Научная статья на тему 'Система начального профессионального образования в Красноярском крае в  начале ХХІ В. : от  выживания к  развитию'

Система начального профессионального образования в Красноярском крае в  начале ХХІ В. : от  выживания к  развитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НПО) / THE SYSTEM OF ELEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION (EVE) / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / РЕСУРСНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРСНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (ПУ) / VOCATIONAL SCHOOL (VS) / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ (ПЛ) / TECHNICAL SCHOOL (TS) / MODERNIZATION / LABOR MARKET / RESOURCE TRAINING CENTERS / EXPERIMENTAL PLATFORMS / TARGET EDUCATION DEVELOPMENT PROGRAMS / COMPETITIVE FINANCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Вера Ивановна, Ценюга Ирина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы реформирования системы НПО в Красноярском крае в условиях перехода к активной фазе модернизации российского образования, выявляются особенности этого процесса на региональном уровне. Авторы анализируют целевые образовательные программы, диверсификацию образовательных учреждений в системе НПО, её положительные и отрицательные результаты, влияние рынка труда на профориентацию учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ELEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE KRASNOYARSK TERRITORY IN EARLY XXI CENTURY: FROM SURVIVAL TO DEVELOPMENT

The article considers the problems of the reformation of the system of EVE in the Krasnoyarsk Territory in conditions of transition to the active phase of modernization of Russian education, identifies the features of this process at the regional level. The authors analyze target educational programs, diversification of educational institutions in the system of EVE, its positive and negative results, the impact of labor market on career guidance of students.

Текст научной работы на тему «Система начального профессионального образования в Красноярском крае в  начале ХХІ В. : от  выживания к  развитию»

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ В НАЧАЛЕ XXI в.: ОТ ВЫЖИВАНИЯ К РАЗВИТИЮ

THE SYSTEM OF ELEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE KRASNOYARSK TERRITORY IN EARLY XXI CENTURY: FROM SURVIVAL TO DEVELOPMENT

В.И. Федорова, И.Н. Цемюга V.I. Fedorova, I.N. Tsenyuga

Система начального профессионального образования (НПО), модернизация, рынок труда, ресурсные учебные центры, экспериментальные площадки, целевые программы развития образования, конкурсное финансирование, профессиональное училище (ПУ), профессиональный лицей (ПЛ).

В статье рассматриваются вопросы реформирования системы НПО в Красноярском крае в условиях перехода к активной фазе модернизации российского образования, выявляются особенности этого процесса на региональном уровне. Авторы анализируют целевые образовательные программы, диверсификацию образовательных учреждений в системе НПО, её положительные и отрицательные результаты, влияние рынка труда на профориентацию учащейся молодежи.

The system of elementary vocational education (EVE), modernization, labor market, resource training centers, experimental platforms, target education development programs, competitive financing, technical school (TS), vocational school (VS). The article considers the problems of the reformation of the system of EVE in the Krasnoyarsk Territory in conditions of transition to the active phase of modernization of Russian education, identifies the features of this process at the regional level. The authors analyze target educational programs, diversification of educational institutions in the system of EVE, its positive and negative results, the impact of labor market on career guidance of students.

Реформирование системы начального профессионального образования (НПО), вызванное глубинными социальными трансформациями российского общества, начавшимися на рубеже ХХ-ХХ1 вв., вызывает неоднозначное отношение в обществе. Недостаточная разработанность проблемы, проявившаяся в ходе реформы, порождает необходимость всестороннего анализа тенденций и результатов в развитии системы НПО на региональном уровне, так как с 2005 г. в связи с переводом финансирования учреждений НПО на местные бюджеты, роль регионов особенно возрастает. В отношении Красноярского края проблема получила освещение в трудах [Григорьева, 1996; Карманов, 1997; Кузьмина, 2000; Таюрский, Халимо-ва, 2006]. Однако в исследованиях этих авторов рассматривались вопросы развития краевой си-

стемы НПО в 1990-е гг. В настоящей статье предпринята попытка проанализировать новые тенденции в НПО, наметившиеся в 2000-е гг. в связи с переходом всей системы российского образования к этапу устойчивого развития.

