Научная статья на тему 'Психолого педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов'

Психолого педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2083
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пакулина С. А.

В статье дается обоснование использования метода анкетирования в психолого-педагогической диагностике самостоятельной работы студентов в вузе. Выделяются ее функции, задачи и этапы. Автором впервые разработана группа опросников-анкет позволяющих исследовать особенности самоорганизации, организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов в вузе, отношения студентов к ее выполнению с целью создания условий для ее эффективности и результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пакулина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the substantiation of using of a questionnaire in psycho-pedagogical diagnostics of students' independent work at universities. The author defines functions, goals and phases of psycho-pedagogical diagnostics. The author worked out the group of questionnaires for exploring features of self-organization, organization, management and direction of students' independent work at universities, students' attitudes to it to form the conditions of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Психолого педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов»

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ

СТУДЕНТОВ

ПАКУЛИНА С.А.

В статье дается обоснование использования метода анкетирования в психологопедагогической диагностике самостоятельной работы студентов в вузе. Выделяются ее функции, задачи и этапы. Автором впервые разработана группа опросников-анкет позволяющих исследовать особенности самоорганизации, организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов в вузе, отношения студентов к ее выполнению с целью создания условий для ее эффективности и результативности.

Процесс постановки диагноза существующей проблемы в психодиагностике осуществляется на основе описания, анализа, характеристики поведения и деятельности испытуемых и представляет собой окончательное суждение о психологическом явлении в целом. Л.Ф. Бурла-чук отмечает, что «основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается квалификация изучаемого явления» [1. с. 109.]. В педагогике психодиагностический метод применяется для распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в данный момент на основе выделения необходимых для этого параметров (В.И. Зверева, Е.А. Сухови-енко), либо как вид педагогической деятельности (И.П. Подласый, М.И. Шилова, Ю.А. Якуба).

Психологическая диагностика стремится оценить личность, ее отдельные устойчивые процессы, состояния и свойства. Психолого-педагогическая диагностика направлена на оценку результатов формирования личности обучающегося, поиск причин поведения и деятельности, наличия, прогноза и коррекции выявленных в ходе диагностики проблем.

Так, психолого-педагогическая диагностика актуального состояния проблемы самостоятельной работы студентов и уровня развития самостоятельности как качества личности обеспечивает общедидактический принцип научности содержания и методов учебного процесса в вузе.

Анализ диссертационных исследований по педагогике, в которых рассматриваются вопросы подготовки к самостоятельной работе, формирования и условий развития самостоятельности, организации самостоятельной работы студентов в вузе показал, что психодиагностический метод используется чаще всего как неэкспериментальный (описательный) в виде анкетирования. При этом психометрические требования (технология конструирования) к разработке анкет не всегда соблюдаются.

А.Н. Леонтьев подчеркивал, что содержание педагогической психологии составляют исследования только той психологической деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения, которая является специфической для этого процесса. В вузе самостоятельная работа является ведущей формой учебной деятельности, следовательно, проблема ее изучения лежит в области предметности педагогической психологии.

The article covers the substantiation of using of a questionnaire in psycho-pedagogical diagnostics of students’ independent work at universities. The author defines functions, goals and phases of psycho-pedagogical diagnostics. The author worked out the group of questionnaires for exploring features of self-organization, organization, management and direction of students’ independent work at universities, students’ attitudes to it to form the conditions of its effectiveness.

Сам принцип творческой самодеятельности: любая деятельность является самостоятельной и творческой, был сформулирован С.Л. Рубинштейном еще в 20-е годы ХХ века.

Самостоятельная работа как дидактическая форма обучения в вузе является одним из основных способов учения и системой организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью студентов. Именно ее содержание и качество выполнения свидетельствуют о субъект-субъектном характере обучения.

Изучение проблемы использования психолого-педагогической диагностики в вузовской практике показывает, что 51 % преподавателей отмечают неудовлетворенность качеством и количеством существующих диагностических средств, а также собственной подготовкой к диагностической деятельности [4]. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельной работы не является исключением, скорее подтверждением этой проблемы.

