Научная статья на тему 'Национальные приоритеты в аграрном секторе экономики - малые формы хозяйствования: основные тенденции государственной поддержки'

Национальные приоритеты в аграрном секторе экономики - малые формы хозяйствования: основные тенденции государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
757
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / КРЕСТЬЯНСКО (ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА) / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ВТО / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / КООПЕРАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин В.И.

Малые формы хозяйствования аграрного сектора экономики вносят значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности нашего государства, производя около 60% объема всей сельхозпродукции. Они также имеют ключевое значение в социальной стабильности на сельских территориях. Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ)достойно заполнили нишу, образовавшуюся после распада СССР и последовавшего сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях. Во многом именно малые формы хозяйствования сохраняют сельский уклад жизни, неповторимую аутентичность российского села на большей территории Российской Федерации [1,2,3]. Однако, государство, не всегда пристально относилось к данной категории сельхозтоваропроизводителей. Стабильная экономическая обстановка, наблюдавшаяся в стране до мирового экономического кризиса, позволила руководству страны предпринять чрезвычайно важные, стратегические решения по поддержки аграрного сектора экономики в виде реализации национального проекта «Развитие АПК», а затем государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В этих рамках, совокупный инвестиционный портфель в аграрный сектор экономики составил более 2 трлн. руб. В итоге на 1 руб. государственной поддержки в АПК привлекается около 10 руб. частных инвестиций. Однако членство России в ВТО наложило определенные обязательства, в том числе и по ограничению господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей[4,5,6]. В этой связи, необходим поиск новых подходов к государственному регулированию поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики. Цель исследований состоит в установлении основных тенденций государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе и разработка первоочередных направлений её переориентации и совершенствования с учетом происходящих изменений в экономике. При проведении исследования за основу был взят социально-экономический анализ, который позволил рассмотреть взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими факторами в развитии малых форм хозяйствования, а функциональный анализ с использованием статистических методов исследования обеспечил установление взаимосвязей и зависимостей между экономическими процессами и явлениями, протекающими в агарном секторе экономики. Данные методы важные инструменты диагностики, обеспечивающие принятие верных управленческих решений. На протяжении последних лет, в рамках реализации государственных программ, поддержка малых форм хозяйствования остается приоритетом страны и осуществляется по следующим направлениям: поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х; поддержка в оформлении земельных участков в собственность К(Ф)Х; государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования. Только по приоритетным направлениям, в совокупности, государством в 2013 году было выделено 8,6 млрд. рублей. В 2014 году ввиду неоднозначной экономической ситуации в стране наблюдалось некоторое снижение государственной поддержки, она составила 8,23 млрд. руб. в 2015 году объем поддержки существенно вырос (рис. 1). Данный факт, безусловно, позитивно сказывается на развитии малых форм хозяйствования и в целом устойчивом развитии сельских территорий. Однако необходимо понимать, что оценивать государственную поддержку не стоит только объемом выделяемых общих финансовых ресурсов, что, к сожалению, у нас еще превалирует. Большая часть ресурсов должна, во-первых, выделяться по приоритетным направлениям, которые обеспечивают реализацию национальной аграрной политики, и, во-вторых, направление государственных ресурсов должно быть подкреплено адекватной оценкой эффективности этих вложений. Источник: составлено автором по данным Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm Рисунок 1 Объем финансирования мероприятий по поддержки малых форм хозяйствования из федерального бюджета, млрд руб. Современные реалии требуют пересмотра государственной политики в отношении малых форм хозяйствования и усиления не только финансовой поддержки, но и институциональных механизмов стабильного их развития [7,8]. Безусловно, речь должна идти об увязывании объемов этой поддержки с объемами производства сельскохозяйственной продукции. Остановимся на анализе основных приоритетных направлениях государственной поддержки, которые реализуются федеральным центром в последние годы. Поддержка начинающих фермеровкак одно из приоритетных направлений государственной поддержки малых форм хозяйствования в 2014 году профинансирована 1,90 млрд. руб. В свою очередь, субъектами Российской Федерации из региональных и местных бюджетов направлено на поддержку начинающих фермеров только 1 млрд. руб., что говорит о центристской государственной политики в отношении финансирования данного приоритета. В рамках этого объема финансирования, фактически грантовая поддержка была оказана 2441 фермеру, или 143,0% к запланированному показателю. Однако, по сравнению с 2013 годом количество фермеров, получивших грантовую поддержку, уменьшилось на 429 чел. или 14,9% (в 2013 г. грантовая поддержка оказана 2870 хозяйствам начинающих фермеров). Это объясняется увеличением среднего размера гранта. За счет уменьшения государственной поддержки и увеличения размера гранта произошло перевыполнение показателей по количеству профинансированных фермерских хозяйств. В 2014 году размер гранта составил 1,2 млн. руб., а в следующий год (2015) наблюдается некоторое его снижениедо 1.14 млн. руб. (табл. 1). Несколько настораживает по какому сценарию будет развиваться это направление в 2016 и последующие годы? Если сохраниться тенденция усиления государственной поддержки с адекватным увеличением среднего размера гранта, то это позволит поддержать производство в К(Ф)Х и обеспечить формирование новых точек роста. Таблица 1. Средний (расчетный) размер гранта, предоставленного на поддержку начинающих фермеров Годы Средний размер предоставленного гранта, млн руб. 2012 0,96 2013 