Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА  ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение детей с расстройством аутистического спектра / инклюзивное образование / коррекционная работа / проектирование образовательного пространства / педагогическое взаимодействие / психолого-педагогическое сотрудничество / teaching children with autism spectrum disorders / inclusive education / correctional work / design of educational space / pedagogical interaction / psychological and pedagogical cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С В. Гайченко

Автор анализирует возможные варианты формирования профессиональных компетенций педагогов, занятых в сфере инклюзивного обучения детей с аутистическим спектром, в условиях нормативных установок и федеральных требований. В этой связи рассмотрены основные этапы проектирования образовательного пространства детей с аутистическим спектром, и определена специфика построения коррекционной работы в современных условиях инклюзивного образования, а также рассмотрены особенности создания программ и их методическое сопровождение, помогающее педагогам и родителям организовать процесс обучения и воспитания; рассмотрены варианты, позволяющие преодолеть негативное отношение родителей к обучению детей, име ющих отклонения в развитии в специализированных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С В. Гайченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DESIGNING AN EDUCATIONAL SPACE FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The author analyzes possible options for the formation of professional competencies of teachers engaged in the field of inclusive education of children with autism spectrum in conditions of regulatory settings and federal requirements. In this regard, the main stages of designing the educational space for children with autism spectrum are considered, and the specifics of building correctional work in modern conditions of inclusive education are determined, as well as the features of creating programs and their methodological support that help teachers and parents organize the process of education and upbringing. Some options are considered to overcome the negative attitude of parents to teaching children with developmental disabilities in specialized educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

12. Майданкина Н.Ю., Новикова С.Ю., Иванова Л.Г Формирование конкурентоспособности педагога и реализация конкурентных преимуществ в процессе приобщения детей дошкольного возраста к миру финансов: учебно-методическое пособие. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019.

13. Косарецкий С.Г., Гошин М.Е., Беликов А.А. и др. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное. Под редакцией С.Г Косарецкого, И.Д. Фруми-на. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.

14. Кузнецова С.В. Методика сегментирования рынка дошкольного образования. Современные наукоемкие технологии. Приложение к журналу. 2010; № 1: 32 - 36.

References

1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Rasporyazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2014 g. N 2765-r. Available at: http://open.gov.ru/events

2. Razvitie obrazovaniya. Gosudarstvennaya Programma Rossijskoj Federacii» na 2013 - 2020 gg. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 maya 2013 g. № 792-r Available at: http://open.gov.ru/events

3. Majdankina N.Yu., Novikova S.Yu. Formirovanie konkurentosposobnosti pedagogov doshkol'noj organizacii v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Upravlenie DOU. 2018; № 2: 29 - 33.

4. Privalova G.F. Konkurs professional'nogo masterstva kak sredstvo razvitiya tvorcheskogo potenciala pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2008.

5. Strategiya social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2030. Available at: http:// open.gov.ru/events/5514805/

6. Degterev V.A. K voprosu o sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2014; № 9-2: 175 - 180.

7. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Moskva: ITI Tehnologii, 2006.

8. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Minsk: Izdatel'stvo «Sovremennoe slovo», 2005.

9. Andreev V.I. Konkurentologiya: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2013.

10. Borisova N.B. Innovacionnaya deyatel'nost' v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii - zalog ee konkurentosposobnosti na rynke obrazovatel'nyh uslug. Universum: Psihologiya i obrazovanie: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2016; № 10 (28). Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3743

11. Majdankina N.Yu. Harakteristika pokazatelej potenciala pedagoga doshkol'noj organizacii. Uspehi sovremennoj nauki. 2017; T. 2, № 3: 71 - 79.

12. Majdankina N.Yu., Novikova S.Yu., Ivanova L.G. Formirovanie konkurentosposobnosti pedagoga i realizaciya konkurentnyh preimuschestv v processe priobscheniya detej doshkol'nogo vozrasta k miru finansov: uchebno-metodicheskoe posobie. Ul'yanovsk: Izdatel' Kachalin Aleksandr Vasil'evich, 2019.