И.А. Зимняя самостоятельную работу рассматривает как: «целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом в совокупности выполняемых действий и коррегируемую им по процессу и результату деятельность» [2. с. 335]. В данном определении обособляется мотивирующая и рефлексивная составляющие самостоятельной работы, ее процессуальная и результирующая стороны. Выделение ее как деятельности говорит о том, что самостоятельная работа включает и формы проявления соответствующей психической деятельности, ее активности: памяти, мышления, творческого воображения.

Для успешного управления, организации и руководства самостоятельной работой студентов необходимо иметь полную информацию о ее содержании, уровне развития во всех звеньях управленческой системы вуза: студент ^ преподаватель ^ кафедра ^деканат ^ректорат. Методом получения исходной информации является психолого-педагогическая диагностика.

Сложная нелинейная зависимость «результат самостоятельной деятельности - самостоятельная личность» может быть изучена как субъектный опыт и как продукт этого опыта, качество личности (самостоятельность) посредством определенного комплекса психологопедагогической диагностики.

Задачи психолого-педагогической диагностики организации, управления и руководства (ОУР) самостоятельной работой, ее самоорганизации и самостоятельности студентов в вузе заключаются в следующем:

- в получении значимой информации о состоянии ОУР самостоятельной работой обучающихся в вузе, на основании которой может быть установлена мера соответствия текущего состояния состоянию, которое определено положением о самостоятельной работе студентов в вузе;

- в осуществлении прогноза динамики реального состояния ОУР самостоятельной работой студентов, позволяющего принимать решение о путях ее коррекции.

Процесс психолого-педагогической диагностики самостоятельной работы студентов в вузе осуществляется в четыре этапа:

1. Разработка анкет, их апробация или отбор методик, адекватных целям и задачам исследования.

2. Измерение реального состояния содержательной стороны и системы организации самостоятельной работы.

3. Анализ, обобщение и оценка полученных данных, интерпретация результатов психологопедагогической диагностики.

4. Этап управленческой рефлексии. Разработка программы коррекции выявленных и выделенных проблемных вопросов состояния самостоятельной работы, которая реализуется в конкретных изменениях системы ее организации и руководства.

Таким образом, выделяются следующие функции психолого-педагогической диагностики ОУР самостоятельной работой: оценивание актуального состояния, информирование, обратная связь, прогнозирование дальнейшего развития, разработка психолого-педагогических рекомендаций.

Комплексно оценить, контролировать и прогнозировать эффективность самостоятельной работы студентов в вузе возможно в совокупности использования:

- метода анкетирования (общая информация о состоянии проблемы);

- метода тестирования (образовательная психодиагностика);

- анализа академической успеваемости.

Первичную информацию с целью выявления сведений о готовности и отношения к самостоятельной работе студентов в вузе, ее эффективности, можно получить опросным методом, в основу которого положен технологический признак - получение ответов на вопросы. Тест-опросник по определению Л.Ф. Бурлачука - это психодиагностический инструмент, «направленный на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей»[1. С. 114]. Опросник-анкету он также выделяет как инструмент, предназначенный для «получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным личностным особенностям» [1, с. 111]. Таким образом, в системе «метод-подход-методика» применительно к диагностическому методу опросник-анкета относится к субъективному подходу, в котором диагностика осуществляется на основе сведений самооценивания. Письменный опрос - анкетирование проводится анонимно, формально (ответы испытуемого не приводят к каким-либо последствиям), по определенному плану и предполагает получение ответов испытуемых на упорядоченный по содержанию и форме список вопросов и высказываний. Студенты читают предлагаемые вопросы и утверждения, и сами фиксирует свои ответы.

Главный компонент анкетирования - разработанная анкета как однонаправленный канал, обеспечивающий общение исследователя и испытуемого. К специфическим чертам анкетирования относятся опосредованность, целенаправленность, массовость.

