Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.
Тыл — сторона строя, противоположная фронту.
Фланг — правая или левая оконечность строя по фронту.
Глубина строя — расстояние направляющего до замыкающего (в колонне).
Ширина строя — расстояние от правофлангового до левофлангового (в шеренге).
Дистанция — расстояние между рядом стоящим занимающимся в глубину строя (в колонне).
Интервал — расстояние между занимающимся по фронту (в шеренге).
Построение — размещение занимающихся в строй в определенном месте зала (площадки), указанном преподавателем.
Строевая стойка, или основная стойка — когда занимающиеся принимают строго вертикальное положение, ноги выпрямлены, ступни стоят с сомкнутыми пятками, носки врозь, подбородок приподнят, руки прижаты к середине бедра сбоку, пальцы полусжаты.
На занятиях физической подготовкой к областям применения специальных терминов относятся:
В подготовительной части занятия:
1. Основные положения (рук, ног, туловища).
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Строевые упражнения.
В основной части занятия: — специальные действия и приемы сотрудников органов внутренних дел.
Литература
1. Баршай В.М., В.Н. Курысь В.Н., Павлов И.Б. Гимнастика. Ростов-на-Дону, 2011.
2. Гимнастика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г 484 под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. М., 2009.
4. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М., 2014.
5. Строевой Устав ВС Российской Федерации от 11.03.2006 г. № 111.
УДК 371 ББК 74
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МВД РОССИИ. СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ ХРОМОВ,
доцент кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, мастер спорта России
E-mail: [email protected]: ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КОСЯКИН, старший преподаватель кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени ВЯ.Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются особенности системы физической подготовки курсантов и слушателей в вузах системы МВД России. Описываются цель и задачи этой системы, предлагаются меры по ее совершенствованию.
Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники полиции, образование в МВД, вуз МВД, методы преподавания.
Abstract. Features of system of physical training of cadets and listeners in higher education institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are analyzed. The purpose and problems of this system are described, measures for her improvement are proposed.
Keywords: physical training, police officers, education in the Ministry of Internal Affairs, higher education institution of the Ministry of Internal Affairs, teaching methods.
Сложность задач, стоящих перед кафедрами физической подготовки образовательных организаций МВД России, требует постоянного поиска способов оптимизации учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка». Одним из важнейших условий достижения высокого уровня компетентности и качества профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел является совершенствование и развитие состава и структуры профессионально-прикладных знаний и умений курсантов и слушателей вузов МВД России с учетом их будущей деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования закрепил общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые определяют совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям) образовательными организациями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. В частности, например, к сотрудникам полиции предъявляются требования по обладанию:
• способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности;
• способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, право-
мерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства; • способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач;
Специфика профессиональной деятельности сотрудника ОВД требует от курсантов и слушателей вузов МВД России получения специальных знаний, а также умений и навыков, необходимых для успешного выполнения поставленных служебной деятельностью задач. Этот комплекс специальных знаний и умений представляется наиболее эффективным образом давать через модернизированную дифференцируемую комплексную систему подготовки. В рамках этой системы учебный процесс по физической подготовке должен быть максимально приближен к особенностям практической деятельности ОВД и разделен на этапы:
начальный уровень — закладывания базовой ОФП (1—2 курс);
средний уровень — выработки навыков и умений и их совершенствования (3—4 курс);
итоговый — конечный, демонстрации профессиональных качеств и наработанных навыков, тактико-технических и тактических действий (5-й курс).
Одной из важнейших задач в рамках комплексной системы физической подготовки является определение уровня физической готовности курсантов и слушателей, проводимой с целью определения необходимой интенсивности проведения занятий. Важным условием в выборе средств и методов яв-
№ 2 / 2017
Вестник экономической безопасности
269
ляется установление исходного уровня физической подготовленности курсантов вузов МВД России. Зная его, преподаватель определяет характер и величину физической нагрузки на организм занимающихся.
Данная задача может быть решена введением в эксплуатацию учебно-тренажерного комплекса «Лаборатория функциональной диагностики» для определения функциональной работы сердечнососудистой системы, жировой и мышечной массы испытуемого. Комплекс позволит более правильно провести работу с курсантами 1—2-х курсов для увеличения нагрузки по курсу ОФП с целью дальнейшего усложнения учебного процесса в напряженных и усложненных ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности. Это направление оптимизации предполагает поэтапное формирование физической подготовки курсантов.
Определенной коррекции представляется рациональным подвергнуть и подготовку курсантов в области боевых приемов борьбы. Мы предполагаем, что за счет проведения комплексных занятий по боевому разделу на фоне эмоциональной и физической усталости создаются благоприятные условия для формирования профессиональных навыков применения приемов задержания и сопровождения. Необходимо констатировать, что в настоящее время не находят полного отражения такие формы организации учебных занятий, как комплексное занятие, круговая тренировка, «деловые игры». Также в рамках реализации профессиональных компетенций
для курсантов следует наиболее широко использовать съемные «Стандартные полосы препятствий по физической подготовке МВД России» для залов, состоящие из стандартных снарядов и приспособленные для оборудования в игровых спортивных залах 36х18 м. Основная цель занятий, проводимых в этих залах — помимо формирования физических качеств и специальных навыков, значимых в непосредственном единоборстве с правонарушителем, является осуществление дифференцированного контроля выработки у курсантов этих навыков и качеств. Наличие полигона «Фрагмент города» со специальной полосой препятствий повышенной сложности позволит осуществить демонстрацию профессиональных качеств и навыков, предъявляемых ФГОС ВПО для выпускников (слушателей 5-х курсов) образовательных организаций МВД России.
Все указанные нововведения должны найти свое отражение и закрепление: в рабочих учебных программах по дисциплине «Физическая подготовка» и учебно-методических пособиях, разрабатываемых кафедрами физической подготовки. Следует отметить, что достижение высокого уровня в проведении занятий по физической подготовке, а также профессионализма выпускников вузов МВД России возможны в том случае, если будут осуществляться руководящая и направляющая роль преподавателя-профессионала и наличие учебно-тренировочной базы. Приведенные факторы позволят в должной мере развивать и реализовать планы по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров для ОВД.
Е
И.И. Ординарцев
РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ
ТЕНДЕНЦИИ
СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ
Российское книгоиздание.
Тенденции. Стратегии. Перспективы.
Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.
Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.