1,04 2014 1,2 2015 1,14 Источник: составлено автором, поданным Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm Таким образом, грантовая поддержка начинающих фермеров способна существенным образом оказать позитивное влияние на укрепление этого сегмента малых форм хозяйствования. Вместе с тем, стоит отметить следующие проблемно-приоритетные зоны (направления) по поддержки начинающих фермеров. Во-первых, поскольку мероприятия по поддержке начинающих фермеров имеют высокую социальную значимость для сельских жителей и востребованы в субъектах Российской Федерации, торегионам стоит их сделать своим приоритетом, как через увеличениефинансирования, так и повышение среднего размера предоставляемого гранта. Тем более, что реализация этих мер относится к «зеленой корзине» и не подпадает под ограничения ВТО. Разумное перераспределение ресурсов в пользу этого направления будет способствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики обеспечивающих рост производства на сельских территориях. Во-вторых, поддержка начинающих фермеров способствует созданию в регионах новых постоянных рабочих мест в сельской местности, а также оказывает положительный эффект на отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство ресурсами. В этой связи возникает необходимость принятия комплексных программ поддержки малых сельхозтоваропроизводителей с учетом их вклада в повышение занятости населения. В-третьих, назревает необходимость выработки на федеральном уровне четкого алгоритма перехода личных подсобных хозяйств, в статус официальныхпредпринимательских структур, с налоговыми преференциями, отражающими социальную значимость этой категории налогоплательщиков для развития сельских территорий. Однако здесь необходим весьма осторожный подход, который может заключаться в освобождении на несколько лет от налогов хозяйства, сменившие статус личных подсобных хозяйств на иные организационно-правовые формы. В-четвертых, недостаточное развитие инфраструктуры на селе (логистика, мощности по хранению и переработке продукции и т.п.) определяет необходимостьотдельного (целевого) направления в поддержки начинающих фермеров, которые желают заниматься этими проблемами. Подобные инфраструктурные проекты в сельской местности способны вывести на российский и мировой рынок продукцию более высокого качества, которая произведена в условиях крестьянского (фермерского) подворья. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств еще один из приоритетов государственной поддержки малых форм хозяйствования. Из федерального бюджета в 2014 году на эти цели было выделено 1,415 млрд. руб., а субъектами Российской Федерации из региональных и местных бюджетов -1,6 млрд. руб. В 2015 году это объем увеличился более чем в два раза. Основными тенденциями в реализации данного направления можно выделить: · несмотря на то, что фактически поддержка оказана 742 фермерам, что в 5 раз больше, чем запланировано на 2014 г., по сравнению с 2013 г. количество грантополучателей снизилось на 55 чел., или на 7%, что связано с увеличением средней суммы гранта; · основными приоритетами деятельности семейных животноводческих ферм являются: разведение крупного рогатого скота (молочное и мясное направления) 77,5 % общего количества семейных животноводческих ферм, разведение овец, коз, птиц, лошадей 15,5%, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство 7%. Примечательно, что стоимость создания одного скотоместа крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, развивающими семейные животноводческие фермы, меньше в 2-4 раза по сравнению с ценой скотоместа в крупных сельскохозяйственных организациях (агрохолдингах); · мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм востребованы в субъектах Российской Федерации и способствуют созданию новых постоянных рабочих мест. Для обеспечения позитивной динамики в этом направлении необходима разработка специальных программ кредитования на создание не только семейных ферм, но и цехов по переработке продукции животноводства, что является мерой «зеленой корзины» и не подпадает под ограничения в условиях членства Российской Федерации в ВТО. Значительная часть хозяйств населения готова увеличить производство товарной продукции при условии развития системы ее заготовок и обслуживающей инфраструктуры [9, 10, 11]. В животноводстве это играет особую роль, поскольку она должна базироваться в первую очередь на сельскохозяйственной кооперации и интеграции малых форм хозяйствования [12, 13, 14]. С 2012 года по 2015 год средний размер гранта на развитие семейных животноводческих ферм увеличился с 3,4 до 4,35 млн. руб. (табл. 2). Безусловно, это создает позитивную динамику, вместе с тем, отрасль животноводства требует более значительных финансовых вложений, что связано с достаточно фондоёмким производством. В этой связи стоит рассмотреть вопрос увеличения грантовой поддержки в среднем на одно хозяйство минимум до 5 млн. руб. Таблица 2. Средний (расчетный) размер гранта, предоставленного на развитие семейной животноводческой фермы Годы Средний размер предоставленного гранта, млн руб. 2012 3,4 2013 3,8 2014 4,1 2015 4,35 Источник: составлено автором, поданным Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm По нашему мнению, размер грантовой поддержки на развитие семейных животноводческих ферм должен быть напрямую увязан с обязательствами получателей по определенному объему производимой продукции соответствующего качества. Только в этом случае можно говорить об эффективности государственных средств направляемых на поддержку малых форм хозяйствования[15]. По направлениюгосударственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования, в 2014 году из федерального и региональных бюджетов субсидий малым формам хозяйствования по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным кредитам было предоставлено на 5,3 млрд. руб. За счет средств федерального бюджета финансировалось около 90% всех субсидий (4,75 млрд. руб.), за счет бюджетов субъектов Российской Федерации 10% (0,5 млрд. руб.). В 2015 году этот объем финансирования увеличился до 7,6 млрд. руб. