Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности субъектов дошкольной сферы на основе развития потенциала в формате деятельности профессиональной педагогической ассоциации'

Формирование конкурентоспособности субъектов дошкольной сферы на основе развития потенциала в формате деятельности профессиональной педагогической ассоциации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / потенциал педагога / дошкольная образовательная организация / форми рование конкурентоспособности / профессиональная ассоциация педагогов / additional professional education / teacher potential / preschool educational organization / formation of competitiveness / professional association of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ю. Майданкина

Реализация современной законодательной и нормативной базы системы образования предполагает усиление процесса трансформации дополнитель ного профессионального образования педагогов дошкольной сферы, что определяет тенденцию к наращиванию потенциала и профессионального мастер ства специалистов, приобретения ими новых профессиональных функций и умений, в том числе и конкурентоспособности для достижения целей образова ния. Этот процесс предполагает необходимость изучения научно-методических основ и разработки практико-ориентированных подходов в формировании конкурентоспособности на основе развития компонентов потенциала педагога дошкольной сферы. По мнению автора, одним из практико-ориентированных подходов в организации деятельности по формированию у педагога дошкольной организации конкурентоспособности на основе развития потенциала явля ется использование возможностей профессиональной ассоциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETITIVENESS OF PRESCHOOL SUBJECTS ON THE BASIS OF CAPACITY DEVELOPMENT IN TNE FORM OF ACTIVITY OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ASSOCIATION

The implementation of the modern legislative and regulatory framework of the education system presupposes an intensification of the process of transformation of additional professional education for preschool teachers, which determines the trend towards building the potential and professional skills of specialists, acquiring new professional functions and skills, including competitiveness, in order to achieve educational goals. This process determines the need to study the scientific and methodological foundations and develop practice-oriented approaches in the formation of competitiveness on the basis of the development of the components of the potential of the preschool teacher. According to the author, one of the practice-oriented approaches in organizing activities to form a teacher’s preschool organization competitiveness on the basis of potential development is to use the capabilities of a professional association.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности субъектов дошкольной сферы на основе развития потенциала в формате деятельности профессиональной педагогической ассоциации»

Помимо указанной работы были проведены тематические родительские собрания по воспитанию у девочек вежливости, трудолюбия, уважения к старшим, а также консультирование родителей по формированию и совершенствованию качеств женственности.

Контрольная диагностика экспериментальной группы показала следующее:

- по диагностике полоролевой идентификации прирост сформированно-сти представлений об образе матери в экспериментальной группе составил 18%, представлений о роли женщины и собственном будущем - 26%, представлений о собственной половой принадлежности - 10%, что выводит данный показатель на 100%;

- по диагностике игровых умений среднее значение прироста по всем показателям в изучении особенностей сюжетно-ролевой игры девочек старшего дошкольного возраста - 13%, за исключением роли взрослого в руководстве игрой, где данный показатель уменьшился на 10%, а также особенностей конфликтов

Библиографический список

в игре - показатель снизился на 8%; в изучении взятия ребенком на себя роли показало, что количество детей с более высоким и средним уровнем выросло на 19% и 23% соответственно.

Подводя итог нашему исследованию, мы можем уверенно сказать, что психолого-педагогические условия по эффективному формированию основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста, реализованные нами на практическом уровне дают положительную динамику. Игра в дошкольный период является неотъемлемым средством социализации детей дошкольного возраста. Именно поэтому развитие игровой деятельности позволяет нам через игру формировать основы материнства у девочек старшего дошкольного возраста, не нарушая при этом естественного хода физического и психологического развития ребенка, не препятствуя образовательному процессу, а скорее, наоборот - улучшая его качество, главным образом, сохраняя самоценность детства.

1. Филиппова Г.Г Психология материнства: учебное пособие. Москва: Издательство Института психотерапии, 2002.

2. Чекалина A.A. Гендерная психология: учебное пособие. Москва: «Ось-89», 2006.

3. Репина T. A. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

4. Овчарова PB. Психологияродительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Aкадемия», 2005.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Владос, 1999.

6. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. Москва: ТЦ Сфера, 2015.

У. Коломийченко Л.В., Воронова O.A. Семейные ценности в воспитании детей 3 - У лет: методическое пособие. Москва: Сфера, 2013.

8. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. Москва: Издательство ACT, 201У.

9. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учебное пособие. Москва: Центр педагогического образования, 200У. References

1. Filippova G.G. Psihologiya materinstva: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Instituta psihoterapii, 2002.

2. Chekalina A.A. Gendernaya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: «Os'-89», 2006.

3. Repina T.A. Problema polorolevojsocializaciidetej. Voronezh: NPO «MOD'EK», 2004.

4. Ovcharova R.V. Psihologiya roditel'stva: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.

5. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Vlados, 1999.

6. Kolomijchenko L.V. Dorogoyu dobra: Koncepciya i programma social'no-kommunikativnogo razvitiya i social'nogo vospitaniya doshkol'nikov. Moskva: TC Sfera, 2015. У. Kolomijchenko L.V., Voronova O.A. Semejnye cennosti v vospitanii detej 3 - У let: metodicheskoe posobie. Moskva: Sfera, 2013.

8. Petranovskaya L.V. Tajnaya opora: privyazannost' v zhiznirebenka. Moskva: Izdatel'stvo AST, 201У.

9. Tatarinceva N.E. Polorolevoe vospitanie doshkol'nikov na osnove narodnyh tradicij: uchebnoe posobie. Moskva: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 200У.

Статья поступила в редакцию 28.07.20

УДК 373

Maidankina N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogical Technologies of Preschool and Primary Education,

UlPU n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: maidankina @ mail.ru

FORMATION OF COMPETITIVENESS OF PRESCHOOL SUBJECTS ON THE BASIS OF CAPACITY DEVELOPMENT IN TNE FORM OF ACTIVITY OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ASSOCIATION. The implementation of the modern legislative and regulatory framework of the education system presupposes an intensification of the process of transformation of additional professional education for preschool teachers, which determines the trend towards building the potential and professional skills of specialists, acquiring new professional functions and skills, including competitiveness, in order to achieve educational goals. This process determines the need to study the scientific and methodological foundations and develop practice-oriented approaches in the formation of competitiveness on the basis of the development of the components of the potential of the preschool teacher. According to the author, one of the practice-oriented approaches in organizing activities to form a teacher's preschool organization competitiveness on the basis of potential development is to use the capabilities of a professional association.

Key words: additional professional education, teacher potential, preschool educational organization, formation of competitiveness, professional association of teachers.

Н.Ю. Майданкина, канд. пед. наук, доц., проф. кафедры педагогических технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «УлГПУ

имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: maidankina@ mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА В ФОРМАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ

Реализация современной законодательной и нормативной базы системы образования предполагает усиление процесса трансформации дополнительного профессионального образования педагогов дошкольной сферы, что определяет тенденцию к наращиванию потенциала и профессионального мастерства специалистов, приобретения ими новых профессиональных функций и умений, в том числе и конкурентоспособности для достижения целей образования. Этот процесс предполагает необходимость изучения научно-методических основ и разработки практико-ориентированных подходов в формировании конкурентоспособности на основе развития компонентов потенциала педагога дошкольной сферы. По мнению автора, одним из практико-ориентированных подходов в организации деятельности по формированию у педагога дошкольной организации конкурентоспособности на основе развития потенциала является использование возможностей профессиональной ассоциации.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, потенциал педагога, дошкольная образовательная организация, формирование конкурентоспособности, профессиональная ассоциация педагогов.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г N 2765-р) в качестве приоритетного направления деятельности заявлена модернизация непрерывного образования посредством внедрения перспективных образовательных технологий дополнительного профессионального образования, обеспечивающих высокую мобильность и поступательное развитие общества [1].

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г № 792-р), характеризуя ряд негативных тенденций в системе отечественного образования, в том числе отмечает, что состояние кадрового потенциала на всех уровнях затрудняет распространение современных технологий, методов обучения, снижает позитивную динамику качества образования [2], что предполагает изучение теоретических основ данной проблемы и разработку концептуальных подходов и практико-ориентированного инструментария в развитии компонентов потенциала педагога для достижения целей современного этапа образования [3; 4].

