РАЗВИТИЕ АПК
УДК 332.1:334.012.64:338.436.33(47+57)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В АПК СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Т.С. КРАВЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК Е-mail: [email protected]
А. С. ВОЛЧЕНКОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры организации предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК Е-mail: [email protected]
А.Б. ДУДАРЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, инвестиций и кредита
E-mail: [email protected] Орловский государственный аграрный университет
Вопросы регионального развития малых форм хозяйствования особенно актуальны в условиях активного государственного регулирования деятельности субъектов аграрного бизнеса.
Цели данного исследования - обоснование перспективных направлений развития крестьянских (фермерских) хозяйств в современном аграрном секторе экономики, а также выявление причин неблагоприятного воздействия внутренних и внешних факторов на результаты деятельности малого бизнеса в агропромышленном комплексе региона.
Субъектами анализа стали крестьянские (фермерские) хозяйства. Для оценки их хозяйственной деятельности проанализированы данные официальной статистики за последние 10 лет. Проведен анализ современного состояния и тенденций развития малых форм хозяйствования в Орловской области, который позволил выявить факторы, оказывающие отрицательное влияние на эффективность хозяйс-
твенной деятельности, рассмотрены механизм государственной поддержки развития фермерских хозяйств и результаты ее реализации в регионе.
Рассмотрены федеральные и региональные государственные программы по развитию сельского хозяйства на период с 2013 по 2020 г, а также иные нормативные правовые акты, касающиеся государственной поддержки малых форм хозяйствования.
Определено большое значение фермерских хозяйств, которые прочно заняли свою нишу в сфере аграрного производства, при формировании внутреннего валового продукта страны Проведен анализ государственной поддержки и ее влияния на производственные показатели хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса в агропромышленном комплексе и на обеспечение продовольственной безопасности региона. Определены направления государственного регулирования деятельности малых форм хозяйствования.
Авторами сделан вывод о необходимости сосредоточить усилия аграрной политики на обеспечении крестьянских (фермерских) хозяйств путем разработки организационно-экономического механизма их эффективного функционирования. При этом они должны стать полноправными и экономически стабильными субъектами многоукладной аграрной экономики.
Ключевые слова: сельское хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства, эффективность производства, региональное развитие, региональная государственная программа, агропромышленный комплекс региона, Орловская область
В условиях современного менеджмента и ужесточающейся конкуренции сельскохозяйственных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на мировом рынках субъекты хозяйственной деятельности должны уделять особое внимание стратегическому планированию, которое позволило бы осуществлять мониторинг складывающейся экономической ситуации. В настоящее время в условиях активного государственного регулирования деятельности субъектов аграрного бизнеса данный вопрос становится особенно актуальным. Поэтому при разработке стратегии их развития на среднесрочную перспективу необходимо учитывать уровень и направления государственной поддержки, определяющие эффективность функционирования как отдельно взятых субъектов, так и отрасли в целом.
С начала 1990-х гг. в России началось реформирование аграрных отношений, в ходе которого появился качественно новый сектор сельскохозяйственного производства - крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом на государственном уровне были приняты необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы собственности и земли.
Однако, несмотря на продолжительный период становления и развития, данный способ организации малого предпринимательства на селе пока еще не приобрел экономически устойчивых форм функционирования. Поэтому очень важно проанализировать современное состояние развития данной организационно-правовой формы и обозначить основные проблемы, не позволяющие повысить эффективность их хозяйственной деятельности.
Последние годы сопровождались значительными изменениями в экономике сельского хозяйства, которые учитывали особенности регионального развития агропромышленного комплекса. В свою
очередь это вызвало трансформацию в структуре аграрного бизнеса. Исследование проблем, с которыми сталкивается будущий предприниматель в сельском хозяйстве, позволило авторам выявить проблему, связанную с регулированием гибкости и подвижности рыночной экономики. Одними из основных представителей малого предпринимательства аграрного сектора экономики России принято считать крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, деятельность которых направлена на получение коммерческой прибыли за счет удовлетворения потребностей населения в продуктах питания. Вся продукция, произведенная ими, в первую очередь поступает на потребительский рынок сельских территорий.
Большую роль в сдерживании развития таких хозяйств сыграло несовершенство ценового регулирования аграрного продовольственного рынка. Кроме того, исследования, проведенные экономистами В.И. Кудряшовым, И. Куликовым и Н.П. Брозгуновой [2, 9, 10], показывают, что еще одной из основных причин стала низкая квалификация членов и глав крестьянских (фермерских) личных подсобных хозяйств. В результате по всем производственным показателям эти хозяйства уступали сельскохозяйственным организациям. Исследования Д.Д. Сазонова [16] доказывают, что важное значение имела и низкая рентабельность их производства. Фермеры не могли закупать высококачественный семенной материал, удобрения, фунгициды, гербициды, высокопроизводительную технику, что приводило к низкой урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур. Однако даже в те годы, когда фермерским хозяйствам удавалось получить высокие урожаи, они не могли найти каналы сбыта произведенной ими продукции в результате перенасыщенности рынка. Поэтому наиболее актуальными являются разработка и применение «моделей прямого взаимодействия производителей и конечных потребителей фермерской продукции» [5].
Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств, их роль в экономике сельского хозяйства значительна. На современном этапе данная форма хозяйствования в аграрном секторе наиболее перспективная. От эффективности деятельности фермерских хозяйств «напрямую зависит рост производства продовольствия, условия жизни крестьян, превращение сельского хозяйства в современную модернизиро-
ванную отрасль, которая является важным фактором благополучия и могущества государства» [14]. При этом для сельского населения малые формы хозяйствования являются не только основным источником доходов [12], но и продуктов питания, поскольку в данных условиях они не могут обеспечить свои потребности через рынок [6].
В настоящее время фермерские хозяйства играют важную роль в формировании внутреннего валового продукта страны: по данным Росстата, в 2013 г. на долю этих хозяйств приходилось около 10,3%, в том числе на растениеводство - 15,1%, на животноводство - 4,7%. Стоит отметить и их участие в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции:
- доля зерновых составила 24,6%;
- доля овощей - 14,3%;
- доля картофеля - 6,8%;
- доля молочных продуктов - 5,9%;
- доля скота и птицы в живом весе - 2,8% (при
этом на долю крупного рогатого скота приходится 6,3% от общего объема производства).
Неуклонно растет и количество продукции
фермерских хозяйств в общем объеме производства. Если в 2000 г. их доля в общем объеме составляла 3,2%, то в 2013 г - 10,2%. Доля продукции растениеводства за эти годы возросла с 4,4 до 15,1%, животноводства - с 1,8 до 4,7% [13].
Рассматривая представленные данные в динамике, можно отметить, что «субъекты малых форм хозяйствования оказались наиболее устойчивыми к воздействию экономически неблагоприятных факторов внешней среды» [5]. Так, наиболее быстрыми темпами в крестьянских хозяйствах развивались производство зерновых и мясомолочное скотоводство, с каждым годом увеличивая удельный вес продукции данных подотраслей сельского хозяйства. Кроме того, увеличение объемов производства за последние 10 лет происходило, главным образом, «за счет повышения адаптации фермерского производства к природным и экономическим условиям» [10]. По мнению авторов, это подтверждает то, что малый бизнес в агропромышленном комплексе Российской Федерации является одним из основных источников сельскохозяйственного производства, которое обеспечивает сельское население продукцией первой необходимости.
Действующая государственная программа Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»1 включает подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования», предназначенную для всех категорий малых форм хозяйствования, целями которой являются поддержка и создание малых форм хозяйствования на селе за счет увеличения объемов производства и реализации продукции, обеспечения занятости сельского населения и повышения их доходов. К задачам данной программы относятся:
- доступность субсидирования и займов малых форм хозяйствования;
- развитие экономической сети по снабжению, сбыту и переработке основной сельскохозяйственной продукции;
- общее повышение доходов населения. Государством были разработаны пять основных
мероприятий, включенных в подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования»:
- поддержка начинающих фермеров (предоставление грантов на создание хозяйств и на бытовое обустройство начинающих фермеров, проведение всероссийского конкурса «Лучший начинающий фермер»);
- развитие семейных животноводческих ферм;
- субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) малым формам хозяйствования;
- государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных;
- помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам при оформлении земельных участков в собственность.
Перечисленные мероприятия имеют четко сформулированные цели, сроки и порядок предоставления грантов или субсидий. Предоставляемые денежные гранты имеют целевое назначение и обязывают пользователя предоставлять полный своевременный отчет об их применении, что очень важно при осуществлении такой государственной поддержки. Однако, по мнению А.С. Мидрина, для развития малых форм хозяйствования недостаточно этих мер [15], что обусловливает необходимость разработки новых предложений.
1 Государственная программа Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: приказ Минфина России от 16.12.2013 № 121н.
Активная реализация данной программы позволит создать благоприятный климат для экономического развития малого бизнеса в агропромышленном комплексе. Это будет способствовать не только развитию фермерских хозяйств в регионе, но и повлияет на пополнение местного бюджета. Эффективные малые формы хозяйствования обеспечат общество дополнительной материальной поддержкой, уменьшая расходы бюджета на трудоустройство граждан. Следует отметить, что расходы государства, связанные с реализацией программы поддержки малого бизнеса, со временем принесут существенный макроэкономический эффект региону.
