УДК 334.73.021
СИСТЕМА КООПЕРАЦИИ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
М. С. Салова
Раскрывается роль малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе как базы для развития потребительской кооперации. Показана роль малых сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств в сокращении безработицы и повышении трудовой занятости сельского населения. Исследована динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в России за последние 20 лет.
Ключевые слова: потребительская кооперация, сельскохозяйственная кооперация, фермерские хозяйства, индивидуальные сельскохозяйственные производители, крестьянские хозяйства, закупки сельхозпродукции потребительскими кооперативами, система кооперации малых форм бизнеса на селе.
Работа по вовлечению широких масс крестьянства в кооперативное движение является процессом длительным, так как для успеха своей деятельности кооперация требует определённых кооперативных знаний и навыков. Развитию кооперации в сельском хозяйстве способствует распространение кооперативных знаний, повышение культуры сельского населения, его сознательное отношение к кооперированию. Очень важно, чтобы мелкие производители сельскохозяйственной продукции на собственном опыте убеждались в выгодах и преимуществах кооперации. Успешное строительство кооперативных структур в АПК многих стран подтвердило жизненность теории превращения кооперации в средство экономического строительства в деревне. Сельскохозяйственные кооперативы - это одно из крупных направлений наращивания производства отечественной сельскохозяйственной продукции.
Согласно существующему законодательству, сельскохозяйственный производственный кооператив, как правило, создается путем объединения людей и организаций для достижения общих экономических и социальных целей, связанных с удовлетворением материальных или иных потребностей членов-пайщиков, внесших долю (пай) в созданный для этого фонд. В сельскохозяйственный кооператив граждане объединяются для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственный кооператив в АПК выступает как организация, основанная на объединении имущественных паевых взносов сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности.
Современное кооперативное движение в АПК России использует опыт и уроки развития европейского кооперативного движения. Наиболее мощным кооперативным движением в сфере самообслуживания в мире в начальный период была потребительская кооперация Великобритании. В отличие от Великобритании в Германии законодатели снизили максимальные выплаты бонуса кооператорам, отдав, таким образом, предпочтение развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому основой кооперативной торговли продовольственными товарами Германии стал оптовый товарооборот. Попытки организовать мощные национальные кооперативные объединения были ограничены слабой властью кооперативных союзов и сопротивлением руководителей автономных кооперативов.
В последние годы в нашей стране кооперации стали больше уделять внимания, сформирована и расширена правовая база. Созданы дополнительно в сельском хозяйстве кооперативы, значительная часть которых активно включилась в работу, повышая занятость сельского населения.
Так, в сельскохозяйственных кооперативах Ульяновской области в течение 2011 г. дополнительно создано 156 новых рабочих мест. Кроме того, практически полностью были укомплектованы вакантные места действующих кооперативов, что в целом по области привело к тому, что занятость сельского населения в кооперативах возросла с 6302 до 8163 человек (на 1861 чел. - 29,5%).
В кооперативах Цильнинского района в течение 2011 г. создано 44 новых рабочих места. В них на 01 января 2012 г. занято 1750 тружеников, что на 650 человек больше, чем намечалось по плану. В Кузоватовском районе
в кооперативах за прошедший год создано 30 новых рабочих мест. В результате численность занятых в кооперативах на 1 января 2012 г. составила 1806 тружеников (на 431 человека больше - 31%), чем намечалось по плану. Существенных результатов в расширении занятости сельского населения добились кооперативы Павловского, Новомалык-линского, Старомайнского и некоторых других районов (табл. 1).
В соответствии с приказом Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 24 апреля 2009 г. № 163, в стране началась реализация отраслевой целевой программы по развитию мелкого предпринимательства на селе с использованием преимуществ кооперации. Основной целью программы являлось создание экономических и финансовых предпосылок для развития и распространения семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских)
хозяйств. В 2010 г. проведена корректировка Программы: внесены изменения, позволив -шие фермерским хозяйствам осуществлять строительство не только молочных, но и других животноводческих ферм. Одновременно расширено развитие кооперативных отношений среди малых форм хозяйствования, в том числе на основе опыта потребительских обществ системы Центросоюза Российской Федерации, расширена инфраструктура по обеспечению малых форм хозяйствования кормами, сбору, транспортировке, хранению, переработке и реализации молока, в том числе на кооперативной основе.
Программой предусмотрено строительство и реконструкция 300 семейных молочных животноводческих ферм (реализовано субъектами Российской Федерации 470 ферм); создание 1500 дополнительных рабочих мест (создано 2750 дополнительных
Таблица 1
Показатели роли сельскохозяйственных кооперативов Ульяновской области в повышении занятости сельского населения
№ Муниципальное образование (район) Создано новых рабочих мест в кооперативах, ед. Занято населения в кооперативе на 01.01.2012 г., чел.
