Научная статья на тему '«Agenda-2010»: итоги десяти лет социальных реформ в ФРГ'

«Agenda-2010»: итоги десяти лет социальных реформ в ФРГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1858
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«AGENDA-2010» / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА РЫНКА ТРУДА ФРГ / ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / SOCIAL POLICY / LABOR MARKET REFORM OF GERMANY / UNEMPLOYMENT BENEFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хришкевич Татьяна Георгиевна

В статье представлен анализ результатов социальной программы правительства Г. Шредера «Agenda-2010» («Повестка дня-2010»), реализуемой с 2003 по 2013 гг. Программа была направлена на реформу рынка труда и создание новых типов занятости. Она видоизменила систему социальных выплат, стимулируя население ФРГ к трудоустройству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Agenda-2010»: The Results of the Decade of Social Reforms in Germany

The article presents an analysis of G. Schroeder's government social program «Agenda-2010» implemented from 2003 to 2013. The program was aimed at reforming labor market and creating new types of employment. It has transformed the system of social benefits by stimulating the population of Germany to employment.

Текст научной работы на тему ««Agenda-2010»: итоги десяти лет социальных реформ в ФРГ»

УДК 94 (4)

Хришкевич Т. Г.

«AGENDA-2010»: ИТОГИ ДЕСЯТИ ЛЕТ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В ФРГ

В статье представлен анализ результатов социальной программы правительства Г. Шредера «Agen-da-2010» («Повестка дня-2010»), реализуемой с 2003 по 2013 гг. Программа была направлена на реформу рынка труда и создание новых типов занятости. Она видоизменила систему социальных выплат, стимулируя население ФРГ к трудоустройству.

Ключевые слова: «Agenda-2010», социальная политика, реформа рынка труда ФРГ, пособие по безработице.

В 2013 г. Федеративная Республика Германия готовится к выборам в Бундестаг, которые состоятся в сентябре. В этом же году государство подводит предварительные итоги социальной политики, начатой десять лет назад. Предвыборная активность политических партий имеет прямое отношение к результатам программы «Agenda-2010». Она была инициирована коалицией СДПГ и «Союз-90/Зеленые» и продолжена коалицией ХДС/ХСС и СвДП. Таким образом, почти весь политический спектр ФРГ принял непосредственное участие в преобразовании социального поля страны. Готовясь к выборам, каждая из сторон пытается указать на свой вклад и достижения, подчеркнув промахи политических противников. Тема «социальной справедливости» стала ключевой в предвыборных заявлениях, в первую очередь, левых партий.

«Agenda-2010» («Повестка дня-2010») явилась первой с момента создания единой Германии системной социальной программой, нацеленной на рефор-

мирование рынка труда. Эта социальная реформа была начата правительством Герхарда Шредера в 2003 г. и продолжается до сегодняшнего дня. Пока не дан однозначный ответ, и можно утверждать, что вряд ли он будет получен в ближайшее время — какие результаты реформа принесёт государству и его гражданам в долгосрочной перспективе.

Объединение Германии в 1990 г. поставило насущный вопрос о реформировании социальной сферы вследствие значительного разрыва между западными и восточными землями. В основу была положена федеративная социально-экономическая модель, ключевым понятием которой являлась «социальность», в том виде, каком она была закреплена в Основном законе ФРГ 1949 г. Созданная после Второй мировой войны Федеративная Республика Германия законодательно закрепила социальную природу государства. Первая статья раздела II «Федерация и земли» гласила: «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством». В Статье 28 того же раздела говорится: «Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона»1. По мнению создателей Основного закона, государство должно осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни своих граждан и удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп.

Понятие «социальная политика» зародилось в Западной Европе в конце XIX — начале XX вв. и вплоть

1 Раздел II. Федерация и земли / / Основной Закон ФРГ от 23 мая 1949 г. URL: / /http://www.lawinrussia.ru/kabinet-yuris-ta/zakoni-i-normativnie-akti/2010-02-15/ osnovnoy-zakon-federa-tivnoy-respubliki-germanii-ot-23-maya-1949-g.html (дата обращения: 12.03.2013).

до сегодняшнего дня претерпело незначительные изменения. Под социальной политикой понимается система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу2. Составной частью понятия стал термин «социальное обеспечение». Наиболее распространённое толкование социального обеспечения в западных странах даёт профессор Лондонского университета Т. Маршалл: «социальное обеспечение используется для обозначения механизма, с помощью которого предоставляются денежные пособия по социальному страхованию, пособия на детей и различные выплаты, являющиеся объектом проверки нуждаемости, одна из главных забот служб социального обеспечения заключается в том, чтобы попытаться уничтожить или, по крайней мере, смягчить влияние нищеты»3.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. социальная политика стала необходимым государственным элементом, так как обеспечивала защиту населения от негативных явлений рынка. Германская империя стала первым государством, где социальная политика стала системой, внедренной правительством. Первая программа, охватывавшая вопросы страхования, была введена в 1883 г. правительством О. Бисмарка. В дальнейшем систематическое реформаторство в Европе можно наблюдать после Второй мировой войны. Теоретическим посылом стал доклад английского экономиста, члена Британской академии Уильяма Бевериджа, ко-

2 Ахинов Г. А., Калашников С. В. Социальная политика. М., 2008. С. 8.

3 Ветрова Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М., 1993. С. 25.

торый опубликовал в 1942 г. отчёт «Социальное страхование и союзнические услуги». у. Беверидж предложил стратегию, которая боролась бы с основными проблемами — бездельем, невежеством, болезнями, нищетой и бедностью.

