Инновации в образовательной и научной деятельности
Национального исследовательского Томского политехнического университета
П.С. Чубик
д. т. н., профессор, ректор Томского политехнического университета chubik@tpu.ru, rector@tpu.ru
А.И. Чучалин
д. т. н., профессор, проректор по учебной работе и международным связям chai@tpu.ru
В.А. Власов
д. т. н., профессор, проректор по научной работе и инновациям
VIк @ tpu. ш
В статье рассмотрены основные инновационные подходы к развитию образовательной и научной деятельности национального исследовательского университета на примере Томского политехнического университета
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, малые инновационные предприятия, высокотехнологичное производство, ресурсоэффективность, элитное техническое образование, инновационная инженерная деятельность, проектирование образовательных программ.
CN
о
CN
СП
со
J <
со
Введение
Стратегической целью развития ТПУ является становление его как университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики. Развитие ТПУ по данному сценарию окажет значительное влияние на социально-экономическое развитие России, так как ресурсоэффективные технологии дают значимый мультипликативный эффект и проявляются в течение длительного времени. Их включение в цепочки производства ведет к увеличению темпов экономического роста и повышению качества жизни.
Для обеспечения технологического прорыва и формирования в стране глобально конкурентоспособной экономики ведущие университеты должны готовить элитных специалистов на уровне мировых стандартов. Главное требование к ним — способность к инновационной инженерной деятельности. Это является одним из вызовов, на которые следует ответить национальным исследовательским университетам.
Наиболее талантливые студенты должны иметь возможность получить в национальных исследовательских университетах инженерного профиля элитное техническое образование, приобрести опыт исследовательской работы, инновационной деятельности
и предпринимательства. Для этого в университетах должна быть создана личностно-ориентированная образовательная среда, стимулирующая студентов к активной реализации своих способностей и устремлений, мотивирующая их к достижению максимальных результатов обучения.
Элитное техническое образование
Томский политехнический университет (ТПУ) развивает систему элитного технического образования с 2004 г. [1]. Система во многом похожа на Gordon-MIT Engineering Leadership Program Массачусетского технологического университета (США) — мирового лидера инженерного образования. Она основана на изучении наиболее способными и талантливыми студентами (10-15% контингента) углубленных естественнонаучных и математических дисциплин с последующей комплексной подготовкой к исследовательской, проектной и инновационной деятельности с привлечением лучших научно-образовательных ресурсов университета (кадровых, материальных и др.). В 2007-2008 гг. система получила мощный импульс к совершенствованию в результате реализации в ТПУ Инновационной образовательной программы «Развитие в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов ми-
рового уровня по приоритетным направлениям развития техники и технологий».
Индивидуальные учебные планы элитного технического образования формируются путем замены ряда дисциплин базовых учебных планов бакалавриата и специалитета курсами с углубленной подготовкой в 1-4 семестрах и факультативными дисциплинами в 5-8 семестрах, а также включением дополнительно в индивидуальные планы студентов проектной работы, тренингов, летних школ и других мероприятий.
Для элитного технического образования обязательным является:
• углубленное изучение иностранного языка на уровне, достаточном для участия в программах международной академической мобильности (Language for Mobility);
• освоение части образовательной программы в ведущем зарубежном университете;
• прохождение практик на российских и зарубежных Hi-Tech-предприятиях;
• выполнение перспективных научных исследований, реальных индивидуальных и командных проектов по заказам предприятий;
• публикация результатов, участие в олимпиадах, выставках, конкурсах и др.
В настоящее время ТПУ ежегодно готовит в системе элитного технического образования до сотни выпускников с повышенным творческим потенциалом и опытом исследовательской, проектной и инновационной деятельности в области техники и технологий.
Стандарт ООП ТПУ
Образовательная политика Национального исследовательского Томского политехнического университета на период 2009-2018 гг. соответствует Программе развития, утвержденной приказом Минобрнауки России от 17.11.2009 г. №613, и концентрированно представлена в образовательном стандарте вуза. Она направлена на дальнейшее развитие системы элитного технического образования и других траекторий освоения программ в условиях личностно-ориенти-рованной образовательной среды.
