Р. И. Зинурова, Э. Б. Гаязова ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: наноиндустрия, развитие науки.
В статье рассматриваются проблемы и нормативно-правовые основания развития наноиндустрии. Определяется роль Программы развития наноиндустрии.
Key words: nanotech industry, the science development.
The paper deal with the problems of nanotech industry development. The main role in development plays The Program of nanotech industry development.
На сегодняшний день наноиндустрия - быстро развивающаяся сфера как в науке, так и в производстве. К настоящему моменту в этой сфере уже принят ряд базовых документов. Ключевым среди них я бы назвал Президентскую инициативу «Стратегия развития наноиндустрии». В целях ее реализации в июне 2007 г. был образован Правительственный совет по нанотехнологиям, который за очень короткий временной период успел обеспечить решение целого комплекса важных вопросов. Среди них - создание системы целевых показателей, обеспечивающих
эффективный контроль выполнения конкретных мероприятий; разработка проекта концепции и плана формирования национальной нанотехнологической сети; реализация пилотного проекта по созданию на базе РНЦ «Курчатовский институт» национального исследовательского центра нанотехнологий, наносистем и наноматериалов.
В целях осуществления государственной
политики в этой сфере по решению Президента была создана Российская корпорация нанотехнологий. В настоящее время сформирован ее уставный капитал (в размере 130 млрд. руб.), приняты основные документы, регулирующие ее деятельность, завершается формирование рабочих органов Корпорации и разработка стратегии [1].
Нанотехнологии являются фундаментом научнотехнической революции в XXI веке, одним из наиболее перспективных и востребованных
направлений науки, технологий и промышленности в индустриально развитых странах. По оценкам экспертов, в 2008 году объем продаж продукции наноиндустрии составит около 700 млрд. долларов США. Уже начался активный раздел мирового рынка в этой сфере, завершение которого ожидается к 2015 году, когда объем рынка нанопродукции возрастет до 1,2 - 1,5 трлн. долларов США.
Сегодня Россия значительно отстает от мировых нанотехнологических лидеров - США, Японии, стран Евросоюза по абсолютным показателям развития науки, технологий, степени промышленного освоения и коммерциализации разработок наноиндустрии. Россия более чем в 10 раз уступает США по числу нанотехнологических центров. Ее доля в числе международных нанотехнологических патентов составляет менее 0,2%. [3] Несмотря на то, что фундаментальные, поисковые исследования и разработку нанотехнологий, а также образовательную
деятельность в сфере наноиндустрии в настоящее время в России осуществляют около 250 организаций и около 60 российских организаций производят и реализуют продукцию наноиндустрии, Россия все еще значительно уступает США по общему числу научных статей в области наноматериалов и нанотехнологий, числу международных патентов в области нанотехнологий и умению инкорпорировать нанотехнологические прорывы в новое производственное оборудование и готовые продукты.
Безусловно, для продвижения нанотехнологий в России необходим ряд мероприятий. И решающим из них являются кадры. Значительные средства расходуются на создание центров коллективного пользования (ЦИК) уникальным оборудованием. Из 56 ЦКП, созданных на базе ведущих научных организаций и высших учебных заведений за последние три года, 36 работают по приоритетному направлению «Индустрия наносистем и материалы». На их поддержку и развитие расходуется около 1 млрд. руб. ежегодно. Сегодня, по крайней мере в центральной части России практически в любом из ее регионов ученый может найти исследовательскую установку мирового уровня для реализации своих идей в области нанотехнологий.
Большая работа по кадровому обеспечению нашей будущей наноиндустрии осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Основным ее итогом в 2006-2007 гг. стало открытие в вузах новых образовательных специальностей, связанных с нано технологиями. При этом особое внимание обращается на междисциплинарность, т. е. выработку у студентов умения хорошо ориентироваться в последних достижениях не только непосредственно изучаемой науки. В 36 из 57 вузов, ставших победителями в конкурсах инновационных образовательных программ, существенно обновлена материальнотехническая база образовательного и научного обеспечения развития нано технологий, на эти цели в 2006-2007 гг. были направлены более 3,5 млрд. руб. Весомые меры государственной поддержки предусматриваются проектом Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
Для решения проблем, возникших в ходе формирования наноиндустрии, была предложена
Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, имеющей главным результатом увеличение объема продаж российской продукции наноиндустрии к 2015 году до 900 млрд. рублей; увеличение доли отечественной продукции наноиндустрии в общем объеме продукции наноиндустрии, реализованной на мировом рынке высоких технологий до 3,0 %; увеличение объема финансирования формирования производственнотехнологической инфраструктуры наноиндустрии до 180 млрд. рублей; увеличение доли исследователей, проводящих исследования в области наноиндустрии, в общей численности исследователей до 39 лет до 50%; увеличение стоимости лицензионных платежей при введении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в области наноиндустрии до 27 млрд. рублей.
