С. 372.

12 Тоганова Н. В. Адаптация Восточной Германии к рынку 1990-2010. М., 2013. С. 30.

так и женщин. К 2001 г. величина пенсий на Востоке у женщин составляла 606 евро, на Западе — 496 евро. Средний размер пенсий мужчин в восточногерманских и западногерманских землях — 948 евро и 934 евро соответственно13.

К необходимости пересмотра пенсионной реформы вплотную подошло правительство Г. Шредера. Проблема пенсионного обеспечения была увязана с налоговой системой. Постепенное повышение пенсионного возраста для женщин и снижение к 2003 г. средней суммы гарантированной пенсии с 70 % до 64 % от величины заработной платы были объявлены не соответствующими социал-демократическим стандартам. Согласно планам «красно-зеленого» правительства, должен был действовать принцип свободы выбора и индивидуальной ответственности. Основной акцент должен был быть сделан на создании условий для развития альтернативных форм обеспечения старости (добровольные накопительные системы, сбережения, формирование собственности и пр.). Позиция экспертов в этом вопросе сводилась к набору следующих принципов:

- ликвидировать практику обязательной индексации размера пенсий в зависимости от роста номинальной заработной платы;

- сократить гарантированный размер пенсий с 70 % от заработной платы до 60 %;

- стимулировать добровольные формы обеспечения старости, вплоть до освобождения от налогообложения той части доходов граждан, которая используется ими в качестве сбережений через частные накопительные системы пенсионного страхования;

- повысить пенсионный возраст для мужчин и женщин;

- исключить существующие возможности досрочного выхода на пенсию14.

В дискуссиях принимали участие не только правительство и оппозиция, но и профсоюзы, союзы государственных служащих и многие другие общественные организации. Особенно горячий спор у общественности вызывали идеи феде-

13 Lampert H., Althammer J. Lehrbuch der Sozialpolitik. Berlin, 2004. S. 116.

14 Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика / Под ред. А. Ю. Чепуренко. М., 2001. С. 188.

рального министра труда и социального обеспечения Вальтера Ристера. Он предложил к уже существующей пенсионной системе добавить вторую — обязательные взносы граждан, которые сформируют фонд для дополнительных пенсионных выплат. Прежняя пенсионная система, существующая за счет отчислений работодателей и работников, стала буксовать, по причине увеличения числа пенсионеров, увеличению продолжительности жизни, сокращению трудового стажа при увеличении периодов безработицы. Поэтому В. Ристер настаивал на системе из двух опор. Первая — традиционная, когда отчисления производят предприятия и работники, а вторая — личные взносы, т. е. накопительная часть пенсии. Таким образом, «будет достигнут баланс между принципом солидарности социального государства и собственной ответственностью граждан»15. Реформа вызвала споры и внутри СДПГ, и в рядах ХДС/ХСС. Одной из целей Г. Шредера и В. Ристера было донести до населения, что времена, когда пенсия была обеспечена всем автоматически, прошли. Христианские демократы вместе с профсоюзами выступали против реформы, называя ее обманом. Серьезной проблемой был также вопрос о характере личных отчислений. Должны ли они быть обязательными или добровольными. Принятие реформы откладывалось в виду сложных переговоров и все новых требований ХДС/ХСС. Несмотря на это, благодаря компромиссам, на которые пошло «красно-зеленое» правительство, реформа была принята.

В результате реформы, был определен размер страхового взноса: до 2020 г. — не выше 20 %, до 2030 г. — 22 %. Чтобы не превысить данный порог, было решено к 2030 г., сократить пенсии с 70 % до 67 %16, при этом предусматривалось замедление индексации. Возраст выхода на пенсию составил 65 лет. Новым стало и то, что со времен реформы 1957 г. система перераспределения претерпевала изменения. Теперь, как и предлагал В. Ристер, для того, чтобы сокращение пенсионных выплат ощущалось не так болезненно, была введена накопительная часть. По новой реформе застрахованные в государственном пенсионном фонде граждане могли воспользовать-

15 Сербина А. С. Социальная политика правительства Г. Шредера: мужество ради перемен // Вестник КемГу. 2013. № 2. Т. 3. C. 136.