Университет с середины 90-х годов разрабатывает и реализует собственные образовательные стандарты. В 1995 и 2001 гг. были введены в действие две версии «Образовательного стандарта ТПУ», разработанные в вузе, соответственно, на основе ГОС ВПО РФ первого и второго поколений [2]. Действующий в настоящее время образовательный стандарт вуза разработан на основе ФГОС третьего поколения и реализует академические свободы, предоставленные новой редакцией Закона РФ «Об образовании» ведущим вузам, в том числе национальным исследовательским университетам (Закон РФ «Об образовании», ст. 7, п. 2 в редакции 2009 г.).
В 2010 г. были разработаны «Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям раз-
вития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ)». В 2012 г. создана новая версия Стандарта ООП ТПУ [3].
Стандарт ООП ТПУ отвечает требованиям ФГОС по соответствующим направлениям (специальностям) подготовки в части результатов и условий обучения, дополняя их требованиями международных стандартов инженерного образования и лучшими практиками университетов-мировых лидеров. Стандарт ООП ТПУ соответствует миссии, традициям, стратегии и Программе развития ТПУ как национального исследовательского университета «мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсо-эффективной экономики» [4].
В ТПУ, как политехническом вузе, реализуется более ста уровневых образовательных программ по различным направлениям в рамках ФГОС третьего поколения. Образовательная политика университета направлена на освоение студентами ООП по индивидуальным планам, формируемым на основе базовых учебных планов, с использованием всех научно-образовательных ресурсов университета. Главным принципом при этом является открытость и доступность ресурсов для всех студентов ТПУ независимо от образовательной программы и принадлежности к тому или иному структурному подразделению (институту, кафедре). Не менее важным принципом является эффективность использования ресурсов университета.
Организация конференц-недель
Для практической реализации принципа открытости и доступности научно-образовательных ресурсов в ТПУ разработан новый линейный график учебного процесса. Весенний и осенний семестры унифицированы и содержат каждый по 16 недель учебных занятий и по две конференц-недели (в середине и в конце семестра) для проведения мероприятий в рамках рейтинговой системы. Это позволяет синхронизировать учебный процесс и оценочные процедуры по различным ООП и дает возможность студентам выбирать курсы, преподаваемые в различных институтах университета, в качестве элективных дисциплин при формировании индивидуальных учебных планов.
Назначением конференц-недель является повышение мотивации, результативности и качества ^ самостоятельной работы студентов, их научной и с41 проектной деятельности по освоению ООП в личнос- с? тно-ориентированной образовательной среде. В пери- ^^ од конференц-недель аудиторные занятия препода- т-вателей со студентами не проводятся. Организуются о. конференции, семинары, коллоквиумы, диспуты и ^ другие мероприятия в целях: ^
• представления студентами результатов самосто- ^
ятельной учебной, научно-исследовательской, ®
проектной и практической деятельности, преду- х
смотренной образовательной программой;^
CN
о
CN
СП
со
J <
со
• демонстрации студентами достигнутых результатов обучения (приобретенных профессиональных и универсальных компетенций) для их рейтинговой оценки;
• развития коммуникативных компетенций студентов и приобретения ими опыта профессионального общения на русском и иностранном языках (презентации полученных результатов, диалоги, дискуссии и т. д.).
В период конференц-недель организуются публичные защиты студентами индивидуальных заданий, рефератов и творческих работ, курсовых проектов, результатов НИР, отчетов по производственным практикам, участию в программах международной академической мобильности и т. д. Основная задача студентов в период конференц-недель — максимально полно, ясно и четко продемонстрировать достигнутые результаты обучения и убедительно доказать самостоятельность их получения. Основная задача преподавателей в период конференц-недель — создать условия для демонстрации студентами достигнутых результатов обучения, объективно и адекватно оценить степень самостоятельности их получения и соответствия приобретенных студентам знаний, умений и компетенций запланированным результатам обучения путем выставления рейтинговой оценки, предусмотренной порядком текущего контроля.