В 1990-е гг. в период стихийного перехода к рынку краевая система НПО понесла очень большие потери. На 2001 г. в крае насчитывалось 90 учреждений НПО, 22 из которых имели статус профессиональных лицеев. В системе обучалось 45 тыс. учащихся. Изношенность основных фондов достигала 89 %. При этом наибольший износ МТБ был отмечен в училищах, которые готовили специалистов, востребованных по ресурсоемким специальностям машиностроения, металлообработки, деревообработки, сельского хозяйства, добывающих отраслей. Преподаватели из-за низкой оплаты уходили. Выпуск специа-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

Н U

W PQ

листов из лицеев и училищ за 1990-2001 гг. упал на 26 %. Доля занятого в промышленности населения, имевшая начальное и среднее профессиональное образование, по краю на 2002 г. оказалась ниже, чем в РФ: 50 и 51 % соответственно.

В начале 2000-х гг. промышленность Красноярского края стала постепенно выходить из депрессивного состояния, при этом региональные темпы восстановления промышленности опережали федеральные. В этих условиях резко обострилась потребность в квалифицированных рабочих. В Красноярском крае их дефицит составлял 39 %. В структуре спроса на рабочую силу 79,9 % составляли профессии рабочих. Наибольший спрос среди рабочих профессий приходился в 2003 г. на долю слесарей, рабочих строительных профессий, а также продавцов, водителей, машинистов и электрогазосварщиков.

Однако потери, понесенные системой НПО края, не могли обеспечить возросшие потребности. Подавляющее большинство представителей бизнеса предпочитали использовать дешевую рабочую силу из мигрантов, а не вкладывать инвестиции в профессиональную подготовку молодежи. Большая часть бизнес-элиты была представлена крупными компаниями, руководство которых находилось в Москве, и оно было вовсе не расположено вкладывать деньги в подготовку молодежи на далекой периферии. Такое дорогостоящее дело, как подготовка и переподготовка специалистов, могли позволить себе только крупные предприятия, как например, Саянский алюминиевый, Красноярский металлургический завод, Норильский ГМК, Северо-Ангарский рудник «Енисей-золото» и «Алмаз-золото», на базе которых были открыты новые училища. Поэтому вся тяжесть в поддержании системы НПО на плаву в эти годы была возложена на государство.

Активную роль в разработке проектов, направленных на поддержку системы НПО, сыграло краевое управление НПО, при участии специалистов которого был подготовлен Закон Красноярского края о целевой программе «Поддержки и развития начального профессионального образования Красноярского края

на 2002-2006 гг.», вступивший в силу с 1 января 2002 года. Главными целями программы провозглашались переход к устойчивому развитию, предполагавшему диверсификацию образовательных учреждений; расширение спектра образовательных услуг; внедрение новых технологий обучения; развитие и укрепление материально-технической базы учебных заведений; создание условий для социальной реабилитации и профессиональной адаптации молодежи Красноярского края.

Главным направлением в реформировании системы профессионального образования края на этом этапе становится обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для осуществления приоритетных национальных проектов и инвестиционных программ (Ванкор, Богучанская ГЭС, зона Нижнего Приангарья). А главным средством её реализации стало создание ресурсных учебных центров. Они проектировались как своеобразные образовательные локомотивы, призванные возродить всю систему НПО.

Деятельность центров профессионального образования была направлена на то, чтобы радикально изменить подход к образовательным программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих. Необходимо было сориентировать их на запросы работодателей и потребности населения региона, обеспечив практически весь спектр современных услуг для оперативной перенастройки профессиональной карьеры, получения дополнительных специализаций, доводки своих квалификаций до необходимого уровня.

В рамках деятельности образовательных центров должны были проводиться совместно с работодателями мероприятия по сертификации профессиональных квалификаций, качества оборудования, технологий и образовательных программ подготовки и переподготовки различных возрастных групп населения в соответствии с мировыми стандартами. Одновременно центры должны были стать базой для производственной практики для других училищ, близких по профилю подготовки. Все эти меры были

призваны вывести подготовку рабочих и специалистов на такой уровень качества, который соответствовал бы современным требованиям производительности труда и повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Практическим результатом в реализации намеченных программ стало создание в 2006 г. экспериментальных площадок на базе Красноярского лицея № 18, готовившего специалистов для торговли и общественного питания, лицея № 20 и ПУ № 36 - для строительства, Лесо-сибирского ПУ № 48 - для лесного комплекса, ПУ № 21 - для ЖКХ. Коллективы этих учебных учреждений разработали проекты по созданию ресурсных центров. В 2007 г. на базе профлицея № 54 был сформирован Центр современных сварочных технологий. Подобные центры были созданы и по строительному, монтажному и транспортному профилям.