16 Гутник В. П., Зимаков А. В. Пенсионная реформа в Германии // Современная Европа. 2001. № 2. С. 51.

ся правом заключить специальные договоры накопительного пенсионного страхования в аккредитованных для этого частных пенсионных фондах. По мнению авторов реформы, привлекательности отчислениям по таким договорам добавляли налоговые льготы. Для тех, у кого невысокий уровень зарплаты, государство брало на себя выплату дополнительных субсидий, которые перечислялись на накопительный счет. Устанавливалась и нижняя планка величины личных взносов — не менее 4 % от заработной платы с 2008 г. Реформа не обошла стороной лиц, так называемых свободных профессий (Freiberuf). Они подлежали обязательному пенсионному страхованию. Численность таких плательщиков оценивалась в 4 млн человек.

В 2005 г. было осуществлено преобразование институциональной структуры пенсионных ведомств. До этого в ФРГ существовала система из двух организаций — федерального страхового ведомства госслужащих и земельных страховых ведомств для наемных работников. На практике эти институты не имели различий. Поэтому, было принято решение объединить две категории застрахованных. Основные компетенции передавалась земельным ведомствам, а на центральные органы возлагалась работа с особыми случаями, например, работа с пенсионерами, живущими за рубежом17. Таким образом, пенсионную реформу Г. Шредера и В. Ристера можно назвать и революционной, и компромиссной одновременно.

Пенсионное законодательство получило развитие в 2007 г., когда был принят закон «Об адаптации пенсионного возраста к демографическому развитию» и возрастная планка была поднята до 67 лет. Реализация закона назначалась с 1 января 2012 г. По закону до 2029 г. пенсионный возраст с 65 до 67 лет должен увеличиваться поэтапно, то есть ежегодно на один-два месяца. Старое правило должно действовать только для лиц с рабочим стажем не менее 45 лет. С 63 до 65 лет пенсионный возраст был повышен для имеющих физические недостатки и тех, кто по причине болезни частично утратил трудоспособность. Раньше установленного законом срока выходить на пенсию разрешалось с 63 лет лицам с рабочим стажем не менее 35 лет. В этом случае за каждый недоработанный

17 Зимаков А. В. Пенсионная система ФРГ: эволюция или революция? // Современная Европа. 2016. № 4. С. 95.

месяц из пенсии должны отчисляться 0,3 %. Т. е. с выходом на «раннюю» пенсию в 63 года гражданин будет получать на 14,4 % меньше от предусмотренных для него выплат. Сокращался размер пенсии в среднем с 79 до 67 % от уровня зарплаты по стране18. Таким образом, государственное пенсионное страхование оставалось ориентированным на работу. Однако некоторые формы «бездействия», например, такие как период получения образования, безработица, болезнь, воспитание детей и уход за родственниками могут также порождать пенсионные права. Эти меры социальной компенсации призваны облегчить определенные пробелы на рынке труда и неблагоприятные последствия временной бездеятельности.

Прошедшие в начале 2000-х гг. реформы принесли ожидаемые плоды. За период с 1992 по 2013 гг. размер пенсий по стране вырос, однако региональная диспропорция сохранилась. Сохранился и гендерный дисбаланс. Средние пенсии у западногерманских мужчин выросли с 1 010 евро в 1993 г. до 1213 евро в 2013 г., а женщин в тот же период — с 558 до 728 евро. Для восточногерманских мужчин средние пенсии незначительно увеличиваются с 794 до 915 евро, а для женщин в Восточной Германии — с 471 до 786 евро19. Таким образом, сокращался не только региональный, но и гендерный разрыв.