Компетентности подход
Компетентностный подход реализуется в ТПУ на всех этапах образовательного процесса: при проектировании ООП, организации обучения и оценке качества освоения студентами образовательных программ путем планирования и контроля достижения результатов обучения, отвечающих целям образовательной программы и измеряемых в кредитах европейской системы ECTS.
Оценивание результатов обучения в семестре и аттестация студентов в период сессии производятся с использованием рейтинговой системы и определением кредит-рейтинга каждого студента.
Особенностью является то, что кредитная оценка результатов обучения и дидактических единиц по циклам (разделам) ООП и базового учебного плана осуществляется на основе ФГОС с учетом критериев общественно-профессиональной аккредитации Ассоциации инженерного образования России (АИОР), соответствующих международным стандартам инженерного образования [5].
Фундаментальная подготовка к инженерной деятельности
Фундаментальная подготовка к инженерной деятельности реализуется в ТПУ по унифицированным модулям циклов естественнонаучных и математических, гуманитарных, социальных и экономических, а также профессиональных дисциплин в рамках кластеров родственных направлений и специальностей. Основанием для унификации модулей является общность планируемых ФГОС универсальных (об-
щекультурных) и профессиональных компетенций выпускников ООП в пределах каждого кластера направлений и специальностей.
Унификация модулей (дисциплин) позволяет повысить ресурсоэффективность учебного процесса при реализации образовательных программ по широкому спектру направлений и специальностей. Разработанные унифицированные модули в первую очередь подвергаются в ТПУ процедуре внутренней аккредитации вследствие их особой важности и ответственности за фундаментальную подготовку студентов к освоению профессиональных дисциплин ООП различных направлений, специальностей, профилей и специализаций.
В базовые учебные планы всех технических направлений и специальностей ТПУ включен модуль «Введение в инженерную деятельность» (4 ECTS), состоящий из профессионально-ориентированной теоретической подготовки и творческих проектов, направленных на развитие интереса и усиление мотивации студентов к инженерной деятельности, формирование знаний, умений и приобретение начального опыта проектирования технических объектов, процессов и систем.
Личностно-ориентированная образовательная среда
Личностно-ориентированная образовательная среда университета стимулирует переход от преподавания дисциплин (teaching) к самостоятельному обучению студентов (learning), активизирует их участие в образовательном процессе, влияние на содержание, организацию, технологии и результаты обучения. Студенты ТПУ формируют индивидуальные учебные планы в рамках соответствующих образовательных траекторий. Это повышает их мотивацию, самостоятельность, ответственность и в конечном итоге качество подготовки. Образовательный стандарт вуза определяет академические свободы студентов при формировании индивидуальных планов освоения ООП на основе базового учебного плана.
В процессе освоения ООП происходит накопление студентами кредитов по индивидуальным планам, согласованным с куратором — академическим консультантом и утвержденным на учебный год (норматив в течение семестра — 30 ECTS, максимум — 36 ECTS, минимум — 24 ECTS, общее количество кредитов в учебном году — не менее 60 ECTS).
Разработка и проектирование ООП
В ТПУ создан институт руководителей основных образовательных программ и ответственных за соответствующие профили и специализации подготовки. Разработка и проектирование ООП осуществляется рабочими группами, лидерами которых являются руководители ООП по уровням, направлениям и специальностям, а также ответственные за профили и специализации. В рабочие группы входят представители выпускающих и обеспечивающих кафедр, эк-
сперты — представители работодателей, студентов и других заинтересованных сторон.
Образовательным стандартом ТПУ предусматривается обязательное согласование целей ООП и результатов обучения с работодателями — стратегическими партнерами университета и студентами с оформлением соответствующих протоколов.
Технология проектирования ООП в университете основана на компетентостном подходе, требованиях ФГОС и критериях общественно-профессиональной аккредитации АИОР, соответствующих международным стандартам инженерного образования (EMF, APEC Engineer Register, FEANI, WA-GA, EUR-ACE, CDIO, CESAER, CLUSTER, и др.).
Проектирование ООП осуществляется по этапам:
• определение потребностей заинтересованных сторон в подготовке бакалавров, магистров, специалистов по соответствующим направлениям и специальностям;
• формирование целей ООП, критериев и методов оценки их достижения;
• планирование результатов обучения для достижения целей ООП;
• определение индикаторов достижения результатов обучения и формирование фонда оценочных средств;
• определение содержания и выбор технологий реализации ООП;
• планирование организации и обеспечения образовательного процесса.