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования осуществляется путем субсидирования (возмещения) части затрат по обслуживанию краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов и займов. Средний размер кредита, выданного малым формам хозяйствования, составил от 3,3 млн. руб. по крестьянским (фермерским) хозяйствамдо 7,9 млн. руб. по сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Основной целью субсидируемых кредитов и займов на срок до 2 лет является приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных полевых работ. Традиционной сложилось, что одним из основных кредиторов малых форм хозяйствования является ОАО «Россельхозбанк». На начало 2015 года средний размер кредитов выдаваемых сельскохозяйственным потребительским кооперативам почти в два раза был больше чем для крестьянско (фермерских) хозяйств (табл. 3). При этом срок кредитования не влияет на средний размер кредита. Вместе с тем, сегодня, остро стоит вопрос создания механизма получения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами финансовых ресурсов на больший период, при условии сохранения процентной ставки. Таблица 3. Средний размер кредита, выдаваемого ОАО «Россельхозбанк» крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам Формы хозяйствования Средний размер кредита по состоянию на 1 января 2015 г., млн руб. краткосрочный (до года) долгосрочный (свыше года) Крестьянские (фермерские) хозяйства 3,3 3,3 Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 6,6 7,9 из них кредитные 6,3 5,0 Источник: составлено автором по данным Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm Стоит отметить, что кредитным организациям, в том числе ОАО «Россельхозбанк» необходимо создать условия, при которых долгосрочные кредиты выдаются по более низкому проценту с учетом увеличения среднего его объема, и предусмотреть возможность дополнительных стимулов для кредитуемых хозяйств в виде минимизации требований к заемщику и его залоговой базе. Кредитная кооперация безусловно является тем двигателем, который призван обеспечивать стабильное функционирование малых форм хозяйствования, однако по ряду причин этого не происходит. И во-первых -из-за недостаточного государственного (на уровне регионов) участия в работе потребительских кооперативов. Создание баланса интересов между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативовами и государством может обеспечить стабильное развитие кредитования малых форм хозяйствования с сохранением адекватной (менее 10%) просроченной задолженности по кредитам. Государству наряду с усилением поддержки малых форм хозяйствования в виде льготного кредитования необходимо рассмотреть вопрос дополнительного усиления мер ответственности к недобросовестным заемщикам. Подобная практика создаст условия, во-первых, купирования негативной тенденции нарастания просроченной задолженности, а во-вторых возникнет дополнительная возможность финансирования малых форм хозяйствования из возвратных средств. В направлении государственной поддержки малых форм хозяйствования, через кредитование достаточно остро стоит вопрос сроков, на которые предоставляются кредиты малым формам хозяйствования. Сельское хозяйство, одна из немногих отраслей народного хозяйства, которая по объективным причинам нуждается в «длинных деньгах». Это связано со спецификой производства за один календарный год, как правило, невозможно произвести продукции хорошего качества при условии сохранения устойчивого и экологически сбалансированного агробиоценоза. Однако, из общего объема субсидируемых кредитов и займов за 2008-2014 гг. 119641 млн. руб., большая часть (72%) была взята на срок до 5 лет. Примечательно, что до сих пор, только 2%(2397,2 млн. руб.) выделяемых государством средств приходится на кредитование несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Это недопустимо мало, поскольку интенсификация сельскохозяйственного производства обеспечивает значительное высвобождение работников, а альтернативные виды занятости развиваются крайне низкими темпами, что создает существенную социальную напряженность на сельских территориях. Таким образом, субсидирование кредитов и займов, выдаваемых малым формам хозяйствования является приоритетом их государственной поддержки. Вместе с тем стоит выделить следующие актуальные направления, которые могут обеспечить эффективность субсидирования кредитов и займов: расширение грунтовых программ, в том числе с особыми условиями (более привлекательными) по несельскохозяйственным видам занятости; увязывание грантовых программ и субсидирование процентной ставки по кредитам и займам с объемом производства продукции; минимизация бюрократических требований к заемщикам с одновременным повышением ответственности к хозяйствам с просроченной ссудной задолженностью с целью создания пула хозяйств которые могут быть точками роста. Важным и сравнительно новым направлением государственной поддержки малых форм хозяйствования является оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2014 году Государственной программой на эти цели было предусмотрено выделение средств федерального бюджета в размере 114 млн. руб. Однако, за этот период было распределено субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, немногим более 39 млн. руб. Остальные средства федерального бюджета в размере 74,95 млн. руб. были перераспределены на другие мероприятия Государственной программы. Данная ситуация возникла ввиду, как отказа некоторых регионов от такой помощи, так и отсутствия заявок со стороны малых форм хозяйствования. Соответственно, в 2015 году, из федерального бюджета, на указанный вид поддержки, объем выделенных средств был снижен до 42,4 млн руб. Возникает парадоксальная ситуация не востребованности имеющихся ресурсов. В 2014 году поддержка оказана 502 крестьянским (фермерским) хозяйствам на площади 127,89 тыс. га. Полностью отказались от данного вида государственной поддержки в 2014 году 10 субъектов РФ, по причине отсутствия заявлений крестьянских (фермерских) хозяйств. По нашему мнению, низкий процент освоения средств федерального бюджета и как следствие невыполнение заложенных в государственной программе индикаторов, обусловлено в первую очередь установлением завышенных индикаторов реализации данного мероприятия, а также низким качеством планирования и недостаточной степенью разъяснительной работы местных органов власти. Вместе с тем, уже в конце 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации (26 декабря 2014 г. № 1522) из правил исключено ограничение по периоду регистрации права собственности на земельные участки, а также уточнены основания предоставления субсидии при уточнении местоположения границ земельных участков. В 2015 году ситуация стала несколько выправляться поддержка оказана 561 крестьянскому (фермерскому) хозяйству в размере 36,5 млн руб., или 82% от предусмотренных бюджетных ассигнований. Оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств без сомнения, должно оставаться в качестве приоритета как федеральных, так и региональных