В 2014 г. в ФРГ был произведен перерасчет пенсий. Была снижена ставка взносов, которая составила к 1 января 2018 г. 18,6 %. Эффективная экономика и подобная ставка позволили удерживать пенсионное обеспечение на уровне около 48 % от среднего заработка. В 2017 г. это значение составляло 48,2 %. В тоже время, финансовое обеспечение пенсионного страхования продолжает считаться в Германии «неблагонадежным». По прогнозам, к 2030 г. размер пенсии может снизиться примерно до 44 %. Уровень, запланированный к 2025 г., должен составлять не менее 48 %. Для его сохранения федеральному правительству необходимо увеличить ставку взносов с 18,6 до 20,6 % к 2025 г. и 23 % в 2030 г. и дополнительную субсидию государства на 8 млрд евро20. Согласно расчетам Института

18 Социальная политика и социальное государство в Германии / Отв. ред. Л. Н. Корнева. Кемерово, 2014. С. 386.

19 Rasner A. Geschlechtsspezifische Rentenlucke in Ost und West. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.diw.de/documents/publikatio-nen/73/diw_01.c.483780.de/14-40-6.pdf (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

20 Pichler R. Wie sicher ist unsere Rente? [Elektronische Ressource]:

немецкой экономики в Кельне, если нынешний предел в 20 % будет закреплен на постоянной основе, в 2030 г. возникнет дефицит финансирования почти в 30 млрд евро21.

В настоящее время почти 80 % населения ФРГ в возрасте от 20 до 65 лет находятся в системе обязательного пенсионного страхования. Число получающих базовое пенсионное пособие растет с каждым годом, что связано с ростом продолжительности жизни и увеличением числа пенсионеров. Происходит постепенный переход от 65 к 67 годам как возрасту выхода на пенсию. В 2030 г. пенсионный возраст составит 67 лет, если в перспективе не будет новых реформ, что весьма вероятно.

Как уже отмечалось, новое федеральное правительство, сформированное в 2018 г., создало пенсионную комиссию из группы профессоров ведущих научно-исследовательских институтов, которая должна в течение ближайших лет представить предложения по совершенствованию пенсионной системы. По мнению, Сузанны Кохскемпер, эксперта Института немецкой экономики в Кельне, у государства есть только три решения: сократить размеры пенсий, значительно увеличить страховые пенсионные взносы или повысить пенсионный возраст, чтобы число работающих возросло, а количество пенсионеров снизилось22.

Дискуссия о том, как остановить снижение уровня пенсий продолжается в течение ряда лет. После проведения пенсионных реформ 2000-х гг. одним из предложений стало введение, например, частнофинансируемых пенсий, но без указания источника. При обсуждении коалиционного договора 2013 г. ведущие партии предложили поднять возраст выхода на пенсию до 70 лет. Каждый год сумма расходов на пенсионное обеспечение растет и становится самой затратной частью бюджета. В 2018 г. она составляет 94 млрд евро, а к 2022 г. ожидается рост до 109 млрд евро.

URL: https://www.stuttgarter-nachrichten.de/inhalt.altersvorsorge-die-entspannung-bei-der-rente-truegt.5759034e-bd96-4a2d-b05c-bf489a60de0a. html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

21 Pimpertz J. Rentenniveau: Offene Rechnung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/iw-nachrichten/beitrag/jo-chen-pimpertz-offene-rechnung.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

22 Kochskämper S. Konzept zur Rente ab 2025. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/videos-und-audios/beitrag/ susanna-kochskaemper-konzept-zur-rente-ab-2025.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Повышение пенсионного возраста и мероприятия по выравниванию земель привели к небольшому изменению в пенсионном обеспечении, но с сохранением регионального разрыва. В 2015 г. мужчины в Северном Рейн-Вестфалии получали в среднем — 1 187 евро в месяц, женщины — 567 евро. В Баден-Вюртемберге соответственно 1 155 и 636, в Баварии — 1 078 и 626. На Востоке: в Мекленбург-Передней Померании

— 1 090 и 835, в Саксонии-Анхальт — 1 114 и 821, в Саксонии

— 1 132 и 84323. Если пенсионное обеспечение мужчин восточных и западных земель отличается незначительно, то разрыв у женщин оказывается заметным, что обусловлено большим трудовым стажем проживающих на Востоке.