Интегрированной системой управления качеством образовательной деятельности в ТПУ, соответствующей европейским рекомендациям (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area) и требованиям международного стандарта ISO 9001:2008, регламентируются все основные и вспомогательные процессы разработки, реализации и оценки качества ООП.
В университете действует Положение о внутренней аккредитации основных образовательных программ и их отдельных модулей (дисциплин). Под аккредитацией образовательного модуля (дисциплины) понимается процедура, предусматривающая комплексную оценку содержания и ресурсного обеспечения модуля на соответствие учебно-методических материалов, условий реализации, квалификации профессорско-преподавательского состава заданным критериям, соответствующим Стандарту ООП ТПУ.
Основной целью внутренней аккредитации образовательных программ является стимулирование разработки ООП, максимально соответствующих требованиям Стандарта ООП ТПУ, запросам работодателей, лучшим отечественным и зарубежным программам-аналогам. Процедура внутренней аккредитации образовательных программ позволяет выявить лучшие программы ТПУ для подготовки их к внешней оценке и общественно-профессиональной
аккредитации на соответствие международным критериям.
Активизация и повышение эффективности учебного процесса
Активизация и повышение эффективности учебного процесса в ТПУ достигаются:
• сокращением до 20-30% доли пассивных форм организации образовательной деятельности, в том числе лекций, и увеличение до 40-50% доли активных и интерактивных занятий (семинар, курсовой проект, производственная практика, НИРС);
• применением активных образовательных технологий (работа в команде, сase-study, проблемное, проектное, контекстное и индивидуальное обучение, обучение на основе опыта, междисциплинарное обучение);
• развитием организационно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов, в особенности с использованием Internet-портала ТПУ, увеличение ее доли в общем временном ресурсе освоения ООП;
• усилением роли курсового проектирования, производственных практик, научных исследований и выпускной квалификационной работы (бакалавриат — не менее 12 ECTS, специалитет — не менее 21 ECTS, магистратура — не менее 24 ECTS) в приобретении и экспертной оценке комплекса профессиональных и универсальных (общекультурных) компетенций выпускников.
Международная аккредитация образовательных программ
Томский политехнический университет регулярно подвергает свои образовательные программы в области техники и технологий внешней оценке с участием отечественных и зарубежных экспертов. В 2005 г. и 2008 г. образовательная программа подготовки в ТПУ дипломированных специалистов по направлению Computer Engineering дважды успешно прошла аудит в Совете по аккредитации инженерного образования Канады (СЕАВ). В 2006 г. программа подготовки бакалавров по направлению Electrical Engineering прошла оценку в Совете по аккредитации программ в области техники и технологий США (ABET).
С 2003 по 2012 гг. более 30 программ подготовки в ТПУ бакалавров, магистров и дипломированных специалистов в области техники и технологий успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию в АИОР, в том числе с присвоением европейского знака качества EUR-ACE Label и занесением их в регистр Европейской сети по аккредитации инженерного образования ENAEE и Федерации европейских инженерных организаций FEANI [6, 7].
Программой развития ТПУ на 2009-2018 гг. предусматривается обеспечить соответствие международным стандартам не менее 45% основных образовательных программ в области техники и технологий.
CN
о
CN
СП
со
J <
со О
CN
о
CN
СП
со
J <
со
Международная сертификация выпускников -профессиональных инженеров
В 2010 г. в ТПУ при поддержке АИОР и Российского союза научных и инженерных общественных организаций (РосСНИО) в рамках реализации Программы развития инновационной инфраструктуры (Постановление Правительства Российской Федерации №219) создан Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии. Деятельность Центра регламентируется нормативно-организационными документами, согласованными с FEANI Register и APEC Engineer Register, действующем в странах Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества [8].
