Таблица 3
Результаты применения точечной системы на гидротехническом факультете УАСГ
Число Студенты с < 50 точками Студенты с > 95 точками
студен- тов по задачам по теории по задачам по теории
ВиК 23 34,8 % 56,5 % 21,7 % 13,0 %
ГМС 14 35,7 % 28,6 % 7,1 % 0 %
и оценки знаний по специальности «Транспортное строительство» в ВТУ «Т. Каблешков» в предыдущем и в настоящем 2007/2008 учебном году положительно отразилось на мотивации студентов к изучению преподаваемой дисциплины. Наблюдается улучшение посещаемости занятий. Повысилась активность студентов при самостоятельной работе по сравнению с предыдущими периодами обучения. По результатам заключительного контроля отмечена тенденция к повышению показателей успеваемости.
Приобретенный на начальном этапе опыт по разработке и применению различных балльнорейтинговых систем в МГАУ (Россия), УАСГ и ВТУ «Т. Каблешков» (Болгария) при организации, управлении, контроле и оценке учебного процесса позволяет сделать ряд выводов и замечаний:
1. Разработка таких систем требует глубокого анализа состояния и тенденций всей учебнометодической работы не только по кафедре, факультету, но также всего вуза и учитывать передовой отечественный и мировой опыт.
2. При их разработке надо осуществлять комплексное рассмотрение всех элементов учебнообразовательного процесса (планирование, организация, учет и анализ результатов).
3. В процесс разработки, утверждения и применения должен быть включен (по возможности) самый широкий круг органов управления и участников учебно-образовательного процесса (преподаватели и студенты), а также родители обучающихся.
4. После внедрения системы необходимо время от времени проводить ее тестирование (настройку) для устойчивого применения и развития, чтобы наиболее эффективно реализовывать ее преимуще-
ства и достоинства или выявлять и устранять возникающие недостатки.
Список литературы
1. Chang, P., Fourney, W.L. Design-Based Course Sequence in Static and Strength of Materials / P. Chang, W.L. Fourney // International Journal of Engineering Education. — 2000. — Vol. 16. — № 5. — P. 430-435.
2. Ben, W.J. van Rensburg. Structural Engineering Education: Effective Teaching and Learning, Proceedings of the 2003 ASEE/WFEO International Colloquium, American Society for Engineering Education.
3. Innovations 2005. World innovations in Engineering Education and Research, Edited by Win Aung, Robin W. King, Jerzy Moscinski, Shan-Hwei Ou, Luis Manuel Sanchez Ruiz, International Network for Engineering Education and research.
4. Авджиева, Т. Относно възможностите за автоматизи-рано оценяване на знанията на обучаемите в мрежова среда / Т. Авджиева, Н. Тончев // «Транспорт 2003»: сб. доклади от ХШ науч. конф. с междун. участие. — София, 2003. — P. 638-644.
5. Гуленков, Г.А. Универсальная система контроля знаний / Г.А. Гуленков. — М.: ООО Консультационновнедренческий центр «Истина ВЦ», 2002.
6. Герганов, Е. Тестово оценяване — семинар. Свитък 4 / Е. Герганов. — София: Изд-во Техн. университет, 2003.
7. Ръководство за осигуряване качеството на висшето образование във висшите училища в България: Проект на ФАР № БГ 9605.01.001.
8. Балабанов, В.И. За някой аспекти при контрола и оценяването на знанията по общотехническите дисцип-лини / В.И. Балабанов [и др.]. // Юбилейна Междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов». София, 2008. — P. 63-66.
УДК 378.001.57
Л.Н. Савина, зам. директора по учебной работе
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж ландшафтного дизайна № 18», Москва
разработка адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования (из опыта экспериментальной работы)
Одним из направлений модернизации профессио- • создание программного и учебно-методического нального образования является реализация непре- комплекса на основе интеграции, системно-
рывного разноуровневого профессионального обра- го и компетентного подхода к подготовке про-
зования, предусматривающая, на наш взгляд: фессиональных рабочих и специалистов в об------------------------------------------------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/Г2008- -151
ласти благоустройства и озеленения территорий, ландшафтного дизайна;
• обеспечение единства и координации учебновоспитательного процесса на всех этапах обучения посредством обновления содержания профессионального образования и применения новых образовательных технологий. Содержательная сторона образовательного процесса в колледже формируется на основе требований Государственных образовательных стандартов СПО и НПО, пожеланий работодателей, определяется социальным заказом, рынком труда.