В условиях стандартизации образования - профессиональных и образовательных стандартов, в частности её первого уровня системы дошкольного образования, серьезное внимание уделяется вопросам повышения качества образования. В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» у воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО) необходимо сформировать умения разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, т.е. в настоящее время в трудовые функции и необходимые профессиональные действия педагога входит умение разрабатывать и реализовывать качественные образовательные программы для гармоничного разностороннего развития и позитивной социализации детей дошкольного возраста, отвечающие современным запросам общества и родителей воспитанников, обеспечивающие достижение высокого образовательного результата на этапе завершения дошкольного детства.

Совершенно очевидно, что для качественной разработки и реализации образовательных программ потребуется овладение новыми профессиональными действиями и умениями субъектами профессиональной деятельности, которые могут быть достигнуты благодаря существенному усилению в подготовке и обучении педагогических кадров, наращиванию новых высококвалифицированных профессиональных функций и умений, в том числе формирование конкурентоспособности как необходимого профессионального умения для реализации приобретенных конкурентных преимуществ в практике с целью повышения качества образования, что предполагает поиск эффективных подходов в решении данной проблемы.

Анализ Стратегии социально-экономического развития России до 2030 показывает, что проблема формирования и развития конкурентоспособности России в международном пространстве становится стратегическим направлением деятельности нашего государства [5]. Тем самым все очевиднее, на наш взгляд, что в системе дополнительного профессионального образования акцент смещается в область стимулирования формирования конкурентоспособности субъекта профессиональной деятельности в образовательной организации и предполагает исследование теоретических основ и разработки практического инструментария.

Практика показывает, что в условиях применения новых образовательных технологий изменяются и требования к квалификации работников. По мнению В.А. Дегтерева, «в настоящее время квалификация рассматривается не только как способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также обязательно как способность работника быстро перепрофилироваться, время от времени переходить к исполнению видоизмененных и более сложных обязанностей», что естественным образом оказывает влияние как на развитие конкурентной среды в образовании, так и на конкурентоспособность педагога [6].

Важно отметить, что на современном этапе развития общества всё очевиднее фокус проблемы формирования конкурентоспособности на основе развития потенциала педагога соотносится не только с овладением профессиональными умениями и действиями, но и с развитием активной гражданской позиции педагога, осознанием взаимосвязи успешной профессиональной карьеры и активного участия в гражданском обществе, поскольку потенциал личности и высокая конкурентоспособность служат фундаментом личной независимости, самоуважения, благосостояния и, в конечном итоге, являются определяющим фактором в решении вопроса о достойном качестве жизни.

Таким образом, в качестве фундаментальной цели современного отечественного образования задан вектор на разработку перспективных моделей повышения профессионального роста и мастерства педагога. Вопрос о разработке и внедрении перспективных моделей и образовательных технологий в области дополнительного профессионального образования специалистов дошкольной сферы, ориентированных на формирование способности выполнять новые трудовые функции и необходимые действия для организации высокопрофессиональной деятельности в изменяющихся социально-экономических, педагоги-

ческих условиях, в том числе формирование конкурентоспособности на основе развития компонентов потенциала педагога, является малоисследованным и весьма актуальным.

В широком понимании конкуренция (от лат. сопсиггеге «сталкиваться», «соперничать») - соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды. В общем смысле под конкурентоспособностью понимают способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» «конкурентоспособность» трактует как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам [7].

В «Большой современной энциклопедии: педагогика» (под ред. Е.С. Рапа-цевича) конкуренция рассматривается как основная форма организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов и др. Отличительной особенностью конкуренции является сильная персональная вовлеченность в борьбу, активизация субъекта действий, частичной деперсонализацией представлений о противнике [8].

Понятие «конкурентоспособность» постепенно начинает входить в научную литературу и деловую жизнь. В области экономики существует определенный круг работ, посвященных изучению этого вопроса (исследователи М. Портер, Р.А. Фатхутдинов, А.Г Шмелев, И.Ю. Юданов). В педагогике проблема конкурентоспособности личности рассматривалась В.И. Андреевым, О.Н. Филатовым,

B.Н. Харькиным, Д.В. Чернилевским [9].

Подходы к изучению эффективности и конкурентоспособности дошкольной образовательной организации исследовались Л.А. Деулиной и Н.В. Замятниной. Н.Б. Борисова изучала развитие инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации как залог конкурентоспособности на рынке образовательных услуг [10].

