Научная статья на тему 'СИСТЕМА РИСКОВ В НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ'

СИСТЕМА РИСКОВ В НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОЯСНЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / СДЕЛКА / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Галина Петровна, Змановская Ольга Викторовна, Касаткина Галина Максимовна

Контрольная работа налоговых органов Российской Федерации постоянно совершенствуется. Данное совершенствование приводит к реорганизации налоговых органов. На современном этапе реорганизации налоговых органов на территории субъекта Российской Федерации создаются налоговые органы, занимающиеся определенными вопросами контрольной работы, например, проведением выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской, взысканием налоговой задолженности. Все это позволяет налоговым органам повысить эффективность своей работы по контролю за соблюдением законодательства по налогам и сборам, вместе с тем увеличивает обязанности налогоплательщиков. В статье исследованы вопросы, связанные с изменениями в организации налогового контроля, включая создание системы налоговых рисков. Также рассматриваются вопросы влияния результатов постоянного контроля со стороны налоговых органов на деятельность налогоплательщика. Результаты такого контроля могут иметь отрицательные последствия, особенно если налоговый орган постоянно направляет требования контрагентам, тем самым нанося вред деловой репутации налогоплательщика. Реорганизация налоговых органов приводит к тому, что налоговая отчетность предоставляется в один налоговый орган, требования на уплату недоимки поступает из другого налогового органа, выездные налоговые проверки проводит третий налоговый орган, а на дачу пояснений налогоплательщика приглашает четвертый налоговый орган, находящийся в ином городе и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комарова Галина Петровна, Змановская Ольга Викторовна, Касаткина Галина Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF RISKS IN TAX CONTROL

Supervision of the tax authorities of the Russian Federation is constantly being improved. Currently designated tax authorities have been created to conduct on-site tax audits on the territory of the subject of the Russian Federation and to collect tax debts. All this allows the IRS to monitor efficiently compliance with the legislation on taxes and fees and at the same time increase the responsibilities of taxpayers. The study examined the changes in the organization of tax control, including the creation of a system of tax risks and the impact of constant oversight by IRS on the taxpayer’s activities. The results of such oversight can have negative consequences, especially if the tax authority constantly sends claims to counterparties, thereby harming the taxpayer’s business reputation. The reorganization of tax authorities leads to the fact that tax reporting is submitted to one tax authority, claims for payment of arrears are received from another tax authority, field tax inspections are conducted by a third tax authority, and a fourth tax authority located in another city invites the taxpayer to give explanations, etc.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РИСКОВ В НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ»

Научная статья УДК 336.225.673 EDN ESORPF

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).9

Г.П. Комарова, О.В. Змановская^, Г.М. Касаткина

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: О.В. Змановская, zmanov@mail.ru

СИСТЕМА РИСКОВ В НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ

АННОТАЦИЯ. Контрольная работа налоговых органов Российской Федерации постоянно совершенствуется. Данное совершенствование приводит к реорганизации налоговых органов. На современном этапе реорганизации налоговых органов на территории субъекта Российской Федерации создаются налоговые органы, занимающиеся определенными вопросами контрольной работы, например, проведением выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской, взысканием налоговой задолженности. Все это позволяет налоговым органам повысить эффективность своей работы по контролю за соблюдением законодательства по налогам и сборам, вместе с тем увеличивает обязанности налогоплательщиков. В статье исследованы вопросы, связанные с изменениями в организации налогового контроля, включая создание системы налоговых рисков. Также рассматриваются вопросы влияния результатов постоянного контроля со стороны налоговых органов на деятельность налогоплательщика. Результаты такого контроля могут иметь отрицательные последствия, особенно если налоговый орган постоянно направляет требования контрагентам, тем самым нанося вред деловой репутации налогоплательщика. Реорганизация налоговых органов приводит к тому, что налоговая отчетность предоставляется в один налоговый орган, требования на уплату недоимки поступает из другого налогового органа, выездные налоговые проверки проводит третий налоговый орган, а на дачу пояснений налогоплательщика приглашает четвертый налоговый орган, находящийся в ином городе и т.д. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Налоговый контроль, пояснения, требование, налоговые риски, сделка, налоговые проверки, предпроверочный анализ.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 6 июля 2022 г.; дата принятия к печати 29 июля 2022 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2022 г.

Original article

G.P. Komarova, O.V. Zmanovskaya^, G.M. Kasatkin

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: O.V. Zmanovskaya, zmanov@mail.ru

THE SYSTEM OF RISKS IN TAX CONTROL

ABSTRACT. Supervision of the tax authorities of the Russian Federation is constantly being improved. Currently designated tax authorities have been created to conduct on-site tax audits on the territory of the subject of the Russian Federation and to collect tax debts. All this allows the IRS to monitor efficiently compliance with the legislation on taxes and fees and at the same time increase the responsibilities of taxpayers.