Главными принципами и направлениями при разработке адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования мы считаем следующие:
1. Обновление содержания и структуры учебных дисциплин на основе внутри- и междисциплинарной (предметной) интеграции и сопряжения, компетентностного подхода, комплексности знаний, междисциплинарных связей, взаимосвязей теоретического и производственного обучения.
2. Разработка основополагающих компонентов педагогических систем по каждой дисциплине учебного плана.
3. Управление и контроль качества образования.
4. Социальное партнерство.
5. Прогнозирование развития рынка труда и востребованности специалистов, подготавливаемых в образовательном учреждении, с целью мобильного реагирования на спрос и удовлетворение потребностей мегаполиса в необходимых высокопрофессиональных кадрах.
Актуальность выделенных принципов определила деятельность нашего учебного заведения в части реализации программ начального, среднего, дополнительного образования, трудоустройства выпускников и их трудовой адаптации на современном производстве. Суть экспериментальной деятельности колледжа состоит в том, чтобы в максимальной степени обновить содержание образования с учетом требований потребителей кадров к профессионально-значимым компетенциям специалистов отрасли, что, в свою очередь, позволяет выпускникам избежать сложностей, в том числе и адаптационного периода на производстве. Разработка данного направления особенно важна на современном этапе перехода на образовательные стандарты третьего поколения.
Сокращению сроков трудовой адаптации также способствуют занятия на выпускном и предвыпуск-ном курсах, имеющие модульно-компетентностный, комплексный характер, ярко выраженную практическую направленность, в ходе которых решаются производственные задачи с использованием навыков и умений, применяемых на производстве. Эти
152
занятия проходят в виде деловых игр, проектных заданий, творческих отчетов на базовых предприятиях при непосредственном участии работодателей
Условно в работе по экспериментальной теме можно выделить несколько этапов. На первом этапе нашей деятельности были созданы условия и определены формы (они находятся в процессе непрерывного развития) для инновационных и экспериментальных процессов. Точкой отсчета стала разработка и создание на основе профессиональных компетенций, предложенных работодателями (в укрупненно-обобщенном виде), педагогических систем или системного подхода в преподавании учебных дисциплин, а также максимально тесное, насколько позволяет ситуация, сотрудничество с нашими социальными партнерами — профильными вузами, потребителями кадров.
В результате такого сотрудничества постепенно сформировалась модель подготовки специалистов, модель личности выпускника и модель педагога, работающего в рамках инновационной системы. Моделирование позволяет конкретизировать некоторые положения стандарта и корректировать ход учебно-воспитательного процесса, сделать его более диагностичным, а значит, более результативным. Кроме того, модели способствуют самореализации студента и педагога.
Что мы понимаем под «педагогическими системами»? Любой педагог в своей работе всегда использует вполне определенную педагогическую си-стему—лучшую или худшую, хотя сам этого может и не подозревать. Специалиста-педагога отличает от самодеятельного педагога сознательный выбор и применение педагогической системы, наилучшей для данных конкретных условий, позволяющей выполнить социальный заказ общества на высокопрофессионального выпускника разных ступеней подготовленности. Педагогическая система включает в себя деятельность как педагога, так и учащихся. Ее структура может быть представлена следующей схемой (см. рисунок), все звенья которой, безусловно, между собой связаны.
Каждый фрагмент схемы нами тщательно проработан как в обобщенном виде — на уровне организации образовательного процесса в целом по колледжу, так и конкретно на уровне каждой дисциплины учебного плана.
Осознанный подход к обучению и воспитанию состоит в четком понимании педагогических целей и задач всем инженерно-педагогическим коллективом и каждым преподавателем-предметником, мастером производственного обучения. Приступая к педагогической деятельности на разных ее этапах педагог должен достаточно точно и грамотно сформулировать свою педагогическую задачу и столь же точно и ясно объяснить ее учащимся. Это совершенно необходимо для разумного, а не стихийного взаи-
модействия обучающихся и преподавателей в достижении общей и важной для них цели обучения и воспитания — первого элемента разработанных педагогических систем. При организации образовательного процесса особое значение уделяется активизации деятельности учащихся. Как известно, и об этом говорят психологи, «деятельности без мотива не бывает». Эффективность обучения зависит от мотивации, т. е. от двух больших групп мотивов учения — это мотивы интереса, а также мотивы долга и ответственности в учении, что также учитывается каждым преподавателем при организации работы обучающихся на своих предметах (дисциплинах).
