Научная статья
УДК 373.2.015.325:371.13/.14 йО!: 10.17853/2686-8970-2021-5-75-88
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Анастасия Александровна Эрмиш
магистрант
Тюменский государственный университет,
Тюмень, Россия
a. ermish28@gmail. com, https://orcid.org/0000-0003-0124-3269
Аннотация. Показана важность профессионального развития педагогов. Обозначена одна из главных задач образовательных организаций - осуществление методического сопровождения, отвечающего объективным требованиям к педагогу и качеству образования, а также профессиональным запросам каждого педагога. Рассмотрено актуальное состояние организации методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации через анализ результатов пилотажного исследования. Указана необходимость внедрения индивидуального подхода к организации методического сопровождения. Описаны перспективы развития данного подхода в контексте индивидуализации через внедрение в методическую деятельность дошкольной образовательной организации модели организации сопровождения с использованием современных форм работы (педагогического портфеля, мастер-классов, коучинга, супервизии, педагогической гостиной).
Ключевые слова: педагог, дошкольная образовательная организация, организация методического сопровождения, профессиональное развитие, индивидуализация, педагогический портфель, мастер-классы, коучинг, супервизия, педагогическая гостиная
Для цитирования: Эрмиш А. А. Организация методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации в контексте индивидуализации // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 75-88. ШрБ:// doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-75-88.
© Эрмиш А. А., 2021 INSIGHT. 2021. № 5 (8)
75
Original article
PROVIDING METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF INDIVIDUALIZATION
Anastasia A. Ermish
Master's student
Tyumen State University, Tyumen, Russia
a. ermish28@gmail. com, https://orcid.org/0000-0003-0124-3269
Abstract. The article highlights the importance of the professional development of teachers. One of the main tasks of educational organizations is defined as providing methodological support that would meet the objective requirements for the teacher and the quality of education, as well as the professional needs of each teacher. The article considers the current state of methodological support for the professional development of teachers of preschool educational organizations through the analysis of the results of a pilot study. The article states the need to introduce an individual approach in providing methodological support. The article describes the development prospects of this approach in the context of individualization through the introduction of a model of providing support with the use of modern forms of work (a pedagogical portfolio, masterclasses, coaching, supervision, a learning lounge) into the methodological activities of a preschool educational organization.
Keywords: teacher, preschool educational organization, organizing methodological support, professional development, individualization, pedagogical portfolio, masterclasses, coaching, supervision, learning lounge
For citation: Ermish A. A. Providing methodological support of professional development for teachers of preschool educational organizations in the context of individu-alization // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 75-88. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-75-88.
Изменения в политической, экономической и социокультурной сферах современного общества повлекли за собой и модернизацию образования. Пересмотр целевых ориентиров и функций образования обусловил качественные изменения в системе дошкольного образования и привел к повышению его качества в соответствии с планируемыми целями и задачами. Одним их важнейших направлений деятельности в рамках усовершенствования образовательного процесса становится развитие кадрового потенциала - педагогического коллектива.
76
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность. Новые образовательные ориентиры требуют от педагогов дошкольного образования постоянного совершенствования профессионализма в процессе педагогической деятельности. Важнейшим фактором самореализации современного педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» является организация методического сопровождения с целью повышения творческого, инновационного потенциала каждого педагога, а также удовлетворения запросов воспитанников родителей на новые качественные услуги. Реальный уровень организации методического сопровождения в дошкольной образовательной организации становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Однако результаты проведенного пилотажного исследования показывают, что в настоящее время в дошкольном образовании потенциал организации методического сопровождения не реализовывается в полной мере: работа в рамках методического сопровождения зачастую носит поверхностный, формальный характер, не учитываются реальные профессиональные проблемы и потребности педагогов, при этом также отсутствует индивидуальный подход. В связи с этим проблемой исследования, описанного в данной статье, являлась недостаточная изученность содержания организации методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОО в контексте индивидуализации.
Исследование проводилось с помощью анализа научно-методической литературы, источников вторичных данных, наблюдения и проведения опроса педагогов на базе дошкольной образовательной организации Тюмени (МАДОУ д/с № 61), а также при помощи сравнения и синтеза. В исследовании на базе ДОО приняли участие 30 педагогов дошкольного образования разных возрастных (от 23 до 52 лет) и квалификационных категорий, находящихся на разных этапах профессионального развития.
