Научная статья на тему 'Разработка адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования (из опыта экспериментальной работы)'

Разработка адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования (из опыта экспериментальной работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Л. Н.

На основе анализа всех звеньев образовательного процесса и деятельности его участников предложена модель адаптивных структурно-содержательных элементов подготовки специалистов НПО и СПО в системе непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT THE ADAPTWE STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL ELEMENTS OF MODEL OF PREPARATION OF EXPERTS IN SYSTEM OF CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING (FROM EXPERIENCE OF EXPERIMENTAL WORK)

On the basis of the analysis of all links of educational process and activity of its participants the model of adaptive structural and substantial elements of preparation of experts in system of continuous vocational training is offered.

Текст научной работы на тему «Разработка адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования (из опыта экспериментальной работы)»

Таблица 3

Результаты применения точечной системы на гидротехническом факультете УАСГ

Число Студенты с < 50 точками Студенты с > 95 точками

студен- тов по задачам по теории по задачам по теории

ВиК 23 34,8 % 56,5 % 21,7 % 13,0 %

ГМС 14 35,7 % 28,6 % 7,1 % 0 %

и оценки знаний по специальности «Транспортное строительство» в ВТУ «Т. Каблешков» в предыдущем и в настоящем 2007/2008 учебном году положительно отразилось на мотивации студентов к изучению преподаваемой дисциплины. Наблюдается улучшение посещаемости занятий. Повысилась активность студентов при самостоятельной работе по сравнению с предыдущими периодами обучения. По результатам заключительного контроля отмечена тенденция к повышению показателей успеваемости.

Приобретенный на начальном этапе опыт по разработке и применению различных балльнорейтинговых систем в МГАУ (Россия), УАСГ и ВТУ «Т. Каблешков» (Болгария) при организации, управлении, контроле и оценке учебного процесса позволяет сделать ряд выводов и замечаний:

1. Разработка таких систем требует глубокого анализа состояния и тенденций всей учебнометодической работы не только по кафедре, факультету, но также всего вуза и учитывать передовой отечественный и мировой опыт.

2. При их разработке надо осуществлять комплексное рассмотрение всех элементов учебнообразовательного процесса (планирование, организация, учет и анализ результатов).

3. В процесс разработки, утверждения и применения должен быть включен (по возможности) самый широкий круг органов управления и участников учебно-образовательного процесса (преподаватели и студенты), а также родители обучающихся.

4. После внедрения системы необходимо время от времени проводить ее тестирование (настройку) для устойчивого применения и развития, чтобы наиболее эффективно реализовывать ее преимуще-

ства и достоинства или выявлять и устранять возникающие недостатки.

Список литературы

1. Chang, P., Fourney, W.L. Design-Based Course Sequence in Static and Strength of Materials / P. Chang, W.L. Fourney // International Journal of Engineering Education. — 2000. — Vol. 16. — № 5. — P. 430-435.

2. Ben, W.J. van Rensburg. Structural Engineering Education: Effective Teaching and Learning, Proceedings of the 2003 ASEE/WFEO International Colloquium, American Society for Engineering Education.

3. Innovations 2005. World innovations in Engineering Education and Research, Edited by Win Aung, Robin W. King, Jerzy Moscinski, Shan-Hwei Ou, Luis Manuel Sanchez Ruiz, International Network for Engineering Education and research.

4. Авджиева, Т. Относно възможностите за автоматизи-рано оценяване на знанията на обучаемите в мрежова среда / Т. Авджиева, Н. Тончев // «Транспорт 2003»: сб. доклади от ХШ науч. конф. с междун. участие. — София, 2003. — P. 638-644.

5. Гуленков, Г.А. Универсальная система контроля знаний / Г.А. Гуленков. — М.: ООО Консультационновнедренческий центр «Истина ВЦ», 2002.

6. Герганов, Е. Тестово оценяване — семинар. Свитък 4 / Е. Герганов. — София: Изд-во Техн. университет, 2003.

7. Ръководство за осигуряване качеството на висшето образование във висшите училища в България: Проект на ФАР № БГ 9605.01.001.

8. Балабанов, В.И. За някой аспекти при контрола и оценяването на знанията по общотехническите дисцип-лини / В.И. Балабанов [и др.]. // Юбилейна Междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов». София, 2008. — P. 63-66.