На сегодняшний день открылась прекрасная возможность для научных кадров в применении и предъявлении своих наработок общественности, так как инструментами, направленными на создание и производство продукции наноиндустрии и обеспечение конкурентоспособности отечественной наноиндустрии, являются: проекты и программы, финансируемые Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий"; программа поддержки создания новых высокотехнологичных компаний наноиндустрии (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере); мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации); венчурное финансирование компаний наноиндустрии (ОАО "Российская венчурная компания", другие участники венчурного финансирования компаний наноиндустрии); прямое инвестирование в капитал перспективных компаний наноиндустрии; программа создания и развития особых экономических зон технико-внедренческого типа (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации); программа создания и развития технопарков (Министерство
информационных технологий и связи Российской Федерации); поддержка экспорта компаний наноиндустрии (Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности") и другие [6].
В то же время данная Программа позволяет расширять международные связи и академическую мобильность. Инструментом поддержки развития нанотехнологий в России являются международные программы и проекты, в ходе реализации которых будет осуществляться сотрудничество с целью гармонизации российской и зарубежной нормативноправовой базы регулирования нанотехнологий, содействия привлечению зарубежных инвестиций в развитие и распространение нанотехнологий и наноиндустрии, содействия развитию торговли нанотехнологическими материалами и оборудованием, ноу-хау, услугами. Международное сотрудничество обеспечит полноценное вхождение России на паритетных началах в основные международные научно-технические организации в сфере
нанотехнологий, создаст условия для формирования международных объединений российских и зарубежных партнеров в сфере наноиндустрии.
По мнению М.А. Ананяна - доктор технических наук, ген. директора Концерна "Наноиндустрия", «процесс создания базиса
наноиндустрии, организации производства и внедрения продукции должен развиваться в нескольких направлениях.
Во-первых, необходимо кардинально изменить сам подход к формированию и, самое главное, к осуществлению программных мероприятий, который в настоящее время сводится к сбору предложений от разработчиков проектов и отбору из них наиболее привлекательных, которые выставляются на конкурс. Полученная в результате таких проектов продукция, как правило, не находит реального потребителя.
Необходимо создание самого механизма запуска инновационного процесса. И именно нанотехнологии как раз дают такой шанс для экономики и перспективного развития России. Поэтому принципиально важно проведение анализа задач и проблем конкретных предприятий и отраслей промышленности, других секторов экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, строительство, медицина, образование и т.д.), что позволит выделить те позиции, где использование нанотехнологий и нанопродукции даст конкретный научно-технический и экономический эффект. Такой анализ будет способствовать расстановке приоритетов в развитии нанотехнологий, сократит финансовые издержки, распыление материальных и людских ресурсов.
Во-вторых, представляется целесообразным организовать предметную работу в различных регионах России с предприятиями и организациями, решающими проблемные, важные для страны вопросы, разрабатывающими и производящими наиболее ответственные образцы техники. Таковыми являются, в первую очередь, структуры оборонно-промышленного комплекса. На их основе можно отработать механизмы промышленного внедрения уже существующей продукции нанотехнологий, а также создания новой продукции, реализованной в соответствии с
сформулированными ими техническими
требованиями.
В-третьих, следует признать целесообразным создание консорциумов, ориентированных на решение технологических задач определенной тематической направленности. Так, например, Белгородским технологическим университетом объявлено о создании консорциума, ориентированного на использование
нанотехнологий при создании нового поколения строительных материалов. Нижегородский региональный центр наноиндустрии совместно с двумя десятками предприятий и организаций позиционирует себя в части нанокерамики. Буквально на днях НИАТ совместно с НИИ Измерения, концерном "Наноиндустрия" и рядом других организаций подписали соглашение о
создании Научно-инженерного центра прецизионных измерительных систем и приборов. И Центр этот является открытой системой, то есть, мы приглашаем к участию в его работе всех желающих» [7].
Литература
1. Гарафиев И.З. Инновационный человеческий капитал региона как фактор оценки уровня развития его химической промышленности // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, -№24. - С.111-116
2. Соколов Д.Ю. Патентование изобретений в области высоких и нанотехнологий. - М.: ТЕХНОСФЕРА, 2010.
3. Берман С.С. Формирование институциональной среды инновационного проектирования устойчивого развития России // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №22. - С.260-265
4. Зибарева И.В., Зибарев А.В., Бузник В.М. Российская нанонаука: библиометрический анализ на основе баз данных STN International. - Химия в интересах устойчивого развития, 2010, т. 18, №^2, с.215-227.
5. Программа развития наноиндустрии в Российской
Федерации до 2015 года [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/bz-
dokumenty/y3g/index.htm
6. Фролова И.А., Гаязова Э.Б. Система мотивации молодых ученых к активной научной деятельности на примере российских национальных исследовательских университетов // Вестник Казанского Технологического Университета.-2011.-№22.- С.280-285
7. Наноиндустрия - вектор развития М.А. Ананян
[электронный ресурс]. - Режим
достyнa:http://spkurdyumov.narod.ru/ananyan77.htm.
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф.. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, [email protected]; Э. Б. Гаязова - канд. социол. наук, доц. той же кафедры.