Е. В. Романова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»
Работа представлена кафедрой организации работы с молодежью Курганского государственного университета.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Н. Д. Бобкова
Использование практико-ориентированного подхода к организации учебного процесса студентов позволяет решать задачи их профессионального самоопределения. Учебные практики, начиная с первого курса, формируют у студентов профессиональные навыки и умения. Студенты 3-5-го курсов в рамках производственной практики могут реализовать собственные проекты, что позволяет подготовить востребованного специалиста.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, профессиональное самоопределение.
E. Romanova
PRACTICE-ORIENTED APPROACH AS A CONDITION FOR VOCATIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS SPECIALISING IN ORGANISATION
OF WORK WITH YOUTH
Usage of the practice-oriented approach to organisation of students' educational process makes it possible to solve problems of their vocational self-determination. Starting from the 1st year, educational practices form students' professional skills. 3-5-year students can realise their own projects during their work practice, which promotes training of a specialist with good job opportunities.
Key words: practice-oriented approach, vocational self-determination.
В настоящее время, для того чтобы в вузе подготовить хорошего специалиста, необходимо построить учебный процесс так, чтобы студент имел возможность проверять, пополнять и использовать свои знания, полученные в ходе теоретического обучения. Для достижения этой задачи в учебных планах подготовки специалистов всех направлений помимо общепрофессиональных и специальных дисциплин определенная доля учебного времени уделяется практике. Различные виды учебных практик позволяют студенту подтвердить правильность выбранной профессии, наблюдать за тем, как работают профессионалы, получить практический опыт,
формировать необходимые умения и навыки, выполнить творческую исследовательскую работу. Такой подход к процессу обучения способствует формированию подготовленного к профессиональной деятельности, конкурентоспособного, мобильного и творческого специалиста. Все это способствует решению одной из главных задач профессионального обучения студентов - успешному прохождению процесса профессионального самоопределения.
Многие исследователи уделяют большое значение практике в процессе профессионального образования в вузе. Особенности и виды практик зависят от специальности, учебного
плана и общей организации учебного процесса. Большая доля исследований этой проблемы посвящены педагогической практике.
Ю. К. Бабанский говорит о том, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обучения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности [1, с. 37].
В. К. Розов отмечает, что из всех форм организации учебной работы в вузе наиболее сильное влияние на процесс формирования личности учителя оказывает педагогическая практика [3, с. 56].
В свою очередь К. Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой [4, с. 251].
Ю. Н. Галагузова рассматривает практику в качестве связующего звена между теоретическим и практическим обучением студентов и говорит о приоритетном значении данного вида деятельности. Она создала дидактическую модель профессиональной подготовки специалистов социальных специальностей, которая строится на основе принципов интеграции, детерминации, развития [2, с. 64].
Опираясь на исследования К. А. Абуль-ханова-Славской, В. А. Сластенина, О. А. Аб-дулиной, мы определили, что учебная практика - это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности.
Данное понимание практики позволяет рассматривать ее в качестве одного из основных условий профессионального самоопределения специалиста, выполняющего интегрирующую функцию между теоретическим и практическим обучением будущих специалистов, в том числе социальных специальностей.
Специфика обучения студентов социальных специальностей, по-нашему мнению, заключается в ярко выраженной направленности студентов на работу с людьми, интерес к социальной ситуации в стране, понимание индивидуальных особенностей клиентов, готовность к бесконфликтному решению проблем и т. д. Все эти особенности работы будущих специалистов социономических профессий следует учитывать в ходе теоретических, практических занятий, а также в ходе организации и прохождения ими учебных практик. В связи с этим уместно использование практико-ориентированного подхода к организации учебного процесса, и в том числе для решения задачи профессионального самоопределения.
В нашем исследовании мы хотим показать возможности практико-ориентирован-ного обучения в ходе достижения успешного профессионального самоопределения студентов специальности «Организация работы с молодежью». На основе анализа диссертационных работ Галагузовой Ю. Н., Собано-вой Л. В., Мелеховой В. Е. можно предположить, что сущностью практико-ориентиро-ванного обучения является соединение в себе получения новых знаний и применения их на практике при решении определенных задач, что влечет за собой формирование практического опыта.
Основным элементом такого подхода являются учебные практики. Объем и содержание всех видов практик определяется планом, который составляется кафедрой на основе примерных программ, рекомендуемых соответствующим УМО, и с учетом специфики баз практик.
При разработке и организации практик необходимо особое внимание уделить педагогическим принципам. Это связано с тем, что они направляют деятельность преподавателей, реализуя нормативную функцию дидактики. Учет принятых принципов позволяет более точно достигать поставленных в ходе практики целей. Принципы обучения возникли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения.
