Научная статья на тему 'Бедность населения ФРГ в контексте региональной диспропорции государства'

Бедность населения ФРГ в контексте региональной диспропорции государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1238
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / УРОВЕНЬ ДОХОДОВ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / GERMANY / REGIONAL DISPROPORTION / POVERTY LEVEL / INCOME LEVEL / PENSION PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хришкевич Татьяна Георгиевна

В статье представлен анализ «уровня бедности» населения ФРГ контексте региональной диспропорции Западной и Восточной Германии. Статья рассматривает количественные и качественные характеристики так называемой относительной бедности. Автор анализирует факторы, влияющие на возникновение бедности через призму следующих социальных индикаторов: доходы трудоспособного населения, пенсионное обеспечение и пр. Особое внимание уделено гендерному разрыву в уровне зарплат и пенсий. Сохраняющаяся корреляция между уровнем социально-экономического развития земель, доходами трудоспособного населения и размером пенсий является одной из наиболее актуальных проблем социальной политики современной Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POVERTY OF POPULATION IN GERMANY IN THE CONTEXT OF REGIONAL DISPARITIES

The article presents the analysis of the “poverty” population in Germany in the context of regional disparities in Western and Eastern Germany. The article examines the quantitative and qualitative characteristics of the so-called relative poverty. The author analyzes the factors infuencing the occurrence of poverty. The basis for this are such social indicators as the income of the working population, pensions, etc. Special attention is paid to the gender gap in wages and pensions. The causes of poverty in Germany are common to many countries but there are some special ones as well. The common ones include demographic (age, gender, family size) and economic (unemployment, level of production, inequality of the working-age population in the labor market, income and consumption). The specifc ones for Germany lie in the history of the Association and maintaining the correlation between the level of socio-economic development of lands, the income of the working population and pension. Currently below the poverty level is the working-age population, for example, the unemployed, pensioners, single parents and their children, people with disabilities. In the future, the risk group may include refugees who are included in the statistics, leaving the centers of temporary stay. Of particular concern is not so much low income as the increase in the proportion of people who fnd themselves at risk. The problem of poverty is one of the most topical issues of public and political discourse. The solution is one of the most important tasks of the social policy of modern Germany.

Текст научной работы на тему «Бедность населения ФРГ в контексте региональной диспропорции государства»

УДК 94 (430)

Хришкевич Т. Г.

бедность населения фрг в контексте региональной диспропорции государства1

В статье представлен анализ «уровня бедности» населения ФРГ контексте региональной диспропорции Западной и Восточной Германии. Статья рассматривает количественные и качественные характеристики так называемой относительной бедности. Автор анализирует факторы, влияющие на возникновение бедности через призму следующих социальных индикаторов: доходы трудоспособного населения, пенсионное обеспечение и пр. Особое внимание уделено гендерному разрыву в уровне зарплат и пенсий. Сохраняющаяся корреляция между уровнем социально-экономического развития земель, доходами трудоспособного населения и размером пенсий является одной из наиболее актуальных проблем социальной политики современной Германии.

Ключевые слова: ФРГ, региональная диспропорция, уровень бедности, уровень доходов, пенсионное обеспечение.

Федеративная Республика Германия является государством с одной из самых успешных рыночных экономик в мире, политическим лидером Европейского Союза, флагманом науки и индустрии. В ФРГ действует целостная система социальной зашиты, охватывающая широкие слои населения. Социальные расходы занимают основное место в доле ВВП. Объединительный процесс, сопровождавшийся социально-экономическим кризисом во второй половине 1990-х гг., привёл в начале XXI в. к заметным положительным сдвигам, отмеченным, в том числе, на региональном уровне. Ежегодные отчёты, содержащие сведения о состоянии Восточной Герма-нии2, публикуемые федеральным правительством с 2013 г.,

1 Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РФФИ 17-01-00190 «Региональная диспропорция современной Германии: сравнительный анализ социальных индикаторов».

2 Основные разделы отчётов посвящены наиболее значимым для экономики и социальной сферы ФРГ показателям: конкурентоспособность новых земель в качестве места для ведения бизнеса; инвестиционный климат, инновационное развитие; состояние рынка

146

показывают, что восточногерманская экономика становится всё более конкурентоспособной на международном уровне, и доля промышленности в валовой добавленной стоимости в настоящее время выше, чем в новых странах-членах ЕС. Восток Германии демонстрирует рост индустриального развития и вклада в экспортные показатели ФРГ, а данные ВВП на душу населения почти достигли средних по Евросоюзу3. Одновременно с этим в средствах массовой информации разгорается дискуссия о растущей бедности населения. Газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung и Der Spiegel создали специальные вкладки «Бедность и богатство»4 и «Бедность в Германии»5, в которых публикуются материалы, использующие данные Федерального агентства по труду (Bundesagentur für Arbeit). Президент Института экономических исследований Марсель Флацшер опубликовал работу под названием «Бой распределению. Почему Германия всегда будет неравной». В каждом случае центральной темой являются различные социальные аспекты сохраняющейся региональной диспропорции западных и восточных земель.

В 2016 и 2017 гг. в ФРГ прошёл Конгресс бедности, инициированныи Объединением германских профсоюзов (Deutscher Gewerkschaftsbund, DGB). В одном из докладов 2016 г. профессор экономики и социальной политики Университета Кобленц Штефан Зелль привёл результаты репрезентативного опроса, проведённого Фондом Фридриха Эбер-та, в котором респонденты назвали основные, по их мнению, проблемы германской социальной политики. На первое место было поставлено социальное неравенство. 82 % опрошенных посчитали, что оно приняло огромный размах и оказывает негативное влияние на экономику. Залог благосостояния общества отвечающие увидели в равенстве доходов мужчин и женщин, а ответственность за достойное обеспечение жизни

труда; поддержка земель, наиболее пострадавших от демографических изменений; выравнивание пенсионной системы; интеграция беженцев в рынки труда и пр.

3 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2016. B., 2016. S. 18.

4 Arm-und-Reich. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.faz. net/aktuell/wirtschaft (Behandlungsdatum: 25.07.2017).

5 Armut in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. spiegel.de/thema/armut_in_deutschland (Behandlungsdatum: 25.07.2017).

возложили на государство. Решением проблемы было названо повышение налогов, например, на наследование, дарение и доходы крупных корпораций6.

Актуальность проблемы признаёт и федеральное правительство. В феврале 2015 г. министр финансов Вольфганг Шойбле предложил способ её преодоления. Речь шла о повышении ставки налога для наиболее состоятельных граждан с целью сокращения экономического неравенства и сглаживания рисков будущих кризисов. В. Шойбле рекомендовал изменить налоги на имущество предприятий, но это вызвало серьёзное противодействие крупного немецкого бизнеса. Таким образом, тема бедности населения уже стала актуальной в общественном и политическом дискурсе Германии.

