Научная статья на тему 'Учебные заведения начального профессионального образования Дальнего Востока в условиях экономических реформ (1991-2000 гг. )'

Учебные заведения начального профессионального образования Дальнего Востока в условиях экономических реформ (1991-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балдин Сергей Сергеевич

The article of bachelor of historian sciences S.S. Baldin "The educational institutions of elementary professional education in Far East during economic reforms" is devoted to measures implemented by local authorities in 90's years to conform educational programs to market requirements

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational organizations of elementary professional education during economic reforms in the Far-east (1991-2000)

The article of bachelor of historian sciences S.S. Baldin "The educational institutions of elementary professional education in Far East during economic reforms" is devoted to measures implemented by local authorities in 90's years to conform educational programs to market requirements

Текст научной работы на тему «Учебные заведения начального профессионального образования Дальнего Востока в условиях экономических реформ (1991-2000 гг. )»

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ (1991-2000 гг.)

Социально-экономическое реформирование российского общества в 90-е гг. XX в. привело к серьезным изменениям в подготовке рабочих кадров через систему начального профессионального образования (НПО). Резкое снижение промышленного и сельскохозяйственного производства предопределило невостребованность большинства подготавливаемых в профессиональных учебных заведениях профессий. В результате система НПО оказалась в кризисной ситуации, итогом которой явилось значительное сокращение сети училищ и числа обучающихся в них. Практическая потеря традиционных заказчиков — крупных базовых предприятий и организаций, возрастание доли занятых в сфере услуг и частном предпринимательстве обусловили перестройку подготовки рабочих кадров.

В условиях рынка труда местные властные структуры, органы управления образованием Дальнего Востока предприняли ряд мер по избежанию сокращения учреждений НПО, приема и выпуска учащихся: эфек-тивно использовали имеющуюся учебно-производственную базу училищ и творческий потенциал педагогических коллективов, находили новых заказчиков, изменяли профессионально-отраслевую структуру подготовки кадров в соответствии с запросами рынка труда, нарабатывали нормативно-правовую базу.

Инициаторами нововведений в законодательстве по профессиональному образованию выступили представители педагогической и научной интеллигенции Приморского края. Начальник краевого управления профессионального образования В.В. Гирийчук, заместитель начальника управления В.В.Моисеенко и автор настоящего исследования подготовили и представили на обсуждение общественности края проект закона Приморского края «О начальном профессиональном образовании», который с поправками и дополнениями был принят Думой Приморского края в ноябре 1995 г.1 Он закрепил права граждан на получение бесплатного начального профессионального образования на территории края, определил основы деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО, а также конструктивно регулирует

ЛеИ

Сергей Сергеевич БАЛДИН,

кандидат исторических наук, Институт истории ДВО РАН

нормативно-правовые отношения в системе начального профессионального образования на региональном уровне через призму Закона Российской Федерации «Об образовании». К сожалению, принятые республиканские законодательные документы пришли в противоречие с рядом положений этого закона, в результате чего его потенциальные возможности не были полностью использованы.

В развитие статей Закона «О начальном профессиональном образовании» был принят ряд законов и постановлений губернатора края2: «Программа регионального развития начального профессионального образования в Приморском крае на 1998—2002 гг.», краевая губернаторская программа «Социальная реабилитация подростков, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования». Принятие этих документов способствовало сохранению и развитию на новой качественной основе стационарных форм профессиональной подготовки и функции социальной защиты подрастающего поколения.

Преодолеть кризис в системе начального профессионального образования удалось лишь к середине 90-х гг. С этого времени ситуация полностью стабилизировалась, профессиональные образовательные учреждения определились на рынке труда, оставаясь по-прежнему востребованными. Проследим динамику изменений, происшедших в сети учебных заведений НПО дальневосточного региона за последнее десятилетие XX в. (см. табл. 1).

