фективность молочного скотоводства.
Библиографический список
1. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент / Р.А. Фатхудинов. - Питер. - 6-е изд., 2008.- 496 с.
2. Сайт министерства сельского хозяйства Ульяновской области. - Режим доступа: http://www.agro-ul.ru/agriculture/index.php
3. Рейтинг инвестиционной привле-
кательности регионов России 2013. - Режим доступа // http://www.ra-national.ru/ uploads/rus/files/analytic/file_review/16.pdf
4. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа: www.gks.ru
5. Дозорова, Т.А. Регулирование регионального рынка молока: монография / Т.А. Дозорова, Е.В.Банникова. - Ульяновск: УГ-СХА им. П.А.Столыпина, 2014. - 146 с.
УДК 338.43.025.2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Дозорова Татьяна Александровна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика, организация и управление на предприятии» ФГБОУ ВПО «<Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина» 432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1; тел.: 8 (8422) 559501; e-mail: t.dozorova@yandex.ru
Ключевые слова: малые формы хозяйствования, целевая программа, начинающий фермер, государственная поддержка фермеров
В статье рассмотрены основные тенденции развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Ульяновской области, дана оценка реализации целевых программ «<Поддержка начинающих фермеров» и «<Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» в Ульяновской области
Достижение основных параметров Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации - обеспечение агропродовольственного рынка страны важнейшими видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия отечественного производства на уровне 80-90% от рыночных потребностей - является важнейшей задачей развития АПК. Одним из важных условий поступательного развития агропромышленного комплекса выступает развитие субъектов малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
В Российской Федерации субъекты малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве представляют собой определенный сельскохозяйственный уклад, отличающийся большим многообразием форм и проявлений его специфики. К ним относятся юри-
дические и физические лица - крестьянские (фермерские) хозяйства, организации потребительской кооперации, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства, которые вносят существенный вклад в обеспечение населения продуктами питания, укрепления продовольственной безопасности, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, решения социальных проблем сельских территорий, сохранения и развития сельских территорий [1].
В структуре сельскохозяйственного производства Ульяновской области малые формы хозяйствования играют важную роль в аграрной экономике, на их долю приходится более 50 % всей произведенной в сельском хозяйстве продукции [2].
Их возрастающая роль в аграрном секторе экономики региона подтверждается:
и
Sä es »1
Si
р и ш SS si ■ i
00 и
Таблица 1
Динамика развития малых форм хозяйствования и их значение в аграрной экономике Ульяновской области
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Численность крестьянских (фермерских) хозяйств 680 680 480 520 647
Численность личных подсобных хозяйств, тыс. ед. 170,2 170,2 168,2 168,2 169,0
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов 38 52 62 69 61
Доля поголовья крупного рогатого скота малых форм хозяйствования в общей численности поголовья, % 60,7 62,0 61,9 62,9 62,7
Доля поголовья коров малых форм хозяйствования в общей численности поголовья, % 64,6 65,0 63,6 63,3 62,7
Доля продукции, произведенной малыми формами хозяйствования в общем объеме производства, %
- молока 70,3 70,1 70,2 68,9 67,9
- мяса 73,2 68,8 61,4 48,9 52,0
- овощей 72,1 73,7 73,6 72,4 75,0
- картофеля 89,4 90,8 90,3 91,2 93,5
* - по данным Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области [3]
- ростом их численности в 2011-2013
гг.
Во многом это связано с реализацией целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области» на 2010-2012 годы. Целью данной программы является обеспечение благоприятных экономических условий для создания стабильно работающей системы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на базе малых форм хозяйствования на селе, повышение занятости, доходов и уровня жизни сельского населения Ульяновской области. В программе разработан такой механизм поддержки, который стимулирует создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов с целью оказания услуг сельскому населению в сбыте и переработке произведённой ими продукции. И, как результат, наблюдаем увеличение численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
- значительной долей малых форм хозяйствования в аграрном секторе эконо-
мики в производстве сельскохозяйственной продукции.
Как свидетельствуют данные таблицы 1, малые формы хозяйствования в 2013 году являются основными производителями по следующим видам продукции: до 70 % общего объема производства молока, более 50 % мяса всех видов, 75,0 % валового сбора овощей и 93,5 % картофеля.
- сформировавшейся специализацией малых форм хозяйствования.
В настоящее время в Ульяновской области можно выделить продукцию, характерную для каждой из форм хозяйствования и определяющую их специализацию: для сельскохозяйственных организаций это, в первую очередь, зерно (80-85%), подсолнечник (7580%), яйца (до 70%) и около 30% мяса и молока. Крестьянские (фермерские) хозяйства производят 10-15% зерна и 15-20% подсолнечника. Личные подсобные хозяйства занимаются выращиванием картофеля (до 95%) и овощей (60-80%). Хозяйства населения дают основной объем продукции животноводства: 50-60% скота и птицы на убой, 60-70%
молока и более 90% шерсти [4]. Однако в целом необходимо отметить, что преобладающая часть малых форм хозяйствования ведет менее специализированное сельскохозяйственное производство, по сравнению с крупными организациями, сочетая отрасли растениеводства и животноводства, что позволяет обеспечить круглогодичную занятость работников, снизить риски производственной деятельности.
