Научная статья на тему 'Преемственность экологического образования'

Преемственность экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цейзер Надежда Михайловна, Тряпицына Светлана Васильевна

Единое экологическое образовательное пространство включает все этапы, начиная от дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, регламентируется соответствующими нормативными документами федерального уровня. В статье анализируется реализация комплексного подхода к экологическому образованию на примере учреждений образования Челябинской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цейзер Надежда Михайловна, Тряпицына Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность экологического образования»

Проведенные исследования показали, что окунь m

ный период, он питается в основном дафниями а другими пла™н^ак„пК°ДЛеД' ми. Соответственно, в это время года окунь 3Rn5T~rL ми ракообразны-

годах сиговых рыб. ^""“^“"^"-Щ^ьшкошсурягтомтанио.

Список литературы

I Правдин, И. Ф. Руководство по изучению рыб / И. Ф. Правдин. М., 1966 369а 1989ЛяГ™' ВвеДение в продукционную гидробиологию / А. ф Алимов. Л,

3. Мухачев, И. С. О скорости заселения озер окунем Perea fluviatilis L. / И. С Мухачев // Вопр. ихтиологии. 1971. Т. И, выи. 3(68). С. 522-524.

ш^^м'тгТ"^05^ М'ъ' ^0ННая фауна и питание Рыб Аргазинского водохранилища / М. Л. Грандилевская-Дексбах // Тр. УралСибНИИРХ. Свердловск, 1966. Т. 7.

^^Ковалькова, М, П. Кормовая база озера Сугояк и использование ее рыбами

Козлова> ЕВ* Шилк°ва//Тр. УралСибНИИпроект. Свердловск,

1У/Г>* I* л О* З-'Ю*

Я. М. Цейзер, С. В, Тряпицына

ГОЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Единое экологическое образовательное пространство включает все этапы, начиная от дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, регламентируется соответствующими нормативными документами федерального уровня.

В статье анализируется реализация комплексного подхода к экологическому образованию на примере учреждений образования Челябинской области.

Экологическое образование—целенаправленно организованный процесс овладения экологическими знаниями, умениями, навыками,

В ст. 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» Федерального закона «Об охране окружающей среды» указывается, что в целях формирования экологической культуры устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, а также послевузовским образованием, независимо от их профиля и организационно-правовых форм [1].

Система непрерывного экологического образования регламентируется Концепцией модернизации российского образования [2], Письмом Министерства образования РФ «О реализации обязательного минимума содержания курса «Экология» в основной и вредней (полной) школе» [3].

Дошкольное экологическое образование реализуется комплексными образовательными программами «Юный эколог», «Наш дом—природа», «Жизнь вокруг нас», «Природа и художник», которые направлены на развитие личности детей, включая основы экологической культуры, В дошкольном образовании успешно реализуется региональный компонент на основе авторских программ. Во многих дошкольных учреждениях Челябинской области имеются специально оборудованные кабинеты по экологическому образованию, 5кивые уголки, мини-сады, что помогает воспитывать у детей любовь к природе.

Экологическое образование в общеобразовательных учреждениях Челябинской области реализуется [4]:

- через экологизацию содержания отдельных школьных предметов;

- в форме профильного обучения;

-на основе областного базисного учебного плана с выделением дисциплины «Экология» в основной и старшей школе;

- в форме дополнительного обучения.

В условиях школьного дифференцированного обучения появилась реальная возможность создания единой образовательной системы, которая включает классы углубленного изучения предмета, факультативные курсы, профильные классы, школы, лицеи, колледжи, педагогические институты и университеты, институты переподготовки и повышения квалификации работников образования.

В течение пяти лет Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) осуществляет образовательную программу дополнительного профессионального образования по квалификации «Учитель естествознания», а также проводит курсы повышения квалификации для учителей биологии и экологии с выдачей соответствующих сертификатов дополнительного эколого-педаго-гического образования.