На экономический рост благосостояния государства влияет активное развитие деятельности малых форм хозяйствования, благодаря которому экономика страны стремительно адаптируется в сложных экономических условиях. Поэтому в настоящее время во всех регионах реализуются программы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве. Однако, по мнению Н.В. Спасской, несовершенство регионального законодательства в области поддержки малого предпринимательства не позволяет в полной мере обеспечить устойчивое их развитие [17]. Определенную роль в этой ситуации могли бы сыграть «... прикладные исследования, связанные с оценкой предпринимательской активности, условий для предпринимательской деятельности, мониторингом и оцениванием эффективности политики, проводимой государством и государственными институтами развития» [20].
Система государственного регулирования сельскохозяйственного производства в странах с развитой рыночной экономикой является сложной и многоплановой. Такая многоплановость позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям работать одинаково хорошо в условиях разных лет, характеризующихся как резким превышением спроса над предложением, так и наоборот. В нашей стране система мер по государственному регулированию сельского хозяйства находится на стадии становления и развития. Значительное место в этой системе должна занимать система организационно-экономических мероприятий, направленных на поддержку и стимулирование малых форм хозяйствования в различных процессах деятельности [8].
В системе государственного регулирования определены два направления:
1) экономические рычаги управления:
а) на государственном уровне предусматривающие:
- формирование политики ценообразования, обеспечивающей доход сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- установление сотрудничества сектора аграрного бизнеса и других отраслей экономики;
- установление предела гарантированной цены сельскохозяйственный продукции;
- создание интегрированной системы кредитования рыночных принципов хозяйствования с учетом сельскохозяйственной специфики и уровня государственной поддержки по предоставлению субсидий;
- контроль за оптимальной величиной налоговых платежей, позволяющих формировать собственные источники финансирования;
б) на региональном уровне предусматривающие:
- целесообразность применения нормативов стоимости сырья и цены произведенного товара;
- обеспечение софинансирования региональных программ государственного значения, включая интеграцию и кооперацию процессов производства в сельском хозяйстве;
- развитие системы договорных обязательств;
- формирование рыночной инфраструктуры. При этом необходимо определить допустимые границы вмешательства властей региона, что должно сопутствовать поиску экономически более результативных каналов сбыта продукции, с использованием внедрения отраслевых инноваций и ресурсосберегающих технологий производства;
2) экономические меры в области инвестиционной политики и эффективности бюджета -инструментами прямого воздействия государства являются назначения целевого финансирования, определение кредитных граней, контроль над распределением субсидированных средств и уровня процентных ставок.
Преодоление кризисной ситуации в технологическом обеспечении сельского хозяйства страны возможно путем внедрения в производство современной техники и агротехнологических процессов, что позволит повысить уровень качества продукции и объемы производства, определить кредитные потоки для развития инновационной активности агропромышленного комплекса.
Орловская область - это один из регионов, в котором сельское хозяйство развивается наиболее высокими темпами. Во многом это происходит за счет активной государственной поддержки малых форм хозяйствования, которые получают гранты:
- на создание и развитие аграрного бизнеса,
- на бытовое обустройство жилья,
- на компенсацию первоначального взноса по лизингу сельскохозяйственной техники,
- на субсидии, предназначенные для оформления земель в собственность.
Данные мероприятия способствуют значительному увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, определяя приоритетность их развития в регионе.
По данным исследований, проведенных как в Российской Федерации, так и в Орловской области, последние годы сопровождаются повышением стоимостного уровня производства сельскохозяйственной продукции хозяйствами малых форм (рис. 1).
Анализ данных, представленных на рис. 1, позволяет утверждать, что количество произведенной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами возросло почти в 4 раза (с 104,2 до 411,1 млрд руб.). При этом в ходе реализации государственной программы по поддержке малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Орловской об-400
ласти в период с 2012 по 2014 г. данный показатель увеличился в 1,5 раза. Положительная динамика способствовала пролонгации программных мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования на период до 2015 г.
Количество производимой продукции фермерскими хозяйствами за период с 2005 по 2012 г. по стране выросло в 3,5 раза, в Орловской области - в 2,9 раза. При этом построенный прогноз объемов производства (рис. 1) свидетельствует о положительной динамике его изменения в стране и в Орловской области. Так, в Российской Федерации ожидается, что фермерскими хозяйствами в 2014 г. будет произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 363,65 млрд руб., в Орловской области - на сумму 316,5 млн руб. Однако с учетом роста инфляции данные показатели могут быть несколько выше.
Однако в Орловской области складывается тенденция, при которой рост объемов производства продукции сопровождается значительным сокращением численности фермерских хозяйств (рис. 2).