Таблица 1

Развитие сети учебных заведений НПО Дальнего Востока в 90-е гг. XX в. (числитель —1991 г., знаменатель —1999 г.)

Кол-во В том числе Численность учащихся (тыс. чел.) Выпуск (тыс. чел.)

Территория учебных заведений ПУ ПЛ ПУ при ГУИН Всего В т.ч. дневное обучение

Российская 4321 1841,0 1528,0 1141,0

Федерация 3940 1701,0 1420,0 748,0

Дальний Восток 187 177 159 129 9 30 19 18 75,8 72,7 67,7 67,3 38,1 31,5

Приморский край 64 57 52 41 5 10 7 6 25,5 24,2 24,0 23,8 14,3 11,3

Хабаровский край 51 49 42 36 4 8 5 5 22,1 19,3 17,8 17,4 11,3 8,1

Амурская область 30 29 28 24 Т 2 2 12.3 13.4 11,5 11,8 5,0 5,2

Камчатская 12 11 — 1 5,0 4,6 2,1

область 11 8 2 1 4,8 4,4 1,7

Магаданская область 10 10 8 6 2 2 2 3,1 2,9 2,6 2,5 2,0 1,6

Сахалинская область 20 10 18 14 5" 2 2 7,8 8,1 7,2 8,1 3,4 3,6

Текущий архив Управления начального профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Сводный годовой отчет УНПО МОН РФ, годовые отчеты Приморского и Хабаровского краевых, Амурского, Камчатского, Магаданского и Сахалинского областных управлений (комитетов) начального профессионального образования. Сеть и состав учащихся учебных заведений начального профессионального образования на 1 января 1992 и 2000 гг. Ф. 2 и 4 профтех. (сост. авт.).

Анализ таблицы показывает, что в сложных экономических условиях пореформенной России система НПО Дальнего Востока сумела сохранить свои позиции. Количество учебных заведений сократилось лишь на 5%, а число обучавшихся в них—на 4%. (По Российской Федерации в целом эти показатели уменьшились соответственно на 9% и 8%).

Наиболее развитой сеть учебных заведений оставалась в южной зоне Дальнего Востока. Здесь размещалось более 3/4 всех училищ и лицеев региона (Приморье — 32%, Хабаровский край—28 %, Амурская область — 16%), что в целом соответствовало удельному весу этих территорий в экономике дальневосточного региона.

Положительным фактором является появление и развитие нового типа образовательных учреждений—профессиональных лицеев, реализовы-вавших программу повышенной профессиональной подготовки рабочих кадров. К концу 1999 г. каждое пятое учебное заведение НПО дальневосточного региона являлось профессиональным лицеем. Наибольшее их количество действовало на территориях Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области (77%). Слабо была развита сеть этого перспективного типа учебного заведения в Амурской области: только 3 из 27 дневных училищ преобразованы в лицеи.

Выпуск из дальневосточных учреждений НПО сократился за рассматриваемый период на 17%, в то время как по России—в среднем на 34%. Со второй половины 90-х годов число выпускников системы НПО в регионе стабилизировалось. Ежегодный выпуск составлял 31—32 тыс.чел.

Существенные изменения произошли в структуре выпуска рабочих и специалистов. В 1991 г. 15% выпускников системы НПО региона направлялось на предприятия судоремонтной и металлургической промышленности. В пореформенные годы отсутствие заказа со стороны промышленных предприятий привело к тому, что для этих важнейших отраслей к концу 1999 г. подготавливалось не более 3% всего выпуска3.

В условиях рынка труда системой начального профессионального образования Дальнего Востока была взята ориентация на подготовку рабочих и специалистов повышенного уровня квалификации. Для этих целей был создан новый тип учебных заведений—профессиональные лицеи, которые представляют собой развитый и перспективный тип учебных заведений в структуре начального профессионального образования. Они хорошо зарекомендовали себя на рынке образовательных услуг, их выпускники наиболее востребованы работодателями. Первым учебным заведением нового типа стал Владивостокский технический лицей, открытый в 1990 г. на базе профтехучилища №11. Опытные педагоги—директор В. В. Моисеен-ко и преподаватель О.А. Дергунов—разработали и внедрили комплексную методику изучаемых предметов, практические и теоретические рекомендации, представленные ими, были использованы во многих учебных заведениях подобного типа в России, в том числе и на Дальнем Востоке.

