Научная статья на тему 'Система мотивации молодых ученых к активной научной деятельности на примере российских Национальных исследовательских университетов'

Система мотивации молодых ученых к активной научной деятельности на примере российских Национальных исследовательских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / YOUNG SCIENTISTS / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова И. А., Гаязова Э. Б.

Привлечение и удержание молодых ученых в секторе исследования и разработок является одной из самых острых проблем, стоящих перед национальными исследовательскими университетами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deal with the most important problem in modern Russian science attraction and retention of young scientists in scientific work. The analyses based on practices of National Research Universities.

Текст научной работы на тему «Система мотивации молодых ученых к активной научной деятельности на примере российских Национальных исследовательских университетов»

УДК 316

И. А. Фролова, Э. Б. Гаязова СИСТЕМА МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ К АКТИВНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Ключевые слова: молодые ученые, национальный исследовательский университет, инновационная активность.

Привлечение и удержание молодых ученых в секторе исследования и разработок является одной из самых острых проблем, стоящих перед национальными исследовательскими университетами России.

Keywords: Young scientists, National Research University, Innovative activity.

The paper deal with the most important problem in modern Russian science - attraction and retention of young scientists in scientific work. The analyses based on practices of National Research Universities.

Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики как приоритет следующего десятилетия требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования. Для этого необходимо развитие сети инновационных, прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную на многих направлениях систему высшего образования. Такими организациями являются национально-исследовательские университеты, способные обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

Национальный исследовательский университет (далее НИУ) - реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.

Важнейшими отличительными признаками НИУ являются: способность, как

генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Национальный исследовательский университет должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики [1].

Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию научнотехнологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми человеческими ресурсами, в частности молодыми научными кадрами, с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.

Основной задачей государственной поддержки НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий [2].

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 276 от 29 июля 2009 г. в группу основных показателей оценки эффективности реализации программ развития Национальный исследовательский университет входит показатель «количество молодых ученых (специалистов, преподавателей) из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации по ПНР НИУ, в расчете на одного НИР. Под молодым ученым (специалистом, преподавателем) понимается работник до достижения им следующего возраста: доктор наук - 40 лет, кандидат наук - 35 лет, работник без степени - 30 лет[3].

Национальным исследовательским университетам необходимо улучшать свои показатели. Таким образом, существует прямая взаимозависимость между деятельностью НИУ и научно-исследовательской активностью молодых научных кадров (рис.1).

1 Государство 1

к Выполнение показателей оценки эффективности реализации программ развития НИУ Реализация приоритетных государственных программ связанных с поддержкой инновационной деятельности молодых научных кадров

Молодые ученые

Национальный

исследовательский

университет

Мотивация молодых ученых к активной научной деятельности

Рис. 1 - Взаимосвязь между деятельностью государства, НИУ и инновационной

активностью молодых ученых

Чаще всего молодые ученые не обладают достаточно высоким материальным доходом для того, что бы покрыть расходы, связанные с выполнением научных исследований, следовательно, большинству из них приходится искать дополнительные пути финансирования научных проектов, что способствует низкому интеллектуальному уровню большинства научных работ.

Развитие исследовательской и инновационной деятельности молодых ученых не может стать результатом административного давления. Прежде всего, следует ориентироваться на формирование системы стимулов для этой деятельности. Задача менеджеров Национальных исследовательских университетов увидеть эти стимулы, использовать новые возможности. К числу таких возможностей можно отнести: создание на базе Национальных исследовательских университетов малых инновационных предприятий из сферы высоких технологий, так как инновационные программы НИУ нацелены на сотрудничество с бизнес-сообществом, активное взаимодействие с производственным и научным секторами экономики, реализация договоров с зарубежными партнерами по осуществлению образовательных программ или проведению исследований, формирование долгосрочных планов взаимодействия с компаниями реального сектора, в том числе по их участию в программах инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием [4].

В целях вовлечения молодых ученых в сферу инноваций, а также максимального использования молодого кадрового потенциала в НИУ государство реализует приоритетные государственные программы, такие как Федеральная целевая программа «Научные и научнопедагогические кадры России», которая заработала с 2009 г. и Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Существуют дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений в рамках Постановлений от 9 апреля 2010 г. № 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), № 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), № 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых). Дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определенных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России. В составе Министерства образования и науки создан Департамент стратегического развития, важнейшей задачей которого является поддержка развития исследовательской и инновационной деятельности вузов. В то же время государством реализуются такие нормативно-правовые акты поддержки молодых ученых как Указ Президента РФ О мерах по материальной поддержке ученых России (с изменениями от 14 июня 1995 г., 8 февраля 2001 г.), Указ Президента РФ «Об установлении размеров государственных научных стипендий для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России» (с изменениями от 8 февраля 2001 г.), Приказ Минобразования РФ «Об утверждении Положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований», Постановление Правительства РФ «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых» с изменениями от 27.04.2005, Приказ Минпромнауки РФ «Об утверждении Порядка проведения конкурса на получение грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых» с изменениями от 30.12.2003, Постановление Правительства РФ «О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых», Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых кандидатов наук и их научных руководителей», Постановление Правительства РФ «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации», Положение о выделении грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых-докторов наук и средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260), Положение о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260)[5].