Анализ данных, представленных на рис. 2, позволяет утверждать, что объемы производства продукции сельского хозяйства увеличились на 83%, а численность фермерских хозяйств сократилась на 33%. При этом в 2008 г. на одно фермерское хозяйство приходилось производство продукции на
У = 29,525х + 58,4 F? = 0,8873
294,2 и 305,7, -
"7=23,619Х + 80,314 F? = 0,6959
•■»^24,6 ;Ш/242,1
181,4 . 209,2^« ..........♦••. •' 176,^ * ' ^155 7
K5*^ 156,5
♦ ■84,3 102,4
350 300 250 200 150 100 50 0
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Объем сельскохозяйственной продукции в фермерских хозяйствах России • Объем сельскохозяйственной продукции в фермерских хозяйствах Орловской области
---Линейная (объем сельскохозяйственной продукции в фермерских хозяйствах России)
-Линейная (объем сельскохозяйственной продукции в фермерских хозяйствах Орловской области )
Рис. 1. Динамика роста производства сельскохозяйственной продукции по Российской Федерации и Орловской области в текущих ценах, млрд руб.
3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500
Млн руб. 4 500
4 000
3 500
2008
2009 2010
■ Растениеводство
2011
□ Животноводство
2012
2013
Рис. 2. Динамика объемов производства сельскохозяйственной продукции крестьянских (фермерских) хозяйств и их численности в Орловской области в 2008-2013 гг.
сумму 3,5 млн руб. в год, а в 2013 г. данный показатель увеличился до 9,5 млн руб.
В то же время в 2011 г. в фермерских хозяйствах и хозяйствах населения было произведено 36,2 тыс. т скота и птицы в живом весе (35% от объема произведенной продукции данного вида всеми категориями хозяйств), 95,7 тыс. т молока (41,4%), 304,9 тыс. т зерна (18,2%), 410,2 тыс. т картофеля (92,0%), 79,9 тыс. т овощей (92,9%). Это подтверждает значительное влияние малых форм хозяйствования на развитие сельского хозяйства, на создание валовой продукции в регионе.
К 2014 г., несмотря на сокращение числа фермерских хозяйств в области, численность поголовья крупнорогатого скота в регионе увеличилась на 1,2% по сравнению с 2011 г. и на 0,7% по сравнению с 2013 г., а поголовье овец и коз - на 2,5 и на 1,3% соответственно (табл. 1).
По данным Орелстата, наибольший удельный вес в структуре сельскохозяйственной продукции, производимой хозяйствами малых форм, приходится на отрасли растениеводства, что обусловлено более низкими затратами на воспроизводство. Так, в 2011
г. на долю растениеводства приходилось 85,1% производимой ими продукции, доля животноводства при этом составила всего лишь 14,9%. Рассматривая данные показатели в динамике, можно отметить, что, несмотря на предпринимаемые государством меры по стимулированию развития отрасли животноводства в фермерских хозяйствах, удельный вес отрасли растениеводства с каждым годом увеличивается и в 2013 г. составил 93,1%. Наибольшие объемы производства продукции растениеводства занимают зерновые культуры и подсолнечник: за 2011-2013 гг. их объемы возросли на 33,4% (табл. 2).
В рамках содействия развитию сельского хозяйства региона путем оказания информационно-консультационных услуг и проведения мониторинга хозяйств малых форм авторами был выявлен ряд факторов, замедляющих развитие фермерства в регионе. К основным из них относятся следующие:
- недостаточно развитая материально-техническая база;
- нехватка финансовых ресурсов;
- невысокий уровень профессионализма фермеров;
Источник: данные Орелстата.
Таблица 1
Структура поголовья скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах Орловской области в 2000-2014 гг. (на 1 января, в % от хозяйств всех категорий)
Скот 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Крупный рогатый скот 0,6 1,8 1,9 3,1 3,5 2,9 3,6 3,8 3,5 4,0 4,7
В том числе:
коровы 0,8 2,0 2,1 3,2 3,6 3,0 4,0 4,8 4,5 5,0 5,9
свиньи 1,4 2,6 3,5 4,9 5,8 4,6 4,0 3,5 1,2 0,5 0,5
овцы и козы 1,6 5,3 6,5 7,9 7,0 7,1 7,4 7,9 8,1 9,1 10,4
Таблица 2
Объемы производства продукции растениеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах Орловской области, тыс. ц
Культуры 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2011 г.
Зерновые и зернобобовые 3 035 3 332,4 4 049,1 133,4
Сахарная свекла 244,5 130,7 112,9 46,2
Подсолнечник 11,1 11,7 39,1 352,5
Картофель 347 302,2 292,6 84,3
Овощи 30,9 30,2 11,4 36,9
- отсутствие надлежащего агросервиса;
- трудности реализации продукции;
- высокие риски ведения производства.
Решение данных проблем возможно на основе
гибкой системы льготного кредитования, однако это усложняется финансовой неустойчивостью фермерских хозяйств, отсутствием залоговой базы и др. По мнению И.Г. Ушачева, вступление Российской Федерации в ВТО будет способствовать усугублению существующих проблем [19].