Следующим шагом стало заключение договоров о сотрудничестве училищ и лицеев края с рядом компаний: «Ассоциацией гостеприимства», объединяющей отельеров и рестораторов, «Ассоциацией "Бытсоюз"», Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края, «Ассоциацией малых угольных разрезов». Работодатели все чаще стали участвовать в проведении выпускных государственных экзаменов, на которых совместно с педагогами оценивали уровень профессиональной подготовки выпускников, а лучших приглашали на работу в свои предприятия.

Частью реализации намеченных проектов стало обновление специальностей в лицеях и ПУ края. В 2008 г. было введено 47 новых профессий из реального сектора экономики. К примеру, в училищах стали готовить мастеров столярно-плотничных и паркетных работ, водителей большегрузных автомобилей и автобусов, машинистов автогрейдера, электрослесарей, слесарей по ремонту лесозаготовительного оборудования, электросварщиков ручной сварки, машинистов трелевочных машин, машинистов автокомпрессора и ряд других специальностей, востребованных в интенсивно развивающемся крае.

Однако принимавшиеся меры, направленные на модернизацию учреждений НПО, оказались недостаточными. Численность учащихся в учебных заведениях НПО продолжала в 2000-е гг. падать. С 2005 по 2009 г. она сократилась более чем на 9 тыс. учащихся. Причин был несколько. Основная масса ПУ и ПЛ, особенно в районах края, не могла по своему материально-техническому состоянию и кадрам удовлетворять потребности современного производства. Это вынужден был признать и губернатор края А.Г. Хлопонин, заявивший в 2007 г., что ни одно из учреждений НПО в крае не может на 100 % удовлетворять задачам модернизации экономики края (табл.). Во-вторых, молодежь в выборе профессионального пути по-прежнему ориентировалась на высшее образование, и основной поток выпускников школ в это время шел в вузы.

Таблица

Численность учреждений и учащихся в системе НПО Красноярского края

Годы Число учреждений (на конец года) Численность учащихся в них на конец года, тыс. человек Принято учащихся, тыс. человек Подготовлено (выпущено) квалифицированных рабочих, тыс. человек

2000 89 34,8 19,4 17,1

2005 92 34,7 19,1 17,4

2006 89 32,4 18,9 17,5

2007 85 30,2 18,9 17,2

2008 81 27,7 18,3 16,3

2009 79 25,6 18,4 15,4

ч tí m

о |

w Б В о

m

щ

о ^ 5 U

о ^

w а

« с «

S

X

н и

щ м

Наличие проблем в развитии НПО вынуждены были признать и специалисты краевого Министерства образования и науки. Так, руководитель агентства профессионального образования и науки О.Н. Никитина констатировала, что в крае нарушен баланс спроса и предложения на рынках труда. Только 60 % выпускников профессиональных училищ и лицеев после окончания идут работать по специальности. Система подготовки специалистов рабочих профессий морально устарела и не в состоянии адекватно ответить экономическим вызовам, предъявляемым развивающейся промышленностью края. Отдельные предприятия края, которых не удовлетворял профессиональный уровень выпускников системы НПО, стали переходить к самостоятельной подготовке кадров. Такой подход позволял сократить время обучения и дать персоналу необходимый объем знаний и навыков с учетом специфики конкретного производства. Так, на Красноярском алюминиевом заводе компании РУСАЛ была создана собственная учебная база и получена лицензия на подготовку и повышение квалификации рабочих по 39 специальностям. В итоге сократилось время обучения рабочих. Аналогичным образом кадровая проблема решалась и на другом предприятии РУСАЛа -Ачинском глиноземном комбинате. Там перешли к самостоятельной подготовке рабочих по 62 специальностям.