В лицеях ввели программы обучения повышенного уровня. Совместно с вузами Дальнего Востока были разработаны планы ступенчатой непрерывной профессиональной подготовки кадров, в которые включены экономические дисциплины, общетехническая подготовка, изучение иностранного языка и т.д. Некоторые училища заключили договоры с вузами о совместной работе в области непрерывного профессионального образования.

Статус лицея оказался престижным среди молодежи и ближе к решению задач многоукладной экономики. Но вместе с тем появилось немало проблем. Потребовался совершенно другой профессиональный уровень педагогических работников, необходимо было создать новые лаборатории, дополнить учебные кабинеты современным оборудованием. Финансирование же по этим направлениям расходов совершенно отсутствовало. Учебные заведения зарабатывали средства на дополнительных услугах и направляли их на переподготовку кадров, приобретение оборудования, учебников, методической документации. Успешно решались эти вопросы в профессиональных лицеях Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области. За последние десять лет XX в. абсолютное число выпускников НПО с повышенным уровнем квалификации возросло почти в 2 раза. В 1991 г. их удельный вес в общем выпуске системы НПО региона составлял 9%, а в 1999 г. — 20%4.

Наряду с количественными изменениями в системе НПО Дальнего Востока изменилась и профессионально-квалификационная структура подготовки рабочих кадров. Если в 1991 г. училища окончили 38120 тыс. чел., из которых 1412 чел. (3,7%) получили профессии по 5 специальностям, общим для всех отраслей экономики, то в 1999 г. из 31 518 выпускников получили профессии по 9 специальностям такого же уровня уже 4360 чел. (13,8%)5. Система начального профессионального образования перешла на подготовку рабочих и служащих широкого профиля —универсалов, способных работать на предприятиях разных отраслей экономики. Необходимость такого перехода была продиктована прежде всего тем, что коренным образом изменилась отраслевая специфика структуры профессий, по которым велась подготовка рабочих и специалистов (см. табл. 2).

За рассматриваемый период при общем снижении выпуска профессиональных образовательных учреждений на 12% подготовка рабочих для промышленности и стройиндустрии сократилась в 2 раза, сельского хозяйства — в 1,4 раза. В то же время увеличился выпуск кадров для сферы обслуживания—в 3,1 раза, транспорта—в 1,3 раза, торговли и общественного питания—в 1,1 раза. Отраслевая структура профессиональной подготовки получила ярко выраженную переориентацию на выпуск рабочих и специалистов для сферы услуг. В 1999 г. для нее было подготовлено кадров больше, чем для электроэнергетики, угольной и горнорудной, лесной и деревообрабатывающей, пищевой промышленности, вместе взятых.

Произошли существенные изменения в структуре профессий, подготавливаемых для промышленности. Из табл. № 2 видно, что в 4 раза уменьшилась подготовка рабочих для машиностроения и металлообработки, ни одного рабочего не было подготовлено для химической и нефтехимической промышленности. Отдельные массовые профессии (слесари, станочники, монтажники, шахтеры, судоремонтники и др.) оказались невостребованными на рынке труда Дальневосточного экономического района. В то же время в общем объеме подготовки рабочих кадров заметна тенденция возрастания доли выпускников, направленных в легкую промышленность: 1991 г. — 23,4%, 1999 г. — 33,3%.

