Научная статья на тему 'Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов'

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
577
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов»

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ: АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Во многих развитых странах существует двухступенчатая система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Первая ступень — оценка качества образовательных программ бакалавров в области техники и технологий через процедуру их аккредитации. Вторая ступень — признание профессиональных квалификаций инженеров через их сертификацию и регистрацию [1].

Такие системы реализуются в каждой стране национальными, как правило, неправительственными профессиональными организациями — инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов: ABET (США), ECUK (Великобритания), CCPE (Канада), IEAust (Австралия) и др. [2-5]. Международное признание качества образовательных программ и квалификаций инженеров (Professional Engineer) обеспечивается также в два этапа: путем заключения договоров, направленных на взаимное признание национальных критериев и процедур аккредитации образовательных программ, таких как Вашингтонское соглашение (Washington Accord, 1989 год), и договоров о взаимном признании национальных систем регистрации профессиональных инженеров (Engineers Mobility Forum, 1997 год, APEC Engineering Register, 2000 год) [6-8].

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

В большинстве стран Европы пока отсутствуют системы аккредитации инженерных образовательных программ. Однако известна деятельность European Federation of National Engineering Associations, FEANI по регистрации профессиональных инженеров с присвоением статуса (European Engineer, EurIng) [9].

В России национальная система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в настоящее время развивается в результате деятельности Ассоциации инженерного образования России (АИОР), согласованной с Министерством образования и науки Российской Федерации, а также с международными организациями [10]. Деятельность АИОР направлена на совершенствование подготовки специалистов в отечественных вузах и международное признание российских инженерных программ путем подписания от имени России Washington Accord, а также активного участия в формировании общеевропейской системы аккредитации в рамках Болонского процесса (проект EUR — ACE) совместно с такими организациями как FEANI, SEFI, European Standing Observatory for the Engineering Profession and Education (ESOEPE), European Network for Quality of Higher Engineering Education for Industry (ENQHEEI) и другими участниками консорциума [11-14].

Рассмотрим требования и критерии качества подготовки специалистов в области техники и технологий в университетах, а также требования к квалификации профессиональных инженеров со стороны общественно-профессиональных организаций, аккредитующих образовательные программы и сертифицирующих специалистов в различных странах.

Accreditation Board for Engineering and Technology, США. Совет по аккредитации в области техники и технологий (АВЕТ) является наиболее авторитетной в Соединенных Штатах и во всем мире профессиональной организацией, занимающейся оценкой качества инженерных образовательных программ в университетах. Совет был создан на базе существовавшей в США с 1932 года организации Engineers’ Council for Professional Development (Совет инженеров по профессиональному развитию). В настоящее время АВЕТ представляет собой федерацию, состоящую из более чем 30 профессиональных инженерных и технических обществ. Советом аккредитовано свыше 2500 образовательных программ, реализуемых в более чем 550 университетах и колледжах Соединенных Штатов [2]. За пределами США на основе процедуры оценки существенной эквивалентности «substantial equivalence evaluation» АВЕТ признает соответствие программ зарубежных вузов американским анало-

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

гам. На сегодняшний день более 70 программ университетов Германии, Голландии, Турции, Сингапура, Мексики и других стран признаны АВЕТ. В России АИОР и два технических университета — Томский политехнический университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет — сотрудничают с АВЕТ в области международной общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Целями аккредитации программ со стороны АВЕТ являются:

— подтверждение адекватной подготовки выпускников университетов, освоивших образовательные программы, к ведению инженерной деятельности;

— совершенствование инженерного образования;

— инициирование новых творческих подходов к инженерному образованию;

— подтверждение необходимости и полезности каждой конкретной образовательной программы для общества.

ABETявляется мировым лидером в области разработки новых критериев, процедур и методов оценки качества образовательных программ. Разработанные ABET Criteria 2000 в настоящее время используются аккредитующими организациями многих стран в качестве основы при разработке собственных критериев национальных систем аккредитации [15].

