Научная статья на тему 'Практика в системе подготовки специалистов социальной сферы'

Практика в системе подготовки специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1847
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РRACTICE / INTEGRATION / DIFFERENTIATION / SOCIAL SPHERE / PROFESSSIONAL SKILLS / PERSONAL QUALITIES / INDEPENDENT PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтерев Виталий Анатольевич, Клюшина Анастасия Федоровна

Рассматривается организация практики у студентов будущих специалистов социальной сферы социальных педагогов и социальных работников. Анализируются дефиниции понятия «практика», обосновывается нормативно-правовое обеспечение практической подготовки студентов, раскрываются этапы организации практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice in the system of training specialists of social sphere

The article deals with students' practice organization in the process of training social educators and social workers. The authors have analyzed definitions of notion «practice», proved standard-legal maintenance of practical training of students, determined stages of organizing practice.

Текст научной работы на тему «Практика в системе подготовки специалистов социальной сферы»

УДК 37.013.42:371.134

В. А. Дегтерев, А. Ф. Клюшина

ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: практика; интеграция; дифференциация; социальная сфера; профессиональные умения; личностные качества; самостоятельная профессиональная деятельность.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается организация практики у студентов — будущих специалистов социальной сферы — социальных педагогов и социальных работников. Анализируются дефиниции понятия «практика», обосновывается нормативно-правовое обеспечение практической подготовки студентов, раскрываются этапы организации практики.

V. A. Degterev, A. F. Klyushina

PRACTICE IN THE SYSTEM OF TRAINING SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE

KEY WORDS: practice; integration; differentiation; social sphere; profess-sional skills; personal qualities; independent professional activity.

ABSTRACT. The article deals with students’ practice organization in the process of training social educators and social workers. The authors have analyzed definitions of notion «practice», proved standard-legal maintenance of practical training of students, determined stages of organizing practice.

В системе высшего профессионального образования ведущая роль принадлежит теории и практике обучения.

Теория (от греч. ЛеоНа — наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение) — это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области. Обычно представляет собой систему законов и основной категориальнопонятийный аппарат (понимание, ис-

толкование, интерпретация, объяснение) [4. С. 61].

Практика обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с другой — на практике происходит более глубокое

осмысление проблем, особенности решения которых связаны со спецификой социальной службы, в которой проводится практика. Поэтому бытует выражение «Практика без теории слепа, теория без практики — мертва...».

Практика является одной из основных форм учебного процесса по программе подготовки специалистов специальности «Социальная работа» и «Социальная педагогика».

Цель программ обучения будущих специалистов социальной сферы состоит в том, чтобы подготовить грамотных специалистов, которые впоследствии смогут использовать приобретенные знания, умения, навыки и способности в профессиональной деятельности.

Роль и место практики в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы раскрывают отечественные и зарубежные авторы: М. Доэл, Ст. Шадлоу, ее специфику: П. Фрейре, А. М. Панов, Т. Ф. Золатарева, технологию организации отдельных видов практики в вузе: Н. П. Клушина, В. С. Ткаченко, Е. И. Холостова и другие.

В последнее десятилетие появились работы, в которых носят отражение проблемы организации практической подготовки, структуры и механизмов проведения различных видов учебной практики (ознакомительная, учебная, производственная, комплексная, преддипломная и др.), развития системы непрерывного практического обучения будущих специалистов социальной сферы (Л. Г. Гус-лякова, Ю. Н. Галагузова, Б. Ю. Шапиро и др).

В современном образовательном пространстве выделяют ряд проблем, связанных с организацией практики.

Во-первых, нет устойчивой связи между вузом, социальными учреждениями и государственными органами.

Во-вторых, нет четкой формализации процесса, включающего предписания, финансирование и организацию.

В-третьих, отсутствует регулирование практики, так как в государственном образовательном стандарте содержатся следующие предписания: «...в каждом вузе должна быть разработана своя система практик, которая бы содержала программу и принципы проведения практики».

Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Однако для будущих специалистов социальной сферы, этап практического обучения имеет особое значение, так как студенты в процессе практики учатся работать с разными категориями населения, решать проблемы социального, психологического, экономического характера, применять различные технологии социальной работы и социально-педагогической деятельности.

В связи с этим реализуется принцип непрерывной практики, который заключается в прохождении практики на каждом курсе, то есть идет постоянная практическая работа в течение всего периода обучения в вузе, в отличие от установившейся традиции, где практика сконцентрирована только на одном каком-либо курсе.

Практика специалистов социальной работы и социальной педагогики многообразна по своим образовательным функциям. Во время прохождения практики у студента происходит систематизация знаний, умений и навыков, обучение, просвещение, интеграция, совокупности знаний, полученных в результате обучения, а также процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, включающим в себя знания, умения, творческую деятельность и эмоционально-ценностное отношение к миру.

Без практики трудно представить систему профессионального обучения, эффективно готовящую студентов к работе

с клиентами. Обучение на рабочем месте дает возможность овладеть конкретными профессиональными навыками, почувствовать себя специалистами и по-настоящему осознать ценности социальной работы.

Все виды практики направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической пси-холого-педагогической и социальнопедагогической деятельности с детьми, подростками и семьями, приобретение новых умений и навыков.

Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных

внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции и ключевых компетенций.

Основополагающей целью практического обучения является формирование профессиональных умений и личностных качеств специалиста нравственногуманистической направленности и на их основе — овладение видами профессиональной деятельности, соответствующей квалификации.

Анализ литературы показал, что современные ученые трактуют понятие «практика» по-разному (см табл.).

ТАБЛИЦА

ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ «ПРАКТИКА»

АВТОР/ ИСТОЧНИК ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (гр. ргаШе, от praktik6s — деятельный, активный) материальная, чувственнопредметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов

М. Доэл, С. Шардлоу, английские ученые период обучения, во время которого студент находится в агентстве социальной работы

М. А. Зыскина модель будущей деятельности, система, обеспечивающая содержательную реализацию теоретических знаний, социальный опыт

Н. П. Клушина, B. С Ткаченко базовый элемент формирования компетентности специалиста, самый важный аспект профессионального развития

А. С. Пинкус чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения своих потребностей

В. П. Горленко вид учебной работы, направленной на закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение и совершенствование

Мы обозначаем практику будущих специалистов социальной сферы, как непрерывную, последовательную, самостоятельную, профессионально-учебную деятельность студента в реальной профессиональной среде, направленную на развитие личностных и профессионально-значимых качеств, проработку знаний, умений, навыков, формирование профессиональной компетентности.

Базами для проведения практики могут являться: социальные службы системы социального обслуживания населе-

ния, оказывающие помощь и поддержку представителям различных социальных групп, фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, образовательные учреждения, подразделения службы занятости населения, учреждения, организации, службы системы здравоохранения, образования, МВД, воинские части, общественные некоммерческие организации и т. д.

Прохождение практики будущих специалистов социальной работы и социальной педагогики регулируется:

— законом РФ «Об образовании»;

— федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

— Трудовым кодексом Российской Федерации;

— постановлением Правительства Российской федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»;

— приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»;

— Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа»;

— Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика»;

— положением по практике, разработанным конкретным образовательным учреждением;

— распорядительными документами (приказами, распоряжениями) руководителей конкретных образовательных учреждений;

— нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность учреждений — мест практики (Устав учреждения, правила внутреннего трудового распорядка и др.).

В соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 года, сроки практики за все годы очного обучения по специальности «Социальная работа», должны быть не менее 24 недель. В них входит: ознакомительная практика на 1 курсе (2 недели), учебная

практика на 2 курсе (4 недели), производственная практика на 3 и 4 курсах (10 недель) и преддипломная на 5 курсе (8 недель) [2. С. 16].

Для социальных педагогов — не менее 20 недель практики предусматривает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2005 года.