Важным принципом институциональных изменений, обеспечивающим устойчивое развитие малого предпринимательства, по мнению О.С. Бело-крыловой, является принцип информационного обеспечения и доступности информации [1]. Однако в настоящее время фермеры все чаще сталкиваются с проблемой должного информационного обеспечения, призванного создавать «необходимые условия для информационного сопровождения малого агробизнеса»2. Его практическая реализация находит свое отражение в мерах, принимаемых органами государственной власти по повышению информированности населения о ходе реализации государственных программ развития сельского хозяйства и сельских территорий.
Так, в Орловской области в соответствии с поручением Министерства сельского хозяйства Российс-
1 Ермакова Н.Ю., Ермаков И.В., Ермакова А.Н. Информационное обеспечение фермерских хозяйств: состояние, проблемы, направления развития // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 41. С. 57-63.
кой Федерации при поддержке департамента сельского хозяйства области в 2011 и в 2014 гг. были созданы мобильные бригады из числа лучших студентов и аспирантов Орловского государственного аграрного университета. В их задачу входило проведение встреч с населением и заинтересованными лицами во всех районах области по вопросам государственной поддержки и проблемам развития сельского хозяйства. Результаты работы, проведенной в 2011 г., показывают, что лишь 70% населения [4] имели представление о мерах государственной поддержки.
При этом и уровень заработной платы в хозяйствах малых форм остается довольно низким по сравнению с крупными сельскохозяйственными организациями. Так, средний уровень оплаты труда наемных работников фермерского хозяйства (по данным проводимых исследований) составил 9 576 руб., что на 38,9% ниже подобного показателя в других субъектах сельского хозяйства Орловской области. В данной ситуации сложно говорить о повышении качества жизни сельского населения, что в свою очередь «негативно влияет на воспроизводство трудовых ресурсов как основополагающий базис стабильного социально-экономического развития сельских территорий»3.
Результаты выполнения государственной программы развития сельского хозяйства в Российской
3 Третьякова Л.А. Стратегические направления обеспечения альтернативной сферы занятости на сельских территориях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 14. С. 35-41
Федерации, в частности раздела «Поддержка малых форм хозяйствования» в 2012-2014 гг. представлены следующими данными:
- в соответствии с приказом Минсельхоза России от 06.03.2012 № 172 «Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров» сумма грантов начинающим фермерам на создание и развитие хозяйства, единовременную помощь на бытовое обустройство составит 10,43 млрд руб., в том числе из федерального бюджета 7,82 млрд руб.; получить данный грант смогут 7 700 хозяйств, при этом будет создано 23 100 постоянных рабочих мест;
- приказом Минсельхоза России от 06.03.2012 № 173 «Об утверждении программы по развитию семейных животноводческих ферм» сумма грантов на развитие семейных животноводческих ферм составит 16,33 млрд руб., в том числе из федерального бюджета 4,9 млрд руб.; получить данный грант смогут 450 семейных животноводческих ферм; будет создано не менее 1 500 рабочих мест.
По данным Минсельхоза России, результаты намеченных мероприятий, выполненных в 2013 г., следующие:
- финансирование всех мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования из федерального бюджета составило 8,62 млрд руб.;
- грант получили 853 начинающих фермера и 768 семейных животноводческих ферм.
В Орловской области результаты реализации государственной программы представлены следующими данными:
- грант на развитие семейных животноводческих ферм получили 12 (5 и 7 ферм по годам) крестьянских (фермерских) хозяйств;
- 37 (18 и 19) крестьянских (фермерских) хозяйств получили грант в качестве поддержки начинающих фермеров;
- победителям конкурсных отборов перечислены средства федерального и областного бюджетов в сумме 85,27 млн руб. (соответственно 42 и 43,27 млн руб. по годам);
- в семейных животноводческих фермах ведется строительство и реконструкция более 11 животноводческих помещений, приобретено почти 500 голов коров и нетелей, 363 головы овец;
- фермерами приобретено 23 трактора, 59 единиц прицепного инвентаря, четыре грузовых автомобиля;
- главы крестьянских (фермерских) хозяйств приняли на себя обязательство создать 75 рабочих мест;
- в 2012 г. из федерального и областного бюджетов им были выделены субсидии на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (1 000 га);
- в соответствии с заключенным соглашением между Минсельхозом России и правительством Орловской области размер федеральной субсидии составил 322 тыс. руб., областной субсидии -177,9 тыс. руб.
По итогам первого этапа конкурсного отбора в 2014 г. в рамках реализации программы поддержки фермеров участниками ее стали 11 начинающих фермеров. Каждый из них получил до 1,5 млн руб. на создание своего хозяйства и развитие бизнеса.
