УДК 316.33
Р. И. Зинурова, А. Р. Тузиков
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ЧЕРЕЗ ТРАНСФОРМАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ключевые слова: исследовательские университеты, образовательные инновации, слияние науки и образования, новые образовательные стандарты, технологии их оценки качества образовательных программ.
В статье на основе данных исследования анализируются кардинальные изменения инновационного характера, которые происходят в вузах исследовательского типа в России. Раскрыты основные черты образовательных инноваций. Особое внимание уделяется анализу процедур международного признания новых образовательных программ и оценки их качества.
Keywords: research universities, educational innovations. Integration of science and content of educational programs, new educational standards, technologies of programs' quality evaluation.
The article deals with the results of analyses of innovative transformations which take place in Russian research universities. Main features of educational innovations are disclosed. Special attention is paid to procedures of its' international accreditation as well as evaluations ofprograms' quality
Развитие сети национальных
исследовательских университетов в России соотносимо с зарубежной практикой, с которой ознакомились преподаватели и нашего университета, в частности в результате стажировок в Англию и США. Исследовательский университет - это хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом современная форма интеграции образования и науки. Именно эти университеты пользуются наибольшей поддержкой из бюджета федерального правительства для проведения научной и образовательной деятельности. Так, 100 ведущих исследовательских университетов США получают 95% средств федерального бюджета для исследовательских и образовательных целей. Подготовка специалистов наивысшей квалификации также сосредоточена в исследовательских университетах: 60% всех докторантов США подготовлено в 50 исследовательских университетах. Эти университеты имеют большее число студентов, обучающихся по магистерским программам, имеют лучшее соотношение между численностью преподавателей и студентов (~ 1 : 6), в то время как в обычных вузах это соотношение (~ 1 : 12) [1,2].
Исследовательские университеты имеют наиболее прочные связи с промышленностью. Так, крупнейший американский исследовательский университет - Массачусетский технологический институт имеет связи приблизительно с 300 корпорациями (более половины из них - крупнейшие корпорации США) [3].
Существенным отличием в формировании профессорско-преподавательского состава лучших американских университетов является ротация кадров, охватывающая сферы образования, науки и бизнеса. Между ними отсутствуют искусственные перегородки, более того - система оплаты в вузе, как и на фирме, стимулирует такую ротацию.
Исследовательские университеты активно участвуют, преимущественно на коммерческой основе, в дополнительном послевузовском образовании, предлагают многоуровневые программы повышения квалификации и переподготовки. В отличие от узкопрофильных коммерческих учебных заведений,
университеты имеют возможность реализации разнообразных программ, основывающихся на междисциплинарном подходе.
Для исследовательских университетов характерна множественность источников финансирования: федеральный и местный бюджеты, гранты, благотворительные и попечительские фонды, бизнес, доходы от учебной, исследовательской, производственной и
консультационной деятельности. Так, в США на федеральное правительство приходится 13,3% всех финансовых ресурсов, на правительство штатов -30,3%, местные органы власти - 2,7%, частный сектор - 4,9%, студентов - 33,1%. Еще 15% средств в бюджет высшей школы относят сами вузы за счет своих фондов и доходов [4].
Современный исследовательский
университет - это крупный экономический субъект, обладающий, естественно, большой
самостоятельностью. Так, годовой бюджет Техасского университета - 3 млрд. долларов, Стандфордского - 1 млрд. долларов, Манчестер метрополитен-университета - 1 млрд. долларов. Исследовательские университеты стали
равноправными партнерами бизнеса в интеграции науки, образования и производства, а порой выполняют в регионах роль ведущего, основного интегратора [5].
Университет исследовательского типа -особый вуз. И задачи перед ним стоят особенные, в том числе и те, которые связаны с образовательным процессом. Каковы отличительные черты этого процесса? Как изменяется характер обучения с получением вузом статуса исследовательского университета?
