Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

К ВОПРОСУ О СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АТТЕСТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова В.А., Зырянова С.М.

В условиях постоянных изменений в системе дошкольного образования существенно меняются способы методического сопровождения педагогов, направленные на его профессиональное развитие. На основе изучения работ предшественников авторы представили свое понимание проблемы внедрения интерактивных технологий в методическую работу при сопровождении педагогов дошкольного образования во время процедуры аттестации. На основе анализа нормативно-правовых документов и опыта практической деятельности представлено обоснование необходимости внедрения интерактивных технологий в методическую работу дошкольной образовательной организации. Цель статьи - показать необходимость и возможность организации методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников дошкольной образовательной организации на основе применения интерактивных технологий. Особое внимание авторы уделяют теоретическому обоснованию различных подходов и позиций к определению понятия «интерактивные технологии». Авторами дано обоснование необходимости применения существующих интерактивных технологий для организации профессионального методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников дошкольной образовательной организации. В научной статье авторами предлагаются практические материалы из опыта профессиональной деятельности по внедрению интерактивных технологий в процесс методического сопровождения педагогов в межаттестационный период. Авторы пришли к выводу, что применение самим педагогом интерактивных технологий направлено на формирование рефлексивной деятельности, что немаловажно при прохождении процедуры аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова В.А., Зырянова С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SUPPORTING THE CERTIFICATION PROCEDURE FOR TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS THROUGH INTERACTIVE TECHNOLOGIES

In the context of constant changes in the preschool education system, the methods of methodological support of teachers aimed at their professional development are changing significantly. Based on the study of the works of predecessors, the authors presented their understanding of the problem of introducing interactive technologies into methodological work when accompanying preschool teachers during the certification procedure. Based on the analysis of regulatory documents and practical experience, a substantiation of the need to introduce interactive technologies into the methodological work of a preschool educational organization is presented. The purpose of the study is to substantiate the need for methodological support of the certification procedure for pedagogical workers of a preschool educational organization based on the introduction of interactive technologies. The authors pay special attention to the theoretical substantiation of various approaches and positions to the definition of “interactive technologies”. The authors substantiated the need to use existing interactive technologies for the organization of professional methodological support of the certification procedure for teachers of a preschool educational organization. In the scientific article, the authors offer practical materials from the experience of professional activity on the implementation of interactive technologies in the process of methodological support of teachers in the intercertification period. The authors came to the conclusion that the use of interactive technologies by the teacher himself is aimed at the formation of reflexive activity, which is important when passing the certification procedure.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.003 УДК 373.211.24 ББК 74.104п2

B.А. ГОРБУНОВА,

C.М. ЗЫРЯНОВА

V.A. GORBUNOVA S.M. ZYRYANOVA

К ВОПРОСУ О СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ON THE ISSUE OF SUPPORTING THE CERTIFICATION PROCEDURE FOR TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS THROUGH INTERACTIVE TECHNOLOGIES

В условиях постоянных изменений в системе дошкольного образования существенно меняются способы методического сопровождения педагогов, направленные на его профессиональное развитие. На основе изучения работ предшественников авторы представили свое понимание проблемы внедрения интерактивных технологий в методическую работу при сопровождении педагогов дошкольного образования во время процедуры аттестации. На основе анализа нормативно-правовых документов и опыта практической деятельности представлено обоснование необходимости внедрения интерактивных технологий в методическую работу дошкольной образовательной организации.

Цель статьи — показать необходимость и возможность организации методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников дошкольной образовательной организации на основе применения интерактивных технологий. Особое внимание авторы уделяют теоретическому обоснованию различных подходов и позиций к определению понятия «интерактивные технологии». Авторами дано обоснование необходимости применения существующих интерактивных технологий для организации профессионального методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников дошкольной образовательной организации. В научной статье авторами предлагаются практические материалы из опыта профессиональной деятельности по внедрению интерактивных технологий в процесс методического сопровождения педагогов в межаттестационный период. Авторы пришли к выводу, что применение самим педагогом интерактивных технологий направлено на формирование рефлексивной деятельности, что немаловажно при прохождении процедуры аттестации.

