УДК / UDC 631.1.017:005.71 -022.51:338.436.33.01
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: СМЕНА ПАРАДИГМЫ АГРАРНОЙ
ЭКОНОМИКИ
SMALL FORMS OF ENTERPRISE: A CHANGE OF THE PARADIGM IN THE
AGRARIAN ECONOMY
Савкин В.И., доктор экономических наук, профессор Savkin V.I., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: [email protected]
Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе представляют собой важный сектор экономики. Объемы продукции, произведенной в малых формах хозяйствования - существенны и удельный вес этой продукции постоянно возрастает (объем продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2013 году -9,8% общего объема производства, в 2016 году - 12,5%). В 2016 году производство молока в малых формах хозяйствования составило 51% от общероссийского производства. Проблема экономического развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики многомерна, и наряду с экономическими сторонами, также связана с вопросами социального, этнического и нравственного характера. Федеральную поддержку сегодня получают более 460 тыс. малых форм хозяйствования. В совокупности по приоритетным направлениям поддержки малых форм хозяйствования государством в 2015 году было выделено 11807,6 млн. рублей. В 2016 году наблюдалось некоторое снижение государственной поддержки до 10246,5 млн. руб., и к тому же фактически из этой суммы освоено только 10195,3 млн. руб. Отношение плановых объемов финансирования в 2016 году к 2015 году составило - 83,2%. Наибольшее снижение финансирования в 2016 году (по отношению к 2015 г.) наблюдалось в поддержки кредитования малых форм хозяйствования. Настало время, когда существующие (исходные) концептуальные модели (ресурсная ^ функциональная) развития в аграрном секторе не обеспечивают качественного роста экономики, и смена парадигм -естественный процесс. В этой связи, в настоящее время перед государством стоит задача по смене приоритетов в парадигме развития аграрного экономики - с ускоренного наращивания производства продукции на поддержку средообразующего принципа ведения сельского хозяйства (с доминирующим участием малых форм хозяйствования) на основе кооперации и инвестиций в инновационное развитие.
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, аграрная экономика, государственная поддержка аграрного сектора, льготное кредитование, кооперация, многофункциональный характер сельского хозяйства.
Small forms of enterprise are an important sector of economy. The production value of small forms of enterprise is notable, and its share is increasing continuously (production value reached 9.8% in 2013, and 12.5% in 2016). The production of milk in 2016 was 51% in small forms of enterprise. The development of small forms of enterprise is multifaceted, and, it is related to social, ethnic and moral problems along with economic aspects. More than 460 thousand small forms of enterprise currently receive federal support. In total, 11807.6 million rubles were allocated through prioritized state support programs in 2015. State support decreased up to 10246.5 million rubles in 2016, besides, only 10195.3 million rubles of this sum were spent. The ratio of planned amounts of financing in 2016 fell to 83.2% compared to 2015. The most prominent decrease took place in credit financing. In the current circumstances, the existing (initial) conceptual models of agricultural development become incapable of providing economic growth, hence, a change of the paradigm is a natural process. In this regard, the government
should set its objectives to changing the priorities in the paradigm of agricultural development, i.e., moving from increasing production rates to supporting the environment-shaping principles of agriculture, which implies dominant presence of small forms of enterprise, as well as cooperation and investment into innovative development.
Key words: small forms of management, agrarian economy, state support of the agrarian sector, concessional lending, cooperation, multifunctional nature of agriculture.
Введение. Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе представляют собой важный сектор экономики, и в отличие от крупных предприятий имеют значительно меньшие возможности, но вносят существенный вклад в валовой внутренний продукт государства. Великий русский ученый и классик аграрной экономики А.В. Чаянов подчеркивал не только уединенность аграрного труда, но и исходил из «семейно-трудового понимания организационной сущности» малых форм хозяйствования. Не потерял актуальность и вывод великого ученого об исключительной выживаемости крестьянских хозяйств в условиях длительного и значительного падения цен, а также роста издержек. Он говорил: «в малых формах хозяйствования не гонятся за прибылью» [1]. И в настоящее время, прибыль рассматривается в этом сегменте аграрного сектора как необходимая реальность существования и развития сельской территории и носит системообразующий характер.
Вместе с тем, А. Чаянов признавал бесспорные преимущества крупного хозяйства над мелкими. В России, он считал: «следует сочетать крестьянские семейных хозяйств с крупными кооперативами». Кооперация как более крупное объединение, в этом случае, берет на себя транспортировку, переработку и реализацию продукции, а также решает вопросы с кредитованием [2-4]. Кооперация и сегодня рассматривается как приоритет № 1 в формировании конкурентоспособности малых форм хозяйствования. Но, несмотря на предпринимаемые государством меры поддержки кооперативное движение остается в зачаточном состоянии и требует новых механизмов реализации [5-7]. По заявлению Министерства сельского хозяйства России - «Устойчивое развитие агропромышленного комплекса России во многом зависит от эффективной работы малых форм хозяйствования. В этой связи поддержка фермерского сектора и личных подсобных хозяйств является одним из приоритетных направлений» [8].