Социальная модель Федеративной Республики Германии была обоснована в работах немецкого министра труда ФРГ (с 1976 по 1982 гг.) социалиста Герберта Эренберга. Принципы социального государства, по его мнению, должны означать не поощрение ленивых, а соответствовать следующим принципам:

— установление такого государственного и общественного порядка, который обеспечивает всем равные возможности развития в соответствии с индивидуальными склонностями, способностями и заботиться о материальном, а не просто о формальном равенстве шансов;

— ограничение власти распоряжаться одними людьми над другими до функционально необходимого уровня и таким образом обеспечивать максимум индивидуальной и общественной свободы;

— постоянно корректировать распределение растущих доходов и привилегий, обеспечивая тем самым большую справедливость;

— давать каждому защиту и помощь, где этого требует справедливость или недостаточная способность к самопомощи, и тем самым осуществлять со-лидарность4.

Социальная модель современной ФРГ характеризуется системным характером. Центральное место в ней занимает Социальный кодекс — Sozialgesetz-buch5. Он состоит из двенадцати томов, вступивших в силу с 1976 г. В них сведены воедино нормы раз-

4 Социальная Европа в XXI в. / Под ред. М. В. Каргаловой. М., 2011. С. 195.

5 Sozialgesetzbuch (SGB). URL: http:/ /www.sozialgesetzbuch-sgb. de/sgbi/1.html (дата обращения: 11.05.2013).

355

личных видов социальных льгот и социального обеспечения. Реформа Социального кодекса стала частью «Agenda-2010», поправки к нему принимаются вплоть до 2013 г. Важной составной частью социальной модели ФРГ является политика на рынке труда и в сфере трудовых отношений. Она основывается на социальном партнёрстве, которая дает возможность решать споры за столом переговоров. Например, эта система не предусматривает забастовочную борьбу, которая разрешена только по вопросам, связанным с заключением коллективных договоров и вести такую борьбу могут только стороны участвующие в заключении коллективных договоров. Следующая составная часть — политика в области содействия занятости. В Sozialgesetzbuch закреплены меры по охране труда (регулирование рабочего времени, защита работников от производственных и профессиональных опасностей, охрана труда молодёжи и женщин, защита от неправомочного увольнения).

Социальная модель ФРГ включает в себя так же политику по формированию собственности, которая призвана уменьшить зависимость наёмных работников от единственного источника дохода — продажи своего труда. Кроме того, она предусматривает помощь нуждающимся группам населения. Это средство поддержки граждан в определённой неблагоприятной жизненной ситуации, которое должно содействовать её самостоятельному преодолению6. Таким образом, социальная модель ФРГ отличается взаимосвязью элементов, однако на протяжении последних тридцати лет она показала своё несовершенство.

Строго говоря, Г. Шредер не был первым, кто предпринял попытку её усовершенствования. В начале 1980-х гг. правительство Гельмута Коля начало налоговую реформу, которая продолжалась около двадцати лет. В 1997 г., накануне очередных выборов

6 Социальная Европа в XXI в. С. 248.

356

в Бундестаг, Г. Коль пропагандировал её углубление как средство сокращения безработицы. Необходимость реформирования социально-экономической сферы стала одной из ключевых тем предвыборных дебатов 1998 г. Споры вокруг высокого уровня безработицы завершились отказом СДПГ поддержать христианских демократов в проведении налоговой реформы. Победа социал-демократов и Зелёных на выборах вернула коалицию к решению вопроса, обостренного объединением Германии. Правительство ХДС/ХСС, возглавляемое Гельмутом Колем до 1998 г., пожинало плоды объединения преимущественно в сфере экономики, но так и не смогло изыскать возможностей для реформирования социальной сферы, удовлетворившись механическим перенесением норм ФРГ на ГДР. Неудивительно, что СДПГ, придя к власти в коалиции с «Союзом-90/Зелёные», занялась подготовкой социальной реформы. Однако в отличие от реформы Г. Коля, которая затрагивала социальную сферу косвенно, программа Г. Шредера носила ярко выраженную социальную направленность.

Она была начата только на втором сроке канцлерства Г. Шредера, и её задачей стало, в том числе, сгладить экономическую дестабилизацию немецкой экономики, посредством оживления рынка труда. В начале ХХ1 в. экономика объединенной Германии переживала не лучшие времена, находясь в рецессии. Рыночное хозяйство стало неповоротливым и перестало быть оптимальным с точки зрения возможностей реализации конкурентных преимуществ предпринимателей. Существенно сократилась финансовая база для социальных расходов. После введения евро в стране происходила внутренняя девальвация, нарушая европейские правила бюджета, поддерживая чрезмерный дефицит, близкий к 4 % ВВП. Германия начала утрачивать конкурентные преимущества на

357

мировом рынке. В начале 2000-х гг. по производству валового национального продукта на душу населения Германию обогнали Великобритания, Франция, Австрия, Нидерланды и Ирландия. Уровень и долговременность безработицы стали выше, чем в среднем по еврозоне. К февралю 2005 г. был достигнут максимум безработицы — на биржах было зарегистрировано 5 млн. 288 тыс. чел., что составляло 10,6 %7.

Старт системным социальным преобразованиям был положен 14 марта 2003 г., когда Герхард Шрёдер выступил в Бундестаге, назвав Германию «больным человеком Европы». В своей речи он призвал немецкое общество приложить усилия для спасения экономики страны, добавив: «мы должны иметь мужество для осуществления изменений в самих себе и в нашей стране, которые необходимы для того, чтобы вернуться на передний план экономического и социального развития в Европе»8. Интересно, что пока канцлер произносил свою речь в Берлине, индекс DAX Франкфуртской биржи вырос на 1,6 %, что было расценено в Германии как аплодисменты инвесторов в адрес Г. Шредера и его предложений9. В ответ на речь канцлера, открывшую работу пленарного заседания, лидер парламентской оппозиции Ангела Меркель назвала объявленные Г. Шредером программы половинчатыми. По её мнению, проблемы Германии ко-

7 Registrierte Arbeitslose Deutschland. URL: http://www.destatis. de/DE/ ZahlenFakten / Indikatoren / Konjunkturindikatoren / Arbeits-markt/arb110.html (дата обращения: 16.03.2013).

