Научная статья на тему 'Развитие профессионального образования Красноярского края: организационнопедагогический аспект'

Развитие профессионального образования Красноярского края: организационнопедагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / REGIONAL ASPECT / LABOUR PREPARATION / FORMATION OF PROFESSIONAL ABILITIES / INITIAL VOCATIONAL TRAINING / WORKING PERSONNELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашкина Наталья Владимировна

Рассматриваются проблемы профессионального образования на примере отдельного региона Российской Федерации. Особое место в обзоре отводится анализу противоречий, влияющих на качество практического обучения и общую подготовку рабочих кадров. Также обсуждаются отдельные направления развития профессионального образования в Красноярском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN KRASNOYARSK REGION: ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

Some problems of vocational education are considered in this article. Aspecial place is removed for analyze of contradictions, influencing on quality of practical education and common training of working personnels. Also some ways of systematization of vocational education in Krasnoyarsk regional are discussed there.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального образования Красноярского края: организационнопедагогический аспект»

УДК 377.031.4; 377.111.3

Н. В. Малашкина

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматриваются проблемы профессионального образования на примере отдельного региона Российской Федерации. Особое место в обзоре отводится анализу противоречий, влияющих на качество практического обучения и общую подготовку рабочих кадров. Также обсуждаются отдельные направления развития профессионального образования в Красноярском крае.

Ключевые слова: начальное профессиональное образование, региональный аспект, трудовая подготовка, формирование профессиональных способностей.

Качество подготовки специалистов в профессиональном образовании, а особенно в начальном профессиональном образовании, являлось объектом пристального внимания во все времена на всех уровнях и при любой идеологии. И чем хуже становилось положение учебных заведений НПО, тем это обсуждение становится оживленней.

Начальное профессиональное образование неоднократно демонстрировало свою устойчивость к политическим и финансовым, экономическим катаклизмам, но очевидно, что последнее десятилетие оставило ощутимый отрицательный след, в результате чего качество подготовки специалистов снизилось до критической отметки.

Наряду с вышесказанным в ряде отраслей экономики наблюдается очевидный прогресс в развитии, явное оживление, и, как следствие, интерес к квалифицированной, надежной, мобильной рабочей смене.

Качественные изменения затронули и строительный комплекс России. В недалекой перспективе острой проблемой станет простое несоответствие между предложением рабочих рук и растущей потребностью в высококвалифицированных кадрах. По некоторым статистическим данным в ближайшие пять лет на высвобождение по возрасту будут претендовать 3040 % рабочих, а молодежь до 25 лет сегодня составляет 4.5-6.6 % занятых. В промышленности осталось 10-15 % рабочих высшей квалификации.

Как отмечает А. Кочетов, речь идет не об абстрактной рабочей силе как о товаре, а о живых людях, об их социальном и профессиональном становлении, поэтому на рынке труда не может быть «непроданного товара», который можно либо «списать», либо удешевить, и он не может быть «непроданным» длительное время, потому что речь идет о профессиональной квалификации и знаниях, которые быстро устаревают [1].

Наиболее слабым звеном профессионального образования стало практическое обучение учащихся. Это во многом объясняется слабой теоретической разработанностью проблем и противоречий практического обучения, использованием традиционных педагоги-

ческих технологий, не обеспечивающих необходимого уровня профессиональной подготовленности выпускников к работе в строительном комплексе, отсутствием образовательных программ, согласованных с работодателем.

Эти противоречия касаются как теоретической стороны общих проблем образования, так и локальной, частной специфики обучения в учреждениях начального профессионального образования. Кроме того, научное рассмотрение избранной проблемы требует учета особых социально-экономических условий функционирования учреждений НПО, связанных со спецификой строительного комплекса, частой переменой его видов, необходимостью комплексного обеспечения кадрами строительной отрасли: от штукатуров, каменщиков до сварщиков, столяров, что особенно наглядно проявляется в профессиях строительного производства.