- малые формы хозяйствования реализуют не только производственные функции, но участвуют в решении социальных проблем села: обеспечение занятости сельского населения, повышение доходов и уровня жизни сельских жителей, развитие сельских территорий и сохранение сельского образа жизни.
- сосредоточение трудового потенциала, способного решать важные государственные задачи по продовольственному обеспечению страны.
Аграрный уклад мелкотоварного производства обладает позитивной динамикой и значительным потенциалом роста, реализация которого в настоящее время зависит от экономической политики государства. На сегодняшний день развитие малых форм хозяйствования является стратегической задачей развития агропромышленного комплекса Ульяновской области. Однако, несмотря на рост государственной поддержки развития АПК, сохраняются недостаточно высокие темпы модернизации производства субъектов малых форм хозяйствования, низкий уровень доходов большинства хозяйств, сложности со сбытом производимой продукции, что не обеспечивает реализацию потенциальных возможностей малых форм хозяйствования.
Целью совершенствования основных направлений государственной поддержки развития малых форм хозяйствования является повышение ее эффективности и усиление адресности бюджетных средств, направляемых субъектам малых форм хозяйствования [5]. Поэтому были приняты на федеральном уровне ведомственные целевые программы «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных жи-
вотноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» для их реализации в регионах на период 2012-2014 гг. Финансовое обеспечение программ представлено долевым участием федерального, регионального бюджетов и средств участника программы. Данные целевые программы разработаны в целях стимулирования развития малых форм хозяйствования, прежде всего крестьянских (фермерских) хозяйств, для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Комплекс мер, направленных на реализацию задач целевых программ, включает следующие направления:
- гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
- единовременную помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров;
- возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях;
- погашение части затрат по приобретению или взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
- предоставление консультационной помощи гражданам, желающим создать КФХ, в том числе желающим переехать в сельскую местность;
-строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров;
- организацию сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими фермерами;
- предоставление поручительств и гарантий начинающим фермерам из Ульяновского регионального фонда поручительств;
- включение начинающих фермеров в программы по компенсации части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения [6].
В качестве нормативно-правовой базы реализации данных целевых программ были осуществлены следующие мероприятия:
- принят Федеральный закон № 446-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (от 23.12.2013 г.) и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которыми предусматривается предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только зарегистрированным в установленном порядке крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления ими деятельности или расширения ее;
- внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации по освобождению от налогообложения участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных ферм в части получаемых ими грантов и единовременной помощи. В статью 217 внесены изменения в части освобождения от налогообложения субсидий, предоставляемых главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при целевом использовании их на развитие и поддержку ведения фермерского хозяйства в течение пяти лет с года его регистрации.
В Ульяновской области выделение грантов по целевым программам в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров осуществляется Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов на конкурсной основе. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе главам крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедшим конкурсный отбор и признанными начинающими фермерами.
В 2012 году заседанием областной конкурсной комиссии из 68 претендентов были отобраны 40 крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ВЦП «Поддержка начинающих фермеров», которые получили государственную поддержку в виде грантов по 1,2 млн. руб. на общую сумму 47 млн. руб.; 3 крестьянских (фермерских) хозяйства стали участниками программы «Развитие семейных животноводческих ферм»,
получив гранты в размере 9-11 млн. руб. Общая сумма грантов по данной программе составляет 25,9 млн. руб.
В 2013 году из 63 заявок на участие в программе «Поддержка начинающих фермеров» отбор прошли 43 заявителя, которые получили грантовую поддержку в размере 1 млн. руб., а также 7 участников программы получили гранты по 3,5 млн.руб. на развитие семейных животноводческих ферм.
В 2014 году фермерами было предоставлено 52 заявки на получение грантовой поддержки развития своего хозяйства (42 заявки для участия в программе «Поддержка начинающих фермеров» и 10 заявок для участия в программе «Развитие семейных животноводческих ферм»). В соответствии с целевыми показателями программ конкурсной комиссией Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области было отобрано 5 бизнес-проектов развития семейных животноводческих ферм на базе КФХ, из них 4 направлены на развитие молочного скотоводства и один проект - производство и реализация мяса кроликов. По программе «Начинающий фермер» гранты были предоставлены 27 крестьянским (фермерским) хозяйствам по следующим направлениям их деятельности: 8 грантов для развития животноводства в сочетании с растениеводством, 8 - для развития молочного скотоводства, 5 - мясного скотоводства, 2 гранта направлены на развитие племенного овцеводства, по 1 гранту - на развитие производства мяса кроликов и индеек. Кроме того, 2 крестьянских (фермерских) хозяйства получили гранты на развитие отраслей растениеводства, в том числе переработка зерна, выпечка и реализация хлебобулочных изделий в социальные учреждения региона.
