УДК 796.04
А. Г. Хайруллин, А. В. Куршев, Г. Д. Гейко, Р. В. Раджабов, И. А. Зенуков
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ
В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Ключевые слова: физические упражнения, физическая готовность, методика привития командных навыков, физкультурная
пауза.
В статье обсуждаются проблемы одновременного развития физических качеств и привития навыков организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы будущим бакалаврам техники и технологии. Гипотеза исследования заключалась в применение явления переноса навыков, умение командовать на занятиях физической культурой будет способствовать скорейшему привитию умений управлять подчиненными на производстве на первоначальных этапах становления в качестве инженера руководителя
Key words: exercise, physical readiness, technique of developing team skills, physical activities.
In this article discusses the problem of simultaneous development of physical and leads skills of the health improving and sport mass work among future bachelors of engineering and technology. The research hypothesis was consists in transporting skills application, an ability to command at physical culture lessons will contribute to the ability to manage subordinates on the initial stages of becoming an engineer supervisor in the manufacture.
Введение
В современных условиях роль Казанского Национального Исследовательского Технологического Университета в подготовке высококвалифицированных специалистов химического профиля существенно возросла. Однако в Казани и других городах существует множество образовательных учреждений, которые готовят специалистов в этой области за короткие сроки и по узкой специализации. В условиях существующей конкуренции наши выпускники должны существенно «на голову быть выше» отличаться от выпускников коммерческих образовательных учреждений.
В соответствии с федеральными законами об образовании и о физической культуре и спорте в Российской Федерации - физическая культура в высших учебных заведениях является обязательным компонентом образовательного процесса. Столетний опыт введения физической культуры в обучение показал, что выпускники учебных заведений работают эффективнее, с повышенной производительностью труда, качественнее, меньше болеют, работают до и после выхода на пенсию.
Одним из важнейших критериев, подготовленности специалистов к будущей профессиональной деятельности является его физическое состояние - физическая готовность, которая формируется в процессе занятий физической культурой и соблюдении принципам здорового образа жизни. Также на производстве важными представляются лидерские качества выпускника как руководителя любого уровня, дающие выпускнику способность быстро адаптироваться в коллективе, завоевать авторитет и повести за собой товарищей для решения возникающих в процессе работы над проектами задач.
Наряду с правилами развития физических качеств, привития здорового образа жизни, правил гигиены и других аспектов науки «физическая культура» в этой науке есть раздел привития
навыков преподавания дисциплины. В основном этими навыками «педагога в области физической культуры и спорта» овладевают в специализированных вузах (педагогических, академиях физической культуры и др.). Но и в техническом вузе можно привить начальные педагогические знания и навыки учителя физкультуры будущему бакалавру техники и технологии. А затем, используя принципы переноса знаний и умений с одной области в другую, на выпуске мы получаем полноценного специалиста, который обладает и техническими знаниями и умениями руководить вверенным ему коллективом. Очень важно по приходу в трудовой коллектив на начальных этапах зарекомендовать себя как выпускника высшего учебного заведения, завоевать доверие и расположение у рабочих. Не во всех технических вузах обучают командовать подчиненными, а получить теоретические знания и практику лидерства (начальника, главного инженера и т.д.) необходимо в стенах высшего учебного заведения.
Начинать обучение необходимо на выпускных курсах, на занятиях физической культурой. В процессе учебы необходимо научить выпускника осуществлять показ отдельных физических упражнений, организацию части учебного занятия, занятие в целом, физкультурные паузы, утреннюю гимнастику, небольшие спортивные праздники, умение принимать нормы ГТО. Вследствие ограничения во времени, а привитие методических навыков требует больше говорить и командовать - предлагается ввести укороченную методику привития командных навыков педагога по физической культуре.
В работе [1] рассматривается проблема воспитания коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов с помощью инновационных физкультурно-оздоровительных технологий. Авторы приходят к выводу, что модернизация занятий физической культурой в вузе с учетом психотипических свойств личности, а с другой стороны путем
разнообразия форм и методов физического воспитания позволяют эффективно воспитывать коммуникативную и организационно-управленческую компетентность.