Предприятия РУСАЛа не исключение, поэтому наметившаяся тенденция перехода крупных промышленных компаний к самостоятельной подготовке кадров была учтена в проекте нового Закона об образовании, разработанного в 2010 г. специалистами ГУ ВШЭ. Проект предполагал перевод части учреждений НПО и СПО в систему прикладного бакалавриата, а другую часть передать в частные учебные центры, которые должны стать полноправным звеном национальной системы профобразования и получать государственное финансирование. Какую-то часть начальной профподготовки предполагалось перенести на базу общеобразовательной школы.

Однако эти предложения были восприняты большинством экспертов и научно-

педагогической общественностью как стремление ликвидировать систему НПО. На состоявшихся слушаниях в Совете Федерации проект был подвергнут резкой критике. Участница думских слушаний от Красноярского края Т.Н. Волоткевич в своем выступлении справедливо отмечала, что проект не учитывал региональные особенности развития сети образовательных учреждений. Техникумы и вузы сосредоточены, прежде всего, в крупных районных и краевом центрах. Их про-филизация далеко не всегда учитывает потребности в специалистах конкретных районов, которые очень сильно отличаются по своей специфике и уровню социально-экономического развития. Ликвидация училищ в районах привела бы к тому, что тысячи ребят выпали из образовательного пространства, что чревато падением образовательного уровня населения и профессиональной квалификации кадров.

Есть и другая сторона проблемы. В учреждения НПО, как правило, всегда шли те, кого принято называть социально незащищенным контингентом: дети из неполных или неблагополучных семей, сироты, инвалиды. И кроме мотива, получить профессию, у них нередко был расчет на материальную поддержку, которой обеспечивались учащиеся ПУ - бесплатное питание, одежда, стипендия. Надо сказать, что за последние двадцать лет доля этой группы учащихся в лицеях и училищах края многократно возросла. Так, в ачинском ПУ № 40 в 1980-е гг. сирот числилось 15-20 человек, а в 2010 г. их уже было 120-150 при общей численности учащихся 510 человек.

Таким образом, система НПО имела двойное назначение: профессионализацию и социализацию огромного слоя слабо защищенных детей. Хотя было бы неправильно считать её неким социальным отстойником. Ведь в советское время из системы НПО вышло немало выдающихся руководителей промышленности. Проводившиеся в 1980-е гг. социологические исследования на заводах показали, что практически весь линейный руководящий состав предприятий: от сменных инженеров и начальников участков до главных инженеров и директоров заводов -

поголовно состоял из бывших выпускников ПТУ и техникумов.

В Красноярском крае, занимавшем лидерские позиции в развитии системы НПО, накопившем большой опыт перестройки училищ к новым социально-экономическим условиям, ни у специалистов Министерства образования и науки, ни у руководства края сомнений относительно целесообразности её сохранения не могло и быть. Еще в 2009 г. в Агентстве начального профессионального образования и науки была сформирована группа разработчиков программы модернизации системы. Основные проблемы существующей системы НПО и СПО были осмыслены и зафиксированы разработчиками в концепции, которая была обсуждена как в коллективах подведомственных учреждений, так и в органах власти, в том числе рассмотрена на профильной комиссии ЗС Красноярского края. А 20 ноября 2010 г. целевая программа «Модернизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в Красноярском крае» на 2011-2013 гг. была одобрена на заседании Правительства края. Объем расходов краевого бюджета на реализацию мероприятий по программе составил 13 млрд. рублей, в том числе по годам: 2011 г. - 4,5 млрд. рублей, 2012 г. -4,5 млрд. рублей, 2013 г. -4 млрд. рублей.

В рамках программы планировалось создать 9 высокотехнологичных центров профессионального образования по подготовке высококвалифицированных кадров в машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности, в сфере добычи и транспортировки нефти, информатизации и телекоммуникации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, строительстве, индустрии питания.

Программа предполагала увеличение численности учащихся и студентов начального и среднего профессионального образования, обучающихся в высокотехнологичных центрах профессионального образования и территориальных колледжах с 10,1 % в 2010 г. до 37,4 %

в 2013 г. от общей численности обучающихся, расширение подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров из числа взрослого населения с 14,3 до 32,7 %.

