УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11827
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ У КУРСАНТОВ
Воронов Николай Андреевич
кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны
Россия, Ярославль
Аннотация: При подготовке и проведении занятия необходимо учитывать, что каждое учебное занятие не должно сводиться к натаскиванию обучающихся на выполнение того или иного контрольного норматива. Все занятия должны носить учебно-тренировочный характер. В статье описывается организация и методика при проведении учебных занятий по легкой атлетике и ускоренному передвижению.
Ключевые слова: спорт, тренировка, курсанты, бег.
ORGANIZATION AND TECHNIQUE OF CARRYING OUT STUDIES AT CADETS
Voronov Nikolay A.
Ph.D, senior teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense Russia, Yaroslavl
Summary: By preparation and holding occupation it is necessary to consider that each educational occupation should not svokditsya to coaching of students on implementation of this or that control standard. All occupations have to have educational and training character. In article the organization and a technique when carrying out studies on track and field athletics and the accelerated movement is described.
Keywords: sport, training, cadets, run.
Учебные занятия - основная форма физической подготовки обучающихся. Они проводятся в виде теоретических и практических занятий. Теоретические занятия направлены на овладение обучающимися необходимыми знаниями и проводятся в виде лекций; практические являются основным видом учебных занятий и проводятся в виде учебно-тренировочных, учебно-методических и инструкторско-методических и показных.
Учебные занятия направлены на развитие выносливости и быстроты, совершенствование действий в составе подразделений, воспитание волевых качеств. Качество и эффективность учебных занятий в значительной степени зависят от своевременной подготовки к ним и умения руководителя творчески применять принципы и методы обучения и воспитания [2].
Важное значение имеет правильная последовательность выполнения упражнений, обеспечение высокой плотности занятия, физической нагрузки и эмоциональности их проведения.
При изучении литературы руководитель должен не только уяснить содержание учебного материала, но и практически опробовать упражнения, уточнить методику
124
обучения, используя для этого подготовительные и специальные упражнения, продумать организационное построение занятия, его материальное обеспечение [1].
В конспекте обязательно отражаются следующие вопросы:
- наименование основных и подготовительных упражнений для каждой части занятия;
- время, отводимое на изучение отдельных упражнений и тренировку в их выполнении; методические приемы обучения и тренировки;
- содержание комплексной тренировки и порядок ее проведения;
- материальное обеспечение занятия.
Руководитель накануне проведения занятий инструктирует своих помощников непосредственно на месте проведения. В процессе инструктажа он объясняет содержание, организацию и ход занятия, показывает последовательность и методику изучения упражнений, порядок проведения тренировки [3]. Проверяет умение своих помощников правильно показать отдельные упражнения, знание команд, подаваемых при обучении, и мер предупреждения травматизма. Дает указания по устранению выявленных недостатков.
Тройной прыжок с места
Выполняется на любой ровной площадке с любым видом покрытия, с размеченной линией отталкивания, местом приземления и контрольными отметками через каждые 5 см.
Результат определяется по ближайшей к линии отталкивания отметке (следу), оставленной любой частью тела с точностью до 5 см. Выполнить три попытки подряд. Зачет - по лучшей попытке.
Учебные занятия по ускоренному передвижению проводятся на стадионе или ровной площадке, а также на пересеченной местности по дорогам и вне дорог в составе подразделения фронтальным или поточным способом и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть занятия (7-10 мин) проводится в целях общего укрепления организма и подготовки его к более напряженной работе в основной части занятия. Подготовительная часть включает перестроение на месте и в движении, ходьбу и медленный бег, общеразвивающие упражнения в движении и на месте, специальные прыжково-беговые упражнения и бег с ускорением.
После выполнения двух-трех строевых приемов подается команда на перестроение «Рота (взвод), в колонну по одному (по два) по дорожке шагом-МАРШ». Выполнение общеразвивающих упражнений в движении и на месте начинается с исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение - ПРИНЯТЬ». Проверив правильность принятия исходного положения, руководитель занятия подает команду «Упражнение начи-НАЙ».
Для окончания выполнения упражнения вместо последнего счета подается команда «На месте - СТОЙ, в движении -упражнение - ЗАКОНЧИТЬ». Руководитель проводит показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, стоя лицом или боком к обучаемым, в выполняемых а движении - навстречу строю. Он выбирает место перед строем, чтобы был хорошо виден всем обучаемым и сам мог наблюдать за ними.