8 Plenarprotokoll 15/32 Deutscher Bundestag Stenografischer Bericht 32. Sitzung Berlin, Freitag, den 14. Marz 2003 Inhalt: Tagesordnungs-punkt 13: Abgabe einer Regierungserklarung durch den. URL: http: / / dip21.bundestag.de/dip21/btp/15/15032.pdf (дата обращения:

12.03.2013).

9 Шредер просит немцев спасти свою экономику. URL: http:// news.bbc.co.uk/hi/russian/ news/newsid_2849000/2849587.stm (дата обращения: 11.05.2013).

ренились в том, что она «проспала» глобализацию и охватившие мир цифровые технологии10.

Для реализации программы была создана специальная комиссия, в задачу которой входило проанализировать предложения по обновлению политики на рынке рабочей силы. Она получила название «Комиссия по современным услугам на рынке труда» (так называемая «Комиссия Xартца»). Её председателем стал топ-менеджер концерна Volkswagen Петер Xартц, чье имя дало название последующим законам. П. Xартц был автором книги «Job Revolution», а так же разработчиком новой кадровой концепции, которая позволила создать новые рабочие места в автомобильной промышленности11.

«Комиссия Xартца» на протяжении нескольких месяцев занималась подготовкой реформ, озвученных Г. Шредером. В результате на рассмотрение Бундестага был представлен общий пакет законопроектов, носящий преимущественно социальный характер. Он получил общее название «Повестка дня-2010» («Agenda-2010»), состоящая из 13 модулей. Она включила законы от Hartz-I до Hartz-IV, реализованных с 2003 по 2005 гг. (Hartz-I — Hartz-III в 2003-2004 гг., Hartz-IV с 2005 г.)12. Hartz-I был ориентирован на поддержку дополнительного образования, Hartz-II — на создание новых типов занятости, Hartz-III — на реформирование Федерального ведомства по трудовым

10 Plenarprotokoll 15/32 Deutscher Bundestag Stenografischer Bericht 32. Sitzung Berlin, Freitag, den 14. Marz 2003 Inhalt: Tagesordnungs-punkt 13: Abgabe einer Regierungserklarung durch den. URL: http: / / dip21.bundestag.de/dip21/btp/15/15032.pdf (дата обращения:

12.03.2013).

11 HARTZ IV. Часть 2: Причины, цели и методы. URL: http: / / www. treffpunkt.ru/webzeitung/article.php?aid=84 (дата обращения:

04.11.2012).

12 Reformagenda 2010 - Strukturreformen fur Wachstum und Beschaf-tigung. URL: http://www.diw.de/documents/publikationen/73/ diw_01.c.79926.de/08-11-1.pdf (дата обращения: 07.12.2012).

359

вопросам, которое получило новое название — Федеральное агентство по труду, Hartz-IV — на изменение системы пособий13. Правительство поставило задачу сделать немецкую экономику «самой конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономикой в мире»14.

Цели реформы охватили широкий круг проблем, стоящих перед Германией. Для начала, Г. Шредер призвал изменить законы о труде, которые были слишком негибки, что приводило к непосильной стоимости рабочих рук для производителей. Реформа должна была стать социально-экономической, с явным консервативным оттенком, так как предполагала отказ от одной из самых дорогостоящих программ социальной поддержки населения в Европе.

Социальная реформа предполагала изменение пособия по безработице (Arbeitslosengeld — ALG), гарантии защиты от увольнения (Kundigungsschutz), медицинское страхование. Общие структурные изменения должны были принести существенную экономию; в частности, изменение формата выплат пособия по безработице давало общую экономию федерального бюджета от 3 до 5 млрд. евро в год. Дополнительный медицинский полис для страхования от несчастных случаев должен был принести до 10 млрд. евро. Реформа должна была оживить рынок труда за счет снятия ограничений на запрет увольнения сотрудников в связи с производственной необходимостью. Кроме того, программа предусматривала 15-миллиардную кредитную программу для инвестиций в экономику, направляя 50 % средств в коммуны и 50 % в строительную отрасль.

13 Bundesagentur fuer Arbeit. URL: http://www.arbeitsagentur.de/ nn_27908/Navigation/Startseite/Startseite.html (дата обращения:

02.03.2013).

14 Die Agenda 2010: Eine wirtschaftspolitische Bilanz/ URL: http:// www.bpb.de/apuz/28920/ die-agenda-2010-eine-wirtschaftspoliti-sche-bilanz?p=all (дата обращения: 14.04.2013).

360

На протяжении 10 лет содержание «Agenda-2010» менялось и совершенствовалось. В Социальный кодекс, начиная с 2005 г., был внесён ряд существенных поправок. Все реформы были взаимозависимы, в первую очередь с финансовой реформой, корректируясь под воздействием конъюнктуры. В частности снижался максимальный срок права на социальную помощь (которая заменила пособие по безработице)15. Кардинальные перемены произошли в пенсионном обеспечении и медицинском страховании.

«Agenda-2010» шла с большим трудом, встречая сопротивление профсоюзов (реформа существенно снижала степень защищенности наёмного труда) и политических оппонентов (что не мешало депутатам голосовать в Бундестаге «за» подавляющим большинством голосов). Проведение реформы, инициированной правительством СДПГ и «Союза-90/Зелёные» вызвало волну критики, в первую очередь, отмечая, что «Agenda-2010» не совместима с принципами социального государства и социальной моделью рыночного хозяйства. Основной тезис противников реформы — от нее выигрывают только те, кто не имеет работы. Но наиболее важным показателем значимости можно считать то, что она была продолжена правительством христианских демократов Ангелы Меркель с 2005 г.

