Научная статья на тему 'Анализ опыта работы ряда экспериментальных площадок системы среднего профессионального образования'

Анализ опыта работы ряда экспериментальных площадок системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1323
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронин Ю. В.

В системе среднего профессионального образования многие экспериментальные площадки развивают тематику, связанную с проблемами формирования компетентного выпускника, конкурентоспособного на современном рынке труда. При этом используется инновационный подход к формированию модели выпускника ОУ СПО. В статье рассмотрены основные направления исследовательской деятельности коллективов отдельных учреждений СПО по разработке и экспериментальному апробированию структуры, содержания и образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки выпускников системы СПО, особенно для высокотехнологичных предприятий, например машиностроительного профиля, с учетом требований регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта работы ряда экспериментальных площадок системы среднего профессионального образования»

УДК 377.5

Анализ опыта работы ряда экспериментальных площадок системы среднего профессионального образования.

Шаронин Ю.В. д.п.н. главный специалист отдела организации НИР

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

Аннотация. В системе среднего профессионального образования многие экспериментальные площадки развивают тематику, связанную с проблемами формирования компетентного выпускника, конкурентоспособного на современном рынке труда. При этом используется инновационный подход к формированию модели выпускника ОУ СПО. В статье рассмотрены основные направления исследовательской деятельности коллективов отдельных учреждений СПО по разработке и экспериментальному апробированию структуры, содержания и образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки выпускников системы СПО, особенно для высокотехнологичных предприятий, например машиностроительного профиля, с учетом требований регионального рынка труда.

Ключевые слова. Экспериментальная деятельность, инновации, среднее профессиональное образование.

В системе среднего профессионального образования многие экспериментальные площадки развивают тематику, связанную с проблемами формирования компетентного выпускника, конкурентоспособного на современном рынке труда. При этом используется инновационный подход к формированию модели выпускника ОУ СПО. Основной целью этого направления исследовательской деятельности коллективов является разработка и экспериментальное апробирование структуры, содержания и образовательных технологий, обеспечивающих высокое качество подготовки выпускников системы СПО, особенно для высокотехнологичных предприятий, например машиностроительного профиля, с учетом требований регионального рынка труда

В Алтайском крае Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Алтайский промышленно-экономический колледж» проводит эксперимент на тему: «Формирование конкурентоспособного

выпускника колледжа» (руководитель - Шабанов Роман Николаевич, заместитель директора по научно-методической работе).

Цель эксперимента - формирование конкурентоспособного выпускника колледжа:

Задачи эксперимента

1 Создание условий для организации целостного педагогического процесса как педагогически целесообразной жизнедеятельности коллектива колледжа;

2 Интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности для обеспечения целостного всестороннего и гармоничного развития личности выпускника;

3 Оптимизация структуры методической системы в процессе педагогического взаимодействия.

Основные результаты эксперимента - это свыше 200 разработок по направлениям:

- Рекомендации преподавателям, кураторам групп по управлению педагогическим процессом;

- Сетевые межпредметные графики специальностей;

- Модели профессиональной деятельности выпускника (по специальностям);

- Педагогические проекты по отдельным аспектам организации ЦПП;

- Педагогические авторские мастерские;

- Мастер-классы педагогов-экспериментаторов.

В Республике Татарстан ФГОУ СПО «Казанский авиационно-технический колледж имени П.В.Дементьева» (директор колледжа и руководитель эксперимента Сохабеев Валерий Михайлович) проводит эксперимент (Приказ Минобразования РФ от 10.02.2004 г. №558 «О проведении эксперимента в государственном образовательном учреждении «Казанский авиационный техникум») на тему: «Разработка содержания и образовательных технологий, обеспечивающих качество подготовки специалистов со средним специальным образованием для предприятий машиностроительного профиля, производящих наукоемкую продукцию)».

Цель эксперимента - разработка и экспериментальное апробирование структуры, содержания и образовательных технологий, обеспечивающих качество подготовки специалистов с СПО для предприятий машиностроительного профиля с учетом требований регионального рынка труда

Задачи эксперимента:

1. совершенствование процесса обучения по дуальной системе на основе очной формы обучения.

2. научная обработка результатов эксперимента.

3. выпуск методических пособий, рекомендаций, предложений, комплекта учебно-планирующей документации по реализации практико-ориентированной технологии обучения.

4. выработка предложений по корректировке ГОС СПО.