УДК 378.001.57

Л.Н. Савина, зам. директора по учебной работе

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж ландшафтного дизайна № 18», Москва

разработка адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования (из опыта экспериментальной работы)

Одним из направлений модернизации профессио- • создание программного и учебно-методического нального образования является реализация непре- комплекса на основе интеграции, системно-

рывного разноуровневого профессионального обра- го и компетентного подхода к подготовке про-

зования, предусматривающая, на наш взгляд: фессиональных рабочих и специалистов в об------------------------------------------------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/Г2008- -151

ласти благоустройства и озеленения территорий, ландшафтного дизайна;

• обеспечение единства и координации учебновоспитательного процесса на всех этапах обучения посредством обновления содержания профессионального образования и применения новых образовательных технологий. Содержательная сторона образовательного процесса в колледже формируется на основе требований Государственных образовательных стандартов СПО и НПО, пожеланий работодателей, определяется социальным заказом, рынком труда.

Главными принципами и направлениями при разработке адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования мы считаем следующие:

1. Обновление содержания и структуры учебных дисциплин на основе внутри- и междисциплинарной (предметной) интеграции и сопряжения, компетентностного подхода, комплексности знаний, междисциплинарных связей, взаимосвязей теоретического и производственного обучения.

2. Разработка основополагающих компонентов педагогических систем по каждой дисциплине учебного плана.

3. Управление и контроль качества образования.

4. Социальное партнерство.

5. Прогнозирование развития рынка труда и востребованности специалистов, подготавливаемых в образовательном учреждении, с целью мобильного реагирования на спрос и удовлетворение потребностей мегаполиса в необходимых высокопрофессиональных кадрах.

Актуальность выделенных принципов определила деятельность нашего учебного заведения в части реализации программ начального, среднего, дополнительного образования, трудоустройства выпускников и их трудовой адаптации на современном производстве. Суть экспериментальной деятельности колледжа состоит в том, чтобы в максимальной степени обновить содержание образования с учетом требований потребителей кадров к профессионально-значимым компетенциям специалистов отрасли, что, в свою очередь, позволяет выпускникам избежать сложностей, в том числе и адаптационного периода на производстве. Разработка данного направления особенно важна на современном этапе перехода на образовательные стандарты третьего поколения.

Сокращению сроков трудовой адаптации также способствуют занятия на выпускном и предвыпуск-ном курсах, имеющие модульно-компетентностный, комплексный характер, ярко выраженную практическую направленность, в ходе которых решаются производственные задачи с использованием навыков и умений, применяемых на производстве. Эти

152

занятия проходят в виде деловых игр, проектных заданий, творческих отчетов на базовых предприятиях при непосредственном участии работодателей

Условно в работе по экспериментальной теме можно выделить несколько этапов. На первом этапе нашей деятельности были созданы условия и определены формы (они находятся в процессе непрерывного развития) для инновационных и экспериментальных процессов. Точкой отсчета стала разработка и создание на основе профессиональных компетенций, предложенных работодателями (в укрупненно-обобщенном виде), педагогических систем или системного подхода в преподавании учебных дисциплин, а также максимально тесное, насколько позволяет ситуация, сотрудничество с нашими социальными партнерами — профильными вузами, потребителями кадров.

В результате такого сотрудничества постепенно сформировалась модель подготовки специалистов, модель личности выпускника и модель педагога, работающего в рамках инновационной системы. Моделирование позволяет конкретизировать некоторые положения стандарта и корректировать ход учебно-воспитательного процесса, сделать его более диагностичным, а значит, более результативным. Кроме того, модели способствуют самореализации студента и педагога.

Что мы понимаем под «педагогическими системами»? Любой педагог в своей работе всегда использует вполне определенную педагогическую си-стему—лучшую или худшую, хотя сам этого может и не подозревать. Специалиста-педагога отличает от самодеятельного педагога сознательный выбор и применение педагогической системы, наилучшей для данных конкретных условий, позволяющей выполнить социальный заказ общества на высокопрофессионального выпускника разных ступеней подготовленности. Педагогическая система включает в себя деятельность как педагога, так и учащихся. Ее структура может быть представлена следующей схемой (см. рисунок), все звенья которой, безусловно, между собой связаны.

Каждый фрагмент схемы нами тщательно проработан как в обобщенном виде — на уровне организации образовательного процесса в целом по колледжу, так и конкретно на уровне каждой дисциплины учебного плана.

Осознанный подход к обучению и воспитанию состоит в четком понимании педагогических целей и задач всем инженерно-педагогическим коллективом и каждым преподавателем-предметником, мастером производственного обучения. Приступая к педагогической деятельности на разных ее этапах педагог должен достаточно точно и грамотно сформулировать свою педагогическую задачу и столь же точно и ясно объяснить ее учащимся. Это совершенно необходимо для разумного, а не стихийного взаи-

модействия обучающихся и преподавателей в достижении общей и важной для них цели обучения и воспитания — первого элемента разработанных педагогических систем. При организации образовательного процесса особое значение уделяется активизации деятельности учащихся. Как известно, и об этом говорят психологи, «деятельности без мотива не бывает». Эффективность обучения зависит от мотивации, т. е. от двух больших групп мотивов учения — это мотивы интереса, а также мотивы долга и ответственности в учении, что также учитывается каждым преподавателем при организации работы обучающихся на своих предметах (дисциплинах).