план на 2011 г. факт на 01.01.2012 г. +/- план факт +/-
1 Базарносызганский 7 4 -3 81 81 0
2 Барышский 13 5 -8 285 204 -81
3 Вешкаймский 2 4 2 228 228 0
4 Инзенский 6 12 6 110 137 27
5 Карсунский 10 3 -7 178 115 -63
6 Кузоватовский 6 30 24 1375 1806 431
7 Майнский 9 3 -6 430 540 110
8 Мелекесский 6 6 0 254 354 100
9 Николаевский 9 0 -9 0 0 0
10 Но вомалыклинс кий 2 6 4 260 471 211
11 Новоспасский 12 2 -10 30 110 80
12 Павловский 4 17 13 515 745 230
13 Радищевский 12 3 -9 25 5 -20
14 Сенгилеевский 0 0 0 0 0
15 Старокулаткинский 1 0 -1 0 0 0
16 Старомайнский 18 7 -11 670 806 136
17 Сурский 8 8 0 310 360 50
18 Т ереньгульский 3 0 -3 65 65 0
19 Ульяновский 4 2 -2 24 24 0
20 Цильнинский 7 44 37 1100 1750 650
21 Чер даклинс кий 13 0 -13 362 362 0
Итого по области 152 156 4 6302 8163 1861
Источник: стат. данные Министерства сельского хозяйства Ульяновской области.
рабочих мест). Создание семейных ферм способствует увеличению объемов производства отечественного молока и других видов животноводческой продукции, внедрению передового опыта организации молочного и других видов животноводства и повышению конкуренции на региональном уровне. Важное значение имеет и социальный аспект отраслевой программы - организация семейных ферм позволяет создать новые рабочие места, повысить уровень жизни сельского населения, привлечь к работе на селе молодое поколение.
Ведомственная целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 гг.» является составной частью Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Из федерального бюджета в 2012 г. на финансирование мероприятий этой программы выделено 1,5 млрд руб.
С 2013 г. Программа будет реализовываться как часть Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Предпринятые в рамках программы меры по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации отечественного скотоводства и создать условия для роста молочного скотоводства и других видов животноводства. Сложившаяся экономическая и институцио-
нальная система сельского хозяйства в России свидетельствует о необходимости дальнейшего развития не только крупных форм хозяйствования, но и малых форм хозяйствования с широким использованием возможно -стей кооперации.
Анализ развития К(Ф)Х в России показывает, что за двадцать лет численность их существенно увеличилась до 304,6 тыс. единиц, возросла и площадь предоставленных им земель до 29,4 млн га. Средний размер земельного участка одного фермерского хозяйства за два десятилетия увеличился в 4 раза и составил 163 га. Одновременно увеличилось производство всех видов продукции растениеводства: подсолнечника, сахарной свёклы, картофеля, овощей. Заметно возрос объем производимых продуктов животноводческой продукции: мяса, молока, яиц. В целом же объем валовой продукции сельского хозяйства за последние 10 лет увеличился в 7 раз (табл. 2).
В России малые формы хозяйствования на селе включают в себя крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, личные подсобные хозяйства, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (1200 - перерабатывающих, 927 - обслуживающих, 1357 - сбытовых, 535 - снабженческих, 1835 - кредитных и 1939 - прочих).
В стране за последние годы наметилась некоторая тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х. Это происходит преимущественно за счет укрупнения самих К(Ф)Х, повышения
Таблица 2
Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации
Показатели Годы
1991 1995 2000 2005 2010
Число КФХ 49 280,1 261,7 257,4 304,6
Площадь предоставленных земельных участков КФХ, млн га 2,1 12 15,3 19,2 29,4
Средний размер земельного участка, га 42 43 58 75 163
Производство зерна, тыс. т 181 3001 5506 14306 13307
Производство подсолнечника, тыс. т 11 519 556 1715 1408
Производство сахарной свёклы, тыс. т 7 669 687 2220 2406
Производство картофеля, тыс. т 88 363 365 791 1168
Производство овощей, тыс. т 18 148 273 866 1385
Производство скота и птицы в живом весе, тыс. т 21 147 128 190 347
Производство скота и птицы в убойном весе, тыс.т 12 88 79 116 213
Производство молока, тыс. т 44 576 568 982 1505
Производство яиц, млн штук 3 129 139 248 314
Производство шерсти, т 156 4226 2179 9346 х
Производство меда, т 267 1227 1156 1480 х
Объем валовой продукции сельского хозяйства, млрд руб. (до 1998 трлн руб.) 0,02 4 23,6 84,5 165,7
их технической оснащенности, совершенствования технологии и других факторов.