В Красноярском крае ситуация с подготовкой рабочих кадров сохраняет обозначенные тенденции. Проблемы формирования полной готовности к профессиональной деятельности разработана и осмыслена в ряде нормативно-правовых актов.

Принята Краевая целевая программа «Кадровое обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края на 2007-2009 годы». В тексте программы обозначена ситуация слабой связи теоретического и практического обучения. Эти же позиции были закреплены в ведомственной целевой программе «Развитие профессионального образования Красноярского края на 2008-2010 годы». Из ее содержания следует, что стабильное развитие системы профессионального образования возможно при деятельном участии работодателей, т. е. мероприятия, содержание программ, планов, квалификационные характеристики и работа с кадровым составом преподавателей и мастеров согласовывается на всех этапах и уровнях.

Важным является то, что программа разработана на научной основе. К исследованиям привлекались специалисты Сибирского федерального университета, Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева.

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 11 (89)

Разработка и реализация краевой и ведомственной программ, а затем каскадная защита программ развития училищ и лицеев края обеспечили возникновение точек роста инновационных практик. Обозначены 20 базовых центров профессионального обучения, которые в полной мере заработают к 2010 г Одним из показателей эффективности деятельности учреждения принят выпускник с повышенным квалификационным разрядом, т. е. практический навык отработан до совершенства.

В строительный сектор экономики заявили себя лицей № 54, где создан центр современных сварочных технологий, в училище № 20 реализуются программы по профессиям «мастер общестроительных работ» и «электрогазосварщик», согласованные с работодателем. На базе этого училища создан ресурсный центр по подготовке специалистов-строителей, который станет аттестационным центром Ассоциации строителей Красноярского края.

Совместно с Немецким обществом технического сотрудничества на базе училищ № 14 г Лесосибирс-ка, № 13 г. Енисейска создается учебно-материальная база, соответствующая современным требованиям подготовки рабочих по профессиям строительного и жилищно-коммунального комплексов.

Вместе с тем традиционная система практического обучения ориентирована на подготовку строительных рабочих, владеющих определенным набором знаний, умений и навыков (ЗУН). Такая парадигма образования требует наличия развитой материальной базы и опытных мастеров производственного обучения. Оба этих фактора в настоящий период ослаблены. Практическое обучение во многом ориентированное на прошлый опыт, не учитывает уникальность условий деятельности рабочих строительных профессий с учетом новых технологий, современных материалов, их особой ответственности за результаты своего труда, исправить которые или переделать затруднительно. Все это требует иных методологических, методических оснований и организации педагогических условий, гарантирующих эффективное, качественное обучение.

Учащиеся НПО в ходе обучения овладевают общетеоретическими, профессиональными знаниями, практическими навыками, осваивают технику и, как сказано выше, осваивают смежные профессии. Существующие ныне парадигмы образования не отвечают современным требованиям подготовки рабочих кадров. Исключением является личностно-развивающая парадигма, позволяющая изменить информационную концепцию преподавания на практико-ориен-тированную, когда особые педагогические условия, спроектированные, смоделированные и адаптированные к условиям учреждения начального профессионального образования строительного профиля, обеспечат формирование прочных умений и навыков, необходимых для квалифицированного, конкурентоспособного и профессионально мобильного работника.

Под педагогическими условиями подразумевается совокупность объективных (преемственность содержания, форм, методов, материальной базы, совместной деятельности учащихся и преподавателей) и субъективных возможностей (интерес к собственной профессиональной деятельности, способность к самообразованию, желание постичь высокие уровни профессиональной подготовки, стремление на ранних этапах обучения построить профессиональную карьерную траекторию и т. д.), обеспечивающих успешное решение поставленных образовательных задач.