Конкурентоспособность региона во многом зависит от создания необходимых условий для расширения производства. В настоящее время такие условия прекрасно формируются. Крестьянские фермерские хозяйства развиваются достаточно быстро, набирая темпы. Благодаря государственной поддержке с каждым годом объемы производства таких хозяйств значительно возрастают. Новые отношения в стране предоставляют полную экономическую свободу в деятельности малого бизнеса, что создает предпосылки для развития кооперативных процессов среди субъектов малых форм хозяйствования. Особую актуальность данный вопрос приобретает в условиях возрастающей конкуренции на мировом аграрном продовольственном рынке, поскольку развитие фермерских хозяйств вне рамок кооперативной системы, по мнению В.М. Старченко, «представляется неэффективным и не имеет перспективы» [18]. Создание кооперативных структур в Орловской области, считает И. Буздалов, позволяет молодому поколению получать навыки земледельческого труда, формировать понимание приоритета личного интереса и частной собственности, а также стремление оставаться и эффективно хозяйствовать в деревне [3]. Для этого на уровне региона была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы», реализация которой будет способствовать повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий, а также повышению эффективности использования всех видов ресурсов,
что особенно актуально в условиях членства Российской Федерации в ВТО. Это будет достигаться за счет повышения эффективности внедрения инноваций в кооперативных структурах. Основными субъектами для кооперирования станут фермерские и личные подсобные хозяйства, главным стимулом для которых станет повышение финансовой устойчивости своей хозяйственной деятельности (либо отдельных отраслей производства). Инструментами государственной поддержки по данной программе являются предоставление грантов на развитие материально-технической базы, а также возмещение части затрат на уплату процентов в размере 100-процентной ставки рефинансирования Банка России.
Результаты исследования, проведенного авторами, подтверждают необходимость дальнейшего совершенствования организационно-экономических механизмов на региональном и государственном уровнях. При этом в качестве первоочередных мероприятий предлагаются следующие:
- совершенствование процедуры кредитования малых форм хозяйствования, позволяющей фермерам расширять производство с последующим выходом на новые рынки сбыта продукции;
- распространение организационно-правовой помощи в создании кооперации между фермерскими и личными подсобными хозяйствами в целях улучшения снабженческо-сбытового обслуживания, материально-технической базы и ее рационального партнерского использования, оказания информационно-консультационных услуг и иных потребностей;
- использование кластерного подхода, определяющего наиболее перспективные направления хозяйственной деятельности и их территориальное размещение;
- разработка мер и системы критериальной оценки оказания государственной поддержки крестьянским и фермерских хозяйствам, являющимся наиболее конкурентоспособными на региональном аграрном продовольственном рынке, которые позволят в современных условиях внешнеэкономической политики Российской Федерации заполнить рынок сельскохозяйственной продукцией собственного производства. Таким образом, в Орловской области уделяется
особое внимание аграрной политике, которая формирует необходимые экономические условия для эффективной деятельности малого бизнеса. Именно данное направление развития аграрного сектора в
настоящее время способствует повышению уровня жизни населения региона, формированию конкурентоспособного производства и обеспечению его продовольственной и экономической безопасности.
Список литературы
1. Белокрылова О.С. Институциональный механизм функционирования малого бизнеса: структура и направления совершенствования // Вопросы регулирования экономики. 2014. Т. 5. № 2. С. 6-13.
2. Брозгунова Н.П. Повышение квалификации фермерских кадров - важнейшее условие эффективного использования трудовых ресурсов // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2012. № 12. С. 7-12.
3. Буздалов И. Малые формы хозяйства как фактор устойчивости сельского развития // Международный сельскохозяйственный журнал. 2012. № 2. С. 3-9.
4. Волобуева Т.А. Орловская область: мониторинг развития малого сельскохозяйственного бизнеса // Человек и труд. 2012. № 10. С. 47-49.
5. Гусев В., Пышкин А. Малые формы хозяйствования в АПК в условиях кризиса // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 2. С. 46-49.
6. Зинченко А.П., Уколова А.В. Статистическое изучение малых форм хозяйствования в аграрном секторе России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 6. С. 40-44.
7. Котляров И. Инструменты обеспечения доступа фермеров к рынкам сбыта // Вопросы экономики. 2013. № 3. С. 138-151.
8. Кравченко Т. С. Перспективы малого агробизнеса в современном секторе экономики // Аграрная Россия. 2014. № 5. С. 27-30.
9. Кудряшов В.И. Крестьянским (фермерским) хозяйствам необходим достойный уровень государственной поддержки // Никоновские чтения. 2008. № 13. С.136-139.
10. Куликов И. Проблемы и направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве России // АПК: экономика, управление. 2013. № 2. С. 3-9.
11. Козлов М.П., Сушенцова С.С. Социально-экономическая роль крестьянских семейных ферм в развитии агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 6. С. 49-55.