Региональный разрыв объясним состоянием экономики западной и восточной Германии, большим числом мест для трудоустройства в старых землях, более высоким уровнем зарплат. Причины гендерного разрыва в пенсиях более многообразны. Они коренятся в выборе образования, социальной роли. Кроме того, в Германии сохраняется негативная тенденция, когда за ту же работу, что и их коллеги-мужчины, женщины зарабатывают в среднем меньше. Нельзя забывать о специфике профессиональной деятельности. Женщины в значительной степени представлены в низкооплачиваемом секторе, например, в сфере услуг. Они, как правило, преобладают в сфере гостеприимства — 62 %, здравоохранения и социальной помощи — 73,5 %, в производстве готового платья

— 50%. В тоже время в сфере сельского и лесного хозяйства

— 28 %, промышленности — 18,1 %, на транспорте — 27,3 %24. Женщины чаще прерывают трудовую деятельность и работают неполный рабочий день25. Существует и налоговая специфика, выгодная состоящим в браке. При более высокой зарплате мужа, как правило, выбирается налоговая льгота для супруга, что в перспективе влияет на размер пенсии. По мнению, исследовательницы гендерного разрыва в пенсионном

23 So viel Rente bekommt Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.focus.de/finanzen/altersvorsorge/frauen-bekommen-weniger-renten-atlas-2015-so-viel-rente-gibt-es-wirklich-in-deutschland_ id_5786848.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

24 Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt 2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, 2016. S. 182.

25 Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt 2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, 2016. S. 88-89.

обеспечении А. Разнер, супруги в Германии стремятся уйти на пенсию одновременно, а поскольку жены часто на несколько лет моложе своих мужей, они должны делать более высокие пенсионные отчисления26.

Размер пенсий — это насущная проблема для государства, где из 82 млн возрастная категория «старше 65 лет» составляет 16 млн 517 тыс. человек27. Рост пожилого поколения с учетом сокращения трудоспособного населения страны вызывает опасения в свете увеличения числа пожилых людей, которые могут оказаться за чертой бедности. По данным переписи 2011 г., количество жителей в возрастной группе «моложе 18 лет» насчитывает всего 13 млн 138 тыс. 580 человек, в группе «от 18 до 29 лет» — 11 млн 391 тыс. 700, «от 30 до 49 лет» — 22 млн 838 тыс. 880 и «от 50 до 65 лет» — 16 млн 333 тыс. 080 человек28. В динамике численность людей старше 60 лет в старых и новых землях выглядит следующим образом: в 1980 г. — 15,2 млн (19,4 %), в 1990 г. — 16,3 млн (20,4 %), в 2000 г. — 18,4 млн (22,4 %)29. Замедление процесса старения населения возможно благодаря высокому уровню миграции, наметившемуся в последние годы. Но пока статистика показывает, что при сохранении нынешних темпов снижения рождаемости к 2050 г. доля нетрудоспособных может составить 38,9 % при общей численности населения 74 млн человек30, а это увеличит нагрузку на социальные фонды и может привести к росту количества людей, находящихся за чертой уровня бедности31.

26 Rasner A. Geschlechtsspezifische Rentenlücke in Ost und West. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.diw.de/documents/publikatio-nen/73/diw_01.c.483780.de/14-40-6.pdf (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

27 По данным Федерального ведомства статистки средняя продолжительность жизни в Германии составляет 82 года у женщин и 77 — у мужчин.

28 Bevölkerung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.de-statis.de/DE/Methoden/Zensus_/Zensus.html (Behandlungsdatum; 26.08.2018).

29 Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Heidelberg, 2010. Bd. II. S. 360.

30 Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Heidelberg, 2010. Bd. I. S. 170.

31 Об уровне бедности в ФРГ см. нашу недавнюю статью: Хришке-вич Т. Г. Бедность населения ФРГ в контексте региональной диспропорции государства // МИ. 2018. № 11. С. 146-169.