По истечении десяти лет предварительные результаты реформы носят неоднозначный и противоречивый характер. На первый взгляд, Повестка дня-2010 достигла намеченных целей. В то время как пол-Европы страдает от высокого уровня безработицы и низких темпов роста, Германия находится в относительно хорошем состоянии, что дало основание для заявлений многим лидерам страны. Например, глава парламентской фракции СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер отметил в своем интервью: «Без реформ

15 Sozialgesetzbuch (SGB). и^: http://www.sozialgesetzbuch-sgb. de/sgbi/1.html (дата обращения: 11.05.2013).

361

мы бы сейчас были наравне с Италией, Францией и Испанией»16.

Реформа привела к изменениям в чрезвычайно широком круге проблем, но, в первую очередь, наиболее заметны результаты «Agenda-2010» на рынке труда. Мало, кто ожидал, что за такой относительно короткий срок возможны перемены. Несмотря на то, что с началом кризиса рыночная конъюнктура в целом ухудшилась, уровень безработицы начал падать по сравнению с максимумом 2005 г. По данным Федерального агентства статистики ФРГ, динамика безработицы выглядит следующим образом (по декабрьским показателям):

6ООО1

® о

5000 4000 3000 2000 1000

lO<ON.OOO»OT-P>lfO ОООООт— т— т— т— ООООООООО ('ie'ie'ie'ie'IC'IC'IC'IC'1

Рис. 1. Динамика численности безработных в ФРГ (тыс. чел.)17.

16 Agenda 2010 ist der umstrittene Retter Deutschlands. URL: http:/ / www.focus.de/finanzen/news/arbeitsmarkt/tid-30056/schro-eders-prestigeprojekt-feiert-jubilaeum-agenda-2010-ist-der-ums-trittene-retter-deutschlands_aid_939111.html (дата обращения:

11.05.2013).

17 Registrierte Arbeitslose Deutschland. URL: http://www.destatis. de/DE/ ZahlenFakten / Indikatoren / Konjunkturindikatoren / Arbeits-markt/arb110.html (дата обращения: 16.03.2013). Данные за 2013 г.

приведены по итогам апреля месяца.

362

В процентном отношении к численности населения это составило, например, в декабре 2011 г. — 6,6 % (около 7,1% трудоспособного населения), в 2012 г.

— 5,5 %, в январе 2013 г. — 5,3 %. По оценкам главы Федерального агентства по труду Франка-Юргена Вайзе, «общий уровень безработицы и дальше будет оставаться стабильным, хотя число зарегистрировавшихся может слегка расти. В первые шесть месяцев 2013-го рынок труда останется слабым, но может пойти на поправку во второй половине года»18. Снижение показателей свидетельствует об улучшении уровня занятости населения и отражает состояние экономики в целом. Тогда как в Еврозоне уровень безработицы, по данным Eurostat, повысился с 8,8 % в 2005 г. до 11,7 % в 2012 г.19 С декабря 2008 г. число безработных в ЕС возросло более чем на 7 млн. чел. — до 23 млн. Уровень безработицы достиг 10 % — самого высокого показателя с начала 1990-х гг.20 Министр финансов ФРГ Филипп Реслер подчеркнул в январе 2013 г., что деловая уверенность в Германии выросла, показатели растут три месяца подряд, и это говорит о признаках восстановления экономики после кризиса. По прогнозу Торгово-промышленной палаты Германии, в 2013 г. занятость в стране увеличится на 150 тыс. чел., а ВВП Германии вырастет на 0,7 %.

Однако эти позитивные сдвиги имеют обратную сторону: сокращение безработицы идёт преимущественно за счёт трудоустройства в низкооплачиваемых сферах, а так же на производстве с почасовой

18 Безработица в Германии растет, проценты не меняются. URL: http://ru.euronews.com/2012/11/29/german-jobless-rise-less-than-expected (дата обращения: 17.03.2013).

19 Harmonisierte Arbeitslosenquote. URL: http: / / epp.eurostat.

ec.europa.eu/tgm/ table.do?tab=table&plugin=1&language=de&pco de=teilm020 (дата обращения: 13.03.2013)

20 Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 59: январь-март 2010 г. / Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буториной, В. В. Журки-на, О. Ю. Потемкиной. М., 2010. С. 12.

363

оплатой. Например, число временных работников возросло за последние пять лет с 200 тыс. до 800 тыс. чел., и их заработная плата значительно меньше, чем у штатных сотрудников21. Указывает на отрицательные результаты реформы в этой области и Немецкая федерация профсоюзов Deutscher Gewerkschaftsbund (DGB). Их данные отмечают замалчиваемую официальными властями динамику — с одной стороны на волне восстановления экономики после экономического кризиса количество безработных сокращается, но одновременно с этим увеличивается число получающих пособие.

Таблица 1

Динамика численности получающих социальные пособия в ФРГ (по данным DGB)22

Год 2007 2008 2009 2010 2011

Численность населения (чел.) 1221027 1323921 1325438 1381382 1354548

Кроме того, существует резкий разрыв в количестве получающих пособие по землям ФРГ. В восточных землях это число значительно выше, чем в промышленных западных. Доля получателей Hartz — IV от всех страховых взносов с 2007 по 2011 гг. составила в Баден-Вюртемберге — 1,2%, Баварии — 1,1%, тогда как в Берлине 6,9 % и Мекленбург-Передней Померании — 5,9% от общей численности населения23. Таким образом, положительные сдвиги в динамике снижения безработицы в действительности имеют место,

21 Der Arbeitsmarkt in Deutschland / / Arbeitsmarktberichterstattung — Januar 2013. URL: http://statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/ Statistik/ Arbeitsmarktberichte / Berichte-Broschueren/ Arbeitsmarkt-Nav.html (дата обращения: 14.04.2013).