Общеразвивающие упражнения в подготовительной части занятия выполняются в такой последовательности:
- потягивающие упражнения - поднимание на носках с прогибанием и разведением рук в стороны вверх;
- упражнения преимущественно для мышц рук и плечевого пояса - разведение и поднимание рук, круговые движения руками вперед и назад;
- упражнения преимущественно для мышц туловища - наклоны и повороты с разведением рук в стороны;
- упражнения преимущественно для мышц ног - приседания, выпады и прыжки;
- упражнение для мышц всего тела - упоры присев лежа, различные повороты;
125
- упражнения вдвоем;
- специальные прыжково-беговые упражнения и бег с ускорением на дистанции 4060 м. Подготовительная часть заканчивается спокойной ходьбой и перестроением подразделения для выполнения упражнений в основной части занятия.
Подготовительная часть занятия решает задачи организации занимающихся и подготовки их организации к предстоящим физическим нагрузкам [4]. Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения подбираются и проводятся по принципу «сверху-вниз» -начиная с мышц рук и заканчивая мышцами и связками ног.
В ходе выполнения общеразвивающих упражнений используются следующие методы: словесный, показа, поточный и по разделениям [5].
Выполнение физических упражнений на месте и в движении с использованием словесного метода начинается с указания порядка выполнения упражнения и исходного положения, которое принимается по команде "Исходное положение - ПРИНЯТЬ". Упражнение выполняется по команде "Упражнение начи-НАИ". Для окончания выполнения физического упражнения на месте вместо последнего счета подается команда "СТОЙ", в движении - "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ".
При использовании метода показа руководитель занятия производит образцовый показ упражнения по команде "Упражнение - ПОКАЗЫВАЮ", после чего указывает исходное положение и подает команду к его принятию, к началу выполнения, и соответствующую команду - с окончанием выполнения упражнения. Показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, производится руководителем стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а выполняемых в движении - навстречу строю.
Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные физические упражнения выполняются одно за другим без пауз для отдыха поточным методом по команде "Потоком, упражнения - начи-НАИ", или "Упражнения за мной, потоком, начи-НАИ".
Сложные упражнения выполняются по разделениям, например: "Наклониться, руки назад, делай-РАЗ; строевая стойка, делай - ДВА; присесть, руки вперед, ладонями вниз, делай - ТРИ; строевая стойка, делай - ЧЕТЫРЕ". Затем упражнение выполняется без указания порядка в определенном темпе по командам руководителя: "Делай - РАЗ; делай -ДВА; делай - ТРИ; делай - ЧЕТЫРЕ". После освоения физического упражнения по разделениям подается команда на его выполнение в целом "Упражнение, начи-НАИ".
Ходьба, бег и упражнения в движении являются важными средствами развития прикладных навыков и укрепления двигательного аппарата. Общеразвивающие упражнения совершенствуют координационные способности занимающихся, содействуют укреплению мышечно-связочного аппарата, общему физическому развитию.
Список литературы:
1. Борисов А.В., Елькин Ю.Г., Чернышов С.М. Развитие и формирование професионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-4 (14). С. 68-69
2. Васин В.Н., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Теоретико-экспериментальное обоснование программы формирования профессионально важных качеств средствами физической культуры // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 4 (31). С. 134-139
3. Воронов Н.А. В здоровом теле - здоровый дух // Colloquium-journal. 2018. № 6-2 (17). С. 77-79
4. Воронов Н.А. Поддержание двигательного режима в жизни человека // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ "НАЦРАЗВИТИЕ". Июнь 2018. Сборник избранных статей. 2018. С. 103-105
5. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ. 2016. - 431 c.
УДК 372.881.161.1
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11828
К ВОПРОСУ ОБ АКТИВНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ИНОСТРАННОМУ
Горшунова Анна Сергеевна
старший преподаватель кафедры журналистики ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет Россия, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос об использовании активных форм обучения русскому языку как иностранному. Целью применения в процессе обучения таких форм является развития коммуникативной компетенции. Основной задачей исследования является описание методов активных форм работы с иностранными учащимися.
Ключевые слова: активные формы обучения, русский язык как иностранный, языковая игра.
TO THE QUESTION OF ACTIVE FORMS OF STUDYING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Gorshunova Anna Sergeevna
senior teacher of department of journalism Pacific National university Russia, Khabarovsk
Abstract: The article discusses the use of active forms of teaching Russian as a foreign language. The purpose of using in the process of learning such forms is the development of communicative competence. The main objective of the study is to describe the methods of active forms of work with foreign students.
Keywords: active forms of education, Russian as a foreign language, language game.
В условиях развития межкультурных связей возрастает роль знания иностранных языков. Русский язык для иностранных студентов выступает не только в роли учебной дисциплины, но и средства обучения, общения и развития личности.
В современных образовательных стандартах предусмотрено использование активных и интерактивных форм занятий. Спецификой дисциплины «русский язык как