Центр формирует экзаменационные комиссии с привлечением ведущих специалистов соответствующих отраслей промышленности, проводит экзаменационные испытания для претендентов по проверке и оценке их универсальных, профессиональных и специальных компетенций в определенных областях профессиональной инженерной деятельности. Решения комиссий Центра утверждаются Российским мониторинговым комитетом инженеров APEC, созданным при РосСНИО. Претендентам, успешно сдавшим экзамены, вручаются соответствующие сертификаты. Данные о них размещаются в российском и международном регистрах [8, 9].
Реализуемый ТПУ совместно с АИОР и Рос-СНИО проект по созданию в России международно-признанной национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров способствует:
• развитию технического образования и инженерной профессии в стране и повышению их привлекательности;
• повышению качества подготовки выпускников образовательных программ в области техники и технологий в вузах страны;
• стимулированию непрерывного повышения квалификации и совершенствования профессиональных компетенций практикующих инженеров;
• формированию высококвалифицированного инженерного корпуса страны для развития производства, инновационного бизнеса и национальной экономики в целом;
• повышению международного престижа, конкурентоспособности и мобильности российских инженеров.
Международная сертификация российских инженеров — выпускников технических вузов обеспечивает им глобальную конкурентоспособность, профессиональную мобильность и является свидетельством высокого качества их подготовки к инженерной деятельности в вузе. Наличие у вуза выпускников, сертифицированных de jure по международным стандартам, может служить убедительным доказательством того, что вуз de facto входит в группу лидеров инженерного образования страны.
Инновационная инфраструктура
Для проведения научных исследований, создания перспективных наукоемких технологий и подготовки глобально конкурентоспособных специалистов, способных обеспечить социально-экономическое развитие России и повысить ее конкурентоспособность, были определены 5 приоритетных направления развития ТПУ:
рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов; традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии производства энергии; нанотехнологии и пучково-плазменные технологии создания материалов с заданными свойствами; интеллектуальные информационно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления; неразрушающий контроль и диагностика в производственной и социальной сферах. Каждое из пяти приоритетных направлений интегрирует творческий потенциал созданной в ТПУ инновационной инфраструктуры, объединяющей структурные подразделений университета и созданные с участием университета юридические лица [11]:
1. Научно-образовательные институты, кафедры (включая 12 инновационных научно-образовательных центров и 16 центров коллективного пользования).
2. Отдел правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (ОПОРИД).
3. Управление по инновационной и производственной деятельности, состоящее из:
• центра трансфера технологий (ЦТТ);
• студенческого технологического бизнес-инкубатора (СТБИ);
• лаборатории технологического прогнозирования (ЛТП).
4. Проектно-конструкторский институт с опытным производством (ПКИ ОП).
5. Конструкторско-технологический бизнес-инкубатор (КТБИ).
6. Кафедра инженерного предпринимательства (КИП).
7. Выставочный центр «Наука и образование в ТПУ: традиции и новации».
8. 32 малых инновационных предприятия (МИП), созданных с долевым участием в их уставном капитале ТПУ, 3 из которых являются резидентами инновационного центра «Сколково», 6 — победителями программы «СТАРТ». Инновационная инфраструктура ТПУ обеспечивает высокий уровень интеграции образования, науки, практики и бизнеса, координируя работу студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава, создавая цепочки с разными звеньями:
• «Школьник — студент — преподаватель — специалист (предприниматель)» вбирает в себя функции информационного, консалтингового и тре-
нинговых центров. Этот цикл работает на стадии инкубирования идеи и оформления идеи в проект. Основными инструментами при этом являются: участие в конференциях, конкурсах, выставках, публикации в средствах массовой информации.
• «Идея — проект — продукт» вбирает в себя функции центра трансфера технологий;патентного офиса; проектно-конструкторского института, опытного производства, сети рискового финансирования, выставочного центра. Основными инструментами продвижения при этом являются: создание МИП, участие в выставках, конкурсах и венчурных инвестиционных сессиях, выпуск информационных каталогов разработок, размещение разработок в российской и международной сетях трансфера технологий.
Кафедра инженерного предпринимательства осуществляет обучение студентов всех инженерных специальностей ТПУ по курсу «Инженерное предпринимательство» и подготовку менеджеров в сфере техники, технологий и научно-образовательной сфере, способных не только эффективно использовать полученные во время обучения знания, но и генерировать и применять в своей практической деятельности новые знания в области управления инновационными проектами.