In the context of constant changes in the preschool education system, the methods of methodological support of teachers aimed at their professional development are changing significantly. Based on the study of the works of predecessors, the authors presented their understanding of the problem of introducing interactive technologies into methodological work when accompanying preschool teachers during the certification procedure. Based on the analysis of regulatory documents and practical experience, a substantiation of the need

to introduce interactive technologies into the methodological work of a preschool educational organization is presented.

The purpose of the study is to substantiate the need for methodological support of the certification procedure for pedagogical workers of a preschool educational organization based on the introduction of interactive technologies. The authors pay special attention to the theoretical substantiation of various approaches and positions to the definition of "interactive technologies". The authors substantiated the need to use existing interactive technologies for the organization of professional methodological support of the certification procedure for teachers of a preschool educational organization. In the scientific article, the authors offer practical materials from the experience of professional activity on the implementation of interactive technologies in the process of methodological support of teachers in the intercertification period. The authors came to the conclusion that the use of interactive technologies by the teacher himself is aimed at the formation of reflexive activity, which is important when passing the certification procedure.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивные технологии, аттестация, педагогические работники, дошкольная образовательная организация, методическое сопровождение.

KEYWORDS: interactive technologies, certification, teaching staff, preschool educational organization, methodological support.

ВВЕДЕНИЕ. Образовательная система нашей страны переживает бурный период перестроения подходов к организации методической деятельности, обусловленный потребностями развития образовательного процесса. При этом вопросы, связанные с применением интерактивных технологий в образовательном процессе, являются одними из наиболее актуальных, так как способствуют активизации личностной позиции участников образовательных отношений.

В настоящее время интерактивные технологии стали активно применяться в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций в рамках методической работы при взаимодействии с педагогами. В современном обществе необходимо освоение интерактивных технологий для решения определенных задач, способствующих реализации потенциала педагогов в рамках образовательного процесса.

В соответствии с таким нормативным документом, как Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г.№ 996-р), одной из приоритетных задач является создание условий, методов и технологий для использования информационных ресурсов, в первую очередь, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях воспитания и социализации детей [8].

Необходимость внедрения интерактивных технологий во взаимодействие участников образовательных отношений находит отражение и в приоритетном национальном проекте «Образование» (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). Так, согласно Федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» (п. 1.24), необходимо «создать условия для подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих актуальными компетенциями в сфере современных технологий» [11].

Можно утверждать, что обновление системы работы с педагогическими кадрами, сосредоточенной на оптимизации развития педагога, может осуществляться на основе повышения квалификации, либо через прохождение аттестационных процедур педагогическими работниками.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом Ф3-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российский Федерации» (ст. 48 п. 7— п. 8), педагогические работники обя-

заны систематически повышать свой профессиональный уровень, а также проходить процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности [3]. Порядок прохождения при этом также нормативно закреплен в указанных выше пунктах. В ст. 49. п. 1. того же закона прослеживаются особенности организации процедуры аттестации и виды самой процедуры [12].

В свою очередь отметим, что, по мнению И.В.Алёхина, аттестация педагогов напрямую влияет на саморазвитие педагогических работников, к тому же выступает инструментом для оценивания [1, с. 9].

Таким образом, мы можем утверждать, что процедура аттестации — сложный и многоаспектный процесс, представляющий собой как инструментарий для оценивания педагогической деятельности, так и способ профессионального развития. В этом контексте сопровождение процедуры аттестации с учётом новых подходов и технологий становится особенно актуальным.

Отметим также тот факт, что актуальность данной работы находит отражение и в другом нормативном документе. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.№ 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» современный педагог дошкольного образования должен обладать таким видом компетенций, как умение владеть информационно-коммуникационными технологиями, а также обладать способностью применять их в воспитательно-образовательном процессе [7].

Таким образом, с достаточной определенностью можно утверждать, что существует потребность в оказании адресной помощи педагогическим работникам как в процессе повышения квалификации, так и в организации методического сопровождения аттестационных процедур. Данная потребность выдвигает следующую задачу — провести оптимизацию методической работы в дошкольных образовательных организациях.