В последние годы в общеобразовательных учреждениях Челябинской области открыты классы химико-биологического, биолого-географического, медико-биологического и агроэкологического профиля, где образование носит ярко выраженный экологический характер. В этих образовательных учреждениях реализуются элективные курсы «Экология в экспериментах», «Агроэкология», «Урбоэкология», «Основы радиационной безопасности», «Окружающая среда и здоровье человека». Экологическая направленность образования имеется во многих школах г. Челябинска (МОУ СОШ № 12,70,85,112, МОУ лицеи № 11,31,82, 102); г. Копейска (МОУ СОШ № 5, 6,45); г. Сатки (МОУ СОШ № 4,40), в ряде школ городов Озерска, Снежинска, Магнитогорска, Трехгорного, Чебаркуля, в некоторых школах Аргаяшского района.

В области работает заочный эколого-биологический лицей для учащихся старших классов по направлениям: лесоводческое, фенологическое, эколого-биологнческое.

В рамках Научного общества учащихся (НОУ) г. Челябинска организована секция «Экология», работают клубы «Экополис», «Эколог», Научные общества школьников создают экологические музеи, шефствуют над памятниками природы, организуют экологические тропы, субботники по очистке боров, берегов от мусора. Областной центр дополнительного образования детей курирует работу экологического агитационного десанта в условиях полевого лагеря, где проводятся практические занятия по экологии, лесоводству для учащихся городских и сельских школ. Ежегодно Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области организует при областном Центре детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие» полевой экологический лагерь, в котором проходят оздоровление и обучение около 200 детей, где школьники проводят различные экологические акции, собирают материалы к своим будущим исследовательским работам для последующего представления на научно-практические конференций учащихся. В центрах детского творчества реализуются образовательные программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям в городах Копейске, Миассе, Озерске, Магнитогорске, Троицке, Касли и других населенных пунктах области.

Ежегодно Министерство образования и науки Челябинской области и ЧИППКРО организуют Областную олимпиаду школьников по экологии, по результатам которой

формируется сборная команда на региональную и всероссийскую олимпиады. Победители различных биолого-экологических олимпиад, выпускники школ с углубленным изучением экологических проблем пополняют ряды студентов-экологов.

В Челябинском государственном университете экологическую подготовку будущих специалистов-экологов осуществляют кафедра биоэкологии биологического факультета, и факультет экологии. Преемственность экологического образования проявляется в активном сотрудничестве преподавателей этих факультетов со школами области, их участии в организации и проведении предметных олимпиад, подготовке вариативных программ по экологии, учебных пособий для школьников. В рамках Малой академии Челябинского университетского образовательного округа по программе «Развитие интеллектуально и творчески одарённых детей на основе интеграции общего и дополнительного образования» работает Школа юного исследователя для учащихся 9-10 классов по направлению «Биология и экология», проводится традиционный конкурс «Малая универсиада» для учащихся 5-8 классов по направлению «Экология».

Совершенствуется система экологического образования в высших учебных заведениях. Экология является обязательной учебной дисциплиной для всех специальностей и направлений вузов. Помимо традиционных общевузовских дисциплин: «Экология», «Охрана природы», «Природопользование», «Экономика природопользования», «Инженерная экология», вводятся новые: «Социальная экология» «Экологическая этика», «Экологическая педагогика и психология», «Экологическая медицина)), «Экологическая безопасность», дисциплины прикладной экологии.

Экологическое образование в высших учебных заведениях развивается по нескольким направлениям:

- профессиональная подготовка в области управления, рационального природопользования и охраны среды обитания; .

-экологизация действующих дисциплин и преподавание основ экологических знаний;

— вовлечение студентов в научно-исследовательскую и общественную природоохранную деятельность.

Прослеживающаяся преемственность экологического образования призвана способствовать не только формированию у людей системы экологических знаний, но и экологической культуры, экологической компетентности и экологического мировоззрения.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собр. законодательства РФ. 2002. Ст. 71.

. 2, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: при-

каз Министерства образования и науки РФ от 18.07.2003 г. № 2783.

3. О реализации обязательного минимума содержания курса «Экология» е^основной и средней (полной) школе : письмо Министерства образования РФ от гзтж? г,

4. Комплексный доклад о состоянии окружающей природаой средыЧе^бинж области в 2006 году / под ред. Г. а Подтесова. Челябинск : Ильмен. гос. заповед к, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.