22 Arm trotz Arbeit: Aufstocker sind wesentlicher Teil des Hartz IV-Sy-

stems. URL: http://www.dgb.de/themen/++co++bc07bd9e-2f2c-

11e2-a3ae-00188b4dc422 (дата обращения: 06.04.2013).

23 Ibid.

однако эти сдвиги показывают только краткосрочные результаты, тогда как проблема длительной безработицы не решена.

Вторым важнейшим (хотя и косвенным) показателем результатов реформы становится рост заработной платы. Наиболее благополучными в этом отношении считаются промышленно развитие западные земли — Бавария, Гессен, Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия. Например, по итогам 2011 г., средняя заработная плата составила в Баварии около 52 тыс. евро в год, в Гессене — 51 тыс. евро, в Баден-Вюртемберге — 50 тыс. евро, в Северной Рейн-Вестфалии — 48 тыс. евро. На последнем месте в рейтинге ФРГ находилась восточная Мекленбург-Перед-няя Померания — с зарплатой около 32 тыс. евро в год. Для сравнения — в 2005 г. средний уровень зарплаты в ФРГ составлял 34 тыс. 250 евро в год, с разбросом — от 40 тыс. евро в западных землях и 28 тыс. 500 в восточных24. Безусловный рост заработной платы, тем не менее, не ликвидировал региональный разрыв, который сохраняется и в почасовой оплате: на западе это 9,54 евро, тогда как на востоке 7,04 евро25. В целом, стоимость рабочей силы в Германии с 2005 г. выросла на 11,6 %. В то время, как, например, в затронутой кризисом Испании упала на 0,6 % (по данным парижской Организации экономического сотрудничества и развития). Однако рассматривать повышение заработной платы только как результат социальной реформы неверно. Правительство А. Меркель поощряет повышение заработной платы с целью повышения стоимости немецкого импорта, что является одним из средств получения денег для помощи партнерам по

24 Долгилевич Р. ФРГ: зарплаты и накопления. URL: http://www. top-personal.ru/issue.html?395 (дата обращения: 25.02.2013).

25 Arm trotz Arbeit: Aufstocker sind wesentlicher Teil des Hartz IV-Sy-

stems. URL: http://www.dgb.de/themen/++co++bc07bd9e-2f2c-

11e2-a3ae-00188b4dc422 (дата обращения: 06.04.2013).

365

еврозоне. Кроме того, повышение цен на энергоносители привело к росту стоимости жизни.

Третьим заметным направлением реформы, где ощутимы результаты в краткосрочной перспективе, стало активное вмешательство государства в хозяйственные процессы: предоставление масштабной финансовой поддержки банковской системе и предоставление налоговых льгот предприятиям и наёмной рабочей силе. В результате основными потребителями услуг современного немецкого социального государства являются не безработные, а средний класс. Показательными в этом отношении являются социальные индикаторы, например: доход ВВП на душу населения, основанный на текущей покупательной способности, здоровая средняя продолжительность жизни на все население, относительный уровень бедности, и пр. По этим показателям Германия дает довольно высокие результаты, но не выше, чем во Франции или Великобритании.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы на душу населения и государственные

расходы основных стран ЕС26

Страны Доход на душу населения (долл. США) Продолжительность жизни (лет) Уровень бедности (% от населения)

Германия 26 400 70,2 13,2

Франция 27 900 71,3 14,1

Англия 29 100 69,6 21,3

Однако эти показатели необходимо соотнести не только с размером заработной платы, ростом занятости, но и с изменением расчета пособия. С 2005 по 2011 гг. пособие неоднократно менялось. В нача-

26 Социальная Европа в XXI в. / Под ред. М. В. Каргаловой. М., 2011. С. 211.

ле 2010 г. На^-1У для одинокого взрослого составлял 359 евро в месяц. Для супружеских пар 323 евро на человека. Начиная с 2011 г. увеличивалось на 5 евро в месяц, в итоге составив 364 евро. Однако за последние годы в Г ермании существенно выросла стоимость жизни из-за введения доплат на лечение, повышения цен на электроэнергию, транспорт и на продукты питания, а это привело к тому, что пособия не компенсируют реальный рост стоимости жизни. Денежные суммы, предусмотренные в пособиях на еду и напитки, оказываются при растущих ценах слишком малыми. Таким образом, снижается покупательная способность живущих на АгЬе^^е^еМ. Нередко можно услышать слова: «АгЬе^^е^еЫ посылает на работу за один евро». Невозможность прожить на пособие гонит людей в сферу низкооплачиваемого, непрестижного труда, способствует тому, что безработные соглашаются на любую работу, чем нередко пользуются недобросовестные работодатели, занижая ставку оплаты.

Снижение покупательной способности является так же следствием того, что АгЬейз^е^еЫ рассчитывались по данным 2003 г., которые через десять лет устарели. На этот разрыв указывают вступающие в полемику с отчётами Федеральных ведомств немецкие профсоюзы. DGB требует применить ежегодную индексацию по стране, как это делается в отношении пенсий по старости. Таким образом, при очевидной ориентации «Agenda-2010» на средний класс, усугубилось социальное неравенство. Отсюда одно из наиболее часто встречающихся предложений для преодоления негативных последствий реформы — введение фиксированной минимальной заработной платы.

Немаловажным направлением, которое необходимо отметить при рассмотрении результатов «Agenda-2010», является попытка решения демогра-

фической проблемы. Реформирование налоговой системы, совершенствование системы занятости и регулируемого сектора услуг должны были, с одной стороны, предоставить больше возможностей для трудоустройства женщин, а с другой стороны — увеличить субсидии по уходу за ребенком для родителей, что позволило бы им больше времени проводить дома со своими детьми. Правительство А. Меркель уделяло именно этой проблеме повышенное внимание, так как рождаемость в ФРГ остается одной из самых низких в Европе. Например, по данным Федерального ведомства, в 2011 г. в ФРГ родилось 662 685 чел., тогда как умерло 852 32827. Опубликованный в 2010 г. прогноз рождаемости по отдельным землям ФРГ до 2060 г. даёт неутешительную картину резкого сокращения численности населения28. Обеспечение женщинам благоприятных условия для ухода за детьми стало важнейшей частью программы. Однако выполнить её в полной мере всё же не удалось. По-прежнему нерешенными остаются проблемы расширения сети дошкольных учреждений и увеличение продолжительности их рабочего дня.