На основе вышесказанного отметим, что для методической службы дошкольной образовательной организации первостепенной становится задача подготовки педагогов к прохождению процедуры аттестации. Только в этом случае процедура аттестации будет восприниматься как способ продвижения на пути к самосовершенствованию и профессиональному мастерству.

Вышеизложенный анализ нормативных источников показал, что их содержание предполагает наличие уже сформированных компетенций у педагогических работников, однако данные требования к уровню профессионализма не содержат практической составляющей о том, каким образом должны быть сформированы указанные выше компетенции.

Это подтверждает и педагогическая практика, в связи с тем, что методическая работа требует преобразования системы, которая напрямую влияет на уровень сопровождения педагогов в процессе подготовки к прохождению процедуры аттестации в межаттестационный период.

В настоящее время проблема методического сопровождения процедуры аттестации педагогов является особенно актуальной в связи тем, что постоянно происходят изменения в условиях прохождения аттестации: меняется содержание самой процедуры, изменяется процесс организации.

Определившись с основным содержанием методической работы, необходимым для сопровождения процедуры аттестации, заместитель заведующего, методист или старший воспитатель продумывает её технологические варианты, формы и методы.

Сущность технологий методической работы в дошкольной образовательной организации заключается в подборе форм и методов развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений педагогов в логике компетентностного подхода, а также

способов развития качеств личности, необходимых педагогу для самообразования и творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Среди традиционных технологий выделяются групповые и фронтальные формы методической работы, применяемые для подготовки педагогов к аттестации: семинары-практикумы, групповые просмотры педагогического процесса, консультации (групповые и индивидуальные), педагогические советы, мастер-классы, а также индивидуальные формы методической работы: беседы, индивидуальные консультации, взаимные посещения, портфолио, самообразование.

Однако педагогическая практика подтверждает, что традиционное содержание и формы методической работы в рамках уже устоявшихся технологий подобного сопровождения аттестационных процедур, в которых отводилось главное место теоретическим докладам, не актуальным по темам консультациям и семинарам, на сегодняшний день утрачивают свое значение из-за невысокой их эффективности и недостаточной обратной связи от обучаемых (педагогов).

Среди инновационных технологий можно выделить метод кейсов, коучинг-сессии, тренинги. Данные технологии позволяют активизировать педагогов на саморазвитие в процессе подготовки к аттестации, включиться в активную деятельность. Однако отметим, что указанные технологии в методической деятельности достаточно успешны в реализации, но при этом требуют наличия сильной методической базы, длительной подготовки для плодотворной работы с педагогами, а также наличия сформированных ранее компетенций в определенной области.

Тем самым, как уже было отмечено выше, применение интерактивных технологий в процессе педагогического взаимодействия всех участников образовательных отношений подтверждается и потребностью педагогической практики в применении интерактивных форм работы с педагогами, при этом данная технология выступает как наиболее оптимальная, малозатратная по времени и всегда дающая возможность получения обратной связи. Отметим, что применение интерактивных технологий позволяет перейти к диалоговому обучению, построенному на взаимодействии педагогов.

Таким образом, актуальность и новизна статьи базируется на требованиях, регламентированных на уровне нормативно-правовой базы и предъявляемыми требованиями в отношении педагогических работников дошкольных образовательных организаций. К тому же актуальность исследования обусловлена и запросом педагогической практики, в которой имеется необходимость внедрения новых методов работы с педагогами.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — показать необходимость и возможность организации методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников дошкольной образовательной организации на основе применения интерактивных технологий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Для выявления сущности интерактивных технологий как одной из активных форм методической работы использовались методы исследования: теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические: изучение документации, регламентирующей сопровождение процедуры аттестации в дошкольной образовательной организации, анкетирование педагогов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Специфика интерактивных методов и технологий освещена в работах М.Вулмана, Л. К. Гейхмана, Дж. Дьюи, А.Ф. Осборна, H.D. Brown, в логике образования ученые рассматривали интерактивные технологии как одну из важнейших составляющих частей современного образовательного процесса, способствующую повышению эффективности и качества образования, мотивации самих педагогических работников к собственному саморазвитию. Так, Л.К. Гейхман, опираясь на постулаты интерактивного подхода, приходит к логическому выводу о том, что по-

добные технологии способствуют решению дидактических задач и облегчению задач когнитивного развития [3].

