Научная статья на тему 'Особенности модели воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа'

Особенности модели воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошев А. А.

В статье раскрываются особенности модели воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа, определены основные детерминанты методологических оснований к построению потребностной модели, описаны структура и технологические характеристики каждого этапа воспитательного процесса относительно этапов профессиональной практики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article features of model of educational process in the conditions of professional practice of students of the integrated college reveal, the basic determinants of the methodological bases to construction of model of requirements are defined, the structure and technical characteristics on each stage of educational process concerning stages of professional practice are described.

Текст научной работы на тему «Особенности модели воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа»

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УКРУПНЕННОГО КОЛЛЕДЖА

ГРОШЕВ А.А.

В статье раскрываются особенности модели воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа, определены основные детерминанты методологических оснований к построению потребностной модели, описаны структура и технологические характеристики каждого этапа воспитательного процесса относительно этапов профессиональной практики.

В современных экономических условиях нашего общества гарантом востребованности молодежи на рынке труда становится качество профессиональной подготовки, поскольку стране нужны квалифицированные рабочие, обладающие новым типом мышления, способные к новаторству, предприимчивости на своем рабочем месте и адаптации в быстро меняющихся условиях, а также умением принимать активное участие в совершенствовании технологического процесса. Поэтому перед профессиональными учебными заведениями стоят неотложные задачи: повысить качество профессионального образования и воспитания при подготовке квалифицированных рабочих, сформировать у них культуру труда, трудолюбие, творческую инициативу, социальную мобильность на рынке труда [1].

Модель воспитательной работы в учреждении профессионального образования (УПО) представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов, совместной творческой деятельности по выработке компетенций в сфере принятия социальных решений, разрешения сложных профессиональных проблем, осуществления нравственно обоснованного выбора. Таким образом, на формирование личности студента колледжа оказывают решающее влияние социальная среда, система профессионального воспитания и вовлеченность в практическую, преобразовательную, трудовую деятельность.

Указанные детерминанты мы обозначили как центральные пункты для построения по-требностной модели осуществления воспитательного процесса в укрупненном колледже. Очевидна связь этих детерминант с методологическими подходами в осуществлении учебновоспитательного процесса в колледже - личностно-деятельностном, средовом и компетентно-стном.

Разработка модели воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа обусловлена рядом причин, нами выделены наиболее характерные среди них:

1) потребность педагогического коллектива в единой, тщательно продуманной системе профессионального воспитания, характерной для укрупненного колледжа и, особенно, в условиях прохождения студентами профессиональной практики;

2) потребность учащихся получать качественную профессиональную подготовку, сопровождающуюся профессиональным воспитанием, которое обеспечивает возможность профессионального самоопределения и социальной защищенности.

In article features of model of educational process in the conditions of professional practice of students of the integrated college reveal, the basic determinants of the methodological bases to construction of model of requirements are defined, the structure and technical characteristics on each stage of educational process concerning stages of professional practice are described.

В результате объединения пяти профессиональных училищ в укрупненный колледж стали очевидны проблемы профессионального образования и воспитания в новых условиях и необходимость в следующих мероприятиях:

1) создание новой оптимальной воспитательной системы в условиях производственного обучения и профессиональной практики студентов с учетом непрерывности и продолжительности обучения в колледже;

2) насыщение содержания профессиональной практики и воспитательного процесса в рамках этой практики рациональным методическим содержанием и более раннее привлечение студентов к творческому труду;

3) повышение уровня технического оснащения производственного обучения, механизация труда студентов в производственных мастерских;

4) совершенствование педагогического руководства общественно полезным и производительным трудом студентов колледжа, а также овладение педагогами необходимыми новыми знаниями и умениями в области производства;

5) улучшение культурно-бытовых условий студентов колледжа, их социальная защита.

В процессе исследования была разработана организационно-педагогическая модель воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа, в основу которой положен комплекс подходов: личностно-деятельностный, средовой и компетентностный подходы и постулируемые ими принципы воспитания:

- равноправия - отношение к студентам как к равноправным субъектам образовательного процесса, предполагающего отношение к личности молодого человека как к самоценности;

- духовности, проявляющейся в формировании у молодого человека смысла жизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали и образа мысли российского гражданина;

- демократизма, означающего воспитание поколения, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ (т.е. воспитание для демократии), переход к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества воспитателя и воспитанника;

- патриотизма, предполагающего формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях;

- конкурентоспособности, выступающей как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократизации общества, предполагающей формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной мобильности, смене видов деятельности, освоению новых профессий, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкуренции на рынке труда;

- толерантности (терпимости), являющейся одним из основных принципов воспитания молодежи в условиях плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимости к мнениям других людей, другому образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки требований законов;

- индивидуализации, заключающейся в том, что личность в условиях демократических реформ получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей в полной мере, ориентацию на собственные интересы и потребности и за счет этого формирования способ-

ности не только выжить, ни и проявить творческую активность;

- вариативности, включающей многообразие типов воспитательных приемов, но единства их требований, нацеленности системы воспитания не только на воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на развитие собственных взглядов, подходов, ценностей, принятие альтернативных решений, готовности к деятельности в непредвиденной ситуации.

