О. Г. Колмакова
ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Работа представлена кафедрой организации работы с молодежью Курганского государственного университета. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Н. Д. Бобкова
В статье представлены проблемы самоорганизации студентов, рассмотрены периоды самоорганизации учебной деятельности в вузе. В ходе формирующего
114
эксперимента автор предлагает развивать навыки самоорганизации в рамках курса «Введение в специальность» для студентов. Для более эффективной работы автор применяет технологию образовательных дебатов как одно из средств самоорганизации студентов в вузе.
Ключевые слова: самоорганизация, самостоятельная работа, образовательные дебаты.
O. Kolmakova
FEATURES OF SELF-ORGANISATION OF FUTURE SPECIALISTS IN WORKING WITH YOUTH
Problems of students' self-organisation are presented in the article. Periods of self-organisation of educational activity at university are considered. During the forming experiment the author suggests developing self-organisation skills within the course "Introduction to speciality" for students. In order to increase the work effectiveness the author applies the technology of education debates as one of the ways of students' self-organisation at university.
Key words: self-organisation, independent work, education debates.
В современной социокультурной ситуации перед высшим образованием поставлена задача: подготовить творческого специалиста, способного к постоянному профессиональному саморазвитию. Одним из аспектов решения этой задачи является развитие личностных качеств будущего специалиста, его практических умений для самостоятельного эффективного выполнения профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо построить образовательный процесс в вузе таким образом, чтобы студент овладел профессиональными знаниями, а также умениями приобретать их в рационально-организованной самостоятельной деятельности, осуществляя целенаправленное профессиональное саморазвитие. Каждый студент - это субъект, способный к саморазвитию, умеющий ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном виде профессиональной деятельности.
Основные факторы успешной учебной деятельности в высшей школе все больше перемещаются из сферы репродуктивного обучения в сферу психических состояний и активного сознания, не доступных ни прямому, ни опосредованному внешнему контролю.
В соответствии с этим решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности. Таким образом, необходимость в специальном контроле преподавателя уменьшается пропорционально возрастанию самоконтроля студента и уровня его учебной самоорганизации.
Сущность учебной самоорганизации заключается в совпадении объекта и субъекта управления, создании принципиально нового уровня социальной организации в вузе, обладающей собственной структурой закономерностей и противоречий. Отличительная особенность любой самоорганизации - в ее целенаправленном, но вместе с тем естественном, спонтанном характере.
С одной стороны, современная социокультурная ситуация по существу задает требование развития системы непрерывного образования, в которой умение самостоятельно работать в образовательном процессе становится не просто пожеланием, а достаточно очевидной необходимостью и для студентов, и для специалистов.
С другой стороны, эффективная реализация самостоятельной работы зависит от
заинтересованности в достижении результата, т. е. от устойчивой мотивации и интереса. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации. Мотивация представляет собой совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающих ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [3, с. 328]. Интерес - познавательная направленность человека на предметы и явления действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием. Творческая работа предполагает возможность определения содержания интересов. Устойчивый интерес повышает эффективность деятельности студента, что приводит к эффективной самоорганизации.
Вместе с тем, импульсом к самоорганизации является творчество, как процесс самопознания, в ходе которого осуществляется эвристическая деятельность - необходимый момент самоутверждения личности студента. Творческая деятельность отличается от продуктивной интуицией, фантазией, умением отойти от привычного. Ей присуща высокая эмоциональность, большой интерес к предмету деятельности, желание создать оригинальный вариант решения проблемы. Характерные черты такой деятельности - видение новых проблем в знакомых, стандартных ситуациях, умение найти альтернативное решение.
Как правило, когда студент приходит в вуз, он не способен сразу эффективно организовать свою самостоятельную деятельность и творчески решать учебные задачи. Поэтому процесс самоорганизации учебной деятельности, хотя и относительно, но подразделяется на определенные периоды.
Первый (фундаментальный) нацелен на выработку у студента навыков продуктивной деятельности и творческого мышления. В этот период необходимо уделять серьезное внимание не только основам знаний по многочисленным дисциплинам, но, прежде всего,
методологическим аспектам определенной науки, методике изучения соответствующих дисциплин. Также на первом курсе важно научить студентов правильно распределять свое время, грамотно пользоваться научной литературой, библиографическим каталогом, необходимо выработать навыки по написанию лекций, рефератов, курсовых работ и т.
д. [2].
В начале 2005/06 учебного года нами было проведено анкетирование студентов первого курса педагогического факультета Курганского госуниверситета, специальности «Организация работы с молодежью». При анализе анкет мы выявили, что 75% студентов не умеют правильно распределять свое время, это негативно сказывается на учебном процессе. Как необходимо конспектировать, писать рефераты, курсовые работы не знают 60% студентов. Почти 90% не умеют пользоваться библиографическим каталогом. Таким образом, можно сделать вывод, что студенты первого курса не готовы к обучению в вузе, так как в отличие от школы здесь необходимо проявлять больше самостоятельности и активности.
Для формирования у студентов готовности к учебной самоорганизации необходимы, с одной стороны, внешнее педагогическое воздействие с целью формирования навыков учебной самоорганизации, а с другой стороны - внутренний процесс развития готовности к этой деятельности, определяющийся необходимыми условиями, постановкой целей, планированием самообразования, организованным самоконтролем, которые способствуют саморазвитию личности специалиста.