По конструкции вопросов и утверждений предлагаемые анкеты являются комбинированными, по целевому назначению - событийными, по способу проведения - раздаточными. Структура и последовательность вопросов подчинена задачам получения наиболее необходимой информации для достижения цели исследования: изучения реального состояния проблемы самостоятельной работы студентов в вузе. Анкета состоит из трех разделов. Первый, вводный, включает данные об организаторе опроса, обращение к испытуемому, описание цели опроса, пояснения по заполнению анкеты. Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах приводятся предлагаемые варианты ответов. Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

Разработанные анкеты построены по принципу логичности и надежности. Логика подразумевает адекватность программных вопросов задаче исследования и их грамотный «перевод» в анкетные вопросы, которые сформулированы таким образом, чтобы получить прямые ответы. Надежность анкеты обеспечивается понятностью вопросов испытуемым и использованием в оптимальной комбинации разных типов вопросов: открытые, закрытые.

Обработка результатов анкетирования осуществляется посредством статистического анализа (описательная статистика) и качественного анализа - оперативного оценивания зарегистрированного опыта студентов в единовременной выборке.

Данные, полученные методом анкетирования, выступают в качестве управляющей информации, так как знакомят с актуальным состоянием проблемы самостоятельной работы студентов в вузе, а все последующие измерения служат для изучения изменений под воздействием создаваемых коррекционных условий организации и руководства.

Группа разработанных автором опросников-анкет позволяет получить общую, но целостную информацию об особенностях самоорганизации, организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов в вузе, отношении студентов к ее выполнению и выявлении психолого-педагогических условий эффективности самостоятельной работы. Проведено пилотажное исследование заданий анкет на выборке 625 студентов Челябинского государственного педагогического университета, филиала Московского педагогического государственного университета г. Челябинска, Челябинского юридического техникума. Анализ полученных данных позволил отобрать наилучшие задания для окончательной версии анкет. Репрезентативная выборка была составлена из студентов математического факультета и факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета разных курсов обучения (n= 287). Результаты анкетирования представлены в монографии «Педагогика и психология самостоятельной работы студентов в высшей школе» [5, с. 171-178].

Комплекс психолого-педагогической диагностики включает четыре опросника-анкеты, сущность которых заключается в изучении и анализе эффективности и результативности самостоятельной работы в образовательном процессе вуза.

Анкета 1. «Изучение особенностей организации, руководства и управления самостоятельной работой студентов в вузе» позволяет получить отдельную информацию по каждому из них: особенности организации, особенности управления, особенности руководства самостоятельной работой студентов на факультете.

Инструкция испытуемому: Мы проводим анкетирование, цель которого состоит в том, чтобы выявить общие и частные особенности самоорганизации, организации, руководства и управления самостоятельной работой студентов в нашем вузе.

Полученные данные будут обобщены и использованы для совершенствования организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Для правильного заполнения анкеты подчеркните в каждом вопросе, кроме первого (допишите свой вариант ответа), либо «Да», либо «Нет».

1. Сколько часов в неделю Вы работаете в читальном зале библиотеки?

а) не занимаюсь вообще; б) 1-2 часа; в) 3-5 часов; г) более пяти часов; д) по мере необходимости.

2. Ведете ли Вы отдельно тетради для лекций и семинарских занятий? Да. Нет.

3. Есть ли поля в ваших конспектах лекций? Да. Нет.

4. Записаны ли Вы в публичной библиотеке г. Челябинска? Да. Нет.

5. Используете ли Вы сокращения, условные знаки при записи лекций? Да. Нет.

6. Выполняете ли Вы задания по самостоятельной работе на компьютере? Да. Нет.

7. Умеете ли Вы пользоваться информационной системой «Элекат» без инструкции? Да. Нет.

8. Умеете ли Вы пользоваться Internet? Да. Нет.

9. Записано ли у Вас расписание учебных занятий? Да. Нет.

10. Знаете ли Вы требования к написанию реферата? Да. Нет.

11. Работаете ли Вы в методическом кабинете факультета? Да. Нет.

12. Читаете ли Вы содержание лекций после занятий? Да. Нет.

13. Есть ли у Вас дома словари и справочники по специальности? Да. Нет.

14. Покупаете ли вы книги по изучаемым предметам? Да. Нет.

15. Обсуждаете ли Вы со своими однокурсниками проблемы учебных предметов? Да. Нет.

16. Нужны ли для Вас дополнительные занятия по обучению организации самостоятельной работы? Да. Нет.

