УДК 378 ББК 74.04
А.И. Кузнецов
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Рассматривается состояние и перспективы развития, системы образования Челябинской области, инновационный вектор развития которой определяется национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
Ключевые слова: система образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», инновационное развитие.
Учитывая образовательную инициативу Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, Губернатор и Администрация Челябинской области определили инновационный вектор развития образовательного пространства региона как главный фактор, обеспечивающий конкурентоспособность Челябинской области в современной экономике государства.
Эффективное функционирование и развитие системы образования неразрывно связано с условиями социально-экономического развития региона и складывающейся демографической ситуацией в области.
Прогнозируемая численность населения Челябинской области составляет 3,5 млн. человек, из которых большая часть - население трудоспособного возраста - 62%, старше трудоспособного возраста - 21,7%, моложе трудоспособного возраста (основной потребитель услуг системы образования) - 16,3%.
Важным показателем социально-экономического развития является уровень занятости граждан. Численность безработных, официально зарегистрированных в Службе занятости населения, составила 140 тыс. человек, что свидетельствует о необходимости переобучения, переквалификации, получения безработными второй специальности.
Общий объем бюджетных ассигнований на содержание областных го-
сударственных и муниципальных образовательных учреждений в 2010 г. составила 25 904,8 млн. руб., что на 6,8% выше данного показателя 2009 г. (2009 г. - 24 249,9 млн. руб.). Финансирование областных государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется из следующих источников: средства федерального бюджета - 444,9 млн. руб., областного бюджета - 3213,6 млн. руб. и муниципальных бюджетов - 22691,2 млн. руб.
В 2010 г. Министерством образования и науки Челябинской области продолжалась работа по внедрению современных финансово-экономических моделей управления:
• переход на нормативное подушевое финансирование (по состоянию на 31.12.2010 переведено 43,6% муниципальных и областных государственных образовательных учреждений);
• переход на нормативное подушевое финансирование (по состоянию на 31.12.2010 переведено 43,6% муниципальных и областных государственных образовательных учреждений);
• введение новой системы оплаты труда (по состоянию на 31.12.2010, по информации муниципальных органов управления образованием, переведено 89,0% муниципальных и областных государственных образовательных учреждений, кроме учреждений Трехгорного городского округа, Ня-зепетровского, Октябрьского, Нагай-
о
га £
о
ю к
Ср
ю
ш н
о ^
о
бакского, Еткульского, Троицкого, Катав-Ивановского муниципальных районов);
• перевод образовательных учреждений на автономные условия хозяйствования (в настоящее время 7 муниципальных образовательных учреждений функционируют как автономные; в 2011 г. планируется перевести в статус казенных учреждений - 3 и автономных - 4 областных государственных учреждения, подведомственные Министерству).
В 2010 г. в Челябинской области осуществляло образовательную деятельность 2935 образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности и форм собственности. В образовательных учреждениях всех типов и видов в 2010 г. обучалось и воспитывалось 1027026 человек, что составляет 28,65% от общей численности населения области.
В Челябинской области функционирует 1 551 учреждение, реализующее программы дошкольного образования. 98% этих учреждений находятся в ведении муниципальных органов власти, 2% -частные. В дошкольных образовательных учреждениях области воспитывается 184,58 тыс. детей. На 01.01.2011 охват детей 1-6 лет дошкольным образованием составляет 77,2%.
Этот показатель свидетельствует о высокой доступности детских садов населению. По данным мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации в 2010-2011 гг. в рейтинге территорий УрФО Челябинская область по этому показателю занимает 1 место.
Высокий уровень доступности дошкольного образования достигается за счет мер по увеличению мощности сети детских садов, принимаемых муниципальными и государственными органами власти, а также за счет поддержания ш низкого уровня родительской платы (ее ^ размер не превышает 20% от стоимости ^ содержания ребенка в детском саду) и ^ компенсации родительской платы мало-< обеспеченным семьям. В 2010 г. 23,4 тыс.
