Научная статья на тему 'Обновление научных кадров современного Российского общества1'

Обновление научных кадров современного Российского общества1 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / YOUNG SCIENTIST / HUMAN RESOURCES / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова И. А.

Нет более болезненного вопроса для науки и высшего образования, чем проблема сохранения и воспроизводства молодых научно-педагогических кадров [1]. Сохранение и развитие молодого кадрового потенциала научно-образовательной сферы является одной из важнейших задач, стоящих и перед национальными исследовательскими университетами, стратегической миссией которых является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

No more painful question for science and higher education than the problem of preservation and reproduction of young scientific and pedagogical staff. Preservation and development of young human resources research and educational sectors is one of the major challenges facing the national research universities, the strategic mission is to promote the dynamic development of science and technology sector of the country and providing it with adequate human resources.

Текст научной работы на тему «Обновление научных кадров современного Российского общества1»

УДК 316

И. А. Фролова

ОБНОВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ КАДРОВ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА1

Ключевые слова: молодой ученый, кадровый потенциал, национальный исследовательский университет,

государственная политика.

Нет более болезненного вопроса для науки и высшего образования, чем проблема сохранения и воспроизводства молодых научно-педагогических кадров [1]. Сохранение и развитие молодого кадрового потенциала научно-образовательной сферы является одной из важнейших задач, стоящих и перед национальными исследовательскими университетами, стратегической миссией которых является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами.

Key words: young scientist, human resources, national research university, state policy.

No more painful question for science and higher education than the problem of preservation and reproduction of young scientific and pedagogical staff. Preservation and development of young human resources research and educational sectors is one of the major challenges facing

the national research universities, the strategic mission is to promote the dynamic development of science and technology sector of the country and providing it with adequate human resources.

Основным конкурентным преимуществом России в современном мировом сообществе является сохранившийся высокий уровень научных исследований и разработок. Однако серьезным препятствием для реализации имеющегося конкурентного преимущества стал системный экономический и политический кризис 90-х гг., указавший курс на приспособление высшего образования к происходящим в стране изменениям. Сегодня актуализируется решение задачи по удержанию системы высшей школы хотя бы на достигнутом уровне. Основными проблемами, требующими безотлагательного решения, стали проблемы обеспечения сохранения единого образовательного пространства страны, доступности высшего образования и интеллектуального потенциала высшей школы.

Научно-педагогический потенциал высшей школы имеет широкий круг проблем, требующих системного научного осмысления, а именно: уменьшение абсолютного числа занятых в результате сохранения высоких темпов оттока, превышающего наполнение кадров; дисбаланс между спросом и предложением на рынке научно-технического труда; низкий уровень востребованности со стороны общества результатов труда научно-педагогических кадров; увеличение оттока кадров из сферы науки и высшего образования в другие секторы хозяйства - так называемая внутренняя миграция; притока молодежи в науку и связанное с этим общее «постарение» научно-педагогических кадров [2].

Снижение притока молодых преподавательских кадров представляет большую угрозу для развития науки в высшей школе. Из высшей школы уходят молодые и высококвалифицированные кадры, с высоким научным и творческим потенциалом, обладающие способностью быть генераторами идей, что и является наиболее ценным в области науки. Причинами этого являются:

• сокращение бюджетного финансирования, практически полное прекращение поступления средств от отраслевых ведомств, снижение материально-технической базы развития науки;

1 Статья подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» Министерства образования и науки Российской Федерации (проект РНП № 2.2.1.2/7235)

• невозможность реализовать свой научный и творческий потенциал на той материальной базе, которую сегодня имеет вузовская наука;

• низкий уровень социальной защиты научно-педагогических кадров и т.д.

Сохранение и развитие молодого кадрового потенциала научно-образовательной сферы

является одной из важнейших задач, стоящих и перед национальными исследовательскими университетами (далее НИУ), стратегической миссией которых является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике [3].