В настоящее время при исследовании социального развития государства используется целый ряд параметров. В зависимости от объекта анализа — уровень благосостояния населения, социальная сплочённость и пр. — выбираются разнообразные индикаторы. Например, в Евросоюзе в 2009 г. в основу оценки жизненных стандартов положен «индикатор лишений», т. е. доступ к девяти видам материальных благ7. Федеральное агентство по гражданскому образованию ФРГ (Die Bundeszentrale für politische Bildung, BPB) выделяет следующие социальные индикаторы: доход и энергопотребление на душу населения, состояние образования и здравоохранения8. Другой подход был избран сотрудником фонда имени Ф. Эберта Л. Витте9. Он предложил десять социальных индикаторов: доход ВВП на душу населения, здоровая средняя продолжительность жизни, грамотность населения, количество осуждённых взрослых и др. Одним из них является «уро-

6 Seil S. Warum Armut uns allen schadet. Einige Gedanken aus volkswirtschaftlicher Sicht. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. armutskongress.de/armutskongress-2016/dokumentation/doku/ak/ warum-armut-uns-allen-schadet-einige-gedanken-aus-volkswirtschaftli-cher-sicht (Behandlungsdatum: 25.07.2017).

7 Measuring Material Deprivation in the EU Indicators for the Whole Population and Child-Specific Indicators. Luxembourg, 2012. P. 13.

8 Soziafe Indikatoren. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. bpb.de/internationales/weltweit/megastaedte/64756/soziale-indikato-ren (Behandlungsdatum: 27.07.2017).

9 Храмцов А. Ф. Роль социального государства в развитии общества // Социальная Европа в XXI веке. М., 2011. С. 209.

вень бедности» в расчёте на всё население, т. е. количество получающих менее 60 % от среднего дохода по стране. Следует подчеркнуть, что речь идёт о так называемой «относительной бедности», которая не угрожает жизни, но является тревожным показателем, так как при её росте снижаются материальные возможности, увеличивается социальная изоляция. Это может привести к появлению социальных рисков и в итоге нарушению социальной сплочённости.

Всесторонним изучением проблем бедности в Германии занимаются исследователи ряда фондов и институтов: Германский институт экономики в Кёльне (Institut der deutschen Wirtschaft Köln, IW)10, Немецкий институт экономических исследований (Das Deutsche Institut für Wirtschaftsforschung, DIW)11, Фонд Конрада Аденауэра (Die Konrad-AdenauerStiftung, KAS)12 и др. В основу их анализа положены материалы, публикуемые ежемесячно Федеральным министерством экономики и энергетики, Федеральным министерством труда и социальных вопросов, Федеральным агентством по труду, Федеральным статистическим ведомством. В качестве индикаторов они используют данные о состоянии рынка труда, размере ВВП на душу населения, уровне безработицы, количестве получающих социальные пособия, уровне доходов

10 Niehues J. Armuts- und Reichtumsberichterstattung. [Elektronische Ressourœ]: URL: https://www.iwkoeln.de/studien/iw-reports/ beitrag/judith-niehues-armuts-und-reichtumsberichterstat-tung-347156?highlight=Armut (Behandlungsdatum: 27.07.2017); Kochs-kämperS. Lebensverhältniss6:Älterestehenbesserda. [ElektronischeRessource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/pressemitteilungen/beitrag/ lebensverhaeltnisse-aeltere-stehen-besser-da-339199?highlight=Armut (Behandlungsdatum: 27.07.2017).

11 Frick J., Goebel J., Grabka M. Zur langfristigen Entwicklung von Einkommen und Armut in Deutschland: starke Reduktion der arbeits-marktbedingten Ungleichheit durch sozialstaatliche Maßnahmen. [Elektronische Ressüurce]: URL: https://www.diw.de/sixcms/detail. php?id=diw_01.c.449001.de (Behandlungsdatum: 27.07.2017); Giesselmann M., Luelemann L. Zunehmende Armut in Deutschland: Empirisch gesichertes Faktum oder Mythos? [Elektronische Ressource]: URL: https:// www.diw.de/sixcms/detail.php?id=diw_01.c.560093.de (Behandlungsdatum: 27.07.2017).

12 Cremer G. „Dauerempörung und falsche Zahlen bringen den Armen nichts!". [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.de/wf/ de/33.47397 (Behandlungsdatum: 27.07.2017).

и заработной платы населения и пр. Выводы, предлагаемые авторами, преимущественно сходятся в том, что в объединённой Германии наблюдаются позитивные экономические процессы, тогда как в социальном плане намечается всё более заметный на региональном уровне разрыв.

Уровень бедности в современной Германии с одной стороны обусловлен стандартными факторами: демографическим (возраст, пол, размер семьи) и экономическим (безработица, уровень производства, неравенство трудоспособного населения на рынке труда, уровень доходов и потребления). С другой, он имеет свою специфику; например, на него влияют разница в экономическом развитии земель и изменение миграционной ситуации. Нередко уровень бедности в Германии связывают непосредственно с количеством получающих социальное пособие Hartz IV. По данным Федерального статистического ведомства в 2015 г. 40 % работающего населения с наиболее низким доходом зарабатывали в реальном выражении меньше, чем в середине 1990-х гг.

Согласно данным Института германской экономики в Кёльне, по уровню бедности в Германии лидируют восточные земли: Берлин, Саксония-Анхальт, Саксония, Мекленбург-Передняя Померания. В целом, показатель уровня бедности на западе ФРГ заметно ниже, чем на востоке, что объясняется большими возможностями для трудоустройства и более высоким уровнем доходов. Так, в Северном Рейн-Вестфалии за чертой уровня бедности находится 17,5 % населения (по данным 2015 г.), в Баварии — 11,6 %, в Баден-Вюртемберге — 11,8 %. В то время как на Востоке: в Берлине — 22,4 %, Саксонии — 18,6 %, Мекленбург-Передней Померании — 21,7 %13. Средний показатель уровня бедности населения в ФРГ — 16,7 %, что составляет около 13 млн чел. Из них мужчин — 15,9 %, женщин — 17,4 %14. В денежном выражении это означает, что за чертой бедности живут те, чей месячный доход ниже 942 евро для не состоящих в браке и 1978 евро — для семей с двумя детьми

13 Armer Osten, arme Großstädte. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/infografik/8305/armut-in-deutschland (Behandlungsdatum: 16.07.2017).

14 Die soziale Situation in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bpb.de/nachschlagen/zahlen-und-fakten/soziale-si-tuation-in-deutschland/61785/armutsgefaehrdung (Behandlungsdatum: 10.05.2017).

в возрасте до 14 лет. Как правило, это «совокупный чистый доход» семьи, получающей пособия. Он может включать дотацию на аренду жилья, пособие и надбавку на содержание детей и другую материальную помощь.