Исследовательский федеральный
университет отличается тем, что в таком университете, во-первых, изменяется соотношение между студентами младших курсов и старших (магистрантов). Количество студентов,
обучающихся в магистратуре, резко увеличивается. При этом в магистратуру принимаются не только студенты, закончившие бакалавриат своего вуза, но
и выпускники других вузов и регионов. То есть исследовательский университет готовит специалистов более высокого уровня, которые могут работать в исследовательских учреждениях, производственных фирмах.
В исследовательском университете, как ни в каком другом, происходит тесное слияние науки и образования, обучение осуществляется на базе фундаментальных научных исследований с привлечением студентов к решению задач современной науки. При этом по специальностям прикладного характера в исследовательских университетах обучение существенно отличается от обучения в соответствующих профильных вузах. Подготовка специалистов здесь не носит массовый характер и нацелена, прежде всего, на подготовку научных кадров для различных отраслей науки.
Еще одна важная особенность образования -его индивидуализация [6]. Эта общемировая тенденция начинает распространяться и в России. В новых государственных образовательных стандартах перераспределяется доля аудиторных и внеаудиторных часов. Появляются многие факультативные курсы - по выбору, то есть человек сам выбирает себе траекторию образования. Но индивидуализация образования в исследовательском университете подразумевает не только выбор курсов "по вкусу", но и более раннее и более глубокое погружение в научную работу. Приобщение студентов к исследовательской работе начинается с первого курса в рамках научных кафедральных кружков.
Еще одним признаком изменившегося образования в НИУ является рост доли внебюджетного финансирования образовательной деятельности по приоритетным направлениям НИУ, прежде всего числе по оплаченным договорам с организациями высокотехнологичных секторов экономики [7].
Видимо это может стать возможным только в том случае, если НИУ будут не просто воспроизводить уже имеющееся образование, а открывать новые образовательные направления в интересах экономики. В качестве кейса инноваций в инженерном образовании может быть представлен опыт национального исследовательского Томского политехнического университета [8]. Образовательная стратегия университета исходит из того, что технологическое развитие производства во многом определяется результатами инженерной деятельности и, соответственно, качеством подготовки специалистов в области техники и технологий в вузах, то есть качеством инженерного образования. Инженерная деятельность в постиндустриальном обществе приобретает все более интегрированный, комплексный и инновационный характер.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) реализует Программу развития научных исследований и инженерного образования по приоритетным направлениям, согласованным со стратегическими направлениями модернизации экономики страны и формирующимися технологическими платформами:
- рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов,
- традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии производства энергии,
- нанотехнологии и пучково-плазменные технологии создания материалов с заданными свойствами,
- интеллектуальные информационно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления,
- неразрушающий контроль и диагностика в производственной и социальной сферах.
Программой развития предусмотрено создание в университете образовательной среды мирового уровня и генерация профессиональной элиты в области ресурсоэффективных технологий. Одним из показателей эффективности реализации Программы является доля основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития, согласованных с международными стандартами (14% в 2010 г., 45% в 2018 г.)». Для достижения запланированных результатов в университете проводилась работа по ряду инновационных направлений, связанных с разработкой и внедрением собственного образовательного стандарта на основе ФГОС и международных стандартов инженерного образования, международной аккредитацией образовательных программ и сертификацией квалификаций профессиональных инженеров.
За более чем столетнюю историю подготовки инженерных кадров в России и Советском Союзе сформировались определенные традиции, в том числе присвоение квалификации «инженер» выпускникам технических вузов непосредственно после освоения ими одноуровневых образовательных программ. Аналогичные традиции существуют в странах континентальной Европы, таких, как Германия, Франция, Италия и другие.
В англо-саксонских странах Европы (Великобритания, Ирландия), а также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др., давно и успешно реализующих систему двухуровневой подготовки (бакалавр-магистр), сложилась другая традиция. Это традиция присвоения инженерных квалификаций (Incorporated Engineer, Chartered Engineer, Professional Engineer) бакалаврам и магистрам - выпускникам вузов, освоившим образовательные программы в области техники и технологий, накопившим определенный опыт профессиональной деятельности в течение нескольких лет после окончания вуза и прошедшим специальную процедуру сертификации.