В период социально-экономических трансформаций, когда вопросы сохранения уровня жизни вышли на первый план, молодежь все больше ориентирована на поиск занятости, приносящей стабильно высокий доход. Наиболее активные и талантливые выпускники вузов предпочитают должность ассистента менеджера в коммерческих компаниях, чем должность младшего научного сотрудника в НИУ или в университете из-за большой разницы в оплате труда.

Фактически главными барьерами для принятия решения о занятии научноисследовательской работой являются: а) низкая заработная плата в науке; б) отсутствие жилья у молодежи и перспектив заработать на него.

Согласно исследованию, проведенному молодыми учеными отдела социальных проблем при поддержке СО РАН в 2007 году, более половины аспирантов и студентов-дипломников считают, что у них есть более подходящие перспективы, чем остаться работать в НИУ, в том числе учеба или работа за рубежом, в коммерческом секторе, в совместных предприятиях.

Можно выделить следующие мотивы молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в:

a) медицинском обслуживании и личной безопасности, как самого человека, так и членов его семьи;

b) вполне предсказуемой карьере;

c) возможности работать под руководством действующего ученого высокой квалификации, в активной и дееспособной команде

ё) возможности установления многочисленных контактов с сотрудниками других групп, возможности постоянного активного поиска новых приложений своих талантов и возможностей;

е) материальном благополучии, спокойном воспитание детей;

1 возможности работать на современном уровне;

§) возможности разнообразного отдыха, возможности бесплатно, посещая

конференции, путешествовать по миру.

В целях стимулирования молодежи к стремлению работать в науке, актуально удовлетворить потребности более высокого порядка - такие как расширение возможностей выбора приемлемого образа жизни, использование достижений цивилизации, признание обществом. В условиях недофинансирования науки крайне сложно стимулировать работу молодых, и особенно трудно удержать наиболее талантливых людей, которые стремятся добиться успеха в жизни.

На сегодняшний день ситуация остается неизменной, решение кадровой проблемы -это совместная задача, стоящая перед государством, организациями науки, вузами и современным производством.

Правительством разработана и реализуется система мер по оптимизации процесса поддержки молодых ученых. Разработана система грантов, предусматривающая как индивидуальные выплаты, так и поддержку исследовательских групп. Молодёжным вопросом в науке занимаются и научные фонды, прежде всего Российский гуманитарный научный фонд,

Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника).

Основные системные меры включают обеспечение материальной поддержки, предоставление грантов коллективам, возглавляемым молодыми учеными, на проведение исследований, приобретение оборудования, на доступ к информационным ресурсам, реализацию инновационных программ, инвестиционные кампании [4].

Органы федеральной власти, прежде всего Министерство образования и науки РФ, Министерство промышленности, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по делам молодёжи принимают различные программы, направленные на стимулирование инновационной активности молодых учёных; постоянно обсуждается вопрос о принятии дополнительных мер поддержки молодёжи, задействованной в инновационном процессе. Разработана федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2012 гг.», утвержденная Постановлением Правительства России №568 от 28 июля 2008 года. Программа рассчитана до 2013 года и призвана увеличить число молодых ученых и поспособствовать закреплению российской молодежи в сфере науки и образования. Важнейшим элементом является привлекательность для молодежи карьеры исследователя. На базе данной Программы осуществляется поддержка ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров. Предусмотрен также ряд мер для кардинального подъема вузовской науки, где сегодня имеется огромный и очень востребованный кадровый потенциал. Разработана и активно реализуется Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020». Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок [5].

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ ежегодно объявляет конкурсы на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и молодых российских ученых - докторов. Предметом конкурсов является право на получение грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук, молодых (до 40 лет) российских ученых - докторов наук [6].