12. Козлова С. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве и его роль в повышении доходов
сельского населения // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2012. № 2. С. 28-31.
13. Крестьянские (фермерские) хозяйства России в 2013 г. (экономический обзор) // АПК: экономика, управление. 2014. № 4. С. 58-63.
14. Лубков А.Н. Повышать эффективность господдержки малых форм хозяйствования в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 2. С. 1-5.
15. Мидрин А.С. Научное обеспечение развития малых форм хозяйствования на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 5. С. 7-14.
16. Сазонова Д.Д. Каналы реализации продукции фермерскими хозяйствами // Никоновские чтения. 2009.№ 14. С. 422-424.
17. Спасская Н.В. Эффективность механизмов регионального стимулирования субъектов малого предпринимательства (на материалах Орловской области) // Проблемы прогнозирования. 2013. № 5. С. 62-72.
18. Перспективные модели кооперации в АПК // АПК: экономика, управление. 2011. № 9. С. 31-39.
19. Ушачев И.Г. О мерах по обеспечению конкурентоспособности продукции российского сельского хозяйства в условиях присоединения к ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 6. С. 1-5.
20. Чепуренко А.Ю. Предпринимательство как сфера социальных исследований: Россия и международный опыт // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 32-42.
Regional economics: theory and practice Development of agribusiness
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
REGIONAL ASPECTS OF SMALL BuSINESS DEVELOPMENT IN THE AGRIBuSINESS OF MODERN RuSSIA
Tat'yana S. KRAVCHENKO, Anastasiya S. VOLCHENKOV^ Anzhelika B. DuDAREVA
Abstract
Importance The issues of regional development of small businesses are of particular relevance in the conditions of strong State regulation of the activity of entities operating in agriculture Objectives The research aims to validate the promising areas of development of peasant (farm) enterprises in the modern agricultural sector of economy, and to reveal the causes of adverse effects of internal and external factors on the results of small businesses' performance in the agribusiness of the region . Methods Peasant (farm) enterprises constitute the core of the analysis. To assess their economic activities, we have analyzed the official statistics data over ten recent years We have also analyzed the current state and trends of the Orel region's small farms, which allowed identifying factors that negatively impacted the efficiency of economic activity The paper also discusses the State support mechanism for the development of farms and quantitative results of their implementation in the region We have considered
federal and regional State programs on agricultural development for the period from 2013 to 2020, as well as other legal acts concerning State support to small farms We emphasize great importance of farms that have occupied a niche in the sphere of agricultural production, in the formation of the country's gross domestic product . We have also analyzed the State support and its influence on production performance of small businesses in agribusiness and on ensuring food security of the region . The paper identifies the areas of State regulation of small farms' activities . Results We emphasize the importance of farms, which have occupied a niche in the area of agricultural production during the formation of the country's GDP. The paper analyses the level of government support and its effect on production performance of small businesses' activities in the agricultural sector and on food security of the region .
Conclusion and Relevance We came to a conclusion about the need to concentrate efforts ofthe agrarian policy to support peasant (farm) enterprises by developing an
organizational and economical mechanism of their efficient functioning . They should become fully legitimate and economically stable entities of the multi-structure agrarian economy
Keywords: agriculture, peasant farms, industrial efficiency, regional State program, agro-industrial complex, Orel region
References
1. Belokrylova O.S. Institutsional'nyi mekhanizm funktsionirovaniya malogo biznesa: struktura i naprav-leniya sovershenstvovaniya [Institutional mechanism of small business functioning: structure and areas of improvement]. Voprosy regulirovaniya ekonomiki - Matters of economic regulation, 2014, vol. 5, no. 2, pp. 6-13.
2. Brozgunova N.P. Povyshenie kvalifikatsii fer-merskikh kadrov - vazhneishee uslovie effektivnogo ispol'zovaniya trudovykh resursov [Further training of farm personnel as an important condition of efficient use of labor resources]. Normirovanie i opiata truda v sel 'skom khozyaistve - Rate setting and remuneration of labor in agriculture, 2012, no. 12, pp. 7-12.
3. Buzdalov I. Malye formy khozyaistva kak faktor ustoichivosti sel'skogo razvitiya [Small forms of economy management as a factor of sustainable agricultural development]. Mezhdunarodnyi sel 'skokhozyaistvennyi zhurnal - International agricultural journal, 2012, no. 2, pp. 3-9.
4. Volobueva T.A. Orlovskaya oblast': monitoring razvitiya malogo sel'skokhozyaistvennogo biznesa [The Orel region: monitoring the development of small agricultural business]. Chelovek i trud - Person and labor, 2012, no. 10, pp. 47-49.