Для достижения названной цели должны быть решены следующие задачи:

• Обучение студентов умению и навыкам ведения организационно-управленческой, научно-педагогической, практической, исследовательско-аналитической деятельности на различных объектах социальной сферы в пределах, определенных государственными стандартами специальности.

• Знакомство студентов с организацией и функционированием действующих учреждений и социальных служб.

• Формирование у студентов готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

• Воспитание у студентов стремления использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы в своей деятельности.

• Приобретение студентами умения работать в условиях неформального общения, чтобы способствовать проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиентов.

• Повышение у студентов мотивации к квалифицированной профессиональной деятельности, путем вовлечения их с первых лет обучения в коллективы учреждений социальной сферы для участия в решении проблем различных категорий населения.

Эти задачи в той или иной мере ставятся перед студентами при прохождении любого вида практики, однако на каждом курсе в качестве ведущих выдвигаются приоритетные, которые и опре-

деляют конкретное содержание каждого вида практики.

Эффективность практической подготовки будущих специалистов социальной сферы во многом зависит от характера и качества ее организации. Организация практики включает в себя три этапа:

1) подготовительный;

2) основной;

3) завершающий.

На подготовительном этапе проводятся:

1. Опросы руководителей социальных и образовательных учреждений, студентов, выпускников с целью выявления дополнительных требований к содержанию и организации практики.

2. Анализ и, при необходимости, обновление (дополнение) модели выпускника по направлению «социальная работа» «социальная педагогика» и учебно-методических материалов каждого вида практик. Учебнометодический комплекс по практике включает в себя: рабочую учебную программу практики, рабочую учебную программу спецкурса для студентов «Введение в практику», рабочие учебные планы семинаров, проводимых в ходе подготовки студентов к прохождению практики, программы установочной и итоговой конференции, методические рекомендации для студентов по прохождению практики, программы семинаров для руководителей практик, методические рекомендации для преподавателей по организации практики. Обновленные (с учетом требований заинтересованных сторон) материалы рецензируются представителями социальных и образовательных учреждений, преподавателями, обсуждаются со студентами, а затем сертифицируются отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ.

3. Определение перечня учреждений-мест практики на текущий учебный год. При этом используется «Методика расчета рейтинга учреждений-мест практики студентов». К основным критериям, в соответствии с которыми рассчитывается рейтинг социального учреждения, относятся: наличие возможностей для выполнения студентом заданий конкретного вида практики, инновационный и научный потенциал учреждения, наличие в учреждении специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы и т. д.

4. Отбор руководителей практики в соответствии с «Перечнем требований, предъявляемых к руководителям практики студентов». В соответствии с данным перечнем, групповой руководитель практики от университета должен иметь высшее образование (педагогического или по профилю подготовки), опыт педагогической работы не менее 2 лет; пройти стажировку в социальном учреждении, опыт разработки и реализации социальных проектов, работа в качестве волонтера. К руководителю практики от социального учреждения предъявляются следующие требования: наличие профильного образования (высшего, курсов подготовки, повышения квалификации) и опыта работы по направлению практики, а также высокий уровень профессиональной компетентности.

5. Выявление ожиданий от практики всех заинтересованных сторон (студентов, вуза, представителей социальных учреждений).

6. Определение степени осведомленности студентов об основных целях, результатах практики и критериях их оценивания.

На протяжении основного этапа

практики происходит сбор информации

о ходе практики посредством:

— регулярных личных бесед группового руководителя с руководителем практики от учреждения с целью выявления промежуточных результатов и проблем, возникающих в процессе прохождения студентами практики;

— проведения предварительной аттестации. ее проводят совместно групповой руководитель и куратор студента от учреждения. на ней обсуждается тот объем, который студент выполнил к данному времени, трудности, с которыми он столкнулся и способы их преодоления, корректируется план на вторую половину практики.

На заключительном этапе практики осуществляется подведение итогов:

• Определение качества организации процесса прохождения практики студентами (на Итоговых студенческих конференциях, в процессе анализа оценочных листов и характеристик с места практики, отчетов групповых руководителей и т. д.).