В Европе систему сертификации и регистрации инженеров с присвоением квалификации EurEng и вручением European Professional Engineering Card развивает Федерация инженерных организаций 30 стран (FEANI). В нашей стране на базе Российского союза научных и инженерных обществ (РосНИО) в 2009 г. Создан мониторинговый комитет FEANI, участвующий в развитии общеевропейской системы. В рамках
Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia - Pacific Economic Cooperation, APEC) создан регистр профессиональных инженеров APEC Engineer Register. В APEC входит 21 страна, в том числе США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Россия и другие. Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) совместно с РосНИО создан Мониторинговый комитет APEC Engineer Register, позволяющий практикующим инженерам-выпускникам аккредитованных
образовательных программ отечественных технических вузов получить сертификат регистрации в APEC Engineer Register.
Международная сертификация российских инженеров - выпускников технических вузов обеспечивает им глобальную конкурентоспособность, профессиональную мобильность и является свидетельством высокого качества их подготовки к инженерной деятельности в соответствующих вузах. Таким образом, наличие у вуза выпускников, сертифицированных de jure по международным стандартам, может служить убедительным доказательством того, что вуз de facto входит в группу лидеров в системе высшего инженерного образования страны.
В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) при поддержке АИОР и РосНИО в рамках реализации Программы развития инновационной инфраструктуры создан Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии [8]. Деятельность Центра регламентируется «Нормативно -организационными документами системы
сертификации и регистрации профессиональных инженеров в Российском регистре инженеров APEC и международном APEC Engineer Register». Нормативно-организационные документы разработаны на основе международных стандартов, согласованных в рамках APEC Engineer Agreement, и руководства The APEC Engineer Manual. Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии ТПУ формирует экзаменационные комиссии с привлечением ведущих специалистов соответствующих отраслей
промышленности, проводит экзаменационные испытания для претендентов по проверке и оценке их универсальных, профессиональных и специальных компетенций в определенных областях профессиональной инженерной деятельности. Экзамены проводятся в письменном виде, а также в форме устного интервью.
Решения комиссий Центра утверждаются на заседаниях Мониторингового комитета.
Претендентам, успешно сдавшим экзамены, вручаются соответствующие сертификаты. Данные о них размещаются в Российском и международном регистрах Инженеров APEC. Согласно The APEC Engineer Manual определено 12 областей профессиональной деятельности, по которым осуществляется сертификация и регистрация инженеров: аэрокосмическая техника (Aerospace Engineering), биотехнологии (Bioengineering),
химические технологии (Chemical Engineering),
гражданское строительство (Civil Engineering), инженерная защита окружающей среды (Environmental Engineering), электроника, электротехника и электроэнергетика (Electrical Engineering), геотехнологии (Geotechnical Engineering), информатика и вычислительная техника (Information Engineering), машиностроение (Mechanical Engineering), горное дело (Mining Engineering), нефтегазовое дело (Petroleum Engineering), транспортная техника (Transportation Engineering).
В соответствии с международными критериями сертификации и регистрации
профессиональных инженеров в APEC Engineer Register к претендентам предъявляются
определенные требования. Претендент на регистрацию должен: быть выпускником вуза по аккредитованной инженерной программе, иметь право на ведение самостоятельной профессиональной инженерной деятельности, иметь не менее 7 лет опыта практической инженерной деятельности после окончания вуза, иметь не менее 2 лет опыта работы на ответственной руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, действовать в рамках Кодекса профессиональной этики.
Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии ТПУ начал работать в апреле 2010 г. Первыми предприятиями - участниками «пилотного» проекта сертификации и регистрации инженеров стали: крупнейший российский производитель спутниковых систем «Информационные
спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва» (г. Железногорск), ОАО «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева», ОАО «Сибэлектромотор» (г. Томск) и др. В проекте приняли участие 42 ведущих инженера, работающих на данных предприятиях. Успешно прошли испытания и сертифицированы на соответствие критериям международного регистра APEC Engineer Register - 30 претендентов, третья часть которых - выпускники Томского политехнического университета.
Первые результаты работы Центра и обсуждение их с представителями промышленных предприятий указали на необходимость разработки специальной программы повышения квалификации претендентов на международную сертификацию и регистрацию. Такая программа «Международная сертификация и регистрация профессиональных инженеров в России» разработана в ТПУ и готовится к «пилотированию». Целью программы является развитие профессиональных и универсальных компетенций практикующих инженеров до уровня, необходимого для международной сертификации и регистрации в системах APEC Engineer Register и FEANI Register.
Реализуемый Национальным
исследовательским Томским политехническим университетом совместно с АИОР и РосНИО проект
по созданию в России международно-признанной национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров позволяет не только сохранить термин «инженер» в условиях перехода высшей школы на уровневую подготовку (бакалавр-магистр), но и повысить статус инженера. Система сертификации и регистрации инженеров способствует:
- развитию технического образования и инженерной профессии в стране и повышению их привлекательности,
- повышению качества подготовки выпускников образовательных программ в области техники и технологий в вузах страны,
- стимулированию непрерывного повышения квалификации и совершенствования профессиональных компетенций практикующих инженеров,
- формированию высококвалифицированного инженерного корпуса страны для развития производства, малого и среднего инновационного бизнеса и национальной экономики,
- повышению международного престижа, конкурентоспособности и мобильности российских инженеров.
Как уже отмечалось, для международной сертификации и регистрации
профессиональный инженер должен освоить в вузе образовательную программу, аккредитованную по международным стандартам. Международное
признание качества инженерных программ вузов осуществляется в рамках деятельности таких авторитетных организаций как Вашингтонское соглашение (Washington Accord, 1989 г.), участниками которого являются общественно-профессиональные организации: ABET (США), ECUK (Великобритания), Engineers Canada (Канада), JABEE (Япония) и др., а также Европейская сеть по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE), оценивающая качество двухуровневых инженерных программ по согласованным EUR-ACE - стандартам в вузах Германии, Франции, Великобритании, Ирландии, Португалии, Турции и России. В ближайшее время к сети ENAEE планируют присоединиться инженерные организации Италии, Испании, Голландии, Швейцарии и других стран Европы.
Томский политехнический университет регулярно подвергает свои образовательные программы в области техники и технологий внешней оценке с участием отечественных и зарубежных экспертов. В 1995 г. ТПУ впервые обратился за внешней оценкой своих программ в Аккредитационный независимый центр инженерных специальностей и десять программ успешно прошли в нем аккредитацию. В 2000 г. ТПУ пригласил экспертов Global Alliance for Transnational Education (GATE) из США, Австралии и Новой Зеландии для оценки четырех программ подготовки специалистов, обучение по которым велось на английском языке. Аудит подтвердил, что университет руководствуется основными международными принципами транснационального образования и программы впервые в России были сертифицированы GATE.
В 2005 г. образовательная программа подготовки дипломированных специалистов в ТПУ по направлению Computer Engineering успешно прошла аудит в Совете по аккредитации инженерного образования Канады (Canadian Engineering Accreditation Board - СЕАВ). В 2008 г. повторный аудит CEAB подтвердил высокое качество данной программы. В 2006 г. программа подготовки бакалавров по направлению Electrical Engineering прошла оценку в Совете по аккредитации программ в области техники и технологий США (ABET). Содержание программы и ее качество было признано соответствующим аналогичным программам университетов США, аккредитованным АВЕТ.