13. Kosareckij S.G., Goshin M.E., Belikov A.A. i dr. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe. Pod redakciej S.G. Kosareckogo, I.D. Frumina. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019.

14. Kuznecova S.V. Metodika segmentirovaniya rynka doshkol'nogo obrazovaniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. Prilozhenie k zhurnalu. 2010; № 1: 32 - 36.

Статья поступила в редакцию 28.07.20

УДК 378

Gaychenko S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogical Technologies of Continuing Education, INO GAOU IN MSPU

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF DESIGNING AN EDUCATIONAL SPACE FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER. The author analyzes possible options for the formation of professional competencies of teachers engaged in the field of inclusive education of children with autism spectrum in conditions of regulatory settings and federal requirements. In this regard, the main stages of designing the educational space for children with autism spectrum are considered, and the specifics of building correctional work in modern conditions of inclusive education are determined, as well as the features of creating programs and their methodological support that help teachers and parents organize the process of education and upbringing. Some options are considered to overcome the negative attitude of parents to teaching children with developmental disabilities in specialized educational institutions.

Key words: teaching children with autism spectrum disorders, inclusive education, correctional work, design of educational space, pedagogical interaction, psychological and pedagogical cooperation.

С.В. Гайченко, канд. пед. наук, доц., ИНО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Автор анализирует возможные варианты формирования профессиональных компетенций педагогов, занятых в сфере инклюзивного обучения детей с аутистическим спектром, в условиях нормативных установок и федеральных требований. В этой связи рассмотрены основные этапы проектирования образовательного пространства детей с аутистическим спектром, и определена специфика построения коррекционной работы в современных условиях инклюзивного образования, а также рассмотрены особенности создания программ и их методическое сопровождение, помогающее педагогам и родителям организовать процесс обучения и воспитания; рассмотрены варианты, позволяющие преодолеть негативное отношение родителей к обучению детей, имеющих отклонения в развитии в специализированных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: обучение детей с расстройством аутистического спектра, инклюзивное образование, коррекционная работа; проектирование образовательного пространства; педагогическое взаимодействие; психолого-педагогическое сотрудничество.

С целью обеспечения условий для организации и содержания образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья федеральными и региональными органами управления образованием в последнее десятилетие принимаются законы и подзаконные акты.

В Московском государственном педагогическом университете на кафедре педагогических технологий непрерывного образования реализуются программы дополнительного профессионального образования, направленные на совершенствование профессиональных компетенций, связанные с формированием нового взгляда педагога XXI века. Проектирование образовательного пространства с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, создание возможных условий по преодолению трудностей в обучении остаются актуальными вопросами. Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что социум влияет на поведение ребенка в обществе, определяет норму и отклонения в его развитии [1, с. 51].

Инклюзивное образование в настоящее время играет заметную роль в жизнедеятельности социума, связанного с профессиональным образованием, являясь его неотъемлемой составной частью. Данное обстоятельство требует

совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций педагогов для реализации основных задач инклюзивного образования.

Важными этапами в направлении создания инклюзивной образовательной среды являются: отказ от стереотипов на организацию и содержание учебного процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии; формирование в учреждении образования атмосферы приятия детей с ОВЗ; отказ от любой формы соперничества и конкуренции, их заменой на разные формы сотрудничества [2].

Вызывает определенное опасение наметившаяся тенденция роста детей с аутистическим спектром. Аутизм относят к всепроникающим расстройствам, затрагивающим все области психики: эмоциональную, интеллектуальную, сенсорную, когнитивную. У детей с расстройством аутистического спектра может парциально проявляться успешность в отдельных областях: музыке, рисовании, шахматах, математике.

Неравномерность речевого развития проявляется по-разному: в отсутствии речи, в персеверации бессмысленных услышанных фраз, в автоматическом повторении высказываний сложных конструкций, затруднения с прагматической функцией речи, если особых отклонений в развитии речи нет. Дети с более раз-

витыми речевыми способностями проявляют склонность к использованию небольшого диапазона тем для обсуждения и трудности понимания абстрактных понятий [3].