5. разработка проекта заключения по эксперименту

В Ярославской области Государственное образовательное учреждение Рыбинский педагогический колледж (директор Копотюк Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук) имеет статус экспериментальной площадки (Приказ Минобразования РФ от 01.04.2004г. № 1414 «Об итогах конкурса по определению базовых педагогических колледжей в рамках Программы модернизации педагогического образования»). Тема эксперимента - Построение инновационной модели педагогического колледжа с целью достижения синергетического эффекта в процессе практикоориентированной подготовки будущего педагога (руководитель - Степанова Татьяна Александровна, директор Департамента образования Администрации Ярославской области, доктор педагогических наук).

Цель эксперимента - построение инновационной модели педагогического колледжа.

К основным задачам эксперимента следует отнести.

- Обоснование и экспериментальная проверка необходимости введения в структуру педагогических колледжей инновационных структурных подразделений с целью достижения синергетического эффекта в процессе подготовки будущего педагога.

- Разработка и реализация программ непрерывного образования в условиях инновационной модели педагогического колледжа.

Создание кадровых, научно-методических, учебно-организационных и материально-технических ресурсов в процессе построения инновационной модели педагогического колледжа.

- Определение сущности практико-ориентированного подхода в подготовке будущего педагога.

Достигнутые результаты характеризуются рядом исследовательских разработок, среди которых:

- инновационная модель педагогического колледжа;

- пакет научно-методической и нормативной документации, регламентирующий процесс создания и ресурсного обеспечения инновационной модели педагогического колледжа в условиях региональной системы образования;

- критерии и показатели эффективности деятельности инновационной модели педагогического колледжа, обеспечивающей синергетический эффект в процессе подготовки будущего педагога;

-программы непрерывного образования;

-критерии и показатели эффективности практикоориентированной подготовки будущего педагога в условиях инновационной модели педагогического колледжа.

Следует отметить, что в данном эксперименте принимали участие и другие организации региона - Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского; Рыбинский филиал ЯГПУ им.К.Д.Ушинского; Общеобразовательная школа № 33 Рыбинского муниципального округа; Угличский педагогический колледж; Ростовский педагогический колледж;

Общественная организация «Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга» поводит по решению Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга эксперимент по тематическому направлению: «Мониторинг профессиональных компетенций специалистов и обновление профессиональных программ учреждений среднего профессионального образования с учётом вводимых профессиональных и государственных образовательных стандартов нового поколения».

Цель эксперимента - создание инновационной площадки как научно-методического центра по мониторингу профессиональных компетенций и обновлению профессиональных программ ССУЗов с учётом вводимых профессиональных и государственных образовательных стандартов нового поколения

Задачи эксперимента - интенсификация и консультационно-методическое сопровождение разработок по созданию банка данных по профессиональным компетенциям специалистов; мониторинг профессиональных компетенций специалистов со средним профессиональным образованием; интенсификация разработок в средних профессиональных учреждениях Санкт-Петербурга образовательных программ, ориентированных на формирование профессиональных компетенций с учётом стандартов нового поколения; разработка макетов образовательных программ; распространение среди учреждений СПО Санкт-Петербурга передового опыта.

В Курганской области ФГОУ СПО «Куртамышский сельскохозяйственный техникум» (директор Цибирев С. А) проводит экспериментальную работу по теме: «Формирование у студентов социально-психологической культуры через введение в учебный план дисциплины по выбору "Психология личностного самоопределения» (руководитель - Горева В. В.).

Цель эксперимента - теоретически обосновать возможность формирования социально-психологической культуры студентов через усвоение содержания спецкурса "Психология личностного самоопределения", и опытно-эксперементальным путем доказать эффективность введения в учебный план данной дисциплины.

Задачи эксперимента:

- изучить существующую литературу и имеющиися в педагогической практике опыт по организации системы занятий по развитию психологических качеств личности;

-изучить нормативно - правовую базу, разработать локальные акты, учебнопрограммную, учебно - планирующую документацию по внедрению данного спецкурса;

- освоение студентами содержания данного спецкурса;

- диагностировать у студентов формирование социально-психологических навыков: коммуникативных, интерактивных, социально - перцептивных, интереса к окружающим людям и себе, как профессионалу;

- оценить эффективность внедрения данного спецкурса в учебный план;

- обобщить и распространить опыт данной экспериментальной работы.