Уровень бедности имеет в ФРГ и гендерный аспект. Зарплаты женщин в Восточной Германии чуть ниже, чем у женщин в Западной Германии, и значительно ниже, чем у западногерманских мужчин. В целом, доходы у женщин на Востоке и Западе ближе друг другу, чем у мужчин, что обусловлено общими областями трудоустройства (социальная сфера и услуги). Количество женщин с низким уровнем дохода составляет около 40 % на Востоке и 23 % на Западе. Мужчин: 27 % на Востоке и 11 % на Западе. Средняя по стране оплата в час у мужчин составляет 19,60 евро и 15,21 евро у женщин, т. е. разница заработной платы составляет 22 %15. Низкий уровень доходов женщин нередко связан с их неполной занятостью, более длительным периодом долгосрочной безработицы или уходом за детьми.

Социальный порядок Германии основан на теоретических работах Л. Эрхарда и А. Мюллер-Армака. Он закреплён в Основном законе ФРГ 1949 г. (ст. 20 гласит: «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным государством»16) и Социальном кодексе 1976 г. Его суть заключается не в специализированной социальной помощи, а в обеспечении государством условий, при которых каждый способен позаботиться о себе и своей семье. Однако в процессе объединения двух Германий обеспечить равные социальные возможности для населения западных и восточных земель оказалось довольно трудно. Одной из задач объединения стало перенесение социальных норм на восточные земли. В мае 1990 г. был подписан Государственный договор о валютном, экономическом и социальном союзе между ФРГ и ГДР (Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und Sozialunion zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demo-

15 Krause P., Goebel J., Kroh M., Wagner G. 20 Jahre Wiedervereinigung: Wie weit Ost- und Westdeutschland zusammen gerücktsind. [Elektronische Ressüurce]: URL: https://www.diw.de/documents/publikatio-nen/73/diw_01.c.363221.de/10-44-1.pdf (Behandlungsdatum: 05.07.2017).

16 Основной закон ФРГ, 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.1000dokumente.de/?c=dokument_ru&dokument=0014_ gru&object=translation&l=ru (дата обращения: 19.07. 2017).

kratischen Republik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 199017). Глава III («Об экономическом союзе») закрепляла в бывшей ГДР социальную рыночную экономику, целью которой является рыночный порядок со стабильным уровнем цен, высоким уровнем занятости и устойчивым и адекватным экономическим ростом. Глава IV вводила в Восточной Германии западногерманские правила, касающиеся системы социального обеспечения: страхования по безработице, социальной помощи, медицинского и пенсионного страхования, охраны здоровья и проч.

С целью выравнивания западногерманских и восточногерманских земель и предотвращения падения уровня доходов на Востоке, федеральный центр выделял финансовую поддержку на протяжении всех лет единства. К примеру, в начале 1990-х г. была введена субсидия в рамках федеральной программы «Содействие занятости при долгосрочной безработице». В 1991 г. из федерального бюджета было выделено на поддержку рынка труда 2,7 млрд немецких марок, а в 1993 г. — 14 млрд18. В совокупности по различным оценкам финансовая помощь Восточной Германии составила около 40 % от её ВВП19. Ликвидация разрыва между землями стала целью экономической программы «Aufbau Ost», двух Пактов солидарности, социальной реформы «Agenda 2010» и конституционной реформы 2006 г. В 2008 г. для противостояния кризису федеральное правительство сформировало пакет экономических стимулов — инвестиционную программу для федеральных земель. В основу программы были положены Закон об осуществлении инвестиций в будущее общин и земель (Zukunftsinvestitionsgesetz, ZuInvG) и Административное соглашение для реализации закона по осуществлению инвестиций в будущее общин и земель20. Они определили правовые

17 Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und So-zialunionzwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 1990. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.de/wf/de/71.4517/ (Behandlungsdatum: 26.06.2017).

18 Сербина А. С. Социальное государство в объединённое Германии (1990-2013 гг.) // Социальная политика и социальное государство в Германии. Кемерово, 2014. С. 372.

19 Зарицкий Б. Е. Экономика ФРГ. М., 2010. С. 113.

20 Gesetz zur Umsetzung von Zukunftsinvestitionen der Kommunen und Länder (Zukunftsinvestitionsgesetz — ZuInvG). [Elektronische Res-

основы и необходимые условия для использования выделяемых землям средств. Земли должны были сами принимать решение о выборе конкретных проектов. Средства рассчитывались в соответствии с формулой распределения, причем предпочтение отдавалось землям с финансово слабыми муниципальными образованиями. В дополнение к федеральному финансированию в размере 10 млрд евро, местные власти обязывались к дополнительному вкладу в размере 25 % от общей суммы. В результате, общая сумма составляла 13,3 млрд евро, а итоговая даже превышена, составив 15,8 млрд евро. Однако выделяемые средства в значительной мере пошли на поддержку западногерманских земель. К примеру, Северный Рейн-Вестфалия получил 21,33 % от общей суммы, Бавария

— 14,26 %, Баден-Вюртемберг — 12,37 %, Нижняя Саксония — 9,2 %, в то время как Берлин — 4,7 %, Саксония — 5,96 %, Сак-сония-Анхальт — 3,56 %, Мекленбург-Передняя Померания

— 2,36 %21. Неравномерность вложенных средств с совокупности с самостоятельностью выбора не смогли в полной мере решить все накопившиеся региональные проблемы. Они особенно остро ощутимы на рынке труда по показателю уровень доходов населения. Ежегодные отчёты правительства о состоянии германского единства указывают на необходимость продолжения структурной поддержки слабых регионов. Они подчёркивают: «Создание равных условий жизни закреплено в Основном законе и это будет оставаться одним из приоритетов федерального правительства. Но равенство не означает одинаковость. Великая сила Германии в разнообразии»22.

В самом начале процесса объединения было заявлено о необходимости выравнивания уровня благосостояния населения. Одной из самых сложно достижимых целей стало повышение заработной платы до уровня Западной Германии. В итоге переход новых земель на западногерманскую марку и новые правила тарифного регулирования в оплате труда

source]: URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/zuin-vg/gesamt.pdf (Behandlungsdatum: 13.07.2017).

21 Das kommunale Zukunftsinvestitionsprogramm. [Elektronische Ressornre]: URL: http://www.bundesfinanzministerium.de/Content/ DE/Monatsbericht6/2012/02/Artikel/analysen-und-berichte/b04-Das-kommunale-Zukunftsinvestitionsprogramm/Das-kommunale-Zu-kunftsinvestitionsprogramm.html (Behandlungsdatum: 13.07.2017).

22 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2014. B., 2014. S. 56.