Ребёнка с расстройством акустического спектра отличает нежелание присутствовать на массовых мероприятиях, эмоциональная холодность к членам семьи, спокойное проявление к интересам близких людей и их потребностям, отсутствие социальных навыков, несформированность представлений о взаимосвязи в мире людей и предметов окружающей среды, системные страхи перед новым и неизвестным.

Дети с расстройством акустического спектра отличаются неравномерностью развития психических функций, осознанностью своих действий, ограниченностью познавательных интересов. В этой связи у обучающихся с данными отклонениями в развитии необходимо как можно раньше формировать потребность к осознанной совместной деятельности, не забывая об индивидуальном развитии ребенка [4, с. 100].

Не вызывает сомнения тот факт, что педагог должен добиваться от обучающихся не только реализации учебных планов, но и оказывать помощь в этом процессе через создание методического сопровождения с психолого-педагогической составляющей. Основными задачами такой формы обучения можно назвать следующие:

- создать комфортные психологические условия для деятельности обучающегося;

- пояснить другим детям, не имеющим отклонений в развитии, что с ними обучается их товарищ, у которого есть проблемы, но их можно нейтрализовать вниманием и дружеским отношением;

- в случае необходимости обеспечить защиту ребенка с ОВЗ, в том числе и через атмосферу толерантности [5].

Осознание большой значимости процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не освобождает педагогов от повышенного внимания к внеурочному времени работы с ними. Организация отдыха и перераспределения работы и досуга детей на переменах, прогулках, занятиях в кружках и секциях является отдельной проблемой.

Для организации внеурочного поведения и взаимодействия ограниченных по здоровью детей со своими сверстниками требуется не менее детально разработанный методический материал. Все составные части методических разработок должны учитывать индивидуальные особенности детей, помогать не только педагогам, но и их родителям в организации обучения и досуга. Между педагогами и родителями необходимо:

- установить доверительные отношения сотрудничества;

- не игнорировать контакты так называемой «обратной связи» на установки педагога для детей и родителей;

- добиваться максимального понимания в установке единства требований к ребенку в образовательном учреждении и дома;

- находить решение часто возникающих вопросов в обучении и воспитании с учетом особенностей каждого ребенка [6].

Важной проблемой, тормозящей процесс организации инклюзивного образования в образовательной организации, является необоснованное отрицание родителями норм и правил работы учреждений, занимающихся инклюзивным образованием. Достаточно большое количество родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии, полагают, что их детям необходимо обеспечить доступ в образовательные организации, где обучаются здоровые сверстники.

На первый взгляд, это желание имеет форму справедливой защиты прав ребенка. Однако часто родители не понимают содержания основного инклюзивного образования. Психолого-педагогическое сопровождение имеет следующие этапы: подготовительный, адаптационный и полное включение.

На подготовительном этапе происходит оценка имеющихся в ОО возможностей и дефицитов; руководитель ОО обсуждает с педагогическим коллективом необходимость подготовки и внедрения обучения для детей с отклонениями в развитии (в том числе - детей с аутизмом), а также необходимые ресурсы для этого процесса. Вводят также просветительскую, консультативную и семинар-ско-тренинговую работу с родителями особых детей. На адаптационном этапе осуществляется работа по объединению сотрудников в междисциплинарную группу (группу сопровождения) - тренинги командного взаимодействия, методические объединения, мастер-классы и т.д.

На данном этапе происходит знакомство с ребенком и документацией по его сопровождению. Целенаправленная работа с ребенком начинается с осуществления психолого-педагогической диагностики ребенка.