ПЕДАГОГИКА
При организации учебных практик по специальности «Организация работы с молодежью» мы придерживались следующих принципов:
• соответствия - новая теория в некотором пределе должна производить результаты старой, т. е. новая деятельность в ходе обучения опирается на предыдущий опыт;
• свободы выбора - предоставление студентам в ходе практики права выбора деятельности в соответствии с их индивидуальными особенностями, при этом важным условием является осознанная ответственность за этот выбор;
• сотрудничества - каждый студент осознает себя полноценной личностью, стремящейся к приобретению новых знаний и умений, а преподаватель поддерживает это и строит свои отношения со студентами на основе диалога;
• преемственности и перспективности -обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков, определяет отбор содержания и методов теоретического обучения;
• системности и последовательности -знания, умения и навыки формируются в определенном порядке, каждый новый элемент учебного материала логически связан с предыдущими знаниями и имеющимся опытом, что позволяет достичь больших результатов;
• связи теории с практикой - подразумевает практическую проверку полученных теоретических знаний студентов в ходе конкретной профессиональной деятельности.
При организации практики студентов специальности «Организация работы с молодежью» мы учитывали указанные принципы и предположили, что это будет способствовать более успешному профессиональному самоопределению студентов. Профессиональное самоопределение студентов понимается нами как сложный личностный процесс, при котором происходит прогнозирование дальнейших планов образования в зависимости от личных особенностей каждого студента и установление личностного смысла профессиональной деятельности в условиях новых
социально-экономических потребностей общества на основе опыта, полученного в процессе практико-ориентированного обучения.
В данном случае учебно-ознакомительная практика развивает интерес к профессиональной деятельности, повышает мотивацию к дальнейшему обучению, активизирует развитие у студента склонностей и способностей, а также способствует формированию своей профессиональной направленности. Психолого-педагогическая практика способствует овладению творческим подходом к решению возникающих задач, углублению полученных теоретических знаний и практических навыков по дисциплинам психолого-педагогического и гуманитарного цикла, получению опыта работы, формированию устойчивого интереса студентов к специальности, активизации развития склонностей и способностей, установлению ценностно-моти-вационной направленности студентов. Производственная практика позволяет применять полученные знания и умения при выполнении профессиональных обязанностей специалиста по работе с молодежью в муниципальных органах в ходе реализации своего социального проекта.
Организация практики студентов, начиная с первого курса, позволяет сделать образовательный процесс непрерывным, поступательным, системным, что ведет к повышению эффективности подготовки молодых специалистов.
В ходе исследования мы провели анкетирование студентов 4-го курса Курганского государственного университета специальности «Организация работы с молодежью». Все студенты отмечают значительную роль учебно-ознакомительной и психолого-педагогической практик для эффективного профессионального образования. 38,5% студентов утверждают, что практики - это возможность проверить теоретические знания в ходе практической деятельности, окончательно определиться с правильностью выбранной специальности (53,8% студентов), несколько студентов еще отметили, что практика является одним из способов самореализации.
Также мы выяснили, что после проведения практики 53,8% студентов собираются работать по избранной специальности, 38,5% скорее всего будут работать в сфере, связанной с молодежью, но не в государственных и общественных учреждениях.
На основе полученных результатов анкетирования можно говорить об активном интересе студентов к изучаемому виду деятельности - 89,8%, и только 10,2% студентов так и не смогли понять, насколько им интересна данная профессия.
Нельзя не отметить и тот показатель, что большая часть студентов уже заявила о своей готовности к профессиональной деятельности по изучаемой специальности (72,7%), 23,4% студентов сказали о необходимости получения еще более полной информации и практического опыта, оставшиеся 3,9% заявили о своей неготовности к профессиональной деятельности.
По результатам анкетирования видно, что успешному профессиональному самоопределению студентов способствуют использование активных форм проведения учебно-ознакомительной практики, создание и реализация студенческих социальных проектов в ходе психолого-педагогической практики, самостоятельный выбор базы прохождения практики, создание условий для реализации студенческих проектов, нахождение путей решения социально-значимых проблем на
уровне муниципальных органов, планирование и подведение итогов практики в ходе сотрудничества преподавателей и студентов. Также необходимо отметить, что в своей работе в процессе практики студенты используют обозначенные нами принципы обучения. Это говорит о том, что они действительно способствуют профессиональному самоопределению, как мы и предполагали.
В настоящее время на рынке труда сложилась такая ситуация: для того чтобы получить достойную и интересную работу, необходимо постоянно преодолевать внешние препятствия, самосовершенствоваться. Современное общество сегодня предъявляет достаточно высокие требования: сегодня нужен не просто выпускник высшего учебного заведения, которого на месте научат, что и как делать, а специалист, уже готовый начать самостоятельную профессиональную деятельность, причем с инновационными идеями. Поэтому перед студентами нашего времени стоит трудная, но решаемая задача: стать хорошим практиком с высшим образованием.
Таким образом, с учетом современных требований мы выявили, что применение практико-ориентированного подхода в ходе профессионального образования будущих специалистов по работе с молодежью способствует их успешному профессиональному самоопределению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 148 с.
2. Галагузова Ю. Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов. Дис. на соис. учен. степ. д-ра пед. наук. М., 2001. 185 с.
3. Розов В. К. Развитие интереса к рабочим профессиям в обучении к географии. М.: Просвещение, 1982. 112 с.
4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика 1990. Т. 5. 528 с.