В критериях АВЕТ сформулированы обязательные общие требования к выпускникам университетов, освоившим инженерные программы. В соответствии с этими требованиями в результате обучения выпускники должны приобретать способность:

— применять естественнонаучные, математические и инженерные знания;

— планировать и проводить эксперимент, анализировать и интерпретировать данные;

— проектировать системы, их компоненты или процессы в соответствии с поставленными задачами;

— работать в коллективе по междисциплинарной тематике,

— формулировать и решать инженерные проблемы;

— осознавать профессиональные и этические обязанности;

— эффективно общаться;

— демонстрировать широкую эрудицию, необходимую для понимания глобальных и социальных последствий инженерных решений;

— понимать необходимость и уметь учиться постоянно;

— демонстрировать знание современных проблем;

— применять навыки и современные инженерные методы, необходимые для инженерной деятельности.

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

Кроме общих требований к выпускникам университета в критериях ABET, в зависимости от направления инженерной подготовки, сформулированы также программные требования. Структура учебного плана по конкретной программе, согласно требованиями АВЕТ, должна обеспечивать как широту, так и глубину подготовки по инженерным дисциплинам в соответствии со специализацией.

Общие и программные критерии используются АВЕТ при проведении профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в университетах США. В отличие от институциональной аккредитации университетов, в центре внимания профессиональной аккредитации, как правило, находится только содержательная сторона процесса обучения:

— фундаментальные знания;

— специальные знания;

— практические навыки;

— навыки проектирования;

— использование компьютеров.

Важно отметить, что если при институциональной аккредитации некоторые недостатки деятельности университета могут компенсироваться за счет других преимуществ, то профессиональная аккредитация следует принципу: образовательная программа сильна настолько, насколько сильно ее самое слабое звено. Программа аккредитуется только в том случае, если все ее блоки соответствуют критериям.

Основными задачами профессиональной аккредитации являются:

— оказание помощи абитуриентам в выборе университета, реализующего качественные образовательной программы;

— оказание помощи работодателям в приеме на работу качественно подготовленных специалистов, освоивших аккредитованные программы;

— оказание помощи правительственным организациям в принятии решений о поддержке университетов, реализующих качественные образовательные программы;

— оказание помощи частным предприятиям и организациям в принятии решений по размещению капитала в университетах, реализующих качественные образовательные программы.

Аналогичные функции выполняет общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в других развитых странах, таких как Канада, Япония, Великобритания, Австралия и т.д. Рассмотрим требования к подготовке инженеров, например, в Канаде и Японии.

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

Canadian Engineering Accreditation Board, СЕАВ, Канада. Канадский совет по аккредитации в области техники и технологий является структурным подразделением Канадского совета профессиональных инженеров (Canadian Council of Professional Engineers, CCPE), отвечающим за аккредитацию инженерных программ в соответствии с его требованиями [16]. Выпускники университетов, освоившие программы, аккредитованные СЕАВ, обладают правами и необходимой квалификацией для того, чтобы получить лицензию профессионального инженера в Канаде.

Канадский совет профессиональных инженеров — национальная организация, объединяющая 12 провинциальных и территориальных ассоциаций, регулирующих инженерную деятельность в Канаде. В стране насчитывается более чем 160 тыс. лицензированных профессиональных инженеров. CCPE разрабатывает национальные требования, обеспечивающие соответствующие стандарты инженерного образования и профессиональных квалификаций.

Помимо того, что CCPE выражает позицию входящих в него организаций по различным государственным и международным вопросам, он также координирует разработку национальных принципов, процедур и руководств, относящихся к инженерной профессии. CCPE содействует лучшему пониманию роли профессиональных инженеров в развитии экономики и общества, осуществляет взаимодействие с правительством от имени входящих в него организаций.