Обобщение собранной информации позволяет установить барьеры обучения и развития ребенка и актуальные задачи, которые входят в образовательный процесс дошкольника с расстройством артистического характера. Участники группы сопровождения ведут необходимую документацию, осуществляют организацию последовательного и согласованного сотрудничества, отслеживают изменения динамике развития ребенка. Результатом работы данной группы сопро-

Библиографический список

вождения на этом этапе является разработка индивидуальной образовательной программы ребенка.

На этапе полного включения специалисты группы сопровождения осуществляют работу по методическому сопровождению обучения, воспитания и развития ребенка; разрабатывают и используют дидактические материалы, адаптируют и модифицируют образовательный процесс, учебный план, цели и задачи для обеспечения индивидуальных потребностей ребенка; апробируют инновационные формы, методы, технологии работы.

Оценка достижений ребенка осуществляется в оптимальных для него условиях и обнаруживает взаимодействие таких компонентов образования, как знания и умения ребенка в данный период образовательного процесса и способность применить их на практике [7]. Ситуацию для детей с аутизмом в учебных заведениях (массовых и специальных) можно описать в таких разновидностях:

- их приобщают только к индивидуальной форме обучения (дома или в стенах заведения);

- ребенок находится в группе (классе), но в изоляции: ему дают отдельные задания, а на определенных уроках выводят в другое помещение;

- ребенок приобщен к учебному процессу, но коррекционно-развивающая работа происходит с ним без постановки актуальных целей и отслеживания динамики развития, без полноценного задействования родителей.

Перечисленные типичные примеры свидетельствуют о том, что дети с аутизмом не получают беспрепятственного и соответствующего образования, отсутствующей является культура привлечения этих детей к образовательному процессу, а также технологии внедрения этого процесса, из-за чего страдают как аутичные дети, их родители, так и специалисты психолого-педагогического профиля.

Предметно-пространственные ресурсы имеют существенное значение для детей с аутизмом, ведь в больших и открытых пространствах им трудно ориентироваться и понимать, что происходит, где именно, с кем и сколько времени им надо что-то делать, а также - что будет потом. Дискомфорт, который они испытывают из-за такой дезориентации, вызывает их проблемное поведение.

Для аутичного ребенка необходимо корректировать окружающую среду через процесс создания достаточно продуманного во всех аспектах пространства - безопасного и способного обеспечить развитие ребенка одновременно. Для этого необходимо наличие комплексной программы, имеющей государственный статус.

Примером такой программы может быть программа Э. Шоплера, связанная со структурированием визуальной поддержки ребенка с ОВЗ [8].

В программе рассмотрены вопросы организации места обучения ребенка, предполагающее создание определенных зон по видам деятельности. Границы каждой зоны отмечены разными предметами. В их числе яркие ленты, мебель, ковровые покрытия, таблички, плакаты, фотографии. С их помощью ребенок получает информацию о границах, в рамках которых он может совершать определенные действия. Такая организация процесса обучения или досуга обеспечивает преодоление отвлечений ребенка, способствует организации точности выполнения поставленной педагогом задачи, приучает обучающихся к дисциплине и порядку.

Специально организованная обучающая среда через оформление расписания, схемы с обозначением алгоритма различных действий помогает и обеспечивает ребенку с аутизмом:

- адаптироваться в классе в короткие сроки, преодолевать сложности с пространственным восприятием окружающей среды;

- рационально (по возможности) организовывать свое время;

- минимизировать тревожность, связанную с необходимостью понимать требования педагога;

- определять важность полученной информации или уметь ее ранжировать;

- переключаться от одного вида деятельности на другой;

- перемещаться в пространстве при смене видов деятельности.

Расписание занятий, представленное в удобной для восприятия ребенком

форме, может быть размещено во всех аудиториях образовательного учреждения. Это дает возможность педагогам помогать аутичному ребенку ориентироваться в пространстве, привыкать к расписанию, распорядку дня.

С приобретением детьми большей самостоятельности, уровень структурирования пространства постепенно снижается [9]. Формат представления всей познавательной и учебной информации для ребенка с аутизмом тоже необходимо осуществлять с опорой на визуальную поддержку. Социальное развитие, усвоение правил поведения также должно происходить с помощью визуализированных правил.