малообеспеченных семей получили компенсацию в размере 100%.
В 2011 г. важно не допустить снижения качества дошкольного образования, ухудшения условий содержания и питания детей в детских садах, начать замену реализуемых в ДОУ области основных общеобразовательных программ дошкольного образования на примерные программы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации.
Большое значение Министерство образования и науки Челябинской области уделяет развитию системы общего образования. На начало 2010/11 учебного года сеть общеобразовательных учреждений включает 856 учреждений - юридических лиц (49,9% городских, 50,1% сельских), при этом контингент обучающихся составляет 311 302 человека.
Примерно 21% школьников не имеют возможности выбирать школу (в их населенном пункте всего одна школа или ее нет вообще). В области работают специальные программы, направленные на коррекцию территориального барьера.
Компьютеризация и подключение к сети Интернет 100% общеобразовательных учреждений области обеспечили возможность использования дистанционных форм обучения для отдаленных и малокомплектных школ. В образовательном процессе данные формы постоянно используют 5 746 школьников или 2,3%.
Доступность общего образования для различных категорий учащихся обеспечивается созданием негосударственных общеобразовательных учреждений. В области 18 негосударственных общеобразовательных учреждений (2 - начального, 5 - основного общего и 11 -среднего (полного) общего образования), расположенных, в основном, в городской местности (г. Челябинск, г. Магнитогорск, г. Миасс, г. Коркино, г. Карталы), в них обучается 2 728 учащихся.
Начиная с 2009 г., в рамках приоритетного национального проекта «Образование», реализуется направление «Развитие дистанционного образования
детей-инвалидов». В 2010/11 учебном году к обучению должно приступить 246 детей-инвалидов, в 2011-2012 гг. - 250 и в 2012-2013 гг. - 200 детей-инвалидов.
В целях укрепления и сохранения здоровья подрастающего поколения в рамках областного календаря спортивно-массовых мероприятий с обучающимися в 2010 г. проведено 300 спортивно-оздоровительных мероприятий со школьниками.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.07.2010 г. № 948 «О проведении Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» с 2011 г. повышается статус «Президентских состязаний» (участвуют классы-команды), а также во всех общеобразовательных учреждениях вводится новое мероприятие - «Президентские спортивные игры» (участвуют команды-школы).
По результатам проведения областных массовых мероприятий в 2010 г. 16 учащихся стали стипендиатами Губернатора Челябинской области; 3 человека награждены премиями Президента Российской Федерации; более 20 учащихся награждены путёвками во Всероссийские Детские Центры «Орлёнок» и «Океан».
Интеграция общего и дополнительного образования является одним из условий выявления и поддержки талантливых детей, создания для них общей развивающей образовательной среды. Она осуществляется в рамках социального партнерства.
В 2011 г. в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты перед системой дополнительного образования Челябинской области поставлены задачи выполнения заказа родителей, педагогов-предметников, классных руководителей по обеспечению школьников дополнительным образованием любой направленности, организации досуговой деятельности детей и подростков, их социализации. Перед образовательным пространством Челябинской области стоит задача по модернизации профессионального об-
разования региона. Охват молодежи программами профессионального образования составляет: 32% в начальном, 16% в среднем, 24% в высшем профессиональном образовании. Каждый 4-ый выпускник 9 класса и каждый 15-ый выпускник 11 класса продолжают обучение на первом курсе учреждений начального профобразования (НПО); каждый 5-ый выпускник 9 класса и каждый 10-ый выпускник 11 класса - на первом курсе ссуза. Следует отметить также, что приоритеты молодежи смещены в сторону высшего образования.
В учреждениях начального профессионального образования осуществляется подготовка рабочих по 93 профессиям, дается среднее профессиональное образование по 134 специальностям.
В целях преодоления рассогласованности номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований со стороны рынка труда, преодоления слабости эффективных связей между уровнями профессионального образования, преодоления сложной демографической ситуации продолжается оптимизации сети учреждений профессионального образования области.
