Научная статья на тему 'СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ'

СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система научно-методического сопровождения / повышение квалификации / потенциал / профессиональные умения / элементы концепции / педагог дошкольной сферы / system of scientific and methodological support / advanced training / potential / professional skills / concept elements / teacher of preschool sphere.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ю. Майданкина

Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров особо определяет потребность в изучении современных подходов к развитию потенциала и совершенствованию профессиональных умений педагога. В статье автор отмечает смещение образовательного вектора к поиску эффективных подходов в развитии кадрового потенциала на основе разработки системы научно-методического сопровождения педагога. Автор обращается к сравнительному анализу научных трудов в области непрерывного образования взрослых и развития потенциала педагога и отмечает, что в настоящее время практически отсутствуют исследования, рассматривающие теоретическую содержательность и подходы к проблеме развития потенциала педагога в системе научно-методического сопровождения, которые при определенных условиях могут составить социокультурный потенциал развития и общества, и педагога. Представляны основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения, в том числе цели, задачи, предпосылки, подходы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ю. Майданкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF A PRESCHOOL TEACHER

The concept of creating a unified federal system of scientific and methodological support of teachers and managerial personnel especially determines the need to study modern approaches to the development of potential and improve professional skills of a teacher. In the article, the author notes the displacement of the educational vector to search for effective approaches in the development of personnel potential based on the development of a scientific and methodological support system of the teacher. The author turns to a comparative analysis of scientific works in the field of continuous education of adults and the development of the teacher’s potential and notes that there are currently practically no research that considers theoretical content and approaches to the problem of development of the teacher’s potential in the scientific and methodological support system, which, under certain conditions, can compose the sociocultural potential of the development of both society and the teacher. The work presents the main elements of the concept of development of the potential of a preschool teacher in the scientific and methodical support system, including goals, objectives, prerequisites, approaches, etc.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ»

приобщение к культурным ценностям

посещение достопримечательностей

общение с носителями языка

ассимиляция в социуме

общение в группе

принятие культурных ценностей

решение проблем обучения

снятие языкового барьера

помощь преподавателей

Рис.2.0сновныенапраленияадаптациистудентов

Адаптация иностранных студентов в процессе обучения в вузе проходит по нескольким направлениям (Рис. 2). В период адаптации иностранные студенты приобщаются к ценностям российской культуры.

Доказана прямая зависимость активности студента вне учебной программы вуза и скорость его адаптациив новой среде. Так, в опросе выяснилось, что четыре студента из Китая, игравшие в баскетбольной команде, быстрее других студентов адаптировались к российским условиям. Это связано с постоянным пребыванием в дружественной языковой среде, высокой мотивацией к изучению языка, социальной активностью.

Помимо всех вышеозначенных проблем, иностранные студенты испытывают трудности повседневного быта, а также некоторые психологические проблемы. У студентов возникают трудности при планировании своего внеучебного времени, так как до приезда в Россию они жили с родителями и не обладали такими навыками самостоятельности. Поэтому студентам необходимы такие навыки, которые могут быть получены на собственном опыте или посредством психологических тренингов.

Библиографический список

У проблемы препровождения свободного времени студентами есть еще один аспект Это поведение по типу прокрастинации [5]. На начальном этапе обучения они зачастую не выдерживают учебных нагрузок и устраивают себе «разгрузочные дни», пропуская при этом занятия и организовывая досуг Нельзя не отметить эпизодическую негативную роль, которую в процессе адаптации играет российский менталитет, когда некоторые иностранные студенты попадают в ловушки традиционного гостеприимства россиян.

Иногда поведенческие проблемы вызваны тем, что студенты не знают правил этики. С другой стороны, в окружении студентов также необходимо проводить работу по ознакомлению с культурой и традициями их стран. Сами иностранные студенты, как правило, заинтересованы в приобретении навыков социально одобряемого поведения [6].

Отсутствие навыков самостоятельности выражается зачастую в неумении планировать свои расходы, поэтому они превышают в своих тратах субсидии, выделяемые им на жизнь семьями. Для успешного обучения в вузе студент должен овладеть навыками самообеспечения и самообслуживания.