Таким образом, эффективность психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в образовательном пространстве зависит от сплоченной работы группы сопровождения, способной работать в режиме командного взаимодействия и осуществлять полноценную психолого-педагогическую помощь ребенку.

1. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1983 - 1984.

2. Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам. Аутичный ребёнок: Пути помощи. Москва: Теревинф, 1997: 273 - 294.

3. Горячева 1Г., Никитина Ю.В. Расстройство аутистического спектра у детей. Москва: Издательство «Генуис», 2018.

4. Гайченко С.В. Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в рамках ФГОС. Человеческий капитал. 2019; № б (12б).

б. Tаранченко О. Tенденции современного образования: роль педагога в создании эффективной инклюзивной школы. Дефектология. Особый ребенок: обучение и воспитание. 2011, № 1: 19.

6. Кучерук О.С., Бойчук Ю.Д. Инклюзивная компетентность будущих учителей как основной фактор успешности включение детей с ограниченными образовательными возможностями в общеобразовательное пространство. Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. 2012, № 2: 119 - 127.

7. Никольская О.С., Либлинг М.М., Баенская Е.Р Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва: Издательство «Геревинф», 201б.

8. Шоплер Э. и др. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Available at: httpV/^.dou.spb.ru/attachments/article/^^.pdf

9. Tурченко И.А. Инклюзивная компетентность педагога: методы формирования. Минск: ИВЦ Минфина, 201б.

References

1. Vygotskij L.S. Polnoe sobranie sochinenij: v б t. Moskva: Pedagogika, 1983 - 1984.

2. Zalomaeva N.B. Opyt obucheniya autichnyh detej nachal'nym shkol'nym navykam. Autichnyjrebenok: Putipomoschi. Moskva: Terevinf, 1997: 273 - 294.

3. Goryacheva T.G., Nikitina Yu.V. Rasstrojstvo autisticheskogo spektra u detej. Moskva: Izdatel'stvo «Genuis», 2018.

4. Gajchenko S.V. Sovershenstvovanie professional'nyh kompetencij pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v ramkah FGOS. Chelovecheskij kapital. 2019; № б (12б).

б. Taranchenko O. Tendencii sovremennogo obrazovaniya: rol' pedagoga v sozdanii 'effektivnoj inklyuzivnoj shkoly. Defektologiya. Osobyj rebenok: obuchenie i vospitanie. 2011, № 1: 19.

6. Kucheruk O.S., Bojchuk Yu.D. Inklyuzivnaya kompetentnost' buduschih uchitelej kak osnovnoj faktor uspeshnosti vklyuchenie detej s ogranichennymi obrazovatel'nymi vozmozhnostyami v obscheobrazovatel'noe prostranstvo. Osobyj rebenok: obrazovanie, lechenie, korrekciya. 2012, № 2: 119 - 127.

7. Nikol'skaya O.S., Libling M.M., Baenskaya E.R. Autichnyj rebenok. Puti pomoschi. Moskva: Izdatel'stvo «Terevinf», 201б.

8. Shopler 'E. i dr. Podderzhka autichnyh iotstayuschih v razvitii detej. Available at: httpV/TO.dou.spb.ru/attachments/article/^^.pdf

9. Turchenko I.A. Inklyuzivnaya kompetentnost'pedagoga: metody formirovaniya. Minsk: IVC Minfina, 201б.

Статья поступила в редакцию 04.08.20

УДК 378.147

Amchislavskaya E.Yu, teacher, Department of Graphic Design and Media Technologies, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia),

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING DESIGN STUDENTS. The article deals with higher professional education for design students. The methods of innovative technologies recommended for use in the pedagogical practice of training design students are considered. All methods are aimed at future specialists, their activity, interest and motivation. The introduction of innovative technologies is associated with educational, project-oriented competencies. It is advisable to focus on practical activities in the educational process of preparing future designers, but the theoretical basis is also important in the educational process. As an example of an actual and modern innovative technology, the idea of a game method is presented, which reveals the potential for developing students' professional skills in design and development of competent educational components.