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
77
Такие исследовательские вопросы, как «Каково актуальное состояние организации методического сопровождения профессионального развития педагогов?», «Зачем нужна индивидуализация в рамках организации методического сопровождения педагогов?», «Что включает в себя содержание организации методического сопровождения в контексте индивидуализации?» обусловили постановку целей исследования, коими явились анализ актуального состояния и перспектив развития организации методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОО, а также описание отобранных на основе анализа форм организации методического сопровождения в контексте индивидуализации.
Гипотезу исследования составили следующие положения: актуальное состояние организации методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОО характеризуется недостаточной индивидуализацией, которая проявляется в отсутствии учета актуальных профессиональных потребностей педагогов и специфики этапа их профессиональной деятельности; а перспективы организации методического сопровождения связаны с вариативностью и индивидуализацией профессиональной деятельности, что предполагает учет актуальных профессиональных потребностей педагогов и специфики каждого этапа профессиональной деятельности. Последующий анализ позволил ответить на поставленные вопросы и достичь цели исследования.
Для понимания сущности методического сопровождения и особенностей его организации в рамках профессионального развития педагогов обратимся к мнению исследователей данной проблематики. Методическое сопровождение - это «процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов» [1, с. 128]. Другая трактовка описывает методическое сопровождение как «специально организованное систематическое взаимодействие субъектов сопровождения, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта» [2, с. 143].
78
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
Методическое сопровождение профессионального развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО рассматривается как процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности [3]. Таким образом, целями организации методического сопровождения профессионального развития педагогов в рамках современной системы дошкольного образования являются создание условий для непрерывного совершенствования деятельности педагогических работников и приведение ее в соответствие с актуальными достижениями науки и практики через дифференцированный подход в условиях формирования профессиональной команды [4].
Для того чтобы организация методического сопровождения профессионального развития педагогов отвечала современным тенденциям развития образования и двигалась в направлении положительных качественных изменений, необходимо понимать на каком этапе своего развития на сегодняшний день она находится. В связи с этим на основании полученных результатов пилотажного исследования был осуществлен анализ актуального состояния организации методического сопровождения в дошкольном образовании, который характеризовался следующими особенностями [5, с. 44]:
• рост численности дошкольных работников, в том числе молодых специалистов, нуждающихся в постоянном методическом сопровождении с учетом их индивидуальных способностей и потребностей;
• активное развитие системы методического сопровождения профессионального развития педагогов с использованием традиционных форм и средств работы, с помощью которых бывает невозможно осуществить индивидуализацию в процессе сопровождения;
• ориентация методической деятельности на общие образовательные задачи образовательной организации, где предлагаемое содержание методического сопровождения профессионального развития педагога не всегда отвечает реальной образовательной ситуации и соотносится с актуальными запросами педагогов и спецификой этапа их профессиональной деятельности, поскольку между различными методами и формами методического сопровождения часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей педагогов;
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
79
• отсутствие вариативности, системности и целостности в организации методического сопровождения;
• недостаточность ресурсного и научно-методического обеспечения инновационных процессов и нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, которые способствовали бы расширению возможностей для творческого поиска, защищали авторские права новаторов, стимулировали их инновационную деятельность.
Модернизация образования породила качественные и количественные изменения в системе образования, которые непосредственно коснулись и организации методического сопровождения: наблюдается увеличение количества дошкольных образовательных организаций, реализующих методическое сопровождение профессионального развития педагогов и активно внедряющих новые формы методической работы, а это значит, что организация методического сопровождения приобретает все большую значимость и находится на этапе активного развития [6]. Однако на данном этапе развития системы организации методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации существует противоречие между объективными требованиями к профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, обусловливающей выбор определенной профессиональной позиции, и недостаточной разработанностью содержания и технологий содействия профессиональному развитию педагогов. Следовательно, организация методического сопровождения профессионального развития педагогов на сегодняшний день нуждается в разработке гибкой, вариативной системы, отвечающей современным требованиям образования, актуальному уровню развития образовательной организации и имеющей в содержании индивидуальный подход.
Появление новых тенденций развития и трендов в образовании ориентирует на постоянное развитие профессионализма педагогических работников. В Национальном проекте «Образование» 2019-2024 гг. также делается акцент на профессиональном развитии педагогов: «Необходимо организовать непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов через обеспечение формирования актуальных компетенций на основе выявления компенсации профессиональных дефицитов удовлетворения образовательных потребностей» [7]. Становится очевидным, что профессиональное развитие педагогов должно
80
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
быть основано на индивидуализации его содержания. Индивидуализация в рамках организации методического сопровождения профессионального развития педагогов - это организация методического сопровождения с учетом актуальных индивидуальных и профессиональных особенностей, интересов и потребностей педагогов, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого педагога. Педагог, осознающий собственные профессиональные потребности, интересы и умеющий проектировать свой образовательный маршрут, способен организовать эффективную образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, где он сам становится активным в выборе содержания своего образования [8].