Наибольший спад подготовки рабочих для промышленности и строительства в пореформенные годы произошел в Приморье (соответственно в 3 и 3,5 раза). Оставался высоким удельный вес подготовки этих профессий в образовательных учреждениях Хабаровского края (в 1999 г. 23%

Таблица 2

Отраслевая подготовка рабочих и специалистов в учебных заведениях НПО Дальнего Востока в 90-е гг. XX в. (дневное обучение)

Отрасли экономики Подготовлено рабочих и специалистов (тыс. чел.)

Всего за 1991 -1999 гг. В том числе

1991 г. в % 1999 г. в %

Промышленность 45,1 9,4 30,00 4,5 16,4

В том числе: электроэнергетика 3,4 0,4 1,30 0,4 1,5

машиностроение и металлообработка, 13,5 4,6 14,70 1,1 4,0

угольная и горнорудная, 2,1 0,5 1,60 0,2 0,7

химическая и нефтехимическая 0,1 0,1 0,30 - -

лесная и деревообрабатывающая, 5,4 0,8 2,55 0,6 2,2

легкая 14,2 2,2 7,00 1,5 5,5

Пищевая, 6,4 0,8 2,55 0,7 2,5

в т.ч. рыбная 3,7 0,3 1,00 0,4 1,5

Строительство 32,1 6,2 19,80 3,1 11,3

Транспорт и связь 50,4 4,3 13,75 5,5 20,0

Сельское хозяйство 38,2 5,1 16,30 3,7 13,4

Торговля и общепит 45,7 4,8 15,35 5,3 19,3

Сфера обслуживания 19,1 0,7 2,25 2,2 8,0

Другие отрасли 25,2 0,8 2,55 3,2 11,6

Итого 255,8 31,3 100,00 27,5 100,00

Текущий архив Управления начального профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации. (Далее: ТАУНПО МОН РФ). Годовые отчеты Приморского и Хабаровского краевых, Амурского, Камчатского, Магаданского и Сахалинского областных управлений (комитетов) начального профессионального образования Выпуск по группам профессий (Ф. 4—профтех) за 1991 — 1999 гг. (сост. авт.).

и 16% соответственно). Сельскохозяйственных рабочих по-прежнему готовили больше в Амурской области (19%) и Приморском крае (17%). Число выпускников, направленных на транспорт и связь, превалировало на Камчатке и Сахалине (30% и 32%); ниже, чем в среднем по Дальнему Востоку, эти показатели были в Хабаровском крае (14%)6.

Изменения в структуре подготовки рабочих кадров в системе НПО в пореформенные годы рассмотрены в диссертационном исследовании В. В.Моисеенко «Социально-педагогические основы и методика определения структуры подготовки кадров в системе начального профессионального образования (на примере Приморского края)7. Для выявления профессионального аспекта существовавшего спроса и предложения на рабочую силу автор провел анализ материалов Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Приморскому краю по состоянию на конец 1999 г.: проводилась выборка профессий с максимальным превышением предложения над спросом и с превышением спроса над предложением. Все это сопоставлялось с данными учебных заведений начального профессионального образования Приморья о выпуске по профессиям.

Анализ спроса и предложения рабочей силы по краю и выпуска специалистов по профессиям учреждениями начального профессионального образования показал, что в связи с избытком их на рынке труда

необходимо временно прекратить подготовку рабочих кадров по следующим профессиям: аппаратчик, электромонтер, газосварщик, доярка (хозяйкаусадьбы), животновод (фермер), закройщик, контролер-кассир, радиомонтажник, машинист, продавец, радиомеханик, радиооператор, телефонист, сварщик, тракторист, фотограф, электрик, горнорабочий на подземных работах, проходчик. И, напротив, был определен список профессий, по которым вакансии не заполнялись. Оказалось, что училищам следовало увеличить объемы подготовки следующих специалистов: овощеводов, лифтеров, мотористов, столяров-станочников, столяров-краснодеревщиков, механиков, судокорпусников-ремонтников, электромехаников, агентов страхования и др.8 Данные использовались при определении приоритетов подготовки рабочих и специалистов в экономике Приморского края.