Интерактивное образование базируется на применении интерактивных педагогических технологий, которые способны при условии включения их в образовательный процесс, организовать сам процесс обучения и воспитания с опорой на субъективный опыт, имеющий собственное личное значение. Значимость внедрения интерактивных методов находит подтверждение в трудах Е.В.Бондаревской, В.П.Зинченко, С.В.Кульневича, Л.Н. Юмсуновой и других.

В настоящее время в науке нет единого мнения и подхода к определению понятия, связанного с интерактивными технологиями. Так, например, в исследовании В.В.Чистова прослеживается идея о том, что сама по себе интерактивность выступает важнейшей составляющей при организации взаимодействия участников образовательных отношений через использование компьютеров [13, с. 6].

Другая позиция раскрывается в работе Н. Смелзера, который трактует интерактивную технологию как постоянный диалог людей, раскрывающий их намерения по отношению к друг другу [10, с. 43].

Анализируя интерактивные методы обучения, Т. И. Матвиенко придерживается позиции, что подобное взаимодействие содействует переходу от транслирующих форм взаимодействия, то есть передаточных форм к диалогичным, основывающихся на взаимопонимании. Тем самым в рамках такого взаимодействия происходит процесс обучения индивида.

Придерживаясь позиции Е.А. Капрановой, мы считаем, что зарождение интерактивных технологий происходит, начиная с 1960 года. Мы связываем это напрямую с изменениями в характере общения и взаимодействия людей. При этом интерактивом выступает взаимодействие пользователя с объектом (программой или базой данных) [5, с. 17]. В дальнейшем в 70-х годах сформировалась теория программированного обучения, отражающая специфику взаимодействия «человек-компьютер».

В рамках данного аспекта важно упомянуть исследования Н. А. Волгина, отмечающего особенность интерактивного обучения, базирующегося на обратной связи, а также промежуточной оценки результатов подобного взаимодействия, тем самым автор подчеркивает его сходство с программированным обучением [2, с. 65].

Нельзя не согласиться с мнением Т.М. Садыкова о том, что «интерактивным» процесс становится после разработки сети «Интернет», появляется виртуальное средство общения. Автор придерживается позиции, что данные технологии дали возможность совершить скачок в применении информационных технологий в образовательной сфере [11, с. 42].

По словам М.А.Петренко, понятие «интерактивность» следует рассматривать с двух позиций: с одной стороны, это педагогический аспект, с другой — технический. В рамках первого аспекта применяется описание определенных методов, опирающихся, в основном, на активные характеристики взаимодействия участников образовательных отношений; с другой стороны (технической) применение программного обеспечения, то есть интерфейса в процессе взаимодействия пользователя с программой [6, с. 78].

В.В. Гузеев в рамках своего исследования определяет, что интерактивные технологии выступают в качестве вида информационного обмена между участниками и информационной средой [4, с. 121].

Вслед за рядом Е.В.Дырдиной, М.А.Петренко, С.В.Титовой мы отмечаем, что интерактивная педагогическая технология — это процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагог-обучающийся, педагог-педагог и т.д.), интерактивная технология с позиции информационно-коммуникационных технологий — это взаимодействие с программными средствами (педагог-программа, обучающийся-программа и другие). Таким образом, мы в рамках исследования придерживаемся именно второго подхода.

К тому же важно отметить, что в контексте нашего исследования, основываясь на различных подходах к понятию интерактивных технологий, мы прежде всего рассматриваем данное понятие в контексте информатизации образования. Интерактивность — это применение компьютерного оборудования, средств Интернета, программного обеспечения, интерактивных средств.

