С. М. Азизова
(г. Махачкала)
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' SELF-REALIZATION IN UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE
В статье рассмотрена роль современных информационных технологий в образовательном процессе; изучены проблемы самореализации личности в образовательном пространстве вуза. На основе проведенного исследования автором предлагаются пути развития стремления к самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. Обосновывается необходимость внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс вуза как стимуляторов процесса самореализации студентов
Ключевые слова: информатизация, современные информационные технологии в образовании, самореализация студентов, образовательное пространство, компьютерные средства обучения
The article describes the role of modern information technologies in educational process; the problems of a person's self-realization in the educational space of the university are studied. The aim of the research is improving students' vocational training through self-realization development. Scientists' positions regarding the benefits and opportunities created by modern technologies are analyzed. The necessity of creating educational space, which gives the necessary conditions for creative self-development and professional growth of future specialists and involving modern information technologies in educational process of higher school as impetus of the process of students' self-realization are substaniated
Keywords: Informatization, modern information technologies in educational process, students' self-realization, educational space, computer means of learning
Современное общество поставило перед высшей школой задачу подготовить знающего, мыслящего, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно применять знания на практике специалиста. Модернизация российского образования, совершенствование форм и методов преподавания, повышение качества обучения основаны на необходимости подготовки выпускников к профессиональной и личностной самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед ними современное общество [1, с. 187].
В этой связи особо актуальной становится проблема активизации познавательной деятельности в условиях глобальной информатизации всех сфер общественной жизни и в первую очередь сферы образования. Проблема ориентации студентов на
творческую самореализацию в образовательном пространстве вуза возникла не сегодня, она была актуальной и ранее, но на современном этапе развития высшего педагогического образования значимость исследования этой проблемы возрастает [2, с. 201].
Информатизация общества способствует не только совершенствованию научно-технического прогресса, но и созданию интерактивной образовательной среды, способствующей развитию творческого потенциала каждого обучающегося, его самореализации.
Самореализацией можно назвать наиболее важную направленность человека, части «ядра» личности, формирующиеся при осуществлении образовательной деятельности. Надо сказать, что «процесс
самореализации - это стремление самой личности воздействовать на процесс актуализации - пробуждения и перевода в рабочее состояние потенциально заложенных в человеке возможностей, разнообразных линий и социальных программ, направленных на образование, приобретение профессии, обеспечивающей в последующем соответствующей работой, достойной материальной и духовной жизнью» [3, с. 75]. Подчеркнем, что «стремление к саморазвитию, потребность в самореализации играют огромную роль в жизнедеятельности человека, являясь источником и залогом активной жизненной позиции в процессе реализации его целевых установок» [4, с. 141].
Как было подмечено учеными, только владеющие современными технологиями обучения студенты очень быстро социализируются в вузе, выполняют вузовские требования к изучению материала, усваивают новые формы обучения, процесс адаптации у них не занимает много времени [5, с. 10]. Преимущества и возможности, создаваемые с помощью данных технологий, должны быть направлены на формирование целостного мышления и мировоззрения студентов. Однако простое механическое встраивание информационных технологий в привычный учебный процесс не может привести к революции в образовании. По мнению А. И. Шутенко, «необходимо изменять концепцию образовательного процесса, в который эти технологии вписывались бы как органичное средство обучения» [6].
Важное значение при этом имеет взаимодействие, сотворчество педагогов и студентов. Результатом такого взаимодействия будет повышение общекультурной и профессиональной компетентности, готовно-сть к профессионально-творческой самореализации, опыт педагогический, возможность интеграции этого опыта в систему профессиональных отношений.
Одна из главных проблем традиционного образования заключается в том, чтобы создать в ограниченные по времени промежутки занятий непрерывный процесс, захватывающий целиком личность студента, который смог бы найти для себя лучший способ профессиональной и жизненной самореализации. Сегодня открывается
реальная возможность решения этой проблемы в связи с развитием нового поколения информационных технологий, основанных на использовании сетевых ресурсов Интернета. В числе ведущих задач применения информационных технологий в процессе вузовского обучения должны выступать задачи обеспечения условий для полноценной самореализации студентов в образовательном пространстве вуза [6, с. 10].
Несмотря на то, что в современной литературе и исследованиях доминирует убеждение в больших преимуществах и возможностях новейших информационных технологий в образовании, вопрос о том, в чем состоят эти преимущества с точки зрения реального обеспечения развития личности в образовательном процессе, остается открытым.
Как представляется, их применение в обучении позволяет, во-первых, прибегать к различным формам усвоения материала, в частности, визуальным, динамически развернутым. Также студенты получают возможность быстрого и всестороннего поиска необходимой информации. Нужная информация запечатлеется в готовом виде с минимальными усилиями со стороны обучаемых. Главное состоит, с нашей точки зрения, «в осуществлении широкого и разветвленного спектра контактов и взаимодействий обучаемых и обучающих субъектов в информационно-образовательной среде в рамках различных форматов и связей, а также обеспечении различных уровней и режимов меж-личностных коммуникаций в образовательно-профессиональных целях» [6, с. 12]. Обучающиеся могут согласовывать собственные действия в информационной среде с действиями других субъектов в рамках решения учебно-образовательных задач. Надо также отметить возможности их самоконтроля и отслеживания правильности выполнения учебно-образовательных задач.
Другими словами, в образовательном процессе современные информационные технологии могут быть использованы в качестве: «...
1. средства обучения;
2. инструмента познания окружающей действительности и самопознания;
3. средства развития личности обучаемого;
4. объекта изучения;
5. средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями;
6. средства коммуникаций;
7. средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;
8. средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;
9. средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр» [3, с. 75] и т.д.
