Проблемы экономики и менеджмента
УДК 336.225.673
М.К. Кривцова
председатель, Научное студенческое общество, факультет «Государственное и муниципальное
управление»,
ФГОБУ ВПО « Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
г. Москва
ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрена сущность камеральных налоговых проверок в Российской Федерации на основе анализа главы Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной налоговому контролю. В заключении автор отмечает ключевые цели данного типа налоговых проверок.
Ключевые слова: налоговый контроль, камеральные налоговые проверки, налогоплательщик, налоговые органы.
M.K. Krivtsova, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
THE CHARACTERISTIC OF CAMERAL TAX AUDITS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. In the article the essence of cameral tax audits in the Russian Federation on the basis of the analysis of the chapter of Tax code of the Russian Federation which is devoted to tax control is considered. In conclusion the author mentions key purposes of this type of tax audits.
Keywords: tax control, cameral tax audits, tax bearer, tax authorities.
Проведение налоговых проверок является одной из главных задач налоговых органов в рамках осуществления ими налогового контроля. Так, в пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) закреплено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в том порядке, который предусмотрен указанным кодификационным актом.
Виды налоговых проверок, а также процессуальные основы их проведения отражены в главе 14 НК РФ «Налоговый контроль».
В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы могут проводить в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов камеральные и выездные налоговые проверки. При этом в силу ч. 2 данной статьи целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, федеральный законодатель наделил налоговые органы определенным регламентированным процедурным механизмом, посредством которого можно сопоставить данные, предоставленные фискальнообязанным лицом в налоговый орган, с теми фактическими обстоятельствами, которые установлены налоговым органом, и на основе этого вынести оценочное суждение о соблюдении проверяемым лицом или не соблюдении им законодательства о налогах и сборах [2, с. 29].
Правовые основы камеральных налоговых проверок установлены в ст. 88 Нало-
№ 2 (42) - 2015
105
Проблемы экономики и менеджмента
гового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При этом п. 2 указанной статьи установлено, что «камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)».
Следовательно, юридическим фактом, обусловливающим проведение камеральной налоговой проверки, является подача налогоплательщиками и иными обязанными лицами в налоговый орган налоговой отчетности. Иными словами, для проведения камеральной налоговой проверки не нужно налоговому органу принимать какой-либо процессуальный документ, например, решение или постановление
[3, с. 91].
Кроме того, описанный выше механизм инициирования камеральных налоговых проверок, в свою очередь, также обуславливает и периодичность проведения таких видов проверок - по мере получения налоговым органом налоговых деклараций и иных форм налоговой отчетности.
Характеристика правовой природы камеральных налоговых проверок дана в Определении Конституционного Суда РФ от 08 апреля 2010 г. № 441-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации».
В вышеуказанном судебном акте судьи Конституционного Суда РФ выразили мнение, что камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, «является формой текущего документального контроля». Более того, по мнению судей, в отличие от выездной налоговой проверки, камеральная налоговая проверка «нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона» [1].
Таким образом, камеральные налоговые проверки, являясь формой налогового контроля, преследуют одновременно две основополагающие цели:
- обеспечить текущий документальный контроль фискальнообязанных лиц, при этом стремясь охватить максимальное количество налогоплательщиков и иных лиц;
- предостеречь налогоплательщиков и иных обязанных лиц от неправильного применения норм законодательства о налогах и сборах в течение нескольких налоговых периодов, тем самым помогая им избежать от начисления значительных сумм пеней и штрафных санкций.
106
№ 2 (42) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 08 апреля 2010 г. № 441-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 НК РФ».
2. Бутова Т.В., Судибье А.О. Совершенствование правового регулирования функционирования механизма открытости органов власти в РФ // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. тр. по материалам Между-нар. науч.-практ. конф. 30 апреля 2014 г.: в 11 частях. Тамбов, 2014. С. 27-30.
3. Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
№ 2 (42) - 2015
107