Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование молодежной политики как способ противодействия экстремизму'

Нормативно-правовое регулирование молодежной политики как способ противодействия экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / THE EXTREMISM / YOUTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Гаязова Э. Б.

В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире с точки зрения отечественных и зарубежных ученых. Анализируется нормативно-правовая база противодействия молодежному экстремизму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. This analyzes based on the scientists` points of view. The analyses has shown the rules and regulations in this area.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование молодежной политики как способ противодействия экстремизму»

Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков, Э. Б. Гаязова

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАК СПОСОБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

Ключевые слова: Экстремизм, Молодежь.

В статье анализируется проблема понимания сущности экстремизма в мире с точки зрения отечественных и зарубежных ученых. Анализируется нормативно-правовая база противодействия молодежному экстремизму.

Keywords: The extremism, Youth.

The paper deals with the problem of the meaning of the content of extremism. This analyzes based on the scientists' points of view. The analyses has shown the rules and regulations in this area.

Распространение молодежного экстремизма -одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня только в нашей стране действует около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Экстремизм все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах жизнедеятельности российского общества. Среди причин его распространения - как общие, обусловленные социальными, экономическими,

политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования и с особенностями отдельных социальных групп.[1]

В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности

экстремальность молодежи может приобретать

крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения. Поводом к этому зачастую становятся попытки отдельных политических сил, государственных и общественных структур использовать молодежь в своих целях, подстрекая и провоцируя ее на экстремистские действия. Преимущественно

групповой характер молодежного экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность.

Не малую роль на формировании экстремистских идей оказывают особенности исторического развития государства. Так Чеченская война спровоцировала негатив ко всем южным народам в глазах националистически настроенных россиян, во Франции в формировании агрессии к мигрантам сыграли свою роль сложный отношения с бывшими колониями страны.

Данная тема является основой деятельности многих мировых организаций. В данный момент можно говорить о существовании молодежного законодательства в большинстве европейских стран, хотя вопрос об интегрированной молодежной политике до сих пор находится в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено

областью молодежной работы и формального образования.

Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 г. ее Генеральной Ассамблеей была принята «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир»; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.[2]

В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики -рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов власти в решении проблем различных категорий молодежи.

Российской Федерацией заключен ряд соглашений по вопросам сотрудничества в области молодежной политики:

1) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области молодежной политики (Киев, 28 января 2003 г.);

2) Соглашение между Правительством

Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве по делам молодежи (Рим, 15 января 2001 г.);

3) Соглашение между Правительством

Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области молодежной политики (Москва, 30 июня 1995 г.).

4) Соглашение между Правительством

Российской Федерации и Федеративной Республикой Германия в области молодежного сотрудничества (21 декабря 2004 г. Шлезвиг Германия)

5) Соглашение между Правительством СССР и

Правительством Французской Республики о

молодежных обменах, Соглашение между

Правительством Российской Федерации и

Правительством Французской Республики о

сотрудничестве по делам молодежи (5 июля 1989)

6) Соглашение между Правительством

Российской Федерации и Правительством Японии о создании Японо-Российской комиссии по молодежным обменам (Москва, 15 марта 1999 г.)

Указанные соглашения содержат в основном близкие положения, различаясь преимущественно разной степенью подробности в регламентации возможных направлений сотрудничества и порядка его осуществления.[3]

Так, согласно ст. 1 Соглашения между

Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области молодежной политики такое сотрудничество может осуществляться посредством:

- развития связей между молодежными организациями, учебными заведениями, учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере реализации государственной политики в отношении детей и молодежи;

- взаимодействия в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров, ответственных за реализацию молодежной политики;

- проведения в Российской Федерации и Украине совместных молодежных мероприятий (съездов, симпозиумов, конгрессов, конференций, семинаров, тренингов, фестивалей, форумов, выставок, конкурсов и других);

- проведения олимпиад учащихся и студентов по основным учебным дисциплинам;

- установления и развития связей между исследовательскими учреждениями и центрами, занимающимися проблемами молодежи;

- создания благоприятных условий для развития молодежного туризма, организации летнего отдыха детей и молодежи, обменов группами школьников и студентов в период каникул, включая организацию совместных летних лагерей, туристическо-оздоровительных и культурнопросветительских походов;

- содействия совместным разработкам и реализации программ занятости и профессиональной подготовки молодежи.

