Г' л
УДК 338.436:631.1
состояние и тенденции развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе северокавказского федерального округа
Л.Р. ОГАНЯН, научный сотрудник Ставропольский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, ул. Никонова, 49, Михайловск, Шпаковский р-н, Ставропольский край, 356241, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Резюме. В структуре аграрной экономики СКФО наиболее динамично развиваются малые формы хозяйствования. В 2014 г. на их долю приходилось 63,6% общего объема аграрной продукции, производимой хозяйствами всех категорий округа, в том числе 24,7% зерна, 20,2% подсолнечника, 90,6% овощей открытого грунта, 90,1% картофеля, 58,5% мяса скота и птицы, 86,7% молока и 71,6% яиц. Несмотря на столь значительные объемы производства, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. Для стимуляции развития и роста эффективности субъектов малого предпринимательства в округе необходимо создание и расширение системы сельскохозяйственных кооперативов. В Северо-Кавказском федеральном округе зарегистрировано 478 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых фактически работает 57% (по России эта цифра достигает 68%), в том числе кредитных - 65 (69); перерабатывающих -53(64); снабженческо-сбытовых - 50% (70%). Основные причины, сдерживающие результативность кооперации, - территориальная рассредоточенность крестьянских (фермерских) хозяйств; настороженное отношение многих крестьян к кооперации; недостаточная государственная поддержка сельхозкооперативов и малых форм хозяйствования в целом. В соответствии с законодательством предприятия малых форм имеют равные с крупным бизнесом права на государственную поддержку, но на практике этого не происходит. Так, в Ставропольском крае в 2013 г. на 1 руб. валовой продукции крестьянские (фермерские) хозяйства получили 3,2 коп. государственной поддержки, хозяйства населения -0,3 коп., а сельхозпредприятия - 6,3 коп. В то же время крайне важно не только увеличивать размеры средств, выделяемых государством, но и обеспечивать их эффективное использование. Ключевые слова: малые формы хозяйствования, СевероКавказский федеральный округ, потребительские кооперативы, государственная поддержка.
Для цитирования: Оганян Л.Р. Состояние и тенденции развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе Северо-Кавказского федерального округа // Достижения науки и техники АПК. 2015. Т.29. №10. С. 5-9.
Стабильность и эффективность АПК во многом зависит от гармоничной деятельности хозяйств различных форм собственности. Одна из самых гибких и динамичных форм организации производства в агропромышленном комплексе - предприятия малых форм хозяйствования (МФХ), к числу которых относятся личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Цель нашего исследования - анализ конкурентных позиций, проблем, особенностей и перспектив развития субъектов малых форм хозяйствования в Северо-Кавказском федеральном округе в современных условиях
Задачи исследования предусматривали определение роли и места малых форм хозяйствования в структуре АПК СКФО; анализ развития сельскохозяйственных кооперативов на территории Северо-Кавказского федерального округа и системы государственного регулирования развития малых форм хозяйствования в современных условиях.
Условия, материалы и методы. Методологическую основу исследования составили научные труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов-аграрников в сфере развития малых форм хозяйствования, нормативно-правовые акты органов исполнительной и законодательной властей РФ и субъектов СКФО.
Информационная база представлена материалами Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов в субъектах СКФО, а также оперативной информацией Министерства сельского хозяйства РФ и субъектов СКФО.
результаты и обсуждение. Интеграция России в мировое сельскохозяйственное производство и обеспечение её продовольственной безопасности требуют устойчивого развития аграрного сектора страны. Решение этой проблемы во многом зависит от эффективной работы предприятий малых форм хозяйствования и создаваемых на их основе сельскохозяйственных производственных кооперативов.
На сегодняшний день сектор малых форм хозяйствования СКФО представлен 58,3 тыс. К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей, что составляет 26,1% от их общероссийской численности, и более 450 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (6,6 %). Наиболее развит сектор малых форм в Ставропольском крае, Республике Дагестан и Чеченской Республике, на долю которых приходится более 75% от их общего числа в округе (31,8, 28,2 и 15,8% соответственно).
По данным Росстата, в 2014 г. крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства СКФО произвели аграрную продукцию на сумму 212,7 млрд руб. (в действующих ценах), или 9,8% от соответствующего общероссийского объема, а по отношению к продукции всех категорий округа на их долю пришлось 63,6%, в том числе по животноводству -77,6, по растениеводству - 51,3% (табл. 1).