В Германии каждый год все больше людей страдает от бедности по старости. К 2017 г. их число достигло 6 млн человек. В перспективе, в 2036 г. каждому из пяти 67-летних будет угрожать бедность. По мнению авторов ежегодного исследования Das Sozio-ökonomische Panel (SOEP), проводимого в Германии с 1984 г. среди более 12 000 частных домохозяйств, риск бедности среди будущих пенсионеров увеличится с 16,2 % до 20,2 %32. В первую очередь это коснется одиноких женщин (преимущественно в Западной Германии), людей с низкой квалификацией, долгосрочных безработных. В целом риск бедности выше у будущих пенсионеров Восточной Германии. Существует множество причин надвигающейся бедности по старости. В основном это связано с изменениями на рынке труда за последние двадцать пять лет. Среди них — неполный рабочий день, позднее вступление в трудовую жизнь, временные контракты, перерывы в трудоустройстве (например, у матерей), работа в секторе низкой заработной платой. Таким образом, гарантией достаточной пенсии может являться хорошо оплачиваемая работа. В Германии она преимущественно сосредоточена на западе.

Для решения проблемы бедности государство видит выход в трудоустройстве пенсионеров, так как реформы уже привели к увеличению их численности. В 2016 г. они составляли 11,4 % от общего числа работающего населения, тогда как в 2006 г. всего 5,1 % (с учетом всех рабочих мест, включая неполный рабочий день и трудоустройство с почасовой оплатой). Из них у женщин показатель составил 8,3 %, у мужчин 15 %. Трудоустройство пенсионеров идет преимущественно в секторе так называемой minijobs, то есть там, где зарплата составляет менее 450 евро в месяц. Согласно отчету Федерального агентства по труду, в 2013 г. в Германии насчитывалось 829 173 человек старше 65 лет, работающих за минимальную плату33. Почти 137 тыс. из них были старше 74 лет34. В 2016 г.

32 Altersarmut kostet Bund immer mehr Geld. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/altersarmut-grund-sicherung-fuer-rentner-teurer-fuer-bundesregierung-a-977029.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

33 В 2003 г. в соответствии со Вторым законом для современных услуг на рынке труда была установлена сумма в 400 евро. С 1 января 2013 г. минимальный порог в 400 евро был увеличен до 450 евро. В категории Midijobs установлен диапазон до 850 евро.

34 Bund, Länder und Kreise. [Elektronische Ressource]: URL: http://

их численность достигла 927 148 человек35. В тоже время, несмотря на значительный рост, это явление нельзя объяснять однозначными материальными мотивами. Оно может быть обусловлено стремлением к активному образу жизни, расширению социальных контактов, досуга, самореализации, желанием быть полезным обществу.

Уровень бедности пенсионеров отличается в зависимости от их возраста. В возрастной группе «75+» уровень бедности выше, чем у группы «65+». Это имеет несколько причин. Многие пожилые люди этого возраста живут в одиночку (вдовы и вдовцы), следовательно, несут все расходы самостоятельно36. Даже при учете так называемой «социальной подушки» из накоплений эта сумма с возрастом уменьшается, увеличивая социальные риски. В целом, каждый четвертый пенсионер группы «65+» имеет достаточные накопления, чтобы сохранять финансовое благополучие в среднем десять лет. Отсюда уровень бедности у возрастной группы «65+» меньше и составляет около 9,4 %37. Общая экономическая ситуация у пожилых людей также зависит от того, есть ли у них помимо пенсии дополнительный доход.

Нельзя не отметить еще ряд факторов, влияющих на социальные риски для пожилых людей и их специфику. С возрастом растет потребность в медицинском уходе, что приводит к дополнительным расходам. Еще одним фактором становится системный рост платы за жилье и электричество. Арендные ставки в немецких городах демонстрируют увеличение, а стоимость жилья в провинции падает. Характеризуя

statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/Statistik-nach-Regionen/ Politische-Gebietsstruktur-Nav.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

35 Demografie der geringfügigen Beschäftigung / Aktuelle Entwicklungen im Bereich der geringfügigen Beschäftigung. Essen, 2016. S. 10.