Основной результат эксперимента - сформирована Программа спецкурса

"Психология личностного самоопределения"

В Ростовской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области - Таганрогский механический колледж (директор Бурдуков Николай Егорович) является региональной экспериментальной площадкой (Приказ от 16.02.2007г. № 257 Министерством общего и профессионального образования Ростовской области). Тема эксперимента Маркетинговые исследования рынка труда и совершенствование управлением образовательным процессом и подготовкой специалистов с учетом требований региона (научный руководитель - Станкевская Виктория Валерьевна).

Цель эксперимента - изучение, анализ востребованности рынка труда

Задача эксперимента: совершенствование подготовки специалистов в соответствии с требованием рынка труда

Основные результаты эксперимента: Изучены, проанализированы требования рынка труда, в результате чего из-за невостребованости закрыта специальность «Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования». Выявлена потребность специалистов по обслуживанию средств вычислительной техники в связи, с чем открыта специальность «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей». Претерпела совершенствование система трудоустройства выпускников.

Из опыта работы региональных экспериментальных площадок одним из направлений экспериментальной работы в области является формирование различных инновационных моделей непрерывного профессионального образования. Многие ОУ СПО формируют на своей базе Ресурсные центры в качестве инновационной модели непрерывного профессионального образования в Ростовской области. При этом в

эксперименте можно выявить критерии эффективности взаимодействия учреждений различного типа в рамках функционирования Ресурсного центра, а также организовать регулярную мониторинговую деятельность, которая позволит повысить творческий потенциал субъектов образовательного пространства региона - школ, образовательных учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

Расширение пространства социального партнерства - как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста является распространенной тематикой эксперимента в ОУ СПО. В ходе эксперимента происходит развитие взаимодействия с социальными партерами в области кадрового обеспечения путем привлечения к преподаванию специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующей сфере, совершенствование форм профориентационной работы в техникумах и колледжах.

В рамках данного направления ОУ СПО осуществляют построение интегрированной среды «образование - наука - производство» и механизмов сотрудничества колледжа с потенциальными потребителями выпускников, разработку принципов и механизмов взаимодействия с предприятиями и предпринимательскими структурами всех уровней в образовательной, научно-исследовательской, профессиональной области.

Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Камчатский политехнический техникум» (директор Смирнов Сергей Иванович) в соответствии с Приказом управления образованием администрации Камчатской области «О присвоении статуса экспериментальной площадки ГОУ СПО «Камчатский политехнический техникум» № 549 от 26.10.2005 г. проводит актуальную для региона экспериментальную работу на тему: «Ресурсный центр как инновационная модель непрерывного профессионального образования в регионе».

Цель эксперимента (научный руководитель Грязнова И.Ю.) -разработать принципы функционирования Ресурсного центра на базе ГОУ СПО «Камчатский политехнический техникум» и обосновать систему соответствующей практики.

Задачи эксперимента:

обобщить и систематизировать существующие в науке и практике представления о сущности и механизмах взаимодействия учреждений различного типа в рамках сотрудничества;

определить и апробировать пути развития Ресурсного центра (непрерывное образование, дистанционное образование, повышение профессионального мастерства преподавательского состава в рамках эксперимента, создание условий для психологической комфортности в обучении студентов в режиме эксперимента. Целенаправленная диагностическая, коррекционная работа по адаптации студентов в режиме эксперимента);

выявить критерии эффективности взаимодействия учреждений различного типа в рамках функционирования Ресурсного центра

создание совокупности условий, обеспечивающих мотивацию педагогов к деятельности в условиях Ресурсного центра и к повышению квалификации.

организовать регулярную мониторинговую деятельность, которая позволит повысить творческий потенциал субъектов образовательного пространства школ, НПО, ГОУ СПО КПТ, высших учебных заведений.

В Камчатском политехническом техникуме в рамках эксперимента, проводится целенаправленная деятельность педагогического коллектива по повышению качества образования.

Основные результаты эксперимента опубликованы в более чем 50-ти научных статьях. В них формулируются принципы работы Ресурсного центра как функциональной модели непрерывного профессионального образования, рассматривается взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования по повышению качества подготовки выпускников.

В Красноярском крае в ГОУ СПО «Канский технологический техникум» (директор Берлинец Тамара Владимировна) проводит актуальную для региона экспериментальную работу на тему: «Расширение пространства социального партнерства - как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста».