В 2014 г. на долю предприятий малых форм хозяйствования в округе (рис. 1) приходилось 24,7% общего объема производства зерновых и зернобобовых, включая кукурузу (2718,3 тыс. т), 20,2% подсолнечника (95,5 тыс. т), 90,6% овощей открытого грунта( 1942,7 тыс. т), 90,1% картофеля (1238,7 тыс. т), 58,5% мяса скота и птицы(503,2 тыс. т), 86,7% молока (2365,1 тыс. т) и 71,6% яиц (1030,9 млн шт.).
Основные площади зерновых культур в К(Ф)Х и ЛПХ округа в 2014 г. были размещены в Ставропольском крае
Таблица 1. объем валовой продукции, произведенный предприятиями малых форм хозяйствования рФ и СкФо в 2014 г.
Показатель Валовая продукция сельского хозяйства МФХ, млрд руб. Доля МФХ СКФО, %
РФ СКФО в общероссийском в валовом производстве всех производстве МФХ категорий хозяйств СКФО
Сельское хозяйство, всего 2170,5 212,7 9,8 63,6 В том числе растениеводство 1232,8 91,2 7,4 51,3 животноводство 937,7 121,5 13,0 77,6
рис. 1. Структура производства основныхвидов сельскохозяйственной продукции по категори -ям хозяйств в субъектах СКФО в 2014 г.,%: ■ - сельхозорганизации; ЦЦ - К(Ф)Х и ИП; □ - ЛПХ.
(60,7%), Кабардино-Балкарской Республике (14,1%) и Республике Дагестан (7,5%). В Ставропольском крае, а также в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и Северная Осетия-Алания сосредоточенно более 80% посевов выращиваемой предприятиями малых форм кукурузы и около 86% подсолнечника. Производство картофеля и овощей осуществляют во всех субъектах округа, однако их основные площади сосредоточены в Республике Дагестан и Ставропольском крае - 54,8 и 73,4% соответственно (табл. 2).
В развитии животноводческих отраслей в субъектах СКФО превосходство малых форм хозяйствования несомненно. В 2014 г. в них было сосредоточено 85,4% поголо-
Таблица 2. Посевные площади сельскохозяйственных культур в малых формах хозяйствования субъектов СкФов 2010-2014 гг., тыс. га
вья крупного рогатого скота, в том числе 86,5% коров, 76,0% овец и коз (табл. 3)
Наибольшая доля поголовья предприятий малыхформ хозяйствования в общей численности характерна для Ингушетии (97,8%), Карачаево-Черкессии (89,1%) и Чечни (95,8%), овец - для Ингушетии (90,Н%), Кабардино-Балкарии (86,3%) и Чечни (90,4%).
В течение последних пяти лет (2010-2014 гг.) в СКФО производство животноводческой продукции увеличилось как в ЛПХ, так и в К(Ф)Х. По данным Росстата в 2014 г. оно достигло 503,2 тыс. т, или 58,5% мяса, выращенного в округе, что на 32,3 тыс. т, или 6,9% больше уровня 2010 г., производство молока увеличилось на 261,6 тыс. т, или 12,4% и в 2014 г. составило 2365,1 тыс. т (рис. 2).
Однако, несмотря на столь значительные объемы производства, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукции и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. Деятельность личных подсобных хозяйств населения по-прежнему рассматривается только как источник самообеспечения сельских семей продуктами питания. В действительности же хозяйства этой категория имеют существенные излишки, которые
По СКФО Республи- Респу- Кабардино- Карачаево- Республика Се- Чечен- Ставро-
Показатель ка Даге- блика Ин- Балкарская Черкесская верная Осетия- ская Ре- польский
стан гушетия Республика Республика Алания спублика край
Общая
2010 г. 1074,3 159,7 27,8 154,2 54,5 48,4 59,9 569,8
2014 г. 1266,7 201,0 30,7 165,1 85,3 51,0 72,0 661,4
2014 г.
к 2010 г., % 117,9 125,9 110,4 107,1 156,5 105,4 120,2 116,1
Зерновые
2010 г. 649,9 52,8 10,9 88,8 17,8 30,5 25,6 423,5
2014 г. 821,4 61,4 19,6 115,9 45,9 36,7 41,3 500,7
2014 г.
