Научная статья на тему 'Инновационная деятельность муниципальных образовательных учреждений как фактор социально-экономического развития региона'

Инновационная деятельность муниципальных образовательных учреждений как фактор социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / INNOVATION / LYCEUM EDUCATION / MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонин И. А.

В статье рассматриваются вопросы стратегического планирования инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений в контексте социально-экономического развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность муниципальных образовательных учреждений как фактор социально-экономического развития региона»

ты магистров вуза возможно посредством последовательного внедрения системного подхода и разработки комплекса организационно-педагогических условий для реализации системы НИР магистров, направленной на повышение качества профессиональной подготовки в вузе. Основные направления организации научно-исследовательской работы магистрантов, раскрытые в ходе системного анализа современной теории и практики преподавания в высшей школе и выявленные психолого-педагогические условия организации научной работы, могут служить основой разработки учебных планов и рабочих программ подготовки магистров.

The Article is dedicated to analysis of the problem to organizations of the master's research work and readiness to undertaking the scientific studies at modern higher education. They Are Analysed theoretical aspects and practical experience to organizations of the master's scientific work. Broughted results of the empirical investigation to readiness masters to undertaking the scientific studies and readiness of the teachers to management.

The Main trends to organizations of the research the master's functioning, revealed in the course of system analysis of the modern theory and practice of the teaching in university and revealed conditions to arrangements of the scientific functioning may serve the base of the design of the curriculums and worker of the programs of training master.

The key words: system approach, organization of the scientific research work in university, magistracy, master's thesis

Список литературы

1. Алексеенко, В.А. Системный подход к управлению качеством образовательной деятельности вузов России / В. А. Алексеенко. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2007.

2. Волченко, И.О. Системный подход в управлении учебным процессом: [научное издание] / И. О. Волченко. Мурманск : МГТУ, 2008.

3. Соляников, Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: Дис. ... к.п.н: СПб., 2003.

4. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). /Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г., № 71. М., 2008. 25 с.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). М., 2010. 25 с.

Об авторах

Алехина И.В. - кандидат педагогических наук, доцент БГУ им [email protected]

Павлова Т.А. - кандидат психологических наук, доцент БГУ им [email protected]

Семерич О.А. - кандидат педагогических наук, доцент БГУ им oxana.semerich @yandex.ru

УДК-378.14

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

И.А. Афонин

В статье рассматриваются вопросы стратегического планирования инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений в контексте социально-экономического развития региона. Ключевые слова: инновационная деятельность, лицейское образование, муниципальные образовательные учреждения.

На современном этапе развития российского образования образовательная инновационная деятельность образовательных учреждений предполагает совершенствование и дальнейший поиск и разработку новых целей, новых способов организации деятельности в рамках реализации современной гуманистической парадигмы образования. В данном социальном, личностно-ориентированном контексте, в соответствии со стратегическими приоритетами современного этапа развития образования, среди которых главенствующую позицию занимают доступность образования, его профилизация, творческо-деятельностный характер и ориентация на социализацию личности посредством формирования ценностей, возникает необходимость объективного переосмысления сущности образования, что в конечном итоге является существенным фактором социально-экономического развития региона.

. академика И.Г. Петровского, . академика И.Г. Петровского, . академика И.Г. Петровского,

Современное лицейское образование в городе Брянске представлено тремя муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями - лицеями №1 им. А.С. Пушкина, №2 им. М.В. Ломоносова и №27 им. Героя Советского Союза И.Е. Кустова. В настоящее время свою инновационную деятельность данные образовательные учреждения осуществляют на основе городской ведомственной целевой программы «Развитие образования в городе Брянске на 2011-2013 годы» (далее -Программа). Муниципальным заказчиком Программы выступило управление образования Брянской городской администрации. Основанием для принятия решения о разработке Программы послужила реализация Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах».

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011-2013 годах. Источником финансирования Программы являются средства бюджета города Брянска для финансирования приоритетных направлений развития образования.

Программа предусматривает целевое финансирование мероприятий, что

соответствует принципам формирования бюджета города Брянска.

Объемы финансирования Программы: в 2011 году - 264415,0 тыс. рублей; в 2012 году -416822,0 тыс. рублей; в 2013 году - 331797,0 тыс. рублей.

При этом подчеркивается, что объем расходов на реализацию Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей бюджета города Брянска.

Реализуя Президентскую программу «Новая школа», ведомственные целевые программы развития городского образования в 2006-2010 годах, система образования города Брянска добилась определенных инновационных изменений по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др.

За последние четыре года объем бюджетного финансирования образования в городе вырос более чем в 1,75 раза, при этом значительно увеличились капитальные расходы. Так, в 2006 году бюджетные расходы (все источники бюджета) на образование составляли 1,072 млн. рублей, в 2007 - 1,251 млн. рублей, в 2008- 1,635 млн. рублей, в 2009 - 1,776 млн. рублей, на 2010 год утверждено - 1,721 млн. рублей.