Таким образом, к выборам в Бундестаг ФРГ подходит с осязаемыми и, в достаточной степени, положительными сдвигами в социально-экономической сфере. В предвыборной гонке тема реформы стала популярной у всех политиков страны. При этом левые делают акцент на аспектах «социальности» — росте заработной платы, совершенствовании пенсионного обеспечения. Правые, в надежде выйти на третий срок, больше внимания уделяют обеспечению заня-

27 Bevolkerung. URL: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/ GesellschaftStaat/ Bevoelkerung/Bevoelkerungsstand/ Aktuell.html (дата обращения: 12.05.2013).

28 Bevolkerung Deutschlands nach Bundeslandern bis 2060. URL: https:// www. destatis. de/DE/ ZahlenFakten / GesellschaftStaat / Bevoel-kerung/ Bevoelkerungsvorausberechnung/ Bevoelkerungsvorausbe-rechnung.html (дата обращения: 11.04.2013).

368

тости и демографической проблеме. В предвыборных выступлениях нередко можно услышать сравнение результатов реформы с послевоенным германским «экономическим чудом». При этом беспокойство вызывает не ход реформы, а её остановка, представление о том, что сделано уже достаточно. Министр экономики в правительстве Г. Шредера — Вольфганг Клемент — высказал в начале 2013 г. опасение, что Германия «разбазаривает» экономические дивиденды от реформы. По его мнению, ФРГ нуждается в новой «Agenda-2020», и в этом его поддерживает Г. Шредер. В целом, в реформе и правые, и левые видят скорее достоинства, чем недостатки. Лидер СДПГ Зигмар Г а-бриэль в своём интервью SPIEGEL сказал: «Мы можем гордиться «Повесткой дня-2010»29. Йохен Клюве, эксперт рынка труда в Рейнско-Вестфальском институте экономических исследований (RWI) отметил, что «реформы помогли нам в самом кризисе, без них мы были бы сегодня там, например, где Франция или Италия». Успехи ФРГ отметили и за рубежом. Например, глава американской компании General Electric сказал: «Мы должны больше походить на Германию»30.

В юбилейные для реформы дни марта 2013 г. СДПГ, «Союз-90/Зелёные» и ХДС/ХСС, несущие основную ответственность за проведение реформы, провели целый ряд пресс-конференций, в ходе которых подняли вопросы об итогах социальной программы. Затронули эту юбилейную тему и в выступлениях

29 SPD-Chef im Interview: Gabriel sagt Lobbyisten den Kampf an. URL: http://www.spiegel.de/politik/ deutschland/ spd-chef-gabriel-kuendigt-im-interview-initiative-gegen-lob-byisten-an-a-887788.html (дата обращения: 11.05.2013).

30 Ein Amerikaner entdeckt das deutsche Industriewun-der. URL: http://www.handelsblatt.com/politik/konjunktur/ nachrichten / vorbild-deutschland-ein-amerikaner-entdeckt-das-deutsche-industriewunder/6966492.html (дата обращения:

09.04.2013).

в Бундестаге. В частности, «зелёные» присоединились к ХДС в понимании необходимости совершенствования мер по улучшению демографической ситуации. Бригитта Потмер, член фракции «зелёных» в Бундестаге отметила: «Если вы хотите увеличить число родившихся в нашей стране, для развития нашей системы социального обеспечения принципиально важно, что мы можем предложить молодым людям... Если мы не добьёмся успеха вместе в совершенствовании нашей системы социального обеспечения, чтобы увеличить рождаемость, то демографическая проблема усугубится. Мы должны работать вместе, для того чтобы немцы имели больше мужества рожать детей». ХДС сделал особый акцент на недостатках в области временной занятости, при этом такие проблемы как равная оплата труда и минимальная заработная плата, по их мнению, уже решены31.

В свою очередь, «Левые» остаются практически единственными, кто последовательно критикует социальную реформу. Показателен в этом отношении доклад, представленный 13 марта 2013 г. под названием «Повестка дня Герхарда Шредера 2010 — 10 лет антисоциальной политики». Основным тезисом стало требование изменение системы оплаты труда: «Рост заработной платы является ключом к большей социальной справедливости». Грегор Гизи один из лидеров Левых и сопредседатель парламентской фракции сделал заявление: «Левые — как партия социального протеста, как партия социальной организации остается единственной партией, которая отвергает все основные проекты «Agenda-2010». Г. Гизи подчеркнул, что программа принесла «разрушительные» последствия. По его мнению, все стороны должны прийти

31 Ganz ohne Regierungshandeln sind diese Ergebnisse nicht zu errei-

chen gewesen. URL: http://www.cducsu.de/Titel___ganz_ohne_re-

gierungshandeln_sind_diese_ergebnisse_nicht_zu_erreichen_gewe-

sen/TabID___1/SubTabID____2/InhaltTypID___2/InhaltID___24981/

inhalte.aspx (дата обращения: 09.04.2013).

370

к пониманию необходимости большей социальной справедливости32.