Остановимся на описании особенностей модели воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов укрупненного колледжа.

Структура воспитательного процесса при прохождении профессиональной практики студентами представляет собой взаимосвязь его основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также диагностики достигнутых результатов. К воспитательным задачам профессиональной практики можно отнести следующие:

1) развитие личностных качеств студентов, необходимых для будущей эффективной профессиональной деятельности, в том числе привитие основ культуры коммуникации внутри трудового коллектива и реализации социальной и личной активности учащихся УПО в работе звеньев и бригад в ходе профессиональной практики;

2) формирование профессионально-ценностных ориентаций духовно-нравственной сферы будущих квалифицированных рабочих, а также сохранение и приумножение историкокультурных традиций УПО, преемственности, формирования чувства профессиональной принадлежности и корпоративности;

3) создание условий для формирования гражданской позиции и правовой культуры, стремления к творческому труду и мобильности в условиях современного рынка труда и производства;

4) укрепление и совершенствование физического состояния, овладение здоровье сберегающими технологиями труда, необходимыми для успешной трудовой деятельности, стремления к здоровому образу жизни.

Итогом или продуктом такого профессионально направленного воспитательного процесса в условиях профессиональной практики является профессиональное самоопределение учащихся укрупненного колледжа, а результатом решения профессионально ориентированных воспитательных задач является подготовка специалиста, которому свойственны следующие качества:

1) обладание глубокими и прочно усвоенными профессиональными знаниями, желанием и умением применять их в трудовой деятельности;

2) умение интегрироваться в изменяющиеся условия жизни, ориентироваться в социально-экономической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, духовные идеалы и ценности;

3) стремление к жизненным достижениям и успеху, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию профессиональных качеств;

4) законопослушание и социальная ответственность в сочетании с развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;

5) национальное самосознание российского гражданина и патриота.

Основные характеристики учебно-воспитательного процесса в условиях профессиональной практики представлены общими и профессионально направленными воспитательными задачами каждого этапа, соответствующим содержанием и ведущими методами его реализации, а результат их воплощения выражается продуктом воспитательной деятельности - соответствующим уровнем профессионального самосознания студента колледжа [5, с. 74]. Основаниями для выделения уровней послужили теоретические положения Г. П. Щедровицкого о

развитии [7], О.С. Анисимова о развитии деятельности [3], К.А. Альбухановой-Славской о развитии личности в профессиональной деятельности [2] и эмпирические данные об усложнении видов деятельности учащихся и педагога при осуществлении профессиональной практики.

С учетом выделенных характеристик, целесообразно считать воспитательный процесс, соответствующий этапам профессиональной практики и подчиняющий ее программное содержание формированию у студентов необходимых профессиональных качеств - профессионально направленным, а желательным результатом этого воспитательного процесса - профессиональное самоопределение выпускника колледжа.

Первому этапу профессиональной практики соответствует первый этап профессионально направленного воспитательного процесса, который условно можно назвать «вхождение в профессию» («освоение действий по образцу» если прибегнуть к методологической установке деятельностного подхода, ориентированного на репродуктивную деятельность [2]) или «начальное освоение профессиональной среды» (с позиций средового подхода [7]). Этот этап нацелен на создание первоначального образа профессии у первокурсника колледжа. Ведущая роль на первом этапе принадлежит педагогу или мастеру производственного обучения, поскольку он является живым образцом профессионала и носителем профессиональных умений и навыков, секретов и достижений, чем создает условия для начального личностного самоопределения учащихся. Для начала это личностное самоопределение проявляется в предъявлении позиции первокурсника в учебной группе. Образцом в данном случае являются также и студенты старших курсов, а также предлагаемые ими способы поведения и коммуникации.

Ведущая функция воспитательного процесса на этом этапе профессиональной практики -регламентирующее-ознакомительная - предполагает ознакомление с образцом профессиональной деятельности и ее носителем - профессионалом, а также создание условий, необходимых для постепенного освоения первокурсниками заданного образца. Следует отметить, что в воспитательном процессе на первом этапе необходим эмоциональный заряд, сопровождающий ознакомительную практику. Этим зарядом могут служить добрые ритуалы и традиции колледжа в виде вручения «трудовых книжек студента» или шутливых отличительных знаков «подмастерья», проведение посвящения в рабочие или праздника первого трудового дня и пр.

Таким образом, продуктом воспитательной работы на первом этапе профессиональной практики является создание актуального образа профессии в виде определения четкого комплекса необходимых профессиональных качеств, правил трудовой деятельности, компетенций современного рабочего. Этот образ «примеривается первокурсником» в ходе ознакомительной практики и при помощи соответствующей диагностики выясняется степень совпадения вновь созданного, актуального образа профессии с первоначальным.