Если речь идет об изучении какого-либо предмета (дисциплины), то первый элемент педагогической системы представляет совокупность следующих параметров:
• таксономия целей;
• диагностичное описание на объемно-содержательном
уровне перечня учебных элементов из курса преподаваемого предмета (дисциплины), каждого его раздела, каждой темы, тщательно отобранного на основе стандартов, квалификационных характеристик, требований работодателей к профессионально значимым компетенциям выпускников и расписанных пооперационно с целью проведения контрольно-измерительных мероприятий. Все учебные элементы расписаны по направлениям: что обучающийся должен «знать», «уметь» и о чем «иметь представление» (на минимальном и максимальном уровнях);
• методики изложения информации по выделенным учебным элементам, основанные на выборе оптимальных технологий обучения;
• создание системы контроля качества по дисциплинам, производственному обучению для определения уровня усвоения деятельности, ЗУН, компетенций,
• автоматизация некоторых видов деятельности учащихся;
• методики по определению уровня сформированных социальных свойств личности.
На втором этапе потребовалось сделать анализ содержания учебных дисциплин с целью междисциплинарной интеграции и тесного внутри- и межпредметного взаимодействия, а также анализ воспитательной среды и формирование
социально-психологического обеспечения учебновоспитательного процесса для выявления специфики личностных, компетентных и деловых качеств будущего специалиста. В этой связи разработан ряд методик, позволяющих отслеживать конечные результаты учебно-воспитательной деятельности участников обучения.
В результате анализа всех звеньев образовательного процесса и деятельности его участников, была создана модель адаптивных структурно-содержательных элементов подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования, имеющая модульно-компетентностную основу и позволяющая контролировать учебно-воспитательный процесс с учетом требований Государственных образовательных стандартов СПО и НПО, социальных партнеров и обеспечить качественную подготовку специалистов для современного производства, индивидуализировать учебный процесс. В колледже на основе Государственного образовательного стандарта СПО и требований работодателей к уровню подготовки выпускаемых специалистов разработаны профессиограммы, которые включают перечень знаний, умений и навыков, основанных на профессиональных компетенциях специалистов, в рамках преподаваемых дисциплин, позволяющие формировать необходимые профессиональные и личностные качества молодого специалиста. Разработаны
квалификационные характеристики обучающегося по каждой дисциплине, необходимые для обновления содержания дисциплин и приближения методик преподавания и их результатов к требованиям современного производства и работодателей. Свою работу мы пытаемся выстроить, определив для себя, что мы хотим получить на выходе и кто такой современный выпускник. Мы считаем, что это прежде всего творческая, самостоятельная личность, обладающая комплексом необходимых общих и профессиональных знаний, умений и навыков. Наша цель — сформировать у выпускников независимость в профессиональной деятельности, чувство профессиональной ответственности за качество выполняемой работы. Мы понимаем, что в современных экономических условиях специалист, выходящий из стен колледжа, должен быть конкурентоспособным, учитывать и удовлетворять запросы потребителей своей продукции, а, значит, обладать гибкостью, умением перестраивать технологию производственных процессов, творчески использовать профессиональные знания как в своей, так и, по необходимости, в смежных областях.
Концепция непрерывного образования в колледже реализуется на основе комплексного многоуровневого подхода к подготовке специалистов на компетентностной основе, единства и координации учебно-воспитательного процесса. Предусматривается гибкость всех ступеней образования, обеспечение преемственности и взаимосвязи начального, среднего и высшего профессионального образова-
ния. Это определяется содержанием образования на основе современных образовательных технологий, что, безусловно, устраняет разрыв требований между уровнями образования, теоретическим и производственным обучением.
Обучающиеся, получая одинаковые стартовые возможности и опираясь на свой интеллектуальный потенциал, путем гибкого отбора могут перейти на более высокую ступень обучения или завершить данный этап обучения с получением документа государственного образца об образовании. Использование целостного образовательного механизма позволяет выпускнику чувствовать себя комфортно в производственной сфере.
Структура содержания образовательной программы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов рассматривается с точки зрения ее конкретного наполнения, сочетания разноуровневой профессиональной (на интегрированной основе), естественнонаучной, гуманитарной подготовки с развитием личности обучающихся. С учетом ряда этапов построения ступенчатый учебный план поддержан многоаспектными программами развития личности обучающихся на основе системного подхода к обучению и предусматривает преемственность начального и среднего профессионального образования. Разработка и внедрение образовательной программы многоуровневой системы подготовки специалистов позволяет углублять профильную и уровневую дифференциацию в рамках работы профессионального колледжа.