На наш взгляд, конкурентоспособность - это способность субъекта профессиональной деятельности соответствовать запросам общества и заинтересованных лиц. Например, в системе дошкольного образования конкурентоспособность предполагает способность соответствовать не только требованиям администрации, но и, что особенно важно и ценно, потребителям образовательной услуги, в данном случае - запросам и ожиданиям родителей воспитанников в вопросах обучения и воспитания детей.

Конкурентоспособность субъекта профессиональной деятельности мы понимаем как способность педагога совершать конкурентные действия, владеть более высоким уровнем профессиональных умений в сравнении с другими участниками образовательных отношений и в совокупности превосходить конкурентов в заданных условиях образовательной деятельности и успешно реализовывать приобретенные преимущества в практике [11; 12].

В условиях трансформации, что обусловлено реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), считаем важным рассматривать конкурентоспособность как профессиональное умение разрабатывать и реализовывать образовательные программы, обеспечивающие высокий образовательный эффект и способствующие достижению благоприятной динамики образовательных достижений обучающихся.

Особо выделим вопрос о формировании конкурентоспособности педагога для развития системы дополнительного образования детей. Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) придает импульс в развитии системы дополнительных образовательных услуг.

Анализ исследований С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина, Е.Г Барковой,

C.В. Кузнецовой, Л.С. Хачатрян показывает, что за достаточно короткий промежуток времени в России оформился рынок дошкольных образовательных услуг как совокупность социально-экономических взаимоотношений между потребителями и производителями за определенную плату [13; 14]. Спрос на дополнительные дошкольные образовательные услуги формируется под влиянием социально-экономических вызовов, характеристик отдельных семей, в том числе состав, социальный статус, занятость членов семьи, ценностные и нравственные ориентиры, место проживания, материальное положение, отношение родителей к воспитанию и образованию дошкольников и т.д.

В Ульяновской области с 2015 г развивается сектор дополнительных образовательных услуг в дошкольной сфере, и выявлена потребность в высококвалифицированных и конкурентоспособных педагогических кадрах для разработки индивидуальных образовательных маршрутов в целях успешного развития дошкольников в системе дополнительного образования детей. Для справки отметим, что на основании данных Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области на начало 2015 г. лишь 17 дошкольных организаций получили лицензию на «дополнительное образование детей и взрослых». Полагаем, что одной из возможных причин сложившейся ситуации являлся недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогических кадров к деятельности в условиях дополнительного образования детей.

На территории Ульяновской области модернизируются старые и строятся новые дошкольные образовательные организации (ДОО), оснащенные современным материально-техническим и игровым оборудованием, электронными образовательными ресурсами. Изменяющиеся материально-технические условия и содержание дошкольного уровня образования требуют от педагога владения новыми функциями и профессиональными умениями для организации образо-

вательного процесса в области дополнительного образования в целях повышения качества образования. Этот фактор способствует формированию активной конкурентной среды в дошкольном образовании и дополнительном образовании детей, что актуализирует вопрос о разработке научно-методического инструментария в рамках решения проблемы формирования конкурентоспособности педагога ДОО и, в целом, качественной подготовки специалистов для повышения качества образования.

Проблемой является поиск механизмов и эффективных подходов к профессиональной деятельности в формировании и повышении конкурентоспособности педагога для реализации на практике приобретенных конкурентных преимуществ, в том числе в области дополнительного образования детей как важнейшей характеристики профессионализма педагогического коллектива ДОО.

Наблюдения и опыт позволяют сделать вывод о возможности в рамках нашего исследования использования потенциала профессиональной педагогической ассоциации. Наши предположения основываются на следующем. На территории Ульяновского региона действует областная программа развития инновационных процессов (РИП), и сложилось устойчивое профессиональное сообщество педагогических работников ДОО, способное к решению актуальных проблем дошкольного образования, в том числе и созданию системы профессионального роста педагога. Так, педагогические коллективы, занимающиеся поисково-исследовательской проблематикой в дошкольной сфере, накопили серьезный педагогический опыт и овладели новыми профессиональными умениями. Например, участник программы РИП ДОО № 244 г. Ульяновска в 2014 г. стал победителем Всероссийского конкурса «Восемь жемчужин дошкольного образования» в номинации «Расти, малыш»; ДОО № 229 г. Ульяновска в 2017 г. стал победителем Открытого публичного конкурса среди дошкольных образовательных организаций субъектов Российской Федерации на лучшую модель (практику), обеспечивающую доступность дошкольного образования для всех детей, включая модели (практики) раннего развития в номинации «Содружество детского сада и семьи - инновационный проект». По результатам конкурса 56 управленческих команд Пермского края и Ульяновской области прошли повышение квалификации на базе федеральной стажировочной площадки - ДОО № 229 г. Педагогический коллектив ДОО № 242 г. Ульяновска в 2020 г. стал победителем профессионального конкурса Министерства просвещения РФ на реализацию проектов, обеспечивающих создание центров помощи родителям с детьми дошкольного возраста, и получил грант.