The study examined the changes in the organization of tax control, including the creation of a system of tax risks and the impact of constant oversight by IRS on the taxpayer's activities. The results of such oversight can have negative consequences, especially if the tax authority constantly sends claims to counterparties, thereby

© Комарова Г.П., Змановская О.В., Касаткина Г.М., 2022

harming the taxpayer's business reputation. The reorganization of tax authorities leads to the fact that tax reporting is submitted to one tax authority, claims for payment of arrears are received from another tax authority, field tax inspections are conducted by a third tax authority, and a fourth tax authority located in another city invites the taxpayer to give explanations, etc.

KEYWORDS. Tax control, explanations, requirement, tax risks, transaction, tax audits, pre-verification analysis.

ARTICLE INFO. Received July 6, 2022; accepted July 29, 2022; available online August 31, 2022.

В план деятельности ФНС России ежегодно включаются мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, совершенствованию инструментов, используемых в целях повышения качества налогового контроля и выполнению надзорных функций, внедрения разнообразных электронных сервисов. Для осуществления налогового контроля за соблюдением законодательства по налогам и сборам налоговыми органами все это не только позволяет значительно экономит время, но и за короткое время обрабатывать большой массив информации, выявлять несоответствия и ошибки, что приведено в табл. 1.

Таблица 1

Количество камеральных проверок, проведенных в России в 2019—2021 гг.

Наименование показателя 2019 2020 2021 Абсолютное Отклонение, 2021/2019

Камеральные проверки, ед. 67 889 986 62 802 102 61 490 686 -6 399 300

Из них выявившиеся нарушения, ед. 3 530 186 2 447 597 2 383 741 -1 146 445

Уд. Вес камеральных проверок, в которых выявлены нарушения, % 5,20 3,9 3,88 х

Данные табл.1 свидетельствуют о том, что обрабатывается множество налоговых деклараций и расчетов по налогам, сборам и страховым взносам, более шестидесяти миллионов, несмотря на их уменьшение. Количество деклараций и отчетов сократилось в 2021 г. по сравнению с 2019 и 2020 гг., что связано с отменой деклараций по некоторым налогам за налоговые и отчетные периоды, снизилась и доля деклараций, по которым выявлены нарушения. Аналогичное снижение количества деклараций и выявленных нарушений по результатам камеральных налоговых проверок наблюдается и в Иркутской области, табл. 2

Таблица 2

Количество камеральных проверок, проведенных налоговыми органами Иркутской области в 2019-2021 гг.

Наименование показателя 2019 2020 2021 Абсолютное отклонение, 2021/2019

Камеральные проверки, ед. 971 059 957 964 877 100 -93 959

Из них выявившиеся нарушения, ед. 50 066 48 853 32 806 -17 260

Уд. Вес камеральных проверок, в которых выявлены нарушения, % 5,16 5,1 3,74 х

Отмена деклараций по транспортному, земельному, а в дальнейшем и по налогу на имущество организаций, по специальным налоговым режимам не уменьшило объем контрольной работы налоговых органов, изменилась ее направленность. По данным налогам камеральную проверку на соответствие сумм начисленных налогов, указанных в сообщениях налоговых органов о начисленных суммах налогов и авансовых платежах, проводят налогоплательщики, а налоговые органы рассматривают пояснения налогоплательщиков при наличии расхождений.

В Распоряжении Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 558-р «Об утверждении Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года» названы меры снижения основных рисков в доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе «Внедрение цифровых технологий прослежи-ваемости при администрировании доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, расширение возможностей администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с внедрением цифровых технологий прослеживаемости (автоматизированная система управления рисками при налоговом контроле за возмещением налога на добавленную стоимость, внедрение контрольно-кассовой техники, маркировка и другие) и сопутствующее сокращение отчетности и административной нагрузки на налогоплательщиков наряду с совершенствованием налоговых режимов для отдельных категорий налогоплательщиков с высоким риском «теневизации» (самозанятые, малый бизнес) будут способствовать минимизации таких рисков» 1.

