Научная статья на тему 'Система качества практической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социальная РА- бота»'

Система качества практической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социальная РА- бота» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтунова Алла Николаевна, Ларионова Ирина Анатольевна

В статье определены условия, необходимые и достаточные для обеспечения гарантий качества практической подготовки будущих специалистов социальной сферы в вузе. Описан порядок осуществления деятельности по планированию, управлению, обеспечению, улучшению, оценке качества организации студенческих практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтунова Алла Николаевна, Ларионова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система качества практической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социальная РА- бота»»

6. Зеер Э. Ф., Хасанова И. И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: Практ.-ориентир. моногр. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 158 с.

7. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т, 2005.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: Тр. методол. семинара. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

9. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.

10. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Под ред. Н. С. Глу-ханюк. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.

11. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

12. Шахматова О. Н. Практикум по социальной психологии / Под ред.

Э. Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. - Ч. 1. - 49 с.

А. Н. Ковтунова,

И. А. Ларионова

СИСТЕМА КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

В статье определены условия, необходимые и достаточные для обеспечения гарантий качества практической подготовки будущих специалистов социальной сферы в вузе. Описан порядок осуществления деятельности по планированию, управлению, обеспечению, улучшению, оценке качества организации студенческих практик.

The problem of managing the quality of education is one of the most actual in contemporary Russia. The article indicates conditions, which are necessary for providing quality of practical training at the department of social work. Particularly, it determines distinctly the order of planning, managing, providing, improving and estimating quality of students’ practical training.

Проблема управления качеством образования является одной из наиболее актуальных в современной России в силу ряда причин: реального снижения качества подготовки специалистов в российских вузах в 80-90-х гг.

XX в., обусловленного реформированием системы; усиления конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов и т. д. Немаловажную роль играет также вступление России в общеевропейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое предполагает создание интегрированной системы высшего образования, основанной на единых принципах и стандартах качества.

В соответствии с требованиями документа «Стандарты и директивы для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанного Европейской сетью гарантий качества (ЕЫОЛ) в сфере высшего образования, система качества представляет собой совокупность нескольких видов деятельности:

• планирования (деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований к качеству);

• управления (методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству);

• обеспечения (деятельность, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены);

• улучшения (деятельность, предусматривающая улучшение способности выполнить требования к качеству);

• оценки (подтверждение того, что требования к качеству выполнены) [2].

С учетом данного положения, а также на основе требований к качеству

образования, сформулированных на международном, национальном (общероссийском), региональном и вузовском уровнях, в Институте социального образования (ИСОбр) Уральского государственного педагогического университета была создана Система качества практической подготовки студентов. Она является компонентом Системы менеджмента качества образования ИСОбр.

Планирование качества практической подготовки студентов ИСОбр. Планирование представляет собой важнейший этап в обеспечении гарантий качества практической подготовки и включает в себя определение ее целей и задач.

Цели определяются на основании «Стратегического плана развития», «Годового плана работы вуза», «Политики в области качества и других документов», а также выявления текущих потребностей всех заинтересованных сторон (студентов, руководителей практики, администрации учреждений -мест практики).

Стратегической целью развития Института социального образования УрГПУ на 2007-2011 г. в данном направлении является обеспечение комплекса условий для реализации концепции непрерывного практико-ориентирован-ного обучения студентов.

К основным задачам относятся:

• обеспечение участия руководителей-практиков от учреждений как потенциальных работодателей в решении проблем профессиональной подго-

товки будущих специалистов, в том числе и в корректировке программ каждого вида практики;

• обучение персонала социальных учреждений и руководителей практики на местах новым методам супервизии;

• внедрение инновационных форм сотрудничества с учреждениями -местами практики студентов, разработка и реализация совместных социально значимых проектов;

• расширение сферы практико-ориентированной социально значимой деятельности студента во внеучебное время, в том числе и участие в волонтерской деятельности;

• совершенствование программы мониторинга, измерений и анализа качества практической подготовки специалиста;

• непрерывное повышение удовлетворенности всех субъектов практик качеством предоставления услуг.

Данные стратегические задачи находят отражение в годовом плане работы Института социального образования, а также планах работы Совета по практике, Отдела практики, групповых руководителей.

Политика и цели в области обеспечения качества практической подготовки обсуждаются на советах по практике с привлечением групповых руководителей, представителей учреждений - мест практики, студентов и др. Результаты обсуждения доводятся до сведения заинтересованных сторон посредством размещения на информационных стендах, сайте, во время установочных конференций.