привели к диспропорции в доходах. Одним из последствий объединения стало возрастание числа низкооплачиваемых работников на рынке труда в Западной Германии, тогда как в Восточной Германии их количество стало сокращаться. Несмотря на то, что на рубеже XX-XXI вв. Германия демонстрировала систематический рост средней заработной платы в год (например, в 1990 г. она составляла (в пересчёте на евро) 21 279, в 1995 г. — 24 031, в 2000 г. — 25 47823), доходы жителей Восточной Германии заметно отставали. Наиболее благополучными стабильно являлись промышленно развитые западные земли — Бавария, Гессен, Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия. Неравенство наблюдалось как в региональном плане, так и структурном. Значительные потери понесли представители нижних профессиональных классов. Социально-экономическое исследование Das Sozio-ökonomische Panel (SOEP), проводимое в ФРГ среди более 12 тыс. частных домохозяйств, показало разрыв в уровне доходов населения старых и новых земель в 1990-х — начале 2000-х гг. За период 1990-1994 гг. средний трудовой доход в месяц (в пересчёте на евро) в западногерманских землях составлял 1 894, в восточногерманских — 1 025. Для сравнения в 2005-2009 гг. он составлял 2 482 — на Западе и 1 907 — на Востоке24.

К началу 2000-х гг. средства, вложенные в создание конкурентоспособной инфраструктуры, принесли определённые плоды, и разрыв в уровне доходов несколько сократился. Решающим условием для корректировки условий жизни в объединённой Германии стала интеграция восточногерманской рабочей силы в западногерманские рынки труда. В целом, восточногерманская рабочая сила успешно интегрировалась, но с более высокими рисками, связанными с безработицей и низкой заработной платой. Безработица стала одной из причин сохранения различий в уровне доходов на Востоке и Западе, которые частично компенсировались более высокой стоимостью жизни на Западе. Например, арендная плата за жильё в Мюнхене, Франкфурте и Гамбурге значительно дороже, чем в таких городах, как Лейпциг или Дрезден. В целом, за счёт

23 Durchschnittseinkommen je Arbeitnehmer in Deutschland von 1960 bis 2015. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/ statistik/daten/studie/164047/umfrage/jahresarbeitslohn-in-deutsch-land-seit-1960 (Behandlungsdatum: 26.07.2017).

24 Krause P., Goebel J., Kroh M., Wagner G. Op. cit.

таких факторов, как социальная реформа 2003 г., повышение цен на энергоносители, поощрение роста заработной платы с целью повышения стоимости немецкого импорта, выросли как стоимость жизни, так и стоимость рабочей силы в Германии (с 2005 г. на 11,6 %). В настоящее время особое опасение вызывает не столько невысокий уровень доходов, сколько увеличение доли людей, оказывающихся в зоне риска. По заключению Института немецкой экономики в Кёльне число людей за чертой уровня бедности выросло с 2005 по 2013 гг. с 11 % до 14,2 %, составив 15,5% против 14,7 %25.

Во всех указанных случаях речь идёт преимущественно о трудоспособном населении возрастной категории от 18 до 65 лет. Более детальный подсчёт количества людей, находящихся ниже уровня бедности, показывает высокую численность не только безработных, но и пенсионеров, одиноких родителей и их детей, людей с ограниченными возможностями. В перспективе в группу риска могут попасть беженцы, которые включаются в статистику, покинув центры временного пребывания. Таким образом, при анализе уровня бедности следует учитывать все источники дохода населения. Микроперепись 2005 г. выявила следующие данные: 40,4 % указало основным источником оплачиваемую занятость, 29,2 % — родственников, 22,1 % — пенсии, 5,5 % — разного рода пособия, включая пособие по безработице. В тоже время, приведённые цифры могут не соответствовать действительности, так как методика расчёта использует только чистый доход, без специальных платежей (например, отпускных и денег на Рождество, доходов от инвестиций и пр.)26.

Сравнительные данные уровня бедности трудоспособного населения и пенсионеров, представленные Федеральным ведомством статистики, показывают систематический рост у обеих категорий, но уровень бедности пенсионеров несколько выше и увеличивается более быстрыми темпами. Благоприятная экономическая конъюнктура, обусловившая повышение доходов работающих в коммерческом секторе, почти не затрагивает находящихся на государственном обеспечении.

25 Sehr viele Ältere haben Vermögen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwd.de/artikel/sehr-viele-aeltere-haben-vermoegen-224803 (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

26 Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Bd. 1. Heidelberg, 2010. S. 239.

Уровень бедности в ФРГ (в %) 27

Годы Работающие всех категорий Предприниматели Работающие по найму Пенсионеры Безработные

2005 7,3 9,1 7,1 10,7 49,6

2010 7,5 8,4 7,4 12,6 54,0

2015 7,8 8,8 7,6 15,9 59,0

Как уже отмечалось, понятие «уровень бедности» зависит от демографических факторов. Согласно исследованиям, проводимым Германским институтом экономики в Кёльне, чаще всего в группе риска оказываются пенсионеры, преимущественно из Восточной Германии. Государственный договор о валютном, экономическом и социальном союзе между ФРГ и ГДР в пункте 20 Главы IV гласил: «Германская Демократическая Республика должна предоставить все необходимые меры по адаптации пенсионных прав на основе заработной платы и взносов, связанных с пенсионным законодательством Федеративной Республики Германии»28. Страхование включало в себя обязательства по «реабилитации, инвалидности, старости и смерти». Учитывая разницу в пенсионной системе двух немецких государств, первоочередной задачей стало создание структуры для сбора денег и выплаты пенсий. Так как в ГДР все социальные отчисления поступали в госбюджет, а западногерманская модель предполагала начисления в раздельные фонды, это вызвало недостаток средств, который должен был покрываться за счёт дополнительных расходов из государственного бюджета. Первый год объединения показал заметный рост финансовой нагрузки в этой сфере. Уже

27 Armutsgafährdung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. destatis.de/DE/ZahlenFakten/GeselIschaftStaat/Soziales/Sozialbericht-erstattung/Tabellen/05AGQ_ZVBM_Erwerbsst.htmI (Behandlungsdatum: 25.07.2017).

28 Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und So-zialunionzwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 1990. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.de/wf/de/71.4517 (Behandlungsdatum: 26.07.2017).

в августе 1990 г. из федерального центра для выплаты пенсий в восточногерманских землях было выделено 2,4 млрд немецких марок29.

