УДК 377.1
Анализ экспериментальной деятельности учреждений системы НПО
Шаронин Ю.В. д.п.н. главный специалист отдела организации НИР
Павлов А.В. ведущий инженер отдела организации НИР
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва.
Аннотация. Учреждения системы начального профессионального образования (ОУ НПО) активно участвуют в экспериментальной деятельности. Ряд ОУ НПО занимаются разработкой современной системы управления качеством профессионального образования, создавая действующую модель управления способную формулировать четкие цели перед всеми работниками училища и его подразделениями и управлять качеством профессиональной подготовки. В статье рассмотрены наиболее распространенные направления экспериментальной деятельности учреждений НПО в регионах России.
Ключевые слова. Система начального профессионального образования, экспериментальная деятельность.
Одним из распространенных направлений экспериментов учреждений системы начального профессионального образования является формирование профессиональных компетенций выпускников учреждений начального профессионального образования. Участники эксперимента разрабатывают модель, обеспечивающую эффективность формирования профессиональных компетенций учащихся.
Актуальным направлением эксперимента для многих ОУ НПО является создание многоуровневого ресурсного центра на их базе. При этом обеспечивается повышение эффективности образовательной деятельности; реализация основных и дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального образования; создание условий для развития дополнительного профессионального образования; обновление учебно - материальной базы.
В Астраханской области Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №28 (директор Евгений Михайлович Блинов) является региональной экспериментальной площадкой (Приказ Министерства образования и науки Астраханской области от 01.04.2008 г. №384). Тема эксперимента - «Разработка современной системы управления качеством профессионального образования в рамках ПУ» (научный руководитель - Вера
Михайловна Лазаренко, старший преподаватель кафедры профессионального образования Астраханского института повышения квалификации и переподготовки).
Цель эксперимента - реконструировать приемы и методы внутриучилиишого управления, приведя их в соответствие с задачами, стоящими перед объектом управления, создать действующую модель управления способную формулировать четкие цели перед всеми работниками училища и его подразделениями, способную управлять качеством профессиональной подготовки.
Задачи эксперимента:
1. выявление достаточных и необходимых условий для моделирования современной системы управления качеством профессионального образования.
2. изучение готовности администрации, педагогов, мастеров производственного обучения к инновационным преобразованиям.
3. изучение ресурсной базы, необходимой для проведения эксперимента.
4. разработка модели качественной подготовки специалистов для работы в новых экономических условиях.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 39» г. Брянска (директор Непогода Любовь Ивановна) является региональной экспериментальной площадкой (Приказ Управления образования Брянской области, приказ № 45 от 20.01.2004 г.). Тема эксперимента -«Формирование ключевых профессиональных компетенций выпускников профессионального лицея в условия реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования» (руководитель - Хохлова Татьяна Викторовна, к. п. н., доцент).
Цель эксперимента - определение совокупности дидактических условий формирования ключевых профессиональных компетенций учащихся профессионального лицея, позволяющих разрешить противоречия в теории и практике профессиональной подготовки будущих специалистов.
Основные задачи эксперимента можно сформулировать следующим образом.
1. Провести анализ состояния проблемы формирования ключевых
профессиональных компетенций учащихся лицея, с учетом социологической, психологопедагогической литературы и практики.
2. Разработать теоретические основы содержания и структуры формирования активно-деятельиостного отношения учащихся лицея.
3. Выявить дидактические условия формирования ключевых профессиональных компетенции учащихся профессионального лицея торгово-кулинарного профиля, проверить неэффективность.
4. Разработать модель, обеспечивающую эффективность формирования ключевых профессиональных компетенции;
5. Проверить эффективность этой модели с помощью опытно-экспериментальной деятельности.
6. Разработать и экспериментально проверить комплекс научно-методических рекомендаций по реализации творческого , проектного обучения учащихся.
7. Разработать тематику и содержание проектов для учащихся разных курсов и специализаций. Разработать методические рекомендации по их выполнению, оценить :роль творческих заданий в профессиональном становлении учащихся, разработать методику их использования.
8. Провести экспериментальные исследования по проверке эффективности влияния на формирование ключевых профессиональных компетенций выпускника профессионального лицея торгово-кулинарного профиля, дать сравнительный анализ полученных результатов.
Основные результаты эксперимента (научно-методические разработки, подготовленные диссертационные исследования, публикации)
В Красноярском крае Государственное образовательное учреждение «Профессиональный лицей №41» (директор Шимохина Нина Антоновна) является федеральной экспериментальной площадкой сразу по трем темам (Министерство образования и науки Российской Федерации, Совет сети федеральных экспериментальных площадок, Институт образовательной политики «Эврика», 2006г.).
Тема первого эксперимента - «Создание многоуровневого ресурсного центра на базе ГОУ ПЛ №41» (руководители - Шимохина Нина Антоновна- директор ГОУ ПЛ №41, Аверин Степан Петрович - ректор Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук, доцент).