к 2010, % 126,4 116,3 179,8 130,5 257,9 120,3 161,3 118,2
в том числе ку-
куруза 2010 г. 116,2 19,1 10,2 42,7 5,7 18,5 3,5 16,5
2014 г. 214,2 15,6 14,0 86,5 25,6 30,3 3,9 38,3
2014 г.
к 2010 г., % 184,3 81,7 137,3 202,6 449,1 163,8 111,4 232,1
Подсолнечник
2010 г. 77,3 2,5 4,0 16,2 5,0 1,8 1,1 47,3
2014 г. 80,6 5,2 3,5 10,2 11,6 1,0 2,6 46,4
2014 г.
к 2010 г., % 104,3 208,0 87,5 63,0 232,0 55,6 236,4 98,1
Рапс
2010 г. 12,2 1,5 0,6 0,1 10,0
2014 г. 25,4 - - 2,0 0,1 2,2 0,4 20,6
2014 г.
к 2010 г., % 208,2 - - 133,3 16,7 220,0 - 206,0
Картофель
2010 г. 85,7 21,1 2,6 13,1 14,4 5,8 3,0 25,7
2014 г. 87,6 21,1 5,2 12,7 13,4 5,3 3,0 26,9
2014 г.
к 2010 г., % 102,2 100,0 200,0 96,9 93,1 91,4 100,0 104,7
Овощи
2010 г. 74,6 33,8 0,1 14,8 2,1 2,8 4,5 16,5
2014 г. 84,5 39,9 1,9 11,5 2,0 2,6 4,5 22,1
2014 г.
к 2010 г., % 113,3 118,0 190,0 77,7 95,2 92,9 100,0 133,9
Таблица 3. доля животных предприятий малых форм хозяйствования в общем поголовье скота (2014 г.), %
Субъект Федерации Поголовье скота, тыс.гол. Доля МФХ,%
КРС овец КРС овец
всего в том числе коров всего в том числе коров
Республика Дагестан 854,8 398,2 3593,0 86,3 84,2 69,9
Республика Ингушетия 47,2 27,0 94,1 97,8 99,1 90,5
Кабардино-Балкарская Республика 243,0 120,5 334,0 87,1 87,9 86,3
Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика 192,4 108,3 1053,6 89,1 89,4 79,9
Республика Северная Осетия-Алания 124,5 60,8 67,9 88,5 91,2 69,7
Чеченская Республика 231,3 111,0 202,3 95,8 97,5 90,4
Ставропольский край 276,7 159,4 1975,6 71,0 79,7 83,8
Всего по СКФО 1969,9 985,2 7320,5 85,4 86,5 76,0
при благоприятных условиях развития инфраструктуры (близость рынков сбыта, доступность транспорта и др.) можно реализовать.
2500
2000
1500
1000
500
2187,1
2280,1
2320,7
2365,1
1095,6
Д •
1102,9
1030,3! 1010,4
1030,9 ° + • •
470,9
486,4
491,2 —
479,1
503,2
2010 г.
2011 г.
2012 г.
рис. 2. Динамика производства продукции животноводства в СКФО за 2010-2014 гг ^т - мясо, тыс. т; ^^^ - молоко, тыс. т; • д > - яйца, млн шт.
Стимулировать развитие и рост эффективности субъектов малого предпринимательства в РФ, и в частности в СКФО, невозможно без продвижения создаваемой продукции на региональные и межрегиональные рынки, а также без материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства. Это, в свою очередь, вызывает необходимость создания и развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 1 января 2014 г. было зарегистрировано
478 предприятий сельхозпотребкооперации, что составляет 6,9% от их российской численности (табл. 4). В первую очередь, это снабженческо-сбытовые (29,7%), кредитные
(21,3%) и перерабатывающие (18,8%) кооперативы, еще 30,6% из них осуществляют прочие виды деятельности. Основные факторы, определяющие преимущественное распространение снабженческо-сбытовых кооперативов на территории СКФО: во-первых, простота в регистрации (оформлении); во-вторых, значительно меньшая потребность в средствах, чем, например, для организации переработки продукции.
Однако, как снабженческие, так и другие кооперативы, зарегистрированные в округе, на сегодняшний день функционируют слабо. По результатам анализа на территории СКФО фактически работают всего 57,7% сельхозкооперативов от числа созданных (по России 68,2%), в том числе кредитных -64,5 (69,2); перерабатывающих - 53,1(64,0); снабженческо-сбытовых - 50% (69,4%).