Для повышения эффективности реализации государственной политики в области воспроизводства научно-педагогических кадров Советом при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию и Координационным Советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах разработаны предложения по формированию национальной информационно-аналитической системы поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов (НИАС «Молодые ученые России»), представляющей собой единый комплекс взаимодействующих информационных ресурсов органов государственного управления, общественных объединений, научнообразовательных и инновационно-технологических организаций. Основной целью создания системы является обеспечение эффективного информационного обмена между молодыми учеными и специалистами, органами государственной власти, учреждениями науки и образования, предприятиями наукоемкой сферы, заинтересованными представителями делового мира, общественными организациями, а также координация усилий всех сторон,

заинтересованных в сохранении и развитии кадровой системы научно-образовательной и инновационно-технологической сфер.

На региональном уровне также реализуются программы, в которых отдельной строкой вписана поддержка молодых учёных. Так, в Республике Татарстан работает (функционирует) сеть национальных исследовательских институтов, два из которых находятся в г. Казани: Национальный исследовательский университет «Казанский государственный технологический университет» (НИУ КГТУ) и Национальный исследовательский университет КГТУ им. А.Н. Туполева. В целях повышения инновационной активности молодых ученых и эффективности использования их научного потенциала в университетах ведется активная работа с Российской академией наук. Проводятся конкурсы на соискание медалей РАН с премиями для молодых учёных РАН, других учреждений, организаций России и для студентов высших учебных заведений России за лучшие научные работы, на соискание золотых медалей и премий имени выдающихся ученых. Осуществляется активное взаимодействие с Федеральным агентством по делам молодежи, молодые ученые данных НИУ ежегодно участвуют во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер» и т. д. (Также регулярно проводятся и внутривузовские конкурсы).

В целях усиления государственной поддержки молодых ученых в Республике Татарстан ежегодно выделяются 20 грантов для поддержки научных исследований, проводимых молодыми (до 35 лет) учеными и молодежными научными коллективами в сумме до 230 минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации, каждая. Для поддержки молодых ученых в наиболее перспективных и значимых для развития Республики Татарстан областях ежегодно выделяются 12 республиканских научных премий в сумме 40 минимальных размеров оплаты труда [7].

В рамках социально значимых проектов и программ учреждений молодежной политики, детских и молодежных общественных организаций Республики Татарстан ежегодно проводится конкурс «Лучший молодой ученый РТ». Конкурс проводится с целью поощрения наиболее талантливых молодых ученых Республики Татарстан, внесших большой вклад в развитие фундаментальной и прикладной науки. Задачами Конкурса являются: награждение самых достойных молодых ученых Республики Татарстан; популяризация науки и научных исследований в обществе; привлечение внимания общественности и заинтересованных министерств к проблемам поддержки молодых ученых [8].

На территории Республики функционирует Молодежное общественное движение молодых ученых и специалистов Республики Татарстан, вошедшее в состав Российского союза молодых ученых. Участниками Движения, объединяющего свыше 10 тысяч человек, являются молодые ученые, специалисты, аспиранты и другие представители молодого поколения, занимающиеся научно-техническим и иным творчеством на территории Республики Татарстан. В вузах, НИИ и на предприятиях Республики Татарстан созданы первичные организации Движения. Движение взаимодействует с органами государственной власти Республики Татарстан, Академией наук Республики Татарстан, вузами, научноисследовательскими институтами, представителями бизнес сообщества и инновационной инфраструктуры. Представители Движения привлекаются в качестве экспертов и участников рабочих групп конкурсов, грантов, стипендий и премий для молодых ученых и специалистов, как на региональном, так и всероссийском уровне [9].

Подводя итоги можно заметить, что при всем многообразии программ, конкурсов и грантов существует большой пробел в том, что для получения доступа ко всем «благам» соискателю необходимо заполнить огромное количество бумаг. К сожалению ни в одном научном учреждении ещё не созданы консультационные пункты, которые объясняли бы молодым ученым, как воплотить их идеи в жизнь.