Следует заметить, что сектор К(Ф)Х имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и другие виды сельскохозяйственной продукции со стороны российских перерабатывающих предприятий по мере развития переработки продукции будет возрастать, в связи с этим следует в К(Ф)Х больше уделять внимания налаживанию управления небольшими семейными животноводческими фермами, шире развивать кооперационные процессы. Наряду с этим поддержка развития К(Ф)Х во многом будет способствовать освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.
Расширение развития кооперации в сельской местности будет способствовать увеличению числа семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х и их дальнейшего развития и распространения на территории России. Такой подход в конечном итоге позволит: увеличить численность поголовья коров молочной и мясной породы; развить птицеводство, овцеводство, козоводство, коневодство и других виды животноводства; увеличить производство отечественной животноводческой продукции; распространить передовой опыт организации семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х; развить кооперацию и интеграцию малых форм хозяйствования, в том числе с участием потребительских обществ системы Центросоюза Российской Федерации; увеличить занятость сельского населения; развить смежные отрасли агропромышленного комплекса (производство кормов, переработка молока и др.); увеличить количество К(Ф)Х, в том числе за счет переоформления ЛПХ в К(Ф)Х, что приведет к увеличению налогооблагаемой базы на селе; создаст условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий.
Согласно существующему положению, участником Программы может стать действующее крестьянское (фермерское) хозяйство со стажем работы более одного года. При этом К(Ф)Х может обратиться за государственной поддержкой по развитию семейной животно -водческой фермы только в тот регион, где это хозяйство зарегистрировано. В качестве
соинвесторов для проектов развития К(Ф)Х могут выступать хозяйственные общества.
Получающие всё большее распространение семейные животноводческие фермы выступают, как производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящихся в собственности и пользовании К(Ф)Х, созданного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», члены которого связаны родством и совместно осуществляют в сфере сельского хозяйства производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Развитие семейной животноводческой фермы предполагает строительство, реконструкцию или модернизацию фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектацию оборудованием и сельскохозяйственными животными.
Реализация Программы развития семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х предполагает повышение производительности труда; увеличение объемов сельскохозяйственного производства; развитие инфраструктуры сбыта с помощью кооперации, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.
Мелкие сельскохозяйственные товаропроизводители по желанию могут стать участниками программы «Развитие семейных животноводческих ферм», подать заявление в комиссию, созданную в субъекте Российской Федерации. Строительство, реконструкция или модернизация семейных животноводческих ферм осуществляется в порядке, определенном ведомственной целевой программой «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы».
Следует заметить, что отбор участников Программы по развитию семейных животноводческих ферм осуществляет комиссия, уполномоченная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с участием представителей Ассоциации крестьянских (фермер -ских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), кредитных, лизинговых и других организаций.
При отборе участников Программы обращается внимание на соответствие К(Ф)Х требованию объединения членов хозяйства на основе родства и их личного трудового
участия. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», К(Ф)Х, как микропредприятие, должно быть зарегистрировано на территории субъекта Российской Федерации, в котором запрашивается грант, и осуществлять свою деятельность более 12 месяцев. Возраст главы К(Ф)Х - не моложе 19 и не старше 55 лет. У претендента обязательно должны быть в наличии бизнес-план и технико-экономическое обоснование создания, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет. К(Ф)Х необходимо принять обязательство о создании или вступлении в действующий сельскохозяйственный перерабатывающий потребительский кооператив или хозяйственное общество по профилю продукции, производимой на семейной животноводческий ферме и перерабатываемой в данном кооперативе, либо заключение соглашения о реализации своей продукции с перерабатывающей организацией. В целях сокращения безработицы в сельской местности предусматривается создание не менее трех дополнительных рабочих мест, а также отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и кредитными организациями. Кроме того, необходимо наличие или экономическое обоснование создания собственной или на кооперативной основе кормовой базы или заключение предварительных договоров на поставку кормов с другими хозяйствующими субъектами. При этом следует иметь собственных средств и (или) кредитных средств на финансирование не менее 40% затрат на развитие семейной животноводческой фермы. При этом сумма собственных средств не может быть менее 10% от суммы затрат на создание семейной животноводческой фермы. Грант К(Ф)Х на реализацию мероприятий Программы выделяется только один раз.
Задача комиссии состоит в определении соответствия заявителей условиям, предъявленным к участникам Программы, анализе бизнес-плана и плана расходов и выбора лучших из них, а также в выборе участников Программы с учетом эффективности проектов, дополнительных материалов и лимитов бюджетных средств.