Цели эксперимента:
- кадровое обеспечение экономического роста края;
- максимальное удовлетворение образовательных потребностей граждан, свободы выбора программ, форм и методов обучения;
- создание условий, обеспечивающих равенство доступа к современному качественному образованию;
- эффективное использование ресурсов.
Задачи эксперимента:
- разработка и осуществление мер по обеспечению эффективной образовательной деятельности;
- реализация основных и дополнительных профессиональных образовательных программ начального базового и повышенного уровня профессионального образования;
- создание условий для развития дополнительного профессионального образования;
- обновление учебно - материальной базы.
Основные результаты эксперимента.
Разработана правовая база: Положение о Ресурсном центре, штатное расписание, должностные инструкции специалистов.
За 2006-2008 гг. повышение профессионального мастерства инженерно-педагогических работников прошли десятки членов педагогического коллектива,.
В «Центре моды » под руководством мастера международного класса парикмахерского искусства Харьковского Н.И. повышали квалификацию мастера производственного обучения.
в 2006г. - Специалистами Международного центра развития модульной системы обучения (г.Москва) проведен семинар «Разработка модульных программ профессионального обучения» - обучены разработчики модульных программ из числа педагогических работников ПЛ №41.
Разработаны и прошли экспертизу 25 учебных элементов модульной программы обучения по профессии «Социальный работник», презентация которых прошла на Краевом обучающем семинаре пользователей модульной технологии обучения, организованном специалистами Международного центра развития модульной технологии обучения.
Подготовлены методические разработки: «Промежуточные итоги эффективности внедрения технологии модульного обучения по профессии «портной» в учебный процесс». Заключены соглашения с потенциальными партнерами.
Тема второго эксперимента - «Отработка модели, создание методики и апробация специальности «Консультант по стилю» для подготовки конкурентоспособных кадров, востребованных на рынке труда».
Цель эксперимента - разработать и апробировать содержание специальности «Консультант по стилю» для среднего профессионального образования, как одно из направлений подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
Задачи эксперимента:
изучить опыт успешных специалистов, работающих над образом человека (парикмахеров, модельеров, художников и др.) с целью выявления факторов, обеспечивающих достижение успеха в данной области и выявления ценностномотивационного компонента деятельности стилиста.
изучить основные подходы стилистов к созданию целостного, гармоничного образа и определить технологический компонент деятельности стилиста.
описать критерии деятельности стилиста через разработку его профессиограммы.
разработать образовательную программу по направлению «Консультант по стилю», соответствующую выделенным критериям.
апробировать данную программу, изучить эффективность данной программы.
Основные результаты эксперимента:
Совместно ФГУП «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» разработана Информационная записка «Прогнозная оценка потребности населения Красноярского края в профессиях «парикмахер» и «портной» с дополнительными квалификациями «Технолог по формированию общего стиля человека» (стилист), «имиджмейкер» на период до 2011 г.»
Разработаны инновационные модели. Модель инновационной деятельности образовательного учреждения; модель перехода учреждения профессионального образования в МАНО; модель участия бизнеса в развитии НПО и СПО;
Тема третьего эксперимента: «Разработка и апробация специализации «Стилист» как условие подготовки конкурентоспособных кадров»
Цель эксперимента - разработать и апробировать содержание специализации «Стилист» к профессии «парикмахер» для начального профессионального образования как одно из направлений подготовки успешного конкурентоспособного специалиста Задачи эксперимента;
изучить теоретические основы стиля как базового содержания когнитивного компонента деятельности стилиста.
изучить опыт успешных специалистов, работающих над образом человека (парикмахеров, модельеров, художников и др.) с целью выявления факторов, обеспечивающих достижение успеха в данной области и выявления ценностномотивационного компонента деятельности стилиста.
изучить основные подходы стилистов к созданию целостного, гармоничного образа и определить технологический компонент деятельности стилиста.
описать критерии деятельности стилиста через разработку его профессиограммы.
разработать образовательную программу по направлению «Стилист», соответствующую выделенным критериям.
апробировать данную программу, изучить эффективность данной программы.
Основные результаты эксперимента.
-Совместно ФГУП «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» разработана Информационная записка «Прогнозная оценка потребности Красноярского края в профессиях рабочих: «парикмахер» и «портной» до 2009 г.»
-Подготовлены разработки: «Теоретические основы специализации «Стилист» ; «Содержание специализации «Стилист»: профессиограмма»; «Методологически основы разработки содержания специализации «Стилист»; «Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности ГОУ ПЛ №41 по освоению студентами дополнительной специализации «Стилист»; «Требования к содержанию специализации: учебный план, рабочие учебные программы»; «Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы по профессии «Парикмахер» со специализацией «Стилист»; «Профессиональная компетентность стилиста».
Список литературы.
1 .Комаринских А.Н. Взаимодействие колледжа с социальными партнерами / в сб. Управление инновационными образовательными системами в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»: Материалы региональной научно-практической конференции 13-14 декабря 2007 г. Барнаул: Азбука.
2.Медведева Н.В., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н. Компетентностный подход в рамках современной образовательной парадигмы // Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»),-№9, 2007.