Основная цель второго этапа профессионально ориентированного воспитательного процесса - создание у студента колледжа в процессе учебно-производственной практики цельного образа профессиональной деятельности. На этом этапе процесс самоопределения учащихся носит не только личностный характер, проявляющийся в закреплении и удержании учебной позиции, но и профессиональный, обнаруживающий себя в умении применить теоретические знания для объяснения явлений и установления закономерностей в профессиональной сфере, проявить смекалку и креативность в решении задач профессионального плана. Деятельность педагога, а чаще руководителя практикой от организации (производства) носит консультативный характер, направлена на создание проблемных ситуаций, выявление разрывов между теорией и практикой и преодоления их. Профессиональная учебно-производственная практика носит самостоятельный характер с элементами рефлексивной оценки, в результате которой студенты колледжа не только оценивают других, но, прежде всего, себя самих. Ведущая функция воспитательного процесса на этом этапе профессиональной практики определятся как формирующее-координирующая, что предусматривает формирование умений оп-

ределять и выбирать из массива теоретических и практических знаний необходимые для успешной профессиональной деятельности, закрепление навыков уверенного поведения и общения в процессе профессиональной деятельности как в условиях студенческого коллектива, так и в среде производственных отношений.

Таким образом, продуктом второго этапа профессионально ориентированного воспитательного процесса является не только овладение студентами азами профессии и необходимыми умениями и навыками, но и осознанное освоение профессионально значимых качеств личности, поведения и коммуникации. Это можно образно представить как своеобразное «репетирование» или «подгонку образа под себя», т.е. создание собственного образа себя в профессии, что отвечает промежуточной стадии профессионального самоопределения студента колледжа.

Основная цель заключительного этапа профессионально ориентированного воспитательного процесса - развитие профессиональных компетенций, способностей и рефлексии -также нацелен на формирование общей картины мира в профессиональной сфере [4]. На этом этапе самоопределение учащихся проявляется в активном самостоятельном поиске информации и ее применении при выполнении профессиональных задач в ходе производственной практики, и относится как к личностному (укрепляется позиция в учебной группе), так и к профессиональному (появляются новые возможности для выполнения профессиональных видов деятельности). Профессиональные компетенции интерпретируются как: 1) овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; 2) эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места. В этом смысле компетенции выходят за рамки профессиональной триады: «знания-умения-навыки» и включает неформальные и информальные знания и ноу-хау (поведение, анализ фактов, принятие решений, работа с информацией и др.); 3) интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющее человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде [4]. Таким образом, профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности [6]. Иными словами, это связанные с предметом навыки - соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям.

Деятельность педагога на этом этапе носит консультативно-регулирующий характер, направлена на оказание консультативной помощи и проведение рефлексивной оценки деятельности (своей и студентов). Содержание производственной практики уже не фиксирует объем и уровень теоретических знаний, а корректируется текущими потребностями самого производства, а для решения профессиональных задач предлагаются проблемы требующие привлечения не только дополнительных сведений из различных областей знаний, но трудового опыта кадровых рабочих. Основная функция воспитательного процесса - подерживающе-развивающая, подразумевает оказание необходимой психологической поддержки в решении профессиональных задач, создания ситуации успешности в преодолении трудностей адаптации к производству, поощрения саморефлексии и позитивного мышления.

Продуктом профессионально ориентированного воспитательного процесса на заключительном этапе профессиональной практики является критическое осознание своих достоинств и недостатков, способностей и возможностей как профессионала, а главное, выбор профессионального поля деятельности, что соответствует заключительной стадии профессионального самоопределения выпускника колледжа.

Таким образом, воспитательный процесс в условиях профессиональной практики студентов колледжа является профессионально направленным и имеет все признаки профессионального воспитания, поскольку его цели и задачи соответствуют как этапам профессиональной практики и отвечают программному содержанию по формированию у студентов необходимых профессиональных качеств, так и задачам современного производства.

Библиографический список

1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.02 г. № 393.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А Абульханова-Славская. - М., 1989.

3. Анисимов О.С. Развитие. Моделирование. Технологии: Методологическая концепция управления образованием [Текст] / О.С. Анисимов // Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Калуга, 1996.

4. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста [Текст] / В.И Байденко, Б. Оскассон. - М.: Перспектива, 2002.

5. Голохова Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение [Текст] / Е.И. Голохова. - Киев: Наукова думка, 1988.

6. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихлоский А.Б. Пути разработки профиля специальности [Текст] / Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, А.Б. Хихлоский. - Саратов, 1987.

7. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований: Методологический анализ [Текст]: Педагогика и логика / Г.П. Щедровицкий. - М., 1993.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М., 1997. - 288 с.

Ключевые слова: профессиональная практика, профессиональное воспитание, модель воспитательного процесса в условиях профессиональной практики, воспитательные задачи, профессиональное самоопределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.