36 В данном случае проблема носит двоякий характер. С одной стороны в связи с ростом продолжительности жизни, количество одиноких людей сокращается. В группе «75+» доля тех, кто проживает вместе с партнером, в последние два десятилетия значительно возросла, а совокупный доход семьи из двух пенсионеров составил в 2014 г. около 3 900 евро в месяц. С другой, растет число одиноких среди молодежи, что увеличивает риск остаться одиноким в старости.

37 Sehr viele Ältere haben Vermögen. [Elektronische Ressource]: URL: ht-tps://www.iwd.de/artikel/sehr-viele-aeltere-haben-vermoegen-224803/ (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

уровень бедности пенсионеров в ФРГ, не следует забывать, о том, что в современной Германии он носит относительный характер. Помимо сугубо статистических параметров он обусловлен уровнем потребностей, степенью удовлетворенности, особенностями жизненных стандартов Германии и целым рядом других аспектов.

Снижение уровня благосостояния пенсионеров можно назвать экзистенциальной проблемой. Адекватный пенсионный доход является основным условием для того, чтобы пожилые люди в равной мере участвовали в жизни общества, как можно дольше оставались самостоятельными и поддерживали активность. Для этого необходимы значительные финансовые ресурсы. Доходы пенсионеров обусловлены спецификой страхования Германии. Только 60 % платежей финансируется за счет ежегодно вносимых страховых взносов, оставшиеся 40 % выплат приходятся на бюджетные средства38. Таким образом, существует корреляция между уровнем социально-экономического развития земель, доходами трудоспособного населения и размером будущей пенсии. При сохраняющемся региональном разрыве в доходах нынешняя молодежь к моменту выхода на пенсию сможет накопить гораздо меньше средств.

Нельзя утверждать, что ситуация в ФРГ с пенсионным обеспечением неудовлетворительная. Уровень жизни в этой стране гораздо выше, чем во многих странах Европы и мира, и его стабильное повышение подтверждается многими фактами, однако и разрыв, который сохраняется, особенно применительно к Востоку, игнорировать нельзя. Федеральное правительство смогло добиться существенных результатов, реализуя на протяжении двух десятилетий экономический план выравнивания Восток-Запад. По-прежнему серьезные усилия сосредоточены на снижении рисков в будущем. Экономический подъем в новых землях сулит в перспективе все более заметное сближение земель и благосостояния населения, а следовательно, в уровне жизни пенсионеров. Но нельзя отрицать, что проживание в Восточной Германии до некоторой степени способствует ухудшению материального положения в настоящем и будущем.

38 Баранова К. К. Государственные финансы // Современная Германия. Экономика и политика / Отв. ред. В. Б. Белов. М., 2015. С. 93.

В современной Германии с ее стареющим населением государство не в силах самостоятельно нести пенсионное бремя. Поэтому необходимо вводить другие формы пенсионного обеспечения и укреплять их популярность и авторитет среди населения. Ведь сильное социальное государство характеризуется не тем, что с каждым годом все больше тратит на социальные нужды населения, а тем, что создает условия для того, чтобы люди могли сами обеспечить себе достойную жизнь.

Источники

Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt

2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg. 2016. Bevölkerung. [Elektronische Ressource]: URL: https:// www.destatis.de/DE/Methoden/Zensus_/Zensus.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018). Bund, Länder und Kreise. [Elektronische Ressource]: URL: http://statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/ Statistik-nach-Regionen/Politische-Gebietsstruktur-Nav.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018). Demografie der geringfügigen Beschäftigung / Aktuelle Entwicklungen im Bereich der geringfügigen Beschäftigung. Essen, 2016.

Neuer Rekordstand mit 1,21 Millionen offenen Stellen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iab.de/de/ informationsservice/presse/presseinformationen/os1802. aspx (Behandlungsdatum: 26.08.2018). Vertragüber die SchaffungeinerWährungs-, Wirtschafts- und Sozialunionzwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 1990. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. kas.de/wf/de/71.4517/ (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Баранова К. К. Государственные финансы // Современная Германия. Экономика и политика / Отв. ред. В. Б. Белов. М., 2015. С. 78-109.