Одним из направлений быстрого привития командных навыков предлагается рассмотреть метод многократных голосовых повторений, при выполнении простейших физических упражнений и метод моделирования отдельных частей занятия, утренней зарядки, физкультурной паузы, занятия физической культурой в целом и ее других форм. Овладев командными навыками в проведении отдельных форм физической культуры, студент получает необходимый минимальный опыт лидера, начальника, руководителя. Студент почувствует, как изменяя интонацию и тембр голоса, выделяя предварительную и исполнительную команды, можно управлять обучаемыми, подчиненными, большими и малыми массами людей. Как вложив знания в голос можно управлять людьми, можно заставить их выполнять физические упражнения, перестраиваться, заставлять бегать, прыгать - исполнять волю руководителя. Совершенствуясь в обучении, привития командно-методических навыков педагога по физической культуре, студент увидит как его правильные команды и распоряжения дают ожидаемый результат, и как при не верных командах у студента возникнут трудности наступит словесный «стопор», подчиненные начнут разговаривать, смеяться, перестанут подчиняться командам. Данную нежелательную ситуацию необходимо пройти во время учебы, чтобы впредь на производстве она не возникала, а если все же случится, то руководитель быстро вспомнит, что он или другой студент придумал, сказал и как вышел из затруднительной ситуации на занятии.
Научиться руководить людьми на производстве можно и не обладая начальными педагогическими навыками, но за время пока выпускник станет хорошим руководителем, совершит много ошибок, по отношению к себе и подчиненным.
Какие образовательные задачи ставятся при внедрении методики привития первоначальных педагогических навыков бакалавру техники и технологии.
Знать:
- перечень физических упражнений, предусмотренных для, проведения основных форм физической культуры (утренней физической зарядки, физкультурной паузы на производстве, отдельные части учебного занятия, небольшую физическую тренировку и организацию спортивных состязаний на отдыхе);
- нормативы отдельных упражнений,
- методику развития физических качеств и двигательных навыков;
- мероприятия по профилактике спортивного травматизма;
- требования руководящих документов по организации физической культуры в жизни и на производстве;
Уметь:
- проводить основные формы физической культуры
- выполнять основные и специальные физические упражнения, предусмотренные программой обучения;
- проводить индивидуальную физическую тренировку;
- оценивать отдельные физические упражнения;
- проверять уровень физической готовности (по комплексам ГТО);
- организовывать спортивные состязания на отдыхе и судить отдельные мероприятия.
Учебно-методические занятия могут проводиться по нескольким вариантам:
- в виде практического занятия с методической направленностью, когда преподаватель, проводя занятие, непрерывно объясняет свои действия. Это своего рода показное занятие с объяснением действий преподавателя;
- в виде поэтапного привития методических навыков студентам;
- в виде методической практики, когда обучаемые в роли преподавателя проводят отдельные части занятия или занятия в целом, с последующим разбором преподавателем проведенного занятия:
- в виде инструкторско-методических занятий с целью обучения методике проведения отдельных тем или сложных учебных вопросов.
Рассмотрим последовательность освоения начальных педагогических навыков и умений учителя физической культуры:
- научиться подаче команд при проведении строевых приемов на месте и в движении, выделение предварительной и исполнительной составляющих команды;
- обучение методике проведения отдельного элемента упражнения;
- подача команд при проведении общеразви-вающих упражнений на месте;
- подача команд при проведении упражнений в ходьбе и беге;
- подача команд при проведении отдельного упражнения или его элемента;
- обучение методике подачи команд при проведении ознакомления, разучивания и совершенствования физического упражнения;
- обучение проведения части учебного занятия и занятия в целом;
- обучение методике проведения физкультурной паузы;
- обучение методике контроля физического состояния человека и выставление оценки качества выполнения отдельного упражнения.
- обучение методике проведения спортивных состязаний и праздников;
- оказание помощи и страховки при проведении упражнений, предупреждение и выявление ошибок,
Начать обучение привития командных навыков необходимо с простейших движений или физических упражнений, используя принцип «от простого к сложному». Очень важно чтобы методические занятия не вызывали негатив у обучаемых, а были интересными и познавательными [2]. Занятия по
физической культуре так же начинаются с простейших упражнений на «разминке», а затем все сложней и интересней и доходят до сложных упражнений на гимнастических снарядах.
Начальные педагогические навыки преподавателя по физической культуре в конечном счете, сводится к выполнению простейших общеразви-вающих упражнений (ОРУ):
1. Проведение упражнений на месте.
2. Проведение упражнений в движении.
3. Проведение упражнений по разделениям.
4. Проведение упражнений на учебном месте (на зарядке, на физкультурной паузе, на отдыхе и т.д.).
В данной статье рассмотрим алгоритм действий преподавателя и обучаемых при привитии методики выполнения простейших общеразвивающих упражнений, выполняемых стоя на месте.
Общая схема проведения упражнения на месте выглядит так:
1. Упражнение назвать.
2. Упражнение показать.