По методике, предложенной В.В. Моисеенко, нами проведен анализ спроса и предложения на рабочую силу в Амурской и Сахалинской областях, Хабаровском крае, который показал: наиболее востребуемы-ми профессиями являются те, обучение которым может осуществляться в системе НПО этих территорий. Это водители всех категорий, рабочие строительных профессий (каменщик, плотник-столяр, штукатур-маляр), электромонтер, слесарь, газоэлектросварщик, сантехник, станочник и др.

Основными потребителями образовательных услуг в 1999 г. являлись частные лица—80% от всех обученных по договорам, служба занятости — 15%, негосударственные предприятия—3 %, государственные—2%. (В 1991 г. соответственно: частные лица—53%, государственные предприятия — 47%)9. Изучение конъюнктуры рынка труда позволяет сделать вывод, что при гибкой системе начального профессионального образования, позволяющей чутко реагировать на изменения спроса на профессии, специальности и квалификацию рабочих кадров, профессиональные образовательные учреждения всегда будут иметь постоянного заказчика в лице федеральной службы занятости населения, государственных (муниципальных) и частных предприятий.

Повышение требований к качеству подготовки рабочих и специалистов в условиях рынка труда активизировало деятельность педагогических коллективов, обусловило использование новых обучающих технологий, компьютеризацию учебного процесса, разработку новых программ, пакетов учебно-нормативных документов. Все профессиональные образовательные учреждения перешли на новый Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, в 1994 г. утвержденный, а в 1998 г. дополненный Постановлением правительства Российской Федерации. Он позволил произвести интеграцию узкопрофильных профессий и сократить их количество с 1195 до 257. На все профессии Перечня были утверждены и введены в действие документы Государственного стандарта начального профессионального образования10.

Новизна ситуации, сложившейся к концу XX в., —в отступлении от стандарта, существовавшего в СССР многие десятилетия. Проблема государственного стандарта как самостоятельного центрального элемента педагогической системы возникла в результате массового и неуправляемого отхода от старого всеобъемлющего стандарта советской профессиональной школы11.

Работа по комплексно-методическому обеспечению госстандарта начального профессионального образования шла крайне медленно. В 1998 г. из 257 профессий, включенных в новый Перечень, лишь на 114 были разработаны федеральные стандарты. На Дальнем Востоке из 74 подготавливаемых профессий 34 были обеспечены комплектами примерной программной документации, разработанными Институтом развития профессионального образования Академии профессионального образования (г. Москва)12.

Созданное в январе 1998 г. Дальневосточное учебно-методическое объединение (руководитель — начальник Хабаровского краевого управления начального профессионального образования, кандидат педагогических наук Ф.Е. Довжко). На одном из заседаний (март 1998 г.) Дальневосточное учебно-методическое объединение обязало все краевые (областные) учебно-методические кабинеты НПО приступить к разработке региональных компонентов государственного стандарта, новых рабочих программ обучения. Был объявлен конкурс на лучший комплект рабочей учебно-программной документации, главной целью которого являлось определение подготовленности педагогических коллективов профессиональных образовательных учреждений к переходу на государственный стандарт и повышение их активности в работе13.

Весомых результатов по введению в действие государственного стандарта добились управления начального профессионального образования Приморского и Хабаровского краев: к концу 1999 г. учебные заведения этих территорий вели подготовку соответственно по 69 и 68 профессиям из федерального Перечня профессий и специальностей НПО14.

Интересен опыт работы хабаровских педагогов-ученых Ф.Е. Довжко, А. И. Кормина и Н.И. Щелкун по разработке Модели выпускника, который был успешно внедрен во всех профессиональных образовательных учреждениях Хабаровского края15. Процесс внедрения Модели выпускника был сложным и противоречивым. Она выполняла функцию ориентира для педагогов в их самокоординации при коллективной деятельности. Моделируемое содержание усваивалось учащимися в процессе обучения. В этом случае Модель выпускника являлась основой диагностики педагогического процесса и прогноза развития учащегося.