Решающую роль в адаптационном процессе иностранных студентов играют агенты адаптации, те, кто содействуют успешной адаптации иностранцев, кто помогает освоиться в новом сообществе и освоить новые социальные роли, предоставляют информацию, помогают налаживать первые социальные контакты» [7].

Проведенное исследование позволило вывить, что для иностранных студентов СВФУ в случае необходимости основными агентами адаптации являются в приоритетном порядке департамент международных отношений, студенческая группа, преподаватели вуза, национальная диаспора в г Якутске, другие иностранные студенты, деканат. Полученные результаты позволяют предположить, что организационные вопросы в процессе адаптации иностранных студентов часто решаются на уровне студенческих групп, и в этом вопросе возможно, даже необходимо усилить роль деканата. Социокультурная образовательная среда вуза качественно меняет парадигму личностного развития не только иностранных студентов, но и преподавателей и определяет не само качество нового образования, а, скорее, новое качество участников образовательного процесса. Практические данные, полученные в результате анкетирования и эмпирического наблюдения, можно рассматривать как направления для совершенствования точечной работы с иностранными студентами, повышая уровень влияния на этот процесс всех участников образовательной деятельности вуза, включая административный и вспомогательный персонал.

1. Савченко И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции. Вестник ОГУ. 2010: 47-52.

2. Шевченко А.В., Соболева И.В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012; № 16: 150-159.

3. Квале С. Исследовательское интервью. Москва: Смысл, 2003.

4. Погукаева А.В., Омельянчук Е.Л., Коберник Л.Н. Адаптация иностранных студентов в российском вузе. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 3: 294-294.

5. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе. Наука. Общество. Государство. 2014; № 1 (5): 129-138. Available at: https://eJanbook.com/ reader/journalArticle/ 309740/#1

6. Иванова ГП., Логвинова О.К., Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации. Высшее образование в России. 2018; № 3: 60-69.

7. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Дорожинская Н.С. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете. Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013; № 4 (121): 185-192.

References

1. Savchenko I.A. Inostrannyj student v Rossii: usloviya i bar'ery integracii. VestnikOGU. 2010: 47-52.

2. Shevchenko A.V., Soboleva I.V. Adaptaciya inostrannyh studentov: problemy i vozmozhnye puti ih resheniya. Problemy iperspektivyrazvitiya obrazovaniya v Rossii. 2012; № 16: 150-159.

3. Kvale S. Issledovatel'skoe interv'yu. Moskva: Smysl, 2003.

4. Pogukaeva A.V., Omel'yanchuk E.L., Kobernik L.N. Adaptaciya inostrannyh studentov v rossijskom vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; № 3: 294-294.

5. Kapezina T.T. Problemy obucheniya inostrannyh studentov v rossijskom vuze. Nauka. Obschestvo. Gosudarstvo. 2014; № 1 (5): 129-138. Available at: https://eJanbook.com/ reader/journalArticle/ 309740/#1

6. Ivanova G.P., Logvinova O.K., Shirkova N.N. Pedagogicheskoe obespechenie sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov: opyt realizacii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; № 3: 60-69.

7. Merenkov A.V., Antonova N.L., Dorozhinskaya N.S. Problemy social'noj adaptacii inostrannyh studentov v Ural'skom federal'nom universitete. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 3: Obschestvennye nauki. 2013; № 4 (121): 185-192.

Статья поступила в редакцию 08.11.22

УДК 373

Maydankina N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),

E-mail: maidankina@mail.ru

SYSTEM OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF A PRESCHOOL TEACHER. The concept of creating a unified federal system of scientific and methodological support of teachers and managerial personnel especially determines the need to study modern approaches to the development of potential and improve professional skills of a teacher. In the article, the author notes the displacement of the educational vector to search for effective approaches in the development of personnel potential based on the development of a scientific and methodological support system of the teacher. The author turns to a comparative analysis of scientific works in the field of continuous education of adults and the development of the teacher's potential and notes that there are currently practically no research that considers theoretical content and approaches to the problem of development of the teacher's potential in the scientific and methodological support system, which, under certain conditions, can compose the sociocultural potential of the development of both society and the teacher.