Несмотря на значительное количество исследований, анализ литературы позволяет утверждать, что большая часть психолого-педагогических исследований, посвященных рассмотрению интерактивных методов с позиции практического применения в деятельности, в основном сводятся к интерактивному обучению учащихся или студентов (С.Г.Аза-риашвили, Т.И.Матвиенко, Р.М.Салаватова, С.Г.Харханова и другие). В итоге в рамках исследования мы приходим к выводу о том, что применение интерактивных технологий в системе методической работы в дошкольной образовательной организации в процессе сопровождения педагогических кадров при прохождении процедуры аттестации не выступает предметом специального рассмотрения.

Интерактивное сопровождение педагогических работников дошкольной образовательной организации — это специально организованный процесс методического сопровождения педагогических работников, эффективность которого определяется, в первую очередь, на основе максимальной активности и заинтересованности самих педагогов.

На основе рассмотренных выше данных, мы приходим к выводам о том, что существует объективная проблема, которая проявляется в необходимости разработки образовательных цифровых ресурсов, предоставляющих возможности для профессионального развития педагогов, для повышения уровня методической работы при сопровождении педагогов в процессе прохождения процедуры аттестации.

Подтверждение данному обоснованию мы находим и в результатах диагностических процедур. Нами в рамках исследования проведено изучение уровня сформированности устойчивого интереса к процедуре аттестации на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 «Василек» г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Диагностическая процедура организована посредством проведения авторской методики (анкета «Выявление потребностей и интересов в вопросах аттестации, выявление причин возникающих у педагогов трудностей», автор В.А.Горбунова). Анкета включала в себя 13 вопросов открытого типа («Какие причины побуждают Вас к прохождению процедуры аттестации?», «С какими трудностями, на Ваш взгляд, может столкнуться педагог при прохождении аттестации?») и закрытого типа («Хотели бы Вы принять участие в специальных мероприятиях для аттестующихся?», «В каких формах Вы хотели бы получать помощь?» и другие). Анкетирование носило интерактивный характер и разработано на основе Google-формы. В анкетировании приняло участие 55 педагогических работников.

Результаты анкетирования показали, что 47% респондентов не владеют информацией о том, как организована процедура аттестации, какие этапы предстоят педагогу в процессе прохождения данной процедуры. Результаты также свидетельствуют о том, что 78% педагогических работников хотели бы получать консультативную помощь в вопросах процедуры аттестации в индивидуальном формате. К тому же 71% опрошенных отметили, что хотели бы принять участие в специальных мероприятиях для аттестующихся.

Результаты анкетирования позволили нам прийти к выводу о необходимости преобразования методической работы в дошкольной образовательной организации.

Для того чтобы работа по повышению числа педагогических работников с квалификационной категорией была результативной, необходима система методических мероприятий, включающих в себя разнообразные формы работы.

Систему методического сопровождения мы выстроили на основе данных диагностики по принципу: групповые и индивидуальной формы методической работы по различным направлениям (рис. 1).

Система методического сопровождения процедуры аттестации на основе интерактивных технологий в дошкольной образовательной организации

В рамках реализации первого направления нами на основе данных диагностики определена необходимость организации консультативной работы о процедуре аттестации, ее целях этапах и задачах. В связи с этим определяем, что принципиально новым методом для организации консультативной работы в данном направлении нами предложен и успешно реализуется специально организованный методический сайт «Система методической работы в ДОО по подготовке педагогов к аттестации». В рамках данного контента педагоги могут познакомиться с нормативно-правовыми документами, регламентирующими процедуру аттестации, ознакомиться с вебинарами или иными методическими материалами, а также критериями оценки результатов педагогической деятельности.

Данный сайт дает нам возможность применять различные интерактивные онлайн-приложения в работе с аттестующимися педагогами дошкольной образовательной организации — onlinetestpad.com, learningapps.org, https://myquiz.ru (онлайн-викторина «А ты готов к аттестации?») в определенное время. Анализ результатов методической деятельности в дошкольной образовательной организации показывает, что зачастую педагог не владеет знаниями о том, как организована процедура аттестации, в связи этим нами в рамках исследования предлагается использовать онлайн-викторины, разработанные на платформе https://myquiz.ru/, https://quizizz.com, https://triventy.com с целью отслеживания имеющихся базовых знаний. Ресурс позволяет сотрудникам пройти викторину на знание нормативно-правовой документации, касающейся процедуры аттестации с одновременным доступом. Применение подобных онлайн-викторин позволяет нам отследить, в каких областях у аттестуемого есть пробелы, которые требуют методической помощи для прохождения успешной аттестации.