Проблемы профессионального образования и подготовки рабочих массовых строительных профессий можно отнести к слабо разработанной области исследований. Имеющиеся работы, как правило, затрагивают экономическую сферу строительного комплекса (Н. К. Долгушкин, В. Ф. Кузнецов, А. А. Михайлов, Ю.А. Новосёлов и др.) [2]. В последние годы эта проблема стала предметом исследования педагогики (Н. С. Бородин, Г. В. Ендрихинская, А. А. Кива, А. А. Литвиненко, А. А. Малахов, А. Г. Петренко, М. М. Пешеходько, К. Р. Четыркин) [3]. В то же время отсутствуют исследования, отражающие формирование содержания практического обучения, его принципы и методику, оценку, эффективность и уровни подготовки рабочих для строительного комплекса.

В ходе сравнительного анализа установлено, что качество практического обучения рабочих кадров не соответствует требованиям рынка труда и характеризуется рядом противоречий:

- между спросом и предложением рабочей силы;

- между повышенными требованиями рынка труда к уровню профессиональной подготовки рабочих кадров и отсутствием эффективных педагогических условий для их обучения в системе начального профессионального образования;

- между наличием образовательных и педагогических технологий общего среднего образования и их недостаточной адаптацией для начального профессионального образования;

- между профессионально важными в условиях рыночной экономики качествами личности и отсутствием их у молодежи;

- между необходимостью опережающей подготовки рабочих и замедленными темпами формирования личностно-развивающей образовательной среды на лабораторно-практических занятиях.

Подробнее остановимся на обозначенных противоречиях и рассмотрим ряд понятий и предпосылок шире раскрывающих необходимость данного анализа.

В указанном выше контексте важным показателем развития личности является креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.

Понимание креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.

Для овладения сложными способами трудовой деятельности, формирования профессиональных способностей необходима кропотливая и целенаправленная работа самих учащихся по решению практических задач различной степени сложности, которые развиваются у учащихся неодинаково.

Вместе с тем учащиеся, столкнувшись с реальными проблемами на практическом обучении, проявляют больший интерес к изучению теоретических дисциплин, так как этот интерес мотивируется уже имеющимся некоторым опытом практической работы, который требует не только автоматического выполнения каких-то операций, но и понимания природы процессов и конечной цели.

Анализ научных источников и педагогической практики свидетельствует, что применяемые формы, методы и средства современного учебного процесса не в полной мере решают главные задачи практического обучения: развитие активности, самостоятельности и ответственности учащегося как будущего специалиста.

Взятая за основу парадигма личностно-развивающего обучения позволяет организовывать педагогическое управление развитием учащихся на основе учета ведущих психологических закономерностей и механизмов их становления как субъекта деятельности, сделать процесс практического обучения индивидуально направленным, не ломая его хорошо отработанные формы, а дополняя и расширяя их.

Таким образом, на основании новых организационных подходов к учебному процессу в системе НПО Красноярского края и России в целом создаются необходимые педагогические условия для повышения качества подготовки рабочих кадров не только в строительной отрасли, но для всего инновационного производства.

Список литературы

1. Кочетов А. И. и др. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова: 2-е изд-е, доп. М., 2007. 223 с.

2. Долгушкин Н. К. Формирование кадрового потенциала (Вопросы теории и практики). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. 304 с.

3. См., например: Кроль В. М. Педагогика. М.: Высшая школа, 2008. 254 с.; Геворкян Е. Н. Рынок образовательных ресурсов: Аспекты модернизации: монография. 2-е изд., испр. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2006. 384 с.

Малашкина Н. В., директор.

Профессиональное училище № 20.

Пр. Металлургов, 4а, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660131.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 17.08.2009

N. V Malashkina

THE DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN KRASNOYARSK REGION: ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

Some problems of vocational education are considered in this article. Aspecial place is removed for analyze of contradictions, influencing on quality of practical education and common training of working personnels. Also some ways of systematization of vocational education in Krasnoyarsk regional are discussed there.

Key words: regional aspect, labour preparation, formation of professional abilities, Initial vocational training, working personnels.

Professional School № 20.

Pr. Metalurgov, 4a, Krasnoyarsk, Krasnoyarskii krai, Russia, 660131. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.