• Определение качества образовательных результатов студентов осуществляется на основании установления степени соответствия Модели выпускника по специальности «социальная работа» и «социальная педагогика» (в ходе коллоквиума, исследований, проводимых Психолого-педаго-гической лабораторией ИСОбр).

• Выявление степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон (студентов вуза, представителей социальных учреждений) результатами практики.

Основной этап предполагает деятельность студентов в процессе прохождения практики, завершающий — оценивание результатов практики, подведение итогов. А вот значимость и содержание подготовительного этапа определяется различными учеными и образовательными учреждениями по-разному.

Ю. Н. Галагузова определяет работу по подготовке студентов к практике в двух направлениях:

1) профессиональное обучение, реа-

лизуемое через курсы, закрепленные государственным стандартом — такие, как «Введение в социальную педагогику», «Введение в социальную работу», «Введение в психологию», «Педагогика», «Общая психология», «Социальнопедагогические тренинги». Это предполагает сформированность двух групп умений: аналитических (способность

выделять главное, ставить проблему, выдвигать гипотезу, собирать нужную информацию, разрабатывать план действий и реализовывать его, оценивать результаты) и коммуникативных;

2) профессиональное воспитание личности, которое выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студента к профессиональному труду социального педагога и специалиста социальной работы и воспитание в нем профессионально значимых личностных качеств специалистов [1. С. 67].

Н. П. Клушина подготовительную работу перед выходом на практику называет «доучрежденческим этапом», в него она включает обеспечение каждого студента рекомендациями по прохождению практики, предоставление первичных знаний об учреждении и психологическую подготовку к выполнению практической работы [3. С. 44].

В Институте социального образования профессиональная подготовка студентов к практической деятельности осуществляется путем использования игровых моментов, элементов театрализации, сюжетно-ролевых представлений, благодаря чему одной группе студентов предоставляется возможным оказаться в роли «беспризорника», «подростка-нар-комана», «малолетней матери» и т. д., а другая группа играет роли специалистов социальной сферы, представителей

правоохранительных органов и других служб.

В процессе обсуждения конкретного примера, студенты пытаются найти выход из сложившейся ситуации, используя различные формы, методы и технологии социальной работы. Каждый студент может проявить себя, высказать свою собственную точку зрения, предложить пути и способы решения обозначенных проблем, что способствует воспитанию таких качеств, как альтруизм, милосердие, сострадание и подготавливает студентов к включению в реальную профессиональную деятельность на практике.

Все эти виды подготовки и формы обучения следует рассматривать как целостный процесс, который включает образовательную, практическую, исследовательскую, социально значимую, общественную и воспитательную деятельность студента, ориентированную на подготовку к выходу на практику и, следовательно, на успешное ее прохождение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАЛАГУЗОВА, Ю. Н. Социальная педагогика : практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. — М. : ВЛА-

ДОС, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «040101 — Социальная работа». Квалификация: специалист. — М., 2002.

3. КЛУШИНА, Н. П. Организация практики студентов по социальной работе : учеб. пособие /

Н. П. Клушина, В. С. Ткаченко. — М. : ВЛАДОС, 2004.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ практика / под ред. В. К. Розова. — М. : Просвещение, 1981.

Получено 19.03.09 © Дегтерев В. А., Клюшина А. Ф., 2010

Подводя итоги, мы определили практику будущих специалистов социальной сферы, как непрерывную, последовательную, самостоятельную, профессионально-учебную деятельность студента в реальной профессиональной среде, направленную на развитие личностных и профессионально-значимых качеств, проработку знаний, умений, навыков, формирование профессиональной компетентности.

Практика будущих специалистов социальной сферы необходима для:

• ознакомления с профессиональной деятельностью;

• проверки собственных способностей, возможностей;

• получения профессионального опыта и формирования профессиональной компетентности;

• самовоспитания и саморазвития. Таким образом, можно сделать вывод,

что значимость практики для будущих специалистов — социальных работников и социальных педагогов очевидна, ее ценность общепризнана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.