Если речь идет об изучении какого-либо предмета (дисциплины), то первый элемент педагогической системы представляет совокупность следующих параметров:

• таксономия целей;

• диагностичное описание на объемно-содержательном

уровне перечня учебных элементов из курса преподаваемого предмета (дисциплины), каждого его раздела, каждой темы, тщательно отобранного на основе стандартов, квалификационных характеристик, требований работодателей к профессионально значимым компетенциям выпускников и расписанных пооперационно с целью проведения контрольно-измерительных мероприятий. Все учебные элементы расписаны по направлениям: что обучающийся должен «знать», «уметь» и о чем «иметь представление» (на минимальном и максимальном уровнях);

• методики изложения информации по выделенным учебным элементам, основанные на выборе оптимальных технологий обучения;

• создание системы контроля качества по дисциплинам, производственному обучению для определения уровня усвоения деятельности, ЗУН, компетенций,

• автоматизация некоторых видов деятельности учащихся;

• методики по определению уровня сформированных социальных свойств личности.

На втором этапе потребовалось сделать анализ содержания учебных дисциплин с целью междисциплинарной интеграции и тесного внутри- и межпредметного взаимодействия, а также анализ воспитательной среды и формирование

социально-психологического обеспечения учебновоспитательного процесса для выявления специфики личностных, компетентных и деловых качеств будущего специалиста. В этой связи разработан ряд методик, позволяющих отслеживать конечные результаты учебно-воспитательной деятельности участников обучения.

В результате анализа всех звеньев образовательного процесса и деятельности его участников, была создана модель адаптивных структурно-содержательных элементов подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования, имеющая модульно-компетентностную основу и позволяющая контролировать учебно-воспитательный процесс с учетом требований Государственных образовательных стандартов СПО и НПО, социальных партнеров и обеспечить качественную подготовку специалистов для современного производства, индивидуализировать учебный процесс. В колледже на основе Государственного образовательного стандарта СПО и требований работодателей к уровню подготовки выпускаемых специалистов разработаны профессиограммы, которые включают перечень знаний, умений и навыков, основанных на профессиональных компетенциях специалистов, в рамках преподаваемых дисциплин, позволяющие формировать необходимые профессиональные и личностные качества молодого специалиста. Разработаны

квалификационные характеристики обучающегося по каждой дисциплине, необходимые для обновления содержания дисциплин и приближения методик преподавания и их результатов к требованиям современного производства и работодателей. Свою работу мы пытаемся выстроить, определив для себя, что мы хотим получить на выходе и кто такой современный выпускник. Мы считаем, что это прежде всего творческая, самостоятельная личность, обладающая комплексом необходимых общих и профессиональных знаний, умений и навыков. Наша цель — сформировать у выпускников независимость в профессиональной деятельности, чувство профессиональной ответственности за качество выполняемой работы. Мы понимаем, что в современных экономических условиях специалист, выходящий из стен колледжа, должен быть конкурентоспособным, учитывать и удовлетворять запросы потребителей своей продукции, а, значит, обладать гибкостью, умением перестраивать технологию производственных процессов, творчески использовать профессиональные знания как в своей, так и, по необходимости, в смежных областях.

Концепция непрерывного образования в колледже реализуется на основе комплексного многоуровневого подхода к подготовке специалистов на компетентностной основе, единства и координации учебно-воспитательного процесса. Предусматривается гибкость всех ступеней образования, обеспечение преемственности и взаимосвязи начального, среднего и высшего профессионального образова-

ния. Это определяется содержанием образования на основе современных образовательных технологий, что, безусловно, устраняет разрыв требований между уровнями образования, теоретическим и производственным обучением.

Обучающиеся, получая одинаковые стартовые возможности и опираясь на свой интеллектуальный потенциал, путем гибкого отбора могут перейти на более высокую ступень обучения или завершить данный этап обучения с получением документа государственного образца об образовании. Использование целостного образовательного механизма позволяет выпускнику чувствовать себя комфортно в производственной сфере.

Структура содержания образовательной программы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов рассматривается с точки зрения ее конкретного наполнения, сочетания разноуровневой профессиональной (на интегрированной основе), естественнонаучной, гуманитарной подготовки с развитием личности обучающихся. С учетом ряда этапов построения ступенчатый учебный план поддержан многоаспектными программами развития личности обучающихся на основе системного подхода к обучению и предусматривает преемственность начального и среднего профессионального образования. Разработка и внедрение образовательной программы многоуровневой системы подготовки специалистов позволяет углублять профильную и уровневую дифференциацию в рамках работы профессионального колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.