Особый интерес вызывают общероссийские молодежные программы, из которых в дальнейшем

вырастают региональный, городские и районные программы развития. Так, Программа "Молодежь России (2001-2005 годы)" являлась продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики,

направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений, в том числе проведенных в период выполнения федеральных целевых программ "Молодежь России" и "Молодежь России (1998-2000 годы)" федеральными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в рамках которых планировалось при основном финансовом обеспечении за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов заложить организационные основы государственной молодежной политики, отработаны механизмы ее реализации. На сегодняшний день реализуется Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 годы, приоритетные направления которой определены в следующих документах:

- Стратегия государственной молодежной

политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в редакции распоряжений

Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 301-р, от 28 февраля 2009 г. № 251-р, от 16 июля 2009 г. № 997-р);

- Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

- Основные направления деятельности

Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением

Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

Ключевыми приоритетами государственной молодежной политики на среднесрочную

перспективу в соответствии с перечисленными документами являются:

- создание условий для успешной

социализации и эффективной самореализации молодежи;

- развитие потенциала молодежи и его

использование в интересах инновационного

развития страны;

- создание условий для раскрытия

творческих способностей молодежи, формирование общенациональной системы поиска и поддержки талантливых молодых граждан;

- вовлечение молодежи в социальную практику;

- патриотическое воспитание молодежи,

формирование и развитие ценностей здорового образа жизни;

- обеспечение эффективной социализации

молодежи, находящейся в трудной жизненной

ситуации.

В Концепции рассмотрены основные

тенденции, негативно влияющие на развитие молодежи как социально-демографической группы, и способствующие появлению экстремистских настроений:

1. Снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Нарастание формальных показателей, отражающих интенсификацию работы по подготовке новых научных кадров (численность аспирантов во всех отраслях науки в период с 1995 по 2006 год увеличилась с 62,3 тысяч человек до 146,1 тысяч человек), сопровождается сокращением числа исследователей (в период с 1995 по 2006 год число исследователей сократилось с 518,7 до 388,9 тысяч человек).

2. Низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития страны, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.

3. Несовершенство системы поддержки молодых

людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социализация молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, моральная и техническая модернизация инфраструктуры по работе с такими молодыми людьми позволит создать условия для полноценной реализации заложенного в этих молодых людях потенциала в интересах социальноэкономического развития страны. При имеющейся демографической ситуации, сокращении экономически активного населения стратегически важным видится настраивание механизмов постоянного

взаимодействия и поддержки молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.[4]

Существует ряд постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на решение отдельных вопросов государственной молодежной политики, например, постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях", постановление Правительства РФ от 18 января 1992 г. N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи" (с изменениями от 1 сентября 1992 г., 5 июня 1994 г., 4 августа 2005 г.), постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" (с изменениями от 3 августа 1996 г.), предусматривающие дополнительные меры в рамках реализации государственной жилищной

политики, постановление Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 638 "О подпрограмме

"Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (с изм. и доп. от 15 мая 2003 г.), принятое в целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения

демографической ситуации.

В настоящее время приоритетные

направления в сфере молодежной политики определены в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Основных направлениях

деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных

распоряжением Правительства Российской

Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, и

Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной

распоряжением Правительства Российской

Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р,

В ряде случаев постановления Правительства Российской Федерации принимаются в развитие законодательных положений или в целях конкретизации общих положений, предусмотренных законодательными актами, Указами Президента

Российской Федерации или иными постановлениями Правительства Российской Федерации.

В качестве примера могут быть приведены постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изм. и доп. от 23 декабря 2002 г.), согласно пункту 9 которого по инициативе детей в общеобразовательном учреждении могут создаваться детские общественные объединения, а также постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (с изм. и доп. от 22 февраля 1997 г., от 8 августа 2003 г.), в соответствии с пунктом 3 которого по инициативе детей в учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями; администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций. При этом в учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.[5]

Современная молодежная политика представляет собой инновационную деятельность государства. Она вызвана процессом перемен во всех сферах общественной жизни и служит способом ускоренного социального развития молодежи, решения ее неотложных проблем, мотивации к инновационному поведению молодых

граждан. Необходимо понять, что молодежная политика - это один из императивов XXI века, относительно новый тип работы с молодежью, который уже не может уложиться в существующие организационные рамки и структуры, не согласуется с прежними формами и методами работы [6].

Литература

1. Зинурова Р.И., Тузиков А.Р. Экстремизм в мировом

пространстве: теоретико-методологический аспект / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического университета. (Вестник

технологического университета); № 17, С. 222-224.

2. Гусев Б.Б., Лопухин А.М. Стратегия государственной молодежной политики (с комментариями). - М., 2007

3. Тузиков А.Р. Концепция идеологии и идеологического

дискурса в современной социологии - методология исследования социокультурных особенностей

молодежного экстремизма в мировом пространстве / А.Р. Тузиков // Вестник Казанского технологического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университета (Вестник технологического университета); № 17, С. 224-230.

4. Концепция ФЦП «Молодежь России» на 2012-2016

годы. [Электронный ресурс]:

http://www.newparlament.ru/docs/view/1619

5. Кочетков А.В. Приоритетный национальный проект

«Молодежная политика»: право на существование

[Текст] / А.В.Кочетков // Закон и право. - 2010. -№1.-С. 18-22.

6. Статья подготовлена в рамках федеральной целевой

программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве» по лоту 20111.2.2-306-032 «Проведение научных исследований

научными группами под руководством кандидатов наук в области разрешения конфликтных ситуаций в различных регионах мира с участием научноисследовательских и научно-образовательных организаций Германии».

© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, rushazi@rambler.ru; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, tuzikov@kstu.ru; Э. Б. Гаязова - канд. социол. наук, доц. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, umu09@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.