Важнейшим фактором эффективности деятельности системы образования является ее результативность. Независимым способом оценки уровня подготовки выпускников общеобразовательных учреждений в настоящее время являются единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) и новая форма государственной итоговой аттестации 9 классов (далее - ГИА), позволяющие достаточно достоверно и объективно выявить общие тенденции и закономерности в исследовании качества образования.
В государственной (итоговой) аттестации в 2010 г в Челябинской области приняло участие 43757 выпускников общеобразовательных учреждений, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Процент успешно прошедших ГИА составил 99,25%. В сравнении с общероссийскими показателями
ш !Т
ю о га
О
результаты, полученные выпускниками школ Челябинской области, выше по всем учебным предметам. Разница составляет от 1,5 баллов (по математике, русскому языку) до 5 баллов (по физике, иностранным языкам) и 8 баллов (по информатике).
В 2010 г. количество 100-балльников в сравнении с 2009 г. возросло с 68 до 75, что составляет 3% от их общего количества в целом по России.
Таким образом, анализ результатов обучения выпускников общеобразовательных учреждений показал стабильность и тенденцию к повышению уровня качества образования.
В Челябинской области создаются условия для развития способностей и талантов школьников и молодежи, совершенствуется система государственной поддержки одарённых детей и способной молодёжи, развивается олимпиадное движение.
В 2010 г. индикативный показатель реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области по количеству обучающихся
9-11 классов, участвующих в олимпиадах регионального и всероссийского уровня, составил 9,15%, при плановых 7,5%.
По результатам всероссийской олимпиады школьников Челябинская область занимает 5 место в рейтинге регионов России, уступив г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Республике Татарстан, Московской области.
Такие позиции в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников наши учащиеся удерживают последние 6 лет. Победителями заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2010 г. стали 11 учащихся, призерами - 45.
По результатам участия в 2005-2010гг. в международных олимпиадах школьни-ш ки Челябинской области занимают 4 ме-^ сто (после Санкт-Петербурга, Москвы, ^ Саратовской области). ^ В 2009 г. на 43-ей Менделеевской < химической олимпиаде в Ашхабаде
(Таджикистан) Шаранов Павел, учащийся школы № 8 г. Магнитогорска, стал серебряным призером. На международной математической олимпиаде в г. Бремене (Германия) Брагин Владимир, выпускник МОУ гимназия № 127 г. Сне-жинска, завоевал золотую медаль.
В 2010 г. учащийся МОУ СОШ № 18 г. Миасса Костенков Александр в составе сборной команды школьников Российской Федерации был участником международной олимпиады по астрономии в Китае.
В 2010 г. на 44-й Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии в г. Баку (Азербайджан) серебряными призерами стали Устинович Илья, учащийся МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением математики, Никулин Максим, учащийся МОУ СОШ № 8 г. Магнитогорска.
Развитию детской одаренности способствует и Челябинское научное общество учащихся (НОУ) (за последние 3 года через НОУ прошло более 4 тыс. школьников), «Шаг в будущее» (в 2009 г. Большой научный кубок России был присужден команде молодых исследователей МОУ лицея № 11 г. Челябинска), «Одиссея разума» (в 2010 г. на Европейском фестивале команда МОУ гимназии № 76 г. Челябинска заняла 1-е место, на мировом первенстве в США команда студентов физического факультета ЮУрГУ завоевала бронзовый кубок).
Развитию технико-математического направления образования способствуют центры, кружки лего-конструирова-ния. В области организовано 500 лего-кружков, в которых занимается свыше 6 тысяч детей. На Всероссийских соревнованиях в 2008 г. челябинские школьники завоевали 6 медалей (в том числе 2 золотых) и в 2009 г. 9 медалей (в том числе 2 золотых), успешно выступили на международных турнирах: 2008 г. в Японии - 2 место, 2009 г. в Корее - 7 место , 2010 г. - на Филиппинах - 6 место.