властей. Вместе с тем стоит предложить расширение разъяснительной работы и консультационной поддержки фермеров, связанной с оформлением земель в собственность. В отдельных случаях необходимы прямая защита прав собственности с совершенствованием правил предоставления и распределения субсидий, а также повышение ответственности крестьянских (фермерских) хозяйств, оформивших в собственность земельные участки за их неиспользование или использование не по назначению. В апреле 2014 года в государственную программу развития сельского хозяйства была включена грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы. При этом ее финансирование из федерального бюджета на 2014 года не было предусмотрено, а регионами Российской Федерации было выделено всего 337,3 млн. руб. Данное направление по предоставлению грантов кооперативам со финансируется из федерального бюджета с 2015 года. Однако стоит заметить, что в 2014 году поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации оказана 8 регионам путем со финансирования их экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства, предусматривающих реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации. Данное направление призвано обеспечить обновление материальной базы кооператив. Количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, по данным Росстата, на 1 января 2016 года составило 6293, из них 1578 кредитных, 1013 перерабатывающих, 1474 снабженческих и сбытовых. Однако, из общего числа сельскохозяйственных кооперативов (3435 ед.) доля фактически работающих составляет только 60,8%. Грантовая поддержка кооперативов в какой-то степени способна реанимировать часть неработающих кооперативов. Помимо рассмотренных направлений поддержки малых форм хозяйствования государство оказывает дополнительные меры, в виде стимулирования внесения минеральных удобрений и удешевления стоимости приобретения горючих и смазочных материалов, а также проводится работа по поддержке несельскохозяйственных видов деятельности (сельский туризм и сфера бытовых услуг). Таким образом, современные тенденции государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики указывают на безусловную заинтересованность органов власти всех уровней в их развитии. В современной России, они стали одним из приоритетов государственной аграрной политики. Однако, стоит отметить, что сегодня все еще превалируют экономические меры поддержки над административными, хотя последние могут оказаться не менее важными и эффективными. По нашему мнению, только системный подход (рис. 2) в решении этой важной для государства задачи позволит, во-первых, создать условия для обеспечения продовольственной независимости, и устойчивого развития сельских территорий, а во-вторых обеспечит высокую эффективность расходования бюджетных средств, что особенно важно в условиях ограничительных мер, диктуемых правилами ВТО. В первую очередь административные меры поддержки должны обеспечивать комфортные условия производственной деятельности малым формам хозяйствования, а также поддерживать равные возможности выхода на рынки, при условии сохранения высокого качества продукции. SHAPE \* MERGEFORMAT Результативность →→→→→→→→→ эффективность Государственная поддержка администрирование экономические меры -совершенствование законодательства и нормативно-правовое регулирование; антимонопольная политика; контроль; подготовка кадров; стандарты; информирование и консультирование субсидирование и кредитные программы; бюджетное инвестирование; государственные гарантии; имущественная поддержка; государственные закупки; поддержка страхования; программы инновационного развития Малые формы хозяйствования Сферы деятельности: ресурсная, производственная, переработка, логистика, сервис, рынки продукции рыночные регуляторы спрос & предложение Домашние хозяйства Источник: составлено автором Рисунок 2 Концептуальные основы механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Для достижения стратегической цели обеспечение устойчивой продовольственной безопасности и качественного развития сельских территорийнеобходима первоочередная переориентация и совершенствование механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования по следующим направлениям: · усиление роли административных мер поддержки развития малых форм хозяйствования, в том числе и через проведение институциональных преобразований (совершенствование законодательства и нормативно-правового регулирования, антимонопольной политики, подготовки кадров, информационно-консультационного обеспечения) для повышения эффективности бюджетных расходов направляемых на реализацию мероприятий Государственной программыразвития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; · увеличение объемов господдержки на развитие семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров; · органам управления АПК субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить: а) проведение отбора участников программ на получение грантов на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных животноводческих ферм в году, предшествующему году получения субсидий; б) более активное проведение соответствующей разъяснительной работы с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, информационное сопровождение мер государственной поддержки, а также переход на комплексную модель государственной поддержки малых форм хозяйствования, включающую финансовую, правовую, инновационную, маркетинговую и иные виды поддержки, направленную на обеспечение их конкурентоспособности; · развитие кооперации и интеграции между фермерскими хозяйствами и крупными предприятиями, что создаст мощный механизм востребованности продукции местных товаропроизводителей, в том числе предусмотрев поддержку при создании семейными животноводческими фермами сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации продукции. Таким образом, малые формы хозяйствования необходимо рассматривать, как неоспоримый национальный приоритет призванный обеспечивать не только продовольственную безопасность государства, но и устойчивое развитие большей территории страны. Целенаправленная государственная поддержка, осуществляемая в рамках государственных программ должна быть гибким инструментом, оказывающим стимулирующее воздействие на потенциальные точки роста малых форм хозяйствования, а административные механизмы поддержки неотъемлемые составные части национальной аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные приоритеты в аграрном секторе экономики - малые формы хозяйствования: основные тенденции государственной поддержки»