Цель эксперимента - обеспечение оптимального эффективного сопровождения учебно-воспитательного процесса через повышение профессиональной компетентности преподавателей, направленного на улучшение качества обучения, трудоустройства выпускников путем активизации работы с социальными партнерами

Задачи эксперимента:

1. повышение качества обучения, в том числе лабораторно-практического, с использованием современного оборудования и технологий;

2. изучение рынка труда для обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки специалистов потребностям города и региона;

3. учет современных и перспективных требований к специалистам со средним профессиональным образованием, предъявляемых со стороны работодателей;

4. развитие взаимодействия с социальными партерами в области кадрового обеспечения путем привлечения к преподаванию специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующей сфере

5. привлечение ведущих работодателей, являющихся потенциальными потребителями кадров к обеспечению контроля качества подготовки специалистов;

6. расширение объемов и структуры дополнительного профессионального образования с учетом потребностей рынка труда, в том числе обеспечение профессиональной переподготовки высвобождающегося и незанятого населения совместно с центром занятости;

7. совершенствованию форм профориентационной работы в техникуме;

8. проведение ежегодного мониторинга трудоустройства выпускников;

9. формирование и реализация модели «Ассоциация выпускников техникума»

10. поддержка инициативы общественных организаций, молодежных

объединений в области воспитания;

11. развитие и распространение опыта совместного проведения конференций, семинаров, «круглых столов», и других мероприятий по различным направлениям учебно-воспитательного процесса;

Основные результаты эксперимента нашли отражение в следующих научно -методических разработках.

1. Программа развития ГОУ СПО «Канский технологический техникум» на 2007-2009 годы»

2. Программа развития социального партнерства в ГОУ СПО «Канский

технологический техникум» на 2007-2009 годы» Программа содействия занятости и

трудоустройства студентов и выпускников ГОУ СПО «Канский технологический

техникум»

3. Программа развития дополнительного профессионального образования в ГОУ СПО «Канский технологический техникум «Кадровое обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых на территории Красноярского края» на 2007-2009 годы»

4. Положение о методике проведения мониторинга востребованности и

трудоустройства выпускников и оценки их профессиональной компетентности

работодателем в ГОУ СПО «Канский технологический техникум» и т.д.

В Астраханской области Федеральное государственное образовательное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учреждение среднего профессионального образования «Астраханский государственный

политехнический колледж» (директор Ерофеев Владимир Кириллович) является федеральной экспериментальной площадкой (статус присвоен Институтом проблем развития среднего профессионального образования в 2005 г.). Тема эксперимента -«Обеспечение территориальной равнодоступности и внедрение новых форм и технологий обучения в сфере среднего и дополнительного образования на базе филиалов колледжа».

Цель эксперимента - создание целостной системы организации учебно-воспитательной деятельности, направленной на создание оптимальных условий для личностного развития и профессиональной самореализации всех субъектов образовательного процесса

Задачи эксперимента:

1. создание в Астраханской области на базе школ сети филиалов политехнического колледжа, реализующих единую кадровую политику в регионе и обеспечивающих преемственность в подготовке специалистов.

2. разработка системы подготовки специалистов в сельских районах, позволяющей оперативно реагировать на изменение потребностей села, обеспечивая социальную защиту сельских жителей.

3. создание на базе колледжа экстерната с целью сделать доступным профессиональное обучение для жителей отдаленных районов, сокращая расходы на подготовку и переподготовку специалиста.

4. создание на базе филиалов колледжа пунктов общественного доступа к сети Интернет для преодоления информационного неравенства и обеспечения равнодоступности образования для жителей села.

5. разработка механизма внедрения и распространения ИКТ в сельских районах.

6. разработка механизма преодоления информационного неравенства и развития системы дистанционного образования.

7. организация на базе филиалов Центров дополнительного профессионального образования по подготовке и переподготовке для быстрой адаптации на рынке труда.

ГОУ СПО Астраханский колледж вычислительной техники (директор кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Аксёнов Владимир Сергеевич) проводит эксперимент на тему: «Инновационный механизм развития взаимодействия Астраханского колледжа вычислительной техники и работодателей высокотехнологичных производств».

Цель эксперимента - обучение студентов эксплуатации и проведения технического обслуживания электронной, электрической и электромеханической части передаваемого оборудования, в рамках реализации образовательным учреждением инновационной

образовательной программы «Инновационный механизм развития взаимодействия Астраханского колледжа вычислительной техники и работодателей высокотехнологичных производств»

Задачи эксперимента - построение интегрированной среды «образование - наука -производство» и механизмов сотрудничества колледжа с потенциальными работодателями и производственным сектором; разработка принципов и механизмов взаимодействия с предприятиями и предпринимательскими структурами всех уровней в образовательной, научно-исследовательской, профессиональной области и сотрудничества с потребителями результатов деятельности инновационного колледжа.