3. Дать указания по выполнению отдельных элементов упражнения
4. Принять исходное положение (И.П.).
5. Подать команду на начало выполнения.
6. Подсчитать. Контролировать выполнение, сделать замечания.
7. Подать команду на прекращение выполнения упражнения.
Этот алгоритм универсален и поэтому сам является первоочередным предметом усвоения. Нельзя упускать ни одного пункта. Рассмотрим методику проведения отдельных действий данного алгоритма.
1. Упражнение назвать. Не просто указать, что это, скажем, упражнение для мышц рук, а дать краткое название, используя общепринятую терминологию изучаемой темы (в данном случае гимнастическую терминологию). Упражнение должно быть правильно подобрано (по теме). Поскольку упражнение в подготовительной части проводятся в определенной очередности, должна быть соблюдена установленная последовательность: «сверху - вниз»
-упражнения для мышц шеи и голо-вы«наклоны или вращение головы»;
-потягивающие упражнения «отведение, разведение рук, выпады»;
- упражнения для мышц рук и плечевого пояса «рывки руками, вращения»;
- упражнения для мышц туловища «наклоны, вращение»;
- упражнения для мышц ног «выпады, приседания, вращения в суставах»;
- упражнения для мышц всего тела (комплексного воздействия). Здесь могут выполняться комплексы вольных упражнений [3];
Эта последовательность сохраняется при проведении упражнений подготовительной части в парах с партнером, на гимнастической стенке, со скамейкой, на тренажерах и т.д.
Для правильного подбора очередного упражнения руководитель должен обладать широким на-
бором упражнений (примерно по три упражнения на каждую группу мышц). При этом исходить из характера действий мышц. Например, руки: сгибаются и разгибаются, совершают маховые движения и вращения в плечевых суставах. Вот вам и три упражнения.
- мышцы туловища: обеспечивают наклоны вперед- назад; вправо-влево, вращение (повороты) туловища, и т. д.
В названии упражнений существует общепринятая терминология она как бы «своя» для гимнастики - здесь много не существующих положений или названий - упражнение лыжника, гибкая пружина, мельница, ноги на ширине плеч, смирно, вольно и т. д. Все эти термины и выражения нужно стараться не применять, но и употребление их большой ошибкой не будет.
2.Упражнение показать. Показ должен быть образцовым 2 раза с подсчетом. Как правило «зеркально» лицом к обучаемым, но в ту же сторону, что и группа обучаемых. Для себя - вправо, для группы - влево. Некоторые упражнения, например: «Упор присев - упор лежа» показываются боком к занимающимся.
Возможен показ с попутным кратким объяснением. Например:
«На раз» - поднять руки вверх, прогнуться; «На два» - наклониться вперед, достать руками пол; «На три - присесть на всей ступне, спина прямая, руки вперед; «На четыре» основная стойка.
Приучить себя и обучаемых к высокой культуре показа.
3. Дать указания по выполнению.
Кратко указать главное в технике выполнения. При необходимости с повторным показом. Указания должны быть краткими (не более 5 сек.), верными по терминологии и содержанию. Могут включать указания по безопасности. Указания по выполнению могут делаться и в процессе выполнения упражнений (при подсчете до четырех, вместо первых двух счетов делается указание - «резче рывок три четыре»)
4. Принять исходное положение (И.П.)
Назвать исходное положение. Подать команду «Исходное положение - Принять». И принять И.П. вместе с группой. Если И.П. - основная стойка, то команду на ее принятие подавать не следует, заменив командой «Становись!»
5. Подать команду на выполнение.
«Упражнение начи-НАЙ!» (Упражнение - в
левую сторону (с левой ноги, руки) начи-НАИ. Самому начать выполнение вместе с группой «зеркально» - вправо.
Выполнить упражнение образцово вместе с группой 2-3 раза (цикла). В дальнейшем принять основную гимнастическую стойку и вести подсчет.
6. Подсчитать и сделать замечания. Вести подсчет, контролировать выполнение на протяжении всего упражнения.
Ведение подсчета выполняется на 4 такта -Раз-два-три-четыре; Раз-два-три-четыре и так 6-8 повторений.
Замеченные ошибки устранять указаниями в темп подсчета, когда два счета из четырех заменяются указаниями. Например, при выполнении упражнения «Упор присев - упор лежа»:
«Голову - выше - три-четыре! Раз-два - руки прямые» Тело не гнуть - три-четыре».