УДК / UDK 631.1.001:005.71 -022.51:338.246.027

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ - МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

NATIONAL PRIORITIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR - SMALL FORMS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES: MAIN TRENDS IN STATE SUPPORT

Савкин В.И., д.э.н., профессор Savkin V.I., Doctor of Economics, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Российская Федерация

Fédéral State Budgetary Educational Establishment of Higher Education,«Orel State Agrarian University present name N.V. Parahin», Orel, Russian Federation

E-mail: v.i.savkin@mail.ru

Малые формы хозяйствования аграрного сектора экономики вносят значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности нашего государства, производя около 60% объема всей сельхозпродукции. Они также имеют ключевое значение в социальной стабильности на сельских территориях. Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ)достойно заполнили нишу, образовавшуюся после распада СССР и последовавшего сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях. Во многом именно малые формы хозяйствования сохраняют сельский уклад жизни, неповторимую аутентичность российского села на большей территории Российской Федерации [1,2,3]. Однако, государство, не всегда пристально относилось к данной категории сельхозтоваропроизводителей.

Стабильная экономическая обстановка, наблюдавшаяся в стране до мирового экономического кризиса, позволила руководству страны предпринять чрезвычайно важные, стратегические решения по поддержки аграрного сектора экономики в виде реализации национального проекта «Развитие АПК», а затем государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В этих рамках, совокупный инвестиционный портфель в аграрный сектор экономики составил более 2 трлн. руб. В итоге на 1 руб. государственной поддержки в АПК привлекается около 10 руб. частных инвестиций. Однако членство России в ВТО наложило определенные обязательства, в том числе и по ограничению господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей[4,5,6]. В этой связи, необходим поиск новых подходов к государственному регулированию поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики.

Цель исследований состоит в установлении основных тенденций государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе и разработка первоочередных направлений её переориентации и совершенствования с учетом происходящих изменений в экономике.

При проведении исследования за основу был взят социально-экономический анализ, который позволил рассмотреть взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими факторами в развитии малых форм хозяйствования, а функциональный анализ с использованием статистических методов исследования обеспечил

установление взаимосвязей и зависимостей между экономическими процессами и явлениями, протекающими в агарном секторе экономики. Данные методы -важные инструменты диагностики, обеспечивающие принятие верных управленческих решений.

На протяжении последних лет, в рамках реализации государственных программ, поддержка малых форм хозяйствования остается приоритетом страны и осуществляется по следующим направлениям: поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х; поддержка в оформлении земельных участков в собственность К(Ф)Х; государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования. Только по приоритетным направлениям, в совокупности, государством в 2013 году было выделено 8,6 млрд. рублей. В 2014 году ввиду неоднозначной экономической ситуации в стране наблюдалось некоторое снижение государственной поддержки, она составила - 8,23 млрд. руб. в 2015 году объем поддержки существенно вырос (рис. 1). Данный факт, безусловно, позитивно сказывается на развитии малых форм хозяйствования и в целом устойчивом развитии сельских территорий. Однако необходимо понимать, что оценивать государственную поддержку не стоит только объемом выделяемых общих финансовых ресурсов, что, к сожалению, у нас еще превалирует. Большая часть ресурсов должна, во-первых, выделяться по приоритетным направлениям, которые обеспечивают реализацию национальной аграрной политики, и, во-вторых, направление государственных ресурсов должно быть подкреплено адекватной оценкой эффективности этих вложений.

2013 ^ ^ 2014 2015

■ государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Источник: составлено автором по данным Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы - http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

Рисунок 1 - Объем финансирования мероприятий по поддержки малых форм хозяйствования из федерального бюджета, млрд руб.

Современные реалии требуют пересмотра государственной политики в отношении малых форм хозяйствования и усиления не только финансовой поддержки, но и институциональных механизмов стабильного их развития [7,8]. Безусловно, речь должна идти об увязывании объемов этой поддержки с объемами производства сельскохозяйственной продукции. Остановимся на анализе основных приоритетных направлениях государственной поддержки, которые реализуются федеральным центром в последние годы.

Поддержка начинающих фермеров- как одно из приоритетных направлений государственной поддержки малых форм хозяйствования в 2014 году профинансирована 1,90 млрд. руб. В свою очередь, субъектами Российской Федерации из региональных и местных бюджетов направлено на поддержку начинающих фермеров только 1 млрд. руб., что говорит о центристской государственной политики в отношении финансирования данного приоритета. В рамках этого объема финансирования, фактически грантовая поддержка была оказана 2441 фермеру, или 143,0% к запланированному показателю. Однако, по сравнению с 2013 годом количество фермеров, получивших грантовую поддержку, уменьшилось на 429 чел. или 14,9% (в 2013 г. грантовая поддержка оказана 2870 хозяйствам начинающих фермеров). Это объясняется увеличением среднего размера гранта. За счет уменьшения государственной поддержки и увеличения размера гранта произошло перевыполнение показателей по количеству профинансированных фермерских хозяйств. В 2014 году размер гранта составил 1,2 млн. руб., а в следующий год (2015) наблюдается некоторое его снижение- до 1.14 млн. руб. (табл. 1). Несколько настораживает - по какому сценарию будет развиваться это направление в 2016 и последующие годы? Если сохраниться тенденция усиления государственной поддержки с адекватным увеличением среднего размера гранта, то это позволит поддержать производство в К(Ф)Х и обеспечить формирование новых точек роста.

Таблица 1. Средний (расчетный) размер гранта, предоставленного на поддержку начинающих фермеров

Годы Средний размер предоставленного гранта, млн руб.

2012 0,96

2013 1,04

2014 1,2

2015 1,14

Источник: составлено автором, поданным Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы - http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

Таким образом, грантовая поддержка начинающих фермеров способна существенным образом оказать позитивное влияние на укрепление этого сегмента малых форм хозяйствования. Вместе с тем, стоит отметить следующие проблемно-приоритетные зоны (направления) по поддержки начинающих фермеров.

Во-первых, поскольку мероприятия по поддержке начинающих фермеров имеют высокую социальную значимость для сельских жителей и востребованы в

субъектах Российской Федерации, торегионам стоит их сделать своим приоритетом, как через увеличениефинансирования, так и повышение среднего размера предоставляемого гранта. Тем более, что реализация этих мер относится к «зеленой корзине» и не подпадает под ограничения ВТО. Разумное перераспределение ресурсов в пользу этого направления будет способствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики обеспечивающих рост производства на сельских территориях.

Во-вторых, поддержка начинающих фермеров способствует созданию в регионах новых постоянных рабочих мест в сельской местности, а также оказывает положительный эффект на отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство ресурсами. В этой связи возникает необходимость принятия комплексных программ поддержки малых сельхозтоваропроизводителей с учетом их вклада в повышение занятости населения.