Это профессиональное сообщество педагогических работников ДОО на базе Института развития образования (ИРО) Ульяновской области оформилось в Ассоциацию педагогических работников дошкольных образовательных организаций Ульяновской области. Цель деятельности ассоциации - содействие развитию высококвалифицированной профессиональной деятельности педагога дошкольной сферы для достижения качества дошкольного уровня образования, отвечающего современным запросам и требованиям общества.

Мы полагаем, что использование потенциала профессиональной педагогической ассоциации работников ДОО является эффективным подходом в решении проблемы формирования конкурентоспособности субъектов профессиональной деятельности в ДОО на основе развития потенциала педагога для реализации конкурентных преимуществ в дошкольной практике.

На основании вышесказанного в качестве основной цели, на решение которой направлено наше исследование, выдвигается задача выявления подходов и разработка практико-ориентированного инструментария (модели) формирования у субъектов профессиональной деятельности дополнительного профессионального образования дошкольной сферы конкурентоспособности для реализации приобретенных конкурентных преимуществ в дошкольной практике на основе стимулирования развития потенциала педагога в формате деятельности профессиональной педагогической ассоциации.

С опорой на творческий потенциал членов Ассоциации решение целей нашего исследования осуществлялось в двух направлениях:

- разработка и реализация комплекса мер по подготовке к обучению и формированию конкурентоспособности субъектов профессиональной деятель-

Библиографический список

ности посредством использования потенциала профессиональной ассоциации;

- разработка и внедрение дополнительных образовательных программ для детей раннего и дошкольного возраста с учетом социальной ситуации развития, в том числе социальной, художественно-эстетической, творческой, интеллектуальной направленности; с применением ИКТ-технологий; технологий совместного обучения детей и взрослых.

Исследование проходило в два этапа. На первом этапе исследования (2017 - 2019 г) в рамках реализации первого направления осуществлялся комплекс мер по подготовке к обучению и организации деятельности в формировании конкурентоспособности у субъектов профессиональной деятельности в ДОО с применением таких форм методической работы, как организация:

- серии обучающих семинаров для управленческих команд ДОО Ульяновской области по овладению педагогами нормативной базой, регламентирующей деятельность системы дошкольного образования и подходов к формированию конкурентоспособности субъектов профессиональной деятельности, в том числе выездные обучающие семинары, обучающие семинары с использованием платформы ZOOM;

- презентаций опыта профессиональной деятельности членов Ассоциации в формировании у субъектов образовательных отношений конкурентоспособности для реализации конкурентных преимуществ в дошкольной практике;

- открытых модельных показов образовательной деятельности членами Ассоциации, обладающими положительными вешними и внутренними оценками профессиональной деятельности;

- образовательного туризма, включающего разработку региональных туристических маршрутов по темам «Скрипинские Кучуры», «Природа Белоле-бяжьего озера», «Путь в древний Ошель», «Сенгилеевское белогорье», «Усадьба баронессы Е.М. Перси-Френч», «Усадьба графа Б.М. Бестужева» и ряд других;

- педагогический ринг с целью выявления уровня сформированности у субъектов образовательных отношений конкурентоспособности для реализации конкурентных преимуществ в дошкольной практике с привлечением экспертов -членов Ассоциации.

