Научная статья на тему 'Малые инновационные предприятия при вузах как канал трансфера химической технологии'

Малые инновационные предприятия при вузах как канал трансфера химической технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / CHEMICAL TECHNOLOGY / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY TRANSFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатина Л. И.

В данной статье рассматриваются модели организации малых инновационных предприятий при вузах, возможности и недостатки их деятельности при осуществлении трансфера химической технологии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article models of the organization of the small innovative enterprises at higher education institutions, opportunity and shortcomings of their activity at implementation of a transfer of chemical technology are considered.

Текст научной работы на тему «Малые инновационные предприятия при вузах как канал трансфера химической технологии»

УДК 66

Л. И. Гатина

МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВУЗАХ КАК КАНАЛ ТРАНСФЕРА ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ключевые слова: химическая технология, малые инновационные предприятия, трансфер технологий.

В данной статье рассматриваются модели организации малых инновационных предприятий при вузах, возможности и недостатки их деятельности при осуществлении трансфера химической технологии.

Keywords: chemical technology, small innovative enterprises, technology transfer.

In this article models of the organization of the small innovative enterprises at higher education institutions, opportunity and shortcomings of their activity at implementation of a transfer of chemical technology are considered.

Ориентация на инновационное развитие является принципом реализации государственной экономической политики. Для формирования экономики знаний направлены усилия по созданию институтов поддержки и взращивания инновационных инициатив, инновационных компаний, прорывных и перспективных технологий. Химические технологии представляют одно из приоритетных направлений российской научно-технической политики, масштаб использования которых в промышленности включает в себя такие производства: нефтехимия, биотехнология, полимерные и композиционные материалы и др. Однако сложность в трансфере химических технологий состоит в слабых взаимосвязях между промышленностью и научно-исследовательским сектором, используются до сих пор оставшиеся еще с советского периода каналы и связи передачи технологий и знаний. Взаимодействие с промышленными предприятиями необходимо, однако это не должен быть единственный канал трансфера технологий. Для расширения видов возможных каналов передачи и расширения ассортимента и количества инновационной продукции на рынке, ускорения трансфера технологий, кооперирования науки и бизнеса в 2009 году был принят федеральный закон №217, который позволил научно-образовательным учреждениям участвовать в создании и функционировании малых предприятий, нацеленных на внедрение технологий и разработок. Таким образом, для исследователей и разработчиков появился шанс реализовать и коммерциализовать свои разработанные технологии, продукты.

По данным Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» на июнь 2014 г. 395 вузов и НИИ имеют малые инновационные предприятия (МИП) [1].

Прошло уже почти пять лет с даты выхода федерального закона, в течение которых вузы и НИИ пытаются найти удобные формы функционирования МИПов в их стенах.

Выделяют две основные стратегии инновационной деятельности и реализации знаний (интеллектуального капитала) компаний вне зависимости от их специализации и отрасли. Закрытая стратегия -заключается в том, что компания фокусируется на

основном направлении своего бизнеса, а все побочные отсекаются (специализация). В открытой стратегии, напротив, процесс развития основного бизнеса сопровождается одновременным запуском небольших непрофильных или частично-профильных, но перспективных, с коммерческой точки зрения и не сложных для осуществления компанией, проектов (диверсификация) которые приобретают форму спин-аут компаний. Второй вариант стратегии и предлагается для коммерциализации вузовских инноваций, что должно облегчить трансфер технологий из сферы создания в сферу применения.

По опыту зарубежных аналогов взращивания спин-компаний при вузах можно сказать, что они имеют хороший шанс на успех, так как не только используют интеллектуальный капитал и иные ресурсы вуза (материнской компании), но и потому, что в постиндустриальных экономиках они привлекают пристальное внимание потенциальных инвесторов и получают хорошие шансы на финансирование со стороны государственных и частных венчурных фондов. Если такая компания находит свое место на рынке и начинает приносить прибыль, материнская компания может вернуть затраченные ресурсы и средства, а также получить прибыль. Такие компании необходимо создавать при следующих условиях:

- оригинальная идея или технология, потенциально способная заинтересовать внешних инвесторов;

- профиль разработки находится за переделами экспертизы или бизнес-фокуса материнской компании;

- риски проекта высоки, но преодолимы или управляемы материнской компанией;

- организация поиска потенциальных инвесторов для снятия финансовых рисков с материнской компании.

Однако такой сценарий вероятен для очень малого количества МИПов при российских вузах. Вузы зачастую не приспособлены к предпринимательской деятельности, но могут поддержать создание самостоятельных предприятий на базе сделанных в них разработок, передаваемого в пользование имущества, получая процент от прибыли или выручки. Так, например, до сих пор Стенфордский университет получает роялти от компании Google.

Второй реалистичный сценарий является менее амбициозным, он скорее всего не будет содержать цель принести МИПу (основателям) и вузу большую прибыль. В данном случае МИП будет приносить доход основателям и частично вузу, особенно, если научно-исследовательская деятельность основателя научной школы (направления) является постоянным источником идей обновлений и совершенствования технологии или продукта, что обеспечивает конкурентоспособность МИП на перспективу.