Для выполнения данных мероприятий вносятся изменения и дополнения в законодательство по налогам, сборам, страховым взносам, приказы Минфина России, ФНС России, расширяющие полномочия налоговых органов, усиливающие ответственность за налоговые правонарушения и увеличивающие затраты налогоплательщиков на исполнение вносимых изменений. Прослеживаемость упрощает налоговый контроль, но увеличивает обязанности налогоплательщиков. Е.Г. Батанов отмечал, что взаимоотношения между налоговыми органами, налогоплательщиками и иными субъектами налоговых правоотношений нередко основываются на началах неравенства участников, их субординационном характере [1]. Сокращение отчетности для налогоплательщиков-организаций в данных мерах названо как «благо», в реальности такое сокращение приводит к дополнительным расходам.

Налоговые органы наделены правами, а налогоплательщики обязанностями, за неисполнение которых предусмотрена ответственность. Так при проведении камеральных налоговых проверок в соответствии со ст. 88 НК РФ налоговый орган имеет право истребовать у налогоплательщиков пояснения и документы в следующих случаях, табл. 3.

Данный перечень можно продолжать, тем более что он постоянно пополняется. Так с 1 июля 2021 г. у налоговых органов появилось право требовать документы по товарам, подлежащим прослеживаемости, и не только у плательщиков налога на добавленную стоимость, но и у иных организаций и индивидуальных предпринимателей. С 1 июля 2021 г. в соответствии с п. 4.2 ст. 80 НК РФ декларация, направленная в налоговый орган, может быть признана непредставленной. В этом случае налогоплательщику направляется уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной.

Право налоговых органов истребовать документы бухгалтерского и налогового учета закреплено пп. 1 п. 1 ст. 31 «налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в элек-

1 Об утверждении Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года : Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N° 558-р // СПС «Консультант Плюс».

Таблица 3

Права налоговых органов при камеральной налоговой проверке*

Пункт ст. 88 Содержание несоответствий, правонарушений Права налоговых органов

п. 3, абз. 1 - выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете); - сообщать налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, включая составление уточненной декларации

п. 3, абз. 1 - выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

п. 3, абз. 1 - выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля

п. 3, абз. 2 - проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) - требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета), как правило, требовать документы, подтверждающие реальность хозяйственной операции, составление уточненной декларации

п. 3, абз. 3 - проверка налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка - требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. В случае пояснений, не принимаемых налоговым органом, требовать предоставление документов, и (или) составление уточненной декларации

п. 6 - проверка налоговой декларации (расчета), в которой заявлена налоговая льгота - требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения и (или) документы об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, даже если эти документы уже предоставлялись

п. 8 - проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, акцизам, в которой заявлено право на возмещение налога - истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172, 200 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

* Составлена авторами по данным: Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : Федер. закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : (ред. от 28 мая 2022) // СПС «КонсультантПлюс».

тронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов»2, а также п. 12 ст. 89 и п. 1 ст. 93 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ «должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающи-

2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, ст. 31 : Федер. закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : (ред. от 28 мая 2022) // СПС «КонсультантПлюс».

мися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг»3. Все это позволяет налоговым органам осуществлять текущий и последующий контроль за соблюдением налогового законодательства и обеспечением своевременного и полного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему России. Вместе с тем, налогоплательщики и контрагенты обязаны постоянно готовить пакет документов, который может быть истребован должностными лицами налоговых органов, что требует трудовых и материальных затрат.

В этом отношении интересно мнение А.Ю. Ильина, который отмечает, что закрепление форм, методов и видов налогового контроля на законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов налогоплательщиков и налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля [2].

Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом [2, с. 485].

В Налоговом кодексе Российской Федерации дан перечень основных форм налогового контроля, приведен порядок их применения, но если, например, истребование документов проводит налоговый орган, выполняющий проверку, то не определено, какой налоговый орган может вызвать свидетеля для дачи пояснений. В современных условиях реорганизации налоговых органов налогоплательщику сложно разобраться, какой налоговый орган направляет требование при наличии недоимки, принимает решение о приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, которое применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа. Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Можно согласиться с мнением А.Ю. Ильина, который отмечает, что закрепление форм, методов и видов налогового контроля на законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов налогоплательщиков и налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля [2].

В системе налогового контроля кроме камеральных и выездных налоговых проверок введен налоговый мониторинг, позволяющий налоговым органам осуществлять текущий контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и страховых взносов. Право на налоговый мониторинг имеют крупные организации и это право, а не обязанность, т.е. на предоставление информации налоговому органу организация дает согласие добровольно, в отличии от постоянных требований налоговых органов на предоставление пояснений и документов. Налоговые органы, как отмечено ранее, имеют право (п. 2 ст. 93.1 НК РФ), истребовать документы у иных лиц при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. При этом под сделкой налоговый орган в требовании указывает все документы по операциям в рамках договора, действующего один и более лет. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия «сделка», равно как и понятия «предмет сделки», в силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации,

3 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, ст. 31 : Федер. закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : (ред. от 28 мая 2022) // СПС «КонсультантПлюс».

используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Согласно ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. То есть сделка — это каждая отдельная операция (транзакция), например, отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав, что было подтверждено Письмом ФНС России от 27.05.2013 г. № ОА-4-13/9492, т.е. по одному договору может быть множество сделок.

Кроме того, с 2012 г. в НК РФ введен раздел V! «Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». В данном разделе определена система контроля за ценообразованием при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, дано определение контролируемой сделке, при этом сделка рассматривается именно как отдельная операция, а контролируемой сделкой признается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг) за календарный год. В НК РФ не установлено право налогового органа истребовать документы вне рамок налоговых проверок по совокупности сделок, тем более в требовании должны указываться конкретные сделки.

При рассмотрении результатов контрольной работы налоговых органов следует, что налогоплательщики допускают случаи нарушения налогового законодательства, включая нарушение сроков уплаты и неправильное отражение налоговой базы, суммы налогов, страховых взносов в представленных декларациях (расчетах), табл. 4.

Таблица 4

Правонарушения, выявленные налоговыми органами РФ за 2020—2021 гг.*

Показатели 2020 2021 Изменения за период (+/-)

Абсолютное значение %

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции), млрд. р. 1830,4 1 987,0 + 156,6 +8,55

Выездные налоговые проверки: количество единиц 5 930 7765 + 1 835 +30,94

из них выявившие нарушения, количество единиц 5 487 7 244 + 1 757 +32,02

Дополнительно начислено платежей по итогам проверок, млн р. 196 347,0 382 777,7 + 186 430,7 +94,94

* Составлена авторами по данным: Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок) // Федеральная налоговая служба. М., 2022. URL: www.nalog.ru.

Из данных табл. 2 и 4 следует, что увеличивается налоговая задолженность и количество нарушений по результатам выездных налоговых проверок. Осуществлять налоговый контроль эффективно налоговые органы могут только в том случае, если они обладают достаточными полномочиями по получению необходимой информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, достаточной, чтобы судить о том, насколько этот налогоплательщик исполняет требования законодательства о налогах и сборах и о наличии налоговых рисков.

Предоставление таких полномочий налоговым органам означает возникновение необходимости предоставлять такую информацию налогоплательщиками, банками и иными участниками налоговых отношений. На расширенное толкование прав налоговых органов обращалось внимание еще в 2014 г. в разъяснениях, приведенных в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. № 33. Согласно данным разъяснениям налоговый орган не имеет права, ссылаясь на п. 6 ст. 88 НК РФ, истребовать документы по операциям, которые не являются объектом налогообложения по НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаются от НДС на основании ст. 149 НК РФ, если такое освобождение не имеет целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций. Так, камеральная налоговая проверка должна проводится по тому налогу, по которому представлена декларация, расчет, и охватывает налоговый или отчетный период, указанный в отчетности.

По другим налогам и за иные периоды камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующей отчетности. Основное, на что следует обратить внимание, во избежание риска — акцент на контрагенте первого уровня (или лице, которому переданы его обязанности). Такое разъяснение означает, что обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности контрагентов второго и последующего звеньев, учитываться в качестве самостоятельных оснований для предъявления претензий к налогоплательщику налоговыми органами не должны. Негативные последствия за неправомерные действия контрагентов второго и последующих звеньев для налогоплательщика не предусмотрены, п. 2 ст. 54.1 НК РФ Аналогичные выводы приведены и в письме ФНС России от 16.08.2017 г. № СА-4-7/16152@).

Начиная с 2007 г., с даты принятия Приказа ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Федеральная налоговая служба ориентирует своих сотрудников на то, чтобы выездные налоговые проверки в отношении налогоплательщика назначались бы только в том случае, если информация, имеющаяся в распоряжении налоговых органов, позволяет с достаточной уверенностью судить о наличии нарушений налогового законодательства и неполной уплате налогов, страховых взносов в бюджетную систему.

Согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок должен быть основан на качественном предпроверочном анализе всей информации, имеющейся у налоговых органов (в том числе из внешних источников), и определение на ее основе случаев совершения налоговых правонарушений.