Наиболее высокая доля действующих кооперативов характерна для Чеченской Республики - 89,7%, Кабардино-Балкарской Республики - 83,0% и Став-
2013 г
2014 г.
Таблица 4. Число зарегистрированных и работающих потребительских кооперативов в СкФо в 2013 г.
0
Показатель Всего в СКФО В том числе в субъектах Федерации
Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия Чеченская Республика Ставропольский край
Число зарегистрирован-
ных потребительских
кооперативов (всего) 478 204 29 47 57 54 29 58
Из них работающих 276 107 8 39 31 26 26 38
доля работающих, % 57,7 52,5 27,6 83,0 54,4 48,1 89,7 65,5
В том числе снабженческо-сбытовые
зарегистрированные 94 27 5 6 7 22 6 21
работающие 49 14 1 3 4 10 5 12
доля работающих, % 52,1 51,9 20,0 50,0 57,1 45,5 83,3 57,1
Перерабатывающие
зарегистрированные 90 45 8 4 5 18 4 6
работающие 48 20 3 2 2 13 4 4
доля работающих, % 53,3 44,4 37,5 50,0 40,0 72,2 100,0 66,7
Кредитные
зарегистрированные 102 18 9 33 16 2 2 22
работающие 73 10 4 30 11 1 2 15
доля работающих, % 71,6 55,6 44,4 90,9 68,8 50,0 100,0 68,2
Прочие виды деятельности
зарегистрированные 192 114 7 4 29 12 17 9
работающие 106 63 - 4 14 2 15 7
доля работающих, % 55,2 55,3 - 100,0 48,3 16,7 88,2 77,8
ропольского края - 65,5%, в том числе снабженческо-сбытовых - для Карачаево-Черкесской (57,1%) и Чеченской (83,3%) Республик, а также Ставропольского края (57,1%); перерабатывающих - для Чеченской Республики (100%) и Республики Северная Осетия-Алания (72,2%), Ставропольского края (66,7%); кредитных - для КБР (90,9%), КЧР (68,8%), ЧР (100%).
На наш взгляд, основные причины, сдерживающие развитие кооперации, - территориальная удаленность крестьянских (фермерских) хозяйств; настороженное отношение к кооперации; недостаточная государственная поддержка сельхозкооперативов и предприятий малых форм хозяйствования в целом.
На сегодняшний день государственная поддержка предприятий малых форм хозяйствования предусматривает возмещение части затрат по привлеченным кредитам и займам, поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм, возмещение части затрат по оформлению фермерскими хозяйствами в собственность земельных участков [2]. В 2014 г. на эти и другие цели было выделено 1430,9 млн руб., или 17,6% от общероссийского уровня. Почти 70% этой суммы израсходовано на возмещение процентной ставки по кредитам [3]. На поддержку начинающих фермеров выделено 286,2 млн руб., на развитие семейных животноводческих ферм - 286,2 млн руб. [4,5]. Возмещения части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств на оформление земель сельскохозяйственного назначения в субъектах СКФО не осуществляли (табл. 5) [6]. При этом последнее из перечисленных направлений поддержки имеет большое значение для фермеров СКФО. Так, по данным МСХ России, в Республике Дагестан не оформлено в собственность 58 тыс. га, или 14% земель, используемых фермерскими хозяйствами, в Республике Северная Осетия-Алания -26 тыс. га, или 100%, в Ставропольском крае - более 250 тыс. га, или больше 20%. Применение такой меры поддержки как компенсация 50% расходов на оформление земель в собственность, позволит фермерам только этих трех субъектов округа сэкономить около 165 млн руб.
направлениям: укрепление материально-технической базы; обучение и повышение квалификации специалистов; предоставление субвенций на пополнение фонда финансовой взаимопомощи; формирование залогового обеспечения и гарантий по кредитам и займам; предоставление на безвозмездной основе или для приобретения в собственность не используемых сельхозорга-низациями земельных ресурсов, производственных и инженерных объектов, машин и оборудования.
Особого внимания требует поддержка кредитных потребительских кооперативов как финансовых организаций, максимально приближенных к сельским заемщикам. Ее можно обеспечить путем субсидирования части затрат на оплату процентов по кредитам, привлеченным кредитными кооперативами в банках и фондах и направленным на предоставление займов своим членам. Такая практика уже предусмотрена в рамках поддержки субъектов малого предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, однако обеспечивается она далеко не во всех регионах.