Традиционное развитие многоукладное™ в сельской местности и многообразие ее субъектов способствует расширению деятельности хозяйств населения, которые выступают одновременно товаропроизводителями, и потребителями материальных благ и играют значительную роль в продовольственном обеспечении страны. Проблема экономического развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики многомерна, и наряду с экономическими сторонами, также связана с вопросами социального, этнического и нравственного характера. Экономический рост объективно необходим исключительно с целью преодоления отсталости сельских территорий, и связан с развитием производительных сил в долгосрочном периоде. Современная парадигма развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики как совокупность фундаментальных научных установок и представлений, принимаемая и разделяемая обществом, должна быть более целостной, учитывающей помимо экономических и социальные, этнические и культурные факторы.
Цель исследований - на основе анализа социально-экономического положения малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики установить неиспользуемые возможности экономического роста и обосновать направления и приоритеты их развития, обеспечивающие формирование новой парадигмы в аграрной экономике государства.
Условия, материалы и методы. В условиях, когда сельское хозяйство определено государством в качестве одного из драйверов экономического развития необходимо выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей в устойчивом развитии этого сектора экономики. Для проведения настоящего исследования был выбран системный метод оценки взаимодействия факторов, влияющих на устойчивое развитие малых форм хозяйствования, который определяет поведение объектов, характер ситуаций и содержание проблем.
Результаты и обсуждение. Малые формы хозяйствования в современном аграрном секторе экономики играют ключевую роль. Объемы продукции, произведенной в малых формах хозяйствования - существенны и её удельный вес постоянно возрастает (объем продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2013 году - 9,8% общего объема производства, в 2016 году - 12,5%). В 2016 году производство молока в малых формах хозяйствования составило - 51% (общероссийского производства) [9, 10].
Помимо сельскохозяйственного производства малые формы хозяйствования с успехом реализуют селообразующие функции (заселение сельских территорий, занятость сельского населения, поддержание традиционного уклада жизни) на большой территории страны и содействуют наполнению местных бюджетов, а также способствуют сохранению земельных ресурсов. Все это укрепляет понимание важности формирования адекватной государственной поддержки данных хозяйствующих субъектов.
В последние годы в рамках реализации государственных программ поддержка малых форм хозяйствования остается приоритетом страны и осуществляется по следующим направлениям:
- поддержка начинающих фермеров;
- развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х;
- поддержка в оформлении земельных участков в собственность К(Ф)Х;
- государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования.
Федеральную поддержку сегодня получают более 460 тыс. малых форм хозяйствования [8]. В совокупности по приоритетным направлениям поддержки малых форм хозяйствования государством в 2015 году было выделено 11807,6 млн. рублей. В 2016 году наблюдалось некоторое снижение государственной поддержки до 10246,5 млн. руб., и к тому же фактически из этой суммы освоено только 10195,3 млн. руб. Отношение плановых объемов финансирования в 2016 году к 2015 году составило - 83,2% (табл. 1). Наибольшее снижение финансирования в 2016 году (по отношению к 2015 г.) наблюдалось в поддержки кредитования малых форм хозяйствования.
Кредитование малого бизнеса уже давно стало наиболее важным банковским инструментом поддержки малых форм хозяйствования и является зачастую единственной возможностью развития небольшого производства на селе. Как показывает практика, на полученный кредит можно провести диверсификацию производства, расширить ассортимент и сортимент продукции, а также создать новые рабочие места. Льготное кредитование малых форм хозяйствования обеспечивает увеличение прибыли от выгодного
вложения средств и позволяет вернуть полученный кредит. Можно совершенно точно утверждать, что кредитование малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики стало гибким инструментом для привлечения дополнительных инвестиций. Однако, вместе с тем, стоит отметить как недостаток кредитных продуктов, так и необходимость увеличения сроков кредитования при одновременном снижении процентных ставок для сельхозтоваропроизводителей относящихся к малым формам хозяйствования.
Таблица 1 - Объем финансирования мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» из федерального бюджета [11]_
Наименование основных мероприятий Ресурсное обеспечение реализации мероприятий, млн. руб. Отношение плановых объемов финансирования (2016 г.к 2015 г.), %
2015 год 2016 год
план факт план факт
Всего 12312,5 11807,6 10246,5 10195,3 83,2
в том числе:
поддержка начинающих фермеров 3200,0 3200,0 3826,0 3826,0 119,6
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств 3075,0 3074,8 3451,1 3449,9 112,2
грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы 400,0 400,0 900,0 900,0 225
поддержка кредитования малых форм хозяйствования 5592,9 5098,5 2069,4 2018,6 37
оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами* 44,5 34,3 0,9 0,7 -
Несмотря на обозначенный государством приоритет поддержки аграрного сектора экономики, возникает реальная угроза большего смещения государственной поддержки в сторону крупного производства. Безусловно, органам власти и существующему механизму распределения бюджетных ресурсов проще работать с крупным производством («закачивание» огромных средств обеспечивает быстрое увеличение плановых показателей). Но в погоне за валовыми показателями обостряются и проблемы - обеспечения занятости на отдельных территориях; разрыва в экономическом, социальном и экологическом развитии территорий; доступности (отсутствие, высокая цена) продукции произведенной на сельском подворье широкому покупателю. К тому же, как не парадоксально, себестоимость производства, в крупных сельскохозяйственных организациях существенно выше (табл. 2.). Это может объясняться как объективными причинами - большие затраты на управленческий аппарат, так и необъективными - имеющее место искусственное завышение производственных затрат с целью лоббирования необходимости увеличения государственной поддержки.