Поддержка одаренных детей обеспечивается денежными ресурсами из бюджетов всех уровней: федерально-
го, регионального, муниципального. С 2006 г. учреждена специальная премия Губернатора Челябинской области победителям и призёрам международных, всероссийских и областных олимпиад по общеобразовательным предметам.
За последние три года Премией Президента Российской Федерации талантливой молодежи были награждены более 500 человек, Премии Губернатора Челябинской области победителям олимпиад удостоены 100 школьников (расходы составили около 2 млн. руб.).
В системе образования Челябинской области работает 62 546 педагогических и руководящих работников.
Кадровые потребности Челябинской области удовлетворены на 96,7%. По сравнению с прошлым годом показатель обеспеченности педагогическими работниками образовательных учреждений всех типов вырос на 0,8%.
При положительной динамике обеспеченности педагогическими кадрами по-прежнему общеобразовательные учреждения испытывают дефицит специалистов лингвистического и математического профиля. Количество вакансий в общеобразовательных учреждениях области выросло с 1,5% (на 01.06.2009 ) до 1,9% (на 01.06.2010). Так, количество учителей в школах области по состоянию на 01.06.2010 составило 21 775 человек. Одним из способов решения проблемы дефицита педагогических кадров является привлечение на работу в общеобразовательные учреждения совместителей и увеличение нагрузки штатных сотрудников. На условиях внешнего совместительства в школах области работает 1 497 учителей (6,8%), средняя педагогическая нагрузка учителя составляет 22 часа.
Анализ кадрового обеспечения свидетельствует о том, что профессиональный уровень педагогических работников возрастает. Так, за 2009/10 учебный год в области аттестовано на высшую квалификационную категорию 4941 человек
(8,9%). В настоящее время 87,6% педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений имеют квалификационную категорию, из них 38,2% - высшую квалификационную категорию.
Однако при положительной динамике роста профессионального мастерства наблюдается ряд проблем.
1. В образовательных учреждениях сельской местности показатель аттестованных работников по-прежнему остается меньше, чем в городских.
2. Допускается ведение педагогической деятельности работниками, не имеющими образования соответствующего уровня.
3. Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования продолжают испытывать нехватку квалифицированных кадров преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
4. Сохраняется тенденция старения педагогических кадров. Так, в 2009/10 учебном году количество педагогических работников пенсионного возраста увеличилось на 0,2% и составило 15,8%.
5. Крайне медленно происходит пополнение отрасли молодыми кадрами. Число молодых специалистов, приходящих в муниципальные образовательные учреждения после окончания учреждений высшего и среднего профессионального образования, составляет лишь третью часть от общей потребности в кадрах.
Одним из основных инструментов государственной политики в сфере образования являются федеральные, региональные, ведомственные и муниципальные целевые программы. В 2010 г. плановый консолидированный объем целевых средств федерального и областного бюджетов составил 9 932,0 млн.рублей (2009 г. - 8 088,0 млн. руб.). Фактически на 01.01.2011 освоены сред-
о
ства в объеме 9 724,2 млн. руб. - 98% (2009 г. - 7 732,2 млн. руб. - 95,6%).
Министерство является государственным заказчиком-координатором двух областных целевых программ:
• программа реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2009-2012 гг.;
• программа «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2010-2014 гг.».
2010 г. Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом учителя. В рамках нацпроекта «Образование» реализовывались мероприятия, направленные на оказание государственной поддержки педагогическим работникам.
Ко Дню учителя вручены дипломы 22 лучшим учителям Челябинской области, победителям конкурсного отбора для выплаты денежного поощрения в размере 200 тыс. руб. из средств федерального бюджета и 200 лучшим учителям области победителям конкурсного отбора, на выплату денежного поощрения из средств областного бюджета в размере 50 тыс. руб.
В 2010 г. из средств местных бюджетов в форме грантов и премий оказана поддержка 2 540 педагогам образовательных учреждений разных типов (2009 г. - 965 чел.) на сумму 22 911,12 тыс.руб.