Требования СЕАВ к выпускникам университетских образовательных программ в области техники и технологий заключаются в следующем [16]:

— выпускники должны приобретать основную для инженерного проектирования способность применять соответствующие знания с целью преобразования, использования и оптимального управления ресурсами посредством эффективного анализа, интерпретации данных и принятия решений;

— выпускники должны быть хорошо адаптирующимися, творческими, изобретательными и чуткими к изменениям в обществе, технологиях и требованиях к инженерной профессии;

— выпускники должны понимать роль и обязанности профессионального инженера в обществе, осознавать воздействие инженерной деятельности во всех ее видах на окружающую среду и общество;

— выпускники должны уметь эффективно работать в команде и общаться, как в рамках своей профессии, так и в обществе в целом.

Japan Accreditation Board for Engineering Education, JABEE, Япония. Японский совет по аккредитации инженерного образования

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

был основан в 1999 году с целью обеспечения международной эквивалентности образовательных программ в области техники и технологий, реализуемых высшими учебными заведениями Японии [17]. Совет сотрудничает с университетским академическим сообществом и промышленностью, содействуя развитию общества и экономики путем совершенствования инженерного образования и подготовки профессиональных инженеров.

JABEE определяет критерии и процедуры аккредитации, проводит оценку образовательных программ и публикует результаты аккредитации. Требования JABEE к выпускникам образовательных программ в области техники и технологий заключаются в том, что выпускники должны приобретать:

— способность рассматривать различные аспекты инженерных проблем с глобальной точки зрения;

— понимание результатов воздействия и влияния технологий на общество и окружающую среду, а также ответственности и обязательств инженера перед обществом в соответствии с законами профессиональной этики;

— знания математики, естественных наук и информационных технологий, а также способность применять эти знания;

— знания в области специализации и способность применять эти знания для решения профессиональных задач;

— способность проектировать и принимать инженерные решения для удовлетворения потребностей общества, используя различные отрасли науки, а также различные виды технологий и информации;

— коммуникативные навыки, включая устную и письменную речь, навыки ведения дискуссий на родном языке и базовые навыки эффективного общения на иностранном языке;

— способность учиться самостоятельно и постоянно;

— способность выполнять и организовывать работу в соответствии с заданными ограничениями.

Следует обратить внимание на то, что рассмотренные требования относятся не только к основной естественнонаучной, математической, профессиональной и специальной подготовке инженеров, но и к дополнительным навыкам, таким как способность к коммуникации, командной работе, владение иностранным языком, и другим так называемым «transferableskills», или «softskills». Считается, что они важны сточки зрения профессиональной деятельности инженеров и имеют большое общественное значение. Аналогичные требования предъявляются к выпускникам инженерных программ и со стороны общественно-профессиональных организаций других развитых стран.

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

Ассоциация инженерного образования России, АИОР. Ассоциация инженерного образования России была создана в 1992 году как организация, объединяющая инженерные вузы. В 1999 году она была реорганизована во всероссийскую общественную организацию, членами которой являются преподаватели, ученые вузов и научно-исследовательских институтов, инженеры, промышленники, бизнесмены, а также другие лица, заинтересованные в развитии инженерного образования в России [10] .

Региональные отделения АИОР в настоящее время действуют в 56 субъектах Российской Федерации. Ее целью является содействие совершенствованию и развитию в России инженерного образования и инженерной деятельности во всех их проявлениях, относящихся к учебному, научному и технологическому направлениям.

В 2002 году Министерство образования Российской Федерации и АИОР заключили соглашение о совместной деятельности по созданию и развитию в России национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий [18]. На основе результатов изучения систем профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в ведущих зарубежных странах Ассоциацией были разработаны процедуры и критерии национальной общественной аккредитации, созданы Аккредитационный центр и Аккредитационный совет АИОР. Задачами Аккредитационного центра Ассоциации являются:

— общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ высших учебных заведений России в области техники и технологий;

— обеспечение гарантий личности и обществу высокого качества подготовки специалистов по аккредитованным образовательным программам;

— информирование общества и заинтересованных организаций об аккредитованных образовательных программах российских вузов.