В преддверии выборов опубликованные программы политических партий уделяют немало внимания совершенствованию социальной политики. В предвыборной программе христианских демократов раздел «Работа и социальность» предлагает ввести общеобязательный уровень заработной платы в районах, где отсутствует её коллективное согласование. Там, где её лимиты согласованы социальными партнерами (профсоюзами и работодателями), она может сохранить свой размер. Вторая составляющая программы — это совершенствование пенсионного обеспечения в сторону его повышения до 850 евро: «Концепция в том, что люди, которые платили в пенсионный фонд по крайней мере 40 лет, получат повышение пенсии, если их доход не достигает уровня социальной безопасности». При этом программа не называет источники повышения выплат33. Предвыборная программа социал-демократов «Das wir Entscheidet» («Мы решаем») посвятила реформе раздел «Для устойчивого роста рынки нуждаются в правилах». Программа называет четыре условия устойчивого и справедливого реформирования экономики: сокращение государственного долга (но не за счёт общества); экономическая устойчивость — процветание и успех экономики во взаимосвязи с балансом власти; социальная устойчивость, которая проявляется в борьбе с бедностью, справедливом распределении доходов, и оплате труда; экологическая устойчивость

32 DIE LINKE: LINKE zieht Bilanz der Agenda 2010 und stellt Bau-steine einer Agenda fur soziale Gerechtigkeit vor. URL: http: / / www. die-linke.de/politik/ themen/ detail/zurueck/ agenda-2010/ artikel/ die-linke-linke-zieht-bilanz-der-agenda-2010-und-stellt-bausteine-ei-ner-agenda-fuer-soziale-gerecht/ (дата обращения: 12.05.2013).

33 Wahlprogramm der CDU/CSU 2013. URL: http://www.bundes-tagswahl-bw.de/wahlprogramm_cdu-csu.pdf (дата обращения:

12.05.2013).

— сокращение выбросов парниковых газов и более продуктивное использование ресурсов34.

Таким образом, социальная реформа ФРГ в начале XXI в. смогла решить часть поставленных задач, но ещё больше осталось в перспективе. Противоречивые последствия реформы подтвердил Немецкий институт экономических исследований (DIW) (опубликовано в начале 2013 г.). Он четко разводит социальные и экономические результаты, утверждая: «Несмотря на хорошую репутацию реформы Hartz, научные доказательства их макроэкономической эффективности остаются неполными и непоследовательными»35. И все же реформа имеет в целом положительную социальную репутацию. Экономические результаты остаются более спорными, так как возможно найти и другие объяснения того, почему Германия так легко вышла из кризиса: рост развивающихся экономик, в которых востребованы немецкие продукты («китайцы покупают наши машины, даже если заработная плата была выше» — Маттиас Кнута, эксперт по вопросам труда из Университета Дуйсбурга-Эссена), скромность профсоюзов в коллективных переговорах, увеличение рабочего дня, вложение миллиардов евро в стимулирующие меры (например, схема утилизации старых автомобилей, которую правительство поддержало в кризисные годы), скептицизм немецких предпринимателей и многое другое.

Очевидно, что «Agenda-2010» полностью не решила поставленные задачи. Например, реформы не принесли существенной экономии бюджетных

34 Das wir Entscheidet. Das Regierungsprogramm 20132017. URL: http://www.bundestagswahl-bw.de/wahlprogramme1. html (дата обращения: 12.05.2013).

35 Bocking D. Zehn Jahre Schroder-Reform: Das Erbe der Agenda 2010. URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/soziales/warum-die-agenda-2010-eine-unverstandene-reform-ist-a-888344.html (дата обращения: 07.02.2013).

средств. Только на пособия безработным и мероприятия по переобучению последних ФРГ тратит около 100 млрд. евро в год. Однако положительная динамика, тем не менее, наметилась. Реформы правительства Г. Шредера приносят свои плоды и по сей день, обеспечивая экономическую стабильность Германии в условиях кризиса еврозоны. «Повестка дня» является выражением изменений неолиберальной политики и очевидно, что эти изменения будут продолжены. Герхард Шредер уже поднял вопрос о продолжении

— «Повестке дня-2020». В этом его поддержали Кристоф Шмидт, глава Рейнско-Вестфальского института экономических исследований, Клаус Циммерман, директор Института экономики труда (Бонн) и Томас Штраубхаар, руководитель Гамбургского института международной экономики.

Реформа не просто способствовала социальноэкономическим преобразованиям, она посеяла на государственном уровне убеждение, что тот, кто не работает, сам виноват в этом. «Agenda» подвергла законодательному переосмыслению социальность, закрепленную в Основном законе. По мнению авторов реформы, гражданин сам должен прилагать усилия для улучшения собственного качества жизни и, как следствие, качества жизни государства в целом. В таком контексте задача властей стимулировать его, в том числе, сокращением социального вспомоществования. Грядущие в сентябре 2013 г. федеральные выборы покажут, готово ли общество поддержать продолжение этого курса, перевесят ли сдвиги на рынке труда инициированные СДПГ, поддержанные ХДС, принципы социальности, возврат к которым проповедуют «Левые». Скорее всего, это маловероятно, и в дальнейшем мы увидим продолжение и углубление «Повестки дня», призванной решить ещё многие проблемы Германии.

Литература

Ахинов Г. А., Калашников С. В. Социальная политика. М., 2008.

Безработица в Германии растет, проценты не меняются. URL: http://ru.euronews.com/2012/11/29/german-jobless-rise-less-than-expected/ (дата обращения:

17.03.2013).

Ветрова Н. С. Финансирование социальных программ в странах Запада. М., 1993.

Долгилевич Р. ФРГ: зарплаты и накопления . URL: http:// www.top-personal.ru/issue.html7395 (дата обращения:

25.02.2013).

Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 59: январь-март 2010 г. // Под ред. Ю. А. Борко (отв. ред.), О. В. Буториной, В. В. Журкина, О. Ю. Потемкиной. М., 2010.

Социальная Европа в XXI в. / Под ред. М. В. Каргаловой. М., 2011.

Шредер просит немцев спасти свою экономику. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/ news/

newsid_2849000/2849587.stm (дата обращения:

11.05.2013).

