Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия при вузах как фактор повышения инновационной активности молодых ученых'

Малые инновационные предприятия при вузах как фактор повышения инновационной активности молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL INNOVATIVE COMPANIES / YOUNG SCIENTIST / INNOVATION BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова И. А.

Формирование малых инновационных предприятий достаточно актуальная и обсуждаемая тема в научной среде. Данный вид предприятий стимулирует развитие инновационных разработок молодых ученых в российских вузах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of small innovative enterprises is relevant and discussed topic in the scientific community. This type of businesses stimulates the development of innovative developments of young scientists in the Russian universities.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия при вузах как фактор повышения инновационной активности молодых ученых»

УДК 316

И. А. Фролова

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВУЗАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, молодой ученый, инновационное предпринимательство.

Формирование малых инновационных предприятий достаточно актуальная и обсуждаемая тема в научной среде. Данный вид предприятий стимулирует развитие инновационных разработок молодых ученых в российских вузах

Keywords: Small innovative companies, Young scientist, Innovation business.

Formation of small innovative enterprises is relevant and discussed topic in the scientific community. This type of businesses stimulates the development of innovative developments of young scientists in the Russian universities.

Будущее России, ее благосостояние, место в мировом сообществе определяется тем, будет ли она в состоянии преодолеть существующий технологический барьер, отделяющий ее от промышленно развитых стран. Развитие в стране тяги к знаниям, предпринимательского духа и национальной способности к инновациям во многом обеспечивают успешность действия инновационной системы. Существенным фактором состояния и развития инновационной системы является степень зрелости ее финансовых систем.

Важным индикатором эффективности инновационной системы России служит необходимость формирования инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный процесс коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.

В своих вступлениях Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, относительно развития инновационной системы не оставил без внимания и образовательную сферу страны, призывая высшее образование найти возможность самостоятельного финансирования из средств, полученных благодаря реализации инновационных проектов в жизнь. Таким образом, современный рынок высшего профессионального образования характеризуется усилением конкуренции и существенным сокращением государственного финансирования высшей школы. Учитывая данные условия, вузы вынуждены реализовывать свои научные разработки с целью получения дополнительного дохода, с целью поддержания должного финансового состояния вуза, усиления материально-технического оснащения, укрепления учебного процесса дополнительными практическими занятиями как внутри учебного плана, так и вне его.

Основным препятствием в инновационной деятельности вузов является отсутствие финансирования проектов на начальном этапе. Выходом из сложившейся ситуации стал подписанный 2 августа 2009 года Федеральный закон Российской Федерации №217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [1].

До федерального закона, вузы и научно-исследовательские институты не могли внедрять результаты своей интеллектуальной деятельности. В соответствии с данным законом вузам и научно-исследовательским институтам предоставляется право самостоятельно создавать хозяйственные общества, применяющие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим учреждениям. Закон направлен на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.

Не маловажным является и тот факт, что по закону доходы от деятельности малых и средних инновационных предприятий могут направляться на правовую охрану результатов

интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений, а именно на образование и науку.

После принятия Федерального Закона №217 к 2011 году при вузах и научноисследовательских институтах было создано более 900 инновационных предприятий. Ведущие позиции по созданию малых инновационных предприятий удерживают Центральный и Сибирский федеральные округа. На их долю приходится более половины инновационных предприятий. Большинство малых инновационных предприятий являются ООО и имеют уставной капитал около 300 тысяч рублей. Общая капитализация инновационных компаний при вузах в Министерстве образования и науки России оценивается в 10-12 млн. долларов. Деятельность большинства предприятий направлена на: создание, обработку, защиту и хранение программного обеспечения и информации; медицину; нанотехнологии; энергоэффективные и энергосберегающие технологии[2].

Федеральный Закон №217 дал возможность российским вузам развиваться в направлении светлого инновационного будущего.