Более того, обилие программ поддержки для молодых учёных еще не означает, что все обещанное выполняется на практике, и уж тем более не означает, что данная поддержка приносит видимый результат. Одной из главных причин является отсутствие опыта в

оформлении интеллектуальной собственности. Молодые научные кадры нуждаются в консалтинговой помощи, решение именно этой проблемы должно взять на себя государство при поддержке института НИУ.

Что касается проблем мотивации молодого ученого к занятию наукой, то здесь важен интерес самого молодого человека к научной деятельности. Привить интерес к науке государству не по силам, это под силу только научному руководителю. А государственные меры должны способствовать тому, чтобы максимально использовать потенциал этих людей. Именно участие молодых ученых в работе бизнес-инкубаторов, технопарков в процессе подготовки научно-исследовательских проектов и диссертационных работ, определяет такой критерий инновационности образования как проектный, представленный в классификации наряду с дидактическими и административно-управленческими, сотрудниками Казанского государственного технологического университета [10].

В частности, нужно обеспечить их современным оборудованием и необходимыми финансами, чтобы как можно больше сократить внутреннюю и внешнюю «миграцию» высококвалифицированных преподавателей высшей школы, которые вынуждены из-за экономических трудностей заниматься другими работами, не связанными с учебным процессом, что дезорганизует учебный и научно-исследовательский процесс в высшей школе.

В НИУ необходимо обеспечить выполнение следующих принципов функционирования:

а) увеличение мобильности научно-педагогических кадров и создание реально работающей системы общенационального конкурса на замещение вакантных должностей от профессоров и заведующих кафедрами до руководителей вузов;

б) наличие соответствующей инфраструктуры приема и размещения абитуриентов и студентов, предоставления жилья сотрудникам, что необходимо как для обеспечения мобильности кадров, так и для расширения территории набора студентов;

в) стабильное финансирование, обеспечивающее не только высокую зарплату преподавателей, но и закупку современного оборудования и необходимых материалов, а также качественные условия для учебы, эффективной работы и отдыха сотрудников и обучающихся.

Прорыв нашей страны в области инноваций и развития высоких технологий связан, прежде всего, с новыми инновационными кадрами: молодыми, инициативными, компетентными, способными решать большие задачи. А важнейшим фактором оценки молодым человеком своего будущего статуса и перспектив при выборе места учебы или работы является престижность и солидность организации, причем не только в финансовом смысле, но и в смысле её репутации и качества деятельности в целом.

Литература

1. Ректор ГУ Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов - в интервью "Российской газете ссылка: Мария Агранович. Интеллект на вырост. Вернуть молодежь в науку можно всего за пять лет. Российская газета (4 апреля 2007).

2. Быховская, А.Ю. / Под ред. Е.Н. Жильцова, Ю.А. Кудрявцева. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономические аспекты. - М. - 1991. - С. 29.

3. Хлунов, А.В. Приоритеты государственной научно-технической политики / А.В. Хлунов // Научный электронный журнал.- 2009. - №1.

4. Национальный информационный центр по науке и инновациям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencerf.ru/, свободный

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный

ресурс]. - Режим доступа:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016?presentationtemplate=do cHTMLTemplate1&presentationtemplateid=2dd7bc8044687de796f0f7af753c8a7e, свободный

6. Информация сайта Минобрнауки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/, свободный, ФГУ НИИ РИНКЦЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grants.extech.ru/, свободный

7. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О мерах по усилению государственной поддержки молодых ученых в Республике Татарстан от 24 декабря 2002 года, № УП-1153

8. Портал Правительства Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smus.tatar.ru/rus/index.htm/news/72579.htm, свободный

9. Официальный сайт Российского Союза молодых ученых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosmu.ru/activity/events/521.html, свободный

10. Зинурова, Р.И. Инновационное образование в региональных технологических вузах РФ: проблемы критериев, типологии и социального заказа / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казан. технол. унта. - 2010. - №9.

© И. А. Фролова — асп. каф. государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.