17. Обращаетесь ли Вы с вопросами по выполнению заданий самостоятельной работы к преподавателю? Да. Нет.

18. В день самостоятельной подготовки к занятиям Вы выполняете учебные задания в течение 1 часа, 2-3 часов, 4-5 часов или используете время для решения личных проблем? -Да.

19. Вы знакомы с план-графиком самостоятельной работы на факультете (кафедре)? Да. Нет.

20. Вы знаете выносимые для самостоятельного изучения темы и вопросы по основным предметам специальности? Да. Нет.

21. При выставлении экзаменационной оценки или зачета преподавателями учитывается факт выполнения объема самостоятельной работы по курсу? Да. Нет.

22. Пользуетесь ли Вы при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям разработанным преподавателем планом их проведения? Да. Нет.

23. Есть ли связь между уровнем преподавания и качеством выполнения Вами самостоятельной работы? Да. Нет.

Спасибо за выполненную работу!

Обработка результатов. Качественный анализ полученных данных анкетирования осуществляется по направлениям:

I. Особенности самоорганизации - 1, 3, 4, 5, 13, 18.

II. Особенности организации - 2, 6, 7, 8, 22, 23, 16.

III. Особенности управления - 9, 11, 17, 19.

IV. Особенности руководства на факультете, кафедре - 10, 12, 14, 15, 20.

Анкета 2. «Изучение отношения студентов к выполнению самостоятельной работы в процессе обучения» позволяет выделить отношение студентов к педагогическим, психологическим и специальным учебным дисциплинам, отношение к организации самостоятельной работы на факультете, отношение к сотрудничеству с преподавателем в ходе ее выполнения и мотивацию.

Цель анкеты: выявить мотивы самостоятельной работы студентов, их потребности в педагогическом руководстве и отношение к отдельным ее видам.

Инструкция испытуемому: Прочитайте внимательно каждый вопрос и обведите кружочком одну из букв, расположенных слева, определяющую ваше отношение к выполнению самостоятельной работы в учебном процессе. Если по ходу работы возникнут вопросы, поднимите руку, к Вам немедленно подойдут и помогут.

1. К самостоятельной работе, предусмотренной в ходе обучения в вузе по специальным дисциплинам, Вы относитесь:

а) положительно; б) отрицательно; в) безразлично.

2. К самостоятельной работе, предусмотренной в ходе обучения в вузе по дисциплинам психолого-педагогического цикла, Вы относитесь:

а) положительно; б) отрицательно; в) безразлично.

3. Улучшение организации самостоятельной работы студентов (если это необходимо) должно осуществляться:

а) путем подбора методов обучения, вызывающих интерес к выполнению самостоятельной работы;

б) созданием дополнительных условий (система «Элекат», ежемесячный выпуск бюллетеней новых поступлений в библиотеку ЧГПУ и т.д.);

в) не считаю это необходимым.

4. Мотивировать самостоятельную работу студентов необходимо:

а) материальным поощрением итоговых заданий отдельных студентов;

б) повышением значимости результатов самостоятельной работы в семестре при сдаче экзаменов;

в) предоставляя студентам возможность выступать на конференциях.

5. Положительно мотивирует студента к выполнению самостоятельной работы:

а) осознание ближайших (непосредственных) и конечных (перспективных) целей обучения;

б) осознание теоретической и практической значимости усвоенных знаний;

в) эмоциональная форма изложения научной информации;

г) новизна учебного материала;

д) профессиональная направленность учебной деятельности;

е) выбор адекватных задач, создающих познавательные противоречия в самой структуре учебной деятельности;

ж) поддержание познавательного интереса;

з) поддержание положительного психологического климата в учебной группе.

6. Наиболее эффективными формами контроля самостоятельной работы студентов являются:

а) текущий контроль;

б) этапный контроль;

в) семестровый контроль;

г) самоконтроль.

7. Влияют ли личностные качества педагога на результаты самостоятельной работы студента?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) нет, не влияют;

б) да, существует трансляция положительных эмоций педагога в качество выполнения самостоятельной работы студентами.