Функциями Аккредитационного центра АИОР являются:

— проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в высших учебных заведениях России;

— оказание методических, консалтинговых и информационных услуг вузам по совершенствованию образовательных программ в области техники и технологий;

— взаимодействие с государственными и общественными организациями, промышленными предприятиями и научными орга-

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

низациями с целью повышения качества подготовки специалистов в области техники и технологий;

— международное сотрудничество с целью обеспечения мирового признания качества подготовки специалистов в области техники и технологий по лучшим образовательным программам российских вузов, повышение их профессиональной и академической мобильности.

Аккредитационный центр АИОР формирует экспертную комиссию для проведения аудита образовательной программы вуза. По результатам аудита экспертная комиссия на основании всестороннего анализа готовит отчет по оценке образовательной программы. Один экземпляр отчета направляется в комиссию по аккредитации АИОР соответствующего направления, которая изучает отчет и замечания вуза, если таковые имеются, и готовит заключение об аккредитации образовательной программы вуза для рассмотрения на заседании Аккредитационного совета. Аккредитационный совет, изучив предоставленные материалы, выносит решение об аккредитации или неаккредитации образовательной программы вуза, которое утверждает Правление АИОР.

Критерии АИОР, на основе которых производится оценка качества образовательных программ в области техники и технологий, разработаны с ориентацией на лучшие традиции российского высшего образования, включают как обязательный критерий соответствие ГОС ВПО Российской Федерации и учитывают опыт ведущих международных аккредитующих организаций, осуществляющих оценку инженерных образовательных программ, в том числе АВЕТ.

Основными принципами общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ в высших учебных заведениях являются:

— наличие четко определенных целей образовательных программ, согласующихся с миссией вуза и требованиями заинтересованных сторон;

— существование в вузе действующей системы оценки достигаемых результатов обучения;

— наличие системы непрерывного совершенствования образовательных программ и учебного процесса;

— адекватность ресурсов, обеспечивающих реализацию образовательных программ.

Критерии распределяются по следующим разделам:

— цели и содержание программы;

— качество подготовки;

— профессорско-преподавательский состав;

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

— подготовка к профессиональной деятельности;

— материально-техническая база;

— информационное обеспечение;

— финансовое обеспечение и административное управление;

— выпускники.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность АИОР по общественно-профессиональной оценке качества инженерного образования и аккредитации программ технических вузов опирается на действующее законодательство. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года в редакции от 7 июля 2003 года определяет, что «к компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся... государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации» (ст. 37. п. 5), и уточняет, что «образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах» (ст. 25).

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 года в редакции от 7 июля 2003 года поясняет, что «общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций» (ст. 8).

В 2003 году Аккредитационный центр АИОР с использованием разработанных критериев выполнил первую «пилотную» аккредитацию двенадцати образовательных программ в шести ведущих российских технических университетах. Из числа авторитетных специалистов российских вузов, представителей науки и промышленности были сформированы комиссии экспертов-аудиторов, проведены их обучение и подготовка. Было разработано руководство для экспертов при проведении аудита. Для участия в «пилотной» общественно-профессиональной аккредитации были приглашены в качестве наблюдателей представители аккредитующих организаций стран-участниц Вашингтонского соглашения — Accreditation Board for Engineering and Technology (США), The Institution of Engineers Australia (Австралия), Japan Accreditation Board for Engineering Education (Япония), Engineering Council of South Africa (ЮАР), а также Министерства образования Российской Федерации. В 2004 году оценку проходят еще двенадцать программ, готовятся к прохождению аккредитации около тридцати программ технических университетов.

Планируется, что в ближайшие пять лет общественно-профессиональную аккредитацию АИОР получат лучшие программы под-

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

готовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области техники и технологий.