Активное участие учреждений города в региональных и федеральных проектах также в значительной мере содействует эффективному решению вопросов развития образования. Благодаря участию в наиболее значимых проектах в области образования за последние 5 лет дополнительно привлечены финансовые средства в объеме 39,4 млн. рублей.

Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения.

Улучшается организация профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В текущем учебном году 100% старшеклассников было охвачено профильным обучением. Но не все профили соответствуют запросам рынка труда, учащиеся мало ориентируются на рабочие профессии, наиболее востребованные в экономике города.

В городе сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей: развивается сеть инновационных образовательных учреждений (в 2006 году созданы лицей №27, гимназии №4 и №5, в 2009 - лицей №2); проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней; действуют индивидуальные программы сопровождения талантов, в том числе в дистанционной форме на базе МОУ «Брянский городской лицей № 27 имени Героя Советского Союза И.Е.Кустова»; работают профильные смены в летних оздоровительных лагерях; осуществляется поддержка юных дарований на уровне города в виде ста муниципальных стипендий города; растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном, региональном и республиканском уровнях.

В 2010 году 6 старшеклассников городских школ стали победителями и призерами Всероссийских олимпиад по 5 предметам (в 2008 году их было 13, в 2009- 6).

Успешно функционирует система независимой оценки качества образования: с 2004 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2008 года - единый экзамен для выпускников 9-х классов.

В 2009 году 81% выпускников школ поступили в вузы (в 2008 году - 79%). Школы города успешно готовят выпускников для продолжения обучения в профессиональной школе. 97,0 процентов выпускников поступают учиться в учреждения профессионального образования.

Активно формируются современный корпус педагогов и управленцев, новая профессиональ-

ная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. В последние два года педагоги города победили во всех региональных конкурсах профессионального мастерства: «Учитель года», «Лидер в образовании», «Воспитатель года», «Психолог года».

Опыт лидеров все шире используется в массовой практике. Об этом свидетельствует активное участие педагогов и образовательных учреждений города в реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2006-2010 годах в конкурсных процедурах участвовало 67,0 процентов школ города и 5,0 процентов учителей. Государственную поддержку из федерального бюджета получили 22 школы и 116 учителей, из регионального 21 школа и 48 учителей, 23 детских сада и 24 работника учреждений, дошкольного образования, 4 учреждения и 12 педагогов дополнительного образования.

В образовательных учреждения города работают 6360 педагогов, из них 74 процента - с высшим образованием (в школах города - 90,3 процента), остальные - со средним специальным. 70 процентов имеют высшую и первую квалификационные категории.

С целью стимулирования педагогов к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников. Введены новые формы и процедуры аттестации: педагоги проходят тестирование на определение предметной компетентности.

Реализация программы позволит объединить усилия субъектов образования и необходимые ресурсы вокруг достижения главных целей развития образования и получения конкретных результатов, что поможет обеспечить новый уровень качества самого образования.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

• удовлетворенность населения качеством общего, дошкольного и дополнительного образования 80 процентов от числа опрошенных в 2013 году;

• удельный вес учащихся, получающих среднее (полное) общее образование по программам профильного обучения (включая академический профиль), 100 процентов к 2013 году;

• удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ, 99 процентов к 2013 году;

• удельный вес образовательных учреждений, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющих на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, экономических и других вопросов, 100 процентов к 2013 году;

• численность учащихся, приходящихся на одного учителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях, 14 к 2013 году;

• средняя наполняемость классов в Муниципальных общеобразовательных учреждениях к 2013 году в городе Брянске - 24 учащегося;

• расходы консолидированного бюджета города Брянска в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях 23,0 тыс. рублей к 2013 году (2010 год-22,4 тыс. рублей);

• переход на нормативное подушевое финансирование и новую (отраслевую) систему оплаты труда.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и экономической эффективности.

Социальная эффективность:

• повышение качества образования для жителей города Брянска;

• обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников общеобразовательных учреждений;

• снижение вероятности и масштабов безнадзорности, социального сиротства, наркомании и других асоциальных явлений;

• улучшение кадрового обеспечения системы образования;

• обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием;

• создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей;

• улучшение физического состояния обучающихся, повышение уровня физического и нравственного развития детей;

• удовлетворенность населения качеством общего, дошкольного и дополнительного образования 80 процента от числа опрошенных к 2013 году;

• удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, 99 процентов к 2013году от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ;

• удельный вес общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, имеющих органы общественного управления, эффективно влияющие на формирование заказа на образовательные услуги, решение кадровых, эконо-

мических и других вопросов, 100 процентов к 2013 году.