Анализ показывает, что число заявлений от глав К(Ф)Х на участие в мероприятиях Программы, превышает возможности принятия их в конкретном регионе в соответствии
с предусмотренными в его бюджете средствами на софинансирование Программы.
В связи с этим существует конкурсный отбор по дополнительным критериям, где побеждают лучшие из числа подавших заявки. Основным критерием для принятия решения (по главам К(Ф)Х, соответствующим условиям программы) является эффективность проекта (бизнес-плана) и меньшая сумма запрашиваемой господдержки. Комиссия учитывает также проживание главы К(Ф)Х и высокую степень его бытового обустройства по месту расположения К(Ф)Х; отдаленность К(Ф)Х от крупных населенных пунктов; наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции; членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; предоставление рабочих мест для местных жителей; социальную и бюджетную ответственность; наличие производственных фондов и их хорошее состояние; наличие племенных сельскохозяйственных животных; наличие земель сельскохозяйственного назначения; положительные деловую репутацию и кредитную историю; рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей; общественную активность и ответственность главы К(Ф)Х. Документы на участие в мероприятиях Программы подаются в региональный орган управления агропромышленным комплексом, где они рассматриваются на заседаниях региональной комиссии, которая принимает решение о включении гражданина в состав участников Программы. После чего между участником Программы и субъектом Российской Федерации складываются определенные взаимоотношения. Участник Программы - К(Ф)Х получает средства из регионального бюджета для софинанси-рования проекта развития семейной животноводческой фермы на основании соглашения, заключенного между ним и уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации. Участник Программы также заключает соглашение с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и субъектом Российской Федерации, определяющее основные условия и параметры реализации Программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х. Участник Программы получает финансирование в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы - субсидии, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на
счет главы К(Ф)Х, открытый в кредитной организации в порядке, определенном региональной программой развития семейных животноводческих ферм, для возмещения части его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой.
Максимальный размер гранта составляет 21,6 млн руб. Размер гранта определяет субъект Российской Федерации. В случае, если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта на развитие семейных животноводческих ферм в размере, превышающим 21,6 млн руб., то превышение финансируется субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета, без привлечения софинансирования из федерального бюджета.
Для того, чтобы охватить большее число участников, желающих принять участие в мероприятиях Программы, субъектам Российской Федерации целесообразно оказывать преференции заявителям с меньшим размером запрашиваемого гранта на развитие семейной животноводческой фермы. Установлено, что средства, полученные участником Программы из регионального бюджета, не
могут превышать 60% затрат на развитие семейной животноводческой фермы.
Финансовые средства из федерального и регионального бюджетов в определенном региональной комиссией размере, предоставляются гражданину, прошедшему отбор и включенному в число участников Программы на счета, открытые гражданином в российских кредитных организациях. Контроль за движением и целевым расходованием выдачей средств - грантов К(Ф)Х осуществляет субъект Российской Федерации.
Источники и литература
1. Плотников В.Н. Фермерский уклад России. Цифры и факты. М.: ООО «Брейн Принт», 2011. 52 с.
2. Салова М. С. Развитие систем и моделей кооперации в агропромышленном комплексе: монография. М.: Дашков и Ко, 2011. 272 с.
3. Ткач А.В. Перспективные модели кооперации в АПК. АПК: экономика, управление, №9, 2011, с. 31-39.
4. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Дашков и Ко, 2006. 364с.
5. Торопов Д. И. Поддержка начинающих фермеров: информ. издание. М.: ФГБНУ П 44 «Рос-информагротех», 2012. 28 с.
БаЫа M.S. SYSTEM OF COOPERATION SMALL FARMS
This article addresses the role of small farms in the agricultural sector as the basis for the development of consumer cooperatives. We present a place of small agricultural cooperatives and farmers in reducing unemployment and increasing employment in rural areas. The dynamics of the peasant (farmer) facilities in Russia over the past 20 years.
Key words: consumer cooperatives, agricultural cooperatives, farms and individual farmers, farms, purchase of agricultural consumer cooperatives, cooperative system of small business in the countryside.
САЛОВА Маргарита Сергеевна родилась в 1963 г., окончила Ульяновский сельскохозяйственный институт (1985), канд. экон. наук (1995), доцент (1999), докторант Российского университета кооперации. Автор 65 работ.
УДК 336.221
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РЕГИОНОВ
Т.Я. Сильвестрова, С.Ю. Гурова
Вопросы государственного регулирования налоговой политики в субъектах Российской Федерации, формирование реального экономического и налогового потенциала регионов.
Ключевые слова: налоговое регулирование регионов, налоговый потенциал, налоговый инструментарий.