8. Улучшению качества самостоятельной работы студентов в вузе способствует:

а) формирование преподавателем актуальных мотивов учебной деятельности студентов данного курса и факультета;

б) стимулирование студенческого творчества;

в) выделение в учебных планах дополнительного времени для самостоятельной работы;

г) индивидуализация заданий самостоятельной работы.

9. Сказываются ли на успешности выполнения самостоятельной работы личностные качества студента (и какие именно)?

а) да, например, наличие волевых качеств личности студента;

б) да, например, способность к творчеству, другие____________________;

в) да, но в незначительной степени.

10. Для теоретической подготовки к выполнению самостоятельной работы студентов необходимо:

а) иметь возможность пользоваться разработанными преподавателем лекциями, методическими рекомендациями;

б) выделить наиболее актуальные теоретические проблемы в теме для самостоятельного изучения и дать дополнительную библиографическую информацию;

в) ничего менять не следует.

11. Активизирует ли и закрепляет умения студентов работать самостоятельно педагогическая практика? а) да.; б) нет.

12. Что необходимо иметь в период обучения в вузе для активной научноисследовательской деятельности по проблемам психологии и педагогики?

а) создавать на факультете с первого курса проблемные творческие студенческие группы по интересам;

б) иметь возможность пользоваться оборудованием для проведения исследования;

в) меня все устраивает.

13. В качестве психолого-педагогических условий организации и руководства самостоятельной работой студентов Вы хотели бы иметь:

а) план и рекомендации по выполнению задания;

б) инструктаж к работе;

в) возможность корректирования работы;

г) образец выполнения работы;

д) возможность индивидуальной беседы по результатам проверки и анализа самостоятельной работы.

14. В самостоятельной работе Вас привлекает:

а) возможность пополнить и углубить знания;

б) возможность проявить самостоятельность;

в) желание проверить свои знания;

г) желание получить оценку, допуск к экзаменам.

15. С интересом и удовольствием ли Вы выполняете следующие задания самостоятельной работы:

а) работа с учебником;

б) работа с дополнительной литературой;

в) подготовка реферата;

г) выполнение творческого задания;

д) выполнение лабораторной работы?

16. В компьютерной системе читального зала МПГУ для меня важен каталог:

а) трудов преподавателей;

б)периодических изданий;

в) книг;

г) диссертаций.

Благодарим Вас за участие в анкетировании и получении важной для нас информации! Обработка результатов. Качественный анализ полученных данных анкетирования осуществляется по направлениям:

I. Отношение к самостоятельной работе в различных учебных дисциплинах - 1, 2, 8, 12.

II. Отношение к ее организации - 3, 9, 10, 11, 13,16.

III. Мотивация - 4, 5, 14, 15.

IV. Отношение к сотрудничеству в ходе выполнения - 6,7.

Анкета 3. «Психолого-педагогическая диагностика готовности студентов к выполнению самостоятельной работы» выявляет аспекты ее самоорганизации и организации: осознание значимости самостоятельной работы, самооценка ее выполнения, выделение основных трудностей при ее выполнении и оценка психолого-педагогических условий ее организации.

Инструкция испытуемому. Для того чтобы обеспечить успешное выполнение самостоятельной работы по учебным дисциплинам на вашем факультете, нам важно иметь информацию о том, как Вы понимаете ее содержание, какие испытываете трудности при выполнении, что уже умеете делать и как оцениваете свои результаты. Сделайте один или несколько буквенных выборов, отвечающих на поставленный вопрос. Букву обведите кружочком.

1. Что Вы понимаете под самостоятельной деятельностью студента?

а) студент самостоятельно определяет путь решения задачи, без внешнего побуждения;

б) студент выполняет задачу под руководством преподавателя.

2. Какими умениями самостоятельной работы Вы владеете достаточно хорошо?

а) слушать лекцию;

б) записывать лекцию;

в) работать на семинаре;

г) работать с первоисточниками;

д) работать с книгой;

е) работать с научным журналом.

3. Какие трудности у Вас возникают в ходе выполнения самостоятельной работы?