В процессе планирования определяются и показатели качества практической подготовки, а также методы их измерения и анализа.

Управление качеством практической подготовки. Эффективность управления качеством практической подготовки во многом определяется структурой руководства данным процессом.

В частности, в Институте социального образования УрГПУ можно выделить несколько уровней руководства данным видом деятельности.

Совет по практике - коллегиальный совещательный орган, к основным функциям которого относятся создание и корректировка концепции практики студентов, разработка стратегии организации практической подготовки, координация деятельности всех субъектов, участвующих в организации и проведении практики, контроль результатов практики (анализ результатов, их обсуждение, разработка системы корректирующих и предупреждающих действий).

Ответственные за практику по направлениям занимаются проработкой концепции практики по конкретному направлению («социальная работа», «социальная педагогика» и др.), планируют и координируют работу групповых руководителей, осуществляют отбор учреждений - мест практики.

Курсовые руководители разрабатывают учебно-методические комплексы конкретных видов практик, корректируют задания на практику с учетом потребностей учреждения - места практики, занимаются заключением договоров, организуют спецсеминары для студентов перед практикой, проводят установочную и итоговую конференции, анализируют результаты практики.

Групповые руководители осуществляют диагностику ожиданий от практики и удовлетворенности ее результатами, курируют процесс реализации программы практики студентами, оценивают результаты практики.

Распределение ответственности и полномочий между структурами и лицами, организующими практическую подготовку студентов, осуществляется с помощью Положения о практике студентов, Положения об отделе практики, Положения о Совете по практике, Положения об отделе качества и др.

Управление качеством практической подготовки студентов должно осуществляться при организации каждого вида практики (волонтерской, летней социально-педагогической, учебной, стажерской) и на каждом из ее этапов (подготовительном, основном и заключительном).

На подготовительном этапе проводятся:

• опросы руководителей социальных учреждений, студентов, выпускников с целью выявления дополнительных требований к содержанию и организации практики;

• анализ и, при необходимости, обновление (дополнение) Модели выпускника по направлению «социальная работа» и учебно-методических материалов каждого вида практик. Учебно-методический комплекс по практике включает в себя рабочую учебную программу практики, рабочую учебную программу спецкурса для студентов «Введение в практику», рабочие учебные планы семинаров, проводимых в ходе подготовки студентов к прохождению практики, программы установочной и итоговой конференций, методические рекомендации для студентов по прохождению практики, программы семинаров для руководителей практик, методические рекомендации для преподавателей по организации практики. Обновленные (с учетом требований заинтересованных сторон) материалы рецензируются представителями социальных учреждений, преподавателями, обсуждаются со студентами, а затем сертифицируются отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ;

• определение перечня учреждений - мест практики на текущий учебный год. При этом используется «Методика расчета рейтинга учреждений -мест практики студентов». К основным критериям, в соответствии с которыми рассчитывается рейтинг социального учреждения, относятся: наличие возможностей для выполнения студентом заданий конкретного вида практики, инновационный и научный потенциал учреждения, наличие в учреждении специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы и т. д.;

• отбор руководителей практики в соответствии с «Перечнем требований, предъявляемых к руководителям практики студентов». Согласно данному перечню, от группового руководителя практики от университета требуется наличие высшего образования (педагогическое или по профилю подготовки), опыта педагогической работы не менее 2 лет; стажировки в социальном учреждении, разработки и реализации социальных проектов, работы в качестве волонтера. К руководителю практики от социального учреждения предъявляются следующие требования: наличие профильного образования (высшего, курсов переподготовки, повышения квалификации) и опыта работы по направлению практики, а также высокого уровня профессиональной компетентности;

• выявление ожиданий от практики всех заинтересованных сторон (студентов, вуза, представителей социальных учреждений);

• определение степени осведомленности студентов об основных целях и результатах практики и критериях их оценивания;

На протяжении основного этапа практики в задачи по управлению качеством входит сбор информации о ходе практики. С этой целью проводятся следующие мероприятия:

• регулярные личные беседы группового руководителя с руководителем практики от учреждения с целью выявления промежуточных результатов и проблем, возникающих в процессе прохождения студентами практики;

• проведение предварительной аттестации, которое осуществляют совместно групповой руководитель и куратор студента от учреждения. На предварительной аттестации обсуждается объем работы, выполненный студентом к данному времени, трудности, с которыми он столкнулся, и способы их преодоления, корректируется план на вторую половину практики.