Индивидуализация в профессиональном развитии педагога обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровнем его профессионализма [9, с. 25]. При осуществлении индивидуального подхода в рамках организации методического сопровождения профессионального развития учитывается профессиональный опыт педагога, его стаж работы и профессиональные предпочтения.
Индивидуализация при организации методического сопровождения профессионального развития строится на основании следующих принципов, базирующихся на идеях индивидуального подхода А. С. Макаренко [10]:
• ориентация на учет и реализацию индивидуальных особенностей и профессиональных интересов педагога;
• ориентация педагогов на развитие своей индивидуальности, способности быть профессионалом посредством активности, направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения и обобщения профессионального опыта и т. д.;
• ориентация методической деятельности на работу с каждым педагогом в рамках одновременной работы со всем педагогическим коллективом;
• ориентация на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной деятельности.
Психологи А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Необходи-
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
81
мость индивидуального подхода, по их мнению, вызвана тем, что любое воздействие на педагога «преломляется» через его индивидуальные особенности и профессиональные потребности, без учета которых невозможно достичь нужного и качественного результата организации методического сопровождения профессионального развития. Другие исследователи отмечают важность концентрации внимания педагога на целостной личности человека, заботы о развитии его интеллекта, ответственности и духовной составляющей личности с ее эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития [11, 12]. К. Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [Цит. по: 13, с. 208]. То же можно сказать и об организации методического сопровождения по отношению к педагогам.
В настоящее время существует положительный опыт создания индивидуальных образовательных программ, маршрутов и планов развития педагога, однако не всегда и не везде педагогу предоставляется возможность удовлетворять свои образовательные потребности с помощью данных форм работы. Все чаще у руководителей дошкольных образовательных организаций встает вопрос: «Как построить индивидуальную траекторию профессионального развития педагога с учетом удовлетворения его образовательных потребностей, интересов и самореализации на всех уровнях?». Решение данного вопроса возможно при разработке такого содержания организации методического сопровождения педагогов, которое бы полностью отвечало современным требованиям системы образования и актуальным запросам каждого педагогического работника.
Стремительная трансформация дошкольного образования позволяет произвести переоценку значимости организации методического сопровождения для профессионального развития педагогов. Это способствует постоянному поиску и внедрению в практику новых активных форм и технологий деятельности, обогащению содержания методического сопровождения, совершенствованию структуры его организации, и, как следствие, активному развитию системы методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации в целом [14]. Организация методи-
82
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
ческого сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации имеет положительные тенденции для дальнейшего развития в виде перестройки и переориентации системы методического сопровождения, разработки и внедрения новых инновационных форм работы, создания сильной научно-методической базы. Процесс профессионального развития педагогов будет наиболее эффективным, если организация методического сопровождения будет представлять собой целостную четкую систему взаимосвязанных мер, отобранных на основе целей, задач и этапов организации методического сопровождения, ориентированных на реализацию главных функций методического сопровождения, и строиться на принципах открытости, интеграции, индивидуализации и рефлексивности [15]. Для реализации данных принципов необходимо использовать современные, отвечающие основным требованиям методического сопровождения и запросам педагогического коллектива формы организации, обеспечивающие индивидуальный подход. К таким формам можно отнести педагогический портфель, мастер-классы, коучинг, супервизию, педагогическую гостиную.
Педагогический портфель - это комплект документов, регламентирующих деятельность педагога, формирующий рефлексию его собственной профессиональной деятельности, способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога [16, с. 28]. Данная форма предполагает систематизацию достигнутых результатов педагогической деятельности и распространение педагогического опыта в педагогической среде, а также повышение имиджа дошкольной образовательной организации. Педагогический портфель также может включать в себя план самообразования педагога с описанием цели и задач, методов и технологий реализации педагогической деятельности и ее результатов в рамках темы самообразования. Содержание педагогического портфеля отражает актуальные образовательные интересы и достижения в профессиональной деятельности педагога.