Формат и тематика консультаций нами устанавливается на основе поступивших запросов от педагогов. Отбор тем для проведения консультаций осуществляется на основе заполнения педагогами блока «Форма обратной связи» на вышеуказанном сайте. На основе поступивших запросов разрабатываются рекомендации по обсуждаемому вопросу, связанному с процедурой аттестации педагогических работников, подбирается необходимая методическая литература, наглядный материал. Следует отметить, что индивидуальное консультирование осуществляется как при личном контакте, так и посредством Интернет-гостиной, организованной на базе Google-формы, получившей название «Онлайн-консультирование». Подобная форма успешно себя оправдала. Это обосновано тем, что педагоги могут посетить платформу в оптимальное для них время, и задать интересующий вопрос об аттестационных мероприятиях, далее получить ответ в онлайн-режиме.

В связи с этим для индивидуальных консультаций нами рекомендуются к использованию уже апробированные для успешного взаимодействия с педагогами платформы для вебинаров: www: getcourse.ru, www: zoom.us, https://virtualroom.ru/, https://clickmeeting. com/ru. Данные платформы позволяют организовать консультацию в формате общения в любое удобное время, к тому же данные сервисы позволяют расширить экран (предоставить доступ к своему рабочему столу), что позволяет демонстрировать на расстоянии наглядный материал по вопросам аттестации педагогических работников.

На основе результатов анкетирования также нами было установлено, что у 37% респондентов компетенции в области работы с информационно-коммуникационными технологиями не сформированы на достаточном уровне, что напрямую влияет на качество подготовки необходимых материалов для успешного прохождения аттестационных процедур.

Таким образом, в рамках реализации второго направления для решения данной проблемы, согласно годовому плану дошкольной образовательной организации, для педагогов нами проводится постоянно действующий семинар-практикум «Интерактивные и дистанционные технологии во взаимодействии с участниками образовательных отношений» (1-2 раза в месяц). Тематика семинара-практикума предполагает серию мастер-классов для педагогов по работе с интерактивными технологиями в рамках образовательного процесса. Мастер-классы предполагают обучение педагогов разработке интерактивных игр на различных платформах (Learningapps, Quizlet). Дальнейшее применение приобретенных знаний предполагает включение подобных игр в практическую деятельность в работе с дошкольниками и родителями (законными представителями) и способствуют повышению ИКТ — компетентности педагогических работников.

К тому же в рамках данного семинара-практикума происходит обучение педагогов по работе с различимыми текстовым и векторными редакторами (Canva.com, Prezi.com). Подобные навыки необходимы педагогическим работникам для успешной диссеминации собственного педагогического опыта, что, бесспорно, необходимо для успешного прохождения процедуры аттестации.

Третье направление предполагает преобразование условий методического сопровождения для успешного прохождения аттестации.

К условиям, необходимым для сопровождения процедуры аттестации, мы отнесли:

— информационно-методические условия. В методическом кабинете и на информационном стенде представляются материалы по вопросам аттестации, разработанные в удобном для восприятия формате (в редакторе Canva готовятся красочные и лаконичные плакаты, буклеты). К тому же в методическом кабинете весь материал аттестовавшихся педагогов хранится в электроном варианте на персональном компьютере в формате электронной выставки «Лучший опыт». Материал дублируется на Гугл-диске с возможностью перехода по ссылке. Воспользоваться данным материалом педагоги могут в любое удобное время. Например, для того, чтобы успешно подготовить отчет о самообследовании при подаче документов на квалификационную категорию;

— организационно-содержательные условия включают в себе ведение и заполнение электронного персонального методического журнала. Подобный журнал носит индивидуальный характер и включает в себя ряд электронных страниц как с консультативным материалом для педагогов, таких как «Как написать научно-методическую статью?», «Рекомендации по заполнению портфолио», так и страниц, обязательных к заполнению «Карта анализа собственной деятельности», «Индивидуальный образовательный маршрут». Заполнение данных страниц позволяет педагогам отслеживать результаты собственной педагогической деятельности и степень участия в тех или иных мероприятиях. Важно отметить, что заполнение методического журнала осу-

ществляется на платформе Google-формы. Данная форма позволяет хранить данные на интернет-пространстве, а значит, они не будут утеряны.

