Научная статья на тему 'СИСТЕМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

СИСТЕМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ГОСУДАРСТВО / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верещагина Марина Сергеевна

В данной статье рассматриваются общие положения о проведении налогового контроля в Российской Федерации, содержащиеся в гл. 14 Налогового кодекса РФ, функции специально уполномоченных налоговых органов при проведении такого контроля, а также изучаются основные виды налоговых проверок. Автор выявляет основные характеристики камеральной и выездной налоговых проверок, рассматривает их основные сходства и отличия, способы реализации таких проверок в лице налоговых органов в отношении фискальнообязанных лиц, отмечает некоторые ограничения по проведению налоговых проверок. Изучается также вопрос о налоговом мониторинге, о его особенностях и характерных чертах. Также автором затрагивается вопрос об усилении налогового контроля за деятельностью физических лиц и организаций, выступающий основной целью государства для стабилизации и усовершенствования налоговой системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верещагина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO IMPROVE ITS EFFECTIVENESS

This article discusses the general provisions on tax control in the Russian Federation contained in Chapter 14 of the Tax Code of the Russian Federation, the functions of specially authorized tax authorities during such control, and also examines the main types of tax audits. The author identifies the main characteristics of desk and on-site tax audits, examines their main similarities and differences, ways of implementing such audits in the face of tax authorities in relation to fiscally liable persons, notes some restrictions on conducting tax audits. The issue of tax monitoring, its features and characteristics is also being studied. The author also touches upon the issue of strengthening tax control over the activities of individuals and organizations, which is the main goal of the state to stabilize and improve the tax system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

Система налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее

эффективности

The system of tax control in the Russian Federation and ways to improve its effectiveness

Верещагина Марина Сергеевна

Студентка, Саратовская государственная юридическая академия

Россия, Саратов e-mail: marina. vereshagina03@mail. ru

Vereshchagina Marina Sergeevna

Student, Saratov State Law Academy Russia, Saratov e-mail: marina. vereshagina03@mail. ru

Научный руководитель Островская Наталия Борисовна

Кандидат юридических наук,

Старший преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора

Нины Ивановны Химичевой Саратовская государственная юридическая академия

Россия, Саратов e-mail:Natali-ssla@yandex. ru

Scientific adviser Ostrovskaya Natalia Borisovna

Candidate of Legal Sciences (PhD Law), Senior Lecturer of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva Saratov State Law Academy Russia, Saratov e-mail: Natali-ssla@yandex. ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются общие положения о проведении налогового контроля в Российской Федерации, содержащиеся в гл. 14 Налогового кодекса РФ, функции специально уполномоченных налоговых органов при проведении такого контроля, а также изучаются основные виды налоговых проверок. Автор выявляет основные характеристики камеральной и выездной налоговых проверок, рассматривает их основные сходства и отличия, способы реализации таких проверок в лице налоговых органов в отношении фискальнообязанных лиц, отмечает некоторые ограничения по проведению налоговых проверок. Изучается также вопрос о налоговом мониторинге, о его особенностях и характерных чертах. Также автором затрагивается вопрос об усилении налогового контроля за деятельностью физических лиц и организаций, выступающий основной целью государства для стабилизации и усовершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Annotation.

This article discusses the general provisions on tax control in the Russian Federation contained in Chapter 14 of the Tax Code of the Russian Federation, the functions of specially authorized tax authorities during such control, and also examines the main types of tax audits. The author identifies the main characteristics of desk and on-site tax audits, examines their main similarities and differences, ways of implementing such audits in the face of tax authorities in relation to fiscally liable persons, notes some restrictions on conducting tax audits. The issue of tax monitoring, its features and characteristics is also being studied. The author also touches upon the issue of strengthening tax control over the activities of individuals and organizations, which is the main goal of the state to stabilize and improve the tax system of the Russian Federation.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая проверка, налогоплательщики, государство, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговый мониторинг.

Key words: tax control, tax audit, taxpayers, state, desk tax audit, on-site tax audit, tax monitoring.

На современном этапе развития экономики налогообложение является одной из важнейших функций государства и одновременно выступает своеобразным методом обеспечения жизнедеятельности его финансовых институтов. Истинны слова Карла Маркса о том, что «налоги — это материальная грудь, кормящая правительство. Налог представляется, как пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией.». Поэтому эффективное функционирование налоговой системы, с одной стороны, является стабилизатором суверенитета социальных, политических и организационных отношений государства, с другой, гарантирует его реализацию в лице государственных органов для стабильного поддержания суверенитета на международной арене.