Мастер-класс как форма организации методического сопровождения представляет собой мероприятие, проводящееся с целью обучения педагогов. Открытый показ на мастер-классах дает возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получать ответы на интересующие вопросы, помогает проникать в своего рода творческую лабораторию педагога. Главная цель мастер-
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
83
классов - показать технологию процесса, раскрыть механизмы обеспечения качества обучения, воспитания и развития дошкольников, выявить алгоритм педагогически целесообразной и конкретно продуманной реализации поставленной цели образовательной области [16, с. 29]. В рамках ДОО данная форма предполагает добровольный характер участия педагогов, основанный на их индивидуальных образовательных интересах и потребностях по определенной педагогической проблеме.
В управленческой деятельности дошкольной образовательной организации в последнее время становится популярна такая форма организации методического сопровождения, как коучинг. Понятие «коучинг» подразумевает под собой тренировки, наставления, воодушевление. Коучинг - это развивающее консультирование. В деятельности ДОО данная форма используется в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых специалистов, консультаций методиста (или старшего воспитателя), приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации для научно-практического и методического консультирования с целью оптимизации образовательного процесса [16, с. 29]. Основа данной техники - интерактивное общение, дискуссия, где педагог не получает советов и рекомендаций, а отвечает на вопросы, которые ему задает консультант. Как утверждает М. Дауни: «Коучинг опирается в большей степени на способность человека учиться самому и действовать творчески» [Цит. по: 17, с. 50]. Такая форма предполагает работу с конкретным педагогом (например, оказание ему психолого-педагогической поддержки, раскрытие его внутреннего потенциала, выявление профессиональных интересов и помощь в их реализации и др.), что позволяет осуществить индивидуальный и дифференцированный поход в процессе методического сопровождения.
Другой формой организации методического сопровождения профессионального развития является супервизия. В педагогической науке супервизию определяют как метод управления, подготовки специалиста, как «процесс, во время которого супервизор и супервизируе-мый вместе узнают что-то новое - о клиенте, друг о друге и о самих себе, развивают и углубляют собственные профессиональные знания и опыт [18]. В рамках деятельности ДОО данная форма может быть реализована в целях анализа педагогического опыта. Это практиче-
84
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
ский метод повышения квалификации специалистов, позволяющий педагогам научиться понимать и анализировать свои профессиональные действия и поведение. Супервизия также предполагает осуществление индивидуального подхода, поскольку работа супервизора (более опытного специалиста) проводится с конкретным педагогом.
Далее опишем еще одну инновационную форму в работе с педагогическим коллективом - педагогическую гостиную, являющуюся формой организации взаимодействия участников педагогического процесса и обеспечивающую обстановку свободного и непринужденного общения с возможностью творческого обсуждения различных методов и способов решения одних и тех же педагогических проблем в зависимости от подходов и индивидуальных стилей педагогической работы [16, с. 30]. В ДОО такая форма предполагает обмен опытом, рефлексию профессиональной деятельности. Она направлена на обеспечение возможности диалога и поиска самых разных (иногда нестандартных), но весьма эффективных вариантов решения профессиональных задач. Педагогическая гостиная может включать в себя следующие формы организации деятельности педагогов: групповая дискуссия, мини-лекция, консультация, практическое задание, ролевая игра с предписаниями и свободными ролями, разбор конкретных педагогических ситуаций, творческое задание, деловая игра, импровизация, наблюдение. Деятельность в рамках педагогической гостиной помогает каждому педагогу осмыслить свой профессиональный опыт, обогатить его новыми знаниями и умениями.
Отметим, что описанные формы организации методического сопровождения профессионального развития педагогов позволяют им обнаружить свои глубинные проблемы и комплексы, затрудняющие их личностную и профессиональную реализацию, провести работу над собой в плане повышения уровня психолого-педагогической грамотности, социально-личностной реализации, духовно-нравственного развития. Также эти формы направлены на оптимизацию качества образовательного процесса, сопровождение педагога в соответствии с особенностями его личности, профессиональными интересами и потребностями.
Представленные формы методического сопровождения могут лечь в основу построения программы (проекта, индивидуального образовательного маршрута, дорожной карты и др.) по организации
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
85
такого вида сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации. Реализация плана мероприятий с использованием данных форм предоставляет возможность для осуществления полноценной организации методического сопровождения профессионального развития педагогов с решением следующих важных задач: осуществление вариативности и системности, индивидуального подхода, помощь педагогам в решении актуальных проблем профессиональной деятельности, повышение их педагогической компетентности.