Изменились и принципы финансирования образовательных учреждений НПО. Выделение средств по программе предполагалось на конкурсной основе. Критериями для отбора конкурсантов являлись результативность учебно-воспитательной и проектной деятельности учебных заведений, уровень квалификации педагогических кадров, наличие договоров с предприятиями на подготовку кадров. Таким образом, основной принцип финансирования системы НПО: деньги в обмен на эффективность.

Для повышения привлекательности рабочих профессий среди молодежи был создан центр карьеры и профессий «ПРОФИ». Его сотрудники ставили актуальные задачи, направленные на реализацию программы развития начального и среднего профессионального образования: помощь в выборе профессии, предоставление возможности поступления в любое профессиональное образовательное учреждение края в формате «Единого окна», выстраивание оптимальных карьерных траекторий, индивидуальных «дорожных карт» достижения профессионального мастерства и специализации. В рамках реализации проекта «Центр карьеры и профессий» разработана информационно-справочная система www.krasprofi.ru, где представлена информация о рабочих специальностях и образовательных учреждениях, в которых их можно получить. Центр является коммуникативной площадкой для тиражирования положительного опыта по трудоустройству и планированию профессиональной карьеры учащихся. Любой обратившийся в центр молодой человек может пройти тестирование на определение профессиональных склонностей и предпочтений.

Таким образом, в начале первого десятилетия XXI в. в крае, как и по всей стране, удалось перейти от оперативного реагирования на проблемы, возникавшие в ходе перестройки профессионального образования к рыночным условиям, к выстраиванию стратегиче-

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

ских парадигм. Благодаря принятию на краевом уровне целевых программ, получила разработку нормативно-правовая база реформирования учреждений НПО, апробирована новая система финансирования, направленная на стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений, что позволило создать своеобразные учебно-образовательные кластеры, обеспечившие прорыв в достижении более высокого качества профессиональной подготовки, обеспечить более гибко реагирование на запросы рынка труда.

Библиографический список

1. Агранович М.Л. Последствия передачи финансирования профессионального образования на региональный уровень (на примере начального профессионального образования) // Вопросы образования. 2005. № 2.

2. Башев В.В. Реализация национального проекта «Образование в Красноярском крае [Электронный ресурс]. URL: http:// http:federalbook.ru/files/FSOSREDNEE/ Soderzhanie/lll/C01_strl51- 156.pdf

3. Ведомственная целевая программа «Развитие профессионального образования Красноярского края» на 2009-2011 годы [Электронный ресурс]. URL: // krskstate.ru>dat/ bin/docs_attach/ 1290...r_apl.doc

4. Григорьева Е.Г. Становление рыночных отношений в сфере образования // Проблемы переходной экономики: межвуз. сб. науч. ст. / Красноярск гос. ун-т. Красноярск, 1996.

5. Закон Красноярского края отЗ декабря 2004г. № 12-2674 «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: // zakon.law7.ru/base57/ part5/d57ru5281.htm

6. Карманов П.К. Профессионально-техническое образование Красноярского края 1940-1996 гг.: учеб. пособие для студ. спец.

03.05.00 «Профессиональное обучение всех форм обучения». Красноярск: КГТА, 1997.

7. Кузнецова М.Ф. Философия образовательных реформ в условиях современной глобализации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №4.

8. Кузьмина H.H. Развитие системы начального профессионального образования в современных условиях (На примере Красно-яр. края): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2000.

9. Лапин Д. Научим всех // Эксперт Сибирь. 2009. № 19-20.

10. Новиков Проблемы и тенденции развития рынка труда Красноярского края // Наш Красноярский край. 21.01. 2011.

11. Паспорт краевой целевой программы «Поддержка и развитие начального профессионального образования Красноярского края» на 2002-2006 годы.

12. Программа «Модернизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в Красноярском крае» на 2011-2013 гг. [Электронный ресурс]. URL: // zakon.krskstate.ru>0/ dос/4453

13. Профессиональная ориентация молодежи с учетом тенденций развития экономики Красноярского края и отдельных ее отраслей на 2004-2010 годы / ИУБТ КГТУ, ДФГСЗН Красноярского края. Красноярск, 2003.

14. Таюрский А.И., Халимова Н.М. Педагогическая система управления качеством начального профессионального образования // Образование и наука. Известия уральского отделения Российской академии образования. 2006. №4.

15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.