Создание малых инновационных предприятий при вузах, способствует развитию, как самого учебного заведения, так и системы высшего профессионального образования в целом. Этот факт проявляется в усилении материально-технической базы, в развитии научных проектов внутри вуза, усилению учебного процесса путем дополнительных практических занятий для молодых ученых, выделении финансовых средств для стажировки молодых научных кадров в другие регионы или государства [3]. Преимущества малых инновационных предприятий состоят в том, что они могут быстро переключаться на оригинальные работы, используя мобильность и нетрадиционные подходы.

Учреждение малых инновационных предприятий создает необходимые предпосылки для формирования «хребта» экономики знаний - инновационного бизнеса, без которого построение национальной инновационной системы невозможно.

Формирование малых инновационных предприятий достаточно актуальная и обсуждаемая тема в научной среде, многие ученые считают, что данный вид предприятий стимулирует развитие инновационных разработок в российских вузах. Кроме того, видна заинтересованность молодых ученых в создании малых инновационных предприятий.

Дело в том, что молодые ученые и специалисты, активно занимающиеся научной деятельностью, как правило, не обладают собственными существенными финансовыми средствами, а также необходимыми основами управления предприятием для реализации своих инновационных проектов. Научная и инновационная деятельность молодых ученых в подобных организациях помогает решить вышеуказанные проблемы.

Малые инновационные предприятия при вузах - это уникальные объединения с мощным потенциалом молодых научных кадров. Реализация деятельности малых инновационных предприятий подразумевает большую координационную, информационную, методическую и организационную поддержку для молодых ученых.

Основными направлениями деятельности малого инновационного предприятия при вузе являются:

- координация деятельности молодых ученых, развитие межрегиональных и международных связей в области научной, исследовательской деятельности молодежи;

- представление, защита и обеспечение реализации законных прав и интересов молодых ученых, содействие решению их социальных, экономических и бытовых проблем, создание необходимых условий для инновационной деятельности;

- осуществление научного, информационного, методического обеспечения молодых ученых и специалистов вуза.

Одним из приоритетов работы малых инновационных предприятий в настоящее время является активное продвижение инновационных проектов молодых ученых на государственном и коммерческом уровнях. Пожалуй, это один из самых перспективных путей

дальнейшего развития как инновационной системы образования в целом, так и каждого молодого представителя научной, преподавательской среды.

Механизм разработки инновационной политики малых инновационных предприятий включают в себя ряд последовательных этапов, что позволяет облегчить молодым ученым процесс производства и реализации своих научных исследований. Наиболее существенными из них являются:

- исследование спроса на инновационную продукцию, определение емкости рынка и перспектив его развития;

- анализ рынков необходимых ресурсов;

- планирование и организация инновационной деятельности, включающей проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ молодых ученых;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности, в частности привлечение молодых научных кадров;

- комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных с ними рисков [4].

Необходимо выделить и то, что малые инновационные предприятия при вузах решают важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы молодых ученых в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения инновационного продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

Конечным результатом инновационной деятельности молодых научных кадров является внедрение новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки [5].

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности инновационной продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). Самостоятельно проделать данную работу молодым ученым вузов не по силам, поэтому именно малые инновационные предприятия берут на себя все тяготы подготовки рынка для сбыта инновационной продукции.

В настоящее время процесс внедрения малых инновационных предприятий в вузы России можно квалифицировать как переходную модель модернизации экономики, сочетающую в себе элементы административно-командной и рыночной систем. К сожалению, то, что создано на сегодняшний день, весьма фрагментарно и ограниченно по масштабам. На сегодняшний день деятельность малых предприятий при вузах и научно-исследовательских институтах реализуется, но не так активно, как хотелось бы. Многочисленные опросы руководителей малых инновационных предприятий не выявляют существенного влияния инфраструктуры на коммерческий успех.