Для решения этой проблемы важно учитывать имеющийся опыт организации финансирования фермеров и в целом сельской местности в других странах. Например, весьма полезным может быть опыт работы системы фермерского кредита (СФК) в США, которая имеет почти столетнюю историю и по существу считается кооперативной структурой [7].
СФК - общенациональная сеть кредитных институтов и специализированных вспомогательных организаций США, миссия которой заключается в надежном финансировании роста качества жизни сельского населения и развития фермерских хозяйств посредством предоставления кредитов с приемлемыми процентными ставками, обеспечение страхования и других услуг [8].
Кроме того, крайне важно не только увеличивать средства, выделяемые государством на поддержку малых форм хозяйствования, но и обеспечивать их эффективное использование, и здесь действенную помощь могут оказать системы информационно-консультационного
Таблица 5. Государственная поддержка предприятий малых форм хозяйствования в россии и СкФо за 2013-2014 гг., млн руб.
Наименование 2013 г. 2014 г. Доля СКФО к РФ,%
РФ СКФО РФ СКФО 2013 г. 2014 г.
Поддержка начинающих фермеров
(предоставление грантов) 2000 581,4 2973,0 464,4 29,1 15,6
Развитие семейных животноводче-
ских ферм на базе К(Ф)Х 1500 197,5 3035,3 286,2 13,2 9,4
Оформление земельных участков в
собственность К(Ф)Х 50,7 - 83,4 - - -
Кредитование (возмещение части
процентной ставки по кредитам) 4973 1023 5363,9 987,8 20,6 18,4
Итого 8523,7 1801,9 8114,1 1430,9 21,1 17,6
В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» предприятия малых форм хозяйствования имеют равные с крупным бизнесом права на государственную поддержку, но на практике этого не происходит. Например, в Ставропольском крае в 2013 г. на 1 руб. валовой продукции крестьянские (фермерские) хозяйства получили 3,2 коп. государственной поддержки, хозяйства населения - 0,3 коп., а сельхозпредприятия- 6,3 коп. Одна из причин такого положения -ограниченность охвата малых форм хозяйствования мероприятиями, предусматриваемыми Госпрограммой развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.
Следует отметить и необходимость поддержки самих сельскохозяйственных кооперативов. Ее региональные меры следует осуществлять по следующим основным
обслуживания сельхозтоваропроизводителей. Если рядом с потенциальными предпринимателями будет находиться пункт с высококвалифицированными консультантами, способными порекомендовать новые сорта растений, препараты, рецепты кормов, помочь их внедрению в производство, то успеха добьются гораздо больше хозяйств. В этой связи целесообразно возобновить выделение федеральных средств на господдержку организаций сельскохозяйственного консультирования, предусмотрев при этом их постепенный переход на самофинансирование.
выводы. Проведенный анализ показал, что предприятия малых форм хозяйствования в СКФО вносят огромный вклад в развитии аграрной отрасли округа. Например, их доля в производстве сельскохозяйственной продукции в 2014 г. составила 63,6%, в том числе 24,7% зерновых,
20,2% подсолнечника, 90,1 % овощей 58,5% мяса (в живой массе), 86,7% молока и 71,6% яиц.
Однако, несмотря на столь значительные объемы производства, вовлеченность субъектов малых форм хозяйствования в сферу товарного обмена продукции и систему продовольственного рынка остается крайне низкой. Деятельность личных подсобных хозяйств населения по-прежнему рассматривается только как источник самообеспечения семей продуктами питания. В действительности же в хозяйствах этой категории есть существенные излишки продукции, которые при благоприятной рыночной инфраструктуре (близость рынков сбыта, доступность транспорта и др.) можно реализовать.
Развитие и рост эффективности субъектов малого предпринимательства в РФ, а в частности в СКФО, невозможно без решения следующих проблем: во-первых, продвижения их продукции на региональные и межрегиональные рынки; во-вторых, материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства. Это, в свою очередь, вызывает потребность в создании и развитии системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК).