В Липецкой области ГОУ СПО Лебедянский педагогический колледж (директор Сачкова Галина Сергеевна) проводит эксперимент на тему: «Модель социальнокультурного образовательного комплекса в условиях малого города» (руководители -д.п.н. Шамрай H.H., к.п.н.Чуйкова М. H.).

Цель эксперимента - разработка модели социально-культурного образовательного комплекса в условиях малого города

Задачи эксперимента:

1. исследовать социально-экономические возможности создания социокультурного образовательного комплекса малого города;

2. выявить условия формирования саморазвивающегося социокультурного образовательного комплекса малого города;

3. внедрить разработанную модель в культурно-образовательную практику малого города;

4. разработать рекомендации для транслирования опыта создания модели социально-культурного образовательного комплекса.

Г осударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белокалитвинский политехнический техникум» в Ростовской области является региональной экспериментальной площадкой (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1527 от 02.07.2004). Тема эксперимента - «Инновационные технологии в образовательном процессе в техникуме по подготовке специалистов по специальности 270116 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» (руководитель Подцатова И.В.).

Цель эксперимента - решение задач повышения качества подготовки специалистов для работы на энергоемких предприятиях адекватной потребляемости за счет: а) использования в учебном процессе современных методов обучения; б) развития и

углубление научно-исследовательской работы студентов и преподавателей по проблеме энергосберегающих технологий и электрооборудования на основе анализа работы энергоемких предприятий; в) опытно-экспериментальное апробирование результатов НИР в условиях реального производства.

Задачи эксперимента:

1. проведение анализа состояния работ по совершенствованию существующих и внедрению новых энергосберегающих технологических процессов, система контроля и учета электроэнергии на ОАО «АлкоаМеталлургРус» совместно с ведущими специалистами предприятия, определение приоритетных участков работы;

2. систематизация и коррекция модуля специальных дисциплин в соответствии с результатами анализа проблемы.

3. проведение лабораторных и практических работ с элементами исследовательской деятельности, разработка отдельных вопросов тематики в курсовом проектировании.

4. проведение производственной практики студентов на объектах исследования с индивидуальным заданием

5. анализ и обработка полученных результатов, создание методических пособий, математических модулей с применением современных информационных технологий, проведение научно-технических конференций, издание печатных работ и создание электронных учебников.

6. проведение совместной экспертной оценки результатов исследования с целью дальнейшей практической реализации в учебном процессе и на производстве.

Список литературы.

1 .Комаринских А.Н. Взаимодействие колледжа с социальными партнерами / в сб. Управление инновационными образовательными системами в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»: Материалы региональной научно-практической конференции 13-14 декабря 2007 г. Барнаул: Азбука, 2008. - с. 33-36.

2.Комаринских А.Н. Алтайский государственный промышленно-экономический колледж / Федеральный справочник «Образование в России», М.: Центр

стратегических программ, 2007.

3. Комаринских А.Н. Взаимодействие колледжа с социальными партнерами / в сб. Управление инновационными образовательными системами в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование»: Материалы региональной научно-практической конференции 13-14 декабря 2007 г. Барнаул: Азбука.

4. Медведева Н.В., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н. Компетентностный подход в рамках современной образовательной парадигмы // Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО»),-№9, 2007.

5. Смирнов С.И. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного

профессионального образования // Развитие профессионального образования Камчатской области в современных условиях: материалы региональной научно-практической

конференции 17 октября 2004г. - Петропавловск-Камчатский: РИО Камчатского филиала МУПК, 2004.

УДК 374.02

Экспериментальная деятельность в сфере дополнительного образования

детей.

Петровская H.A. к.п.н., главный специалист отдела организации НИР

Шаронин Ю.В. д.п.н. главный специалист отдела организации НИР

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

Аннотация. В системе дополнительного образования детей ведется экспериментальная работа по разработке и апробации новых форм и методов работы, обеспечивающих качество дополнительных образовательных услуг, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В статье рассмотрена деятельность региональных экспериментальных площадок, проводящих научные исследования, направленные на совершенствование системы дополнительного образования.

Ключевые слова. Дополнительное образование, новые педагогические и социальные технологии, эксперимент, инновационная деятельность.

В системе дополнительного образования ведется экспериментальная работа по таким направлениям исследований как развитие эстетической компетенции, творческой потребности в самоактуализации личности воспитанника системы дополнительного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.