The work presents the main elements of the concept of development of the potential of a preschool teacher in the scientific and methodical support system, including goals, objectives, prerequisites, approaches, etc.

Key words: system of scientific and methodological support, advanced training, potential, professional skills, concept elements, teacher of preschool sphere.

Н.Ю. Майданкина, канд. пед. наук, проф., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск,

E-mail: maidankina@mail.ru

СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ

Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров особо определяет потребность в изучении современных подходов к развитию потенциала и совершенствованию профессиональных умений педагога. В статье автор отмечает смещение образовательного вектора к поиску эффективных подходов в развитии кадрового потенциала на основе разработки системы научно-методического сопровождения педагога. Автор обращается к сравнительному анализу научных трудов в области непрерывного образования взрослых и развития потенциала педагога и отмечает, что в настоящее время практически отсутствуют исследования, рассматривающие теоретическую содержательность и подходы к проблеме развития потенциала педагога в системе научно-методического сопровождения, которые при определенных условиях могут составить социокультурный потенциал развития и общества, и педагога. Представляны основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения, в том числе цели, задачи, предпосылки, подходы и др.

Ключевые слова: система научно-методического сопровождения, повышение квалификации, потенциал, профессиональные умения, элементы концепции, педагог дошкольной сферы.

Серьезные социально-экономические вызовы смещают образовательный вектор Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национального проекта «Образование» и др. на создание научно-педагогических условий для поиска и реализации эффективных подходов в развитии кадрового потенциала [1; 2; 3].

Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (2020 г) особо определяет потребность в изучении современных подходов к развитию потенциала и совершенствованию профессиональных умений педагога [4].

Проблеме развития потенциала педагога в системе высшего и дополнительного профессионального образования как фактора в повышении качества жизни и совокупности личностных качеств, разновекторных проявлений, социальных установок и набора профессиональных умений посвящены труды О.И. Байдаровой (правовой потенциал как социальное качество на интраиндивидном, интериндивидном и метаиндивидном уровнях), РБ. Дондоковой (условия развития творческого потенциала учителя, активность личности), А.А. Костылевой (профессиональный потенциал как субъективно-личностная и объективная значимость), Л.Л. Лашковой, И.В. Резанович (коммуникативный потенциал в развитии будущих педагогов), Д.А. Леонтьева (смысловые и структурные компоненты потенциала) и др. [5-9].

Однако практически отсутствуют исследования, рассматривающие теоретическую содержательность и подходы к проблеме развития потенциала педагога в системе научно-методического сопровождения, которые при определенных условиях могут составить социокультурный потенциал развития как общества, так и самого педагога.

В связи с вышесказанным цель нашего исследования разработать основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС до) [10].

Задачи исследования определены в следующих направлениях:

- на основе анализа нормативной базы современного российского образования, психолого-педагогической и методической литературы представить теоретико-методологическое обоснование проблемы развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения;

- раскрыть сущность и особенности развития потенциала педагога дошкольной сферы, структурные компоненты потенциала;

- определить роль и значение в развитии потенциала педагога дошкольной сферы системы научно-методического сопровождения.

Новизна исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании и разработке основных элементов концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения в условиях ФГОС дошкольного образования.

Исследование состоит из пяти последовательных этапов:

1 этап - изучение нормативной базы современного российского образования, психолого-педагогической и методической литературы, в том числе в области дошкольной педагогики и дошкольного образования по теме развития потенциала педагога;

2 этап - уточнение структуры и компонентов потенциала, набора профессиональных умений воспитателя, проведение диагностического обследования, выявление взаимосвязи развития личных достижений и профессиональных умений педагога;

3 этап - разработка основных элементов концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения;

4 этап - внедрение разработанных материалов в практику;

5 этап - корректировка и анализ результатов исследования.

На первом этапе исследования анализ нормативной базы современного российского образования, психолого-педагогической и методической литературы позволяет отметить, что трансформация инфраструктуры дополнительного профессионального образования, цифровизация, стандартизация образования и обусловленные этими процессами изменения подходов к моделям обучения педагогов выступают тенденциями в проектировании системы научно-методического сопровождения педагога.