Как уже отмечалось, одной из задач Ассоциации инженерного образования России является присоединение к международному соглашению, известному как Washington Accord.

The Washington Accord. Вашингтонское соглашение было подписано в 1989 году организациями, ответственными за профессиональную аккредитацию образовательных программ в области техники и технологий в странах-участницах (США, Канада, Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Гонконг). Участники соглашения признают существенную эквивалентность программ, аккредитованных по согласованным критериям в национальных системах, и подтверждают высокое качество подготовки специалистов по аккредитованным программам при их трудоустройстве на инженерные должности в любой из стран — участниц соглашения.

«Стороны обменялись информацией и проанализировали соответствующие процедуры, политику и процессы, связанные с акк редитацией образовательных программ в области техники и технологий, и вынесли Заключение об их соответствии. Основываясь на Вашингтонском соглашении, включающем в себя данное Заключение, а также Свод Правил и Процедур, стороны признают существенную эквивалентность программ в соответствии с академическими требованиями, предъявляемыми к инженерной деятельности на профессиональном уровне» [6].

В настоящее время участниками Вашингтонского соглашения являются следующие профессиональные организации: Accreditation Board for Engineering and Technology (США), Canadian Engineering Accreditation Board of the Canadian Council of Professional Engineers (Канада), Engineering Council (Великобритания), Institution of Engineers of Ireland (Ирландия), Institution of Engineers, Australia (Австралия), Institution of Professional Engineers New Zealand (Новая Зеландия), Engineering Council of South Africa (Южная Африка), Hong Kong Institution of Engineers (Гонконг).

Ассоциированными членами Соглашения являются Japan Accreditation Board for Engineering Education (Япония), Accreditation Agency for Study Programs in Engineering, Informatics, Natural Sciences and Mathematics (Германия), Engineering Accreditation Council of Malaysia (Малайзия) и The Institution of Engineers, Singapore (Сингапур).

Глобализация мировой экономики, значительно повысившая мобильность рабочей силы во всех сферах деятельности, в том числе инженерной, вызвала необходимость разработки единых требований к образованию и профессиональным компетенциям инжене-

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

ров. Рассмотрим требования к «профессиональным инженерам» со стороны международных организаций APEC, FEANI и EMF.

Звание «профессиональный инженер» (Professional Engineer) означает, что его обладатель способен вести самостоятельную профессиональную деятельность и имеет лицензию одного или более правительственных органов на оказание профессиональных инженерных услуг в качестве независимого практика [7].

Сферы деятельности профессионального инженера включают разработку и выполнение проектов, проведение исследований, выполнение расчетов, анализ, испытания, контроль, диагностику, техническую оценку, технический арбитраж и другие виды деятельности.

В большинстве стран для регистрации в качестве профессионального инженера кандидат должен:

— окончить университет, обучаясь по аккредитованной инженерной программе;

— быть зарегистрированным в профессиональной инженерной организации;

— иметь опыт практической инженерной деятельности (от 3 до 7 лет в зависимости от страны);

— сдать профессиональный экзамен.

Окончание университета с обучением по аккредитованной инженерной программе является первым необходимым условием для регистрации в качестве профессионального инженера как в национальных, так и в международных организациях, ведущих соответствующие регистры.

APEC Engineering Register. Регистр создан в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC), основанного в 1989 году с целью развития экономики, торговли и инвестиций в АзиатскоТихоокеанском регионе. В APEC входит двадцать одна страна, в том числе США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Россия и другие.

Регистрация инженеров в APEC Engineering Register означает признание их статуса Professional Engineer и повышение конкурентоспособности на международном рынке труда в странах — членах APEC. Участниками APEC Engineering Register являются страны, имеющие свои национальные системы сертификации «профессиональных инженеров»: Австралия, Гонконг, Индонезия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Республика Корея, США, Таиланд, Филиппины, Япония. Россия, являясь членом APEC, к сожалению, не участвует в APEC Engineering Register, поскольку не имеет национальной системы сертификации «профессиональных инженеров».