Научиться использовать следующие варианты проведения подсчета:
а) подсчет с постепенным ускорением темпа выполнения упражнения с целью повышения нагрузки и эмоциональности занятия;
б) подсчет с разной скоростью, когда отдельные движения в упражнении резко отличаются по продолжительности;
в) подсчет-счет, когда необходимо выполнить упражнения определенное количество раз и обеспечить согласованное одновременное выполнение всей группой. Например:
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Выполнить 10 раз. Исходное положение - ПРИНЯТЬ. Упражнение - начи-НАЙ (Раз-один, раз-два, раз-три, раз-четыре, раз-пять и т.д. до 10.
Г) акцентирование голосом части отдельного счета т.е. интонацией голоса, например четвертого прыжка или десятого отжимания.
7. Подать команду на окончание упражнения. Интонацией выделить последний цикл. Скомандовать «Раз-два-три-СТОЙ». В упражнениях на месте подается команда «СТОЙ!» в движении «упражнение ЗАКОНЧИТЬ».
В целом эти 7 пунктов для упражнения «вращение головы» будут выглядеть (курсивом выделим прямую речь) так:
-1 упражнение «Вращение головы»;
-2 показываю;
-3 вращения выполнять медленно глаза не закрывать на четыре счета одно вращение в одну сторону затем на четыре счета в другую сторону;
- 4 исходное положение ноги на ширине плеч, руки на поясе, исходное положение ПРИНЯТЬ!;
- 5 упражнение в левую сторону начи-НАЙ!;
-6 раз, два, три, четыре...раз, два, три, четыре раз, два, три, четыре глаза не закрывать, три, четыре раз, два, три, четыре раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре.
-7 раз, два, три, СТОЙ!.
Во время учебно-методических занятий по этой теме методика проведения упражнения на месте отрабатывается в парах с партнером под управлением преподавателя. Студенты по очереди командуют или руководят друг другом, а затем и более по численности группами.
Научившись хорошо проводить упражнения на месте на базе общеразвивающих упражнений, можно использовать приобретенные навыки для проведения упражнений с предметами: гирями, гантелями и др. отягощениями, упражнения в движении шагом, бегом и другие формы физического воспитания.
Методические навыки в проведении упражнений совершенствуются далее в процессе методической практики по заданию преподавателя в ходе и обычных практических занятий.
В стенах ВУЗа выпускник должен получить определенное образование в области физической культуры, в том числе и умения организационно-управленческой работы [4-6]. Тем более, что практически многие на производстве будут иметь подчиненных, с первых дней выхода на работу. Привитие лидерских качеств умение ориентироваться в сложных ситуациях можно было бы ввести на учебно-методических занятиях на выпускных курсах не менее двух последних семестров обучения.
Литература
1. Павлова А.С. Воспитание коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов с помощью инновационных физкультурно-оздоровительных технологий / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. - №6 (100). - С. 99-103.
2. Р.С. Наговицын Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности студента. Вестник Казан. технол. ун-та, 2013, т.16, №15, с. 244 - 249.
3. Л.Ш. Рахматуллина Обеспечение оздоровительной направленности занятий физической культурой в вузе со студентками различных групп здоровья. Вестник Казан. технол. ун-та, 2014, т.17, №12, с. 357 - 359.
4. Лифанов А.Д. Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В.Д. Лифанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. - №4 (110). - С. 76-79.
5. Павлова А.С. Модернизация занятий физической культурой в вузе на основе личностно ориентированного содержания учебного процесса / А.С. Павлова, А. Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Вестник спортивной науки. - 2014. -№2. - С. 51-54.
6. Д.Г. Кузьмичева Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности студентов вузов с использованием электронных образовательных ресурсов. Вестник Казан. технол. ун-та, 2014, т. 17, №12, с. 317 - 318.
© А. Г. Хайруллин - ст. преп. каф. ФВиС КНИТУ, hairullins@mail.ru; А. В. Куршев - к.п.н., доц. каф. ФВиС КНИТУ; Г. Д. Гейко - к.т.н., доц. каф. ФВиС КНИТУ; Р. В. Раджабов - ст. преп. каф. ФВиС КНИТУ; И. А. Зенуков - к.т.н., зав. каф. ФВиС КНИТУ КНИТУ, i.zenukov@mail.ru
© A. G. Khairullin - the senior teacher of department "Physical education and sports" KNRTU, hairullins@mail.ru; A. V. Kurshev -the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the same department; G. D. Geyko - the candidate of technical sciences, the senior lecturer of the same department; R. V. Radjabov - the senior teacher of same department; 1 A. Zenukov - the candidate of technical sciences, the head of department "physical education and sports".