Инновационный пояс ТПУ
Одним из эффективных способов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности университета является создание малых инновационных предприятий (МИП), где одним из учредителей выступает ТПУ в соответствии с Федеральным законом №217-ФЗ от 02.08.2009 г. МИП в ходе осуществления инновационной деятельности обеспечивают коммерциализацию научно-технических и технологических разработок университета, обеспечивая их тиражирование и реализацию на рынке, за счет чего приносят дополнительный доход университету посредством заключения договоров на выполнение НИР и выплаты дивидендов.
В настоящее время в ТПУ создано 32 малых инновационных компании в рамках Федерального закона от 02.08.2009 №217-ФЗ (с долевым участием ТПУ в их уставном капитале), работающих в таких отраслях, как информационные технологии, медицина, строительные материалы, машиностроение. В реализацию проектов было привлечено более 40 млн. рублей. Помимо этих 32 МИП в инновационный пояс ТПУ входит еще 51 малое инновационное предприятие, среди которых:
• 24 предприятия финансируются из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе СТАРТ;
• 3 предприятия являются резидентами Томской особой экономической зоны технико-внедренческого типа;
• 3 предприятия являются резидентами инновационного центра «Сколково».
Для оптимизации взаимодействия университета и МИП была создана Ассоциация малых инновационных предприятий, разработан и введен в эксплуатацию интернет-портал. Членам Ассоциации Томский политехнический университет оказывает следующие услуги: организацию юридических консультаций, консультаций по вопросам бухгалтерского и налогового учета, консультаций по применению трудового законодательства и т. п. с учетом особенностей деятельности хозяйственных обществ учрежденных согласно Федеральному закону №217-ФЗ от 09.08.2009 года; организационное и информационное сопровождение подачи заявок на получение финансирования в структуры всех уровней и участия в выставочной деятельности; организацию проектов по повышению квалификации сотрудников МИП.
Трансфер знаний и технологий
Одним из наиболее успешных примеров трансфера технологий ТПУ, является коммерциализация, осуществляемая в рамках Постановления РФ №218 от 09.04.2010 г. совместно с ведущими в своих отраслях промышленными предприятиями:
• Проект «Создание промышленного производства изделий из функциональной и конструкционной нанокерамики для высокотехнологичных отраслей» совместно с ОАО ХК «Новосибирский электровакуумный завод — Союз».
• Проект «Разработка комплекса программных и технических средств проектирования, изготовления и испытаний унифицированного ряда электронных модулей на основе технологии «система-на-кристалле» для систем управления и электропитания космических аппаратов (КА) связи, навигации и дистанционного зондирования Земли с длительным сроком активного существования» совместно с ТГУ, ТУСУР и ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева».
Другим примером успешной коммерциализации разработок ТПУ является первая в Российской Федерации (2003 г.) продажа лицензии вузом, по которой производится регулярное начисление лицензионных платежей (роялти) за использование результатов интеллектуальной деятельности вуза: ТПУ и ООО «Унитех» заключили лицензионный договор на использование полезной модели — учеб- ^ но-лабораторный комплекс «Химия», разработанный с41 сотрудниками кафедры физической и аналитической с? химии ТПУ. За время действия исключительной ли- ^^ цензии объем лицензионных отчислений (роялти) и т-договорных работ с ТПУ в рамках реализации УЛК о. «Химия», составил 7,82 млн. руб. ^
В рамках трансфера знаний ТПУ активно сотруд- ^ ничает с российскими и зарубежными корпораци- ^ ями, создавая совместные научно-образовательные ® центры для проведения совместных исследований, х подготовки и переподготовки кадров, в частности: ^Е
CN
о
CN
СП CD
• испытательная светотехническая лаборатория, осуществляющая сертификацию и контроль качества светодиодных приборов, производимых ОАО «Научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов»;
• первый в России учебно-научный центр американской компании «Woodward» — ведущим производителем и поставщиком оборудования для энергетических предприятий во всем мире;
• научно-образовательный центр космического приборостроения, совестно с ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева» и ОАО «Научно-производственный центр «Полюс»;
• уникальный научно-образовательный центр по подготовке специалистов фармацевтической и биотехнологической отраслей, созданный совместно с крупнейшей российской фармацевтической компанией «Р-Фарм»;
• образовательный центр для подготовки кадров высокой квалификации для госкорпорации «Ро-сатом» и ее зарубежных партнеров. Существенный вклад в развитие трансфера
знаний и технологий ТПУ вносят Международные научно-образовательные лаборатории ТПУ, в том числе две лаборатории под руководством приглашенных профессоров Т.И. Сигфуссона (Исландия) и М. Кренинга (Германия), открытые в рамках постановления Правительства РФ №220 от 09.04.2010 г. В 2011 году на базе ТПУ совместно с холдингом СИБУР открыта Международная научно-образовательная лаборатория термореактивных полимеров под руководством приглашенного специалиста Дирка Верваке (Бельгия). Необходимо также отметить Центр подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела «Petroleum Learning Centre», созданный совместно с одним из ведущих мировых центров подготовки специалистов по нефтяному инжинирингу — университетом Heriot-Watt (г. Эдинбург, Великобритания).
