поиска и последующего отбора. Анализ включает в себя операции декомпозиции, сравнения, оценивания отклонения. Синтез - проектирование, конструирование в виде логического вывода. Если возникает расхождение между желательным состоянием системы и рассматриваемым положением ее в окружающей среде, то оно осознается как противоречие, отклонение от нормы. Далее будет необходимым знание путей, способов устранения противоречия. При отсутствии готовых решений по устранению противоречия существующее состояние воспринимается как проблемная ситуация. На вы-
ходе системы, таким образом, будет проблема, т.е. ориентация системы в окружающей среде.
Таким образом, первым управленческим действием в управленческом цикле, будет ориентация субъекта управления в окружающей обстановке. На этапе ориентации происходит преобразование содержания исходной информации о внешнем и внутреннем состоянии системы в проблему (указание положения в определенной системе координат), что дает нам основание рассмотренную последовательность преобразований выделить в подсистему первого уровня и назвать подсистемой ориентации.
Литература
1. Третьяков П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогического менеджмента). М., 1995.
2. Анфилатов В.С. и др. Системный анализ в управлении: Учеб. пос. / Под ред. А.А. Емельянова. М., 2002.
3. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пос. для вузов. М., 1989.
4. Атрашенко А.Н. Теоретико-методологический анализ уровневого строения управления общественными системами // Изв. Томского политехн. ун-та. 2004. Т. 307. № 6.
5. Щербина В.В. Современные теории организации: Словарь. М., 2000.
6. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ. Под ред. И.А. Ушакова. М., 1974.
7. Терентьев В.К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента. М., 2002.
А.И. Таюрский*, Н.М. Халимова**
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
* Сибирское отделение Российской академии образования, г. Красноярск
** Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Абакан
Несмотря на сохраняющийся в целом государственный характер системы начального профессионального образования, в ней идут сложные и противоречивые процессы перехода к рыночной экономике.
Сегодня в Республике Хакасия, как и в России, 90 % предприятий сменили форму собственности, стали негосударственными. Институты «базовых предприятий» ликвидированы. Училища лишились не только финансовой поддержки предприятий, но и мест для прохождения производственной практики. Финансирование учреждений НПО, по мнению некоторых исследователей, в последние годы не превышает 40 % от необходимых потребностей. Подготовка учащихся ведется на устаревшей технической и технологической базе. Поэтому качество подготовки специалистов недостаточно высокое. Вместе с тем грядущая демографическая воронка еще более увеличит потребность регионов в рабочих профессиях. В этой связи задачей каждого образовательного учреждения в ближайшее время
станет стремление максимально приблизить уровень профессиональной подготовки выпускников к современным требованиям рынка труда и региональных работодателей.
Сложившаяся в предыдущий период система управления НПО была ориентирована на педагогический процесс, а не на ее участников. В настоящее время она нуждается в совершенствовании и обновлении, так как не способна обеспечить опережающее развитие начального профессионального образования в новых социально-экономических условиях, решить весь комплекс личностно-ориентированных задач, определенных Законом РФ «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования до 2010 г., осуществить замену субъект-объектных отношений на субъект-субъект-ные в системе «мастер, преподаватель - учащиеся», сделать выпускников конкурентоспособными на рынке труда.
Устойчивая тенденция последних лет показывает рост исследований по проблеме управления качест-
вом образования. Потребность создания педагогической системы управления качеством начального профессионального образования вытекает из необходимости выстраивания рыночных отношений, формирования сферы образовательных услуг. Современное управление образованием требует высокой личной ответственности всех участников образовательного процесса. Изменение философии управления качеством НПО предполагает, что каждый педагог будет являться менеджером образования.
Уровень образования в менеджменте - это способность к исследованиям, целеустремленность, стратегичность поведения, тип мышления, проблемность в оценках, нравственность, интеллект, организованность, коммуникативность. Интеллектуальный потенциал менеджера образования - это сплав уровня образования и культуры, интеллекта, способности к самообразованию и саморазвитию, объема и структуры фундаментальных знаний в области специальности и осознание практического опыта.