На втором этапе исследования (2019 - 2020 г.) в рамках реализации второго направления осуществлялась деятельность по демонстрации сформированных у обучающихся педагогов новых профессиональных умений, в том числе конкурентоспособности для реализации конкурентных преимуществ в дошкольной практике, таких как:

- разработка, апробация и внедрение дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом социальной ситуации развития;

- конструирование развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для реализации дополнительных образовательных программ по дополнительному образованию детей в условиях ДОО;

- презентация и открытая публичная защита дополнительных образовательных программ в педагогической аудитории и для родительской общественности;

- организация региональной конференции по распространению педагогического опыта в формировании конкурентоспособности субъектов профессиональной деятельности в ДОО для реализации конкурентных преимуществ с помощью членов педагогической ассоциации.

В рамках проведенного исследованиями получены положительные результаты в области формирования конкурентоспособности субъектов профессиональной деятельности для реализации конкурентных преимуществ в дошкольной практике.

Таким образом, в результате реализации целей нашего исследования разработана и внедрена модель формирования конкурентоспособности субъектов профессиональной деятельности для реализации конкурентных преимуществ в дошкольной практике с использованием потенциала профессиональной педагогической ассоциации.

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г N 2765-р. Available at: http://open.gov.ru/events

2. Развитие образования. Государственная Программа Российской Федерации» на 2013 - 2020 гг. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г № 792-р Available at: http://open.gov.ru/events

3. Майданкина Н.Ю., Новикова С.Ю. Формирование конкурентоспособности педагогов дошкольной организации в условиях дополнительного образования детей. Управление ДОУ. 2018; № 2: 29 - 33.

4. Привалова ГФ. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2008.

5. Стратегия социально-экономического развития России до 2030. Available at: http:// open.gov.ru/events/5514805/

6. Дегтерев В.А. К вопросу о системе непрерывного профессионального образования. Успехи современного естествознания. 2014; № 9-2: 175 - 180.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: ИТИ Технологии, 2006.

8. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Издательство «Современное слово», 2005.

9. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2013.

10. Борисова Н.Б. Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации - залог ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2016; № 10 (28). Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3743

11. Майданкина Н.Ю. Характеристика показателей потенциала педагога дошкольной организации. Успехи современной науки. 2017; Т. 2, № 3: 71 - 79.

12. Майданкина Н.Ю., Новикова С.Ю., Иванова Л.Г Формирование конкурентоспособности педагога и реализация конкурентных преимуществ в процессе приобщения детей дошкольного возраста к миру финансов: учебно-методическое пособие. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019.

13. Косарецкий С.Г., Гошин М.Е., Беликов А.А. и др. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное. Под редакцией С.Г Косарецкого, И.Д. Фруми-на. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

14. Кузнецова С.В. Методика сегментирования рынка дошкольного образования. Современные наукоемкие технологии. Приложение к журналу. 2010; № 1: 32 - 36.

References

1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Rasporyazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2014 g. N 2765-r. Available at: http://open.gov.ru/events

2. Razvitie obrazovaniya. Gosudarstvennaya Programma Rossijskoj Federacii» na 2013 - 2020 gg. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 maya 2013 g. № 792-r Available at: http://open.gov.ru/events

3. Majdankina N.Yu., Novikova S.Yu. Formirovanie konkurentosposobnosti pedagogov doshkol'noj organizacii v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Upravlenie DOU. 2018; № 2: 29 - 33.

4. Privalova G.F. Konkurs professional'nogo masterstva kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo potenciala pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2008.

5. Strategiya social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2030. Available at: http:// open.gov.ru/events/5514805/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Degterev V.A. K voprosu o sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2014; № 9-2: 175 - 180.

7. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Moskva: ITI Tehnologii, 2006.

8. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Minsk: Izdatel'stvo «Sovremennoe slovo», 2005.

9. Andreev V.I. Konkurentologiya: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2013.

10. Borisova N.B. Innovacionnaya deyatel'nost' v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii - zalog ee konkurentosposobnosti na rynke obrazovatel'nyh uslug. Universum: Psihologiya i obrazovanie: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016; № 10 (28). Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3743

11. Majdankina N.Yu. Harakteristika pokazatelej potenciala pedagoga doshkol'noj organizacii. Uspehi sovremennoj nauki. 2017; T. 2, № 3: 71 - 79.