Значительное место в учебной работе профессиональных образовательных учреждений Дальнего Востока занимала инновационная деятельность. Большое распространение получили компьютерные обучающие и контролирующие программы, тестовый, в том числе автоматизированный контроль, рейтинговые системы и т.д. Повсеместно работали краевые (областные) советы по координации инновационной деятельности учреждений НПО, которые организовывали десятки экспериментальных площадок по реализации инновационных проектов, внедрению новых, в том числе информационных технологий. Были разработаны и внедрены во многих учебных заведениях региона компьютерные обучающие программы профилактики алкогольной и наркотической зависимости подростков, методические рекомендации по использованию рейтинговой системы знаний учащихся.

К концу XX в. активизировалась работа по информатизации учебного процесса. На 1 января 2000 г. на одно учебное заведение НПО Дальнего Востока приходилось в среднем 12 компьютеров, использовалось

5 компьютерных обучающих программ. В 54 лицеях и училищах из 159 дневных учебных заведений региона были созданы учебно-информационные центры с доступом к ресурсам Интернета, образован обменный доступ к информации Института развития профессионального образования и Министерства образования Российской Федерации16.

Появление рынка труда, совершенствование форм и методов обучения в учебных заведениях НПО повлияло на отношение к учебе учащихся. Повысилась их ответственность за соблюдение дисциплины, возрос интерес к будущей профессии. Безусловно, это позитивно сказывалось на результатах выпускных экзаменов. За 1991—1999 гг. удельный вес учащихся, закончивших дальневосточные учебные заведения НПО с отличием, возрос почти в 2 раза, а с повышенным разрядом — в 3 раза. Количество выпускников, которым был присвоен пониженный разряд, уменьшилось с 13% до 4%. В 1999 г. каждый двадцатый выпускник системы начального профессионального образования Дальнего Востока с отличием окончил учебу17. Таким образом, можно отметить основные направления в деятельности профессиональных образовательных учреждений Дальнего Востока, наметившиеся в условиях рыночной экономики.

Во-первых, они перешли на подготовку кадров по новым профессиям: проведено быстрое перепрофилирование на сферу услуг, определены новые профессии, связанные с развитием частного предпринимательства, кредитно-финансовой и правовой деятельностью. При этом учебные заведения сохранили материально-техническую базу подготовки рабочих для промышленности, что позволит с восстановлением экономического потенциала дальневосточного региона организовать пополнение кадрами предприятий, развернувших производственные программы.

Во-вторых, важным направлением в повышении эффективности системы НПО стал переход на новые образовательные стандарты и сокращение Перечня профессий, что обусловило подготовку рабочих широкого профиля с выделением общепрофессионального блока. Это позволило выпускникам быстрее адаптироваться в ситуациях, связанных с трудоустройством. В 1992 г., например, нетрудоустроено 8% выпускников профтехшколы, а в 1999 г. только 3%18.

Наконец, в-третьих, появились новые типы учебных заведений: профессиональные лицеи, колледжи, образовательные центры, которые перешли на реализацию интегрированных образовательных программ на многоступенчатой основе.

Итак в 90-е гг. XX в. процесс реформ и перестройки начального профессионального образования на Дальнем Востоке в условиях всеобщего спада производства, массовой безработицы и недостаточности финансирования проходил медленно и сложно. В то же время новые экономические отношения предоставили учебным заведениям и новые возможности. На рынке труда знания и профессиональная подготовленность оказались востребованными. Начальному профессиональному образованию была предоставлена возможность перейти к широкому профессиональному образованию населения, при этом интересы лич но сти бы ли по став ле ны в центр всех пре об ра зо ва ний. Сис те ма НПО — одна из немногих государственных институтов, обеспечиваю-ших бесплатное обучение молодежи, ее социальное и профессиональное самоопределение.