Имея научные школы в сфере химической технологии, вузы могут продвигать свои инновационные технологии и продукты через создание МИ-Пов или расширение их бизнес-поля. В Татарстане, например, развитыми отраслями являются машиностроение и нефтехимия. В рамках этих кластеров происходит и подготовка специалистов, проводится исследовательская работа, и реализуются крупные инвестиционные проекты. В КНИТУ на июнь 2014г. существует одиннадцать МИПов, работающих в области химической технологии, что составляет 46% от общего количества МИПов при вузе. В КФУ - четыре МИПа в области химической технологии, что составляет 12,5% от общего числа малых предприятий данного вуза. МИПы на территории Татарстана включены в нефтехимический кластер, что позволяет достигать наиболее успешных результатов, поскольку известны конечные потребители, конкуренты, рынок[2], существует уже структура взаимодействий между малым бизнесом, крупными предприятиями, профильными вузами и органами региональной власти, призванных оказывать содействие в реализации приоритетных направлений развития региона (Агентство инвестиционного развития РТ) через организационные и финансовые инструменты.

Механизм создания МИПов при вузах в целом можно считать, отработан, но вот механизм развития и роста требует еще практических решений и законодательных закреплений. Например, в силу сложности и недостаточной проработанности механизма продажи доли вуза в МИПе (а это часто бывает необходимо при продаже контроля в компании стратегическому покупателю) фиксация прибыли посредством капитализации выращенной стоимости часто представляется проблематичной, и развитие вузовских МИП идет по второй указанной выше, менее прибыльной модели. Часто бывает, что вузу необходимо отчитываться по инновационным разработкам, деятельности инновационных предприятий, для создания благополучной статистической отчетности результативность деятельности МИПов может быть сильно завышена. Поэтому встает вопрос об унификации собираемой информации, которая позволила бы объективно оценивать результативность деятельности МИПов. Для чего могут использоваться следующие количественные индикаторы:

• количество созданных МИПов,

• количество закрытых МИПов,

• объем прибыли МИПов,

• объем привлеченных инвестиций,

• размер дохода, генерируемого МИПами,

• стоимость компаний при продаже МИП,

• рыночная стоимость проданных МИПов,

В дополнение к количественным оценками эффективности создания МИПов вузами и НИИ, важно также оценивать и качественные аспекты процесса, такие как состояние научно -исследовательского задела и готовности продукта (технологии), этап жизненного цикла предприятия, продолжительность жизни создаваемых предприятий, отзывы заказчиков, темп роста компаний и т. п.

Деятельность МИПов может также быть оценена в рамках анализа трансфера химических технологий вузом, который можно проводить на основе сравнения следующих показателей:

• передача и приобретение прав на патенты;

• передача и приобретение лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;

• передача и приобретение беспатентных результатов и разработок;

• передача и приобретение ноу-хау, соглашений на передачу технологий;

• передача и приобретение оборудования;

• передача и приобретение целенаправленно -го приема на работу квалифицированных специалистов;

• число фирм осуществляющих экспорт и импорт технологий по странам партнерам;

• число фирм участвующих в совместных проектах разработок и исследований;

• число совместных проектов разработок и исследований;

• число фирм участвующих в совместных проектах разработок и исследований по типу партнерства;

• число фирм участвующих в совместных проектах разработок и исследований по типу кооперационных связей [3].

Указанные показатели характеризуют научно-исследовательскую, производственную и проектную деятельность МИПов. Таким образом, трансфер химических технологий может быть реализован от начала и до конца в рамках предприятий, функционирующих как инновационный пояс вокруг вуза. Но МИПы при вузах не замкнуты только на себе и на ресурсы материнской организации, они встраиваются в инновационную систему региона и страны в целом, поскольку выходят на российский и зарубежные рынки продаж своих технологий и продуктов, участвуют в конкурсах и программах поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах федерации, конкурируют за финансовые ресурсы в виде грантов и инвестиций. В связи с чем можно утверждать, что МИПы при вузах могут играть роль канала трансфера химических технологий при определенных условиях, таких как, ресурсная и административная поддержка МИПов вузами; работа руководства вуза с МИПами в сфере продвижения разработок; активность самих МИПов в продвижении своих технологий и продуктов и поиске дополнительных ресурсов для развития; создание региональными институтами поддержки малого и

среднего предпринимательства благоприятных (финансовых, организационных и иных) условий для успешной деятельность МИПов.

Литература

1. Гатина Л.И. Малые инновационные предприятия в реализации приоритетов развития комплексного освоения углеводородного сырья/ Л.И. Гатина, А.Р. Тузиков, С. А. Алексеев // Вестник Казанского технологического университета.- 2014. - №12. - С.369.

2. Дырдонова А.Н., Трансфер инновационных технологий в промышленном секторе Германии: кластерный

подход/ А.Н. Дырдонова, Р.И. Зинурова, Е.С.Андреева, А.А. Стародубова // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 3. - С. 349-353.

3. Стародубова А. А. Трансфер технологий в химическом производстве: методологический подход/ А.А. Стародубова, А.Н. Дырдонова, Е.С. Андреева, Р.И. Зинурова // Вестник Казанского технологического университета.- 2013. - Т. 16. - № 4. - С. 300-303.

© Л. И. Гатина - канд. соц.наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].

© L. 1 Gatina - candidate of sociological sciences, associate professor of the chair of the public, municipal administration and sociology, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.