5. Gusev V., Pyshkin A. Malye formy khozyaist-vovaniya v APK v usloviyakh krizisa [Small business entities in agribusiness under crisis conditions]. Ekonomika sel 'skogo khozyaistva Rossii - Economy of Russian agriculture, 2011, no. 2, pp. 46-49.
6. Zinchenko A.P., Ukolova A.V. Statisticheskoe izuchenie malykh form khozyaistvovaniya v agrar-nom sektore Rossii [Statistical study of small forms of economy management in the Russian agricultural sector]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh iperera-batyvayushchikhpredpriyatii - Economy of agricultural and processing enterprises, 2012, no. 6, pp. 40-44.
7. Kotlyarov I. Instrumenty obespecheniya dostupa fermerov k rynkam sbyta [Tools of ensuring farmers' access to markets]. Voprosy Economiki, 2013, no. 3, pp. 138-151.
8. Kravchenko T.S. Perspektivy malogo agrobiz-nesa v sovremennom sektore ekonomiki [Prospects for small agribusiness in the modern sector of economy]. Agrarnaya Rossiya - Agricultural Russia, 2014, no. 5, pp. 27-30.
9. Kudryashov V.I. Krest'yanskim (fermer-skim) khozyaistvam neobkhodim dostoinyi uroven' gosudarstvennoi podderzhki [Peasant farms need a decent level of State support]. Nikonovskie chteniya -Nikonov scientific conference materials, 2008, no. 13, pp.136-139.
10. Kulikov I. Problemy i napravleniya razvitiya malogo biznesa v sel'skom khozyaistve Rossii [Problems and directions of small business development in Russian agriculture]. APK: ekonomika, upravlenie -Agribusiness: economy, management, 2013, no. 2, pp. 3-9.
11. Kozlov M.P., Sushentsova S.S. Sotsial'no-ekonomicheskaya rol' krest'yanskikh semeinykh ferm v razvitii agropromyshlennogo proizvodstva [Socioeconomic role of family farms in agricultural production development]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii - Economy of agricultural and processing enterprises, 2013, no. 6, pp. 49-55.
12 . Kozlova S . Maloe predprinimatel'stvo v sel'skom khozyaistve i ego rol' v povyshenii dokhodov sel'skogo naseleniya [Small business in agriculture and its role in increasing rural population's incomes]. Normirovanie i oplata truda v sel 'skom khozyaistve -Rate setting and remuneration of labor in agriculture, 2012, no. 2, pp. 28-31.
13. Krest'yanskie (fermerskie) khozyaistva Rossii v 2013 g. (ekonomicheskii obzor) [Farm business of Russia in 2013 (an economic review)]. APK: ekonomika, upravlenie - Agribusiness: economy, management, 2014, no. 4, pp. 58-63.
14. Lubkov A.N. Povyshat' effektivnost' gospod-derzhki malykh form khozyaistvovaniya v APK [Enhancing effectiveness of State support for small farms in agribusiness]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii - Economy of agricultural and processing enterprises, 2011, no. 2, pp.1-5.
15. Midrin A.S. Nauchnoe obespechenie razvitiya malykh form khozyaistvovaniya na sele [Scientific support to small businesses in rural areas]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii - Economy ofagricultural and processing enterprises, 2013, no. 5, pp. 7-14.
16. Sazonova D.D. Kanaly realizatsii produktsii fermerskimi khozyaistvami [Channels of product sale by farms]. Nikonovskie chteniya - Nikonov scientific conference materials, 2009, no. 14, pp. 422-424.
17. Spasskaya N.V. Effektivnost' mekhanizmov regional'nogo stimulirovaniya sub"ektov malogo predprinimatel'stva (na materialakh Orlovskoi ob-lasti) [The effectiveness of mechanisms of regional stimulation of small businesses (the Orel region case)]. Problemyprognozirovaniya - Problems of forecasting, 2013, no. 5, pp.62-72.
18. Perspektivnye modeli kooperatsii v APK [Promising cooperation models in agribusiness]. APK: ekonomika, upravlenie - Agribusiness: economy, management, 2011, no. 9, pp. 31-39.
19. Ushachev I.G. O merakh po obespecheni-yu konkurentosposobnosti produktsii rossiiskogo sel'skogo khozyaistva v usloviyakh prisoedineniya k VTO [Measures to ensure competitiveness of Russian agriculture products under WTO accession]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii - Economy ofagricultural and processing enterprises, 2012, no. 6, pp. 1-5.
20. Chepurenko A.Yu. Predprinimatel'stvo kak sfera sotsial'nykh issledovanii: Rossiya i mezhdunarodnyi opyt [Entrepreneurship as a field of social research: Russian and international experience]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological studies, 2013, no. 9, pp.32-42.
Tat'yana S. KRAVCHENKO
Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation [email protected]
Anastasiya S. VOLCHENKOVA
Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation [email protected]
Anzhelika B. DUDAREVA
Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation [email protected]