Научная статья на тему 'Терминология подготовительной части практического занятия по физической подготовке'

Терминология подготовительной части практического занятия по физической подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / TERMINOLOGY / PHYSICAL FITNESS / PRACTICAL EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питомцев Михаил Николаевич, Сысоев Андрей Александрович, Разницын Виталий Александрович

Проанализированы проблемы, связанные с использованием специальной терминологии при проведении практических занятий по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Питомцев Михаил Николаевич, Сысоев Андрей Александрович, Разницын Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terminology of the preparatory part of the practical lesson on physical training

In the scientific article the author analyses the problems associated with the use of special terminology, in conducting practical classes in physical training.

Текст научной работы на тему «Терминология подготовительной части практического занятия по физической подготовке»

УДК 371 ББК 74

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ПИТОМЦЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СЫСОЕВ, заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ РАЗНИЦЫН, доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, мастер спорта международного класса России Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

СНайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проанализированы проблемы, связанные с использованием специальной терминологии при проведении практических занятий по физической подготовке.

Ключевые слова: терминология, физическая подготовка, практическое занятие.

Abstract. In the scientific article the author analyses the problems associated with the use of special terminology, in conducting practical classes in physical training.

Keywords: terminology, physical fitness, practical exercise.

Использование обыденной разговорной речи вместо специальных терминов и команд при проведении практических занятий по физической подготовке (обозначении положений тела, рук, ног; при проведении построений и перестроений, общеразвивающих упражнений) является нарушением терминологических правил и говорит о недостаточной подготовленности преподавателя.

Специальная терминология, с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий, используется во многих областях знаний и практической деятельности.

Область физических упражнений охватывает множество движений, положений, упражнений включая такие, которые совсем не характерны для повседневной жизни человека, поэтому и у нее свой язык, своя терминология.

В образовательных организациях МВД России физические упражнения в свою очередь являются основой учебных практических занятий по физической подготовке. В любом практическом занятии по физической подготовке принято выделять три части — подготовительную, основную и заключительную. Все эти части обязательны и разрабатываются на основе конкретных задач, которые ставит преподаватель перед данным занятием.

Подготовительная часть имеет следующее значение:

1. Произвести начальную организацию занимающихся, в частности построить занимающихся, принять рапорт, сообщить цели и задачи занятия. Путем выполнения элементарных упражнений, строевых приемов и команд повысить внимание занимающихся, а также обеспечить их психическую настройку и готовность к занятию. Данная, соб-

ственно вводная часть занятия, в значительной мере может влиять на качество всего занятия.

2. Осуществить общую разминку организма занимающихся для повышения работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Все двигательные действия должны быть структурно несложными и освоенными, хотя в комплексы общеразвивающих упражнений необходимо включать и новые движения. Интенсивность выполнения упражнений должна нарастать постепенно. Рекомендуется следующий порядок их выполнения: ходьба, легкий бег, упражнения для рук и плеч, затем для ног, туловища и прыжки.

Основная задача такой разминки — проработать (разогреть) все мышечные группы и системы организма и вывести их на более высокий уровень функционирования.

3. Осуществить, если это необходимо, специальную разминку с целью более серьезной подготовки тех мышечных групп и систем организма, которые будут нести главную нагрузку в основной части занятия.

Основная часть предназначена для решения тех конкретных задач, которые поставлены на данном занятии. В этой части осуществляется обучение технике движений, воспитание физических и морально-волевых качеств. Решаются задачи как общей, так и специальной подготовки занимающихся.

Заключительная часть. В этой части необходимо постепенно снизить функциональную активность организма и привести его в нормальное по-слерабочее состояние. Осуществляется также уборка мест занятий и инвентаря, обязательны общее построение и анализ занятия. Необходимо давать домашние задания для самостоятельного подтягивания «слабых мест» и решения других установок преподавателя.

Основная терминологическая нагрузка при общении преподавателя с занимающимися ложится на подготовительную часть занятия, т.к. именно в ней, преподавателю практически постоянно приходится использовать команды для построений, перестроений, передвижений, размыканий и смыканий; называть позы и положения туловища, рук и ног при проведении общеразвивающих упражнений.

Именно поэтому в настоящем пособии предлагается подробное изложение терминов и команд,

применяемых для проведения подготовительной части занятия на высоком профессиональном уровне.

Терминология — это совокупность понятных и доступных специальных наименований (терминов) применяемых для краткого обозначения упражнений, положений, передвижений. Система терминов помогает упростить описание упражнений, облегчает и расширяет возможности общения между преподавателем и обучающимися, способствует быстрой и точной организации группы, повышает эффективность руководства учебным процессом, увеличивает плотность и интенсивность учебно-тренировочных занятий.

Терминология — это язык общения специалистов между собой и специалистов с занимающимися.

По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает. Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения изучаемого упражнения.

Система терминов при проведении практических занятий по физической подготовке состоит из двух частей:

• термины, обозначающие положения туловища, рук, ног и движения ими;

• команды, подаваемые для выполнения строевых упражнений (построений, перестроений, поворотов, передвижений и размыканий).

Одна часть терминов и команд используется из Строевого устава Вооруженных Сил, другая, появилась со спецификой проведения занятий по гимнастике.

В нашей статье мы рассмотрим лишь некоторые из основных терминов.

Строй — расположение занимающихся для совместных действий.

Шеренга — строй, в котором занимающиеся расположены рядом друг с другом по одной линии.

Колонна — строй, в котором занимающиеся расположены один за другим.

Направляющий — занимающийся, стоящий первым в колонне.

Замыкающий — занимающийся, стоящий последним в колонне.

№ 2 / 2017

Вестник экономической безопасности

267

Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

Тыл — сторона строя, противоположная фронту.

Фланг — правая или левая оконечность строя по фронту.

Глубина строя — расстояние направляющего до замыкающего (в колонне).

Ширина строя — расстояние от правофлангового до левофлангового (в шеренге).

Дистанция — расстояние между рядом стоящим занимающимся в глубину строя (в колонне).

Интервал — расстояние между занимающимся по фронту (в шеренге).

Построение — размещение занимающихся в строй в определенном месте зала (площадки), указанном преподавателем.

Строевая стойка, или основная стойка — когда занимающиеся принимают строго вертикальное положение, ноги выпрямлены, ступни стоят с сомкнутыми пятками, носки врозь, подбородок приподнят, руки прижаты к середине бедра сбоку, пальцы полусжаты.

На занятиях физической подготовкой к областям применения специальных терминов относятся:

В подготовительной части занятия:

1. Основные положения (рук, ног, туловища).

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Строевые упражнения.

В основной части занятия: — специальные действия и приемы сотрудников органов внутренних дел.

Литература

1. Баршай В.М., В.Н. Курысь В.Н., Павлов И.Б. Гимнастика. Ростов-на-Дону, 2011.

2. Гимнастика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г 484 под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. М., 2009.

4. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М., 2014.

5. Строевой Устав ВС Российской Федерации от 11.03.2006 г. № 111.

УДК 371 ББК 74

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МВД РОССИИ. СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ВАДИМ АНАТОЛЬЕВИЧ ХРОМОВ,

доцент кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя, мастер спорта России

E-mail: [email protected]: ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КОСЯКИН, старший преподаватель кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются особенности системы физической подготовки курсантов и слушателей в вузах системы МВД России. Описываются цель и задачи этой системы, предлагаются меры по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.