В целом решение проблем развития малых форм хозяйствования в СКФО, на наш взгляд, должно носить
комплексный характер и включать следующие основные направления:
увеличение государственной поддержки, в том числе предоставление финансовой помощи ЛПХ, при производстве высококачественной продукции (мяса, овощей, фруктов), в основном за счет региональных целевых программ развития МФХ;
предоставление льготных условий кредитования при покупке отечественной и зарубежной техники;
стимулирование участия субъектов малых форм хозяйствования в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, повышение конкурентоспособности созданных кооперативов, размещение среди них государственных и муниципальных продовольственных заказов, предоставление им торговых площадок в крупных населенных пунктах округа;
стимулирование внедрение инноваций К(Ф)Х и ЛПХ (предоставление субсидий на приобретение спермы высокоценных пород животных, элитных семян высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и др.);
развитие альтернативных видов деятельности на селе (сельский туризм, транспортные услуги, народные промыслы и ремесла и др.);
развитие социальной инфраструктуры и повышение привлекательности сельского труда.
Литература.
1. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10105638/#ixzz3nxJAhk5T(дата обращения: 07.10.2015)
2. Оганян Л.Р. Государственная поддержка аграрного сектора Ставропольского края в современных условиях//Достижения науки и техники АПК. 2014. № 9. С. 9-12.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 2381-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования» [Электронный ресурс]. URL: http://cdnimg.rg.ru/ pril/106/22/41/2381.pdf (дата обращения: 10.04.2015)
4. Распоряжение Правительства РФ от 06 октября 2014 №1963-р«О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров» [Электронный ресурс].URL http:// cdnimg.rg.ru/pril/103/95/31/1963_raspr.gif (дата обращения: 10.04.2015)
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2014 №1961-р «О предоставлении в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательства, связанных с реализацией мероприятий по представлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм» [Электронный ресурс]. URL: http://cdnimg.rg.ru/pril/103/97/35/1961.pdf (дата обращения: 10.04.2015)
6. Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2014 №2534-р «О распределении в 2014 году субсидий на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс].URL: http:// PP_RF_12_12_2014_N_2534-р%20(1).pdf (дата обращения: 13.04.2015)
7. Tushkanov M.P., MaksimovA.F. The modern structure, mechanisms of interaction and outcomes of the U.S. farm credit system //IsvedtiyaTSKha. 2013. № 6. Рр. 102-112.
8. HoppeR. Structure and Finances of U.S. Farms // FamilyFarmReport.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://ers.usda.gov/ media/1728096/eib-132.pdf (дата обращения: 13.04.2015.
the condition and trends of the development of the small forms in agriculture of the north-caucasian federal region
L.R. Oganyan
Stavropol Research linstitute of Agriculture, str. Nikonova, 49, Mikhailovsk, Stavropolsky kray, 356241, Russian Federation Summary. In structure of agrarian economy of North Caucasus federal region small forms of managing most dynamically develop. In 2014 their share come 63,6% of total amount of the agricultural products made by farms of all categories of the region, including 24,7% of grain, 20,2% of sunflower, 90,6% of vegetables of an open ground, 90,1% of potatoes, 58,5% of meat of cattle and a bird, 86,7% of milk and 71,6% of eggs. Despite so considerable outputs, an involvement of subjects of small forms of managing into the sphere of a commodity exchange and system of the food market remains to the lowest. For stimulation of development and growth of efficiency of subjects of small business in округенеобходимо sozdaniye expansion of system of agricultural cooperatives. In North Caucasus federal region registering 478 agricultural consumer cooperatives, from which actually functions 57% (across Russia -68%), including credit -65 (69) are registered; the processing - 53 (64); the supplying and marketing - 50% (70%). The main reasons, the cooperation functioning constraining productivity, are: lack of a compact arrangement of country farms; the guarded relation of many peasants to cooperation; insufficient state support of both agricultural cooperatives, and small forms of managing. Today development of small forms is kept within Gosprogramma's actions that it is obviously not enough. According to zakonodatelstvomon have the rights for the state support, equal with large business, but in practice of it doesn't occur. So, in 2013 for 1 Russian ruble of gross output country farms got 3,2 cents in Stavropol Krai of the state support, economy of the population - 0,3 cents, and agricultural enterprises - 6,3 cents. At the same time extremely important not only to increase the sizes of the funds allocated by the state but also to provide their use effectively. Key words: small farms, the North Caucasus federal region, consumer cooperatives, state support. Author Details: L.R. Oganyan, research fellow (e-mail: [email protected])
For citation: Oganyan L.R. The condition and trends of the development of the small forms in agriculture of the North-Caucasian federal region. Dostizheniya nauki i tekhnikiAPK. 2015. V.29. No10. pp. 5-9 (In Russ.)