Предпосылкой в создании системы научно-методического сопровождения педагогических работников служит потребность в преодолении существующих проблем в моделях обучения педагога и решении задач для разработки эффективных подходов в развитии потенциала.

Полагаем, что научно-методическое сопровождение (НМС) педагога представляет систему взаимосвязанных, интегрированных и относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности, циклично сфокусированных педагогических событий и ситуаций, форм и методов, установок и условий, способствующих непрерывному профессионально-личностному развитию специалиста дошкольной сферы, и комплекс деятельности, направленный на совершенствование профессиональных умений в области воспитания, развития и обу-

Таблица 1

Основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения

Элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения (НМС) Содержание

Понятие потенциал, его компоненты Потенциал как ресурс и резерв в развитии личности педагога. Трансформация, цифровизация и стандартизация системы образования открывают широкие возможности для решения задачи в развитии потенциала педагога, наполнении компонентов структуры потенциала (профессионально-деловой, социально-педагогический, личностный, общекультурный, региональный) и набора необходимых умений современного воспитателя ДОО

Цель развития потенциала педагога ДОО Геополитические, экономические, социокультурные вызовы определяют овладение педагогом набором современных умений для непрерывного профессионально-личностного развития для решения задачи повышения качества дошкольного образования

Научные подходы в развитии потенциала педагога ДОО Непрерывность, системность, культурологический, деятельностный и индивидуальный подходы, учет специфики региона и др.

Предпосылки в создании системы НМС Потребность в выявлении и преодолении проблем в моделях обучения педагога для разработки подходов в совершенствовании профессиональных умений специалиста

Тенденции в создании системы НМС педагога Трансформация образовательной инфраструктуры дополнительного профессионального образования, цифровизация, стандартизация дошкольного уровня образования

Цель и задачи системы НМС педагога Формирование организационно-методической структуры для совершенствования профессиональных умений на основе непрерывного развития потенциала педагога, ориентированной на результат и эффект в повышении качества образования

Предпосылки создания концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе НМС Геополитические, идеологические, социальные, демографические, информационные, технологические вызовы. Реализация социального заказа и запрос родителей на качественное образование для обеспечения достойного будущего детей. Ориентация общественности на доверительное отношение к опыту практиков, движение в формировании профессиональных объединений

Цель создания концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе НМС Разработка структуры и механизма НМС педагога дошкольной сферы на основе вариативности моделей обучения педагога, интегрирующих КПК, методическую деятельность на базе муниципальных образований и дошкольных организаций, самообразования педагога ДОО

Задачи создания концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе НМС Решение организационно-педагогических, кадровых, методических задач в НМС педагога дошкольной сферы

Особенности подхода в развитии потенциала педагога дошкольной сферы в системе НМС В настоящее время движение в развитии профессиональных объединений в различных сферах экономики, промышленности, бизнеса усиливается, поскольку они отвечают целям и задачам экономического продвижения общества, начинают занимать серьезные позиции и в системе профессионального роста специалиста, т. к. обладают серьезным набором эффективных практик. Подходом в решении задачи развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе НМС является формирование и развитие профессиональных объединений педагогов дошкольной сферы (ассоциаций, творческих лабораторий, педагогических площадок)

Научные подходы в развитии потенциала педагога ДОО в системе НМС Формирование у педагога культуры инвестирования и стимулирование развития конкурентоспособности субъекта в профессиональной деятельности

Развитие технологий взаимодействия с субъектами образовательных отношений для совершенствования набора профессиональных умений, в том числе «равный - равному», «лучший - равному»

Конструирование персонифицированной матрицы личностно-профессионального роста педагога для развития возможностей в определении профессионального маршрута

усиление ответственности педагога в самообразовании, саморазвитии, самореализации в профессиональной деятельности

Партнеры База научных и промышленных учреждений, учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональные объединения педагогов как ресурс в развитии потенциала в системе НМС

Гибридные модели обучения в развитии потенциала педагога дошкольной сферы в системе НМС Интеграция традиционной (вертикальной) и новой (горизонтальной) моделей обучения в развитии потенциала педагога в системе НМС на основе формирования института профессиональных объединений. Формирование точек роста в НМС педагога

чения детей дошкольного возраста в формате курсов повышения квалификации, внеформальных сроков обучения и в условиях самообразования [11; 13].