Гутник В. П., Зимаков А. В. Пенсионная реформа в Германии

// Современная Европа. 2001. № 2. С. 49-59. Зимаков А.В. Пенсионная система ФРГ: эволюция или революция? // Современная Европа. 2016. № 4. С. 94-103.

Сербина А.С. Социальная политика правительства Г. Шредера: мужество ради перемен // Вестник КемГу. 2013. № 2. Т. 3. C. 135-139.

Социальная политика и социальное государство в Германии / Отв. ред. Л. Н. Корнева. Кемерово, 2014.

Социальное рыночное хозяйство в Германии: истоки, концепция, практика / Под ред. А. Ю. Чепуренко. М., 2001.

Тоганова Н. В. Адаптация Восточной Германии к рынку 19902010. М., 2013.

Хришкевич Т. Г. Бедность населения ФРГ в контексте региональной диспропорции государства // МИ. 2018. № 11. С. 146-169.

Altersarmut in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: ht-tps://www.stuttgarter-nachrichten.de/inhalt.altersarmut-in-deutschland-fast-jeder-zweite-rentner-bezieht-weniger-als-800-euro.27e9d783-b0ce-4800-b4a1-72a369c0ee40.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Altersarmut kostet Bund immer mehr Geld. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/ altersarmut-grundsicherung-fuer-rentner-teurer-fuer-bundes-regierung-a-977029.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Heidelberg, 2010. Bd. I.

Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Heidelberg, 2010. Bd. II.

Kochskämper S. Konzept zur Rente ab 2025. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/videos-und-audios/beitrag/susanna-kochskaemper-konzept-zur-rente-ab-2025.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Lampert H., Althammer J. Lehrbuch der Sozialpolitik. Berlin, 2004.

Pimpertz J. Rentenniveau: Offene Rechnung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/iw-nachrich-ten/beitrag/jochen-pimpertz-offene-rechnung.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Rasner A. Geschlechtsspezifische Rentenlücke in Ost und West. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.diw.de/docu-ments/publikationen/73/diw_01.c.483780.de/14-40-6.pdf (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Sehr viele Ältere haben Vermögen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwd.de/artikel/sehr-viele-aeltere-haben-vermoegen-224803/ (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

So viel Rente bekommt Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.focus.de/finanzen/altersvorsorge/frauen-bekommen-weniger-renten-atlas-2015-so-viel-rente-gibt-es-wirklich-in-deutschland_id_5786848.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Хришкевич Татьяна Георгиевна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: [email protected].

Васильева Дарья Сергеевна, магистрант кафедры всеобщей истории и регионоведения (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: [email protected].

Reform of the Pension System in Germany at the Turn of XX-XXI Centuries as Part of the "East — West" Alignment

Modern Germany has faced a number of problems, which in the long term can cause a serious blow to the country's economy. Reducing the birth rate, the able-bodied population and the number of skilled work force the federal government comes up with the solutions that, as a rule, are unpopular but objective, for example, retirement-age increase. The situation with pensioners is different in the East and West Germany. This was the result of the merger and transfer to the east of the western social insurance rules. One of the most serious problems was the merger of the two pension systems and the redistribution of pension funds in East Germany within the framework of the pension legislation of the single state. The results of pension reforms brought the expected benefits. Simultaneously with the process of socio-economic equalization of the land, the reforms led to significant positive shifts, including changes for pensioners. From 1992 to 2017, the amount of pensions in the country increased, but the regional imbalance persisted. The regional gap is explained by the state of the economy of western and eastern Germany, by large places for employment in the old lands, by higher salaries. The reasons for the gender gap in pensions are more diverse. They are rooted in the choice of education and social role. Pensioners in Germany continue to be one of the most vulnerable segments of society. The poverty level of pensioners differs depending on their age. The overall economic situation in the elderly also depends on whether they have in addition to the pension any additional income. An effective economy allows one to keep pension provision in the country at about 48 % of the average earnings. At the same time, the financial provision of pension insurance continues to be considered "unreliable" in Germany. Every year the state spends more and more on the social needs of the population, while creating conditions for people to provide themselves with a decent life.