В настоящий момент в большинстве вузов России одной из актуальных задач является создание образовательного пространства, так как очевидно, что организация саморазвития студентов в процессе обучения должна быть связана с наличием определенных условий, к каковым, как представляется, следует относить «современное образовательное пространство вуза, обеспечивающего условия актуа-лизации внутреннего мира студента, его личностного роста, становления его самосознания, пространства, включающего в себя современного студента, преподавателя и образовательную среду вуза» [4, с. 141]. Под образовательным пространством ученые понимают «специально созданную учебным заведением образовательную и социальную среду, материально-техническую базу и преподавательскую квалификацию, которые содействуют получению учащимися разнообразной информации и образовательных услуг, способствующих их самореализации» [3, с. 76].
Как отмечают преподаватели дагестанских вузов, у подавляющего большинства студентов отсутствуют навыки самообразования, творческого подхода к изучаемым дисциплинам. Многие не имели навыков самостоятельной работы с первоисточниками, не умели конспектировать научные труды, делать выводы [7, с. 7-16; 5, с. 12]. Из чего можно сделать вывод, что проблема самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе не может быть решена без организации образовательного пространства, которое создает необходимые условия для
взращивания специалистов креативного типа, отличающихся высоким уровнем профессионализма, конкурентоспособ-
ностью, потребностью в постоянном творческом саморазвитии и профессиональном росте [8, с. 38].
Безусловно, современная вузовская образовательная среда оказывает влияние на все компоненты учебного процесса: изменяет роль, функции педагога, качественные характеристики обучающей деятельности; расширяет возможности по управлению познавательной деятельностью студентов и т.д. Как считают Г. М. Клочкова, В. И. Щеголь [9] и др., с которыми мы солидарны, для того чтобы образовательная среда способствовала саморазвитию студента, она должна предоставлять ему возможность «искать и пробовать себя» в различных направлениях работы. Современная образовательная среда в вузах формируется путем создания лабораторий, расширяющих и углубляющих направления научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей; единой вузовской компьютерной сети; разработки и использования обучающих компьютерных комплексов, способствующих эффективному применению информационных технологий. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения студентов также способствует их саморазвитию, более основательной подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности.
Одним из приоритетных направлений развития, к примеру, дагестанских вузов является внедрение во все сферы деятельности информационных технологий, повышающих эффективность обучения. Так, можно выделить следующие виды информационных ресурсов и технологий, которые используют студенты Дагестанского государственного университета в процессе самореализации в его образовательном пространстве: информационные ресурсы Научной библиотеки, сетевые информационные ресурсы, информационные ресурсы электронной почты, Интернет-портал ДГУ, программные комплексы, в том числе системы тестирования и т.д. Большое внимание уделяется компьютерным средствам обучения, которые будут эффективными, если учитывать индивидуальные особенности студентов, их мышление,
характер, жизненный опыт и т.д.; оптимальное соотношение этих средств; постепенное усложнение заданий, детерминирующих творческое начало в деятельности [4, с. 144]. Самореализация студентов в образовательном пространстве вуза может быть осуществлена в следую-щих случаях:
- обучение студентов надо начинать с актуализации информационных техно-логий и использования компьютера как неотъемлемой части процесса организации обучения и самообразования;
- вуз и преподаватели должны создать материально-техническую и программную базу образовательного пространства, быть готовыми использовать современные информационные технологии для самореализации студентов.
Таким образом, формирование стрем-
ления к самореализации в процессе осуществления образовательной деятельности - одна из основных задач вузовского обучения. Самореализация студентов зависит от наличия определенных условий, способствующих творческой деятельности студентов; от организации этой деятельности (разработка средств, приемов, методов и технологий самостоятельной активной познавательной деятельности] и её реализации.
Выпускник вуза должен иметь опреде -ленное информационно-компьютерное образование, которое даст ему дополнительную социально-экономическую мобильность, возможность быстрее ориенти-роваться и перестраиваться в информационной составляющей своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Сотникова Е. Б., Моргачёва Н. В. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения в системе школа - вуз // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4.
2. Евсецова Е. А., Яценко А. В. Ориентация студентов на творческую самореализацию в аксиологическом образовательном пространстве // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 3 (41). - С. 201-205.
3. Толстых А. А., Поддубный С. С., Казанцев А. А. и др. Современные информационные технологии как средство самореализации студентов в образовательном пространстве вуза / / Территория науки. - 2015. - № 2. - С. 75.
4. Клочкова Г. М. Творческое саморазвитие студента технического профиля в процессе конструкторской деятельности // Фундаментальные исследования. -2015. - № 2. - С. 140-144.
5. Азизова С. М. Проблемы самореализации студентов в современном дагестанском вузе / / Педагогический журнал. - 2013. - № 3-4. - С. 9-18.
6. Шутенко А. И. Функциональная модель применения современных информационных технологий в целях самореализации студентов в вузовском обучении // Наука. Мысль. - 2015.- № 8. - С. 8-16.
7. Магомедова Т. И. Культура русской речи в условиях полиязычия Дагестана: лингводидактический аспект // Язык. Словесность. Культура. - 2012. - № 2-3. -С. 7-16.
8. Горбунов А. И., Горбунова Е. Е. Культурно-образовательное пространство как необходимое условие для профессионально-творческой самореализации студентов творческих вузов // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 5-2 (80). - С. 37-40.
9. Щеголь В. И., Клочкова Г. М. Творческое саморазвитие студента в процессе формирования проектно-деятельностных компетенций: практико-ориентированная монография / под ред. В. А. Сластенина. - М. - Тольятти: ТГУ, 2011. - 670 с.
->-