Не имея цель представить структуру потенциала, результаты диагностики в формировании компонентов потенциала и набор профессиональных умений воспитателей, в данной статье демонстрируем основные элементы концепцию развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе НМС. В ней уточнены понятия и компоненты структуры потенциала педагога, цели и подходы в его развитии, представлены предпосылки и тенденции, цели, задачи и подходы в создании системы НМС, ориентированной на развитие потенциала педагога дошкольной сферы.

Библиографический список

Основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в системе научно-методического сопровождения скомпонованы и отражены в табл. 1.

Таким образом, в условиях изменений системы повышения квалификации и стандартизации дошкольного образования материалы исследования отражают основные элементы концепции развития потенциала педагога дошкольной сферы в области научно-методического сопровождения для достижения качества образовательной деятельности. Перспектива исследования состоит в интеграции разработанных материалов в дошкольную практику, корректировке и анализе результатов.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. Москва: Нормативка, 2020.

2. Паспорт национального проекта «Образование»: утвержден на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 г № 10. Available at: https://base. garant.ru/72192486/

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации 07.05.2018 № 204. Available at: http://docs.cntd.ru/document/557309575/

4. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-76. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/d475d8e9529575f14d90efa1693c8 32978ec77ca/

5. Байдарова О.И. Правовой потенциал социально-педагогической деятельности. Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой Международной научно-практической конференции. Москва: Граница, 2011: 478-488.

6. Дондокова РБ. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования. Вестник Бурятского государственного университета. 2011; № 1: 35-38.

7. Костылева A.A. Направленность на диалогическое педагогическое общение и ее личностные детерминанты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2010: 118-122.

8. Лашкова Л.Л., Резанович И.В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе: монография. Москва: ВЛАДОС, 2011.

9. Личностный потенциал: структура и диагностика: коллективная монография. Москва: Смысл, 2011.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

11. Захарова Л.М., Майданкина Н.Ю. Научно-методическое сопровождение специалиста в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики. Нижегородское образование. 2022; № 2: 91-99.

12. Плужникова Н.Н., Чередникова А.Ю. Системное моделирование навыков soft skills как условие сотрудничества молодёжи разных стран. Педагогический ИМИДЖ. 2022; Т. 16, № 2 (55): 193-202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Zakharova L.M., Maydankina N.Y., Chibisova T.A. Readiness of future teachers for sociocultural education of children in modern conditiohs of society development. Amazonia Investiga. 2021; № 10 (47): 293-300.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva: Normativka, 2020.

2. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie»: utverzhden na zasedanii Prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam 3 sentyabrya 2018 g. № 10. Available at: https://base. garant.ru/72192486/

3. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya RossiískoíFederacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossiískoí Federacii 07.05.2018 № 204. Available at: http://docs.cntd.ru/document/557309575/

4. Ob utverzhdenii Koncepcii sozdaniya edinoj federal'noj sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskih rabotnikov i upravlencheskih kadrov: rasporyazhenie Minprosvescheniya Rossiiot 06.08.2020 № R-76. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/d475d8e9529575f14d90efa1693c832978ec77ca/

5. Bajdarova O.I. Pravovoj potencial social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Teoriya ipraktika social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti v sovremennom sociume: materialy pervoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Granica, 2011: 478-488.

6. Dondokova R.B. Razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelya v usloviyah gumanizacii obrazovaniya. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 1: 35-38.

7. Kostyleva A.A. Napravlennost' na dialogicheskoe pedagogicheskoe obschenie i ee lichnostnye determinanty. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2010: 118-122.

8. Lashkova L.L., Rezanovich I.V. Razvitiekommunikativnogopotenciala u buduschegopedagoga v vuze: monografiya. Moskva: VLADOS, 2011.