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

Для регистрации в качестве APEC Engineer необходимо удовлетворять следующим требованиям, утвержденными Координационным комитетом инженеров APEC (APEC Engineer Coordinating Committee) [8]:

— быть выпускником университета по аккредитованной инженерной программе;

— получить в своей стране право на ведение самостоятельной профессиональной инженерной деятельности;

— иметь не менее семи лет опыта практической инженерной деятельности после окончания университета;

— иметь не менее двух лет опыта работы на ответственной руководящей должности при выполнении крупного инженерного проекта;

— постоянно поддерживать и развивать свою профессиональную квалификацию;

— действовать в рамках кодекса профессиональной этики, принятого АРЕС.

Federation Europeenne d'Associations Nationales d’Ingenieurs, FEANI является федерацией европейских инженерных организаций. Членами FEANI являются двадцать семь европейских стран: Австрия, Бельгия, Швейцария, Кипр, Чехия, Германия, Дания, Эстония, Испания, Финляндия, Франция, Великобритания, Греция, Венгрия, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Швеция, Словения, Словакия. FEANI объединяет более восьмидесяти национальных инженерных ассоциаций, через которые представляет интересы приблизительно двух миллионов инженеров в Европе. К сожалению, Россия не имеет членства в FEANI.

FEANI является одним из основателей Всемирной федерации инженерных организаций (WorldFederation of Engineering Organizations, WFEO) и сотрудничает со многими другими организациями, занимающимися инженерными, технологическими проблемами и инженерным образованием. FEANI официально признана Европейской комиссией представителем интересов инженерной профессии в Европе, имеет консультативный статус в UNESCO, Организации по промышленному развитию ООН и Совете Европы. Своими действиями, в особенности присвоением звания «Европейский инженер» (EurIng), FEANI способствует взаимному признанию инженерных квалификаций в Европе, а также усилению позиции, роли и ответственности инженеров в обществе [9].

Обладатели звания EurIng вносятся в FEANI Register, который в 2003 году насчитывал более 27 тыс. профессиональных инженеров. Для включения в FEANI Register, гарантирующего повышение

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

конкурентоспособности инженера на европейском рынке интеллектуального труда, необходимо соответствовать определенным требованиям. Одним из основных критериев является инженерная подготовка. По стандарту FEANIFormation минимальная составляющая образования, полученного в странах — членах FEANI,— (В+SU), а минимальная составляющая инженерного опыта — 2Е. Основная формула, описывающая требования FEANI к инженерной подготовке, имеет вид С = В+3U+2U+2Е, либо

С = В+3U+2T+2Е, либо

С = В+3U+2E+2Е, где

С — срок инженерной подготовки;

В — высокий уровень среднего образования, подтвержденный одним или несколькими сертификатами, обычно вручаемыми в 18 лет;

U — один год высшего образования (теоретическая часть) в университете или другом образовательном учреждении университетского уровня, признанном FEANI и занесенном в специальный список образовательных учреждений и программ (FEANI Index);

T — один год практики, целью которой является приобретение дополнительных знаний посредством работы в технической области: строительстве, на предприятии, в лаборатории, офисе или на другом рабочем месте, определенном, одобренном и контролируемом университетом в качестве практической части инженерной программы;

Е — один год инженерного опыта, оцененного и одобренного органом, признанным FEANI. Под инженерным опытом понимается приобретение знаний посредством работы после получения образования.

Для претендентов на получение звания EurIng, получивших образование вне страны — члена FEANI, существуют другие условия. Претендент должен получить образование в университете, признанном страной — членом FEANI эквивалентным образовательным учреждениям, внесенным в FEANI Index. В этом случае минимальные требования описываются формулой В+Образование+4Е.