С 2003 по 2010 гг. 23 программы подготовки в ТПУ бакалавров, магистров и дипломированных специалистов в области техники и технологий успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию в Ассоциации инженерного образования России, в том числе 18 -с присвоением европейского знака качества EUR-ACE Label и занесением их в регистр Европейской сети по аккредитации инженерного образования ENAEE и Федерации европейских инженерных организаций FEANI [8].
Наличие у вуза образовательных программ, получивших международное признание,
свидетельствует о высоком качестве подготовки выпускников - будущих инженеров к
профессиональной деятельности, что является предпосылкой для их последующей международной сертификации и регистрации. В 2010 г. 8 программ подготовки бакалавров и магистров по приоритетным направлениям развития ТПУ получили международную аккредитацию на соответствие стандартам EUR-ACE (www.ac-raee.ru).
Национальный исследовательский Томский политехнический университет совместно с АИОР и другими партнерами - вузами и профессиональными инженерными организациями в России и за рубежом активно участвует в развитии международно- признанной национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Современные критерии оценки качества программ и требования АИОР к компетенциям бакалавров, магистров и специалистов в области техники и технологий согласованны с требованиями ФГОС, Международного инженерного альянса (IEA Graduate Attributes and Professional Competencies) и с требованиям Европейской сети по аккредитации инженерного образования (EUR-ACE Framework Standards).
В Национальном исследовательском Томском политехническом университете с участием экспертов АИОР разработаны и успешно реализуются программы повышения квалификации руководителей и преподавателей российских вузов в области проектирования инженерных
образовательных программ, соответствующих критериям международной аккредитации. С 2010 г.
ТПУ является координатором международного проекта «Engineering Curricula Design Аligned with EQF and EUR-ACE Standards» (511121-TEMPUS-1-2010-1-DE-TEMPUS-JPCR), в рамках которого выполняются методические разработки и проводятся семинары по современным технологиям проектирования образовательных программ в области техники и технологий.
Критерии, используемые при оценке качества и аккредитации, могут служить хорошим ориентиром при разработке и проектировании в вузах уровневых образовательных программ в области техники и технологий. Это целесообразно предусмотреть в собственных образовательных стандартах ведущих вузов.
В условиях перехода российской высшей школы на ФГОС третьего поколения новой редакцией Закона РФ «Об образовании» ведущим вузам, в том числе федеральным и национальным исследовательским университетам, предоставлены академические свободы разработки и реализации программ высшего профессионального образования на основе собственных образовательных стандартов и требований. При этом «требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов» (Закон РФ «Об образовании», ст.7, п.2. в редакции 2009 г.).
Ведущие вузы могут воспользоваться предоставленными академическими свободами и разработать собственные стандарты основных образовательных программ (ООП) в области техники и технологий, где требования ФГОС будут дополнены требованиями международных стандартов инженерного образования.
В Томском политехническом университете проектирование и реализация ООП осуществляется по «Образовательным стандартам ТПУ» начиная с 1995 года [8]. В 1995 и 2001 гг. были введены в действие две версии «Образовательного стандарта ТПУ», разработанные, соответственно, на основе ГОС ВПО первого и второго поколений. В «Образовательном стандарте ТПУ» версии 2001 г. были установлены требования к структуре и содержанию ряда ООП с учетом международных стандартов на основе Приказа Минобразования РФ от 28.06.1999 г. № 48 «О проведении в Томском политехническом университете эксперимента по экспорту образовательных услуг в страны дальнего зарубежья».
С 2000 г. «Образовательный стандарт ТПУ» является неотъемлемой частью Системы менеджмента качества, сертифицированной на соответствие международному стандарту ISO 9001. Он регламентирует разработку, реализацию, оценку качества и непрерывное совершенствование основных образовательных программ с учетом миссии, традиций, мировых тенденций, корпоративной культуры, стратегии и других особенностей вуза.
В 2008 г. в рамках выполнения Инновационной образовательной программы ТПУ «Развитие в университете опережающей подготовки
элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, техники и технологий» была разработана третья версия Стандарта ООП ТПУ на основе концепции ФГОС третьего поколения.