Представленные в табл. 2 данные позволяют утверждать, что субсидии на поддержку начинающих фермеров ежегодно сокращаются практически по всем источникам финансового обеспечения программ. Кроме того, плановые показатели полностью выполняются по финансированию из федерального и регионального бюджетов, начинающие фермеры запланированные
Таблица 2
Субсидии на поддержку начинающих фермеров в Ульяновской области
в т.ч. за счет средств
Год всего федерального бюджета бюджета субъекта Российской Феде- местных бюджетов средства начинающих фермеров
рации
2012 год - план 55697,37 34 540 12 500 0 8 657,37
2012 год - факт 54484,30 34 540 12 500 0 7 444,30
2013 год - план 46986,00 28 786 6 400 0 11 800,00
2013 год - факт 39847,00 28 786 6 400 0 4 661,00
2014 год - план 42483,00 25235 13000 0 4249,00
объемы финансирования своего хозяйства выполнили на 86,0 % в 2012 году и только на 39,5 % в 2013 году. Это связано с недостатком собственных финансовых средств у начинающих фермеров.
Основными направлениями использования предоставленных субсидий начинающими фермерами Ульяновской области являются приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных, производственных помещений, т.е. развитие материально-технической базы крестьянского (фермерского) хозяйства (рис. 1). Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров согласно принятой программе в Ульяновской области фермерам не предоставлялась.
По итогам реализации мероприятий целевых программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» можно отметить:
- мероприятия по поддержке начинающих фермеров востребованы в регионе и способствуют созданию в регионах новых постоянных рабочих мест в сельской местности (в 2012 году создано 21 рабочее место, в 2013 году - 26 мест);
- стимулируется создание новых кре-
стьянских (фермерских) хозяйств на основе личных подсобных хозяйств, ведущих товарное производство сельскохозяйственной продукции (в 2012 году по сравнению с 2011 годом численность крестьянских (фермерских) хозяйств возросла на 8,3 %, в 2013 году по сравнению с 2012 годом - на 24,4 %);
- реализация мероприятий является мерой «зеленой корзины» и не входит в число ограничений ВТО.
Таким образом, дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве и их государственная поддержка позволят совершенствовать социально-экономические процессы становления и функционирования всех форм семейного хозяйства на основе удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и обеспечения их доходов; создать условия для наращивания объемов производства сельскохозяй-
0
5
10
15
20
25
30
35
40
□ разработка ПСД
■ приобретение семян, удобрений
□ оформление в собственность земельных участков
□ приобретение, ремонт производственных помещений
■ приобретение сельскохозяйственных животных
□ приобретение сельскохозяйственной техники
Рис. 1 - Структура использования субсидий на поддержку начинающих фермеров в Ульяновской области, %
ственной продукции на основе концентрации процесса производства и интеграции различных хозяйствующих субъектов; повысить уровень занятости сельского населения с учетом развития альтернативных направлений на основе кооперации и интеграции; ориентировать малые формы хозяйствования на создание малых агропромышленных кластеров как инновационной системы с использованием рационального государственного и правового регулирования.
Библиографический список
1.Салова, М.С. Становление малых форм хозяйствования в АПК Ульяновской области / М.С. Салова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 1 (13). - С. 121-125.
2. Семенов, А.С. Факторы развития потребительской кооперации в сельском хозяйстве / А.С. Семенов // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 3 (27). - С. 156-159.
3. Сайт министерства сельского хозяйства Ульяновской области. - Режим доступа: http://www.agro-ul.ru/agriculture/index.php
4. Дозорова, Т.А. Организационно-экономические условия развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве / Т.А. Дозорова, Ю.В. Лешина // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 2 (22). - С. 131-136.
5. Дозорова, Т.А. Основные направления совершенствования разработки целевых программ в АПК / Т.А. Дозорова, О.Н. Семирханова // Вестник Саратовского госа-гроуниверситета им. Н.И.Вавилова - 2010. -№ 1. - С. 57 - 61.
6. Приказ Министерства сельского хозяйства Ульяновской области № 114 от 01.03.2012 г. Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров Ульяновской области на период 2012-2014 годы» »// СПС «Консультант Плюс», 2014.
УДК: 631.158:658.32
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ТРУДА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ГРЕЙДИРОВАНИЯ
Зайцева Татьяна Федоровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление на предприятии»
Александрова Наталья Родионовна, ассистент кафедры «Экономика, организация и управление на предприятии»
ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»
432063, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1; тел.: 8(842231) 55-95-01,
e-mail: Zaiceva.tf@mail.ru
Ключевые слова: система грейдирования, балльно-факторный механизм оценки должностей, должностной оклад.
Рассмотрена методика определения должностных окладов руководителей, специалистов и служащих предприятий на основе балльно-факторной оценки качества их труда. Раскрыты сущность системы грейдирования, ее отличительные особенности от тарифной системы.
Для оценки качества труда руководителей, специалистов и служащих предприятий наряду с тарификацией труда в насто-
ящее время все большее применение находит система грейдирования.
Система грейдирования - это метод