В 1992 г. мероприятия были продолжены пенсионной реформой, цель которой заключалась в поддержании жизненных стандартов населения объединённой Германии. Реформа изменила систему индексации пенсии в зависимости от возможного роста средней заработной платы по стране, а также расчёт пенсии в зависимости от размера и длительности вклада в фонды пенсионного страхования30. Кроме того, «Закон о пересчёте пенсий» регулировал выплаты тем, кто выходил на пенсию в первые годы после объединения. Меры в отношении государственных чиновников и партийных функционеров ГДР носили компромиссный характер: надбавки были сохранены, но количество их получателей сократилось31. В 1997 г. была предпринята попытка усовершенствования пенсионной системы в сторону сокращения расходов на пенсионное обеспечение. Финансирование пенсий должно было обеспечиваться за счёт расширения обязательного страхования самих граждан. Однако в этом вопросе существенную роль сыграли пенсионные правила ГДР и институциональные особенности западногерманской федеративной модели, в результате чего размеры пенсий сохранили заметную разницу в западных и восточных землях. В тоже время, их размер зависел не только от методики расчётов, но и от продолжительности трудовой деятельности и страховых биографий пенсионеров. В частности, для ГДР обычным явлением была более высокая степень трудового участия, непрерывная полная занятость между окончанием школы и пенсией, как мужчин, так и женщин, что обусловило более высокое пенсионное обеспечение восточногерманских пенсионеров. К 2001 г. величина пенсий на Востоке у женщин составляла 606 евро, на Западе — 496 евро. Средний размер пенсий мужчин восточногерманских и западногерманских землях — 948 и 934 евро соответственно32.

В настоящее время почти 80 % населения в возрасте от 20 до 65 лет находятся в системе обязательного пенсионного

29 Тоганова Н. В. Адаптация Восточной Германии к рынку. 19902010. М., 2013. С. 29.

30 Сербина А. С. Указ. соч. С. 372.

31 Тоганова Н. В. Указ. соч. С. 30.

32 Lampert H., Althammer J. Lehrbuch der Sozialpolitik. B., 2004. S. 116.

страхования. Число получающих базовое пенсионное пособие растёт с каждым годом, что связано с ростом продолжительности жизни и увеличением числа пенсионеров. В объединённой Германии пенсионный возраст был повышен до 65 лет в 1996 г. В 2007 г. был принят закон «Об адаптации пенсионного возраста к демографическому развитию» и возрастная планка была поднята до 67 лет. Реализация закона назначалась с 1 января 2012 г. По закону, до 2029 г. пенсионный возраст с 65 до 67 лет должен увеличиваться поэтапно, т. е. ежегодно на один-два месяца. Старое правило будет действовать только для лиц с рабочим стажем не менее 45 лет. С 63 до 65 лет пенсионный возраст был повышен для имеющих физические недостатки и тех, кто по причине болезни частично утратил трудоспособность. Раньше установленного законом срока выходить на пенсию разрешалось с 63 лет лицам с рабочим стажем не менее 35 лет. В этом случае за каждый недоработанный месяц из пенсии должны отчисляться 0,3 %. То есть с выходом на «раннюю» пенсию в 63 года гражданин будет получать на 14,4 % меньше от предусмотренных для него выплат. Сокращался размер пенсии в среднем с 79 до 67 % от уровня зарплаты по стране33.

Повышение пенсионного возраста и мероприятия по выравниванию земель привели к небольшому изменению в пенсионном обеспечении, но с сохранением регионального разрыва. В 2015 г. мужчины в Северном Рейн-Вестфалии получали в среднем 1 187 евро в месяц, женщины — 567 евро. В Баден-Вюртемберге соответственно 1 155 и 636, в Баварии — 1 078 и 626. На Востоке: в Мекленбург-Передней Померании — 1 090 и 835, в Саксонии-Анхальт — 1 114 и 821, в Саксонии — 1 132 и 84334. Если пенсионное обеспечение мужчин в восточных и западных земелях отличается незначительно, то разрыв у женщин оказывается заметным, что обусловлено большим трудовым стажем проживающих на Востоке.

Размер пенсий — это насущная проблема для государства, где из 82 млн чел. возрастная категория «старше 65 лет» составляет 16 млн 517 тыс. чел. Из них более 1 млн продол-

33 Сербина А. С. Указ. соч. С. 386.

34 So viel Rente bekommt Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.focus.de/finanzen/altersvorsorge/frauen-bekommen-weniger-renten-atlas-2015-so-viel-rente-gibt-es-wirklich-in-deutschland_ id_5786848.html (Behandlungsdatum: 26.07.2017).

жают работать, что при росте продолжительности жизни в стране не является пределом35. Каждый год сумма расходов на пенсионное обеспечение растёт и становится самой затратной частью бюджета. К 2017 г. общие расходы на принятую пенсионную реформу составляют более 7 млрд евро36. Поэтому не удивительно, что обсуждение повышения пенсионного возраста идёт уже несколько лет. В частности, при обсуждении коалиционного договора 2013 г. ведущие партии предложили поднять возраст выхода на пенсию до 70 лет.

Рост численности представителей пожилого поколения вызывает опасения и в свете увеличения количества пожилых людей, которые могут оказаться за чертой бедности, и в контексте сокращения трудоспособного населения страны. По данным переписи, число жителей в возрастной группе «моложе 18 лет» насчитывает всего 13 млн 138 тыс. 580 чел., в группе «от 18 до 29 лет» — 11 млн 391 тыс. 700, «от 30 до 49 лет»

— 22 млн 838 тыс. 880 и «от 50 до 65 лет» — 16 млн 333 тыс. 080 чел.37 В динамике численность людей старше 60 лет в старых и новых землях выглядит следующим образом: в 1980 г.

— 15,2 млн (19,4 %), в 1990 г. — 16,3 млн (20,4 %), в 2000 г. — 18, 4 млн (22,4 %)38. Замедление процесса старения населения связывают с высоким уровнем миграции в последние десятилетия, но пока прогнозы показывают, что при сохранении нынешних темпов снижения рождаемости к 2050 г. количество нетрудоспособных может составить 38,9 % при общей численности населения 74 млн чел.39, а это увеличит нагрузку на социальные фонды и может привести к росту людей, находящихся за чертой уровня бедности.

35 По данным Федерального ведомства статистки, средняя продолжительность жизни в Германии составляет 82 года у женщин и 77 — у мужчин.

36 Altersarmut kostet Bund immer mehr Geld. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.spiegeI.de/wirtschaft/soziaIes/aItersarmut-grundsicherung-fuer-rentnerteurer-fuer-bundesregierung-a-977029.html (BehandIungsdatum: 24.07.2017).

37 Bevô^rung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.destatis. de/DE/Methoden/Zensus_/Zensus.htmI (Behandlungsdatum; 26.07.2017).

38 Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. SoziaIpoIi-tik und soziaIe Lage in DeutschIand. Bd. 2. HeideIberg, 2010. S. 360.

39 Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. SoziaIpoIi-tik und soziaIe Lage in DeutschIand. Bd. 1. HeideIberg, 2010. S. 170.

Снижение уровня благосостояния пенсионеров можно назвать экзистенциальной проблемой. Адекватный пенсионный доход является основным условием для того, чтобы пожилые люди в равной мере участвовали в жизни общества, как можно дольше оставались самостоятельными и поддерживали активность. Для этого необходимы значительные финансовые ресурсы. Доходы пенсионеров обусловлены спецификой пенсионного страхования Германии. Только 60 % платежей финансируется за счёт ежегодно вносимых страховых взносов, оставшиеся 40 % выплат приходятся на бюджетные средства40. Таким образом, существует корреляция между уровнем социально-экономического развития земель, доходами трудоспособного населения и размером будущей пенсии. При сохраняющемся региональном разрыве в доходах нынешняя молодёжь к моменту выхода на пенсию сможет накопить гораздо меньше средств.