В 2010 г. введены в действие «Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального
исследовательского Томского политехнического университета» с учетом международных стандартов инженерного образования.
Стандарт ООП ТПУ - 2010 предназначен для использования во всех структурных подразделениях университета, участвующих в разработке, реализации, мониторинге и совершенствовании основных образовательных программ в области техники и технологий по приоритетным направлениям развития.
Стандарт ООП ТПУ-2010 разработан на основе концепции ФГОС, а также международных стандартов инженерного образования и является комплексной институциональной нормой качества высшего образования, обеспечиваемого
университетом. Стандарт ООП ТПУ-2010 определяет требования к уровневым основным образовательным программам подготовки выпускников с высшим профессиональным образованием в области техники и технологий (бакалавр, магистр, специалист) по различным направлениям и является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями университета.
Стандарт ООП ТПУ - 2010 ориентирован на: структуру и номенклатуру уровневых программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов в рамках Болонского процесса: Bachelor (FCD) -Master (SCD) - Integrated Maser (SCD), требования к профессиональным инженерам со стороны международных сертифицирующих и
регистрирующих организаций (EMF, APEC Engineer Register, FEANI), требования к выпускникам инженерных программ со стороны международных аккредитующих организаций (IEA, ENAEE), международные критерии аккредитации
инженерных программ (WA, EUR-ACE) и интегрирующие их критерии общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий АИОР, методологию компетентностного подхода (Outcome-ßased Approach) к проектированию, реализации и оценке качества образовательных программ, кредитно-накопительную систему (ECTS) оценки результатов обучения и содержания образовательных программ, рейтинговую систему оценки качества освоения программ студентами, асинхронную организацию учебного процесса с приоритетом самостоятельной работы студентов (Learning VS Teaching) и личностно-ориентированные образовательные технологии (Student - Untied Education), европейские рекомендации по управлению качеством
образовательной деятельности в вузе в рамках Болонского процесса (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area), требования международного стандарта ISO 9001:2008 (IWA 2:2007) к управлению процессами, обеспечивающими образовательную деятельность в вузе в интегрированной системе менеджмента качества.
Внедрение Стандарта ООП ТПУ - 2010 - это модернизация образовательной деятельности университета по направлениям: содержание образования, образовательные технологии,
организация учебного процесса, мониторинг и оценка качества результатов реализации ООП, открытость информации по программам.
Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства
образования и науки Российской Федерации на 2012 год (темы № № 6.3213, 6.3131, 6.3172, 6. 3162).
Литература
1. Тузиков А.Р., Гаязова Э.Б., Зинурова Р.И. Инновационное образование в российской высшей школе - опыт социологического исследования // Вестник
Казанского технологического университета - 2011. -№18. - С. 278 - 284.
2. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Инновационное образование в региональных технологических вузах РФ: проблемы критериев, типологии и социального заказа // Вестник Казанского технологического университета - 2010. - №9.
3. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Типы корпоративных университетов и их роль в инновационном развитии химической и нефтехимической отрасли ПРиФО// Вестник казанского технологического университета -2010. - №9.
4. Тузиков А.Р. Зинурова Р.И. Особенности социального заказа на двухуровневую профессиональную подготовку // Высшее образование в России. - 2008. -№ 5.- С. 113-121.
5. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Электронный ресурс, код доступа:http://www.masters.donntu.edu.ua/2008/fem/ dolzhenkova/library/article4 .htm
6. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Профессиональное образование в 21 веке: региональный ответ на вызовы модернизации: монография. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. - 392 с.
7. В.А. Пушных Инновационная корпоративная культура и конкурентная среда университета -электронный ресурс, код доступа: http://za-kadry.ru/article/
8. http://univer.ntf.ru/p80aa1.html
© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф., дир. Института управления инновациями КНИТУ, [email protected]; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф., зав. каф. государственного, муниципального управления и социологии, [email protected].