Финансовое обеспечение деятельности государства реализуется посредством пополнения его бюджета для возможности поддержания деятельности его структурных подразделений и обеспечения общегосударственных задач в системе налогообложения. Для эффективного проведения налоговой политики государства законодателю необходимо постоянно повышать требования к проведения налогового контроля, так как на современном этапе экономического развития Российской федерации требуется проведение такой налоговой политики, которая будет учитывать как необходимость стимулирования деятельности государства в налоговой сфере, так и возможность налогоплательщиков выплачивать в налогов и сборов определенное количество денежных средств, необходимых для пополнения государственной казны и финансирования государственных органов для выполнения общегосударственных задач. От этого зависит эффективность деятельности всей налоговой системы.

Общие вопросы налогообложения и, в частности, вопросы по проведения налогового контроля заключены в Налоговом кодексе РФ (далее- НК РФ). Глава 14 Кодекса включает в себя общие положения о налоговом контроле, учете организаций и физических лиц при его реализации, характеризует виды налоговых проверок и др. Так, обращаясь к статье 82 НК РФ, следует сказать, что под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных государственных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

Налоговый контроль осуществляют специальные уполномоченные органы, действующие в пределах своей компетенции: налоговые органы, таможенные органы, следственные органы, органы внутренних дел, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ. Реализуют же они свою деятельность с помощью проведения различных налоговых проверок; получения необходимых объяснений от плательщиков налогов, сборов и налоговых агентов, плательщиков страховых взносов; проверки данных учета и отчетности; а также осмотра помещений и территорий, которые соответствующий субъект использует для извлечения дохода или прибыли для личных нужд. Налоговый контроль осуществляется в отношении таких категорий субъектов: налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов. Отсюда следует, что целями проведения данного контроля является обнаружение фактических налоговых правонарушений, налоговых преступлений, а также их пресечение компетентными государственными органами; реализация принципа неотвратимости налоговой ответственности; предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений в будущем.

Одним из способов осуществления налогового контроля являются налоговые проверки вместе с другими законодательными процедурами, предусмотренными НК РФ. К иным же способам законодатель относит: проверку данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых субъектом налоговых правоотношений для извлечения прибыли и другое. Налоговые проверки компетентные органы осуществляют в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, а также налоговых агентов -организаций и предприятий. Так, целью проведения государством налоговых проверок является реализация

контрольно-надзорной функции за своевременным и полным исполнением налогопательщиками и другими задействованными субъектами своих законодательных обязанностей по полной и своевременной уплате налогов и сборов в государственную казну, а также предоставление необходимой для компетентных органов информации и отчетов по исполнению своих налоговых обязанностей.

Существует два основных вида налоговых проверок - камеральная и выездная, которые обладают перечнем отличительных признаков в своей реализации и исполнении. Стоит рассмотреть их более подробно.

Выездная налоговая проверка является весьма более развитой формой налогового контроля, которая проводится посредством выезда компетентных налоговых органов в точку нахождения субъекта налоговой проверки, а в случае ее проведения в отношении иностранных организаций, которые признаны налоговыми резидентами Российской Федерации- по месту нахождения филиала или подразделения такой иностранной организации. В период проведения налоговой проверки налоговые органы могут в пределах своих полномочий исследовать необходимые документы, связанные с налогообложением, проверять деятельность филиалов и представительств иностранной организации, запрашивать необходимую информацию у налогоплательщика и совершать иные действия, заключенные в ст. 89 НК РФ. Предметом выездной налоговой проверки является правильность и своевременность исчисления уплаты налогов фискальнообязанным лицом в государственную казну. В экономической и специальной литературе такой вид налоговой проверки принято называть фактической. Необходимым будет также выделить, что в налоговом законодательстве установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок. К примеру, налоговая инспекция не может провести в отношении организации повторную выездную проверку, налоговые органы не вправе осуществлять в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и др.

Камеральная налоговая проверка проводится же по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и других документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующего налога, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ, Такие налоговые проверки ученые-экономисты и правоведы называют документальными. Камеральная налоговая проверка проводится специальными уполномоченными налоговыми органами в лице государства соразмерно пределам своих компетенций без специального разрешения на такую деятельность руководителя структурного подразделения в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком соответствующей налоговой декларации, либо в течение шести месяцев с момента предоставления такого документа иностранной организацией. Нельзя не отметить, что Министерство Финансов Российской Федерации был разработан проект Федерального закона от 3 сентября 2020 года «О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в частности, в области совершенствования налогового администрирования, согласно которому у налоговых инспекторов появится иное основание, чтобы потребовать предоставления необходимых документов для отчета, а также причины приостановить и возобновить камеральную налоговую проверку. На ФНС России возлагались соответствующие полномочия по требованию необходимых документов, а также пояснения осуществления налоговых операций субъектом, не подлежащим налогообложению или освобождены от такого налогообложения.

В случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость получения дополнительно информации о деятельности иных лиц, тогда они имеют право на проведение встречной налоговой проверки. В таком случае налоговые органы могут получать от третьих лиц информацию, непосредственно связанную с деятельностью соответствующего проверяемого.

Еще одной формой проведения налоговой проверки является налоговый мониторинг, осуществляемый в форме коммуникативного взаимодействия налоговых органов и субъектов налогообложения посредством электронной среды. Применяется налоговый мониторинг совместно с камеральными и выездными проверками. Предметом налогового мониторинга выступает правильность исчисления денежных поступлений в государственный бюджет, своевременность уплаты налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов, организаций и предприятий строго установленных государственных платежей.

Отличительной чертой налогового мониторинга является то, что во время его проведения организация обеспечивает неограниченный доступ налоговой инспекции ко всем своим документам, с помощью которых компетентные органы должны будут правильно вычислить своевременность уплаты налогов и сборов, Также организация выстраивает очередность отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в соответствующих регистрах налогового и бухгалтерского учета. Так, налоговым органам предоставляется возможность собирать необходимые данные бухгалтерского и налогового учета организации, в отношении которой осуществлена проверка, а также отслеживать правильное и своевременное исчисление уплаты налогов и сборов такой организации.

Также стоит отметить, что с весны 2022 года значительно увеличилось количество запросов к российским агентствам инфлюенс-маркетинга от Федеральной налоговой службы РФ на предоставление документов о сотрудничестве с крупными блогерами. Налоговая запрашивает документы в рамках выездных налоговых проверок. Главная цель таких проверок — обелить рынки инфлюенс-маркетинга и инфобизнеса, доходы участников которого могут измеряться миллиардами российских рублей. СМИ сообщают, что запросы от ФНС, касающиеся уклонения от уплаты налогов, в 2022 году получали два крупных агентства — WildJam, которое сотрудничает с Дмитрием Масленниковым, Клавой Кокой, Ильей Соболевым, и Didenok Team, работающее с Владом А4, Катей Адушкиной, Аминой Мирзоевой и другими блогерами.

Таким образом, на современном этапе функционирования и развития налоговой системы и налогообложения Российской Федерации государство ставит своей основной целью усиление налогового контроля за деятельностью физических лиц и организаций. Налоговой контроль — это многоступенная категория, являющаяся важной и необходимой составляющей качественного функционирования общественных отношений в системе налогообложения. Для усиления налогового контроля государству необходимо будет провести ряд мероприятий, включающих: совершенствование налогового законодательства, улучшение качества проведения камеральных и выездных налоговых проверок, постоянное совершенствование форм и методов проведения налогового контроля, организация эффективного механизма взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами и налогоплательщиками, совершенствование планов проведения проверок, составление электронной базы данных о налоговых правонарушениях и картотеки на каждого налогоплательщика, принятие мер по сокращению недоимок по налоговым платежам в государственный бюджет и т. д.

Высокая ценность налогового контроля состоит в том, что он участвует непосредственно не только в образовании и пополнении бюджета государства, но и занимает важное место в жизнедеятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов, а также других фискальнообязанных лиц. Модернизация структурных единиц экономики, качественное повышение уровня налогового администрирования, а также повышения уровня сбора налогов и других обязательных платежей выступают основными приоритетами налоговой политики и законодательства в Российской Федерации. Налоговая система РФ должна существовать в стабильности и сохранять свою конкурентоспособность, так как на международной арене постоянно происходит борьба с ведущими на мировом рынке государствами за

привлечение инвестиций в свою казну, а процедуры налогового администрирования, в свою очередь, должны быть максимально комфортно составлены для плательщиков налогов и других обязательных государственных платежей.

Так, в современных условиях функционирования налоговой системы государству ставиться необходимым создать максимально комфортные условия для налогоплательщиков. С помощью таких условий вероятно увеличится число добросовестных исполнений обязанности по уплате налогов и сборов такими лицами, а также уменьшится количество случаев уклонения от уплаты государственных платежей. Имеет место здесь также применение более эффективных мер предупреждения и пресечения налоговых правонарушений. Выполнения данных задач является необходимым, так как на современном этапе развитие общество обязано заботиться не только о стабильности налоговой системы и государственного бюджета, но и о безопасности государственного суверенитета в целом.

Список используемой литературы:

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение: в 50 т. М., 1955-1981. Т. 7. С. 83

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.

3. Проект Федерального закона от 03.09.2020 «О внесении изменений в статьи 80 и 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования)» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс

4. Федеральная налоговая служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru/rn38/ (дата обращения: 05.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.