Уровень бедности пенсионеров отличается в зависимости от их возраста. В возрастной группе «75+» уровень бедности выше, чем у группы «65+». Это имеет несколько причин. Многие пожилые люди этого возраста живут в одиночку (вдовы и вдовцы), следовательно, несут все расходы самосто-ятельно41. Даже при учёте так называемой «социальной подушки» из накоплений эта сумма с возрастом уменьшается, увеличивая социальные риски. В целом, каждый четвёртый пенсионер группы «65+» имеет достаточные накопления, чтобы сохранять финансовое благополучие в среднем десять лет. Отсюда уровень бедности у возрастной группы «65+» меньше и составляет около 9,4 %42. Общая экономическая ситуация у

40 Баранова К. К. Государственные финансы // Современная Германия. Экономика и политика. М., 2015. С. 93.

41 В данном случае проблема носит двоякий характер. С одной стороны, в связи с ростом продолжительности жизни количество одиноких людей сокращается. В группе «75+» доля тех, кто проживает вместе с партнёром, в последние два десятилетия значительно возросла, а совокупный доход семьи из двух пенсионеров составил в 2014 г. около 3 900 евро в месяц. С другой — растёт число одиноких среди молодёжи, что увеличивает риск остаться одиноким в старости.

42 Sehr viele Ältere haben Vermögen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwd.de/artikel/sehr-viele-aeltere-haben-vermoegen-224803 (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

пожилых людей также зависит от того, есть ли у них помимо пенсии дополнительный доход. Согласно отчётам Федерального агентства по труду в 2013 г. в Германии насчитывалось 829 173 чел. старше 65 лет, работающих за минимальную плату (так называемые "mini jobs", чья зарплата составляет менее 450 евро в месяц43). Почти 137 тыс. из них были старше 74 лет44. По сравнению с 2012 г. их число возросло почти на 36 тыс., а с 2003 г. — почти на 270 тыс. Несмотря на значительный рост, это явление нельзя понимать как однозначное желание увеличить доход; оно может быть обусловлено стремлением к активному образу жизни, расширению досуга, самореализации, желанием быть полезным обществу.

Нельзя не отметить ещё ряд факторов, влияющих на социальные риски и их специфику для пожилых людей. С возрастом растёт потребность в медицинском уходе, что приводит к дополнительным расходам. Ещё одним становится системный рост платы за жильё и электричество. Арендные ставки в немецких городах увеличиваются, а стоимость жилья в провинции падает. Однако, характеризуя уровень бедности пенсионеров в ФРГ, не следует забывать о том, что речь идёт об относительной бедности, а не о нищете, и при анализе следует учитывать особенности жизненных стандартов Германии. Показательна в этом отношении дискуссия, поднятая средствами массовой информации. Пример, опубликованный в Der Spiegel, ярко иллюстрирует тему. Некто Регина Х., 67 лет, с детства жила в небольшом городе в земле Рейнланд-Пфальц в доме площадью 250 кв. м. (фахверк, пристройки, сад). Дом оценивался в 350-400 тыс. евро. После смерти мужа она продала дом за 195 тыс. евро и смогла переехать в «средних размеров квартиру в ближайшем городе»45. Вырученных средств

43 В 2003 г. в соответствии со Вторым законом для современных услуг на рынке труда была установлена сумма в 400 евро. С 1 января 2013 г. минимальный порог в 400 евро был увеличен до 450 евро. В категории midi jobs установлен диапазон до 850 евро.

44 Bund, Länder und Kreise. [Elektronische Ressource]: URL: http://sta-tistik.arbeitsagentur.de/Navigation/ Statistik/Statistik-nach-Regionen/ Politische-Gebietsstruktur-Nav.html (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

45 Средняя площадь квартир в Германии по данным за 2011 г. составляет 90,1 кв. м. Самые большие квартиры — в земле Рейнланд-Пфальц со средней площадью 103,4 кв. м., а также в Сааре (103,3 кв. м). Самые маленькие по площади — в Берлине (72,2 кв. м), Саксонии

хватило только на жильё в 90 кв. м. (в аренду)46. Вывод авторов статьи сосредоточен на зависимости уровня бедности и невысокой степени мобильности пожилых людей. С возрастом они всё меньше готовы менять место жительства, но должны это делать даже не имея материальных возможностей.

Оставив за скобками патетику газетной заметки, можно обратиться к мероприятиям, предпринимаемым правительством по повышению материального благополучия пожилых людей. Отчёт Федерального министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии, опубликованный в 2015 г. указывает на растущую потребность в переоборудовании квартир, а также необходимости инвестиций в строительство недорогого социального жилья — от 350 000 единиц ежегодно. На расширение социального строительства правительство запланировало с 2016 по 2019 гг. выделить 2 млрд евро47. Для улучшения положения пенсионеров, министр труда и социального обеспечения Урсула фон дер Лайен предложила ввести с 2013 г. для всех граждан, заработавших, несмотря на большой страж, пенсию менее прожиточного уровня, общую доплату из бюджета до 850 евро в месяц. Для финансирования этого проекта государство обязалось выделить 50 млн евро. К 2035 г. эта сумма должна составить 2,9 млрд. Инициатива сразу же вызвала негативную реакцию общественных организации Германии, которые заявили, что от этих мер выиграет только незначительно число пенсионеров.

Проблема бедности в ФРГ имеет целый ряд аспектов, требующих более детального рассмотрения. Отдельного анализа требует детская бедность, чей рост вызывает опасения в связи со снижением благосостояния их родителей. Взаимосвязаны вопросы бедности и здоровья. В частности, ещё с 1993 г. в ФРГ ведёт работу Конгресс бедности и здоровья48. Очевидно,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(74,3 кв. м) и Гамбурге (75,1 кв. м).

46 Hock A., Knaup H. AItersrisiko Wohnen. [EIektronische Ressource]: URL: http://www.spiegeI.de/spiegeI/print/d-144314340.htmI (Behand-Iungsdatum: 24.07.2017).

47 Zwei MiIIiarden Euro zusätzIich für den soziaIen Wohnungsbau. [EIektronische Ressource]: URL: http://www.bmub.bund.de/pressemit-teiIung/zwei-miIIiarden-euro-zusaetzIich-fuer-den-soziaIen-wohnungs-bau (BehandIungsdatum: 24.07.2017).