12. Majdankina N.Yu., Novikova S.Yu., Ivanova L.G. Formirovanie konkurentosposobnosti pedagoga i realizaciya konkurentnyh preimuschestv v processe priobscheniya detej doshkol'nogo vozrasta k miru finansov: uchebno-metodicheskoe posobie. Ul'yanovsk: Izdatel' Kachalin Aleksandr Vasil'evich, 2019.

13. Kosareckij S.G., Goshin M.E., Belikov A.A. i dr. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe. Pod redakciej S.G. Kosareckogo, I.D. Frumina. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019.

14. Kuznecova S.V. Metodika segmentirovaniya rynka doshkol'nogo obrazovaniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. Prilozhenie k zhurnalu. 2010; № 1: 32 - 36.

Статья поступила в редакцию 28.07.20

УДК 378

Gaychenko S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogical Technologies of Continuing Education, INO GAOU IN MSPU

(Moscow, Russia), E-mail: svetlanat62@mail.ru

FEATURES OF DESIGNING AN EDUCATIONAL SPACE FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER. The author analyzes possible options for the formation of professional competencies of teachers engaged in the field of inclusive education of children with autism spectrum in conditions of regulatory settings and federal requirements. In this regard, the main stages of designing the educational space for children with autism spectrum are considered, and the specifics of building correctional work in modern conditions of inclusive education are determined, as well as the features of creating programs and their methodological support that help teachers and parents organize the process of education and upbringing. Some options are considered to overcome the negative attitude of parents to teaching children with developmental disabilities in specialized educational institutions.

Key words: teaching children with autism spectrum disorders, inclusive education, correctional work, design of educational space, pedagogical interaction, psychological and pedagogical cooperation.

С.В. Гайченко, канд. пед. наук, доц., ИНО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: svetlanat62@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Автор анализирует возможные варианты формирования профессиональных компетенций педагогов, занятых в сфере инклюзивного обучения детей с аутистическим спектром, в условиях нормативных установок и федеральных требований. В этой связи рассмотрены основные этапы проектирования образовательного пространства детей с аутистическим спектром, и определена специфика построения коррекционной работы в современных условиях инклюзивного образования, а также рассмотрены особенности создания программ и их методическое сопровождение, помогающее педагогам и родителям организовать процесс обучения и воспитания; рассмотрены варианты, позволяющие преодолеть негативное отношение родителей к обучению детей, имеющих отклонения в развитии в специализированных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: обучение детей с расстройством аутистического спектра, инклюзивное образование, коррекционная работа; проектирование образовательного пространства; педагогическое взаимодействие; психолого-педагогическое сотрудничество.

С целью обеспечения условий для организации и содержания образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья федеральными и региональными органами управления образованием в последнее десятилетие принимаются законы и подзаконные акты.

В Московском государственном педагогическом университете на кафедре педагогических технологий непрерывного образования реализуются программы дополнительного профессионального образования, направленные на совершенствование профессиональных компетенций, связанные с формированием нового взгляда педагога XXI века. Проектирование образовательного пространства с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, создание возможных условий по преодолению трудностей в обучении остаются актуальными вопросами. Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что социум влияет на поведение ребенка в обществе, определяет норму и отклонения в его развитии [1, с. 51].

Инклюзивное образование в настоящее время играет заметную роль в жизнедеятельности социума, связанного с профессиональным образованием, являясь его неотъемлемой составной частью. Данное обстоятельство требует

совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций педагогов для реализации основных задач инклюзивного образования.

Важными этапами в направлении создания инклюзивной образовательной среды являются: отказ от стереотипов на организацию и содержание учебного процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии; формирование в учреждении образования атмосферы приятия детей с ОВЗ; отказ от любой формы соперничества и конкуренции, их заменой на разные формы сотрудничества [2].

Вызывает определенное опасение наметившаяся тенденция роста детей с аутистическим спектром. Аутизм относят к всепроникающим расстройствам, затрагивающим все области психики: эмоциональную, интеллектуальную, сенсорную, когнитивную. У детей с расстройством аутистического спектра может парциально проявляться успешность в отдельных областях: музыке, рисовании, шахматах, математике.

Неравномерность речевого развития проявляется по-разному: в отсутствии речи, в персеверации бессмысленных услышанных фраз, в автоматическом повторении высказываний сложных конструкций, затруднения с прагматической функцией речи, если особых отклонений в развитии речи нет. Дети с более раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.