В заключение отметим, что в настоящее время крайне важно привести профессиональную деятельность действующих педагогов дошкольного образования в соответствие с образовательными стандартами, сформировать у них готовность к реализации развития современного дошкольника. В связи с этим особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения, профессионального совершенствования и развития педагога, отвечающих потребностям педагогов и специфике этапа их профессиональной деятельности. По нашему мнению, это является условием активной адаптации педагога к новым моделям деятельности, повышения уровня его педагогической компетентности в решении профессиональных задач, а также условием повышения качества результатов образовательного процесса в целом. Таким образом, для профессионального развития педагогов и образовательного процесса в целом крайне важны разработка и последующая реализация модели организации методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОО, предполагающей внедрение инновационных форм работы (педагогический портфель, мастер-класс, коучинг, супервизия, педагогическая гостиная), построенной на принципах индивидуализации, вариативности и системности, включающей в себя методический, организационный и результативный компоненты. Такая модель может помочь в решении ряда проблем в области организации данного вида сопровождения профессионального развития и позволит оптимизировать процесс методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОО, что, как следствие, сделает образовательный процесс в дошкольной образовательной организации более качественным и эффективным.
86
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
Список источников
1. Поваренков Ю. П., Баранова Н. А. Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 124-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/-klassifikatsiyaosnovnyh-podhodov-k-probleme-soprovozhdeniya-lichnosti-v-otechestvennoypedagogi-ke-i-psihologii.
2. Абибуллаева Э. А. Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. 2018. № 12 (198). С. 142-145. URL: https://moluch.ru/archive/ 198/48795/.
3. Каблукова И. Г., Бакайкина А. С. Методическое сопровождение как условие профессионального развития педагогов в дошкольной образовательной организации // Современное психолого-педагогическое образование: сб. ст. 8-х психол.-пед. чтений памяти Л. В. Яб-локовой. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, 2017. С. 92-100.
4. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М.: Сфера, 2005. 156 с.
5. Ошуркова О. А., Третьякова В. С. Методическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации в современных условиях // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 41-52.
6. Stoicescu D. Teachers for the Knowledge Society A better start for developing technological competence in k to 4 education // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 11. P. 12-16. URL: https:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.01.024.
7. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам № 16 от 24.12.2018 г. URL: https://base.garant.ru/72192486/.
8. Vujicic L., Camber Tambolas A. Professional development of preschool teachers and changing the culture of the institution of early education // Early Child Development and Care. 2017. Vol. 187, is. 10. P. 15831595. URL: http://dx.doi.org/10.1080/03004430.2017.1317763.
9. Гребенюк Т. Б., Любишина С. А. Педагогика индивидуальности. М.: Изд. дом Акад. Естествознания, 2014. 79 с.
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
87
10. Кушкова Т. В. Индивидуализация содержания профессионального развития педагога и его методическое сопровождение // Практика управления ДОУ: журн. для рук. ДОУ, ст. воспитателей, методистов. 2016. № 4. URL: https://doy.ekiosk.pro/462257.
11. Sajjadi P., Ewais A., De Troyer O. Individualization in serious games: A systematic review of the literature on the aspects of the players to adapt to // Entertainment Computing. 2021. Vol. 41. P. 18. https://doi.org/ 10.1016/j.entcom.2021.100468.
12. Sakai W. Self-determination and Music Education in Technological Cultures // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 82. P. 330-337. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.270.
13. Смирнова Ю. А., Пахомова Е. И. Индивидуальный подход в образовании в трудах отечественных педагогов // Научный альманах. 2017. № 1-2 (27). С. 207-209. URL: http://ucom.ru/doc/na.2017.01.02.207.pdf.
14. Вербицкая И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. 2018. № 21 (207). С. 467-469. URL: https://moluch.ru/archive/207/50749/.
15. Дуброва В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. 124 с.
16. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации / сост.: И. М. Гри-невич, А. А. Чуприна, М. А. Тоторкулова [и др.]. Ставрополь: Изд-во Ставропол. краевого ин-та развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2018. 86 с.
17. Коротаева Л. А., Миннибаев И. И. Коучинг в построении методического сопровождения при подготовке к введению ФГОС в основной школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы 5-й Меж-дунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 50-52. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5788/.
18. Сущность супервизии. Развитие института супервизорства в зарубежной психотерапевтической и социальной практике // Хел-пикс.Орг: сайт. URL: http://helpiks.org/6-72778.html.
Статья поступила в редакцию 16.10.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.
The article was submitted 16.10.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.
88
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)