Претенденты, получившие степень в области математики или естественных наук в образовательном учреждении, занесенном

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

в FEANI Index, или университете, признанном FEANI эквивалентным, также имеют право на регистрацию с присвоением звания EurIng, если их возраст составляет не менее 35 лет и они имеют не менее восьми лет соответствующего профессионального инженерного опыта, т.е. формула для них будет такой:

В+Образование+8Е.

В особых случаях претенденты в возрасте не менее 35 лет, не удовлетворяющие вышеперечисленным стандартам, имеют право на регистрацию в статусе EurIng при наличии не менее 15 лет профессионального инженерного опыта, признанного FEANI.

В критериях FEANI сформулированы следующие требования к профессиональным инженерам:

— понимание сущности профессии инженера и обязанности служить обществу, профессии и сохранять окружающую среду посредством следования кодексу профессионального поведения FEANI;

— наличие высокого уровня понимания принципов инженерии, основанных на математике и других научных дисциплинах, имеющих отношение к специализации;

— общие знания об инженерной деятельности в области специализации и характера современного производства, включая использование материалов, компонентов и программного обеспечения;

— способность применять соответствующие теоретические и практические методы к анализу и решению инженерных проблем,

— умение использовать существующие и перспективные технологии, относящиеся к области специализации;

— знание инженерной экономики, методов обеспечения качества, умение использовать техническую информацию и статистику;

— умение работать в команде над междисциплинарными проектами;

— способность быть лидером, включая административные, технические, финансовые и личностные аспекты;

— коммуникативные навыки и поддержание необходимого уровня компетенции с помощью непрерывного профессионального развития (continuousprofessional development, CPD);

— знание стандартов и правил, соответствующих области специализации;

— следование постоянно развивающимся техническим изменениям и творческий поиск в рамках профессии;

— свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе [9].

Engineers Mobility Forum, EMF. Международная организация мобильности профессиональных инженеров EMF была создана

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

в 1997 году [7]. Форум объединяет национальные ассоциации по регистрации «профессиональных инженеров». Участники EMF согласовали между собой требования к «профессиональным инженерам» и определили международные стандарты присуждения данного звания, дающего специалистам право получения равнозначного статуса в странах-участниках Форума, что обеспечивает их международную профессиональную мобильность.

Странами-участниками EMF являются США, Канада, Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Малайзия, Гонконг и Республика Корея. Форум учредил Международный регистр профессиональных инженеров EMF, куда включаются зарегистрированные «международные профессиональные инженеры EMF» (EMFRegistered International Professional Engineers), прошедшие оценку Комитета по мониторингу (EMF Monitoring Committee) и соответствующие критериям EMF Agreement и Memorandum of Understanding, подписанных странами — участниками Форума.

Критерии для регистрации в качестве «международного профессионального инженера EMF» включают [7]:

— наличие инженерного образования, полученного в университете по аккредитованным на основе международных критериев Washington Accord программам;

— способность к самостоятельной профессиональной инженерной деятельности;

— опыт практической деятельности не менее семи лет, включая два года работы на ответственной руководящей должности при выполнении крупного инженерного проекта;

— непрерывное профессиональное совершенствование;

— ответственность и согласие действовать в рамках соответствующих кодексов профессиональной этики инженера EMF.

Болонский процесс формирования единой зоны высшего образования в Европе, участником которого с 2003 года стала Россия, предполагает согласование требований к качеству образования и подготовке специалистов, в том числе за счет создания единой системы критериев оценки качества, аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов.

С сентября 2004 года Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России участвует в выполнении проекта EUR-ACE (EURopean ACcredited Engineer), финансируемого Европейской комиссией, целью которого является выработка предложений по созданию общеевропейской системы аккредитации программ в области техники и технологий. В выполнении проекта принимают участие авторитетные международные инженерные

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

организации, такие как FEANI, SEFI, CESAER, EUROCADRES, ENQHEEI, а также ряд национальных аккредитующих агентств ведущих европейских стран: ASIIN (Германия), CTI (Франция), ECUK (Великобритания), CoPI (Италия) и др. [11].