Теоретический анализ материалов и публикаций по проблеме управления образованием, менеджмента, практической деятельности руководителей учреждений начального профессионального образования в период модернизации образования позволил разработать, теоретически обосновать и апробировать педагогическую систему управления качеством начального профессионального образования в Республике Хакасия. Разработка системы осуществлялась в соответствии с гипотетическим предположением, что система будет целостной и эффективной. Мы исходили из позиции, что образовательное учреждение НПО - сложная система, в которой каждый является субъектом педагогического процесса и управляет на своем уровне.
В педагогике понятие «качество» используется в разных значениях. Оно многомерно и системно отражает процесс и результат образовательной деятельности с точки зрения того, что мы ожидаем в сравнении с тем, что реально имеем. «Качество» характеризует степень соответствия образовательной модели образовательному стандарту, т.е. соответствие цели образования. Кроме того, понятие «качество» отражает и характеризует степень гарантии того, что ожидает потребитель образовательных услуг - работодатель, учащиеся, студенты, родители.
Осознание функции управления качеством явилось стимулом к организационно-проектировочной деятельности по созданию педагогической системы управления качеством начального профессионального образования. Понятие «качество» актуально для всех компонентов системы начального профессионального образования: оценки материально-технической, кадровой, нормативной, содержательной подсистем образовательного учреждения.
Термин «система обучения» или «образовательная система» адекватно отражает целостность, структурное единство и внутреннюю взаимосвязь элементов, описываемых такими дидактическими категориями, как «цели образования», «содержание образования», «методы обучения», «средства обучения», «организационные формы обучения». Понятие «система» в настоящее время рассматривается как одна из важнейших категорий методологии научного познания. Вопросам теории и практики системного подхода посвящено большое количество публикаций как в России, так и за рубежом. В теории систем убедительно доказано, что наибольшей силой обладает знание, в котором познаваемый объект представлен как система того или иного уровня, раскрыта ее структура и организация.
Системный подход - это общенаучный метод исследования систем, который получил свое развитие в исследовании социальных систем. Анализ различных определений понятий «система» и «принцип системного исследования» получил широкое освещение в работах отечественных философов и педагогов: В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, И.Б. Блау-берга, Б.С. Гершунского, Л.И. Новикова, Э.Г Юдина и др., зарубежных специалистов: Р. Акоффа, Л. Бер-таланфи, У. Кинга, Ж. Пиаже и др.
Из множества определений «система» мы останавливаемся на общеизвестном и общепринятом: система есть упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, обладающих структурой и организацией.
На основе анализа психолого-педагогических исследований установлено, что в теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и управление качеством. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения их влияния на уровень качества, как мы выяснили, необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные эпизодические действия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Термин «система управления качеством» широко не распространен в области отечественного образования, нами применены стандарты серии ИСО- 9 000 для определения педагогической системы управления качеством начального профессионального образования. Система управления качеством начального профессионального образования создается и внедряется в образовательных учреждениях как средство, обеспечивающее проведение определенной политики выживания учреждений НПО в период их модернизации и регионализации.
Первичным в системе является формирование и документальное оформление администрацией учи-
лищ и лицеев политики в области качества образования. Смысл ее заключается в требовании к системе качества как совокупности документов трех уровней:
- документы первого уровня - структура педагогической системы управления качеством - основные ориентиры, политика и цели в области качества;
- документы второго уровня - модули системы качества - модули мониторинга учебного процесса, промежуточной и итоговой аттестации, повышения квалификации преподавателей и др.;
- документы третьего уровня - рабочие инструкции, должностные характеристики, комплексное методическое обеспечение, поурочное планирование (портфолио) и др.
Установлено, что понятие системы управления качеством в концепции стандартов серии ИСО-9000 имеет двойную трактовку.
Согласно первой - это система общего руководства образовательным учреждением по подготовке квалифицированных рабочих по заявленным специальностям и тем, которые предстоит открыть. В этом случае определение управления как взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на качественную реализацию образовательных услуг, гарантированное обеспечение стандарта образования и профессиональнотворческое развитие личности педагогов и обучаемых, нам представляется наиболее приемлемым для нашего исследования.
Вторая трактовка понятия системы управления качеством относится к конкретному виду деятельности или услуги (процессу обучения) или к конкретной продукции, выпускаемой в учебных мастерских. В последнем случае система качества выступает как средство, обеспечивающее стабильность качества конкретной продукции.