В-третьих, назревает необходимость выработки на федеральном уровне четкого алгоритма перехода личных подсобных хозяйств, в статус официальныхпредпринимательских структур, с налоговыми преференциями, отражающими социальную значимость этой категории налогоплательщиков для развития сельских территорий. Однако здесь необходим весьма осторожный подход, который может заключаться в освобождении на несколько лет от налогов хозяйства, сменившие статус личных подсобных хозяйств на иные организационно-правовые формы.

В-четвертых, недостаточное развитие инфраструктуры на селе (логистика, мощности по хранению и переработке продукции и т.п.) определяет необходимостьотдельного (целевого) направления в поддержки начинающих фермеров, которые желают заниматься этими проблемами. Подобные инфраструктурные проекты в сельской местности способны вывести на российский и мировой рынок продукцию более высокого качества, которая произведена в условиях крестьянского (фермерского) подворья.

Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств еще один из приоритетов государственной поддержки малых форм хозяйствования. Из федерального бюджета в 2014 году на эти цели было выделено 1,415 млрд. руб., а субъектами Российской Федерации из региональных и местных бюджетов -1,6 млрд. руб. В 2015 году это объем увеличился более чем в два раза. Основными тенденциями в реализации данного направления можно выделить:

• несмотря на то, что фактически поддержка оказана 742 фермерам, что в 5 раз больше, чем запланировано на 2014 г., по сравнению с 2013 г. количество грантополучателей снизилось на 55 чел., или на 7%, что связано с увеличением средней суммы гранта;

• основными приоритетами деятельности семейных животноводческих ферм являются: разведение крупного рогатого скота (молочное и мясное направления) - 77,5 % общего количества семейных животноводческих ферм, разведение овец, коз, птиц, лошадей - 15,5%, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство - 7%. Примечательно, что стоимость создания одного скотоместа крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, развивающими семейные животноводческие фермы, меньше в 2-4 раза по сравнению с ценой скотоместа в крупных сельскохозяйственных организациях (агрохолдингах);

• мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм востребованы в субъектах Российской Федерации и способствуют созданию новых постоянных рабочих мест. Для обеспечения позитивной динамики в этом

направлении необходима разработка специальных программ кредитования на создание не только семейных ферм, но и цехов по переработке продукции животноводства, что является мерой «зеленой корзины» и не подпадает под ограничения в условиях членства Российской Федерации в ВТО.

Значительная часть хозяйств населения готова увеличить производство товарной продукции при условии развития системы ее заготовок и обслуживающей инфраструктуры [9, 10, 11]. В животноводстве это играет особую роль, поскольку она должна базироваться в первую очередь на сельскохозяйственной кооперации и интеграции малых форм хозяйствования [12, 13, 14].

С 2012 года по 2015 год средний размер гранта на развитие семейных животноводческих ферм увеличился с 3,4 до 4,35 млн. руб. (табл. 2). Безусловно, это создает позитивную динамику, вместе с тем, отрасль животноводства требует более значительных финансовых вложений, что связано с достаточно фондоёмким производством. В этой связи стоит рассмотреть вопрос увеличения грантовой поддержки в среднем на одно хозяйство минимум до 5 млн. руб.

Таблица 2. Средний (расчетный) размер гранта, предоставленного на развитие семейной животноводческой фермы

Годы Средний размер предоставленного гранта, млн руб.

2012 3,4

2013 3,8

2014 4,1

2015 4,35

Источник: составлено автором, поданным Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы - http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

По нашему мнению, размер грантовой поддержки на развитие семейных животноводческих ферм должен быть напрямую увязан с обязательствами получателей по определенному объему производимой продукции соответствующего качества. Только в этом случае можно говорить об эффективности государственных средств направляемых на поддержку малых форм хозяйствования[15].

По направлению- государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования, в 2014 году из федерального и региональных бюджетов субсидий малым формам хозяйствования по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным кредитам было предоставлено на 5,3 млрд. руб. За счет средств федерального бюджета финансировалось около 90% всех субсидий (4,75 млрд. руб.), за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 10% (0,5 млрд. руб.). В 2015 году этот объем финансирования увеличился до 7,6 млрд. руб.

Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования осуществляется путем субсидирования (возмещения) части затрат по обслуживанию краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов и займов. Средний размер кредита, выданного малым формам хозяйствования, составил от 3,3 млн. руб. по крестьянским (фермерским) хозяйствамдо 7,9 млн. руб. по сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Основной целью

субсидируемых кредитов и займов на срок до 2 лет является приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных полевых работ.

Традиционной сложилось, что одним из основных кредиторов малых форм хозяйствования является ОАО «Россельхозбанк». На начало 2015 года средний размер кредитов выдаваемых сельскохозяйственным потребительским кооперативам почти в два раза был больше чем для крестьянско (фермерских) хозяйств (табл. 3). При этом срок кредитования не влияет на средний размер кредита. Вместе с тем, сегодня, остро стоит вопрос создания механизма получения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами финансовых ресурсов на больший период, при условии сохранения процентной ставки.

Таблица 3. Средний размер кредита, выдаваемого ОАО «Россельхозбанк» крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам

Формы хозяйствования Средний размер кредита по состоянию на 1 января 2015 г., млн руб.

краткосрочный (до года) долгосрочный (свыше года)

Крестьянские (фермерские) хозяйства 3,3 3,3

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы 6,6 7,9

из них кредитные 6,3 5,0

Источник: составлено автором по данным Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы - http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm

Стоит отметить, что кредитным организациям, в том числе ОАО «Россельхозбанк» необходимо создать условия, при которых долгосрочные кредиты выдаются по более низкому проценту с учетом увеличения среднего его объема, и предусмотреть возможность дополнительных стимулов для кредитуемых хозяйств в виде минимизации требований к заемщику и его залоговой базе. Кредитная кооперация безусловно является тем двигателем, который призван обеспечивать стабильное функционирование малых форм хозяйствования, однако по ряду причин этого не происходит. И во-первых -из-за недостаточного государственного (на уровне регионов) участия в работе потребительских кооперативов.