В данный момент идет расширение спектра методических материалов в интерактивной форме для организации методического сопровождения процедуры аттестации.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно отметить, что в методической работе, организованной для сопровождения процедуры аттестующихся педагогов, есть необходимость менять подход.

Сопровождение педагогов в межаттестационный период не представляется возможным без постоянного и систематического контроля результатов педагогической деятельности самими педагогами. С этой целью должна быть организована мониторинговая деятельность результатов педагогического труда на основе заполнения интерактивного портфолио. Одним из вариантов оформления интерактивного портфолио педагогам рекомендовано применение ряда сайтов, таких как https://netfolio.ru/ — сайт для создания портфолио с возможностью выгрузки материалов на рабочий стол; PortfoИopen — сайт узкоспециализированный, в рамках которого педагоги могут создать как профессиональные страницы, так и страницы в рамках бесплатной версии, не менее интересный русскоязычный сайт с удобной навигацией и достаточно простым интерфейсом — Photopr.ru.

Другой вариант сопровождения педагогов во время аттестации и оформления результатов своей педагогической деятельности: помощь в разработке персонального сайта, к примеру, на платформе https://edu-sites.ru/ . В данном случае персональный сайт для педагогических работников выступает в качестве путей самосовершенствования личности. При этом собственный сайт может выступать в качестве электронного портфолио, аккумулирующего результаты педагогической деятельности, необходимые для заполнения отчета о самообследовании при прохождении процедуры аттестации. Разработка, консультирование в вопросах создания персонального сайта нами ведется на постоянной основе формате групповых, индивидуальных консультаций, а также в рамках постоянно-действующего семинара-практикума.

Обобщая представленное выше, отметим, что работа по сопровождению процедуры аттестации на основе применения интерактивных технологий оказывается результативной. На основании анкетирования педагогических работников дошкольной образовательной организации было выявлено, что применение подобных технологий значительно сокращает временные затраты на организацию методической работы, к тому же данные анкетирования свидетельствуют о том, что применение интерактивных технологий более результативно, чем, к примеру, проведение консультации в оффлайн-режиме (в режиме реального времени).

ВЫВОДЫ. Отметим, что применение интерактивных технологий значительно расширяет возможности методической деятельности в вопросах организации сопровождения педагогов к процедуре аттестации. При этом внедрение интерактивных технологий в любой образовательной организации должно быть ориентировано, прежде всего, на формирование субъект-субъектных отношений, которые будут способствовать самосовершенствованию педагогического работника, учитывать индивидуальные особенности, которые можно учесть, именно, на основе интерактивных технологий.

Интерактивные технологии вовлекают педагогов в новое образовательное пространство, способствуют активизации собственной педагогической деятельности. К тому же применение педагогом самим интерактивных технологий направлено на формирование рефлексивной деятельности, что немаловажно при прохождении процедуры аттестации. Применение интерактивных разнообразных технологий открывают педагогам возможности презентовать опыт собственной педагогической деятельности в обобщенном виде.

В заключении хотелось бы отметить, что наилучший эффект в сопровождении педагогов в рамках аттестационных процедур дает, именно, комплекс различных методов в работе с педагогическими кадрами. Наиболее успешной и продуктивной будет та методическая работа, которая сочетает в себе не только традиционные формы, но интерактивные технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период // Педагогическое мастерство: материалы международной заочной конференции. М.: БукиВеди, 2012. С. 307310.

2. Волгина Н.А. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы. М.: Рос.экон. акад., 2004. 88 с.

3. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 39 с.

4. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь, 2006. 192 с.

5. Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого государственного университета. 2012. № 7. С. 11-14.

6. Петренко М.А. Интерактивная технология развития творческой активности личности на самоорганизационной основе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 5. С. 68-73.

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013 г. Режим доступа: http://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 10.02.2021)

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 08.02.2021)

9. Садыков Т. М. История развития интерактивных технологий //Проблемы современного образования. 2016. № 4. С. 158-161.

10. Смелзер, Нейл. Социология: Пер. с англ.— М.: Феникс, 1994. 687 с.

11. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: https://base.garant. ru/71937200/ (дата обращения: 08.02.2021).

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:10.02.2021)

13. Чистов В. В. Использование вероятностных моделей обучения в интерактивных технологиях: специальность: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2004. 20 с.

14. Brown H.D.Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy /H.D.Brown. Phoenix. ELT (Prentice Hall). 2004. 342 р.

REFERENCES

1. Alehina I.V. Metodicheskoe soprovozhdenie stanovlenija professional'noj kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo obrazovanija v mezhattestacionnyj period [Methodological support for the formation of professional competence of a teacher of preschool education in the inter-certification period] //

Pedagogicheskoe masterstvo: materialy mezhdunarodnoj zaochnoj konferencii. M.: BukiVedi, 2012. ss. 307-310.(In Russian).

2. Volgina N.A. Organizacija, formy i metody provedenija uchebnyh zanjatij i samostojatel'noj raboty [Organization, forms and methods of conducting training sessions and independent work]. M.: Ros. jekon. akad., 2004. 88 s. (In Russian).

3. Gejhman L.K. Interaktivnoe obuchenie [Interactive learning: author's abstract]: Avtoref. ... doctor of pedagog. nauk. Moscow, 2004. 20 s. (In Russian).

4. Guzeev V.V. Osnovy obrazovatel'noj tehnologii: didakticheskij instrumentarij [Fundamentals of educational technology: didactic tools]. M.: Sentjabr', 2006. 192 s. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kapranova E.A. Interaktivnoe obuchenie: konceptual'nye podhody [Interactive learning: conceptual approaches] // Vestnik Poloczkogo gosudarstvennogo universiteta.2012. №.7. S. 11-14.(In Russian).

6. Petrenko M.A. Interaktivnaja tehnologija razvitija tvorcheskoj aktivnosti lichnosti na samoorganizacionnoj osnove [Interactive technology for the development of creative activity of the individual on a self-organizing basis] // Izvestiya Yuzhnogo federaPnogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2008. №5. S. 68-73. (In Russian).

7. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')»: utv. Prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii № 544n ot 18.10.2013 g. [Professional standard «Teacher (pedagogical activity in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)»: approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation №. 544n of 18.10.2013]. URL: http://http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (data obrash-heniya: 10.02.2021). (In Russian).

8. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federaciiot 29 maja 2015 g. №996-r «Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federaciina period do 2025 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 29, 2015 «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025»]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrash-heniya: 08.02.2021). (In Russian).

9. Sadykov T.M. Istorija razvitija interaktivnyh tehnologij [History of interactive technologies development]//Problemy'sovremennogo obrazovaniya. 2016. №.4. S. 158-161. (In Russian).

10. Smelzer, Nejl. Sociologija [Sociology]: Per. s engl. M.:Feniks, 1994. 687 s. (In Russian).

11. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2018 g. №204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 2018 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (data obrash-heniya: 08.02.2021). (In Russian).

12. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 g. №273-FZ. [On Education in the Russian Federation»of 29.12.2012 №. 273-FZ.] URL: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrash-heniya:10.02.2021). (In Russian).

13. Chistov V.V. Ispol'zovanie verojatnostnyh modelej obuchenija vinteraktivnyh tehnologijah: special'nost' [The use of probabilistic models of learning in interactive technologies]: Avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. Moskva, 2004. 20 s. (In Russian).

14. Brown H.D. Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy.Phoenix. ELT (Prentice Hall). 2004. 342 p. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.