Экономическая эффективность:

• формирование эффективной экономики образования, основанной на программно-целевых методах финансирования;

• повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств за счет оказания платных образовательных услуг;

• обновление и повышение эффективности использования материально- технической базы системы образования;

• численность учащихся, приходящихся на одного учителя в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, 14 к 2013 году;

• средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях к 2013 году в городе Брянске - 24,0 учащегося;

• расходы консолидированного бюджета города Брянска в расчете на обучающегося в общеобразовательных учреждениях 23,0 тыс. рублей к 2013 году (2010 год- 22,4 тыс. рублей);

• доля муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных к 2013 году: на нормативное подушевое финансирование - 100 процентов; на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, - 100 процентов.

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, осуществляемые в рамках комплекса мероприятий, охватывающих ключевые функциональные области сферы образования, и обеспечивающие развитие системы образования в городе Брянске в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», со Стратегией развития образования до 2020 года и логикой современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет управление образования Брянской городской администрации.

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 марта представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в управление образования Брянской городской администрации.

Управление образования Брянской городской администрации ежегодно до 15 марта представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Брянскую городскую администрацию.

По окончании срока реализации Программы управление образования Брянской городской администрации до 15 марта 2014 г. представляет в Брянскую городскую администрацию доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализаций.

В процессе реализации Программы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов:

• повышение качества образования для жителей города;

• обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений образования;

• снижение вероятности и масштабов безнадзорности, социального сиротства, наркомании и других асоциальных явлений;

• улучшение кадрового обеспечения системы образования;

• повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных в систему образования внебюджетных средств за счет оказания платных образовательных услуг;

• обновление и повышение эффективности использования материально- технической базы системы образования;

• обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием;

• повышение эффективности воспитания и улучшение физического здоровья учащейся молодежи;

• создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями образования.

За период реализации Программы планируется достижение следующих показателей:

• увеличение удельного веса численности детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования, - с 78 до 80 процентов от общей численности детей дошкольного возраста;

• уменьшение количества дней, пропущенных ребенком по болезни в детском дошкольном образовательном учреждении за год в среднем по городу, на 0,5 дня;

• увеличение удельного веса обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах;

• на школьном уровне - с 55 до 80 процентов от общей численности обучающихся,

• на муниципальном уровне - с 30 до 35 процентов от общей численности обучающихся;

• на областном уровне - с 1 до 1,5 процента от общей численности обучающихся;

• изменение соотношения численности обучающихся в расчете на один персональный компьютер - с 22 обучающихся общеобразовательных учреждений до 20;

• увеличение удельного веса обучающихся общеобразовательных учреждений, охваченных услугами учреждений дополнительного образования детей, с 42,8 до 44 процентов от общего количества обучающихся в 1 -11-х классах;

• увеличение удельного веса педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, имеющих высшую и первую квалификационные категории, с 70 до 80 процентов от общей численности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений;

• увеличение удельного веса педагогического персонала, ежегодно проходящего повышение квалификации и профессиональную переподготовку в общей численности педагогического персонала, занятого в системе образования, с 18 до 20 процентов;

• увеличение удельного веса учреждений образования, имеющих доступ к Интернету, до 60 процентов от их общего количества (в школах города -100 процентов);

• увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении, до 100 процентов от их общего количества.

Таким образом, стратегия развития инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений определяется теми задачами, которые выдвигает перед ним в интересах общества государство и согласуется с требованиями социально-экономического развития региона. Концепция развития образования отражает коренные изменения во всем многообразии дидактических, методических, организационных условий функционирования такой сложной социально-педагогической системы, как система воспроизводства общества, создание условий для воспитания (самовоспитания) и обучения (самообучения) личности, способной к интеллектуальному и производительному труду, владеющей знаниями в различных областях науки, подготовленной к решению нестандартных задач, готовый к самоопределению и обладающий внутренней потребностью к самосовершенствованию.

The questions of stratégie planning innovation municipal schools in the context of socio-economic development of the région. The keywords: innovation, lyceum éducation, municipal educational institutions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах». Ы!р://президент.рф>новости/4189

2. Гостев, А.Г., Киприянова, Е.В. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография / Е.В. Киприянова. - Екатеринбург, 2008. 290 с.

3. Сергеева В.П., Л.С. Подымова. Инновации в образовательном процессе. Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. - М., Академия АП-КиП - ПРО, 2010

Об авторе

Афонин И.А. - МБОУ «Брянский городской лицей № 27 им. Героя Советского Союза И.Е.Кустова», директор, кандидат педагогических наук, доцент.

УДК 159.922.8

ФЕНОМЕН ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.А. Брыксина, В.Ф. Енгалычев

В статье представлена модель Внутренней позиции студента - личностного образования, сформированность которого является условием успешности учебно-профессиональной деятельности. Авторами описаны компоненты, их составляющие, а также взаимосвязь между структурными элементами модели. Знание о структуре и динамических изменениях во Внутренней позиции студента обеспечивает возможность целенаправленного педагогического влияния на её формирование и трансформацию, что позволит повысить эффективность студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Внутренняя позиция студента, мотивы, установки, учебно-профессиональная деятельность

Одна из ведущих задач высшего образования - подготовить квалифицированного специали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.