Инновационная активность молодых ученых стоит на трех китах (рис. 2)

Рис. 2 - Инновационная активность молодых ученых

Ориентированная на науку молодежь стремится к творчески интересной научной атмосфере. Поэтому для того, чтобы получить в науку толковую, ориентированную на дело молодежь, НИУ поддерживает активную в научном отношении состоятельность молодых ученых. Национальные исследовательские университеты выстраивают систему конкурсов, грантов, чтобы дать возможность «молодым умам» реализовать свой научный потенциал. НИУ поощряют работу сильных научных групп: их организацию и финансирование, прием на работу сильных молодых ученых, с минимальным объемом бюрократической отчетности. Для удовлетворения интересов молодых людей в их сложной, творческой деятельности, требующей большого интеллектуального напряжения, НИУ создают условия для успешной коммерциализации разработок молодых ученых, а именно закупается современное оборудование, открываются комплексно-оснащенные научные лаборатории. На базе НИУ осуществляется оснащение современных научных библиотек общего пользования, в том числе электронных, концентрирующих отечественные и зарубежные научные труды, в том числе периодические издания.

Молодые ученые предъявляют объективные требования к своей профессиональной деятельности, а именно: публикации в хороших зарубежных журналах, научно-

исследовательские стажировки за рубежом. Национально-исследовательские университеты предоставляют такую возможность. Международное сотрудничество в образовании и науке -это важный аспект деятельности НИУ. Организация стажировок за рубеж, взаимные визиты, участие в конференциях, привлечение кадров (как преподавательских, так и студентов) из-за рубежа, проведение совместных исследований, участие в ряде совместных проектов, а также публикация результатов научных исследований за рубежом являются приоритетными направлениями международного сотрудничества НИУ, характерными для исследовательских университетов мира.

Таким образом, российские НИУ создают систему мотивации молодых ученых, и разрабатывают целый комплекс способов стимулирования молодежи к активной научной деятельности. Одним из таких способов является предоставление возможности молодежи осваивать новое оборудование за границей.

Отдельно стоит сказать о предлагаемой системе материальных стимулов. Молодые ученые гораздо больше мотивируются сдельными формами оплаты. НИУ дополнительно оплачивает определенные параметры проекта - сроки, новаторство и так далее. Главным фактором успешного развития российской науки является создание равных конкурентных условий и прозрачности процесса финансирования научных исследований, а также приоритетная материальная поддержка тех ученых, которые являются авторами лучших научных проектов.

Все изложенное позволяет заключить, что в нашей стране существуют проблемы привлечения и удержания молодых учёных в научно-исследовательском секторе. Для решения этих проблем нужны определённые изменения, касающиеся управления НИУ.

Изменения в области организации и управления НИУ должны включать усиление блоков, отвечающих за исследования и разработки, защиту интеллектуальной собственности. Должна быть сформирована инновационная инфраструктура. В органы управления НИУ необходимо включить представителей академической науки и бизнеса с внятными полномочиями, перечень которых должен быть определен.

Необходимо делать шаги не по усилению специализации и фрагментации российских НИУ, а по укрупнению организационных единиц, что должно способствовать развитию междисциплинарных исследований и разработок. В основе программ развития НИУ и их коррекции должна лежать внешняя (в том числе международная) экспертиза научноисследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления.

В основу кадровой политики НИУ необходимо положить принципы целевой поддержки продуктивно работающих молодых ученых, стимулирование конкретных

исследовательских результатов молодых научных кадров. Следует предусмотреть специальную программу поддержки в НИУ научной активности молодых исследователей и преподавателей. Особая роль должна быть отведена обновлению практики научного руководства молодых научных кадров.

На сегодняшний день единственным способом предотвращения утечки мозгов и развала науки в России выступает формирование благоприятных условий для научной деятельности молодых ученых в стране в целом.

Таким образом, современные исследования и инновационная деятельность в Национальных исследовательских университетах - это не только возможность привлечения дополнительных внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса России.

Исследование выполнено при финансовой поддержке АЦП в рамках научноисследовательского проекта № 2.1.3/13684 «Роль корпоративных университетов в обеспечении инновационного развития региона (на примере ПРИФО»);

проекта № 2.2.1.2/13685 «Структура и содержание социального заказа на инновационное образование в российской высшей школе в условиях перехода на многоуровневую систему профессиональной подготовки».

Литература

1. По материалам Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mon.gov.ru/, свободный

2. Зинурова Р.И. Корпоративный университет как коммуникативное поле науки, образования и производства / Р.И. Зинурова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 18. - С. 273-278.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 276 от 29 июля 2009 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «Национальный исследовательский университет»

4. Тузиков А.Р. Инновационное образование в российской высшей школе - опыт социологического исследования / А.Р. Тузиков, Э.Б. Гаязова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 18. - С. 278-284

5. Молодые ученые: законодательная база [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=377&d_no=12183, свободный

© И. А. Фролова - асп. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, zajceva_frolova@mail.ru; Э. Б. Гаязова - канд. социол. наук, доц. той же кафедры, star13@front.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.