48 Kongress Armut und Gesundheit. [EIektronische Ressource]: URL:

что тема бедности в современном обществе не нова. По опыту Великой депрессии связь между неравенством и макроэкономической нестабильностью была хорошо известна и ранее. В настоящее время она в некоторой мере инициирована ходом экономического кризиса 2008 г. и его последствиями. Сегодня проблема бедности является предметом дельного анализа многих европейских исследователей. Однако именно Германия в силу своего высокого экономического потенциала вызывает в этом отношении более пристальный интерес. Исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проведённые в последние годы, показали, что неравенство доходов возросло в последние полтора десятилетия по всей Европе, но нигде так резко, как в ФРГ. В связи с этим ОЭСР призывает к увеличению поддержки групп с низкими доходами. Эти данные подтверждают материалы Европейского центрального банка, который провёл полномасштабное исследование домашних хозяйств (HFCN 2013) и отметил в своём отчёте заметное имущественное неравенство в Германии и Австрии.

Уровень бедности населения современной Германии всё же имеет относительный характер. Помимо сугубо статистических параметров он обусловлен уровнем потребностей, степенью удовлетворённости и целым рядом других аспектов. Нельзя утверждать, что ситуация в ФРГ является неудовлетворительной. Уровень жизни в этой стране гораздо выше, чем во многих странах Европы и мира, и его стабильное повышение подтверждается многими фактами. Однако и разрыв, который сохраняется, особенно применительно к Востоку, игнорировать нельзя. Федеральное правительство, реализуя на протяжении двух десятилетий экономический план выравнивания Восток-Запад в рамках программы "Aufbau Ost", смогло добиться существенных результатов. Серьёзные усилия сосредоточены на снижении рисков в будущем. Экономический подъём в новых землях сулит в перспективе всё более заметное сближение земель и благосостояния населения. Но нельзя отрицать, что проживание в Восточной Германии до некоторой степени способствует ухудшению материального положения в настоящем и будущем.

http://www.armut-und-gesundheit.de (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

163

Источники

Основной закон ФРГ, 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.1000dokumente.de/?c=dokument_ru&dokument =0014_gru&object=translation&l=ru (дата обращения: 19.07.2017).

Arm trotz Arbeit: Aufstocker sind wesentlicher Teil des Hartz IV-Systems. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.dgb. de/themen/cobc07bd9e-2f2c-11e2-a3ae-00188b4dc422 (дата обращения: 06.04.2017).

Armer Osten, arme Großstädte. [Elektronische Ressource]: URL: https://de.statista.com/infografik/8305/armut-in-deutsch-land (Behandlungsdatum: 16.07.2017).

Bevölkerung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.desta-tis.de/DE/Methoden/Zensus_/Zensus.html (Behandlungsdatum: 22.07.2017).

Bund, Länder und Kreise. [Elektronische Ressource]: URL: http://statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/ Statistik-nach-Regionen/Politische Gebietsstruktur-Nav.html (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Das kommunale Zukunftsinvestitionsprogramm. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bundesfinanzministerium.de/ Content/DE/Monatsberichte/2012/02/Artikel/ analysen-und-berichte/b04-Das-kommunale-Zukunftsinvestitionsprogramm (Behandlungsdatum: 13.07.2017).

Deutschlands Zukunft gestalten. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 18. Legislaturperiode. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.cdu.de/sites/default/files/ media/dokumente/koalitionsvertrag.pdf (Behandlungsdatum: 16.06.2017).

Die soziale situation in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.bpb.de/nachschlagen/zahlen-und-fakten/ soziale-situation-in-deutschland/61785/armutsgefaehrdung (Behandlungsdatum: 10.06.2017).

Durchschnittseinkommen je Arbeitnehmer in Deutschland von 1960 bis 2015. [Elektronische Ressource]: URL: https:// de.statista.com/statistik/daten/studie/164047/umfrage/jah resarbeitslohn-in-deutschland-seit-1960 (Behandlungsdatum: 26.07.2017).

Gesetz zur Umsetzung von Zukunftsinvestitionen der Kommunen und Länder (Zukunftsinvestitionsgesetz — ZulnvG).

[EIektronische Ressource]: URL: http://www.gesetze-im-in-ternet.de/bundesrecht/zuinvg/gesamt.pdf (BehandIungsda-tum: 13.07.2017).

Kongress Armut und Gesundheit. [EIektronische Ressource]: URL: http://www.armut-und-gesundheit.de (BehandIungsdatum: 24.07.2017).

Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2014. B., 2014.

Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2016. B., 2016.

Measuring MateriaI Deprivation in the EU Indicators for the WhoIe PopuIation and ChiId-Specific Indicators. Luxembourg, 2012.

SoziaIе Indikatoren. [EIektronische Ressource]: URL: http:// www.bpb.de/internationaIes/weItweit/megastaedte/64756/ soziaIe-indikatoren (BehandIungsdatum: 27.07.2017).

Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und So-ziaIunionzwischen der BundesrepubIik DeutschIand und der Deutschen Demokratischen RepubIik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 1990. [EIektronische Ressource]: URL: http://www.kas. de/wf/de/71.4517 (BehandIungsdatum: 26.07.2017).

Zwei MiIIiarden Euro zusätzIich für den soziaIen Wohnungsbau. [Elektronischе Ressource]: URL: http://www.bmub.bund.de/ pressemitteiIung/zwei-miIIiarden-euro-zusaetzIich-fuer-den-soziaIen-wohnungsbau/ (BehandIungsdatum: 24.07.2017).

Литература

Баранова К. К. Государственные финансы // Современная Германия. Экономика и политика. М., 2015. С. 78-109.

Зарицкий Б. Е. Экономика ФРГ. М., 2010.

Сербина А. С. Социальное государство в объединённой Германии (1990-2013 гг.) // Социальная политика и социальное государство в Германии. Кемерово, 2014. С. 368-404.

Тоганова Н. В. Адаптация Восточной Германии к рынку. 19902010. М., 2013.

Храмцов А. Ф. Роль социального государства в развитии общества // Социальная Европа в XXI веке. М., 2011. С. 186-224.

AItersarmut kostet Bund immer mehr GeId. [EIektronische Ressource]: URL: http://www.spiegei.de/wirtschaft/soziaies/ aItersarmut-grundsicherung-fuer-rentner-teurer-fuer-bundes-regierung-a-977029.htmI (BehandIungsdatum: 24.07.2017).

Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt 2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, 2016.

Armut in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http:// www.spiegel.de/thema (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Arm-und-Reich. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. faz.net/aktuell/wirtschaft (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Bd. 1. Heidelberg, 2010.

Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Bd. 2. Heidelberg, 2010.