1 Текущий архив администрации Приморского края (далее ТА АПК). Закон Приморского края «О начальном профессиональном образовании». Принят Думой Приморского края 23 ноября 1995 г.

2 ТААПК. Постановления и решения губернатора: «О сборе налогов на нужды образовательных учреждений, взимаемых с юридических лиц». 19 февраля 1996 г. №31-3; «Об освобождении предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы Приморского края от уплаты налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд с владельцев транспортных средств». 23 апреля 1997 г. № 79-3; «О предоставлении налоговых льгот образовательным организациям и учреждениям Приморского края, имеющим доход от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства и оказания платных дополнительных образовательных услуг». 8 октября 1997. № 99-3; «О трудоустройстве и обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников начального профессионального образования». 14 марта 1996 г. № 195; «О программе социальной поддержки малообеспеченных групп населения льготных категорий граждан Приморского края на 1997 год». 6 июня 1996 г. № 240. «О мерах по организации летнего отдыха детей и подростков, учащихся начального профессионального образования». 4 апреля 1997 г. № 139; «О порядке корректировки, понижения размеров платы за загрязнение природной окружающей среды для учреждений начального профессионального образования». 21 июля 1997 г. № 358; «О программе реформирования начального профессионального образования в Приморском крае». 14 апреля 1998 г. № 172.

3 Текущий архив Управления начального профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации (далее ТАУНПО МОН РФ): Годовые отчеты Приморского и Хабаровского краевых, Амурского, Камчатского, Магаданского и Сахалинского областных управлений (комитетов) начального профессионального образования за 1991 и 1999 гг. Ф. 2-профтех.

4 Текущие архивы управлений (комитетов) начального профессионального образования Дальнего Востока (далее ТАУНПО ДВ). Начальное профессиональное образование. В цифрах и фактах. 1992, 2000 гг.

5 Там же. Годовые отчеты о выпуске по группам профессий. 1991 и 1999 гг Ф. 4-профтех.

6 Там же.

7 Моисеенко В.В. Социально-педагогические основы и методика определения структуры подготовки кадров в системе начального профессионального образования (на примере Приморского края): дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.

8 Там же. С. 179—184.

9 Текущие архивы Департаментов федеральной службы занятости населения по Амурской и Сахалинской областям, Хабаровскому краю. Сводные таблицы потребности в работниках, заявленной предприятиями и организациями. 1991 и 1999 гг. (подсчит. авт.)

10 Профтехобразование России: Итоги XX в. и прогнозы / науч. ред. И.П. Смирнов. М.: ИРПО АПО, 1999. Т. 2. Систематизированный сборник нормативных документов / сост. Ю.А. Якуба. С. 588—590, 620—629.

11 См.: Лейбович А.Н. Госстандарт в системе начального профессионального образования // Профтехобразование России: Итоги XX в. и прогнозы. Т. 1. С. 240—257.

12 Текущий архив Управления начального профессионального образования Хабаровского края: Материалы заседаний Дальневосточного учебно-методического объединения. 1998. С. 22.

13 Там же. С. 24—25.

14 Там же. 2000. С. 15.

15 Довжко Ф.Е., Кормин А.И., Щелкун Н.И. Структурно-функциональная схема управления начальным профессиональным образованием: хозрасчетный редак-ционно-издательский отдел при упринформпечати Администрации Хабаровского края, 1999. С. 19—20.

16 ТАУнПо ДВ. Начальное профессиональное образование. В цифрах и фактах. 2000.

17 Там же. Итоги учебной работы. 1991—1999 гг.

18 Там же. Выпуск рабочих и специалистов. 1992, 1999 гг. Ф. 4.-профтех.

SUMMARY: The article of bachelor of historian sciences S.S. Baldin "The educational institutions of elementary professional education in Far East during economic reforms" is devoted

to measures implemented by local authorities in 90's years to conform educational programs

to market requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.