В целях поддержки и выявления лучших учителей прошли конкурсы «Учитель года», «Самый классный классный», «Воспитать человека», «Педагогический дебют». Второй раз состоялся конкурс «Педагог года в дошкольном образовании», победителю которого вручена премия Губернатора Челябинской области в размере 200 тыс. руб.
На 600 человек увеличилось количество молодых специалистов, получающих выплаты ежемесячной надбавки в размере 40% к заработной плате (на ш 01.01.2010 - 1930 чел., на 01.11.2010-^ 2537 чел.). Однако количество моло-« дых специалистов, которым оказана в ^ 2010 г. единовременная материальная < помощь за счет средств областного бюд-
жета в размере 10 тыс. руб., уменьшилось в сравнении с 2009 г. (2009 г. - 966 чел., 2010 г. - 835 чел.). Государственная поддержка из средств федерального бюджета в объеме 500 тыс. руб. оказана 22 молодым специалистам, из числа прибывших в школы Челябинской области.
Исходя из анализа состояния и развития системы образования Челябинской области в 2010 г. определены приоритеты образовательной политики в 2011 г.:
• выполнение положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г., мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
• разработка организационно-правовых оснований инновационных механизмов управления образовательной системой региона;
• совершенствование государственно-общественного партнерства с целью повышения открытости, инвестиционной привлекательности и эффективности сферы образования;
• внедрение в практику работы образовательных учреждений федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и профессионального образования;
• переход на предоставление в электронном виде государственных услуг в системе образования области;
• разработка и реализация областной целевой Программы развития профессионального образования;
• совершенствование правового статуса образовательных учреждений в рамках реализации федерального закона № 83-ФЗ;
• внедрение отраслевой системы оплаты труда работников сферы образования и механизма нормативного финансирования образовательных учреждений всех типов и видов;
• обеспечение перехода на новый порядок аттестации педагогических работ-
ников, совершенствование их переподготовки и повышения квалификации; • осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности, определение системных подходов к оценке и контролю качества образования.
Мы уверенны в том, что реализация основных направлений Президентской инициативы «Наша новая школа», при-
оритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования позволят осуществить процессы модернизации образовательного пространства Челябинской области и обеспечить интенсивное социально-экономическое развитие региона посредством подготовки высококвалифицированной конкурентоспособной молодежи.
УДК 378 ББК 74.04
С.В. Портье
К ВОПРОСУ О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Рассматриваются вопросы реструктуризации сети муниципальных образовательных учреждений, совершенствование правовых положений государственных учреждений; указываются основные акты, на основе которых осуществляется реализация Закона «Об автономных учреждениях» на территории Челябинского городского округа.
Ключевые слова: Федеральный закон, законодательные акты, правовой статус, бюджетные учреждения, базовые критерии, образовательный рынок.
В мае 2010 г. вступил в силу Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», необходимость разработки которого была обусловлена тем, что существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг [1, 2].
По мнению авторов реформы бюджетной сферы, ее основными недостатками являлись:
• сметное финансирование учреждений, отсутствие прямой связи между финансированием и результатами деятельности учреждения;
• отсутствие стимулов к оптимизации и повышению эффективности деятельности. Определяя новый правовой статус бюджетного учреждения, федеральный закон устраняет указанные выше недостатки, устанавливая связь между финансовым обеспечением деятельности учреждения и показателями эффективности оказания муниципальной услуги, т.е. результатом его работы.
При этом формируется мотивация к экономии выделенных средств, так как не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих финансов бюджетной системы Российской Федерации, используются в очередном финансовом году на те же цели.
Необходимо заметить, что закон 83-ФЗ завершает нормативное регулирование бюджетной сферы, начатое с принятием закона «Об автономных учреждениях» и изменений в Бюджетный кодекс Россий-
ч:
И
> X
л
X
л ц
01
ю о
X
л
X
л ц