Установлено, что в соответствии с идеологией стандартов ИСО серии 9000 система качества НПО должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что каждое образовательное учреждение сможет предупреждать проблемы, а не выявлять их после возникновения.
Обеспечение системы качества образования представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа учебно-воспитательного процесса.
Управление качеством образования представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода несоответствий, устранение причин. В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их при-
чин известны как «замкнутый управляющий цикл», который включает контроль, учет, анализ (оценки).
Улучшение качества образования по ИСО представляет собой деятельность, направленную на повышение технического уровня выпускаемой продукции, качества ее изготовления, совершенствования элементов производства и системы качества. В области образования - это постоянное сопоставление со стандартами, выход на уточнение и коррекцию в процессе обучения.
Таким образом, концепция качества начального профессионального образования прямо связана и вытекает из тенденции конкурентоспособности выпускников и продукции, выпускаемой в учебных мастерских училищ и лицеев.
Всеобщее управление качеством НПО - это подход к руководству образовательных учреждений, нацеленный на качество, основанный на участии всех членов образовательного процесса и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителей (учащихся, родителей, заказчиков кадров) и выгоды педагогов и общества.
Концепция качества предполагает:
- выработку и реализацию политики в области качества;
- разработку, применение и совершенствование организационной структуры системы качества;
- распределение и контроль использования ресурсов (условий);
- обеспечение качества педагогического процесса;
- получение конечного результата.
Общенаучную систему нашей концепции составил интегративно-деятельностный подход.
Название данного подхода выражает его содержание и основную функцию. Интегративность отражает тенденции развития общества на пути социально-экономических преобразований, вхождения в рыночную экономику. Процессы, протекающие в начальном профессиональном образовании, их интеграция с другими системами общества, подготовка рабочих по интегрированным со средним специальным образованием программам дают основание полагать, что данный подход позволит готовить конкурентоспособных специалистов. В рамках педагогической системы управления качеством начального профессионального образования интегративно-деятельностный подход заключается в том, что процесс подготовки учащихся по рабочим профессиям, с одной стороны, осуществляется в результате постоянной интеграционной деятельности, с другой -формирует готовность к саморазвитию и способствует самореализации личности в деятельности.
Основой профессионального труда менеджеров образования, которыми являются педагоги и руко-
водители НПО, является по своей сути интеграция существующей науки, практической деятельности и искусства. Творческий характер и управленческо-педагогическое содержание труда менеджера образования предполагает интеграцию управленческой, педагогической, психологической и культурологической подготовки.
Интегративно-деятельностный подход реализуется через:
- создание интегрированной структуры педагогической системы управления качеством начального профессионального образования;
- применение интегрированных учебных программ по всем профессиям начального профессионального образования для подготовки конкурентоспособных выпускников;
- интеграционную связь управленческой, педагогической, психологической, культурологической деятельности менеджеров образования;
- разработку интегративной формы самоорганизации учащихся и студентов через деятельность при освоении профессии;
- применение интегративного критерия оценки деятельности участников образовательного процесса и эффективности системы управления качеством НПО.
В основе интегративно-деятельностного подхода лежит система общеметодологических и дидактических принципов, которые делают данный концептуальный подход единым и непротиворечивым.
Анализ системы качества осуществляется на основании материалов диагностики и мониторинга. В роли основных субъектов качества профессионального образования выступают обучаемые и педагоги (преподаватели, мастера производственного обучения). Для внедрения в практику педагогических систем надежной, валидной и эффективной педагогической системы управления качеством образования нами разработаны критерии оценки всех видов учебной деятельности обучаемых, предусмотренных стандартом. Планируемое качество результата обучения формулируется как в отношении итоговой подготовки обучаемых, так и уровня воспитанности и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.
Для управления педагогической системой определены: диагностическое целеполагание и методика объективного контроля качества его достижения, созданы контрольно-измерительные материалы (КИМы) с эталонами ответов по всем специальным предметам и производственному обучению и выработана техника стимулирования педагогов и учащихся к его достижению. Качество образовательной системы определяется качеством всех ее компонентов: качеством целей и норм (анализом,
планированием, контролем выполнения), качеством ресурсов-условий (кадровым потенциалом, материально-технической базой, комплексным методическим обеспечением предметов и профессий), качеством процессов (образовательного, воспитательного, управленческого, исследовательского) и качеством конечного результата (обученность, воспитанность, физическое, психическое и нравственное здоровье, уровень социальной адаптации учащихся и выпускников к жизни, состояние микроклимата в коллективах).