Заинтересованность ТПУ в трансфере знаний и технологий обуславливается следующим:
• Привлечением дополнительных внебюджетных средств: лицензионные отчисления предприятий (роялти); дивиденды от доли в уставном капитале МИП; оплата дополнительных образовательных услуг.
• Созданием новых рабочих мест, трудоустройством выпускников и непрерывным повышением квалификации сотрудников при взаимодействии с реальным сектором экономики.
• Увеличением объемов научно-исследовательских работ и услуг: заключение хозяйственных договоров на выполнение НИОКР; проведение научных исследований студентами, в том числе при выполнении выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций по тематике промышленных предприятий; выполнение производственного заказа.
Литература
1. Чубик П.С., Крючков Ю.Ю., Соловьев М.А. Система элитного технического образования как элемент инновационной инженерной подготовки // Томский политехник. 2005, №11. С. 16-22.
2. Чучалин А.И., Замятин А.В., Соловьев М.А. Стандарт основной образовательной программы в системе менеджмента качества Томского политехнического университета // Вестник высшей школы «Alma Mater». 2008, №6. С. 25-29.
3. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ) // Сборник нормативно-производственных материалов, под ред. А.И. Чучалина, Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2012. 197 с.
4. http://www. tpu. ru Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
5. h ttp:// www. ac-raee. r u Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России.
6. http:// ww w. enaee. eu Европейская сеть аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE).
7. http:// www. feani. org Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций (European Federation of National Engineering Associations, FEANI).
8. Чубик П.С., Чучалин А.И., Замятин А.В. Нормативно-организационные документы системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров в Российском регистре Инженеров АРЕС и международном APEC Engineer Register. Изд-во ТПУ. Томск, 2010. 80 с.
9. http://www. ApecRegister. tpu. ru Российский регистр инженеров, сертифицированных по международным стандартам APEC Engineer Register.
10. http:// www. ieagreements. org/APEC/signatories. cfm Международный регистр инженеров, сертифицированных по стандартам APEC Engineer Register.
11. Власов ВА, Байдали СА, Козырев ММ. Инновационная инфраструктура ТПУ как комплексная система проведения научных исследований, создания технологий и подготовки кадров для организации высокотехнологичных производств в области энерго-и ресурсоэффективности // Инновации. 2012, №7. С. 6-12.
Innovations in academic and research activities of the National Research Tomsk Polytechnic University
P.S. Chubik, Prof., DSc, Rector of Tomsk Polytechnic University
A.I. Chuchalin, Prof., DSc, Vice-Rector for Academic and International Affairs
V.A. Vlasov, Prof., DSc, Vice-Rector for Research and Innovations
J <
CQ О
The article describes the main innovative approaches to the development of educational and research activities of the National Research University on the example of Tomsk Polytechnic University.
Keywords: innovation infrastructure, small innovative companies, high-tech production, resource efficiency, elite technical education, innovative engineering activities, designing educational programs.