Cremer G. "Dauerempörung und falsche Zahlen bringen den Armen nichts!". [Elektronische Ressource]: URL: http://www. kas.de/wf/de/33.47397 (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Frick J., Goebel J., Grabka M. Zur langfristigen Entwicklung von Einkommen und Armut in Deutschland: starke Reduktion der arbeitsmarktbedingten Ungleichheit durch sozialstaatliche Maßnahmen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. diw.de/sixcms/detail.php?id=diw_01.c.449001.de (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Giesselmann M., Luelemann L. Zunehmende Armut in Deutschland: Empirisch gesichertes Faktum oder Mythos? [Elektronische Ressource]:URL: https://www.diw.de/sixcms/detail. php?id=diw_01.c.560093.de (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Hock A., Knaup H. Altersrisiko Wohnen. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-144314340.html (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Kochskämper S. Lebensverhältnisse: Ältere stehen besser da. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/ presse/pressemitteilungen/beitrag/lebensverhaeltnisse-ael-tere-stehen-besser-da-339199?highlight=Armut (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Krause P., Goebel J., Kroh M., Wagner G. 20 Jahre Wiedervereinigung: Wie weit Ost- und Westdeutschland zusammen gerückt-sind. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.diw.de/ documents/publikationen/73/diw_01.c.363221.de/10-44-1. pdf (Behandlungsdatum: 05.07.2017).

Lampert H., Althammer J. Lehrbuch der Sozialpolitik. B., 2004.

Niehues J. Armuts- und Reichtumsberichterstattung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/studien/ iw-reports/beitrag/judith-niehues-armuts-und-reichtums-

berichterstattung-347156?highlight=Armut (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Sehr viele Ältere haben Vermögen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwd.de/artikel/sehr-viele-aeltere-haben-vermo-egen-224803 (Behandlungsdatum: 24.07.2017). Sell S. Warum Armut uns allen schadet. Einige Gedanken aus volkswirtschaftlicher Sicht. [Elektronische Ressource]: URL: ht-tps://www.armutskongress.de/armutskongress-2016/ doku-mentation/doku/ak/ warum-armut-uns-allen-schadet-einige-gedanken-aus volkswirtschaftlicher-sicht (Behandlungsdatum: 25.07.2017).

Хришкевич Татьяна Георгиевна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, Псков, Россия); эл. почта: faschoda@mail.ru.

The Poverty of Population in Germany in the Context of Regional Disparities

The article presents the analysis of the "poverty" population in Germany in the context of regional disparities in Western and Eastern Germany. The article examines the quantitative and qualitative characteristics of the so-called relative poverty. The author analyzes the factors influencing the occurrence of poverty. The basis for this are such social indicators as the income of the working population, pensions, etc. Special attention is paid to the gender gap in wages and pensions. The causes of poverty in Germany are common to many countries but there are some special ones as well. The common ones include demographic (age, gender, family size) and economic (unemployment, level of production, inequality of the working-age population in the labor market, income and consumption). The specific ones for Germany lie in the history of the Association and maintaining the correlation between the level of socioeconomic development of lands, the income of the working population and pension. Currently below the poverty level is the working-age population, for example, the unemployed, pensioners, single parents and their children, people with disabilities. In the future, the risk group may include refugees who are included in the statistics, leaving the centers of temporary stay. Of particular concern is not so much low income as the increase in the proportion of people who find themselves at risk. The problem of poverty is one of the most topical issues of public and political discourse. The solution is one of the most important tasks of the social policy of modern Germany.

Key words: Germany, regional disproportion, poverty level, income level, pension provision.

Tatiana Khrishkevich, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: faschoda@mail.ru.

References

Baranova K. K. Gosudarstvennye finansy // Sovremennaia Germaniia. Ekonomika i politika. M., 2015. S. 78-109.

Zaritskii B. E. Ekonomika FRG. M., 2010.

Serbina A. S. Sotsial'noe gosudarstvo v obieedinennoi Germanii (19902013 gg.) // Sotsial'naia politika i sotsial'noe gosudarstvo v Germanii. Kemerovo, 2014. S. 368-404.

Toganova N. V. Adaptatsiia Vostochnoi Germanii k rynku. 1990-2010. M., 2013.

Khramtsov A. F. Rol' sotsialnogo gosudarstva v razvitii obshchestva // Sotsial'naia Evropa v XXI veke. M., 2011. S. 186-224.

Altersarmut kostet Bund immer mehr Geld. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.spiegel.de/ wirtschaft/soziales/altersarmut-grundsi-cherung-fuer-rentner-teurer-fuer-bundesregierung-a-977029.html (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Arbeitsmarkt 2015. Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, 2016.

Armut in Deutschland. [Elektronische Ressource]: URL: http://www. spiegel.de/thema (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Arm-und-Reich. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.faz.net/ aktuell/wirtschaft (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Bd. 1. Heidelberg, 2010.

Bäcker G., Naegele G., Bispinck R., Hofemann K., Neubauer J. Sozialpolitik und soziale Lage in Deutschland. Bd. 2. Heidelberg, 2010.

Cremer G. "Dauerempörung und falsche Zahlen bringen den Armen nichts!". [Elektronische Ressource]: URL: http://www.kas.de/wf/ de/33.47397 (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Frick J., Goebel J., Grabka M. Zur langfristigen Entwicklung von Einkommen und Armut in Deutschland: starke Reduktion der arbeitsmarkt-bedingten Ungleichheit durch sozialstaatliche Maßnahmen. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.diw.de/sixcms/detail. php?id=diw_01.c.449001.de (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Giesselmann M., Luelemann L. Zunehmende Armut in Deutschland: Empirisch gesichertes Faktum oder Mythos? [Elektronische Ressource]: URL: https://www.diw.de/sixcms/detail.php?id=diw_01.c.560093. de (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Hock A., Knaup H. Altersrisiko Wohnen. [Elektronische Ressource]: URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-144314340.html (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Kochskämper S. Lebensverhältnisse: Ältere stehen besser da. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/presse/ pressemitteilungen/beitrag/lebensverhaeltnisse-aeltere-stehen-bes-ser-da-339199?highlight=Armut (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Krause P., Goebel J., Kroh M., Wagner G. 20 Jahre Wiedervereinigung: Wie weit Ost- und Westdeutschland zusammen gerücktsind. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.diw.de/documents/publikationen/73/ diw_01.c.363221.de/l0-4-1.pdf (Behandlungsdatum: 05.07.2017).

Lampert H., Althammer J. Lehrbuch der Sozialpolitik. B., 2004.

Niehues J. Armuts- und Reichtumsberichterstattung. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.iwkoeln.de/studien/iw-reports/ beitrag/judith-niehues-armuts-und-reichtumsberichterstattung-347156?highlight=Armut (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Sehr viele Ältere haben Vermögen. [Elektronische Ressource]: URL: https:// www.iwd.de/artikel/sehr-viele-aeltere-haben-vermoegen-224803 (Behandlungsdatum: 24.07.2017).

Sell S. Warum Armut uns allen schadet. Einige Gedanken aus volkswirtschaftlicher Sicht. [Elektronische Ressource]: URL: https://www. armutskongress.de/armutskongress-2016/dokumentation/doku/ ak/warum-armut-uns-allen-schadet-einige-gedanken-aus-volkswirt-schaftlicher-sicht (Behandlungsdatum: 25.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.