Интегральная эффективность системы управления качеством НПО нам представляется в виде взаимосвязанных составляющих: целевой, ресурсной, социально-психологической и процессуальной (технологической).
Целевая эффективность системы управления качеством НПО характеризует потенциальные возможности системы управления, поскольку все учебные заведения НПО, независимо от своего профиля, имеют ряд общих целей, обусловленных мировыми, государственными, региональными тенденциями развития образования.
Ресурсная эффективность системы управления качеством НПО, по нашему мнению, представляет собой характеристику сравнительной оценки показателей, заложенных в структуру системы управления качеством НПО: кадровый потенциал; позиция руководства; обеспечение ресурсами; инфраструктура (материальная база НПО).
Социально-психологическая эффективность системы управления качеством НПО является характеристикой уровня нравственных качеств обучающихся (уровень воспитанности, уровень адаптации и социализации личности учащихся), уровня морально-психологического климата в коллективе, сплоченности коллектива.
Процессуальная (технологическая) эффективность системы управления качеством НПО предполагает отслеживание показателей качества учебно-воспитательного процесса, систему мониторинга, систему оценки качества конечных результатов применяемых инновационных технологий.
Анализ структуры педагогической системы управления качеством НПО дает основание полагать, что подход к обучению как процессу управления, основанный на принципах целостности, иерархичности и управляемости, является основой, которая объединяет разнокачественные, структурные элементы в единое системное пространство; позволяет рассматривать управление как механизм, посредством которого происходит обучение организованным действиям с одновременным развитием участников образовательного процесса.
Развитие подразумевает поэтапное движение от деятельности под руководством педагогов к само-
управляемому обучению, от него - к самообучению и саморазвитию.
Исходной единицей анализа обучения как управления студентами является учебно-педагогическая ситуация, в которой выделяются следующие составляющие:
- структурированное содержание учебного процесса;
- организованный процесс усвоения учебного материала и обобщенных способов учебной деятельности в соответствии с заданным уровнем усвоения;
- рефлексивный анализ деятельности (самодиагностика и самомониторинг);
- коррекция обучения.
Эффективность процесса обучения на каждом уроке рассматривается с точки зрения организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Результат обучения рассматривается как состояние обученности и развития способностей к самообучению и саморазвитию на промежуточном и конечном уровне.
Технология преподавания, основанная на рефлексивном, субъект-субъектном взаимодействии; обеспечивает переосмысливание собственного опыта и максимально полное использование возможностей обучаемых; создает условия для самоорганизации как показателя личной и профессиональной зрелости участников образовательного процесса.
Технология учебной работы выступает как способность к самоуправлению своей деятельностью, которая развивается в процессе взаимодействия преподавателя с учащимися и студентами, поскольку обучаемые выполняют функции как исполнительские, так и управленческие, т.е. выступают сами для себя как объекты и субъекты управления. Уровень
развития активности и самостоятельности зависит от того, насколько обучаемые овладели самоанализом, самомотивацией, целеполаганием, самоорганизацией, коррекцией своих действий, самоконтролем и самооценкой. В основе этих функций лежат рефлексивные процессы, через которые проявляется самоуправление развитием.
Профессиональная готовность конкурентоспособных специалистов НПО определяется как интегративная, динамическая система личностных образований, включающая личностный, функциональный и психофизиологический уровни организации, обеспечивающие им конкурентоспособность при выполнении профессиональной деятельности.
Созданная система управления качеством начального профессионального образования обеспечивает: профессиональную компетентность выпускников на основе формирования интеграционной деятельности (через умения и навыки профессиональной деятельности) и коммуникативных компетенций (умения и навыки делового общения); мониторинг качества профессиональной подготовки и профессиональной адаптации выпускников учреждений НПО; внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических и производственных технологий; повышение качества преподавания путем стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на ведущих предприятиях, имеющих современное оборудование и технологии.
Проведенный в ходе исследования анализ организационно-педагогических проблем созданной педагогической системы управления качеством начального профессионального образования в условиях модернизации НПО Республики Хакасия доказал ее эффективность.