9. Lichnostnyjpotencial: struktura i diagnostika: kollektivnaya monografiya. Moskva: Smysl, 2011.

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

11. Zaharova L.M., Majdankina N.Yu. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie specialista v sfere doshkol'nogo obrazovaniya s uchetom regional'noj specifiki. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2022; № 2: 91-99.

12. Pluzhnikova N.N., Cherednikova A.Yu. Sistemnoe modelirovanie navykov soft skills kak uslovie sotrudnichestva molodezhi raznyh stran. Pedagogicheskij IMIDZh. 2022; T. 16, № 2 (55): 193-202.

13. Zakharova L.M., Maydankina N.Y., Chibisova T.A. Readiness of future teachers for sociocultural education of children in modern conditiohs of society development. Amazonia Investiga. 2021; № 10 (47): 293-300.

Статья поступила в редакцию 09.11.22

УДК 376.1

Gagieva L.A., postgraduate, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: lianik3110@yandex.ru

Malieva Z.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: zkmal@yandex.ru

FORMATION OF LEARNING MOTIVATION IN THE PROCESS OF RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS. The article is dedicated to the study of the essence of pedagogical culture of employees in a penitentiary system and the identification of its role in improving the quality of the educational process in a correctional institution. The problem of upbringing and resocialization of convicts is central in modern penitentiary pedagogy, since the reduction in the number of recidivism of crimes and the full return of convicts to normal working life depend on its solution. The article reveals the structure and content of the pedagogical culture of employees of the penitentiary system, including internal and external components that determine the individual (subjective) style of educational activity and their own pedagogical experience. The internal component of the pedagogical culture of an employee in the penitentiary system is analyzed, including axiological, emotional-sensual, motivational-volitional, personal-creative components. The substantive foundations of the external component of the pedagogical culture of an employee of the penitentiary system, including the legal, practical, technological, and communicative components, are revealed.

Key words: pedagogical culture of employees of penitentiary system, internal and external components of pedagogical culture, components of pedagogical culture of employees of penitentiary system, education of convicts, factors of education of convicts.

Л.А. Гагиееа, соискатель, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, E-mail: lianik3110@yandex.ru

З.К. Малиееа, д-р пед. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

E-mail: zkmal@yandex.ru

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ВОСПИТАНИИ ОСУЖДЕННЫХ

Статья посвящена исследованию сущности педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы и выявлению ее роли в повышении качества воспитательного процесса в исправительном учреждении. Проблема воспитания и ресоциализации осужденных является центральной в современной пенитенциарной педагогике, так как от ее решения зависит сокращение численности рецидивов преступлений, полноценное возвращение осужденных к нормальной трудовой жизни. В статье раскрывается структура и содержание педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы, включающей внутреннюю и внешнюю составляющие, которые определяют индивидуальный (субъективный) стиль воспитательной деятельности и собственный педагогический опыт Анализируется внутренняя составляющая педагогической культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы, которая включает аксиологический, эмоционально-чувственный, мотивационно-волевой, личностно-творческий компоненты. Выявляются содержательные основы внешней составляющей педагогической культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы, включающей нормативно-правовой, практико-тех-нологический, коммуникативный компоненты.

Ключевые слова: воспитание осужденных, факторы воспитания осужденных, педагогическая культура сотрудников уголовно-исполнительной системы, составляющие педагогической культуры, компоненты педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В структуру профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) педагогическая культура включена давно, однако ее роль в организации воспитательного процесса в исправительных учреждениях не была предметом специального исследования. Еще до революции отдельные представители отечественной пенитенциарной системы признавали значимость педагогической работы с заключенными. По их мнению, человек, покинувший тюрьму, возвращается в гражданское общество или окончательно болезненным и неспособным к какому-нибудь труду, или же еще более развращенным и опасным для общества, чем был до своего заключения. Тюрьма опасна для него или

физической бактериальной инфекцией, или высшей школой для знакомства с разнообразной преступностью [1]. В связи с этим возрастает актуальность исследования педагогических факторов повышения качества воспитательной деятельности в исправительных учреждениях.

Цель исследования: обоснование роли педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы в повышении качества воспитательной деятельности в исправительном учреждении.

Задачи исследования: определить сущность и структуру феномена педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы; выявить роль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.