Таблица 2 - Стоимость скотоместа в зависимости от направления деятельности семейной фермы по сравнению с крупными животноводческими комплексами, тыс. руб., 2015 г. [11]_
Специализация ферм Средняя стоимость скотоместа Снижение средней стоимости скотомест на семейных фермах по сравнению с крупными фермами, разы
семейные животноводче ские фермы крупные животноводче ские фермы
КРС молочного направления 229,1 450 2,0
КРС мясного направления 105,7 350 3,3
Свиньи 76 126,6 1,7
В качестве катализаторов обострения проблем устойчивого развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики можно выделить:
- недостаток льготных кредитных ресурсов, а также небольшой выбор целевых кредитных продуктов для малых форм хозяйствования;
- нередкие случаи волюнтаристского отношения контролирующих органов к производственной деятельности малых форм хозяйствования;
- отсутствие системной популяризации (средства массовой информации) успешных бизнес-практик в малых формах хозяйствования;
- недостаток конкретных инвестиционных направлений (приоритетов), обеспечивающих развитие экономической активности сельского населения.
Настало время, когда существующие (исходные) концептуальные модели (ресурсная ^ функциональная) развития в аграрном секторе не обеспечивают качественного роста экономики, и смена парадигм - естественный процесс. В этой связи в настоящее время перед государством должна стоять задача по смене приоритетов в парадигме развития аграрного экономики - с ускоренного наращивания производства продукции на поддержку средообразующего принципа ведения сельского хозяйства (с доминирующим участием малых форм хозяйствования) на основе кооперации и инвестиций в инновационное развитие (рис.1).
Рисунок 1 - Формирование новой парадигмы развития малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики1
1 Разработано автором.
Новые приоритеты в развитии аграрного сектора экономики должны минимизировать негативное влияние факторов внешней и внутренней среды, что может быть осуществлено через формирование пула движущих сил, процесса развития малых форм хозяйствования, в который можно отнести: налоги; предложение денег (кредитные продукты); процентные ставки; уровень инфляции; производственные расходы; инвестиции; стоимость энергоресурсов; доступ к рынкам реализации продукции. Инновационная экономика в аграрном секторе невозможна без включения в этот процесс малых форм хозяйствования. Однако, стремление не замечать проблемные зоны может оказаться контрпродуктивным. В этой связи новая парадигма в аграрной экономике должна быть направлена, в том числе, на обеспечение равного отношения государства ко всем хозяйствующим субъектам вне зависимости от их размера, с максимальным учетом средообразующей роли малых форм хозяйствования.
Выводы. Таким образом, смена парадигмы современной аграрной экономики должна строиться на повышении значимости малых форм хозяйствования, что предполагает необходимость перехода на комплексную модель их государственной поддержки (включающую финансовую, правовую, инновационную, маркетинговую и иные виды поддержки, направленные на обеспечение их конкурентоспособности), а также развитие кооперации (переработка, реализация, логистика) с крупными предприятиями.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Чаянов A.B. Крестьянское хозяйство. М.: Изд-во экономика, 1989. 492 с.
2. Чаянов A.B. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1991. 454 с.
3. Чаянов A.B. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий М., 1928. С. 13.
4. Чаянов A.B. Краткий курс кооперации. М, 1925. С. 77.
5. Савкин В.И., Полухин A.A., Сафронов И. В. Кооперация на селе: воспоминание о будущем // Аграрная Россия. 2013. № 4. С. 26-33.
6. Суровцева Е.С. Управление по результатам как основа государственной политики развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских индивидуальных предпринимателей // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2016. Т. 62. № 5. С. 8-16.
7. Суровцева Е.С. Государственная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области // АПК: Экономика, управление. 2016. № 1. С. 38-42.
8. ФГБОУ ДПО Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса // URL://mcx-consult.ru/2.4_malye_formy_hozyaystvovaniya.
9. Прока Н.И., Савкин В.И., Буяров A.B. Государственная поддержка аграрного сектора России в новых социально-экономических условиях. Орел, 2017. 166 с.
10. Суровцева Е.С. Малые формы хозяйствования в АПК: тенденции развития и новации господдержки на 2017-2020 гг. // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 1. С. 2-9.
11. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы // URL: mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020.