а) отсутствуют умения работать самостоятельно;

б) дефицит времени на самостоятельную работу и отсутствие необходимой литературы;

в) не хватает умения связывать теоретические знания с практикой;

г) часто нет нужной помощи преподавателя;

д) сложности в выявлении главного в изучаемом материале;

е) трудно восстановить в памяти объем информации, тем более, если она загружена научными терминами;

ж) неумение равномерно распределять свою нагрузку в течение семестра;

з) отсутствует реальное соотношение между объемом задания и бюджетом времени студента;

и) часто приступаешь к работе, не получая никаких указаний;

4. Самостоятельная работа студентов в вузе по учебному курсу:

а) предоставляет возможности творческой самореализации;

б) позволяет попробовать себя в качестве педагога;

в) дает возможность получить дополнительные знания;

г) развивает культуру мышления;

д) способствует выработке собственной точки зрения;

е) развивает самостоятельность как качество личности;

ж) дает возможность проверить свои знания.

5. Оцените наличие учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов на Вашем факультете:

а) рекомендуются учебники с заданиями для самостоятельной работы;

б) имеются четко сформулированные преподавателями задания для самостоятельной работы;

в) текстовый материал заданий представлен в схемах и таблицах;

г) даются тезисы лекций для самостоятельной работы;

д) рекомендации и текст заданий для самостоятельной работы студентов доступны в методическом кабинете;

е) методические материалы ориентированы на объем изучаемого материала.

6. При выполнении самостоятельной работы:

а) начинаю выполнять работу только после того, как понял и принял задачу;

б) выполняю последовательно и аккуратно все операции;

в) контролирую свои действия в ходе выполнения работы;

г) контролирую свою работу по результату;

д) могу сам оценить успешность выполнения работы;

е) могу правильно оценить уровень трудности и затратности выполнения задачи.

7. Задания по самостоятельной работе в течение семестра выполняю (отметьте галочкой

одно утверждение).

№ п/п Критерии оценки Да

1. Систематически

2. Время от времени

3. Почти не выполняю

4. Выполняю планомерно

5. Не планирую, выполняю только во время сессии

6. Планирую всегда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Планирую обязательно

8. Выполняю только ту работу, которой увлечен

8. Оцените условия, необходимые для обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов:

1 балл - не обеспечивает;

2 балла - слабо обеспечивает;

3 балла - оказывает действие;

4 балла - оказывает сильное действие

№ п/п Условия обеспечения эффективности самостоятельной работы От 1 до 4 баллов

1. Память

2. Творческое мышление

3. Работоспособность

4. Рефлексия (осознанность) задания

5. Умение конспектировать

6. Умение составлять тексты выступлений

7. Владение техникой скорочтения

8. Адаптация (приспособление) к новой задаче

9. Чувство долга, ответственности

10. Потребность в самообразовании

11. Ориентировочные умения: подбор литературы, использование каталога

12. Инициативность

13. Умение правильно организовать режим дня

14. Мотивация (побуждение) выполнения задания

9. Оцените значимость функций самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза.

1 балл - незначима; 2 балла - слабо значима; 3 балла - значима; 4 балла - имеет большое значение.

№ п/п Функции самостоятельной работы От 1 до 4 баллов

1. Развивает умения и навыки самостоятельного учебного труда

2. Способствует развитию творческих способностей

3. Воспитывает потребность в самообразовании

4. Обеспечивает профессиональную мотивацию

5. Усиливает связи между учебной и научной работой

6. Формирует профессиональные знания

7. Способствует эффективному использованию знаний на практике

8. Формирует мировоззренческие знания и умения

9. Воспитывает чувство долга и ответственности

10. Воспитывает чувство коллективизма

10. Оцените эффективность действия педагогического стимулирования самостоя-

тельной работы

1 балл - не обеспечивает; 2 балла - слабо обеспечивает; 3 балла - оказывает действие; 4 балла - оказывает сильное действие.