Создание общеевропейской системы аккредитации образовательных программ в области техники и технологий необходимо для того, чтобы:

■ улучшить качество инженерных образовательных программ;

■ облегчить процедуру международного признания степеней путем выработки общих критериев для оценки образовательных программ;

■ сертифицировать выпускников в соответствии с общим стандартом к аккредитации образовательных программ;

■ отособствовать признанию и мобильности специалистов-профессионалов в соответствии с EUDirectives;

■ способствовать соглашениям о взаимном признании.

Основными этапами выполнения проекта являются:

■ выработка общих критериев оценки качества инженерного образования;

■ апробация согласованных требований в ряде стран путем проведения «пилотной» аккредитации образовательных программ;

■ корректировка и совершенствование критериев оценки качества;

■ повторное тестирование системы и подготовка отчета.

В результате выполнения проекта на очередной встрече министров образования стран — участниц Болонского процесса в Бергене (Норвегия) в 2005 году будет представлен проект общеевропейской системы аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Участие в этом проекте Ассоциации инженерного образования России является важным фактором успешного вхождения нашей страны в Болонский процесс.

Рассмотренные международные требования к качеству подготовки специалистов в области техники и технологий, предъявляемые профессиональными инженерными организациями — главными заинтересованными сторонами, служат основой для проектирования образовательных программ в зарубежных университетах. Эти требования трансформируются в цели и результаты образовательных программ, которых планируется достичь при обучении студентов в высших учебных заведениях. Для успешной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и для обеспечения национальной экономики высококвалифицированными кадрами российской высшей школе следует активнее внедрять и развивать аналогичные подходы и требования как при проектировании образовательных стан-

Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев

Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов

дартов и образовательных программ, так и при развитии в России национальной системы гарантий качества высшего образования.

Деятельность АИОР по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, по существу, является оценкой высшего инженерного образования как общественно значимого результата и способствует подготовке для российской экономики специалистов, соответствующих мировому уровню. Международное признание аккредитованных АИОР программ послужит стимулом для более активной интеграции российской системы инженерного образования в мировую образовательную систему и позволит России занять достойное место в мировой экономике.

Литература 1. Похолков Ю., Чучалин А., Боев О., Могильницкий С. Обеспечение и оцен * 11

ка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 12-27.

2. Accreditation Board for Engineering and Technology, http://www.abet.org.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Engineering Council UK. http://www.engc.org.uk.

4. Canadian Council of Professional Engineers. http://www.ccpe.ca.

5. The Institution of Engineers Australia. http://www.ieaust.org.au.

6. Washington Accord. http://www.washingtonaccord.org.

7. Engineers Mobility Forum. http://www.ipenz.org.nz.

8. APEC Engineer Coordinating Committee. http://www.iem.org.my.

9. European Federation of National Engineering Associations. http://www.feani.org.

10. Ассоциации инженерного образования России. http://aeer.ru.

11. EURopean ACcredited Engineer http://www.feani.org/EUR_ACE/EUR_ACE_ Main_Page.htm.

12. European Society for Engineering Education. http://www.ntb.ch/SEFI.

13. European Standing Observatory for the Engineering Profession and Education. www.feani.org/ESOEPE/HomePage.htm.

14. European Network for Quality of Higher Engineering Education for Industry. http://www.enqheei.org.

15. Policies and Procedures for ABET Substantial Equivalency Evaluation. Accreditation Board for Engineering and Technology, Inc. Baltimore, 2004..

16. Canadian Engineering Accreditation Board. http://www.ccpe.ca.

17. Japan Accreditation Board for Engineering Education. http://www.jabee. org/english.

18. Приказ Минобразования России № 2270 от 27 мая 2003 года «О развитии системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в области техники и технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.