Научная статья на тему 'Фадеев Александр Сергеевич'

Фадеев Александр Сергеевич Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеев Александр Сергеевич, Цой Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фадеев Александр Сергеевич»

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

А. С. Фадеев Г. А. Цой

В настоящее время Россия в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки инженеров столкнулась с проблемой исчезновения специалистов, у которых в дипломах записано «инженер». Другой проблемой в сфере подготовки инженеров является разрыв условий вуза для формирования практических навыков у будущих инженеров и пассивное участие предприятий в процессе обучения, а также отсутствие системы независимой и объективной оценки уровня компетенций выпускников инженерных профессий, необходимых в условиях профессиональной деятельности. Все это привело к необходимости формирования системы послевузовского регулирования инженерной профессии.

В развитых странах в условиях уровневой системы высшего образования уже в течение нескольких десятилетий существует двухступенчатая система гарантий качества подготовки специалистов в области техники и технологий: первая - аккредитация инженерных программ по подготовке инженерных кадров, реализуемых в университетах; вторая - сертификация и регистрация профессиональных инженеров независимыми, как правило, неправительственными общественно-профессиональными организациями (ABET - в США, ECUK - в Великобритании, JABEE - в Японии и др.) с использованием соответствующих критериев и процедур.

Один из ведущих механизмов международного признания компетенций и квалификации профессиональных инженеров реализуется на базе международного APEC Engineer Register, созданного международной организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС - Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) с целью обеспечения профессиональной мобильности инженеров в странах-участницах (США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

К настоящему моменту в России накоплен определенный опыт построения систем сертификации и регистрации специалистов и разработки профессиональных стандартов для различных сфер деятельности. Большие успехи в этой сфере достигнуты при поддержке государства и тесного взаимодействия с Российским союзом

440

промышленников и предпринимателей, Национальным агентством развития квалификаций и Торгово-промышленной палатой РФ. Особого внимания заслуживают результаты деятельности Российского Союза научных и инженерных общественных организаций (далее РосСНИО) и Ассоциации инженерного образования России (далее АИОР) по построению и апробации в России системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, реализованной на основе международных стандартов регулирования инженерной профессии Международного инженерного альянса IEA. По инициативе РосСНИО и с соглашения АИОР в 2010 г. на базе Томского политехнического университета (ТПУ) был запущен Центр сертификации и регистрации профессиональных инженеров АТЭС, соответствующий по своим функциям современным международным системам регистрации и сертификации, таким как NCEES (США), IPENZ (Новая Зеландия), Engineers Canada (Канада) и др. Деятельность АИОР в области сертификации и регистрации на базе Центра в 2010 г. была аккредитована Международным инженерным альянсом IEA, что позволило включить Россию в качестве полноправного члена в APEC Engineer Register наряду с тринадцатью странами-участницами АТЭС. В настоящее время сфера деятельности Российского регистра инженеров АТЭС распространяется на следующие области профессиональной инженерной деятельности: аэрокосмическая техника; биотехнологии; химические технологии; гражданское строительство; инженерная защита окружающей среды; электроника, электротехника и электроэнергетика; геотехнологии; информатика и вычислительная техника; машиностроение; горное дело; нефтегазовое дело; транспортная техника.

Система сертификации и регистрации профессиональных инженеров в Российском регистре инженеров АТЭС и международном APEC Engineer Register направлена на: (а) развитие инженерного образования и инженерной профессии в стране; (б) повышение качества подготовки выпускников образовательных программ в области техники и технологий в вузах страны; (в) стимулирование непрерывного повышения квалификации и совершенствование профессиональных компетенций практикующих инженеров; (г) формирование высококвалифицированного инженерного корпуса страны для развития производства и национальной экономики; (д) повышение международного престижа, конкурентоспособности и мобильности российских инженеров. Для методического обеспечения системы был разработан комплект нормативно-организационных документов в соответствии с требованиями The APEC Engineer Manual 2009, ре-

441

гламентирующий функционирование в России системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров в Российском регистре инженеров АТЭС и международном APEC Engineer Register.

Первые результаты работы Центра сертификации и регистрации профессиональных инженеров АТЭС, выступления на конференциях и диалоги с представителями предприятий показали низкую осведомленность общества в целом и инженерных сотрудников в частности о российских и международных системах сертификации профессиональных инженеров, требованиях к претендентам и преимуществах, которые получают и сертифицированный инженер, и работодатель. Это послужило катализатором к разработке программы повышения квалификации «Международная сертификация и регистрация профессиональных инженеров в России». Целью программы стало приобретение теоретических знаний и практических навыков профессиональных инженеров различных специальностей и профилей инженерной деятельности на основе мирового опыта регулирования инженерной профессии, развитие профессиональных и универсальных компетенций практикующих инженеров до уровня, необходимого для международной сертификации и регистрации в системах APEC Engineer Register (АзиатскоТихоокеанский регион) и FEANI Register (Европейский регион).

Пилотный режим работы Центра позволил в течение 2010 г. сертифицировать более 30 профессиональных инженеров предприятий России, соответствующих критериям международного регистра профессиональных инженеров стран АТЭС (APEC Engineer Register). Для организации и проведения очного этапа экзамена для претендентов на звание «Инженер АТЭС» в качестве экспертов были приглашены представители предприятий в лице директоров, руководителей производств и ведущих инженеров. Под методическим контролем кафедры инженерной педагогики ТПУ совместно со специалистами предприятий были разработаны и сформированы экзаменационные материалы, представляющие собой экзаменационные билеты и задания по двенадцати областям практической деятельности инженеров АТЭС.

Разработанная и апробированная система регистрации и сертификации была удостоена Гран-при в конкурсе научных разработок, инновационных решений и программ в области высшего профессионального образования Всероссийского форума «Образовательная среда-2010», проходившего во Всероссийском выставочном центре в Москве. Таким образом, национальная система сертификации и регистрации российских инженеров в APEC Engineer

442

Register является стимулом к постоянному и непрерывному повышению квалификации и совершенствованию профессиональных компетенций практикующих инженеров, формирует высококвалифицированный инженерный корпус страны для развития производства и национальной экономики.

Список литературы

1. Могильницкий С. Б., Замятин А. В., Цой Г. А. и др. Международные механизмы обеспечения качества образовательных программ в вузе // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы всерос. науч.-метод. конф.: в 3 ч. Ч. 2. Красноярск: ИпК СФУ, 2009. С. 12-16.

2. Чубик П. С. Нормативно-организационное обеспечение сертификации и регистрации профессиональных инженеров в России и за рубежом // Между-нар. стандарты, аккредитация и сертификация техн. образования и инженерной профессии: сб. науч.-практ. конф. 19-21 окт. 2010 г. М.: НИТУ "МИСиС".

3. Чучалин А. И. Международные стандарты технического образования и инженерной профессии в России // Междунар. стандарты, аккредитация и сертификация техн. образования и инженерной профессии: сб. науч.-практ. конф. 19-21 окт. 2010 г. М.: НИТУ "МИСиС".

4. International Engineering Agreements [Electronic resource]. URL: http://www.ieagreements.org/APEC/signatories.cfm, free. 2010.

5. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. 3rd edition / European Association for Quality Assurance in Higher Education. URL: http://www.enqa.eu/files/ESG_3edition%20(2).pdf, free. Helsinki, Finland: 2009.

443

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.