№ п/п Педагогический стимул От 1 до 4 баллов

1. Посильное задание

2. Дифференцированное задание

3. Интересное задание

4. Неудовлетворительная оценка

5. Высокая оценка работы

6. Учет результата выполнения самостоятельной работы при итоговой оценке

7. Требовательность преподавателя

8. Учет результата выполнения самостоятельной работы в промежуточной аттестации студентов

9. Связь с практическим использованием в профессиональной деятельности

10. Рекомендации и руководство последующей научной работой по данной проблеме

11. Публичное одобрение, похвала

12. Материальное поощрение

Обработка результатов. Качественный анализ полученных данных изучения готовности студентов к выполнению самостоятельной работы осуществляется по направлениям:

I. Осознание ее значимости - 1, 4, 9.

II. Оценка выполнения - 2, 5, 6, 7.

III. Основные трудности в ходе выполнения - 3.

IV. Оценка педагогических условий организации - 5,10, 8.

Анкета 4. «Психолого-педагогическая диагностика готовности студентов к Учебноисследовательской работе» так же, как и предыдущая анкета выявляет готовность студента, но только к выполнению высшей формы самостоятельной работы - учебно-исследовательской.

Инструкция испытуемому: Учебно-исследовательская деятельность студентов в вузе связана с выполнением курсовой и выпускной квалификационной работ под руководством преподавателя. Оцените Вашу готовность к выполнению учебно-исследовательской работы. Обведите кружочком буквы, отвечающие на поставленный вопрос или утверждение.

1. Какие из перечисленных умений Вы относите к исследовательским?

а) определить и сформулировать цель исследования;

б) работать с источником информации;

в) планировать предстоящий эксперимент;

г) проводить измерение;

д) обрабатывать результаты измерений;

е) обобщать и оценивать результаты проведенного исследования.

2. В ходе выполнения учебно-исследовательской деятельности Вы проявляете умения:

а) определить и сформулировать цель исследования;

б) работать с источником информации;

в) планировать предстоящий эксперимент;

г) проводить измерение;

д) обрабатывать результаты измерений;

е) обобщать и оценивать результаты проведенного исследования.

3. Какие умения в исследовательской работе вызывают у Вас трудности?

а) формулирование цели исследования;

б) работа с источником информации;

в) планирование предстоящего эксперимента;

г) проведение измерений;

д) обработка результатов измерений;

е) обобщение и оценка результатов проведенного исследования.

4. К основным требованиям выполнения и оценки научно-исследовательской работы относится:

а) актуальность выбранной темы;

б) высокий теоретический уровень работы;

в) комплексность исследования;

г) логичность построения, убедительность аргументации, полнота и точность формулировок;

д) реальность условий и данных, на базе которых осуществляется исследование;

е) тщательность, грамотность оформления текстовой и графической части работы;

ж) практическая значимость результатов, обоснованность выводов и предложений.

5. Качество выполнения учебно-исследовательской работы зависит от умений:

а) работы с научными текстами;

б) реферирования;

в) работы с компьютером;

г) работы с библиографией

6. В структуру учебно-исследовательской работы входят следующие элементы (отметьте их присутствие в разных видах значками):

«+» - обязательность наличия в составе работы;

«-» - отсутствие данного элемента;

«о» - использование элементов по необходимости.

1.Титульный лист.

2 Заявление об утверждении темы (в любой форме).

З.Заявка сторонней организации на выполнение работы по данной теме.

4. Задание на выполнение работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Отзыв (оценка) руководителя.

6 Внешняя рецензия.

7.Справка об использовании результатов.

8 Реферат на языке текста работы.

9 Реферат на иностранном языке.

10 Содержание (оглавление).

11 Введение.

12 Основной текст.

13 Заключение.

14.Список использованных источников (литературы).

15. Приложения.

16 Демонстрационный графический материал.

Вид работы Составные элементы работы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1.Реферат

2. Доклад

3. Отчет о студенческой научной работе

4. Курсовая работа

5. Отчет о педагогической практике

6. Квалификационная работа

Библиографический список

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук.- СПб.: Питер, 2006.351с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов/ И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. -384 с.

3. Пакулина С.А. Педагогика и психология самостоятельной работы студентов в высшей школе / С.А. Пакулина.- Челябинск: Филиал Московского педагогического государственного университета, 2007. - 182 с.

4. Суховиенко Е.А. Информационные технологии педагогической диагностики: теория и практика / Е.А. Суховиенко.- М. - Челябинск:Южно-Уральское книжное издательство, 2005.238с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.