Agenda 2010 ist der umstrittene Retter Deutschlands. URL:http:/ / www.focus.de/finanzen/news/arbeits-markt/tid-30056/schroeders-prestigeprojekt-feiert-jubi-laeum-agenda-2010-ist-der-umstrittene-retter-deutsch-lands_aid_939111.html (дата обращения: 11.05.2013).

Arm trotz Arbeit: Aufstocker sind wesentlicher Teil des Hartz IV-Systems. URL: http://www.dgb.de/themen/ ++c o++bc07bd9e-2f2c-11e2-a3ae-00188b4dc422 (дата обращения: 06.04.2013).

Bevolkerung. URL: https://www.destatis.de/DE/Zahlen-

Fakten/GesellschaftStaat/Bevoelkerung/Bevoelkerungsstand/ Aktuell.html (дата обращения: 12.05.2013). Bevolkerung Deutschlands nach Bundeslan-dern bis 2060. URL: https://www.destatis.

de/DE/ZahlenFakten /GesellschaftStaat/ Bevoelkerung/Bevoelkerungsvorausberechnung/ Bevoelkerungsvorausberechnung.html (дата обращения:

11.04.2013).

Booking D. Zehn Jahre Schroder-Reform: Das Erbe der Agenda 2010. URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/

soziales/warum-die-agenda-2010-eine-unverstandene-reform-ist-a-888344.html (дата обращения: 07.02.2013).

Bundesagentur fuer Arbeit. URL: http://www.arbeitsagentur. de/nn_27908/Navigation/ Startseite/Startseite.html (дата обращения: 02.03.2013).

Das wir Entscheidet. Das Regierungsprogramm 20132017. URL: http://www.bundestagswahl-bw.de/wahlpro-gramme1.html (дата обращения: 12.05.2013).

Der Arbeitsmarkt in Deutschland / / Arbeitsmarktberichterstat-tung — Januar 2013. URL: http://statistik.arbeitsagentur. de/Navigation/Statistik/Arbeitsmarktberichte/ Berichte-Broschueren/ Arbeitsmarkt-Nav.html (дата обращения: 14.04.2013).

Die Agenda 2010: Eine wirtschaftspolitische Bilanz. URL: http://www.bpb.de/apuz/28920/die-agenda-2010-ein e-wirtschaftspolitische-bilanz?p=all (дата обращения:

14.04.2013).

DIE LINKE: LINKE zieht Bilanz der Agenda 2010 und stellt Bausteine einer Agenda fur soziale Gerechtigkeit vor. URL: http://www.die-linke.de/politik/themen/detail/

zurueck/agenda-2010/artikel/ die-linke-linke-zieht-bilanz -der-agenda-2010-und-stellt-bausteine-einer-agenda-fuer-s oziale-gerecht/ (дата обращения: 12.05.2013).

Ein Amerikaner entdeckt das deutsche Industriewun-der. URL: http://www.handelsblatt.com/politik/

konjunktur/nachrichten/vorbild-deutschland-ein-amerika ner-entdeckt-das-deutsche-industriewunder/6966492.html (дата обращения: 09.04.2013).

Ganz ohne Regierungshandeln sind diese Ergebnisse nicht zu

erreichen gewesen. URL: http://www.cducsu.de/Titel____

ganz_ohne_regierungshandeln_sind_diese_ergebnisse_ nicht_zu_erreichen_gewesen/TabID__1/SubTabID__2/ InhaltTypID___2/InhaltID__24981/inhalte.aspx (дата об-

ращения: 09.04.2013).

Harmonisierte Arbeitslosenquote. URL: http://epp.eurostat. ec.europa.eu/ tgm/ table.do?tab=table&plugin=1&languag e=de&pcode=teilm020 (дата обращения: 13.03.2013).

Plenarprotokoll 15/32 Deutscher Bundestag Stenografischer Bericht 32. Sitzung Berlin, Freitag, den 14. Marz 2003 Inhalt: Tagesordnungspunkt 13: Abgabe einer Regierungserkla-rung durch den. URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/ btp/15/15032.pdf (дата обращения: 12.03.2013).

Reformagenda 2010-Strukturreformen fur Wachstum und Be-schaftigung. URL: http://www.diw.de/documents/

publikationen/73/diw_01.c.79926.de/08-11-1.pdf (дата обращения: 07.12.2012).

Registrierte Arbeitslose Deutschland. URL: http://www.de-statis.de/DE/ ZahlenF akten / Indikatoren / Konjunkturin-dikatoren/Arbeitsmarkt/arb110.html (дата обращения:

16.03.2013).

Sozialgesetzbuch (SGB). URL: http://www.sozialgesetzbuch-sgb.de/sgbi/1.html (дата обращения: 11.05.2013).

SPD-Chef im Interview: Gabriel sagt Lobbyisten den Kampf an. URL: http://www.spiegel.de/politik/

deutschland/spd-chef-gabriel-kuendigt-im-interview-initiative-gegen-lobbyisten-an-a-887788.html (дата обращения: 11.05.2013).

Wahlprogramm der CDU/CSU 2013. URL: http://www.bun-destagswahl-bw.de/wahlprogramm_cdu-csu.pdf (дата обращения: 12.05.2013).

HARTZ IV. Часть 2: Причины, цели и методы . URL: http:// www.treffpunkt.ru/webzeitung/article.php?aid=84 (дата обращения: 04.11.2012).

T. G. Khrishkevich «Agenda-2010»: The Results of the Decade of Social Reforms in Germany

The article presents an analysis of G. Schroeder's government social program «Agenda-2010» implemented from 2003 to 2013. The program was aimed at reforming labor market and creating new types of employment. It has transformed the system of social benefits by stimulating the population of Germany to employment.

Key words: «Agenda-2010», social policy, labor market reform of Germany, unemployment benefit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.