Заключительный этап практики представляет собой подведение итогов:

• определение качества организации процесса прохождения студентами практики (на итоговых студенческих конференциях, посредством анализа оценочных листов и характеристик с места практики, отчетов групповых руководителей и т. д.);

• определение качества образовательных результатов студентов на основании установления степени соответствия Модели выпускника по специальности «социальная работа» (в ходе коллоквиума, исследований, проводимых психолого-педагогической лабораторией ИСОбр);

• выявление степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон (студентов, вуза, представителей социальных учреждений) результатами практики.

Обеспечение качества практической подготовки. Для функционирования и постоянного улучшения системы практической подготовки специ-

алистов необходимо обеспечение всеми необходимыми ресурсами, к которым относятся:

• высококвалифицированные кадры. Требования к руководителям практики от университета и от социального учреждения четко определены. В Институте социального образования УрГПУ достаточно много внимания уделяется вопросу повышения профессионализма руководителей практики (проводятся специальные обучающие семинары, круглые столы, практикуется обмен опытом на заседаниях Совета по практике и т. д.). Применяются различные механизмы морального и материального поощрения руководителей;

• комфортная образовательная среда. Для подготовки к практике предоставляются аудитории и лаборатории, оснащенные современным оборудованием, библиотечные фонды;

• необходимая инфраструктура (телефонная и электронная связь).

• оценка и улучшение качества практической подготовки. С целью улучшения качества практической подготовки осуществляются его регулярный анализ и оценка.

Можно определить три основных направления сбора информации:

- качество подготовки студентов (выпускников);

- качество образовательного процесса;

- степень удовлетворенности заинтересованных сторон.

Основой для оценки качества подготовки выпускников выступает Модель выпускника по специальности, включающая обозначение общих (общенаучных, социально-личностных, коммуникативных, организационно-управленческих) и профессиональных (общепрофессиональных и специальных) компетенций. Для оценивания степени достижения тех или иных компетенций используется целый комплекс педагогических, психологических, социологических методик.

В систему оценки качества процесса практической подготовки входят такие показатели, как кадровый потенциал, качество учебно-методического комплекса, материальное обеспечение, а также ряд других характеристик (большинство из которых являются сложными, состоящими из нескольких отдельных показателей).

Кроме того, проводится сбор информации, касающейся восприятия потребителями и другими заинтересованными сторонами основных характеристик процесса и осуществляется оценка удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Одним из комплексных средств оценивания качества практической подготовки являются внешние (в ходе лицензирования, аттестации, аккредитации, сертификации СМК) и внутренние аудиты. Основная цель внутренних аудитов заключается в обеспечении руководителей объективной и своевременной информацией о степени соответствия функционирования системы ус-

тановленным требованиям, предотвращении появления проблем качества, выявлении областей его улучшения.

Полученные данные анализируются Отделом качества и руководством ИСОбр. Результаты анализа используются для уточнения и актуализации целей, принятии решений о выделении необходимых ресурсов, повышения степени удовлетворенности потребителей.

На основании анализа со стороны руководства определяются корректирующие и предупреждающие действия и планируются мероприятия по улучшению качества практической подготовки студентов в Институте социального образования УрГПУ.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Социальная работа». Квалификация: специалист. - М., 2002.

2. Методические рекомендации по внедрению Типовой модели системы качества образовательного учреждения / В. В. Азарьева, В. И. Круглов, Д. В. Пузанков и др. - СПб.: HH^com, 2007.

3. Салимова Т. А. Управление качеством: Учеб. по специальности «Менеджмент организации». - М.: Омега-Л, 2007. - 414 с.

4. Субетто А. И. Доктрина качества высшего образования в России // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика: Коллектив. науч. моногр. / Под науч. ред. А. И. Субетто: В 3 т. - СПб.: Смольный ун-т РАО; Кострома: Изд-во КГУ, 2005. - Т. 1. -С. 32-43.

Л. Д. Старикова

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается необходимость получения дополнительного экономического образования студентами профессионально-педагогического вуза. Уточнены уровни профессиональной компетентности субъектов деятельности: обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Рассмотрены понятия экономической образованности и компетентности будущих специалистов.

In this article necessity of reception of additional economic education is considered by students of professional - pedagogical high school. Levels of professional competence of subjects of activity ae specified: knowledge, professional readiness, professional experience and professionalism. Concepts of economic erudition and competence of the future experts are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.