Созданию малых инновационных предприятий при вузе должны способствовать определенные условия. Прежде всего, данные условия должны быть обусловлены совершенствованием государственной политики в сфере образования, наличием качественной законодательной и экономической базы в стране и регионе. На государственном уровне нет четкого видения будущей модели научно-инновационной сферы. Так, науку можно рассматривать как катализатор экономического развития, а потому она должна иметь сильную инновационную составляющую и ориентироваться на интеграцию с образованием. Проблема состоит в нечеткой модели экономического развития вуза [6].

Существуют и более конкретные проблемы:

- принятие вузами стиля управления малыми инновационными предприятиями, который был принят в административно-командной экономике;

- отсутствие регулирования инновационной деятельности (когда крупная промышленность не заинтересована в инновациях, сектор малого предпринимательства не может быть эффективным);

- нечеткость законодательства, регулирующего деятельность малого инновационного предпринимательства при вузах, связанного с функционированием инновационной инфраструктуры;

- копирование зарубежных моделей инновационного менеджмента, происходящее, как правило, без учета экономического контекста, в котором эти модели функционируют.

Особую роль в развитии малого инновационного предпринимательства играют инвесторы. Несмотря на необходимость перевода российской экономики на инновационные рельсы, до сих пор отечественные предприниматели крайне мало внимания уделяют инновационному бизнесу. Без помощи бизнес-сообщества эффективное функционирование малых инновационных предприятий невозможно [7]. Необходимо, чтобы бизнес, наконец, пришел в инновационную сферу. Целесообразна разработка нормативно-методической документации, в которой определялись бы условия предоставления услуг малых инновационных предприятий, созданных при вузах. В частности, следует ввести систему срочных контрактов (между руководством инновационных центров и малых фирм), где бы оговаривались обязательства сторон и сроки нахождения малых инновационных предприятий в составе бизнес-сообщества.

Для обеспечения связи малых инновационных предприятий с крупным бизнесом необходимо задействовать достаточно эффективную систему субконтрактации при выполнении госзаказов, так как в действующей системе закупок для государственных нужд отсутствуют какие-либо законодательные требования к размещению головными заказчиками части своих подрядов среди малых фирм.

Для успеха в коммерциализации идей молодых ученых необходима интеграция трех основных компонентов:

- знания молодых научных кадров;

- наличие маркетингового мышления, то есть разработка должна быть рассчитана на потребителя;

- опора вузов и научно-исследовательских институтов на свои ресурсы, проекты и свои кадры.

Возможно, в этом и кроется ответ на вопрос, почему движение по созданию малых предприятий при вузах и научных учреждениях никак не может стать массовым. Есть и разработки, и кадры, но собрать все воедино и запустить предприятие является сложной задачей. И решать ее предстоит сегодня с прицелом на завтрашний день, а именно начиная учить молодых ученых-предпринимателей со студенческой скамьи.

Исследование выполнено при финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» по проектам № 2.2.1.2/7235 «Структура и содержание социального заказа на инновационное образование в российской высшей школе в условиях перехода на многоуровневую профессиональную подготовку», № 2.1.3/7294 «Роль корпоративных университетов в обеспечении

инновационного развития региона (на примере ПРИФО)»

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации №217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и

образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009

2. Малые инновационные предприятия при ВУЗах и НИИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebnyezavedenia.ru/malye-innovatsionnye-predpriyatiya-pri-vuzakh-i-nii.html, свободный

3. Фролова И.А. Обновление научных кадров современного российского общества / И.А. Фролова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, №13. - С. 196-201.

4. Выбор эффективных направлений деятельности малых инновационных предприятий в сфере разработки и внедрения информационных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.disserr.com/contents/189054.html, свободный

5. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях НИИ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/smallbiz_inno.shtml, свободный

6. Тузиков А.Р. Инновационное образование в российской высшей школе - опыт социологического исследования / А.Р. Тузиков, Э.Б. Гаязова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 18. -С. 278-284.

7. Зинурова Р.И. Корпоративный университет как коммуникативное поле науки, образования и производства / Р.И. Зинурова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 18. - С. 273-278.

© И. А. Фролова - асп. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, zajceva_frolova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.