Именно поэтому нами было предложено в рамках курса «Введение в специальность» для студентов специальности «Организация работы с молодежью» развивать свои способности по самостоятельной работе не только вне университета (дома, в библиотеке, в интернет-клубе), но и в стенах учебного заведения. По ГОСТу данный курс включает в себя следующую информацию: понятие «молодежь» в отечественной и международной практике; особенности молодежного
возраста; детерминация молодежной политики в нашей стране и за рубежом. Дополнительно к требованиям ГОСТа преподаватель объясняет особенности процесса обучения в вузе, отличия системы подготовки к занятиям в школе и в университете, показывает, как правильно конспектировать лекции, рассказывает о способах развития навыков самоподготовки. Итогом занятий может быть подготовка публичного выступления «Как учиться в вузе» и собственная программа самоменеджмента.
Для более эффективной работы мы использовали учебное пособие для студентов и преподавателей «Образовательные дебаты как средство самоорганизации студентов» [1]. В данном пособии рассматривается самостоятельная работа как обязательный элемент учебного процесса; сущность и содержание понятия «самоорганизация студентов в вузе»; элементы самоорганизации; образовательные дебаты как способ самоорганизации студентов. Основное предназначение образовательных дебатов для студентов -развитие навыков, которые пригодятся им в будущей жизни. В ходе дебатов студенты учатся задавать вопросы, мыслить критически, приобретают опыт ведения поиска, подбора материалов и аргументов, приобретают навыки общения.
В 2007 г. был проведен повторный опрос студентов. Подводя итоги данного исследования, мы можем отметить, что большинство студентов повысили уровень навыков учебной самоорганизации благодаря курсу «Введение в специальность», при этом не исключался опыт самостоятельной работы каждого студента. Мы считаем, что проведение таких занятий способствовало выработке навыков готовности к учебной самоорганизации, что впоследствии приведет к умению ориентироваться в нестандартных условиях, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план действий, выдвигать собственные суждения и т. д.
Исходя из анализа литературы и проводимого нами исследования, можно сделать вывод, что готовность к учебной самоорганизации у большинства опрашиваемых студен-
тов первого курса имеет низкий уровень. Поэтому мы считаем, что в течение всего процесса обучения в вузе, необходима систематическая работа преподавателей, направленная на развитие навыков учебной самоорганизации.
Второй период (специальный) - непосредственное углубленное изучение тех специальных дисциплин, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности студента. Предполагается, что уже в первом периоде самоорганизации учебной деятельности, благодаря введению новых форм выявления узкой профессиональной ориентации студентов (тестирование, научно-исследовательская работа, проведение деловых игр с целью обнаружения склонности к тем или иным видам профессиональной деятельности), каждый из них изберет то, что наилучшим образом соответствует его склонностям. Таким образом, данный период предназначается для составления каждым студентом интегральной базы конкретной специальности. Это предполагает четкое представление будущей специальности в качестве определенной системы, которая состоит из ведущих элементов, имеющих подчиненное значение [2]. Факультативные спецкурсы по конкретным дисциплинам должны стать важным составным элементом второго периода самоорганизации учебного процесса. Такие спецкурсы, сами по себе обладающие эвристическим характером, обнаружили бы способности студентов к теоретической или практической деятельности, явились веским аргументом в пользу развития диалоговой формы обучения.
Третий период обучения - это не только время практики, поскольку практические навыки будут прививаться уже в первый период обучения. Но прежде всего период «отшлифовки» полученных фундаментальных и специальных знаний [2].
Особенно актуальны навыки самоорганизации для специалистов по работе с молодежью. Указанные в Стратегии государственной молодежной политики РФ приоритеты в работе с молодежью, такие как вовлечение молодежи, информирование и социаль-
ная активность, также согласуются с необходимостью навыков самоорганизации у каждого молодого человека. Решение задач вовлечения молодежи так или иначе связано с возможностями задействования ее потенциала и ресурсов, как на индивидуально-личностном, так и на социальном уровнях. Взаимодействие специалиста по работе с молодежью может проявляться в актуализации интересов и потребностей молодежи, а также в делегировании прямой ответственности за происходящее самими молодыми людьми посредством разработки и принятия ими собственных правил поведения и взаимодейст-
вия. Ресурсы самого молодого человека позволяют формулировать собственные намерения и ответственно участвовать во взаимодействии с людьми.
Самоорганизация себя как специалиста по работе с молодежью и своей деятельности ведет к эффективной организации в сфере молодежной политики. Следовательно, организация самостоятельной образовательной деятельности в вузе будущих специалистов по работе с молодежью является одной из составляющих процесса самоорганизации современного конкурентоспособного специалиста как в сфере работы с молодежью, так и в других сферах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобкова Н. Д., Колмакова О. Г. Образовательные дебаты как средство самоорганизации студентов: Учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. 100 с.
2. Пучков О. А., СолоповаН. С. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе (методологические основы) // Правоведение. 1991. № 4. С. 71-75.
3. Шеметов П. В., Чередникова Л. Е, Петухова С. В. Менеджмент: управление организационными системами: Учеб. пособие. М.: Омега - Л, 2007. 406 с.