Создание баланса интересов между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативовами и государством может обеспечить стабильное развитие кредитования малых форм хозяйствования с сохранением адекватной (менее 10%) просроченной задолженности по кредитам. Государству наряду с усилением поддержки малых форм хозяйствования в виде льготного кредитования необходимо рассмотреть вопрос дополнительного усиления мер ответственности к недобросовестным заемщикам. Подобная практика создаст условия, во-первых, купирования

негативной тенденции нарастания просроченной задолженности, а во-вторых возникнет дополнительная возможность финансирования малых форм хозяйствования из возвратных средств.

В направлении государственной поддержки малых форм хозяйствования, через кредитование достаточно остро стоит вопрос сроков, на которые предоставляются кредиты малым формам хозяйствования. Сельское хозяйство, одна из немногих отраслей народного хозяйства, которая по объективным причинам нуждается в «длинных деньгах». Это связано со спецификой производства - за один календарный год, как правило, невозможно произвести продукции хорошего качества при условии сохранения устойчивого и экологически сбалансированного агробиоценоза. Однако, из общего объема субсидируемых кредитов и займов за 2008-2014 гг. - 119641 млн. руб., большая часть (72%) была взята на срок до 5 лет.

Примечательно, что до сих пор, только 2%(2397,2 млн. руб.) выделяемых государством средств приходится на кредитование несельскохозяйственной деятельности в сельской местности. Это недопустимо мало, поскольку интенсификация сельскохозяйственного производства обеспечивает значительное высвобождение работников, а альтернативные виды занятости развиваются крайне низкими темпами, что создает существенную социальную напряженность на сельских территориях.

Таким образом, субсидирование кредитов и займов, выдаваемых малым формам хозяйствования является приоритетом их государственной поддержки. Вместе с тем стоит выделить следующие актуальные направления, которые могут обеспечить эффективность субсидирования кредитов и займов:

- расширение грунтовых программ, в том числе с особыми условиями (более привлекательными) по несельскохозяйственным видам занятости;

- увязывание грантовых программ и субсидирование процентной ставки по кредитам и займам с объемом производства продукции;

- минимизация бюрократических требований к заемщикам с одновременным повышением ответственности к хозяйствам с просроченной ссудной задолженностью с целью создания пула хозяйств которые могут быть точками роста.

Важным и сравнительно новым направлением государственной поддержки малых форм хозяйствования является - оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств. В 2014 году Государственной программой на эти цели было предусмотрено выделение средств федерального бюджета в размере 114 млн. руб. Однако, за этот период было распределено субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, немногим более 39 млн. руб. Остальные средства федерального бюджета в размере 74,95 млн. руб. были перераспределены на другие мероприятия Государственной программы. Данная ситуация возникла ввиду, как отказа некоторых регионов от такой помощи, так и отсутствия заявок со стороны малых форм хозяйствования. Соответственно, в 2015 году, из федерального бюджета, на указанный вид поддержки, объем выделенных средств был снижен до 42,4 млн руб. Возникает парадоксальная ситуация - не востребованности имеющихся ресурсов.

В 2014 году поддержка оказана 502 крестьянским (фермерским) хозяйствам на площади 127,89 тыс. га. Полностью отказались от данного вида государственной поддержки в 2014 году 10 субъектов РФ, по причине отсутствия заявлений крестьянских (фермерских) хозяйств. По нашему мнению, низкий процент освоения средств федерального бюджета и как следствие невыполнение заложенных в государственной программе индикаторов, обусловлено в первую очередь установлением завышенных индикаторов реализации данного мероприятия, а также низким качеством планирования и недостаточной степенью разъяснительной работы местных органов власти. Вместе с тем, уже в конце 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации (26 декабря 2014 г. № 1522) из правил исключено ограничение по периоду регистрации права собственности на земельные участки, а также уточнены основания предоставления субсидии при уточнении местоположения границ земельных участков. В 2015 году ситуация стала несколько выправляться - поддержка оказана 561 крестьянскому (фермерскому) хозяйству в размере 36,5 млн руб., или 82% от предусмотренных бюджетных ассигнований.

Оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств без сомнения, должно оставаться в качестве приоритета как федеральных, так и региональных властей. Вместе с тем стоит предложить расширение разъяснительной работы и консультационной поддержки фермеров, связанной с оформлением земель в собственность. В отдельных случаях необходимы прямая защита прав собственности с совершенствованием правил предоставления и распределения субсидий, а также повышение ответственности крестьянских (фермерских) хозяйств, оформивших в собственность земельные участки за их неиспользование или использование не по назначению.

В апреле 2014 года в государственную программу развития сельского хозяйства была включена грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов на развитие материально-технической базы. При этом ее финансирование из федерального бюджета на 2014 года не было предусмотрено, а регионами Российской Федерации было выделено всего 337,3 млн. руб. Данное направление по предоставлению грантов кооперативам со финансируется из федерального бюджета с 2015 года. Однако стоит заметить, что в 2014 году поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации оказана 8 регионам путем со финансирования их экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства, предусматривающих реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации. Данное направление призвано обеспечить обновление материальной базы кооператив. Количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, по данным Росстата, на 1 января 2016 года составило 6293, из них 1578 - кредитных, 1013 -перерабатывающих, 1474 - снабженческих и сбытовых. Однако, из общего числа сельскохозяйственных кооперативов (3435 ед.) доля фактически работающих составляет только 60,8%. Грантовая поддержка кооперативов в какой-то степени способна реанимировать часть неработающих кооперативов.