Key words: student, teacher, higher professional education, design, teaching methods, competence, innovative technologies.

Е.Ю. Амчиславская, преп., ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгород, E-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассматривается подготовка высшего профессионального образования студентов-дизайнеров. Исследованы методы инновационных технологий, рекомендованные к применению в педагогической практике подготовки студентов-дизайнеров. Все методы направлены на будущих специалистов, их активность, заинтересованность и мотивацию. Внедрение инновационных технологий связано с образовательной, проектно-ориентированной компетенциями. Целесообразно делать упор в образовательном процессе подготовки будущих дизайнеров на практическую деятельность, но теоретическая база также значима в учебном процессе. В качестве примера актуальной и современной инновационной технологии приводится идея игрового метода, в котором раскрыт потенциал развития профессиональных навыков студентов по дизайн-проектированию, разработке компетентных учебных составляющих. Выявлена значимость психологической составляющей в педагогическом процессе.

Ключевые слова: студент-дизайнер, преподаватель, высшее профессиональное образование, дизайн, методы обучения, компетенции, инновационные технологии.

На сегодняшний день инновационные технологии выступают как новшества, направленные на повышение эффективности в обучении студентов. Внедрение инновационных технологий в педагогическую практику обучения студентов необходимо для развития профессиональных компетенций будущего дизайнера.

Реализацией инновационных технологий в предоставлении высшего профессионального образования студентам-дизайнерам занимались такие учёные, как И.Б. Босых [1], М.И. Капунова [2] и другие [1 - 7]. При написании статьи было обращено внимание на научные труды М.В. Богуславского [4], М.Н. Гусловой [5], Н.В. Матяш [7]. При подготовке студентов-дизайнеров преподавателям высшего учебного учреждения при проведении занятий по дисциплинам должен быть разработан индивидуальный подход к студентам, применена практическая, теоретическая базы. Профессиональные компетенции при использовании инновационных методов обучения должны быть выполнены в соответствии с требованиями, выставленными в учебном плане.

Так как с каждым днём появляются новые технологии и современных студентов сложно заинтересовать с помощью стандартных лекций, педагогу необходимо проявлять смекалку и разработать инновационные технологии, подходящие под его предмет.

При использовании инновационных технологий высшее профессиональное образование предполагает совершенствование методики преподавания дисциплин по дизайну, при подходе реализуя творческий потенциал студента. Необходимо совмещать 2 компетенции в развитии профессиональной подготовки студентов: интеллектуальную и практическую деятельность. В связи с этим важной составляющей в педагогической практике является практическое обучение,

предполагающее техническое исполнение дизайн-проектов. Важными задачами преподавания дизайна в процессе обучения бакалавров и магистров необходимо применять знания в области компьютерных технологий.

В процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров неотъемлемой составляющей является научно-исследовательская работа, органически присущая учебной и творческой деятельности.

Применение научно-исследовательской деятельности в процессе высшего профессионального образования обусловлено проблемой овладения культурой научного исследования, а также научно-практическими умениями.

Обучение студентов-дизайнеров осуществляется при помощи важных образовательных компетенций:

1. Практико-ориентированные технологии: контекстное обучение:

- моделирование профессиональной деятельности (проектное обучение),

- практический метод.

2. Проблемно-ориентированные технологии.

3. Развивающие проблемно-ориентированные технологии: самостоятельный поиск и формулировка проблемы в решении творческой задачи (проблемное обучение); метод аналогий (проблемное обучение).

Для достижения планируемых результатов в изучении дисциплин «Проектирование», «Компьютерные технологии в дизайне», «Шрифты», «Дизайн упаковки» используются образовательные технологии, включающие в себя структуру компетентных информационно-развивающих технологических аспектов.

Для студентов дизайнеров в обучении предлагается применить ряд инновационных технологий:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.