Процедура истребования документов налоговыми органами в рамках налоговых проверок установлена ст. 93, 93.1 НК РФ, но в Налоговом кодексе не установлен порядок истребования документов в процессе предпроверочного анализа. Следует обратить внимание, что вся ст. 93 НК РФ допускает истребование документов у налогоплательщиков (равно как и у налоговых агентов и плательщиков сборов) только в рамках налоговых проверок (камеральных или выездных). НК РФ устанавливает также процедуру истребования документов у лиц, не являющихся налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), т.е. у третьих лиц, в ст. 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках». В данной статье закреплена процедура истребования документов не у налогоплательщика, а о налогоплательщике или конкретной сделке, в том числе вне рамок проверок.

На практике должностные лица налоговых органов постоянно направляют требования контрагентам первого второго и иных звеньев о предоставлении документов о налогоплательщике вне рамок налоговых проверок, от чего страдает деловая репутация налогоплательщика. В результате контрагент прекращает деловое общение с данным налогоплательщиком и у налогоплательщика возникает необходимость поиска посредника для продолжения своей деятельности. Наличие посредников вызывает у налоговых органов новые вопросы, а кроме того, по мнению налоговых органов расходы на оплату услуг посредников не должны учитываться в расходах по налогу на прибыль организаций и при получении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.

Данные проблемы особенно наблюдаются в малых городах, где расположены организации среднего и малого бизнеса, но для данного населенного пункта и для налогового органа, по месту их нахождения, такие организации относятся к основным налогоплательщикам и основным объектам налогового контроля.

Повышенное внимание со стороны налоговых органов не способствуют развитию данных организаций, так как они постоянно заняты предоставлением в налоговые органы документов, пояснений, пишут возражения, жалобы и готовят иски в судебные органы. Ежемесячно организация может получать от налогового органа десять и более требований, включая требования о составлении уточненной декларации на увеличение сумм налогов и страховых взносов к уплате, при этом пояснения налогоплательщика не учитываются, указывается наличие налоговых рисков. При этом налоговые органы могут ссылаться на контрагентов второго, третьего и иного порядка, отнесенных к неблагонадежным налогоплательщикам. Такие действия должностных лиц налоговых органов приводят к банкротству и прекращению деятельности организации, увольнению работников.

Возникает необходимость не только расширять, но и ограничивать властные полномочия налоговых органов, так как расширенные полномочия становятся препятствием на пути создания в России благоприятного климата для бизнеса. Весь арсенал контрольных полномочий налоговых органов в рамках истребования необходимой информации для контрольной работы должен быть законодательно четко определен как по перечню полномочий, так и по процедуре их реализации. Налоговая политика на 2022—2024 гг. тоже включает в себя структурные меры, необходимые для достижения национальных целей. Приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов. Сохраняется акцент на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

Список использованной литературы

1. Батанов Е.Г. Досудебное урегулирование налогового спора : инструкция по применению / Е.Г. Батанов // Главная книга. — 2012. — № 16. — URL: https://glavkniga.ru/ elver/2012/16/954.

2. Налоговое право. Общая часть : учебник и практикум / под ред. И.И. Кучерова. — Москва : Юрайт, 2014. — 760 с. — EDN RYSRLW.

References

1. Batanov E.G. Pre-trial Settlement of a Tax Dispute. Glavnaya kniga = Main book, 2012, no. 16. Available at: https://glavkniga.ru/elver/2012/16/954. (In Russian).

2. Kucherov I.I. (ed.). Tax Law. A General Part. Moscow, Yurait Publ., 2014. 760 p. EDN: RYSRLW.

Информация об авторах

Комарова Галина Петровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, komarova51@mail.ru, SPIN-код: 6753-0562, AuthorlD РИНЦ: 516730.

Змановская Ольга Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, zmanov@mail.ru, SPIN-код: 8184-1612, AuthorlD РИНЦ: 777131.

Касаткина Галина Максимовна — старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, KasatkinaGM@bgu.ru, SPIN-код: 2756-2285, AuthorlD ринц: 855649.

Authors

Galina P. Komarova — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, komarova51@mail.ru, SPIN-Code: 6753-0562, AuthorID RSCI: 516730.

Olga V. Zmanovskaya — PhD in Economics, Associate Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, zman-ov@mail.ru, SPIN-Code: 8184-1612, AuthorID RSCI: 777131.

Galina M. Kasatkina — Senior Lecturer, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, KasatkinaGM@bgu.ru, SPIN-Code: 2756-2285, AuthorID RSCI: 855649.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Комарова Г.П. Система рисков в налоговом контроле / Г.П. Комарова, О.В. Змановская, Г.М. Касаткина. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).9. — EDN ESORPF // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 3.

For Citation

Komarova G.P., Zmanovskaya O.V., Kasatkina G.M. The System of Risks in Tax Control. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 3. (In Russian). EDN: ESORPF. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.