Помимо рассмотренных направлений поддержки малых форм хозяйствования государство оказывает дополнительные меры, в виде стимулирования внесения минеральных удобрений и удешевления стоимости приобретения горючих и смазочных материалов, а также проводится работа по

поддержке несельскохозяйственных видов деятельности (сельский туризм и сфера бытовых услуг).

Таким образом, современные тенденции государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики указывают на безусловную заинтересованность органов власти всех уровней в их развитии. В современной России, они стали одним из приоритетов государственной аграрной политики. Однако, стоит отметить, что сегодня все еще превалируют экономические меры поддержки над административными, хотя последние могут оказаться не менее важными и эффективными. По нашему мнению, только системный подход (рис. 2) в решении этой важной для государства задачи позволит, во-первых, создать условия для обеспечения продовольственной независимости, и устойчивого развития сельских территорий, а во-вторых обеспечит высокую эффективность расходования бюджетных средств, что особенно важно в условиях ограничительных мер, диктуемых правилами ВТО. В первую очередь административные меры поддержки должны обеспечивать комфортные условия производственной деятельности малым формам хозяйствования, а также поддерживать равные возможности выхода на рынки, при условии сохранения высокого качества продукции.

Источник: составлено автором

Рисунок 2 - Концептуальные основы механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики

Для достижения стратегической цели - обеспечение устойчивой продовольственной безопасности и качественного развития сельских территорийнеобходима первоочередная переориентация и совершенствование механизма государственной поддержки малых форм хозяйствования по следующим направлениям:

• усиление роли административных мер поддержки развития малых форм хозяйствования, в том числе и через проведение институциональных преобразований (совершенствование законодательства и нормативно-правового регулирования, антимонопольной политики, подготовки кадров, информационно-консультационного обеспечения) для повышения эффективности бюджетных расходов направляемых на реализацию мероприятий Государственной программыразвития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• увеличение объемов господдержки на развитие семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров;

• органам управления АПК субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить:

а) проведение отбора участников программ на получение грантов на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных животноводческих ферм в году, предшествующему году получения субсидий;

б) более активное проведение соответствующей разъяснительной работы с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, информационное сопровождение мер государственной поддержки, а также переход на комплексную модель государственной поддержки малых форм хозяйствования, включающую финансовую, правовую, инновационную, маркетинговую и иные виды поддержки, направленную на обеспечение их конкурентоспособности;

• развитие кооперации и интеграции между фермерскими хозяйствами и крупными предприятиями, что создаст мощный механизм востребованности продукции местных товаропроизводителей, в том числе предусмотрев поддержку при создании семейными животноводческими фермами сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке и реализации продукции.

Таким образом, малые формы хозяйствования необходимо рассматривать, как неоспоримый национальный приоритет призванный обеспечивать не только продовольственную безопасность государства, но и устойчивое развитие большей территории страны. Целенаправленная государственная поддержка, осуществляемая в рамках государственных программ должна быть гибким инструментом, оказывающим стимулирующее воздействие на потенциальные точки роста малых форм хозяйствования, а административные механизмы поддержки - неотъемлемые составные части национальной аграрной политики.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Генералова C.B. Направления развития государственной поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве. Островские чтения. 2015. № 1. С. 89-93.

2. Монахов C.B., Милованов А.Н., Клейменова Д.Г. Проблемы и перспективы обеспечения устойчивого развития малых форм хозяйствования в АПК. Аграрный научный журнал. 2015. № 11. С. 81-85.

3. Москалев М.В. Роль и перспективы малых форм хозяйствования аграрного сектора в системе обеспечения продовольственной безопасности страны. Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 40. С. 134-140

4. Савкин В.И., Прока Н.И., Крыгин A.A. Сетецентризм в государственной поддержке малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики России. Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 47 (398). С. 45-54.

5. Иволга И. Г. Государственная поддержка как инструмент адаптации российского АПК к условиям ВТО. Фундаментальные исследования. 2015. № 9-1. С. 147-151.

6. Родионова O.A., Гришкина С.Н. Государственная поддержка системообразующих организаций АПК в условиях усиления конкурентоспособности и экономической нестабильности. Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 10. С. 19-25.

7. Генералова C.B. Направления развития государственной поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве. Островские чтения. 2015. № 1. С. 89-93.

8. Монахов C.B., Милованов А.Н., Клейменова Д.Г. Проблемы и перспективы обеспечения устойчивого развития малых форм хозяйствования в АПК. Аграрный научный журнал. 2015. № 11. С. 81-85.

9. Алексеева Н.В Развитие малых форм хозяйствования в аграрной сфере. Диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - Воронеж, 2015.- 180 с.

10. Михалюк В.И. Пути модернизации потребкооперации (по материалам слушаний в ГД РФ. Практический маркетинг. 2015. № 9 (223). С. 39-41.

11. Черноиванов В.И., Горячев С.А., Вохмяков К.К. Современные аспекты создания и развития потребительских обслуживающих кооперативов. Труды ГОСНИТИ. 2015. Т. 119. С. 8-15.

12. Орловская С.К. Современные формы сельской кооперации и интеграции и необходимость их финансовой и организационной поддержки Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 197. С. 285-290.

13. Гетманчук A.B., Валигурский Д.И. Неиспользуемые ресурсы сельской кооперации в современных условиях. Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 193. С. 243-252.

14. Савкин В.И., Полухин A.A., Сафронов И.В. Кооперация на селе: воспоминание о будущем. Аграрная Россия. 2013. № 4. С. 26-33.

15. ProkaN.I., Polukhin A.A., SavkinV.I., Surovtseva E.S., Kuznetsova T.M. PotentialofcooperationofsmallscalebusinesspatternsinruralareaoftheOrelregion. Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2013. Т. 45. № 6. С. 54-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.