Key words: Germany, pension system, pension reforms, regional disproportion, poverty level.

Tatiana Khrishkevich, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); E-mail: [email protected].

Daria Vasileva, Master's Degree Student of the Department of World History and Area Studies (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].

References

Primary Sources

Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt 2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg. 2016.

Bevölkerung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis.de/DE/ Methoden/Zensus_/Zensus.html (Behandlungsdatum; 26.08.2018).

Bund, Länder und Kreise. [Elektronische Ressource]: URL: http:// statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/Statistik-nach-Regionen/Politische-Gebietsstruktur-Nav.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Demografie der geringfügigen Beschäftigung / Aktuelle Entwicklungen im Bereich der geringfügigen Beschäftigung. Essen, 2016.

Neuer Rekordstand mit 1,21 Millionen offenen Stellen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iab.de/de/informationsservice/presse /presseinformationen/os1802.aspx (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Vertragüber die SchaffungeinerWährungs-, Wirtschafts- und Sozialunionzwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 1990. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.de/wf/ de/71.4517/ (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Secondary Sources

Baranova K. K. Gosudarstvennye finansy // Sovremennaia Germaniia. Ekonomika i politika / Otv. red. V. B. Belov. M., 2015. S. 78-109.

Gutnik V. P., Zimakov A. V. Pensionnaia reforma v Germanii // Sovremennaia Evropa. 2001. № 2. S. 49-59.

Zimakov A. V. Pensionnaia sistema FRG: evoliutsiia ili revoliutsiia? // Sovremennaia Evropa. 2016. № 4. S. 94-103.

Serbina A. S. Sotsialnaia politika pravitelstva G. Shredera: muzhestvo radi peremen // Vestnik KemGU. 2013. № 2. T. 3. C. 135-139.

Sotsialnaia politika i sotsialnoe gosudarstvo v Germanii / Otv. red. L. N. Korneva. Kemerovo, 2014.

Sotsialnoe rynochnoe khoziaistvo v Germanii: istoki, kontseptsiia, praktika / Pod red. A. Iu. Chepurenko. M., 2001.

Toganova N. V. Adaptatsiia Vostochnoi Germanii k rynku 1990-2010. M., 2013.

Khrishkevich T. G. Bednost naseleniia FRG v kontekste regionalnoi disproportsii gosudarstva // MI. 2018. № 11. S. 146-169.

Altersarmut in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: https:// www.stuttgarter-nachrichten.de/inhalt.altersarmut-in-deutschland-fast-jeder-zweite-rentner-bezieht-weniger-als-800-euro.27e9d783-b0ce-4800-b4a1-72a369c0ee40.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Altersarmut kostet Bund immer mehr Geld. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/altersarmut-grun-dsicherung-fuer-rentner-teurer-fuer-bundesregierung-a-977029.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Heidelberg, 2010. Bd. I.

Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Heidelberg, 2010. Bd. II.

Kochskämper S. Konzept zur Rente ab 2025. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/videos-und-audios/beitrag/ /susanna-kochskaemper-konzept-zur-rente-ab-2025.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Lampert H., Althammer J. Lehrbuch der Sozialpolitik. Berlin, 2004.

Pimpertz J. Rentenniveau: Offene Rechnung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/iw-nachrichten/beitrag/jochen -pimpertz-offene-rechnung.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Rasner A. Geschlechtsspezifische Rentenlücke in Ost und West. [Elektronische Ressource] URL: https://www.diw.de/documents /publikationen/73/ diw_01.c.483780.de/14-40-6.pdf (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

Sehr viele Ältere haben Vermögen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwd.de/artikel/sehr-viele-aeltere-haben-vermoegen -224803/ (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

So viel Rente bekommt Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.focus.de/finanzen/altersvorsorge/frauen-bekommen-weniger-renten-atlas-2015-so-viel-rente-gibt-es-wirklich-in-deutsch-land_id_5786848.html (Behandlungsdatum: 26.08.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.